Научная статья на тему 'Совершенствование системы предупреждения распространения идеологии религиозного экстремизма в сфере религиозного образования'

Совершенствование системы предупреждения распространения идеологии религиозного экстремизма в сфере религиозного образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулганеев Р. Р.

Статья посвящена общим и специальным мерам предупреждения религиозного экстремизма в системе подготовки специалистов для зарегистрированных религиозных организаций в России. В рамках данной статьи рассматриваются правовые механизмы и организационные подходы по формированию актуальных мер внутреннего контроля и государственного надзора за процессом обучения в религиозных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдулганеев Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы предупреждения распространения идеологии религиозного экстремизма в сфере религиозного образования»

Р.Р. Абдулганеев,

кандидат юридических наук (КЮИ МВД России)

совершенствование системы предупреждения

распространения идеологии религиозного экстремизма в сфере религиозного образования

I

Статья посвящена общим и специальным мерам предупреждения религиозного экстремизма в системе подготовки специалистов для зарегистрированных религиозных организаций в России. В рамках данной статьи рассматриваются правовые механизмы и организационные подходы по формированию актуальных мер внутреннего контроля и государственного надзора за процессом обучения в религиозных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, религиозное образование, духовная жизнь общества, преступление религиозной экстремистской направленности.

Проникновение идеологии религиозного экстремизма в сферу подготовки духовенства раскрывает широкие возможности для ее популяризации в среде обучающихся, закладывая в них искаженные знания и представления о духовных и жизненных ценностях, что в дальнейшем становится одними из определяющих элементов их криминального поведения.

Противодействие проявлениям религиозного экстремизма в сфере религиозного образования требует наличия комплекса эффективных и своевременных мер, выступающих в качестве барьера на пути распространения данного негативного социального явления.

В системе таких мер ключевая роль принадлежит специальному и индивидуальному предупреждению, которые обладают возможностью воздействия на причинный ряд, порождающий крайние религиозные воззрения в среде традиционного духовенства. При этом общесоциальные меры предупреждения религиозного экстремизма являются системным регулятором внешних условий стабильного развития общества и контроля состояния его духовного здоровья.

I. к основным общесоциальным мерам предупреждения религиозного экстремизма в религиозных образовательных учреждениях относятся:

1. Усиление антиэкстремистской направленности в процессе обучения.

Процесс подготовки кадров для зарегистрированных религиозных организаций требует формирования организационно-правовых механизмов, направленных на установление контроля за ним со стороны центральных институтов управления зарегистрированных религиозных организаций, а также надзора со стороны государства. Помимо этого, важным являются создание механизмов контроля за учебной и учебно-методической литературой, религиозной литературой на иностранных языках, используемой в образовательном процессе, системы надзора за учебной деятельностью профессорско-преподавательского состава, а также создание системы повышения квалификации для служителей зарегистрированных религиозных организаций как одного из условий их профессиональной компетентности.

Исходя из этого, считаем необходимым предусмотреть в качестве положения ст. 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязательное введение предметов антиэкстремистского цикла в учебную программу религиозных образовательных учреждений, причем общий контроль за образовательным процессом возложить на цен-

тральные органы управления зарегистрированных религиозных организаций, что позволит осуществлять двойной контроль за качеством и содержанием учебного процесса.

2. Формирование государственных мер социальной поддержки для преподавателей в религиозных образовательных учреждениях.

Создание приемлемых условий для осуществления возложенных задач по поддержанию духовного равновесия в условиях многоконфессионального и многонационального российского общества требует полной самоотдачи и сосредоточенности со стороны духовенства. Но нередко низкий уровень социальной защищенности преподавателей в религиозных образовательных учреждениях (по усредненным данным Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Татарстанской митрополии РПЦ, заработная плата представителей духовенства в городах варьируется от 10 до 15 тыс. рублей, в селах и деревнях - от 5 до 7 тыс. рублей) приводит к его отвлечению на выполнение несвойственных функций и решение сторонних задач, часто материальное неблагополучие членов их семей способствует взаимодействию с благотворительными организациями и фондами, финансирующими религиозные экстремистские организации.

Таким образом, в целях пресечения возможности вовлечения преподавателя религиозного образовательного учреждения в экстремистскую деятельность считаем необходимым предусмотреть государственную социальную поддержку представителей духовенства, взяв за основу Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, распространив практику его применения в отношении зарегистрированных религиозных организаций в России.

3. Совершенствование правовых механизмов, регулирующих противодействие экстремизму в религиозных образовательных учреждениях:

а) формирование «прозрачной» системы финансирования религиозных образовательных учреждений.

Сегодня законодательно не определены источники финансирования религиозных организаций. Согласно ст. 10 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»,^] в уставе религиозной организации должны быть указаны источники образования денежных средств и иного имущества организации. Таким образом, законодательство не дает исчерпывающего перечня возможных источников доходов религиозных организаций, что открывает широкие возможности для привлечения средств криминального происхождения в деятельность религиозных организаций, в том числе и в сфере религиозного образования. В этой ситуации необходимо не только развивать финансовую базу религиозных организаций, но и определять исчерпывающий перечень источников финансирования для религиозных организаций, совершенствовать систему контроля и надзора за их доходами и расходами;[2]

б) противодействие легализации деятельности религиозных экстремистских организаций в сфере образования.

Большинство религиозных объединений, которым, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», было отказано в государственной регистрации, а также исходя из положений ст.14 данного Федерального закона была приостановлена, запрещена или ликвидирована их деятельность, пытается приобрести статус юридического лица в форме общественного объединения, изменив при этом в своих уставных документах цели и задачи деятельности, после чего на законных основаниях продолжить ее.[3]

На основании этого считаем важным создание межведомственной базы таких религиозных организаций, которым было отказано в праве на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, по аналогии с Федеральным списком экстремистских материалов;

в) установление мер контроля за распространяемой литературой в религиозных приходах и религиозных образовательных учреждениях.

Отсутствие современной системы реагирования на факты распространения в религиозных учреждениях экстремистской литературы приводит к значительным упущениям в вопросах предупреждения данного негативного социального явления среди духовно активной части населения. По данным Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Татарстан, так называемые криминальные вбросы религиозной экстремистской литературы регулярно происходят на крупных молитвенных собраниях и религиозных празднованиях. При этом руководители приходов, лица, ответственные за обеспечение порядка в религиозных учреждениях, практически не создают препятствий такого рода деяниям.

Исходя из указанного выше считаем важным закрепить в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» обязанность руководителей религиозных приходов, руководителей религиозных образовательных учреждений по контролю за распространением на территории религиозного прихода, религиозного образовательного учреждения печатной и иной продукции религиозного содержания.

II. к мерам специального предупреждения религиозного экстремизма можно отнести следующие:

1. Усиление взаимодействия Центров по противодействию экстремизму МВД России (ЦПЭ МВД России) по субъекту Федерации с представителями религиозных образовательных учреждений.

Одним из ключевых направлений совместной деятельности в вопросах предупреждения религиозного экстремизма является разработка совместного учета лиц, выезжающих за рубеж для получения религиозного образования.

Реализация указанного направления представляется возможной путем заключения соглашения о сотрудничестве между центральными институтами управления зарегистрированных религиозных организаций и МВД России. Исходя из этого считаем необходимым возложить обязанность по предоставлению информации ЦПЭ МВД России по субъекту Федерации о лицах, об-

учавшихся или обучающихся в зарубежных образовательных учреждениях, на международные отделы религиозных конфессий с последующей ее обработкой и передачей в Главное управление по противодействию экстремизму МВД России (ГУПЭ МВД России) для формирования федерального учета таких лиц. При этом среди субъектов обозначенной категории особому контролю подлежат: а) выезжающие на обучение по направлению религиозных конфессий;

б) выезжающие на обучение в рамках международных обменов с зарубежными религиозными учреждениями и организациями;

в)выезжающиепоприглашениюзарубежных религиозных образовательных учреждений и организаций; г) изъявившие желание к самостоятельному обучению в зарубежных религиозных образовательных учреждениях.

Полученная информация должна быть положена в основу дальнейшего мониторинга деятельности граждан указанных категорий в целях пресечения возможности совершения ими преступлений религиозной экстремистской направленности.

2. Пропаганда традиционных социальных и религиозных воззрений среди обучающихся в религиозных образовательных учреждениях.

Религиозная экстремистская идеология, в первую очередь, стремится к замещению общепринятых представлений и норм поведения в целях установления диктата собственных искаженных догматов. Особенно опасны данные проявления в среде учащихся религиозных образовательных учреждений, представителей духовенства как носителей традиционного духовного наследия российского общества.

Соответственно, контрмерой должна стать совместная активная деятельность по активизации в религиозных образовательных учреждениях антиэкстремистского мониторинга, а также по выявлению и устранению возможных путей распространения идеологии религиозного экстремизма.

По нашему мнению, к основным мерам, способствующим популяризации общепринятых социальных и религиозных норм среди учащихся в религиозных образовательных учреждениях, относятся: а) прове-

дение профилактических бесед в учебных группах при участии представителей ЦПЭ МВД России по субъекту Федерации не реже одного раза в два месяца; б) введение института кураторства среди авторитетных преподавателей религиозных образовательных учреждений над «проблемными» группами и учащимися; в) назначение в группах ответственных за антиэкстремистскую пропаганду и надзор среди наиболее подготовленных учащихся религиозных образовательных учреждений.

III. Индивидуальные меры предупреждения религиозного экстремизма.

1. Регулярное осуществление работы по коррекции поведения обучаемых лиц -приверженцев религиозной экстремистской идеологии.

Профилактическое воздействие на обучаемых в религиозных образовательных учреждениях является одним из наиболее трудоемких процессов, основная цель которого состоит не в том, чтобы наказать, а потом исправлять и перевоспитывать, а в том, чтобы именно воспитывать в целях недопущения отклоняющегося поведения, правонарушения, преступления.[4]

В таких условиях существенно возрастает необходимость в выработке программ корректирующего воздействия на несовершеннолетних приверженцев идеологии религиозного экстремизма. По нашему мнению, координаторами работ в данном направлении должны стать Федеральное агентство по делам молодежи, министерства по делам молодежи субъектов Федерации и ЦПЭ МВД России по субъекту Федерации.

К первоочередным программам, подлежащим совместной реализации, следует отнести программы: а) направленные на интеграцию несовершеннолетних, основная их цель состоит в привитии традиционных социальных и духовных ценностей российского общества, культуры мирного взаимного сосуществования; б) спортивно-массовые; досуговые, направленные на объединение молодежи по интересам и имеющие своей целью пропаганду культуры межличностного взаимодействия молодежи; в) международной молодежной работы, содействующие пониманию и установлению контактов сре-

ди представителей различных религиозных, культурных, социальных и национальных групп; г) реабилитационного плана, состоящие в информировании несовершеннолетних в целях противодействия манипулированию их сознанием, в возвращении к жизни в социуме, в формировании активной гражданской позиции и побуждении желания к отказу от идей религиозного экстремизма.

2. Применение мер корректирующего воздействия на ранее судимых обучаемых.

Деятельность по возвращению лиц, уже имеющих опыт совершения преступлений, к законопослушному поведению является наиболее трудоемкой в содержательном плане и требует персонального (адресного) подхода в ее осуществлении. Особую актуальность это приобретает, когда лица, ранее судимые за совершение преступлений, начинают обучаться в религиозных образовательных учреждениях.

На необходимость скорейшего решения сложившейся проблемы указывает отсутствие в деятельности МВД России программ корректирующего воздействия на лиц указанной категории. К тому же, по данным ЦПЭ МВД по Республике Татарстан, с 2011 г. наблюдается устойчивый рост вовлечения в религиозные экстремистские сообщества людей, обладающих криминальным опытом преступных группировок. В результате чего возникает высокий риск увеличения криминальной активности. Целью криминальной активности, сочетающейся с силовыми способами навязывания населению религиозной экстремистской идеологии, является создание криминально-религиозного анклава, территории, не подчиняющейся государственной власти.[5]

Исходя из этого считаем необходимым обратиться к зарубежному опыту криминальной полиции земли Саксония (Германия) по реализации программы «Открытые двери». Сущность данной программы состоит в добровольном шестимесячном реабилитационном курсе для бывших участников религиозных организаций. На лицо возлагается ряд обязанностей, среди них: а) в течение двух недель после включения в работу программы зарегистрироваться на бирже труда; б) не реже двух раз в неделю

посещать групповые занятия с участием полицейского психолога и представителя религиозной конфессии, принадлежность к которой указывает лицо; в) в случае необходимости принять участие в земельных программах по перепрофилированию и профессиональной переподготовке.

По нашему мнению, разработка отечественной программы по коррекции лиц, ранее судимых за совершение преступлений религиозной экстремистской направленности, на основе положительного зарубежного опыта позволит установить первичные механизмы деятельности МВД России в этом направлении.

Приведенные меры предупреждения экстремизма в системе религиозного образования представляют собой комплекс разносторонних мероприятий, имеющих своей целью формирование мер, направленных на пресечение самой возможности распространения религиозной экстремистской идеологии в среде профессорско-преподавательского состава и обучающихся в такого рода образовательных учреждениях.

На основе приведенных мер предупреждения религиозного экстремизма в сфере религиозного образования представляется возможным сформулировать следующие выводы:

1. К основным мерам общесоциального и специального предупреждения религиозного экстремизма нужно относить механизмы, направленные на устранение самой возможности формирования религиозной

экстремистской идеологии и пресечение попыток ее популяризации в среде профессорско-преподавательского состава и обучающихся религиозных образовательных учреждений.

2. Одним из первоочередных направлений антиэкстремистской деятельности зарегистрированных религиозных организаций является разработка и внедрение актуальных просветительских и воспитательных программ в образовательные религиозные учреждения.

3. Важно усилить работу органов внутренних дел, направленную на взаимодействие с представителями зарегистрированных религиозных организаций, предусмотрев для этого меры поощрения лиц, изъявивших желание к сотрудничеству. При этом неприемлемым должно стать сокрытие фактов проявления религиозного экстремизма и укрывательство лиц, разделяющих такие убеждения, в религиозных образовательных учреждениях.

4. Особого внимания требует деятельность по применению мер корректирующего воздействия на лиц, ранее судимых за совершение преступлений религиозной экстремистской направленности и не отказавшихся от своих преступных убеждений, а также усиление взаимодействия ЦПЭ МВД России по субъекту Федерации с представителями зарегистрированных религиозных организаций в целях контрпропагандистской деятельности в сфере религиозного образования.

литература

1. О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ : в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 180-ФЗ // Рос. газета. 1997. 1 окт. ; 2013. 5 июля.

2. Агафонова А.А. Бюджетное финансирование деятельности религиозных объединений: сравнительно-правовое исследование // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 3. С.5.

3. Петюкова О.Н. Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации : науч.-практ. комментарий. М., 2007.

4. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С.415.

5. По данным информационно-аналитического отчета «Об организации и проведении мониторинга религиозно-политической обстановки в Республике Татарстан» в 2012 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.