Региональный инвестиционный климат как превалирующий фактор социально-экономического развития (на примере Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры)
Regional investment climate as a prevailing factor of social and economical development (the case of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra)
Порохина Олеся Валерьевна
аспирант
ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет»
e-mail: Olesia-121@ya.ru
Porokhina Olesia Valerevna
Post-graduate student FSBEI HPO «Ugra State University» E-mail: Olesia-121@ya.ru
Аннотация: В статье на основе анализа статистических данных рассмотрены основные показатели инвестиционной деятельности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, рассмотрены правовые аспекты инвестиционной деятельности в Югре, инвестиционный потенциал и инвестиционные риски региона. Выявлена взаимосвязь основных составляющих инвестиционного климата и их влияние на социально-экономическое развитие региона.
Abstract: The key figures of investment activity of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra on the basis of the analysis of statistical data are studied in the article, legal aspects of investment activity in Ugra, investment potential and investment risks of the region are studied. Interrelation of basic components of investment climate and their influence on social and economical development of the region.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиции в основной капитал, иностранные инвестиции, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск.
Keywords: investment climate, fixed investment, foreign investment, investment potential, investment risk.
Обеспечение устойчивого экономического роста посредством привлечения инвестиций является одной из важнейших задач на современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации. Решение этой задачи возможно при планомерной и эффективной политике субъектов Федерации, обеспечивающих рост экономики на региональных уровнях.
Социально-экономическое развитие регионов во многом определяется уровнем инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата. Оценка инвестиционного климата субъектов Российской Федерации позволяет выявить причины нестабильного развития региональной экономики.
Инвестиционный климат представляет собой совокупность разнонаправленных факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование инвестиционной привлекательности субъекта. К числу основополагающих факторов относят политические, социально-экономические, финансовые, правовые, на основе анализа данных которых возможно предопределить целесообразность вложения капитала в ту или иную систему хозяйствования. Наличие благоприятного инвестиционного климата в отдельно взятом субъекте Российской Федерации является важным аспектом, прямо пропорционально воздействующим на рост социально-экономического развития страны в целом, и обуславливает актуальность исследования этих вопросов, во многом характеризующих степень и эффективность производственных процессов в реальном секторе экономики.
В целях обеспечения притока инвестиций в реальный сектор экономики одной из первостепенных задач руководства субъектов Российской Федерации
на региональном уровне является создание комфортных условий для ведения бизнеса.
Инвестируя в тот или иной регион России, инвестор оценивает не только объективно созданные для этого предпосылки и условия в виде обеспеченности природными ресурсами, территориального расположения, наличия производственной инфраструктуры и т.п., но и субъективные возможности для рационального и выгодного применения этих объективно сформированных условий. В комплексе этот субъективно-объективный набор условий для инвестирования определяет уровень благоприятности инвестиционного климата в регионе.
Стратегическим регионом России, обеспечивающим энергетическую безопасность страны и являющимся крупнейшим нефтедобывающим районом государства и мира, является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. На протяжении последних лет по ряду основных экономических показателей автономный округ стабильно занимает лидирующие места среди регионов Российской Федерации, в том числе первое место по добыче сырой нефти и выработке электроэнергии, второе место - по добыче газа, поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и объему промышленного производства, третье место -по объему инвестиций в основной капитал. Основой такой стабильности автономного округа является активная деятельность руководства региона по формированию благоприятного инвестиционного климата.
Индикатором роста инвестиционной привлекательности Югры, обеспечивающим формирование инвестиционного климата, является показатель объема и темпа роста инвестиций в основной капитал (Таблица 1). Положительной динамике объема инвестиций в основной капитал способствует бюджетная, налоговая и долговая политика, принятая и проводимая в автономной округе.
Таблица 1 - Объем и структура инвестиций в основной капитал [4]
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Инвестиции в основной капитал, 472,2 507,2 637,0 671,1 720,1 709,4
млрд. рублей
Инвестиции в основной капитал, 103,0 107,4 125,6 105,4 107,3 98,5
в % к предыдущему году
Структура инвестиций по основным видам деятельности, в процентах:
добыча полезных ископаемых 72,1 77,6 75,9 73,8 70,9 75,4
обрабатывающие производства 1,1 0,9 0,6 1,1 1,5 2,1
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5,5 5,2 8,7 9,0 7,0 4,9
строительство 5,1 2,6 2,5 2,0 2,2 2,2
транспорт и связь 5,8 5,9 5,0 6,7 9,5 6,0
социальная сфера 3,5 3,0 2,3 2,4 2,2 2,2
сфера услуг 6,7 4,8 5,1 4,9 6,6 7,1
прочие 0,2 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1
Более 70 % от объема инвестиций в основной капитал занимает добыча полезных ископаемых, основной и базовой составляющей среди которых для экономики Югры является добыча нефти. Основной объём добычи нефти на территории автономного округа приходится на 9 вертикально интегрированных нефтяных компаний, добывающих порядка 99 % от общей добычи нефти по региону. Лидеры по объемам добычи нефти на территории автономного округа: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», которые добывают 80% всей нефти Югры.
Значительную часть в структуре инвестиций в основной капитал - 7,1% -по итогам 2014 года занимают предприятия сферы услуг, 6,0% - предприятия транспорта и связи, 4,9% - предприятия по производству и распределению электроэнергии газа и воды, предприятия других отраслей - 6,6 %.
Мультипликативный положительный эффект инвестиций в основной капитал посредством роста инвестиционного интереса к отраслям автономного округа соразмерен увеличению валового регионального продукта. Так, объем ВРП автономного округа в 2014 году составил 2 837,6 млрд. рублей, что в сравнении с 2013 годом больше на 47,9 млрд. рублей.
Важным моментом в формировании инвестиционного климата является наличие в регионе иностранных инвестиций. Согласно федеральному закону от
09 июля 1999 года № 160-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» под иностранными инвестициями понимают вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].
Объем поступлений иностранных инвестиций в Югру в 2013 году составил 1 766 млн. долларов США или 101, 9% по отношению к 2012 году (Таблица 2).
Таблица 2 - Объем поступлений иностранных инвестиций в Югру, млн.
долларов США [6]
№ п/ п Наименование 2009 2010 2011 2012 2013
1 Прямые инвестиции: - взносы в капитал - финансовая аренда (лизинг) - кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций - прочие прямые инвестиции 54,5 15,3 39,2 37,3 6,6 30,7 248,3 16,4 230,5 1,4 432,4 238,0 194,4 299,9
2 Портфельные инвестиции: - акции и паи - - 0,07 0,07 0,1 0,1 0,08
3 Прочие инвестиции: - торговые кредиты - прочие кредиты - прочее 57,9 57,9 0,01 1 901, 5 1 780, 8 120,6 0,03 2 083, 3 2 053, 0 26,5 3,8 1 301,6 1 225,5 73,9 2,2 1 466,8
Всего иностранных инвестиций 112,4 1 938, 2 331, 1 734,1 1 766,8
8 6
Как видно из таблицы 2 основной объем поступающих в экономику Ханты-Мансийского автономного округа - Югры иностранных инвестиций на протяжении последних лет занимают прочие инвестиции: 83% от всего объема иностранных инвестиций в 2013 году, 75% - в 2012 году, 89% - в 2011 году. При этом основная часть этих поступлений - торговые кредиты.
Доля прямых инвестиций, поступивших в Югру в 2013 году - 24,9 %, портфельных - менее 0,1 %. Значительная доля капиталовложений в автономный округ поступает в добычу нефти и газа от таких государств, как Республика Беларусь, Казахстан, Швейцария и Кипр.
Безусловно, основываясь лишь на количественных показателях инвестиций автономного округа, невозможно сделать вывод о благоприятной инвестиционной среде в регионе. К числу факторов, формирующих инвестиционный климат субъекта, следует отнести региональную правовую базу в соответствующей сфере деятельности, экономико-географическое положение региона, социо-культурные условия, сформированные в субъекте РФ с целью привлечения частных инвесторов для реализации инвестиционных проектов.
Правовой механизм поддержки инвестиций в автономном округе представлен широким спектром нормативно-правовых актов. Основополагающим документом в сфере развития инвестиционной деятельности является окружной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре», устанавливающий меры государственной региональной поддержки для инвесторов. К таким мерам относят предоставление субсидий на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам, субсидий на возмещение части затрат по лизинговым платежам за технологическое оборудование, а также
государственные гарантии инвесторам, реализующим или планирующим к реализации на территории автономного округа инвестиционные проекты [2].
Государственная поддержка частных инвесторов обеспечивает благоприятные условия ведения бизнеса в регионе, стимулируя, тем самым, привлечение инвестиций в автономный округ и поступление налоговых отчислений в региональный бюджет.
Многообразие взаимосвязанных условий и факторов, нацеленных на привлечение инвестиций в субъект, образовывают инвестиционный потенциал региона, который, в свою очередь, представлен следующими видами частного потенциала: природно-ресурсный, трудовой, финансовый, производственный, потребительский, институциональный, инфраструктурный, туристический и инновационный. Такая совокупность компонентов инвестиционного потенциала является фундаментом наиболее известной в России методики, используемой рейтинговым агентством «Эксперт РА».
Согласно такой методике автономный округ на протяжении последних лет занимает 14 место в ранге инвестиционных потенциалов среди субъектов Российской Федерации [5]. Такое выгодное положение Югра занимает в силу своего природно-ресурсного превалирования на фоне других субъектов России. Отмеченное ранее лидирующее первое место по добыче нефти по состоянию на 1 января 2015 года характеризуется 10 725,4 млн. тонн накопленных ресурсов. Кроме того, наличие на территории округа обильного спектра минерально-сырьевых (кварц, уголь и др.), лесных и иных ресурсов также значительно увеличивают ранг природно-ресурсного потенциала региона в целом.
Следствием богатого фонда природных источников автономного округа является рост налоговых поступлений, как в бюджет региона, так и консолидированный бюджет Российской Федерации. Об этом свидетельствует высокая оценка финансового потенциала региона.
Следует отметить, что по итогам 2014 года Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в пятерку лидеров по уровню доходов населения среди субъектов Уральского федерального округа и Российской
Федерации. Так, в 2014 году наблюдается увеличение среднедушевых денежных доходов населения Югры на 7,6% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (более 40 тыс. рублей). В номинальном выражении среднедушевые денежные доходы населения округа на протяжении ряда лет остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (за 2014 год -второе место в Уральском Федеральном округе после Ямало-Ненецкого автономного округа).
Сосредоточение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре крупных производственных компаний создают предпосылки для активного развития инвестиционной инфраструктуры региона и обеспечивают 4 место в ранге производственных потенциалов среди субъектов России.
Трудовой потенциал региона характеризуют показатели занятости населения. По итогам 2014 года численность трудовых ресурсов в Югре составила 1 202,4 тыс. человек (100,2% к аналогичному периоду 2013 года), численность экономически активного населения - 962,5 тыс. человек (100,2% к аналогичному периоду 2013 года).
Существенно, что предпринятый в 2014 году Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры комплекс мероприятий, нацеленных на содействие занятости населения региона, способствовал тому, что автономный округ вошел в число 10 субъектов Российской Федерации, имеющих наименьший уровень зарегистрированной безработицы - 0,4 % от экономически активного населения (в целом по Российской Федерации - 1,2%).
Опираясь на оценку каждого отдельного компонента инвестиционного потенциала, рейтинговым агентством «Эксперт РА» Ханты-Мансийский автономный округ определен как регион со средним потенциалом.
Однако, говоря о положительных аспектах формирования и развития инвестиционного климата в том или ином субъекте Российской Федерации, нельзя не отметить, что существуют определенные виды рисков, препятствующие этому развитию.
Снова обращаясь к методике «Эксперт РА» рассмотрим функционал рисков, оказывающих, по мнению специалистов рейтингового агентства, непосредственное влияние на инвестиционную деятельность региона и формирование благоприятного инвестиционного климата. Выделяют финансовый, социальный, управленческий, экономический, экологический и криминальный риски (Таблица 3).
Таблица 3 - Оценка уровня инвестиционного риска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА»), [5]
№ п/п Инвестиционный риск 2009 2010 2011 2012 2013 2014
1 Финансовый 2 34 4 1 1 3
2 Управленческий 25 22 43 43 16 24
3 Экономический 8 9 16 24 25 18
4 Социальный 24 16 24 40 40 36
5 Криминальный 49 60 67 64 69 76
6 Экологический 81 81 71 73 73 73
7 Итого инвестиционный риск 27 36 24 24 20 27
Как видно из таблицы 3 автономный округ, по итогам 2014 года потерял 7 позиций по итоговому показателю инвестиционного риска. Это, в первую очередь, объясняется политической обстановкой на мировом уровне. При этом в силу сбалансированности регионального бюджета, Югра входит в тройку лидеров среди регионов с наименьшим финансовым риском, за счет низкого значения которого округ занимает 27 место по уровню совокупного инвестиционного риска среди всех субъектов Российской Федерации.
Рисками, значительно снижающими обобщающий показатель инвестиционного риска Югры, являются экологический и криминальный риски (73 и 76 место в рейтинге среди субъектов России).
С целью минимизации экологических рисков руководству региона необходимо создать такие условия устойчивого экологического развития
автономного округа, посредством воплощения которых Югра осуществит планомерный переход на модель «зеленой» экономики, то есть применение в производстве высокотехнологичных инноваций, дружественных с природой и здоровьем населения региона.
Кардинальных мер Правительства автономного округа требует и высокий показатель уровня криминального риска региона. В целях привлечения потенциальных инвесторов в автономный округ первоначально необходимо обеспечить экономическую безопасность региона, а для этого необходимы активные действия по снижению уровня криминногенности региона.
Нельзя не отметить, что на протяжении последних лет основным риском нефтяного региона остается его моносырьевая зависимость. Формирование диверсифицированного нефтегазового кластера будет способствовать устойчивому росту экономики региона с инновационным характером традиционного ресурсного освоения территории, стимулируя, тем самым, структурные сдвиги для прогрессивного технологического развития. Образование и развитие конкурентоспособных промышленных кластеров позволит диверсифицировать структуру экономики автономного округа. Использование инновационных технологий и новейшего оборудования обеспечат не только прибыльность вновь создаваемых предприятий, но и приток инвестиций в реальный сектор экономики Югры, создание новых рабочих мест, и, как следствие, рост налоговых отчислений в региональный бюджет, объема инвестиций в основной капитал, валового регионального продукта.
Улучшение основных экономических показателей региона есть, своего рода, призыв инвесторов к осуществлению его инвестиционных замыслов, реализация которых невозможна без активной поддержки со стороны Правительства субъектов Российской Федерации.
Нацеленность автономного округа на формирование устойчивого развития экономики и обеспечение благоприятного инвестиционного климата должна стать приоритетной задачей органов исполнительной государственной
власти, обеспечив при этом комфортные условия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целом.
Список литературы:
1. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 09.07.1999 года (ред. от 06.12.2011) № 160-ФЗ. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре [Электронный ресурс]: Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 31.03.2012 (ред. от 05.04.2013) №33-оз. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 № 101-рп. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2013 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.04.2014 № 134-рп. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
5. Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2014 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.04.2015 № 169-рп. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
6. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». -[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.raexpert.ru
7. Территориальный орган службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://khmstat.gks.ru/.