ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(29)2017
УДК 343.9
DOI: 10.24420/KUI.2017.3(29).7373
Р.Р. Абдулганеев
предупреждение финансирования деятельности религиозной экстремистской организации
PREVENTING THE FINANCING ACTIVITIES OF RELIGIOUS EXTREMIST ORGANIZATIONS
введение: статья посвящена оптимизации правовых условий финансового контроля за теневыми источниками пополнения ресурсной базы религиозных экстремистских организаций.
материалы и методы: основу исследования составляет диалектический метод, выступающий основой познания явлений объективной действительности. Автором при подготовке работы в качестве частных научных методов применялись сравнительно-правовой, статистический и формально-логический.
Результаты исследования: в статье особое внимание уделено вопросам оптимизации правовых механизмов по выявлению и устранению источников пополнения финансовых ресурсов религиозной экстремистской организации из зарубежных фондов и некоммерческих организаций; финансирования с использованием современных виртуальных денежных суррогатов в сети Интернет; прямого финансирования с использованием аффилированных организаций и физических лиц, а также самофинансирования на основе норм религиозных предписаний.
обсуждение и заключения: в статье обосновывается мнение, согласно которому актуализация криминологических мер по повышению эффективности антиэкстремистской деятельности в стране позволит создать необходимые условия по устранению источников и каналов финансирования экстремистской деятельности и предоставит возможность для реализации комплекса мер, направленных на противодействие воспроизводимому потенциалу религиозного экстремизма.
Ключевые слова: религиозный экстремизм, финансирование экстремизма, безопасность государства, негативное социальное явление.
Для цитирования: Абдулганеев Р.Р. Предупреждение финансирования деятельности религиозной эстремистской организации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 7, № 3. С. 66 - 71. DOI: 10.24420/KUI.2017.3(29).7373.
Introduction: the paper is devoted to optimization of the legal environment of the financial control over the shadow sources of replenishment of resource base of the religious extremist organizations.
Materials and Methods: the study is the dialectical method, he basis of knowledge of the phenomena of objective reality. The author in the preparation of the work as a private scientific methods, the author used the comparative legal, statistical and formal logic.
Results: in the article special attention is paid to optimization of legal mechanisms for identification and elimination of sources of replenishment of financial resources of religious extremist organizations from foreign foundations and non-profit organizations; financing with the use of modern virtual money substitutes in the Internet; direct financing through affiliated organizations and individuals, as well as self-financing on the basis of norms of religious instructions.
Discussion and Conclusion: the article substantiates the view that the actualization of criminological measures to improve the effectiveness of anti-extremist activities in the country will create the necessary conditions for eliminating sources and channels of financing of extremist activities and provide an opportunity for the implementation of measures aimed at combating the reproducible potential of religious extremism.
Key words: religious extremism, financing ofextremism, the security ofthe state, a negative social phenomenon.
For citation: Abdulganeev R.R. Preventing the Financing Activities of Religious Extremist Organizations // Bulletin ofthe Kazan Law Institute ofMIA ofRussia 2017. V. 7, J№ 3. P. 66-71. DOI: 10.24420/KUI.2017.3(29).7373.
Введение
Многообразие рынка финансовых услуг создает благоприятные условия для развития различных секторов экономики страны, а современные правовые механизмы, регламентирующие процедуру осуществления валютных операций и контроля за ними, предоставляют организациям и физическим лицам широкую возможность для реализации финансовых интересов. При этом наличие неконтролируемого оборота активов в экономической ткани государства формирует условия и для финансирования экстремистских организаций, подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, что кратно увеличивает их опасность и создает препятствия для эффективного правового реагирования на данные факты.
Обзор литературы
До недавнего времени вопрос криминологической превенции финансирования экстремистской деятельности находился в тени общей системы предупреждения данного негативного социального явления. Среди отечественных ученых к нему обращались А.Я. Минин, В.А. Церунян (совершенствование комплекса мер по подрыву экономических основ экстремистской деятельности, которая приобрела форму преступного промысла) [1]; И. Соловьев (незаконное обналичивание денежных средств как ключевой способ финансирования экстремистских организаций)[2]; В.В. Ульянова (повышение эффективности нормативной базы по противодействию финансированию экстремизма и терроризма)[3]; Г.Е. Вахрушев (регулирование противодействия финансированию терроризма нормами международного права) [4] и др.
Среди зарубежных ученых к вопросу криминологической превенции финансирования религиозного экстремизма и терроризма обращались Г. Мюллер (финансирование экстремистских организаций через религиозные центры в крупных городах Европы) [5]; А. Паскаль (противодействие возникающим рискам финансирования терроризма) [6]; Э. Офтедал (финансирование террористических ячеек джихадистов в Европе) [7]; М. Логвинов (Германия как площадка для вербовки боевиков-салафитов) [8], Ф. Грубер (использование механизмов финансовой разведки для предупреждения финансирования экстремизма) [8] и др.
Результаты исследования
Под финансированием экстремистской деятельности наряду с оказанием финансовых услуг признается предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организа-ции1.
Следует подчеркнуть, что изменения отечественного уголовного законодательства в 2014 г., выразившиеся в закреплении в статье 282.3 УК РФ «Финансирование экстремистской деятельности» ответственности за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, и сегодня встречают неоднозначную оценку как у практических работников, так и у исследователей данного вопроса.
Согласимся с позицией А.Я. Минина, который полагает, что современные правовые и организационные меры по выявлению и блокированию каналов финансирования экстремистских организаций разбалансированы и носят краткосрочный характер, позволяя им относительно легко найти способы восстановления своего финансового состояния для продолжения преступной деятельности [1].
На сложность выявления и доказывания фактов финансирования экстремистской деятельности в ходе оперативно-служебной деятельности специализированных подразделений органов внутренних дел указывают и данные ГИАЦ МВД России за 2014-2016 гг., в соответствии с которыми первое преступление за совершение деяний, предусмотренных статьей 282.3 УК РФ, было зарегистрировано только в 2016 г.2
1О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 (в ред. от 03.11.2016) // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
2Данные приведены в сводном отчете ГИАЦ МВД России «О преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью». М., 2016.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(29)2017
обсуждение и заключение
В целях формирования эффективных правовых барьеров в антиэкстремистской деятельности выделим наиболее распространенные источники финансирования религиозной экстремистской организации:
1. Теневые источники финансирования:
а) доходы, полученные от криминальной деятельности представителей религиозной экстремистской организации и аккумулируемые с целью дальнейшего развития, функционирования экстремистской организации и продвижения идеологии религиозного экстремизма.
По данным материалов судебной практики, в России с 2011 по 2016 годы по уголовным делам в отношении представителей таких экстремистских и террористических организаций, как «Хизбут Тахрир аль-Исла-ми», «Дагва аль Игса», «Ат-такфир Уальхид-жра», «Имарат Кавказ» и др., в подавляющем большинстве к наиболее распространенным способам получения криминальных доходов относились: вымогательство, разбой, незаконный сбыт оружия и боеприпасов, мошенничества в кредитно-финансовом секторе1;
б) финансирование из зарубежных фондов и некоммерческих организаций. Данную часть составляют денежные средства, закамуфлированные в качестве безвозмездной материальной помощи, но фактически используемые для финансирования преступной деятельности экстремистской организации.
На сегодняшний день в России в отношении 60 некоммерческих организаций (более 20 из которых - религиозные организации) судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»2;
в) финансирование с использованием современных виртуальных денежных суррогатов. К данной категории относятся новые пиринговые платежные системы как одна из форм безналичного оборота денежных средств и, в первую очередь, такие виртуальные денежные суррогаты, как биткоин.
Особенность такого рода криптовалют состоит в полной бесконтрольности проводимых с ними операций со стороны надзорных государственных органов, анонимности информации о субъектах финансовых операций и отсутствии данных о назначении платежа [10].
2.Прямое финансирование с использованием рыночных механизмов.
К этому направлению относится прибыль от законной коммерческой деятельности физических и юридических лиц, аффилированных с представителями религиозной экстремистской организации, а также прямо или косвенно находящихся под их контролем либо осуществляющих действия от их имени или по их указанию с целью вывода полученных доходов из легального оборота.
И. Соловьев справедливо отмечает, что денежные средства от деятельности коммерческих организаций, поступающие в не контролируемый государством оборот, в дальнейшем используются в криминальных целях, в том числе для финансирования деятельности экстремистских и террористических организаций. Наиболее распространенным способом вывода денежных активов являются манипуляции по их обналичиванию путем перевода на расчетные счета в «фирмы - однодневки» и дальнейшего возвращения заинтересованным лицам [2].
3. Самофинансирование на основе норм религиозных предписаний.
Особенностью современных религиозных экстремистских организаций выступает наличие внутренних финансовых резервов, с помощью которых покрываются не только текущие расходы и оказывается материальная помощь их участникам, но и финансирование организаций, подготовка или совершение преступлений экстремистской направленности.
Наиболее распространенными формами самофинансирования религиозной экстремистской организации являются: а) традиционные формы сбора религиозных пожертвований, включающие добровольную передачу денежных средств в соответствии с религиозными предписаниями; б) передача части ежемесячного заработка члена религиозной экстремистской организации (как правило, в размере 10%) на ее нужды.
По нашему мнению, формирование ресурсной
'Судебная практика по делам о преступлениях экстремисткой направленности и террористического характера. URL: https://rospravosudie.com/vidpr-ugolovnoe/act-q/section-acts/ (дата обращения: 20.06.2017).
2Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». URL: http://minjust.ru/nko/perechen_zapret (дата обращения: 18.06.2017).
базы для достижения преступных целей религиозных экстремистских организаций в современных условиях российского экономического пространства направлено на развитие сети организаций, преследующих цели пополнения своих рядов новыми членами и создания с их помощью источников для регулярного материального обеспечения деятельности.
Исходя из указанного, мы считаем, что осуществление антиэкстремистской деятельности в стране требует реализации решительных мер, направленных на выявление и устранение источников финансирования религиозной экстремистской деятельности, а также формирование действенных барьеров на пути распространения идеологии религиозного экстремизма как средства воспроизводимого потенциала экстремистской организации.
Достижение указанных целей, на наш взгляд, требует реализации следующих предложений:
1. Важной составляющей в структуре реализации контрольных механизмов за деятельностью некоммерческих организаций со стороны органов внутренних дел явилось бы закрепление в рамках пункта 4.2 статьи 32 «Контроль за деятельностью некоммерческой организации» Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 01.01.2017) «О некоммерческих организациях»1 в качестве основания для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма, в том числе информации о финансировании экстремистской деятельности.
Исходя из того, что пункт 4.4 указанного Федерального закона не допускает предварительного уведомления некоммерческой организации о проведении внеплановой проверки в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма, то, по нашему мнению, приведенное основание позволит усилить контроль за оборотом денежных средств в некоммерческих организациях и создаст условия для эффективной реализации правоохранитель-
ных функций субъектами предупреждения экстремизма.
2. Значимым направлением в вопросах выявления и устранения источников финансирования религиозной экстремистской деятельности является формирование эффективных барьеров на пути предоставления или сбора денежных средств (в наличной или безналичной форме), а также иных материальных средств в сети Интернет2.
Исходя из указанного, считаем особо важным дополнить пункт 6 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»2 положением об обязательном применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, полученных при помощи пиринговых платежных систем в сети Интернет, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в причастности к экстремистской или террористической деятельности (в том числе к финансированию экстремизма или терроризма).
3. Достойными внимания являются меры, направленные на совершенствование процедуры финансового контроля со стороны специализированных подразделений органов внутренних дел за коммерческой деятельностью физических и юридических лиц, связанных с представителями религиозной экстремистской организации, в том числе за счет оптимизации уголовного законодательства вследствие закрепления в Уголовном кодексе РФ в рамках статьи 205.6 «Несообщение о преступлении» ответственности за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений экстремистской направленности и (или) финансировало его совершение.
Мы убеждены, что реализация указанных правовых мер будет способствовать повышению информированности органов внутренних дел и позволит своевременно реагировать на факты финансирования экстремизма.
1 О некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
2О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 (в ред. от 03.11.2016) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(29)2017
4. Требуют совершенствования правовые меры, направленные на оптимизацию процедуры сбора и учета пожертвований граждан религиозным организациям. Отметим, что сегодня законодателем в статье 25 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях»3 предусмотрена процедура проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, в том числе в части поступления и (или) расходования благотворительных пожертвований и других денежных средств, источников поступления и (или) использования иного имущества, только в случае если религиозная организация получала денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и (или) поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма). При этом вопрос процедуры финансовой отчетности при поступлении денежных средств от российских граждан и организаций вне расчетного счета рели-
гиозной организации остается без должного правового внимания, а органы внутренних дел и вовсе не учитываются при реализации контрольно-надзорных функций за финансовой деятельностью религиозной организации.
Таким образом, в целях установления дополнительных правовых механизмов по недопущению возможности финансирования экстремистской деятельности средствами, аккумулируемыми в религиозных организациях, важным явилось бы закрепление в рамках Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» статьи 25.2 «Отчетность религиозной организации, получившей денежные средства и иное имущество от российских организаций и граждан»; кроме этого, необходимо предусмотреть в пункте 4 статьи 25 «Осуществление надзора и контроля» указанного Федерального закона наделение специализированных подразделений органов внутренних дел по противодействию экстремизму полномочиями по осуществлению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью религиозной организации.
список литературы
1. Минин А.Я., Церунян В.А. О противодействии финансированию экстремистской деятельности // Российский следователь. 2016. № 6. С. 30 - 37.
2. Соловьев И. Трудные времена для «обналички» // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. 2016. № 7. С. 88 - 95.
3. Ульянова В.В. Противодействие финансированию терроризма : автореф. дис. ... к.ю.н. Екатеринбург, 2010. 24 с.
4. Вахрушев Г.Е. Международно-правовое регулирование противодействия финансированию терроризма // Бизнес в законе. 2013. № 3. С. 65 - 71.
5. Herbert L. Müller Tradition und Moderne, Identitiätsbildung und Weltanschauungen: Das Internet als (Re-) Aktionsfeld islamistischer Bewegungen // Extremismus in Deutschland Erscheinungsformen und aktuelle Bestandsaufnahme. Berlin, 2004. 394 s.
6. Pascal A. Emerging Terrorist Financing Risks. Paris, 2015. 50 р.
7. Oftedal E.The Financing of Jihadi Terrorist Cells in Europe. Kjeller, 2015. 68 p.
8. Logvinov M. Deutschland als Operationsgebiet und Rekrutierungsbasis des (militanten) Salafismus // Kriminalistik. 2011. №7. S. 472 - 475.
9. Gruber F. Extremismusprävention in Deutschland - Erhebung und Darstellung der Präventionslandschaft. Wiesbaden, 2016. 47 s.
10. Абдулганеев Р.Р. Криминологические аспекты предупреждения распространения идеологии религиозного экстремизма в интернет-пространстве // Общество и право. 2017. № 2 (60). С. 98 - 101.
REFERENCES
1. Minin A.Ya., Tserunyan V.A. O protivodeistvii finansirovaniyu ekstremistskoi deyatel'nosti // Rossiiskii sledovatel'. 2016. № 6. S. 30 - 37.
2. Solov'ev I. Trudnye vremena dlya «obnalichki» // Nalogovyi vestnik - Konsul'tatsii. Raz»yasneniya.
3О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
Mneniya. 2016. № 7. S. 88 - 95.
3. Ul'yanova V.V. Protivodeistvie finansirovaniyu terrorizma : avtoref. dis. ... k.yu.n. Ekaterinburg, 2010. 24 s.
4. Vakhrushev G.E. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie protivodeistviya finansirovaniyu terrorizma // Biznes v zakone. 2013. № 3. S. 65 - 71.
5. Herbert L. Müller Tradition und Moderne, Identitiätsbildung und Weltanschauungen: Das Internet als (Re-) Aktionsfeld islamistischer Bewegungen // Extremismus in Deutschland Erscheinungsformen und aktuelle Bestandsaufnahme. Berlin, 2004. 394 s.
6. Pascal A. Emerging Terrorist Financing Risks. Paris, 2015. 50 r.
7. Oftedal E.The Financing of Jihadi Terrorist Cells in Europe. Kjeller, 2015. 68 p.
8. Logvinov M. Deutschland als Operationsgebiet und Rekrutierungsbasis des (militanten) Salafismus // Kriminalistik. 2011. №7. S. 472 - 475.
9. Gruber F. Extremismusprävention in Deutschland - Erhebung und Darstellung der Präventionslandschaft. Wiesbaden, 2016. 47 s.
10. Abdulganeev R.R. Kriminologicheskie aspekty preduprezhdeniya rasprostraneniya ideologii religioznogo ekstremizma v internet-prostranstve // Obshchestvo i pravo. 2017. № 2 (60). S. 98 - 101.
об авторе: Абдулганеев Ренат Рафаилович, кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского отделения Казанского юридического института МВД России, e-mail: renatabd001@mail.ru ©Абдулганеев Р.Р., 2017
About the author: Abdulganeev Renat Rafailovich, Candidate of Juridical Sciences, Head of Research Department of Kazan Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. e-mail: renatabd001@mail.ru
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author have read and approved the final manuscript.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Русский язык как иностранный : учебно-методическое пособие / сост. А.Р. Исхакова, Л.М. Миргалимова. - Казань : КЮИ МВД России, 2017. - 52 с.
В пособии содержится теоретико-практический материал по дисциплине «Иностранный язык (русский язык как иностранный)», представлены конкретные тренировочные упражнения по основным разделам курса, направленные на развитие навыков монологического высказывания и диалогической речи. Особое внимание уделяется лексике по теме «Право».
Предназначено для иностранных слушателей очной формы обучения Казанского юридического института МВД России по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности.