УДК 330.332 Прокопьев Александр Владимирович
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общепрофессиональных и специальных дисциплин по экономике филиала Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) в г. Нижневартовске
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КЛАСТЕРОВ
Prokopyev Alexander Vladimirovich
PhD in Economics, Assistant Professor, General Professional and Special Economic Disciplines Department, Nizhnevartovsk branch of Southern Ural State National Research University
INVESTMENT POTENTIAL OF THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS
AREA - YUGRA AND THE FIRST-PRIORITY AREAS OF ITS EXPLOITATION BASED ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE CLUSTER SYSTEM
Аннотация:
В статье проводится анализ структуры и динамики основных показателей инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, проводится сравнение с аналогичными показателями по Российской Федерации, дается оценка инвестиционного потенциала развития округа, определяются приоритетные направления использования инвестиционного потенциала, предполагающие формирование и развитие системы диверсифицирующих кластеров. Проведенное исследование позволяет утверждать, что автономный округ имеет достаточный инвестиционный потенциал развития, резервы роста объема инвестиций в основной капитал, а кластерный подход к стратегическому инвестиционному планированию позволяет более эффективно использовать инвестиционный потенциал территории.
Ключевые слова:
инвестиции, система кластеров, ХМАО - Югра, основной капитал, иностранные инвестиции, добыча нефти, инвестиционный потенциал, приоритетные направления развития.
Summary:
The article analyzes the structure and the dynamics of the main indicators of investment activity in the Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra. The author compares their values with similar indicators of the Russian Federation, assesses investment potential of the region, and identifies first-priority areas for exploitation of the investment potential, which involves the formation and development of the diversified clusters system. The undertaken study suggests that the autonomous area has sufficient investment potential for development and reserves for the growth of investment into the capital stock, while the cluster approach to strategic investment planning allows to use more efficiently the investment potential of the territory.
Keywords:
investment, system of clusters, Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra, basic stock, foreign investment, oil production, investment potential, priority areas of development.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из основных бюджетоформи-рующих регионов нашей страны, экономика которого специализирована преимущественно на добыче и переработке нефти и газа. Это один из стратегических регионов России, обеспечивающий энергетическую безопасность страны и накопление необходимых финансовых ресурсов для осуществления модернизации и инновационного развития. Нефтегазодобыча и переработка - отрасли, требующие крупных инвестиционных вложений в развитие производства. Поэтому в округе создан целый ряд организационно-экономических механизмов и институтов, направленных на активизацию инвестиционного процесса.
В округе успешно функционируют такие организации, как фонд поддержки предпринимательства Югры, окружной бизнес-инкубатор, фонд микрофинансирования. Реализуются окружные и муниципальные программы, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности.
Для иллюстрации инвестиционной деятельности в округе приведем следующие данные. Так, в 2012 г. объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Российской Федерации составил 87 770 руб. Аналогичный показатель в ХМАО - Югре - 425 878 руб., то есть почти в 5 раз больше. Лишь в малонаселенных Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах данный показатель выше, чем в ХМАО - Югре [1, с. 51-53]. По общему объему инвестиций в основной капитал округ уверенно занимает третье место после Москвы и Краснодарского края.
Если рассмотреть динамику инвестиций в основной капитал, то, как видно из таблицы 1, она в среднем выше по округу, чем по стране в целом. Удельный вес инвестиций в основной капитал в ХМАО - Югре составил в 2011 г. 6 % от аналогичного показателя по России и 35 % от величины данного показателя по Уральскому федеральному округу [2, с. 6]. Более 90 % общего объема инвестиций осуществляется из внебюджетных источников финансирования [3, с. 172].
Таблица 1 - Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в РФ
и ХМАО - Югре [4, с. 48-56; 5, с. 580-589]
Показатель Регион 2010 2011 2012
Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. РФ 9152,1 11 035,7 12 568,8
ХМАО - Югра 507,1 637,0 669,9
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году РФ 106,3 110,8 106,6
ХМАО - Югра 108,8 117,2 105,2
Инвестиции с участием иностранного капитала, млрд руб. РФ 1159,3 1602,2 1675,1
ХМАО - Югра 14,5 24,0 68,4
Так как специализация региона - добыча и переработка топливно-энергетических ресурсов - то не удивительно, что удельный вес инвестиций в добычу полезных ископаемых составил в 2012 г. 72,3 % от общего объема инвестиций в основной капитал [6, с. 580]. Тем не менее, несмотря на рост в ХМАО - Югре объемов инвестиций в основной капитал с участием иностранного капитала практически в 5 раз с 2010 по 2012 гг., стоит отметить, что удельный вес таких инвестиций в общем объеме капитальных вложений пока ниже, чем в целом по Российской Федерации (10,2 % против 13,3 % в 2012 г.) [7, с. 583]. Полагаем, что данная диспропорция может усилиться в ближайшее время, так как экономические санкции, наложенные на Россию, касаются в значительной мере предприятий нефтяной промышленности. Это, на наш взгляд, представляет серьезную угрозу развитию округа в краткосрочном и среднесрочном периодах.
Если обратиться к динамике прямых иностранных инвестиций в основной капитал, то в округе за исследуемый период они устойчиво находились в интервале от 1,7 до 2,3 млрд долл. США. Сравним данный показатель с объемом иностранных инвестиций, направленных в ТЭК, в целом по Российской Федерации. Объем таких инвестиций за исследуемый период находился в интервале от 11,9 до 15,7 млрд долл. США [8, с. 587, 589]. Учитывая долю инвестиций в нефтегазодобычу в ХМАО - Югре, указанную выше, отметим, что в округ поступает лишь 10-15 % иностранных инвестиций, направляемых в добычу полезных ископаемых. Для сравнения - удельный вес инвестиций в добычу полезных ископаемых в ХМАО - Югре в общем объеме инвестиций в добычу полезных ископаемых в РФ в 2012 г. составил 26 % [9, с. 580]. Стоит обратить внимание, что доля округа в общем объеме добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в 2012 г. составила более 33 % [10, с. 349]. Автономный округ занимает первое место среди регионов России по добыче сырой нефти (51,5 % общероссийского объема, по данным за 2011 г.) [11, с. 5].
Следовательно, общий объем инвестиций в ТЭК округа имеет серьезный потенциал для роста. По иностранным инвестициям потенциал роста составляет еще более значительную величину. На территории ХМАО - Югры осуществляют деятельность 119 иностранных предприятий, включая представительства и филиалы иностранных компаний, 113 совместных предприятий с участием иностранного капитала. Однако, как уже отмечалось выше, для реализации данного потенциала существуют серьезные экономические и геополитические риски.
Таким образом, округ имеет значительный инвестиционный потенциал своего развития, который может быть использован как в базовом секторе экономики региона, так и направлен на усиление диверсификации экономики, развитие инфраструктуры.
Стратегия социально-экономического развития ХМАО - Югры до 2020 г. и на период до 2030 г. предусматривает кластерный подход к стратегическому планированию инвестиционной деятельности в регионе [12, с. 65]. Концептуальные положения формирования системы кластеров в регионе рассмотрены в работе [13]. В настоящей работе сделаем акцент на инвестиционных приоритетах развития системы кластеров в округе.
Формирование нефтегазового кластера повысит устойчивость экономики автономного округа и придаст инновационный характер традиционному ресурсному освоению территории, стимулируя структурные сдвиги для прогрессивного технологического развития. Создание и развитие нефтегазоперерабатывающего, лесопромышленного, горно-промышленного, агропромышленного, туристско-рекреационного, медицинского, научно-инновационного кластеров позволит диверсифицировать структуру экономики округа и повысить скорость экономического роста за счет повышения конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластеров, приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования, а также получения доступа к современным методам управления.
Реализация проектов и программ развития диверсифицирующих кластеров снизит зависимость от базового сектора, что позволит уменьшить риски развития региональной экономики. Но определяющими при этом будут направления развития базового сектора экономики - нефтегазодобывающей промышленности.
Приоритетами развития нефтегазодобывающего кластера ХМАО - Югры в долгосрочной перспективе являются:
- внедрение инновационных технологий, обеспечивающих повышение уровня нефтеотдачи и освоения запасов баженовской свиты и других сложнопостроенных залежей;
- формирование условий для повышения конкуренции и развития рынка нефтесервисных
услуг;
- модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры;
- формирование системы небольших нефтегазоперерабатывающих производств, ориентированных на потребителей округа и соседних регионов.
Усложнение горно-геологических условий потребует значительной модернизации нефтяной отрасли. Так, удельные капитальные вложения на одну тонну добытой нефти в 2020 г. вырастут почти на 20 % по отношению к 2010 г. [14, с. 64].
Развитие горно-промышленного кластера обусловлено освоением западной части округа (Урал и предгорная часть низменности), созданием в ней развитой инфраструктуры и энергетики (железные и автомобильные дороги, ТЭЦ на базе местных углей). На равнинной части автономного округа, кроме добычи и обработки традиционных строительных материалов, перспективным является добыча и обогащение ильменит-циркониевых россыпей, являющихся уникальным материалом, с использованием которого возможна реализация большого числа инновационных проектов в строительстве, нефтедобыче и других отраслях промышленности. Кроме того, приоритетное развитие получат высокотехнологичные производства особо чистого кварца, листового стекла с использованием флоат-технологий.
Приоритеты развития лесопромышленного комплекса направлены на модернизацию действующих и строительство новых предприятий, а также на развитие транспортной инфраструктуры лесного хозяйства. С учетом большой капиталоемкости и низкой инвестиционной привлекательности строительства новых предприятий ЛПК в автономном округе будут совершенствоваться механизмы государственной поддержки. Создание лесопромышленного кластера с целью повышения уровня переработки и диверсификации ассортимента продукции приведет к появлению кластерных эффектов как вертикального (интеграция конечных производств мебельного, строительного, возможно, и пищевого и т. п.), так и горизонтального свойства («обрастание услугами»).
В агропромышленном и рыбопромышленном комплексах ХМАО - Югры приоритеты обусловливаются расширением ресурсной базы, модернизацией и созданием новых перерабатывающих мощностей.
В электроэнергетике ХМАО - Югры основным направлением развития будет централизованное электроснабжение. Поэтапная реализация инвестиционных проектов перевода на централизованное электроснабжение населенных пунктов округа позволит стабилизировать обеспечение электропотребителей округа, сократить себестоимость электроэнергии и снизить тарифы для предприятий и населения, а также будет способствовать развитию производственной инфраструктуры. Инвестиции нефтяных компаний в электроэнергетику будут направлены на строительство в экономически обоснованных объемах газотурбинных установок, покрывающих потребность нефтепромыслов в электрической и тепловой энергии.
Приоритеты развития туристско-рекреационного кластера направлены на создание конкурентоспособных региональных турпродуктов и продвижение их на российский и международный рынки; развитие инфраструктуры туристской отрасли в автономном округе с учетом обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного наследия; развитие системы повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров для предприятий туризма автономного округа, а также повышение эффективности системы их регулирования и саморегулирования.
Таким образом, повышение конкурентоспособности различных отраслей экономики автономного округа требует активизации использования инвестиционного потенциала на базе формирования и использования системы диверсифицирующих кластеров, направления инвестиций в приоритетные проекты, привлечения в регион стратегических отечественных и иностранных инвесторов.
Ссылки:
1. Инвестиции в России. 2013 : стат. сборник / Росстат. М., 2013. 290 с.
2. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года / Утверждена Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 г. № 101-рп [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.depeconom.admhmao.ru/wps/por-tal/ecr/home/ser_hmao (дата обращения: 18.11.2014).
3. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в цифрах, 2013 год : краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, 2014. [Ханты-Мансийск, 2014]. 229 с.
4. Инвестиции в России. 2013...
5. Российский статистический ежегодник. 2013 : стат. сборник / Росстат. М., 2013. 717 с.
6. Там же.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же.
11. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
12. Там же.
13. Прокопьев А.В. Формирование системы кластеров как приоритетное направление инновационного развития ХМАО -Югры // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. Т. 2. С. 175-180.
14. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.