Научная статья на тему 'Совершенствование системы профилактики экстремизма: обобщение опыта российской правоохранительной системы'

Совершенствование системы профилактики экстремизма: обобщение опыта российской правоохранительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
противодействие экстремизму / детерминанты / правоохранительные органы России / профилактика экстремисткой деятельности / countering extremism / determinants / law enforcement agencies of Russia / prevention of extremist activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тряева Елизавета Олеговна

Актуальность проблемы совершенствования системы профилактики и противодействия экстремизму в нашей стране обусловлена существенным обострением ситуации на международной политической арене, вновь придающей значимость для отдельных граждан идей политической национальной религиозной ненависти. Цель: создание в России эффективной системы противодействия экстремизму, основанной на принципах многонациональности, публичности, системности. Применяя сравнительно-правовой подход, рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы противодействия экстремисткой деятельности в нашей стране. Отмечены возникающие в правовом поле терминологические проблемы с определением понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность», проанализирован ряд наиболее распространенных точек зрения на содержательные характеристики данных терминов. Обозначены социально-экономические и психологические предпосылки константной и волатильной детерминации экстремисткой деятельности в контексте описания их социальной опасности. Раскрыты, осуществляемые в рамках последовательной общегосударственной политики, предпринимаемые правоохранительными органами России меры по борьбе с экстремизмом, сконцентрированные в основном на пресечении экстремисткой деятельности. В качестве профилактических мер при совершенствовании целостной системы противодействия экстремизму в результатах исследования предложены адресная корректировка муниципальных программ профилактики экстремизма, а также создание согласительных институтов, призванных снижать риски возникновения экстремисткой деятельности среди мигрантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тряева Елизавета Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM FOR PREVENTING EXTREMISM: SUMMARIZING THE EXPERIENCE OF THE RUSSIAN LAW ENFORCEMENT SYSTEM

The relevance of the problem of improving the system of prevention and countering extremism in our country is due to a significant aggravation of the situation in the international political arena, which again gives importance to individual citizens of the ideas of political national religious hatred. Goal: the creation in Russia of an effective system of countering extremism based on the principles of multinational, publicity, consistency. Applying a comparative legal approach, the main legal acts regulating the issues of countering extremist activities in our country are considered. Terminological problems arising in the legal field with the definition of the concept of “extremism” and “extremist activity” were noted, a number of the most common points of view on the meaningful characteristics of these terms were analyzed. The socio-economic and psychological prerequisites for constant and volatile determination by extremist activities in the context of describing their social danger are outlined. Disclosed, carried out within the framework of a consistent national policy, measures taken by Russian law enforcement agencies to combat extremism, concentrated mainly on the suppression of extremist activities. As preventive measures to improve the holistic system of countering extremism, the results of the study proposed targeted adjustment of municipal programs for the prevention of extremism, as well as the creation of conciliation institutions designed to reduce the risks of extremist activity among migrants.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы профилактики экстремизма: обобщение опыта российской правоохранительной системы»

Совершенствование системы профилактики экстремизма: обобщение опыта российской правоохранительной системы

Тряева Елизавета Олеговна,

адъюнкт адъюнктуры Санкт-Петербургского университета МВД России

E-mail: tryaeva.elizaveta@yandex.ru

Актуальность проблемы совершенствования системы профилактики и противодействия экстремизму в нашей стране обусловлена существенным обострением ситуации на международной политической арене, вновь придающей значимость для отдельных граждан идей политической национальной религиозной ненависти. Цель: создание в России эффективной системы противодействия экстремизму, основанной на принципах многонациональности, публичности, системности. Применяя сравнительно-правовой подход, рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы противодействия экстремисткой деятельности в нашей стране. Отмечены возникающие в правовом поле терминологические проблемы с определением понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность», проанализирован ряд наиболее распространенных точек зрения на содержательные характеристики данных терминов. Обозначены социально-экономические и психологические предпосылки константной и волатильной детерминации экстремисткой деятельности в контексте описания их социальной опасности. Раскрыты, осуществляемые в рамках последовательной общегосударственной политики, предпринимаемые правоохранительными органами России меры по борьбе с экстремизмом, сконцентрированные в основном на пресечении экстремисткой деятельности. В качестве профилактических мер при совершенствовании целостной системы противодействия экстремизму в результатах исследования предложены адресная корректировка муниципальных программ профилактики экстремизма, а также создание согласительных институтов, призванных снижать риски возникновения экстремисткой деятельности среди мигрантов.

Ключевые слова: противодействие экстремизму, детерминанты, правоохранительные органы России, профилактика экстремисткой деятельности.

В наши дни экстремистская деятельность, осуществляемая как отдельными гражданами, так и общественными организациями различной направленности (прежде всего религиозного и националистического толка) все еще может представлять серьезную опасность для российского общества, дестабилизируя сложившийся правопорядок и вызывая значительные социальные последствия. Именно поэтому преступления, относящиеся к категории экстремизма, сегодня особо выделены в уголовном и административном праве, призванном выступать гарантом профилактики и преодоления угроз разрушения государственности, территориальной целостности, а также политической стабильности России [11].

Как справедливо отмечает ряд исследователей из Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, общественная опасность преступлений экстремистского характера состоит в том, что любые его проявления, подробно раскрытые в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, являются источником значительных социальных потрясений, имеющих глубокие экономические и правовые последствия [9].

Сложность и многоаспектность проблемы противодействия преступления экстремисткой направленности обусловлена системными свойствами деяний, отнесённых к категории экстремизма, куда входят идеологические, национальные, расовые, религиозные и многие другие аспекты общественных отношений. При этом вне зависимости от вида экстремисткой деятельности неизменным остается основное ее содержание, всегда сопряженное с применением насилия по вышеобозначенным причинам.

Тем не менее, предварительный анализ научной литературы показывает, что, несмотря на свою ярко выраженную общественную опасность понятие экстремисткой деятельности еще недостаточно упрочнилось в отечественной системе права и даже в сравнительно новой «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г.», утвержденной указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 не приводится точного определения экстремизма, что серьезно осложняет задачу противодействия таким правонарушениям.

Для определения любого понятия всегда имеется необходимость выделения его сущностных характеристик, которыми для экстремизма выступают крайняя категоричность суждений (верно-

5 -о

сз ж

■с

неверно), резкое неприятие чужого мнения, готовность к проявлению агрессивных действий, обязательное возникновение социальных конфликтов [5].

На основе этих предпосылок можно охарактеризовать экстремизм как вид административно и уголовно наказуемых деяний, мотивами которых выступает ортодоксальный тип мировоззрения гражданина или группы лиц, способных и готовых к осуществлению противоправных способов достижения различных отдельных социально не одобряемых целей.

Такое видение экстремизма очерчивает основной спектр работы по его противодействию, куда в первую очередь входит борьба с основными мотивами экстремисткой деятельности являющимися, по сути, и его ключевыми детерминантами. В юриспруденции принято выделять внешние и внутренние, а также постоянные и временные детерминанты экстремизма. К внешним причинам экстремизма относятся международные факторы, дестабилизирующие политическую жизнь того или иного государства, что нередко отражается и на соседних странах нарушением экономических связей, сменой социальных настроений, усилением потока беженцев и т.д. Внутренними детерминантами экстремизма могут явиться явная пропаганда религиозных, либо националистических идей, возникновение территориальных споров и др. [1].

Вопрос причин и условий возникновения экстремизма является сложным и многогранным. Чтобы лучше понять эту проблему, мы можем выделить два типа причин и условий: «константные» и «во-латильные». Константными детерминантами можно считать такие факторы, как сложную структуру современного общества, поскольку в современных государствах существует множество различных социальных групп, каждая из которых воспринимает и оценивает общественные отношения и нормы исходя из своего социально-политического и культурного положения, а также из своих потребностей и интересов. К причинам постоянного характера относятся и многие конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные конфликты, урегулирование которых исключительно правовыми способами иногда не только нецелесообразно, но и чревато значимыми социальными последствиями. Не менее существенной основой для развития экстремизма являются и давние территориальные споры между государствами, либо их субъектами, постоянно порождающие возможность для создания социальной напряжённости в спорном регионе.

В связи со своим предсказуемым характером константные детерминанты экстремизма понятны и прогнозируемы, что не всегда соотносится с во-латильными предпосылками совершения экстремистских действий, причинно-следственная связь которых не столь ясна. ~ Практика совершения ситуативных экстремист-^ ских преступлений показывает, что они могут быть ~ обусловлены исключительно стечением ряда об-■г. стоятельств, чаще всего социально-политического,

реже экономического, и всегда личного свойства. Волатильная детерминация экстремизма субъективна и представляется человеку единственным способом преодоления возникших именно в его жизни проблем, довлеющих над его поступками и их мотивами. Как правило, основными спутниками волатильной детерминации экстремизма являются сложная жизненная ситуация и низкий уровень материальной обеспеченности, формирующие полную неуверенность в завтрашнем дне, когда логика радикального поведения не коррелирует с этими факторами, а является следствием их длительного воздействия [4]. Именно поэтому волатильная детерминация экстремизма, будучи менее прогнозируемой, является более социально опасной, когда ее причины поступков не очевидны и в значительной степени субъективны.

Тем не менее, учет и анализ как константной, так и волатильной детерминации позволяет выявить многие тенденции данного вида преступности и разрабатывать на их основе общегосударственные стратегии профилактики и противодействия экстремисткой деятельности, затрагивающие не только область права, но и другие социальные значимые области: образование, экономику и т.д.

В России борьба с экстремизмом предусматривает реализацию последовательной государственной политики, построенной на системном мониторинге вышеобозначенных детерминантов в контексте функционирования сложных механизмов урегулирования взаимоотношений около 200 представителей различных народностей, часть которых исповедует практически все основные мировые религии. Важнейшим базисом этой политики в наши дни является «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», утвержденная указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 и направленная на деэскалацию экстремистских действий.

Одним из важнейших элементов в борьбе с экстремизмом являются правоохранительные органы России, которые активно участвуют в противодействии этому явлению и организуют свою деятельность в соответствии с общей стратегией и устанавливают плодотворное партнерство с другими органами власти и институтами гражданского общества, чтобы эффективно противостоять экстремистским проявлениям. Представители Министерства внутренних дел России активно участвуют в разработке и обслуживании единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму, осуществляя наблюдение за экономической, социальной, политической и культурной обстановкой в регионах и муниципальных образованиях, и анализируя воздействие этих факторов на межнациональные и межэтнические отношения [2].

Кроме того, сотрудники полиции активно анализируют деятельность юридических и физических лиц, связанных с потенциально возможной экстремисткой деятельностью на территории каждого региона Российской Федерации и муниципальных

образований, формируя соответствующие базы данных о существующих экстремистских структурах, их руководителях и активистах. Значительное место в данном анализе занимает определение важнейших финансовых потоков экстремисткой деятельности, являющихся единственно возможной материальной основой экстремистских преступлений, требующих значительных финансовых ресурсов. Результаты таких расследований и своевременное применение предусмотренных законодательством средств пресечения финансирования экстремистской деятельности позволяют не только минимизировать количество соответствующих преступлений, но и обеспечить правоохранительную функцию профилактики экстремизма.

Другим важным направлением противодействия экстремистских действий, является мониторинг сотрудниками МВД России деятельности различных религиозных организаций, традиционно являющихся центрами вербовки радикально настроенных молодых людей, в том числе для их дальнейшего участия в качестве активистов незаконных вооруженных формований [7]. Ежегодно в нашей стране пресекаются десятки преступлений, предусмотренных ст. 205.1 УК РФ, когда безграмотных в религиозном отношении молодых людей пытаются убедить в ложных идеях, лежащих в основе существования таких известных террористических организаций как ИГИЛ, Аль-Каида и другие, так называемые «самопровозглашенные джамааты», проповедующие заведомо искаженные ценности мусульманства [10].

Тем не менее, только этих мер оказывается недостаточно для полного искоренения экстремизма в России, поскольку работа сотрудников правоохранительных органов осуществляется главным образом лишь на этапе противодействия экстремистским действиям, тогда как гораздо эффективнее осуществлять их профилактику, основанную на более глубоком научном изучении экстремисткой детерминации с учетом этнических, региональных, национальных и иных факторов.

Важность учета этнического фактора при профилактике экстремизма в нашей стране очевидна, поскольку, с одной стороны, каждая народность имеет право на самоопределение, но с другой, такая задача теряет свою актуальность в условиях интеграции того или иного этноса в общую структуру многонационального состава российского общества. Изучение этнорегиональных особенностей экстремизма показывает их тесную связь с политической жизнью в стране, где, часто, одно является следствием другого [8]. Как показывает практика, любые резкие политические меры этнического толка являются идеологической основой для осуществления экстремисткой деятельности, поэтому правоохранительные органы обращают особое внимание на данный фактор в период проведения предвыборных кампаний в нашей стране, выявляя в ходе оперативно-следственных действий предпосылки экстремизма в предлагаемых кандидатами политических программах.

В большинстве случаев решение данной задачи не является простым. С одной стороны, основной закон страны гарантирует каждому человеку ряд прав в области сохранения своей культуры и национальной идентичности (на что и делают основной упор в своих предвыборных заявлениях некоторые нечистоплотные политики). Но с другой стороны, важно понимать, что реализация данных прав не может осуществляться в ущерб другим лицам и нарушать стабильность в российском обществе, базирующемся на принципе многонациональ-ности.

Тем самым, осуществляя профилактику экс-тремисткой деятельности по этническим мотивам важно осознавать баланс между возможным и допустимым порядком выражения гражданами своей национальной принадлежности, основанном на выработанных в ходе развития общественных отношений в России норм и правил совместного проживания народов.

Не меньшую роль в профилактике экстремизма этнической детерминации должно играть и местное население, постоянное взаимодействие с которым сотрудников силовых структур выступает надежной гарантией заблаговременного выявления провоцирующих экстремистские действия факторов. Поэтому необходимо более тесно налаживать контакты участковых уполномоченных с проживающими на подведомственной территории активными гражданами преимущественно пожилого возраста, мотивированными на предотвращение преступности, в том числе экстремистского характера. Данной работе может способствовать регулярный мониторинг и выводы, сделанные в ходе личного общения представителей органов местного самоуправления с населением муниципалитета, позволяющие провести оценку реальных противоречий этнического свойства в конкретной местности и разработать адекватную стратегию по их оперативному разрешению.

Таким образом, только тесное сотрудничество правоохранительных органов с различными институтами гражданского общества России, может обеспечить выполнение необходимых действий по реализации целостной стратегии противодействия экстремизму в нашей стране. Лишь лежащие в основе этого взаимодействия комплексный, интегрированный и системный подходы способны явиться полноценной и достаточной мерой по обеспечению полномасштабных и своевременных профилактических действий, сочетающих как выявление экстремисткой детерминации и условий ее дальнейшего распространения, так и оперативное реагирование на вновь созданные организации экстремистского толка [3].

Результатом такого адресного взаимодействия р правоохранительных органов МВД России и граж- ИД данского населения должна явиться обновление Е и корректировка существующих в нашей стране К муниципальных программ профилактики экстре- S мизма, содержание которых в большинстве слу- у чаев ограничивается проведением отдельных ме- А

роприятий общего характера без привязки к этнокультурным особенностям конкретной территории, а финансирование - является номинальным.

Особое внимание в данных программах должно уделяться работе с мигрантами, составляющими сегодня значимую часть российского общества, доля которой в обозримом будущем будет только расти. Тщательное изучение сотрудниками миграционных служб личности мигрантов, наряду с реализуемыми муниципалитами мерами по их инкультурации, а также организация широких общественных площадок по обсуждению уже имеющихся проблем, как в очном формате, так и в онлайн-среде, как показывают исследования, также способны стать одной из эффективных форм профилактики экстремизма [6].

В случае необходимости, в структуре МВД возможно создание отдельного органа, действующего как на временной, так и на постоянной основе, направленного на оказание консультативной помощи, проведению переговоров и осуществление иных посреднических действий в случае возникновения потенциально опасных для развития экстремизма конфликтов на этнической почве с мигрантами. Для создания таких согласительных институтов также необходимо широко привлекать общественность региона, авторитетных представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, совета старейшин, руководителей конфессиональных общин и т.д.

Таким образом, современная система противодействия экстремизму должна быть ориентирована на максимально активное проведение разъяснительной работы среди населения с целью достижения легитимности, т.е. одобрения и поддержки большей частью населения усилий по восстановлению межнационального согласия и взаимодействия. Во время конфликтных действий главной задачей органов внутренних дел выступает оперативное и решительное пресечение неправовых силовых действий противостоящих сторон, недопущение обострения конфликта, содействие созданию условий для организации переговоров. Необходимо принимать во внимание, что принуждение к пресечению экстремистских действий всегда должно иметь избирательный характер, точную адресную направленность.

Литература

1. Абдрахманов Д.М., Максимов К.В., Нугума-нов М.М., Сафина Э.Н. Экстремизм. 100 ответов на насущные вопросы об экстремизме и терроризме. Информационно-справочное пособие. - Уфа: Мир печати, 2018. - 80 с.

2. Деятельность правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму: материалы всероссийского круглого стола (г. Казань, 30 ноября 2017 г.) / под. ред. С.Н. Миронова. - Казань: КЮИ МВД России, 2017. - 160 с.

3. Захарова А.П. Основы профилактики и противодействия терроризму и экстремизму в сфе-

ре образования // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12. № 5A. С. 347352.

4. Князьков А.С. Методологические проблемы профилактики молодежного экстремизма в России // Уголовная юстиция. 2020. № 16. С.114-122.

5. Майстренко Г.А. Противодействие политическому экстремизму: современные тенденции // Теории и проблемы политических исследований. 2021. Т. 10. № 1A. С. 16-23.

6. Малахов Д.М. Оперативно-розыскная профилактика экстремизма в сети интернет // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 11 (75). С.148-152.

7. Международный опыт профилактики экстремизма: [учеб. пособие] / В.Л. Назаров, Е.В. Осипчукова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 248 с.

8. Особенности противодействия экстремистской деятельности в этноконфессиональных отношениях: учеб. пособие / Н.М. Перетятько [и др.]; под общ. ред. Н.М. Перетятько; Поволжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). - Саратов: Поволжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2017. -101 с.

9. Противодействие экстремистской деятельности, создающей чрезвычайные обстоятельства криминального характера: курс лекций / Г.И. Демин, А.В. Снеговой, В.М. Щукин, М.П. Киреев, Б.Д. Махаков, Д.Р. Балаева, Ю.Н. Жирнов - Москва: Академия управления МВД России, 2021. - 80 с.

10. Сербиева М.М. Молодежный экстремизм: вопросы профилактики // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2022. № 2 (46). С. 129-134.

11. Экстремизм и его причины / под ред. Ю.М. Ан-тоняна. - М.: Логос, 2010. -288 с.

IMPROVING THE SYSTEM FOR PREVENTING EXTREMISM: SUMMARIZING THE EXPERIENCE OF THE RUSSIAN LAW ENFORCEMENT SYSTEM

Tryaeva E.O.

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The relevance of the problem of improving the system of prevention and countering extremism in our country is due to a significant aggravation of the situation in the international political arena, which again gives importance to individual citizens of the ideas of political national religious hatred. Goal: the creation in Russia of an effective system of countering extremism based on the principles of multinational, publicity, consistency. Applying a comparative legal approach, the main legal acts regulating the issues of countering extremist activities in our country are considered. Terminological problems arising in the legal field with the definition of the concept of "extremism" and "extremist activity" were noted, a number of the most common points of view on the meaningful characteristics of these terms were analyzed. The socio-economic and psychological prerequisites for constant and volatile determination by extremist activities in the context of describing their social danger are outlined. Disclosed, carried out within the framework of a consistent national policy, measures taken by Russian law enforcement agencies to combat extremism, concentrated mainly on the suppression of extremist activities. As preventive measures to improve the holistic system of countering extremism, the results of the study proposed

targeted adjustment of municipal programs for the prevention of extremism, as well as the creation of conciliation institutions designed to reduce the risks of extremist activity among migrants.

Keywords: countering extremism, determinants, law enforcement agencies of Russia, prevention of extremist activities.

References

1. Abdrakhmanov D.M., Maksimov K.V., Nugumanov M.M., Safi-na E.N. Extremism. 100 answers to pressing questions about extremism and terrorism. Reference manual. - Ufa: World of Printing, 2018. - 80 p.

2. Activities of law enforcement agencies to counter extremism and terrorism: materials of the All-Russian round table (Kazan, November 30, 2017)/under. ed. S.N. Mironova. - Kazan: KYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. - 160 p.

3. Zakharova A.P. Fundamentals of prevention and counteraction of terrorism and extremism in the field of education//Issues of Russian and international law. 2022. T. 12. № 5A. P. 347-352.

4. Knyazkov A.S. Methodological problems of prevention of youth extremism in Russia//Criminal justice. 2020. № 16. P. 114-122.

5. G.A. Maistrenko Countering Political Extremism: Modern Trends//Theories and Problems of Political Research. 2021. T. 10. № 1A. S. 16-23.

6. Malakhov D.M. Operational-search prevention of extremism on the Internet//Skif. Student science issues. 2022. № 11 (75). P. 148-152.

7. International experience in the prevention of extremism: [text-book]/V. L. Nazarov, E.V. Osipchukova. - Yekaterinburg: Publishing House of the Urals. un-ta, 2015. - 248 p.

8. Features of countering extremist activities in ethno-confessional relations: textbook/N. M. Peretyatko [and others]; under the general. ed. N.M. Peretyatko; Volga Institute (branch) of VGUYU (RPA of the Ministry of Justice of Russia). - Saratov: Volga Institute (branch) of VGUYU (RPA of the Ministry of Justice of Russia), 2017. - 101 p.

9. Countering extremist activities that create extraordinary circumstances of a criminal nature: lecture course/G.I. Demin, A.V. Snegovoy, V.M. Shchukin, M.P. Kireev, B.D. Makhakov, D.R. Balaeva, Yu.N. Zhirnov - Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. - 80 p.

10. Serbieva M.M. Youth extremism: issues of prevention//Bulletin of Chechen State University named after A.A. Kadyrov. 2022. № 2 (46). P. 129-134.

11. Extremism and its causes/ed. Y.M. Antonyan. - M.: Logos, 2010. -288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.