Научная статья на тему 'Экономическая оценка развития инвестиционной привлекательности региона: инновационная составляющая'

Экономическая оценка развития инвестиционной привлекательности региона: инновационная составляющая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / МОНООТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Любовь Леонидовна, Бузмаков Андрей Васильевич

В статье рассматривается инвестиционная привлекательность региона в случае моноотраслевого характера экономики на примере Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Учитывая развитую инновационную инфраструктуру округа и заложенный в нее потенциал, целесообразным является развитие инновационной составляющей экономики ХМАО-Югры, как драйвера роста инвестиционной привлекательности экономики округа в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богомолова Любовь Леонидовна, Бузмаков Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка развития инвестиционной привлекательности региона: инновационная составляющая»

УДК 330.32

Богомолова Любовь Леонидовна

кандидат экономических наук, профессор

l_bogomolova@ugrasu.ru

Бузмаков Андрей Васильевич

аспирант кафедры экономики Института

менеджмента Юрского государственного университета

buzmakov1@gmail.com

Lubov L. Bogomolova

сandidate of етоштк Sciences, professor

l_bogomolova@ugrasu.ru

Andrey V. Buzmakov

graduate student of chair of economy of Institute of management of the Jurassic state university buzmakov1@gmail.com

Экономическая оценка развития инвестиционной привлекательности региона: инновационная составляющая

Economic evaluation of investment attractiveness of the region's development:

an innovative component

Аннотация. В статье рассматривается инвестиционная привлекательность региона в случае моноотраслевого характера экономики на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Учитывая развитую инновационную инфраструктуру округа и заложенный в нее потенциал, целесообразным является развитие инновационной составляющей экономики ХМАО-Югры, как драйвера роста инвестиционной привлекательности экономики округа в целом.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инновации, инновационное развитие, инвестиции, моноотраслевая экономика.

Annotation: The article considers the investment attractiveness of the region in the case of single-industry-based economy by the example of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug. Given the development of innovation infrastructure in the district and laid its potential, it is appropriate to develop an innovative component of the economy of Khanty-Mansi Autonomous Okrug growth as drivers of investment attractiveness of the region's economy as a whole.

Keywords: investment attractiveness, innovation, innovative development, investment, single-industry economy.

На современном этапе развития российской экономики, модернизирующейся в соответствии с мировыми потребностями рынка, необходима качественная перестройка структуры хозяйственной деятельности, как всей страны, так и каждого отдельного региона.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает первое место среди субъектов России по добыче нефти, включая газовый конденсат - около 51,1% от общего объема, первое место по производству электроэнергии - 7,9% от общего объема, второе место по добыче газа - 4,7% от общего объема, второе место по объему промышленного производства около 7,6% от общего объема [6].

Отраслевую направленность региональной экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры формируют предприятия нефтегазодобывающей промышленности.

Рис.1 Структура валового регионального продукта ХМАО-Югры за 2012 г.

Наибольший удельный вес в валовом региональном продукте региона -около 63,05% занимает добыча полезных ископаемых. Второе и третье место занимают «Транспорт и связь» и «Строительство» с долями 6,95% и 5,95% соответственно. Эти отрасли во многом обслуживают основное для региона направление - добычу углеводородов и, по сравнению с ней, выглядят незначительно. Аналогичная ситуация обстоит с торговлей и с электроэнергетикой с долями 4,25% и 3,25% соответственно.

Стабильность моноотраслевой экономики ХМАО-Югры значительно подвергнута влиянию рыночной конъюнктуры на международном топливно-энергетическом рынке, что негативно сказывается на общей инвестиционной привлекательности округа и играет особую роль для потенциальных инвесторов, вкладывающих капитал не в нефтяную или газовую отрасли.

Свыше 69 проектов на общую сумму 580,7 млрд. руб. было реализовано и предполагается к реализации на территории ХМАО-Югры [6].

№ Отрасли Кол-во проек тов Инвестицио нная емкость проектов, млн. руб. Из них реализованы/ реализуются, млн. руб. Доля от общего объема инвестиций, %

1 Нефтегазохимиче ский кластер 35 133 467,5 110 663,625 22,98

2 Электроэнергети ка 4 321 404,00 103 585,00 55,34

3 Лесопромышленн ый кластер 9 10 232,464 4 721,96 1,76

4 Строительство 11 21 343,55 21343,55 3,67

5 Горнорудный кластер 1 5 270,00 5 270,00 0,90

6 Развитие ГЧП 4 86 767,12 42 216,00 14,94

7 Переработка ТБО 1 493,00 493,00 0,08

8 Сельское хозяйство 3 1 679,18 1 679,18 0,29

9 Пищевая промышленность 1 50,00 50,00 0,04

Итого: 69 580 706,814 290 022,31 100

Положительное инвестиционное сальдо региона дает определенные предпосылки для качественного роста региональной производительности и диверсификации экономики.

К основным факторам, сдерживающим современное развитие диверсифицированной экономики региона, можно отнести следующие:

1. Недостаточная развитость инфраструктуры;

2. Повышенные затраты на содержание персонала и организации деятельности предприятия;

3. Неэффективность государственной поддержки небольших предприятий и частных предпринимателей;

Наиболее перспективным драйвером развития структуры хозяйственной деятельности могут стать предприятия, создающие, внедряющие и реализующие высокотехнологичные продукты. Повышенные затраты на содержание персонала и организацию деятельности окупятся высокой добавочной стоимостью продукта в силу его новизны и возможность получения гранта от АУ «Технопарк высоких технологий» на развитие технологичного производства, что частично снимет проблему поддержки технологичных компаний. Однако острым остается вопрос в содействии финансирования испытательных мероприятий, вывода новых продуктов на рынок и коммерциализации выработанных технологий и услуг.

Сегодня в ХМАО-Югре созданы и успешно функционируют инфраструктурные организации и учреждения государственной поддержки инновационной деятельности:

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Технопарк высоких технологий»;

Некоммерческая организация «Фонд поддержки

предпринимательства Югры»;

Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;

Некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;

ООО «Окружной Бизнес - Инкубатор»;

Сетевой центр коллективного пользования уникальным научным оборудованием;

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий» [3].

По результатам 2012 года на территории округа реализуется 90 инновационных проектов различных масштабов и в различных сферах деятельности . В рамках этих проектов было привлечено прямых инвестиций на сумму более 280 млн. руб., создано более 455 рабочих мест и реализовано продукции на сумму 683 млн. руб.[3]. Все это в значительной мере повысило инвестиционную привлекательность региона.

Таблица 2 - Структура инновационной деятельности в

№ Отрасли Привлеченные Созданные Реализованная

инвестиции (млн. руб.) рабочие места продукция (млн.руб.)

1. Топливно- энергетический комплекс 154,5 166 304,8

2. Информационно- телекоммуникационные системы 37,6 103 211,7

3. Строительство и ЖКК 68,3 116 151,5

4. Транспорт 1,15 18 10,2

5. Технологии в области экологии 14,3 22 3,9

6. Медицинские и биотехнологии 5,9 30 1,1

Всего: 281,75 455 683,2

Всего в 2010-2012 годах на поддержку инновационной деятельности в автономном округе было направлено 257 450 млн. руб., или на 1 рубль государственных субсидий пришлось 1,09 рубля привлеченных инвестиций, и 2,6 рубля реализованной продукции.

Мероприятия государственной поддержки могут быть реализованы в различных формах: грантовая поддержка начинающих предпринимателей для создания инновационных компаний, государственная поддержка организаций инновационной инфраструктуры; поддержка действующих инновационных компаний - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, государственная поддержка экспортно-ориентированных предприятий и другие [4].

Региональными особенностями инновационной сферы округа является то, что она формируется сравнительно недавно и на данный момент требует постоянного государственного участия. Тем не менее, уже есть первые положительные результаты, по которым можно судить об эффективности внедрения инновационной составляющей в экономику региона.

Научный потенциал автономного округа сосредоточен в 15 ведущих организациях, из которых 5 - государственные вузы, в том числе один федеральный, 10 - научные организации различной организационно-правовой формы. Численность научных работников составляет более 3500 человек, при этом кадровый потенциал распределён в равной степени между вузами и научными организациями.

Структура инновационных компаний представлена следующим образом:

73 резидента АУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Технопарк высоких технологий»;

12 компаний при Сургутском государственном университете;

4 компании при Югорском государственном университете;

1 компания при Ханты-Мансийской государственной медицинской академии [3].

Таблица 3 - Динамика основных показателей инновационной деятельности организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (без субъектов

малого предпринимательства)

2007 2008 2009 2010 2011

Число инновационно-активных организаций 33 33 44 48 53

Затраты на инновации (млн.руб.) 18 229,0 18516,1 20182,9 21047,3 26 521, 4

Удельный вес организаций, осуществлявших инновации в общем числе организаций, % 7,7 5,2 7,0 7,5 8,3

Объём отгруженной инновационной продукции 9 807,0 13 698,0 8 377,3 17 890,2 59 617,9

(млн.руб.)

Удельный вес инновац. товаров, работ услуг в общем объёме товаров, работ, услуг, % 0,6 0,7 0,5 0,9 2,2

В сфере крупного и среднего бизнеса в 2011 году в автономном округе осуществляли свою деятельность 53 инновационных организации крупного и среднего бизнеса, что составляет 8,3 % общего числа организаций округа. Наблюдается положительная динамика изменений в инновационной сфере за период с 2007 по 2011 год., при этом удельный вес инновационных товаров, работ услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг вырос до 2,2 %, а объём отгруженной инновационной продукции организациями, осуществлявшими инновации, составил 59 617,9 млн.руб. в 2011 году.

Затраты на инновации организаций крупного и среднего бизнеса в 2011 составили свыше 26 521,4 млн.руб. Удельный вес организаций, осуществляющих инновации, в общем числе организаций -8,3 %.

Одновременно с крупным и средним бизнесом в инновационной сфере автономного округа развивается и малый инновационный бизнес.

Малые инновационные компании реализуют инновационные проекты в различных сферах деятельности, причём все проекты находятся на разной стадии реализации. Проекты ориентированы на потребности жителей, предприятий и организаций автономного округа в сфере топливно-энергетического комплекса, 1Т-технологий, строительства, ЖКХ, транспорта, экологии и т.д. Малыми инновационными компаниями автономного округа за период с 2010 по июль 2012 года реализовано в общей сложности продукции (товаров, работ, услуг) на сумму более 700 млн.руб., налоговые поступления составили около 12 млн.руб., количество созданных и сохранённых рабочих мест - около 500, объём привлечённых инвестиций - около 300 млн.руб. Более 43 % из всех проектов, реализуемых малыми инновационными компаниями, уже находятся на стадии внедрения или коммерциализации проектов.

Программно - целевой метод предполагает, что дальнейшее социально-экономическое развитие округа должно основываться именно на высокотехнологичном производстве, что улучшит инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность региона.

Реализация инновационного сценария развития округа выгодна и тем, что инфраструктура развития высокотехнологичного производства требовательна ко многим экономическим аспектам развития территории, а это, в свою очередь, выступает драйвером развития всей экономики региона или, иными словами:

• наукоемкие производственные технологии обеспечивают производство уникального товара, оптимизируют производственный процесс и сокращают издержки компаний;

высокоразвитым человеческим потенциал осуществляет сложнеишие производственные операции, требует постоянного повышения уровня образования, специализации и предприимчивости;

новейшее оборудование, материалы, сервис: обеспечивают появление новых видов производств, товаров и услуг, создают условия для применения новых технологий на практике.

Рис.4 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность в 2011-2013 гг.

Для повышения инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности в регионе необходимо менять дальнейшие приоритеты развития экономики. Эффективным можно считать поворот от создания различных бюджетных льгот и преференций, которыми в полную меру пользуются лишь нефтегазовые компании, в пользу инновационных и наукоемких компаний.

Основные направления повышения инвестиционной привлекательности в инновационной сфере ХМАО-Югры включают в себя:

Создание комплекса условий и прямых стимулов, рассчитанных исключительно на проекты, связанные с новыми технологиями;

Введение практики балльной оценки по градациям потенциальных инвестиционных проектов в зависимости от сложности их реализации на территории округа (стоимость технологии, затраты на внедрение технологии и вывода продукта на рынок, кадровые потребности и др.);

Предоставление конкретных льгот и государственного участия соразмерно сложности инновационного проекта;

Доступность информации о передовых технологиях, продуктах и процессах, которые могут принести на региональный рынок новые товары, а также повысить эффективность как отдельной отрасли, так и всей экономики в целом;

Параллельное стимулирование повышения производительности труда.

Только в этом случае возможно усилить инновационную составляющую инвестиционной привлекательности Ханты-_Мансийского автономного округа-Югры.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Информация о Фонде содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. [Электронный ресурс]. URL: http://sb-ugra.ru/infrastucture/fund/

2. Отчет социалъно-экономичского развития ХМАО-Югра. [Электронный ресурс]. URL: http://admhmao. ru

3. Итоги развития инновационной деятельности на территории автономного округа за январъ-декабръ 2012 года.[Электронный ресурс]. URL: http://admhmao. ru

4. Итоги развития инновационной деятельности на территории автономного округа за январъ-декабръ на 1 октября 2011 года.[Электронный ресурс]. URL: http://admhmao. ru

5. Информация о реализации инновационных проектов малыми и средними инновационными компаниями - резидентами автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Технопарк высоких технологий» (2010-2012 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://admhmao. ru

6. Инвестиционный паспорт Югры. Официалъный сайт департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.) [Электронный ресурс]. URL: http://www. depeconom.admhmao. ru

Literature:

1 . Information on Fund of assistance to development of investments into subjects of small and average business in Khanty-Mansi Autonomous Area. [Electronic resource]. URL: http://sb-ugra.ru/infrastucture/fund/

2 . Report social экономичского developments of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. [Electronic resource]. URL: http://admhmao.ru

3 . Results of development of innovative activity in the territory of the autonomous area for January-December, 2012. [Electronic resource]. URL: http://admhmao.ru

4 . Results of development of innovative activity in the territory of the autonomous area for January-December for October 1, 2011. [Electronic resource]. URL: http://admhmao.ru

5 . Information on implementation of innovative projects by the small and medium-sized innovative companies - residents of autonomous establishment of Khanty-Mansi Autonomous Area "Science and technology park of high technologies" (2010-2012) [Electronic resource]. URL: http://admhmao.ru

6 . Investment passport of Yugra. Official site of department of economic development of Khanty-Mansi Autonomous Area. ) [Electronic resource]. URL: http://www. depeconom.admhmao. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.