Научное обеспечение противодействия правонарушениям
УДК 343.9 © Р. Р. Абдулганеев, 2017
Криминологические аспекты предупреждения органами внутренних дел Российской Федерации религиозного экстремизма в среде мигрантов
Р. Р. Абдулганеев
На основе актуальных статистических данных приводятся перспективные правовые и организационные направления совершенствования антиэкстремистской деятельности органов внутренних дел и предлагаются меры специального предупреждения, направленные на противодействие распространению идеологии религиозного экстремизма и вовлечения мигрантов в экстремистскую деятельность, исходя из особенностей сложившейся криминогенной обстановки и правоприменительной практики.
Ключевые слова: религиозный экстремизм, миграция, преступность мигрантов, безопасность государства,
негативное социальное явление.
Нахождение России на стыке религиозных традиций запада и востока накладывает существенный отпечаток на систему межнационального согласия, межкультурного взаимодействия и межрелигиозного диалога в обществе, и выступает тем самым одной из основ национальной безопасности
Миграционные процессы являются неотъемлемой составляющей жизни любого государства, а эффективность социальной адаптации мигрантов отражает уровень стабильного и поступательного развития страны . Незаконная миграция, внося существенный дисбаланс в криминогенную обстановку, представляет собой значимый стратегический риск и угрозу национальной безопасности, особенно если она сопряжена с распространением религиозной экстремистской идеологии .
В . Л . Казакова справедливо отмечает, что миграция иностранных граждан, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической ситуацией, может способствовать ухудшению социальной обстановки в местах их пребывания, возникновению межнациональных конфликтов, создавать условия для формирования этнических анклавов, организо-
ванных преступных групп, экстремистских и террористических организаций [1].
Как показывает статистика, особенностью лиц, выявленных за совершение преступлений экстремистской направленности среди мигрантов, является их организаторская роль при совершении таких преступлений . По данным ГИАЦ МВД России, с 2010 г. по 2016 г. из числа зарегистрированных лиц, совершивших преступления экстремистской направленности (п . «е» ч . 2 ст. 111, п . «е» ч . 2 ст . 112, п . «б» ч . 2 ст . 115, п . «б» ч . 2 ст . 116, п . «з» ч . 2 ст . 117, ч . 2 ст. 119, п . «б» ч . 1 ст . 213, ст . ст. 280, 2801, 282, 2821, 2822, 2823, 357 УК РФ), наибольшее количество мигрантов (88%) было выявлено за совершение преступлений, предусмотренных ст. 2822 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации» и ст 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (11,7%) .
Наибольшее число мигрантов, выявленных за совершение преступлений экстремистской направленности с 2010 г. по 2016 г. , — это граждане государств-участников СНГ: Таджикистана (57 лиц); Узбекистана (24); Украины (23); Кыргызстана (11); Азербайджана (7); Армении (5); Казахстана (1); Беларуси (1) 1 .
1 Данные приведены в сводном отчете ГИАЦ МВД России «Характеристика выявленных лиц, совершивших преступле-
ния . Всего по России за период с 2010 по 2016 гг. М ., 2017» .
Заметим, что хотя доля мигрантов не столь велика в общем массиве лиц, выявленных за совершение преступлений данной категории, и не превышает 3%, их качественный потенциал характеризуется высокой степенью латентности и широкими возможностями распространения идеологии религиозного экстремизма, в первую очередь среди соотечественников, а также представителей этнических диаспор, проживающих на территории России. Миграционный кризис последних лет, происшедший в странах Европейского Союза, выявил существенные пробелы в обеспечении миграционной безопасности и организации противодействия распространению идеологии религиозного экстремизма среди мигрантов, на практике показал уязвимость современных правовых и социальных барьеров, которыми пользуются международные экстремистские организации, направляя с динамичными потоками легальной и нелегальной миграции своих членов на территорию европейских стран [2].
В данной ситуации на органы внутренних дел возлагается большая ответственность по обеспечению режима законности пребывания мигрантов на территории Российской Федерации и предупреждения совершения ими преступлений и правонарушений, в том числе экстремистской направленности
Отметим, что работа по формированию правовых механизмов, направленных на противодействие проникновению на территорию страны участников международных экстремистских организаций среди лиц, прибывающих по каналам легальной и нелегальной миграции, а также распространению ими идеологии религиозного экстремизма, ведется органами внутренних дел сравнительно недавно .
Федеральный закон от 28 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» 2, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.3 и Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г.4 во многом определили перспективные направления криминологической превенции преступности мигрантов и предупреждения распространения идеологии экстремизма в их среде, позволили переосмыслить ключевые подходы в установлении вектора правового воздействия на данную проблему
По нашему мнению, прогрессивными с точки зрения установления законодательных барьеров стали изменения в свете принятия Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» 5, а именно предусматривающие новый порядок пересечения государственной границы России для иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе и миссионерской
Однако в условиях возрастающей угрозы национальной безопасности со стороны незаконной миграции без должной правовой оценки остаются вопросы предупреждения распространения идеологии религиозного экстремизма мигрантами среди представителей национальных диаспор и анклавов, а также граждан Российской Федерации, что значительно увеличивает общественную опасность и облегчает реализацию преступных умыслов.
Полагаем, к ключевым направлениям деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения распространения религиозного экстремизма в среде мигрантов нужно отнести специальные меры по противодействию воспроизводственному потенциалу религиозных экстремистских организаций, поэтому представляется возможным сформулировать следующие предложения:
1. В связи с тем, что ограничение иностранному гражданину или лицу без гражданства въезда на территорию РФ признается существенным вмешательством в его личную жизнь со стороны публичных властей [3, с. 29-32], значимой является выработка правовых механизмов противодействия практике фиктивных приглашений иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в стране На необходимость такого рода изменений указывают данные статистики с 2010 г. по 2016 г. , в соответствии с которыми наибольшее количество преступлений экстремистской направленности среди мигрантов было совершено лицами, прибывшими в страну для работы по найму (83,4%) и для учебы (16,6%) 6 .
Следует внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 26, ст. 3851.
3 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года . URL: http://www. kremlin . ru (дата обращения: 20.01.2016).
4 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 28, ст. 4558.
6 Данные приведены в сводном отчете ГИАЦ МВД России «Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства . Всего по России за период с 2010 по 2016 гг. М. , 2017».
в Российской Федерации» 7 путем закрепления в ст. 9 «Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета» в качестве обязательных сведений информации о привлечении в иностранном государстве к уголовной и (или) административной ответственности за совершение преступлений (правонарушений) экстремистской направленности и (или) террористического характера, что позволит своевременно реагировать на попытку въезда в страну данной категории лиц и предпринять необходимые меры в случае их нахождения на территории Российской Федерации
2. Значимой признана практика проведения повсеместной просветительской работы органами внутренних дел среди мигрантов в целях снижения их маргинализации и отчужденности в отношениях с местным населением [4, с. 29-33]. Однако в условиях возрастающей степени адаптивности религиозного экстремизма к правовым и социальным барьерам, ежегодного роста преступлений экстремистской направленности достойными внимания выступают меры селективной профилактики, которые направлены на дерадикализацию мигрантов, вовлеченных в деятельность религиозных экстремистских организаций и находящихся на территории страны К таковым относится комплекс мер индивидуального предупреждения религиозного экстремизма по разобщению членов экстремистских групп и извлечению ее членов из криминальной среды при взаимодействии с национальными диаспорами и представителями традиционного духовенства По нашему мнению, формирование на федеральном уровне устойчивой информационной поддержки антиэкстремистской деятельности в системе дежурно-диспетчерских служб «112» путем создания единого федерального номера для мобильного консультирования лиц, столкнувшихся с проявлениями экстремизма, представляется более чем востребованным
3. Требуют совершенствования меры межведомственного взаимодействия в вопросах предупреждения религиозного экстремизма среди мигрантов Одним из перспективных направлений такой работы органов внутренних дел и органов прокуратуры видится создание совместных электронных информационных учетов для обмена оперативно значимой информацией
Так, создание информационной системы обеспечения антиэкстремистской деятельности МВД России, включающей в себя подготовку информационного учета «Религиозный экстремизм» в рамках исполнения приказа МВД России от 12 февраля 2014 г.
№ 89дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации», позволит отслеживать криминальную ситуацию, связанную с проявлениями религиозного экстремизма в регионах, и своевременно реагировать на нее
В соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 1 июля 2015 г. № 343 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции» 8 к актуальным направлениям надзорной деятельности органов прокуратуры теперь относится предотвращение вовлечения мигрантов в криминальную среду, экстремистскую, террористическую и коррупционную деятельность
4 Достойными внимания являются меры, направленные на оптимизацию уголовного законодательства путем закрепления в Уголовном кодексе РФ статьи 2056 «Несообщение о преступлении» в рамках изменений, внесенных Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» 9, однако ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое, по достоверно известным сведениям, готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений экстремистской направленности, не нашла своего правового отражения
Полагаем, повышенная общественная опасность экстремизма обусловливает необходимость закрепления ответственности за несообщение о таком преступлении Учитывая, что субъект такого преступления общий, реализация данных правовых мер будет способствовать повышению информированности органов внутренних дел и позволит своевременно реагировать на факты проявления экстремизма, в том числе и в среде мигрантов
5 . Одним из ключевых направлений в вопросах предупреждения религиозного экстремизма является разработка совместного учета лиц, въезжающих для получения религиозного образования или осуществления педагогической деятельности в религиозных образовательных организациях
Реализация указанного направления представляется возможной путем сбора и анализа информации региональными подразделениями органов вну-
7 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 30, ст. 3285.
8 Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс».
9 Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 28, ст. 4559.
тренних дел по вопросам миграции и центрами по противодействию экстремизму с последующей ее обработкой и передачей в Главное управление по противодействию экстремизму МВД России (ГУПЭ МВД России) и Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ МВД России) о лицах: а) прибывших на обучение по направлению религиозных конфессий; б) прибывших на обучение в рамках международных обменов с зарубежными религиозными учреждениями и организациями; в) прибывших по приглашению религиозных образовательных учреждений и организаций; г) изъявивших желание к самостоятельному обучению в российских религиозных образовательных организациях
Полученная информация должна быть положена в основу дальнейшего мониторинга деятельности иностранных граждан указанных категорий в целях пресечения возможности совершения ими преступлений экстремистской направленности и распространения идеологии религиозного экстремизма
6. Важно отметить, что одним из перспективных направлений, требующих законодательной регламентации, остается проблема противодействия преступному потенциалу незаконной миграции как одному из средств распространения идеологии религиозного экстремизма
К основным специальным мерам, предпринимаемым органами внутренних дел РФ, следует отнести реализацию мероприятий в рамках функционирования государственной информационной системы миграционного учета по модулю «Регистрационный учет» унифицированного прикладного программного обеспечения «Территория» Полагаем, существенным дополнением к указанной программе ста-
нет реализация системы электронного мониторинга миграционной активности «Электронная карта мигранта» ГУВМ МВД России
Система электронного мониторинга «Электронная карта мигранта» представляет собой номерную пластиковую карту с чипом, действительную только по предъявлении ее собственником карты и содержащую квалифицированную электронную подпись ее владельца Электронное содержание карты должно включать платежные, транспортные приложения и графическую информацию о владельце: фотографию и персональные данные, исчерпывающую информацию о правовом статусе мигранта, сроке действия регистрационных документов Транспортное приложение «Электронной карты мигранта» позволит оплачивать проезд на всех видах транспорта . Банковское платежное приложение карты обеспечит расчеты и получение банковских услуг мигрантами
Таким образом, практическая реализация электронного мониторинга миграционной активности сделает прозрачной для органов внутренних дел оперативно значимую информацию о деятельности мигрантов на территории страны, в том числе позволит отслеживать географию перемещений мигрантов и их финансовую деятельность .
По нашему мнению, осуществление данного направления в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г будет способствовать контролю сферы миграционных потоков в стране и предупреждению распространения идеологии экстремизма как в среде мигрантов, так и среди российских граждан.
Список литературы
1. Казакова В. Л. Об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции. М . , 2016. 18 с.
2. Analyse der Radikalisierungshintergründe und -Verläufe der Personen, die aus islamistischer Motivation aus Deutschland in Richtung Syrien oder Irak ausgereist sind Fortschreibung 2015 . Berlin, 2015. 50 s.
3. Лемонджава Р. Р. Запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину как способ противодействия незаконной миграции: ценность и проблемы правоприменения // Миграционное право . 2015 . № 2.
4. Капинус О. С. Противодействие незаконной миграции как угрозе национальной безопасности России // Миграционное право. 2016 . № 1.