®
www.volsu.ru
DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.22
UDC 347.963 Submitted: 10.01.2023
LDC 67.72 Accepted: 28.04.2023
IMPROVING THE ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING THE LEGISLATION ON COUNTERING EXTREMISM
Pavel P. Fantrov
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Ilyas T. Zakharya
Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russian Federation
Introduction. The growth of extremist crimes makes it necessary to increase the effectiveness of the activities of law enforcement agencies to counter this destructive phenomenon, where the leading role is assigned by the legislator to the prosecutor's office. It is important to improve the mechanisms of interaction and consolidation of the subjects of countering extremism (for example, to modernize the plans of coordination activities of law enforcement agencies, to focus more attention on the problems of the legal regulation of crimes in the virtual space, and to implement the best foreign experience of the legislative regulation of coordination activities). The purpose of the study is to develop conceptual proposals to improve the activities of the prosecutor's office in countering extremism. Research objectives. To characterize the current problems of countering extremist crimes; to assess the current problems of the prosecutor's office's activities to prevent extremist crimes; to identify the problems related to the coordination of law enforcement activities to counter extremism; and to identify promising areas for improving domestic legislation in the issues under consideration. As the methodological framework for the research, the general scientific methods were used: analysis, abstraction, and the dialectical method, as well as a set of specific scientific methods: institutional, formal legal, comparative legal, interpretative, etc. Results. The specific features of the prosecutor's supervision over implementing legislation on countering extremist activity are described; the counter-arguments arising within the framework of countering extremism are identified and characterized; the problematic aspects of the use by the prosecutor's office of some means of prosecutorial response in the process of implementing the legislation on countering extremism (presentation, warning) are investigated; and the mechanisms for coordinating the activities of the prosecutor's office and other law enforcement agencies to counter extremism are described. Conclusions. The effectiveness of the activities of the prosecutor's office in countering extremism depends on a set of the following factors: improving the mechanisms of interaction among all subjects of countering this category of crimes; the professional development of prosecutors within this activity; not formal but careful supervision of the activities of supervised and other subjects of prevention in this area; granting prosecutors additional powers to combat extremism; and the modernization of the legislative framework regulating the problematic aspects of the prevention of extremist activity.
Key words: extremism, prosecutor's office, law enforcement agencies, prosecutor's supervision, legislation, virtual space, crime prevention.
Citation. Fantrov P.P., Zakharya I.T. Improving the Activities of the Prosecutor's Office in the Context of
g Implementing the Legislation on Countering Extremism. Legal Concept = Pravovayaparadigma, 2023, vol. 22,
^ no. 2, pp. 170-178. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.22 H
® УДК 347.963 Дата поступления статьи: 10.01.2023
| ББК 67.72 Дата принятия статьи: 28.04.2023
" СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С В КОНТЕКСТЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
I О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ
© Павел Петрович Фантров
® Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Ильяс Тюлюгенович Захарья
Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Российская Федерация
Введение: рост преступлений экстремистской направленности обусловливает необходимость повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов по противодействию этому деструктивному феномену, где ведущая роль законодателем отведена органам прокуратуры. В этой связи важно совершенствовать механизмы взаимодействия и консолидации субъектов противодействия экстремизму (например, модернизировать планы координационной деятельности правоохранительных органов, акцентировать больше внимания на проблемах правового регулирования преступлений в виртуальном пространстве, имплементировать передовой зарубежный опыт законодательного регулирования координационной деятельности). Цель исследования: разработать концептуальные предложения по совершенствованию деятельности органов прокуратуры в контексте противодействия экстремизму. Задачи исследования: охарактеризовать актуальные проблемы противодействия преступлениям экстремистской направленности; дать оценку актуальным проблемам деятельности органов прокуратуры по предупреждению преступлений экстремистской направленности; выявить проблемы, связанные с координацией деятельности правоохранительных органов по противодействию экстремизму; определить перспективные направления совершенствования отечественного законодательства в контексте рассматриваемой проблематики. В качестве методологической основы исследования использованы общенаучные методы: анализ, абстрагирование и диалектический метод, а также комплекс частно-научных методов: институциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, интерпретационный и др. Результаты: описаны специфические черты прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности; выявлены и охарактеризованы контроверзы, возникающие в рамках противодействия экстремизму; исследованы проблемные аспекты применения органами прокуратуры некоторых средств прокурорского реагирования в процессе исполнения законодательства о противодействии экстремизму (представление, предостережение); описаны механизмы координации деятельности прокуратуры и иных правоохранительных органов по противодействию экстремизму. Выводы: результативность деятельности органов прокуратуры в контексте противодействия экстремизму зависит от комплекса следующих факторов: совершенствование механизмов взаимодействия всех субъектов противодействия данной категории преступлений; повышение квалификации прокуроров в рамках данной деятельности; не формальный, а тщательный надзор за деятельностью поднадзорных и иных субъектов профилактики в рассматриваемой сфере; наделение прокуроров дополнительными полномочиями по борьбе с экстремизмом; модернизация законодательной базы, регулирующей проблемные аспекты профилактики экстремистской деятельности.
Ключевые слова: экстремизм, прокуратура, правоохранительные органы, прокурорский надзор, законодательство, виртуальное пространство, противодействие преступности.
Цитирование. Фантров П. П., Захарья И. Т. Совершенствование деятельности органов прокуратуры в контексте исполнения законодательства о противодействии экстремизму // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2023. - Т. 22, №№ 2. - С. 170-178. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.22
Введение
ру и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [11, с. 184].
Систему органов прокуратуры Российской Федерации можно охарактеризовать как важный субъект противодействия экстремизму. Несмотря на то что ответственность за борьбу с этой угрозой общественной безопасности несут практически все государственные и муниципальные ведомства и учреждения, прокуратура играет ключевую роль в этой сфере. Надзорная деятельность данного правоохранительного органа по противодействию экстремизму является самостоятельным сектором с превентивной направленностью и обусловлена функцией прокуратуры по надзо-
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму является особой формой реализации правоохранительной функции органов прокуратуры. Он призван обеспечить точное и единообразное соблюдение, исполнение и применение антиэкстремистского законодательства, которое действует на территории Российской Федерации. Содержание надзорной деятельности органов прокуратуры в рассматриваемой нами сфере иллюстрирует, что данный вид деятельности по существу самостоятелен и
отличается от иных отраслей прокурорского надзора. Под «независимым» содержанием понимается мониторинг исполнения правовых требований, проверка соответствия правовых актов действующему антиэкстремисткому законодательству, а в случае выявления нарушений - их устранение или принятие предусмотренным законодательством мер по устранению.
Современные реалии обусловливают необходимость в повышении эффективности деятельности органов прокуратуры в контексте противодействия экстремизму, совершенствовании координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с этим деструктивным явлением [3, с. 7]. Геополитическая ситуация актуализирует повышение качества деятельности органов прокуратуры по предупреждению актов экстремистской направленности. Данный тезис обозначен не только в выступлениях Президента РФ на различных мероприятиях, но и нормативно закреплен Приказом Генерального прокурора РФ от 21 марта 2018 г. № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» в качестве одного из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
Актуальные проблемы противодействия преступлениям экстремистской направленности
Исследование результатов уголовной статистики и иных информационно-аналитических источников позволяет заключить, что вопрос о сепаратистских и экстремистских тенденциях в различных субъектах Российской Федерации оказывается в числе актуальных в криминологической повестке дня [3, с. 7]. Динамика преступлений экстремистского характера за 2019-2022 гг. демонстрирует их устойчивый рост. Так, за последние 4 года получили развитие такие деструктивные феномены, как ксенофобия, сепаратизм, националистические настроения и насильственный экстремизм, что подтверждается статистическими данными Генпрокуратуры РФ, согласно которым в 2019 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 585 пре-
ступлений экстремистской направленности, в 2020 г. - 833 (+ 42,4 % прироста), в 2021 г. -1 057 (+ 21,2 %), а за 2022 г. - 1 566 (+48,15 %) данного вида преступлений [6], что иллюстрирует прогрессивность преступности в сфере экстремизма. Немаловажным фактором увеличения роста зарегистрированных преступлений экстремистской направленности стало распространение экстремистского контента в виртуальном пространстве. Виртуальная сеть (Интернет), которая была создана для благих целей человечества, используется и преступными сообществами, в том числе и для распространения экстремистских идей. Интерактивная площадка используется идеологами экстремизма для пропаганды своих идей, вербовки новых участников, их обучения, финансирования экстремистских сообществ и т. д.
Фундаментальные проблемы, возникающие у сотрудников органов прокуратуры в контексте противодействия экстремистских преступлений, совершаемых в виртуальном пространстве, следующие: 1) широкая интернет-аудитория, то есть сетевой экстремизм имеет безличный, анонимный характер; 2) неограниченный и во многих случаях бесконтрольный доступ к сети [1, с. 79].
Анализ прокурорской и судебной практики иллюстрирует, что в настоящее время большинство преступлений и правонарушений экстремистской направленности совершается в киберпространстве путем размещения противоправного контента в социальных сетях, мессенджерах, а также на различных интернет-ресурсах. Данная тенденция обусловлена тем фактом, что использование в экстремистских целях современных информационно-коммуникационных технологий позволяет преступникам (правонарушителям) довести информацию экстремистского толка до большего круга лиц, оставаясь при этом в физической недосягаемости от сотрудников правоохранительных органов. Например, с момента начала специальной военной операции на Украине, преступниками (правонарушителями) для публичных призывов к экстремистской деятельности в сети Интернет (например, призывы к нарушению основ конституционного строя или территориальной целостности Российской Федерации) активно используются серверы,
находящиеся в Великобритании, Польше, Украине, странах Балтии и других недружественных государствах Европейского Союза. Это обусловливает необходимость императивного реагирования органов прокуратуры в рамках исполнения законодательства о противодействии экстремизму.
В настоящее время для пропаганды целей и вербовки российских граждан в экстремистские сообщества активно используются социальные сети (например, ВКонтакте, Facebook, Telegram). Лицами, осуществляющими экстремистскую деятельность, используются все возможности, которые предоставляются данными социальными сетями, к ним относятся: массовые рассылки, создание и распространение экстремистского контента, репосты экстремистских постов и пр.
Современные технологии позволяют экстремистским сообществам с помощью сети Интернет масштабно вовлекать в ряды участников новых лиц, также такая сеть используется для организации совершения преступлений экстремистской направленности, например, самым частым из таких преступлений в виртуальной сети является пропаганда экстремистских идей. В отечественном законодательстве существуют нормы, которые предусматривают возможность блокировки мессен-джера по решению Роскомнадзора, принятого на основании вердикта суда, если они не будут обеспечивать доступ к электронным сообщениям пользователей. Но эти нормы не всегда реализуются на практике. Полагаем, что в целях повышения эффективности противодействия экстремизму целесообразно внести дополнения в Федеральный закон 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», нормативно закрепив за прокурором принятие решений, являющихся основанием для включения доменных имен, сетевых адресов и (или) указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Единый реестр, позволяющий идентифицировать источники размещения экстремистских материалов. Кроме того, в целях устранения экстремистской угрозы во всех субъектах РФ необходима эффективная организация межведомственного взаимодействия органов прокуратуры и территориальных уп-
равлений Роскомнадзора с применением «умных технологий» и электронных каналов связи.
Учитывая геополитические процессы, проходящие на данный момент, а также развитие информационных технологий, обеспечивающих анонимность, количество преступлений экстремистской направленности продолжает увеличиваться, а их предупреждение и предотвращение становится все более затруднительным делом для органов прокуратуры [4, с. 8]. Поэтому в современных реалиях необходимо повышение качества аналитической, оперативной, улучшение технической обеспеченности служб и подразделений прокуратуры, а также иных субъектов противодействия экстремизму (ФСБ, МВД, СК, Минобрнауки и пр.). Повышение результативности противодействия экстремизму может быть обусловлено систематическим проведением во всех субъектах РФ мероприятий по информационному противодействию населения в виртуальном пространстве, координатором которых выступают органы прокуратуры.
Для эффективной борьбы с экстремизмом необходима дальнейшая модификация законодательства в этой сфере. Хотя и нормативные акты вкупе с нормами уголовного законодательства, устанавливающими ответственность за призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти и вражды, организацию экстремистских сообществ имеют превентивное значение для противодействия экстремистской деятельности, необходимо совершенствовать правовую основу деятельности правоохранительных органов, включая и прокуратуру. Возникают вопросы, связанные с юридической квалификацией правонарушений экстремистской направленности [9, с. 59]. В частности, непонятно, где проходит граница между точкой зрения в средствах массовой информации и действиями по возбуждению религиозной, национальной, расовой и социальной ненависти. Для упрощения данной задачи можно было бы создать постоянно действующие структуры экспертов, которые определяли бы значение смысловой нагрузки различных публикаций в виртуальном пространстве, предположительно содержащих экстремистский контент.
К основным проблемам в деятельности прокуратуры по противодействию преступле-
ниям экстремистской направленности следует отнести «...формализм, отсутствие индивидуального подхода при проведении профилактической работы, проблемы взаимодействия сотрудников правоохранительных органов» [8, с. 76]. Устранение этих проблем возможно путем внедрения инновационных методик воздействия на правонарушителей, совершенствования механизма взаимодействия всех субъектов противодействия преступлениям экстремистской направленности, повышения квалификации прокуроров в рамках их деятельности по предупреждению экстремистской преступности, не формальный, а тщательный надзор за деятельностью поднадзорных и иных субъектов профилактики в рассматриваемой нами сфере [7, с. 31].
Проблемные аспекты применения органами прокуратуры некоторых средств прокурорского реагирования в контексте исполнения законодательства о противодействии экстремизму
В ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» законодателем определено, что полномочия прокурора могут регулироваться и иными нормативно-правовыми актами, что позволяет им использовать дополнительные средства, способствующие обнаружению нарушений антиэкстремистского законодательства. В ст. 28.4 КоАП РФ указано, что прокурорами могут возбуждаться административные дела в отношении частных и юридических лиц, даже если в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» они не упоминаются.
Все принимаемые прокурорами решения должны быть выверенными и взвешенными, ведь любое их действие возможно обжаловать в судебном порядке. Пока вина лица в совершении правонарушения экстремисткой направленности считается недоказанной, все посягательства в его сторону могут быть признаны судом незаконными. Например, даже если предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности
уже было вынесено, адресат не только не потеряет свою репутацию, но и будет практически не ограничен в своих действиях. Даже если в совершаемых деяниях будет усмотрена подготовка к экстремистской деятельности, привлечь лицо к уголовной ответственности окажется довольно проблематично. Это обусловлено тем, что в уголовном праве существует такое понятие, как незаконченное преступление, чем часто пользуются при опротестовании решений прокурора.
Органы прокуратуры в своей деятельности должны ориентироваться на положения Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который нормативно наделяет прокурора полномочиями по вынесению письменных предостережений руководителям общественных или религиозных организаций о недопустимости экстремистской деятельности. В этом акте прокурорского реагирования должны быть указаны причины, по которым предостережение было вынесено. Также в данном акте прокурорского реагирования идет речь о других соответствующих лицах, которые могут быть как юридическими, так и физическими, чьи действия прокуратура посчитала противоправными. Тем не менее даже если в этих действиях будут найдены признаки экстремистской деятельности, привлечение лица к уголовной ответственности все также окажется проблематичным. Несмотря на то что прокуроры обладают довольно широкими полномочиями, реализовать их на практике не всегда удается.
Статья 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» регламентирует, что прокурор может выносить предупреждения любым общественным или религиозным организациям, если в их деятельности прослеживаются следы экстремизма. На наш взгляд, при обнаружении признаков экстремистских правонарушений прокурор должен вынести представление, в котором истребовал устранить нарушения антиэкстремистского законодательства, что закреплено в ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Срок устранения правонарушения при вынесении прокурором представления не превышает 30 кален-
дарных дней. Вынесение прокурором предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности дает возможность устранить нарушение антиэкстремистского законодательства в срок до 60 календарных дней. Кроме того, такие предупреждения могут выноситься не только органами прокуратуры, но и иными органами юстиции.
Описанные выше ситуации могут привести к тому, что прокуроры начнут чаще выносить предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности или предупреждения, а вынесение представлений будет сведено к минимуму. В свою очередь, это может привести к росту количества жалоб, направляемых в суды общей юрисдикции. Именно поэтому прокуроры обязаны учитывать, что обжалование их предупреждений возможно в течение двух месяцев, которые даются для устранения нарушений. На практике может возникнуть ситуация, когда федеральный суд общей юрисдикции не признает такое предупреждение незаконным, а общественные или религиозные организации не успели или не пожелали устранить за отведенный период нарушения, или в течение года с момента вынесения предупреждения совершили новые правонарушения. В таком случае у органов прокуратуры появляется возможность повторного обращения в суд, но уже с просьбой о запрете деятельности подобной организации на территории РФ. В этой связи на законодательном уровне целесообразно ужесточить основания для ликвидации организаций при совершении правонарушений экстремистской направленности в независимости от временных рамок.
Анализируя положения ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N° 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», что в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов предоставляется не более десяти календарных дней для устранения правонарушений, начиная с момента вынесения такого предупреждения. В противном случае деятельность средства массовой информации, нарушившего антиэкстремистское законодательство, может быть прекращена, как и любой
другой общественной организации. Нам кажется несправедливым указанный законодателем двенадцатимесячный срок для устранения нарушений, предоставляемый общественным и иным организациям. В отношении средств массовой информации антиэкстремистское законодательство действует гораздо строже. На наш взгляд, сроки ликвидации общественных объединений и средств массовой информации должны быть идентичными.
Особенности координации
деятельности прокуратуры и иных правоохранительных органов по противодействию экстремизму
Исследуя специфику прокурорского надзора за исполнением законодательства в области противодействия экстремизму, нельзя не затронуть вопросы координации деятельности правоохранительных органов в данной сфере [2, с. 57]. Их деятельность регламентируется Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». На основании данного правового акта координационная функция правоохранительных органов по борьбе с экстремистской преступностью возложена на Генпрокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. В зависимости от ситуации, для исполнения данных функций могут так же привлекаться уполномоченные из других государственных органов. Как правило, в подобных случаях созываются координационные совещания.
В Приказе Генпрокуратуры России от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» указаны основные субъекты противодействия экстремизму, к которым, кроме органов прокуратуры, относят: Министерство внутренних дел РФ; Министерство юстиции РФ; Федеральная миграционная служба; Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и их территориальных органов. При этом меры, предпринимаемые указанными инстанциями, не должны нарушать отечественное законодательство, а также быть пол-
ными и своевременными, что будет способствовать не только выявлению экстремизма во всех его проявлениях, но и помогать в борьбе с ним. Прежде всего, должна быть налажена система по сбору, хранению и накоплению любых сведений, содержащих информацию о нарушении законов РФ в сфере борьбы с экстремизмом [10, с. 115]. Для решения наиболее острых проблем или вопросов, связанных с противодействием экстремизму, могут созываться координационные или межведомственные совещания руководителей вышеперечисленных правоохранительных органов.
Вследствие слаженной работы прокуроров достигнута договоренность по наделению муниципалитетов и региональных органов государственной власти полномочиями для проведения профилактики экстремизма. На территории всех субъектов РФ реализуются различные программы по борьбе с преступностью, особенно заостряется внимание на противодействии экстремизму. Тем не менее стоит обратить внимание, что вопреки контролю со стороны прокуратуры не всегда решения антитеррористических комиссий муниципальных образований исполняются должным образом. Для решения данного вопроса органы прокуратуры проводят различные мероприятия: круглые столы и заседания; различные тематические занятия; совещания с участием заинтересованных структур; исследование информационных бюллетеней и иной документации; в целях осуществления профилактических мероприятий производится создание сборников по противодействию экстремизму [5, с. 47].
Для повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов по противодействию экстремизму, территориальным прокуратурам целесообразно обратить внимание на следующее. Во-первых, актуализировать антиэкстремистский потенциал граждан. Для этого необходимо, прежде всего, сформировать в сознании граждан принцип недопустимости социальной и иной ненависти и вражды, минимизировать негативные последствия миграции. Во-вторых, совершенствовать систему раннего предупреждения преступности. Реализации этого направления способствует выявление людей, находящихся в опасных ситуациях в обществе, а также
их реинтеграция в социум. В-третьих, пресечение каналов финансирования и распространения экстремистской деятельности.
В контексте координации деятельности прокуратуры и иных субъектов, задействованных в противодействии экстремизму, в современных реалиях актуальна разработка стратегических направлений профилактики экст-ремисткой деятельности, их дальнейшая апробация и внедрение в правоприменительную практику. Данный вид деятельности должен опираться на научные методы познания, благодаря чему будет возможно следующее: проведение комплексного анализа преступлений экстремистского толка; всестороннее исследование и решение актуальных проблем противодействия экстремизму; разработка концептуальных рекомендаций по совершенствованию антиэкстремистского законодательства; предложение научно обоснованных мер по нивелированию факторов, являющихся детерминантами экстремистских настроений в российском социуме.
Выводы
Роль органов прокуратуры в рамках противодействия экстремизму проявляется в координационной деятельности, предусматривающей совместные проверки общественных учреждений и СМИ, религиозных организаций, составление и реализацию межведомственных планов по борьбе с рассматриваемым деструктивным феноменом, обсуждение проблем и выработку консолидированных решений на координационных совещаниях.
В контексте совершенствования деятельности органов прокуратуры в рамках исполнения ими законодательства о противодействии экстремизму целесообразно выделить два приоритетных направления:
1) модернизация законодательной базы, регулирующей проблемные аспекты профилактики экстремистской деятельности, установление и привлечение виновных лиц к ответственности;
2) наделение органов прокуратуры дополнительными полномочиями по борьбе с экстремизмом.
Повышению эффективности деятельности органов прокуратуры в рамках противо-
действия экстремизму может служить систематическое проведение прокурорскими работниками во всех российских регионах мероприятий по информационному противодействию населения в виртуальном пространстве (сети Интернет), координатором которых выступает данный правоохранительный орган. Целесообразно делегировать прокурорам широкие полномочия в рассматриваемой нами сфере на законодательном уровне. Кроме того, в целях устранения экстремистской угрозы во всех субъектах РФ необходимо совершенствовать механизмы организации межведомственного взаимодействия органов прокуратуры и территориальных управлений Роскомнадзора с помощью «умных технологий» и применения электронных каналов связи.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Аристархова, Т. А. К вопросу о преступлениях экстремистского характера, совершенных с использованием сети «Интернет» / Т. А. Аристархова, Е. Д. Малахвей // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2017. - № 4-2. - С. 75-82.
2. Гулягин, А. Ю. Несовершенство правового регулирования статуса прокурора как координатора и субъекта профилактики правонарушений / А. Ю. Гулягин, А.О. Бозоян // Российская юстиция. - 2017. - № 8. - С. 55-58.
3. Иншакова, А. О. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на страже национальной безопасности РФ / А. О. Иншакова // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2021. - № 2. - С. 6-11. - DOI: https:// doi.org/10.15688/lc .jvolsu.2021.2.1
4. Иншакова, А. О. Экстремизм как угроза национальной безопасности: вчера, сегодня, завтра / А. О. Иншакова // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2020. - № 2. - С. 6-12. - DOI: https:// doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2020.2.1
5. Мураев, П. П. Особенности профилактики экстремизма в молодежной среде / П. П. Мураев, Д. Н. Яковлев, В. В. Шалимова // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2020. - № 2. - С. 43-49. -DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2020.2.6
6. Показатели преступности России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// crimestat.ru/olfenses_map. - Загл. с экрана.
7. Фантров, П. П. Органы прокуратуры в системе субъектов предупреждения преступлений / П. П. Фантров, В. М. Шинкарук // Legal Concept =
Правовая парадигма. - 2022. - № 2. - С. 28-34. -DOI: https://doi.org/10.15688/lc .jvolsu.2022.2.4
8. Фантров, П. П. Совершенствование деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений экстремистской направленности среди несовершеннолетних / П. П. Фантров, М. В. Бобовкин, С. А. Меденцов // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2021. - №2. - С. 74-81. - DOI: https://doi.org/ 10.15688/lcjvolsu.2021.2.10
9. Францифоров, Ю. В. Расследование преступлений экстремистской направленности / Ю. В. Фран-цифоров, В. М. Шинкарук // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2020. - № 2. - С. 57-63. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2020.2.8
10. Шинкарук, В. М. Координация деятельности правоохранительных органов и конструктивных ассоциаций граждан в контексте профилактики молодежного экстремизма / В. М. Шинкарук, П. П. Фантров // Вопросы российского и международного права. - 2020. - № 7А. - С. 111-120.
11. Шинкарук, В. М. Противодействие экстремизму в молодежной среде: роль прокурорского надзора за исполнением законодательства в данной сфере / В. М. Шинкарук, П. П. Фантров, Н. А. Соловьева // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2020. - № 4. - С. 178-188.
REFERENCES
1. Aristarkhova T.A., Malahvej E.D. K voprosu o prestupleniyah ekstremistskogo haraktera, sovershennyh s ispol'zovaniem seti «Internet» [On the Issue of Extremist Crimes Committed Using the Internet]. Izvestiya Tul 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [Bulletin of State University. Economic and Legal Sciences], 2017, no. 4-2, pp. 75-82.
2. Gulyagin A.Yu., Bozoyan A.O. Nesovershenstvo pravovogo regulirovaniya statusa prokurora kak koordinatora i sub'ekta profilaktiki pravonarushenij [Imperfection of Legal Regulation of the Status of the Prosecutor as a Coordinator and Subject of Crime Prevention]. Rossijskaya yusticiya [Russian Justice], 2017, no. 8, pp. 55-58.
3. Inshakova A.O. Koordinaciya deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov po bor'be s prestupnost'yu na strazhe nacional'noj bezopasnosti RF [Coordination ofthe Activities ofLaw Enforcement Agencies to Combat Crime on Guard of the National Security of Russian Federation]. Pravovaya paradigma [Legal Concept], 2021, no. 2, pp. 6-11. DOI: https://doi.org/10.15688/ lc.jvolsu.2021.2.1
4. Inshakova A.O. Ekstremizm kak ugroza nacional'noj bezopasnosti: vchera, segodnya, zavtra [Extremism as a Threat to National Security: Yesterday,
Today, Tomorrow]. Pravovaya paradigma [Legal Concept], 2020, no. 2, pp. 6-12. DOI: https://doi.org/ 10.15688/lc .jvolsu.2020.2.1
5. Muraev P.P., Yakovlev D.N., Shalimova V.V Osobennosti profilaktiki ekstremizma v molodezhnoj srede [Features of the Prevention of Extremism in the Youth Environment]. Pravovaya paradigma [Legal Concept], 2020, no. 2, pp. 43-49. DOI: https://doi.org/ 10.15688/lc.jvolsu.2020.2.6
6. Pokazateli prestupnosti Rossii [Indicators of Crime in Russia]. URL: http://crimestat.ru/ offenses_map
7. Fantrov P.P., Shinkaruk V.M. Organy prokuratury v sisteme sub'ektov preduprezhdeniya prestuplenij [Prosecution Bodies in the System of Subjects of Crime Prevention]. Pravovaya paradigma [Legal Concept], 2022, no. 2, pp. 28-34. DOI: https:// doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2022.2.4
8. Fantrov P.P., Bobovkin M.V., Medentsov S.A. Sovershenstvovanie deyatel'nosti prokuratury po preduprezhdeniyu prestuplenij ekstremistskoj napravlennosti sredi nesovershennoletnih [Improving the Activities of the Prosecutor's Office to Prevent Extremist Crimes Among Minors]. Pravovaya paradigma [Legal Concept], 2021, no. 2, pp. 74-81. DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2021.2.10
9. Frantsiforov Yu.V., Shinkaruk V.M. Rassledovanie prestuplenij ekstremistskoj napravlennosti [Investigation of Extremist Crimes]. Pravovayaparadigma [Legal Concept], 2020, no. 2, pp. 57-63. DOI: https://doi.org/10.15688/ lc.jvolsu.2020.2.8
10. Shinkaruk V.M., Fantrov P.P. Koordinaciya deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov i konstruktivnyh associacij grazhdan v kontekste profilaktiki molodezhnogo ekstremizma [Coordination of the Activities of Law Enforcement Agencies and Constructive Associations of Citizens in the Context of the Prevention of Youth Extremism]. Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava [Questions of Russian and International Law], 2020, no. 7A, pp. 111-120.
11. Shinkaruk V.M., Fantrov P.P., Solovyeva N.A. Protivodejstvie ekstremizmu v molodezhnoj srede: rol' prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonodatel'stva v dannoj sfere [Counteracting Extremism Among the Youth: The Role of Prosecutorial Supervision Over the Implementation of Legislation in this Area]. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii [Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2020, no. 4, pp. 178-188.
Information About the Authors
Pavel P. Fantrov, Candidate of Sciences (Politics), Senior Lecturer, Department of Criminal Procedure and Forensic Science, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9832-6169
Ilyas T. Zakharya, Senior Lecturer, Department of Forensic Technology, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Istoricheskaya St, 130, 400089 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9396-9464
Информация об авторах
Павел Петрович Фантров, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9832-6169
Ильяс Тюлюгенович Захарья, старший преподаватель кафедры криминалистической техники, Волгоградская академия МВД России, ул. Историческая, 130, 400089 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9396-9464