УДК 330.32
Богомолова Любовь Леонидовна
кандидат экономических наук, профессор
Бузмаков Андрей Васильевич
аспирант кафедры экономики Института
менеджмента Юрского государственного университета
Lubov L. Bogomolova
сandidate of етоштк Sciences, professor
Andrey V. Buzmakov
graduate student of chair of economy of Institute of management of the Jurassic state university [email protected]
Экономическая оценка развития инвестиционной привлекательности региона: инновационная составляющая
Economic evaluation of investment attractiveness of the region's development:
an innovative component
Аннотация. В статье рассматривается инвестиционная привлекательность региона в случае моноотраслевого характера экономики на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Учитывая развитую инновационную инфраструктуру округа и заложенный в нее потенциал, целесообразным является развитие инновационной составляющей экономики ХМАО-Югры, как драйвера роста инвестиционной привлекательности экономики округа в целом.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инновации, инновационное развитие, инвестиции, моноотраслевая экономика.
Annotation: The article considers the investment attractiveness of the region in the case of single-industry-based economy by the example of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug. Given the development of innovation infrastructure in the district and laid its potential, it is appropriate to develop an innovative component of the economy of Khanty-Mansi Autonomous Okrug growth as drivers of investment attractiveness of the region's economy as a whole.
Keywords: investment attractiveness, innovation, innovative development, investment, single-industry economy.
На современном этапе развития российской экономики, модернизирующейся в соответствии с мировыми потребностями рынка, необходима качественная перестройка структуры хозяйственной деятельности, как всей страны, так и каждого отдельного региона.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает первое место среди субъектов России по добыче нефти, включая газовый конденсат - около 51,1% от общего объема, первое место по производству электроэнергии - 7,9% от общего объема, второе место по добыче газа - 4,7% от общего объема, второе место по объему промышленного производства около 7,6% от общего объема [6].
Отраслевую направленность региональной экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры формируют предприятия нефтегазодобывающей промышленности.
Рис.1 Структура валового регионального продукта ХМАО-Югры за 2012 г.
Наибольший удельный вес в валовом региональном продукте региона -около 63,05% занимает добыча полезных ископаемых. Второе и третье место занимают «Транспорт и связь» и «Строительство» с долями 6,95% и 5,95% соответственно. Эти отрасли во многом обслуживают основное для региона направление - добычу углеводородов и, по сравнению с ней, выглядят незначительно. Аналогичная ситуация обстоит с торговлей и с электроэнергетикой с долями 4,25% и 3,25% соответственно.
Стабильность моноотраслевой экономики ХМАО-Югры значительно подвергнута влиянию рыночной конъюнктуры на международном топливно-энергетическом рынке, что негативно сказывается на общей инвестиционной привлекательности округа и играет особую роль для потенциальных инвесторов, вкладывающих капитал не в нефтяную или газовую отрасли.
Свыше 69 проектов на общую сумму 580,7 млрд. руб. было реализовано и предполагается к реализации на территории ХМАО-Югры [6].
№ Отрасли Кол-во проек тов Инвестицио нная емкость проектов, млн. руб. Из них реализованы/ реализуются, млн. руб. Доля от общего объема инвестиций, %
1 Нефтегазохимиче ский кластер 35 133 467,5 110 663,625 22,98
2 Электроэнергети ка 4 321 404,00 103 585,00 55,34
3 Лесопромышленн ый кластер 9 10 232,464 4 721,96 1,76
4 Строительство 11 21 343,55 21343,55 3,67
5 Горнорудный кластер 1 5 270,00 5 270,00 0,90
6 Развитие ГЧП 4 86 767,12 42 216,00 14,94
7 Переработка ТБО 1 493,00 493,00 0,08
8 Сельское хозяйство 3 1 679,18 1 679,18 0,29
9 Пищевая промышленность 1 50,00 50,00 0,04
Итого: 69 580 706,814 290 022,31 100
Положительное инвестиционное сальдо региона дает определенные предпосылки для качественного роста региональной производительности и диверсификации экономики.
К основным факторам, сдерживающим современное развитие диверсифицированной экономики региона, можно отнести следующие:
1. Недостаточная развитость инфраструктуры;
2. Повышенные затраты на содержание персонала и организации деятельности предприятия;
3. Неэффективность государственной поддержки небольших предприятий и частных предпринимателей;
Наиболее перспективным драйвером развития структуры хозяйственной деятельности могут стать предприятия, создающие, внедряющие и реализующие высокотехнологичные продукты. Повышенные затраты на содержание персонала и организацию деятельности окупятся высокой добавочной стоимостью продукта в силу его новизны и возможность получения гранта от АУ «Технопарк высоких технологий» на развитие технологичного производства, что частично снимет проблему поддержки технологичных компаний. Однако острым остается вопрос в содействии финансирования испытательных мероприятий, вывода новых продуктов на рынок и коммерциализации выработанных технологий и услуг.
Сегодня в ХМАО-Югре созданы и успешно функционируют инфраструктурные организации и учреждения государственной поддержки инновационной деятельности:
Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Технопарк высоких технологий»;
Некоммерческая организация «Фонд поддержки
предпринимательства Югры»;
Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
Некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
ООО «Окружной Бизнес - Инкубатор»;
Сетевой центр коллективного пользования уникальным научным оборудованием;
Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий» [3].
По результатам 2012 года на территории округа реализуется 90 инновационных проектов различных масштабов и в различных сферах деятельности . В рамках этих проектов было привлечено прямых инвестиций на сумму более 280 млн. руб., создано более 455 рабочих мест и реализовано продукции на сумму 683 млн. руб.[3]. Все это в значительной мере повысило инвестиционную привлекательность региона.
Таблица 2 - Структура инновационной деятельности в
№ Отрасли Привлеченные Созданные Реализованная
инвестиции (млн. руб.) рабочие места продукция (млн.руб.)
1. Топливно- энергетический комплекс 154,5 166 304,8
2. Информационно- телекоммуникационные системы 37,6 103 211,7
3. Строительство и ЖКК 68,3 116 151,5
4. Транспорт 1,15 18 10,2
5. Технологии в области экологии 14,3 22 3,9
6. Медицинские и биотехнологии 5,9 30 1,1
Всего: 281,75 455 683,2
Всего в 2010-2012 годах на поддержку инновационной деятельности в автономном округе было направлено 257 450 млн. руб., или на 1 рубль государственных субсидий пришлось 1,09 рубля привлеченных инвестиций, и 2,6 рубля реализованной продукции.
Мероприятия государственной поддержки могут быть реализованы в различных формах: грантовая поддержка начинающих предпринимателей для создания инновационных компаний, государственная поддержка организаций инновационной инфраструктуры; поддержка действующих инновационных компаний - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, государственная поддержка экспортно-ориентированных предприятий и другие [4].
Региональными особенностями инновационной сферы округа является то, что она формируется сравнительно недавно и на данный момент требует постоянного государственного участия. Тем не менее, уже есть первые положительные результаты, по которым можно судить об эффективности внедрения инновационной составляющей в экономику региона.
Научный потенциал автономного округа сосредоточен в 15 ведущих организациях, из которых 5 - государственные вузы, в том числе один федеральный, 10 - научные организации различной организационно-правовой формы. Численность научных работников составляет более 3500 человек, при этом кадровый потенциал распределён в равной степени между вузами и научными организациями.
Структура инновационных компаний представлена следующим образом:
73 резидента АУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Технопарк высоких технологий»;
12 компаний при Сургутском государственном университете;
4 компании при Югорском государственном университете;
1 компания при Ханты-Мансийской государственной медицинской академии [3].
Таблица 3 - Динамика основных показателей инновационной деятельности организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (без субъектов
малого предпринимательства)
2007 2008 2009 2010 2011
Число инновационно-активных организаций 33 33 44 48 53
Затраты на инновации (млн.руб.) 18 229,0 18516,1 20182,9 21047,3 26 521, 4
Удельный вес организаций, осуществлявших инновации в общем числе организаций, % 7,7 5,2 7,0 7,5 8,3
Объём отгруженной инновационной продукции 9 807,0 13 698,0 8 377,3 17 890,2 59 617,9
(млн.руб.)
Удельный вес инновац. товаров, работ услуг в общем объёме товаров, работ, услуг, % 0,6 0,7 0,5 0,9 2,2
В сфере крупного и среднего бизнеса в 2011 году в автономном округе осуществляли свою деятельность 53 инновационных организации крупного и среднего бизнеса, что составляет 8,3 % общего числа организаций округа. Наблюдается положительная динамика изменений в инновационной сфере за период с 2007 по 2011 год., при этом удельный вес инновационных товаров, работ услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг вырос до 2,2 %, а объём отгруженной инновационной продукции организациями, осуществлявшими инновации, составил 59 617,9 млн.руб. в 2011 году.
Затраты на инновации организаций крупного и среднего бизнеса в 2011 составили свыше 26 521,4 млн.руб. Удельный вес организаций, осуществляющих инновации, в общем числе организаций -8,3 %.
Одновременно с крупным и средним бизнесом в инновационной сфере автономного округа развивается и малый инновационный бизнес.
Малые инновационные компании реализуют инновационные проекты в различных сферах деятельности, причём все проекты находятся на разной стадии реализации. Проекты ориентированы на потребности жителей, предприятий и организаций автономного округа в сфере топливно-энергетического комплекса, 1Т-технологий, строительства, ЖКХ, транспорта, экологии и т.д. Малыми инновационными компаниями автономного округа за период с 2010 по июль 2012 года реализовано в общей сложности продукции (товаров, работ, услуг) на сумму более 700 млн.руб., налоговые поступления составили около 12 млн.руб., количество созданных и сохранённых рабочих мест - около 500, объём привлечённых инвестиций - около 300 млн.руб. Более 43 % из всех проектов, реализуемых малыми инновационными компаниями, уже находятся на стадии внедрения или коммерциализации проектов.
Программно - целевой метод предполагает, что дальнейшее социально-экономическое развитие округа должно основываться именно на высокотехнологичном производстве, что улучшит инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность региона.
Реализация инновационного сценария развития округа выгодна и тем, что инфраструктура развития высокотехнологичного производства требовательна ко многим экономическим аспектам развития территории, а это, в свою очередь, выступает драйвером развития всей экономики региона или, иными словами:
• наукоемкие производственные технологии обеспечивают производство уникального товара, оптимизируют производственный процесс и сокращают издержки компаний;
высокоразвитым человеческим потенциал осуществляет сложнеишие производственные операции, требует постоянного повышения уровня образования, специализации и предприимчивости;
новейшее оборудование, материалы, сервис: обеспечивают появление новых видов производств, товаров и услуг, создают условия для применения новых технологий на практике.
Рис.4 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность в 2011-2013 гг.
Для повышения инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности в регионе необходимо менять дальнейшие приоритеты развития экономики. Эффективным можно считать поворот от создания различных бюджетных льгот и преференций, которыми в полную меру пользуются лишь нефтегазовые компании, в пользу инновационных и наукоемких компаний.
Основные направления повышения инвестиционной привлекательности в инновационной сфере ХМАО-Югры включают в себя:
Создание комплекса условий и прямых стимулов, рассчитанных исключительно на проекты, связанные с новыми технологиями;
Введение практики балльной оценки по градациям потенциальных инвестиционных проектов в зависимости от сложности их реализации на территории округа (стоимость технологии, затраты на внедрение технологии и вывода продукта на рынок, кадровые потребности и др.);
Предоставление конкретных льгот и государственного участия соразмерно сложности инновационного проекта;
Доступность информации о передовых технологиях, продуктах и процессах, которые могут принести на региональный рынок новые товары, а также повысить эффективность как отдельной отрасли, так и всей экономики в целом;
Параллельное стимулирование повышения производительности труда.
Только в этом случае возможно усилить инновационную составляющую инвестиционной привлекательности Ханты-_Мансийского автономного округа-Югры.
Литература:
1. Информация о Фонде содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. [Электронный ресурс]. URL: http://sb-ugra.ru/infrastucture/fund/
2. Отчет социалъно-экономичского развития ХМАО-Югра. [Электронный ресурс]. URL: http://admhmao. ru
3. Итоги развития инновационной деятельности на территории автономного округа за январъ-декабръ 2012 года.[Электронный ресурс]. URL: http://admhmao. ru
4. Итоги развития инновационной деятельности на территории автономного округа за январъ-декабръ на 1 октября 2011 года.[Электронный ресурс]. URL: http://admhmao. ru
5. Информация о реализации инновационных проектов малыми и средними инновационными компаниями - резидентами автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Технопарк высоких технологий» (2010-2012 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://admhmao. ru
6. Инвестиционный паспорт Югры. Официалъный сайт департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.) [Электронный ресурс]. URL: http://www. depeconom.admhmao. ru
Literature:
1 . Information on Fund of assistance to development of investments into subjects of small and average business in Khanty-Mansi Autonomous Area. [Electronic resource]. URL: http://sb-ugra.ru/infrastucture/fund/
2 . Report social экономичского developments of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. [Electronic resource]. URL: http://admhmao.ru
3 . Results of development of innovative activity in the territory of the autonomous area for January-December, 2012. [Electronic resource]. URL: http://admhmao.ru
4 . Results of development of innovative activity in the territory of the autonomous area for January-December for October 1, 2011. [Electronic resource]. URL: http://admhmao.ru
5 . Information on implementation of innovative projects by the small and medium-sized innovative companies - residents of autonomous establishment of Khanty-Mansi Autonomous Area "Science and technology park of high technologies" (2010-2012) [Electronic resource]. URL: http://admhmao.ru
6 . Investment passport of Yugra. Official site of department of economic development of Khanty-Mansi Autonomous Area. ) [Electronic resource]. URL: http://www. depeconom.admhmao. ru