Научная статья на тему 'Криминологические средства противодействия религиозному экстремизму в системе защиты основ конституционного строя Российской Федерации'

Криминологические средства противодействия религиозному экстремизму в системе защиты основ конституционного строя Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
RELIGIOUS EXTREMISM / RELIGIOUS HATRED OR HOSTILITY / NEGATIVE SOCIAL PHENOMENON / CONSTITUTIONAL ORDER / SECURITY OF THE STATE / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНАЯ НЕНАВИСТЬ ИЛИ ВРАЖДА / НЕГАТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулганеев Ренат Рафаилович, Миронов Сергей Николаевич

Статья посвящена современным криминологическим подходам к пониманию проблемы религиозного экстремизма в России, а также выработке предложений по преодолению данного негативного социального явления. Авторами предложены меры специального предупреждения религиозного экстремизма исходя из сложившейся криминогенной обстановки и наработанной практики предупреждения и пресечения органами внутренних дел преступлений, совершаемых по мотивам религиозной ненависти или вражды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдулганеев Ренат Рафаилович, Миронов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL MEANS OF ANTI-RELIGIOUS EXTREMISM IN THE ACTION TO PROTECT THE FOUNDATIONS OF THE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUTIONAL SYSTEM

The article is devoted to modern criminological approaches of understanding the problem of religious extremism in Russia, as well as making proposals to overcome this negative social phenomenon. It is described in the article special measures of prevention of religious extremism based on the current crime situation and established practices of prevention and suppression of the internal affairs bodies of the committed crimes motivated by religious hate or enmity.

Текст научной работы на тему «Криминологические средства противодействия религиозному экстремизму в системе защиты основ конституционного строя Российской Федерации»

УДК 343.9 ББК 67

© 2016 г. Р. Р. Абдулганеев,

начальник научно-исследовательского отделения Казанского юридического института

МВД России кандидат юридических наук.

Тел.: 8 (843) 277-78-00.

С. Н. Миронов,

заместитель начальника Казанского юридического института МВД России по научной работе

кандидат исторических наук, доцент.

Тел.: 8 (843) 277-78-00.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена современным криминологическим подходам к пониманию проблемы религиозного экстремизма в России, а также выработке предложений по преодолению данного негативного социального явления. Авторами предложены меры специального предупреждения религиозного экстремизма исходя из сложившейся криминогенной обстановки и наработанной практики предупреждения и пресечения органами внутренних дел преступлений, совершаемых по мотивам религиозной ненависти или вражды.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, религиозная ненависть или вражда, негативное социальное явление, конституционный строй, безопасность государства.

R. R. Abdulganeev - Head of the Research Division of the Kazan Law Institute of the MIA of Russia. PhD in Law.

S. N. Mironov - Deputy Head for Research, Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs

of Russian Federation, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.

CRIMINOLOGICAL MEANS OFANTI-RELIGIOUS EXTREMISM IN THE ACTION TO PROTECT

THE FOUNDATIONS OFTHE SYSTEM OFTHE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUTIONAL SYSTEM

The article is devoted to modern criminological approaches of understanding the problem of religious extremism in Russia, as well as making proposals to overcome this negative social phenomenon. It is described in the article special measures of prevention of religious extremism based on the current crime situation and established practices ofprevention and suppression of the internal affairs bodies of the committed crimes motivated by religious hate or enmity.

Key words: religious extremism, religious hatred or hostility, negative social phenomenon, the constitutional order, security of the State.

Крайности в религиозных взглядах и связанные с ними негативные социальные явления, находящие свое отражение в экстремизме, представляют собой серьезные проблемы, с которыми столкнулось современное общество. Все чаще наблюдаются процессы глобализации экстремизма, в том числе и на религиозной почве, выражающиеся в возникновении и распространении транснациональных экстремистских объединений, которые пытаются создать свои ячейки и на территории Российской Федерации.

Возрастает степень адаптивности религиозного экстремизма к правовым и социальным барьерам, что отражается в ежегодном росте преступлений экстремистской направленности, когда под сомнение ставятся тра-

диционные формы построения гражданского общества, конституционные права и свободы, а государственные институты утрачивают свое влияние и авторитет.

Сегодня перед нами предстает тревожная картина темпов роста и географии распространения идей религиозного экстремизма. Можно отметить, что современный религиозный экстремизм с легкостью преодолевает сотни тысяч километров, расширяя круг действия своих крайних идей на разных континентах, без особых усилий пересекает государственные границы. Поэтому данная проблема в немалой степени актуальна и в Российской Федерации ввиду не только ее географической близости к разным очагам религиозной напряженности, расположенным как

в Европе, так и в Азии, но еще и потому, что Россия сформировалась как многонациональное и поликонфессиональное государство.

При таком многообразии религиозных воззрений крайности в них представляют одну из первоочередных угроз социальной стабильности и основам конституционного строя Российского государства. Поэтому сегодня противодействие религиозному экстремизму как угрозе национальной и военной безопасности России возведено в ранг приоритетных направлений в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1] и Военной доктрине Российской Федерации [2], а также определено в качестве одной из основных задач деятельности МВД России [3].

На сегодняшний день в России в отношении более 50 некоммерческих организаций (20 из которых - религиозные организации) судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также в отношении двух религиозных организаций в 2016 году принято решение о приостановлении деятельности в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности [10].

Неуклонно растет число преступлений экстремистской направленности, совершенных на почве национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды [9, с. 3]. Согласно статистике, с 2010 по 2015 год в Российской Федерации было зарегистрировано 5 233 преступления экстремистской направленности и 5 167 преступлений террористического характера [4]. В целом число преступлений экстремистской направленности за последние четыре года, по данным ГИАЦ МВД России, увеличилось более чем в два раза.

В соответствии с имеющимися сведениями, в 2003 году было зарегистрировано 157 преступлений экстремистской направленности, в 2004 году имело место небольшое снижение показателей преступлений данного вида, в результате их количество составило 130; в 2005 году - 152; в 2006 году - 263; в 2007 году - 356; в 2008 году - 460; в 2009 году - 548; в 2010 году - 510; в 2011 году - 622; в 2012 году - 696; в 2013 году -896; в 2014 году - 1034; в 2015 году - 1 329 пре-

ступлений (на 27,7 % больше, чем в

2014 году). К тому же ежегодно растет количество жертв таких преступлений, что свидетельствует об активизации представителей экстремистских движений и организаций на территории России. В период с 2006 по

2015 год в результате совершенных преступлений экстремистской направленности на территории России погибли 152 и получили ранение 218 человек [4].

При этом статистические данные не в полной мере отражают масштабность сложившейся ситуации не только из-за высокой степени латентности преступлений экстремистской направленности, но и потому, что «непосредственно религиозная мотивация находится за рамками статистики» [5, с. 101].

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего научного совершенствования правовых средств борьбы с преступлениями экстремистской направленности, в том числе и совершенными на религиозной почве.

В российской криминологической науке существует несколько подходов в определении основных средств противодействия религиозному экстремизму. Отечественные исследования в области криминологического противодействия проявлениям религиозного экстремизма условно можно разделить на два вида: 1) криминотеологические особенности противодействия религиозным экстремистским идеологиям (Л. Д. Башкатов, К. К. Демиров, Е. Л. Забарчук, А. И. Муми-нов, Т. Н. Нуркаева, М. А. Яровский и др.); 2) криминологический анализ отдельных аспектов личности религиозного экстремиста и террориста (Ю. М. Антонян, В. Н. Арестов,

B. А. Бурковская, В. В. Лунеев, А. И. Долгова,

C. М. Иншаков, П. А. Кабанов, А. М. Кадие-ва, Н. Ф. Кузнецова, П. Н. Кобец, С. Н. По-минов, М. Я. Яхьяев и др.).

В своей совокупности современные отечественные исследования построены на формировании комплекса эффективных и своевременных мер, выступающих в качестве барьера на пути распространения данного негативного социального явления. Исходя из этого предупреждение преступлений, в том числе и на почве религиозной ненависти или вражды, представляет собой сложный процесс, направленный на нейтрализацию или устранение криминогенных факторов, порождающих противоправное поведение в об-

ществе. С. М. Иншаков справедливо отмечает, что для достижения реальной эффективности в деятельности по изменению того или иного явления необходимо сообразовывать ее с рядом факторов, прежде всего с природой объекта воздействия [4, с. 778], который помимо общественных явлений и процессов, влияющих на преступность, вбирает в себя противоправное поведение отдельных личностей.

Мы разделяем позицию А. И. Долговой о том, что предупредительная деятельность государства напрямую соприкасается с экономической, социальной политикой, весьма тесно связана с морально-нравственной системой ценностей, культивируемых в обществе [6, с. 29].

По нашему мнению, в системе мер предупреждения религиозного экстремизма ключевая роль принадлежит специальному предупреждению, которое обладает возможностью воздействия на причинный ряд, порождающий крайние религиозные воззрения в обществе.

Таким образом, специальные меры предупреждения религиозного экстремизма направлены на формирование программ по предупреждению и пресечению возможности популяризации религиозных экстремистских учений, а также вовлечения новых сторонников. Ведь адепты культа, идентифицируя себя с его учением, легко становятся фанатичными исполнителями различных экстремистских положений, а их мотивация, как правило, намного сильнее и устойчивее, чем у обычных уголовных преступников [8, с. 206].

К мерам специального предупреждения религиозного экстремизма можно отнести следующие:

1. Усиление взаимодействия подразделений полиции по охране общественного порядка с населением в вопросах предупреждения религиозного экстремизма.

Одним из первоочередных условий успешного предупреждения религиозного экстремизма является не только взаимодействие всех служб и подразделений органов внутренних дел, но и активное участие граждан в такой деятельности.

Исходя из этого считаем необходимым усилить работу органов внутренних дел, направленную на взаимодействие с населением (помимо агентурной работы), в целях повышения бдительности граждан, доверия полиции,

предусмотрев для этого меры поощрения для лиц, изъявивших желание к сотрудничеству. Особая роль в решении такой задачи отводится службе участковых уполномоченных полиции, подразделениям по делам несовершеннолетних, патрульно-постовой службе полиции, которые наиболее тесно взаимодействуют с широкими слоями населения.

2. Усиление взаимодействия ЦПЭ МВД России по субъекту Федерации с представителями зарегистрированных религиозных организаций.

Одним из ключевых направлений совместной деятельности в вопросах предупреждения религиозного экстремизма является разработка совместного учета лиц, выезжающих за рубеж для получения религиозного образования.

Реализация указанного направления представляется возможной путем заключения соглашения о сотрудничестве между центральными институтами управления зарегистрированных религиозных организаций и МВД России. В связи с этим считаем необходимым возложить обязанность по предоставлению информации ЦПЭ МВД России по субъекту Федерации о лицах, обучавшихся или обучающихся в зарубежных образовательных учреждениях, на международные отделы религиозных конфессий с последующей ее обработкой и передачей в Главное управление по противодействию экстремизму МВД России (ГУПЭ МВД России) для формирования федерального учета таких лиц. При этом среди субъектов обозначенной категории особому контролю подлежат: а) выезжающие на обучение по направлению религиозных конфессий; б) выезжающие на обучение в рамках международных обменов с зарубежными религиозными учреждениями и организациями; в) выезжающие по приглашению зарубежных религиозных образовательных учреждений и организаций; г) изъявившие желание к самостоятельному обучению в зарубежных религиозных образовательных учреждениях.

Полученная информация должна быть положена в основу дальнейшего мониторинга деятельности граждан указанных категорий в целях пресечения возможности совершения ими преступлений религиозной экстремист-кой направленности.

3. Совершенствование системы МВД России по формированию информационных учетов «Религиозный экстремизм».

Важным направлением технического переоснащения органов внутренних дел в рамках исполнения приказа МВД России от 12.02.2014 № 89 дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» выступает создание информационной системы обеспечения антиэкстремистской деятельности МВД России, включающей в себя подготовку информационного учета «Религиозный экстремизм». Информационное наполнение такого учета позволит объединить данные о преступлениях религиозной экстремистской направленности и лицах, их совершивших; религиозных организациях, в отношении которых принято решение об отказе в государственной регистрации; лицах, поддерживающих религиозные экстремистские организации религиозных объединений; лицах, отбывших наказания за совершение преступлений религиозной экстремистской направленности, но не отказавшихся от религиозных экстремистских убеждений; лицах, выезжающих за рубеж для получения религиозного образования.

Использование такой системы в деятельности ГУПЭ МВД России позволит в режиме реального времени отслеживать криминальную ситуацию, связанную с проявлениями религиозного экстремизма в регионах, и своевременно реагировать на нее, а также предоставит возможность оперативного выхода на учеты всех ЦПЭ МВД России по субъекту Федерации.

4. Совершенствование контрпропагандистской деятельности МВД России.

Деятельность по повышению эффективности информационной политики МВД России по предупреждению религиозного экстремизма требует реализации следующих мероприятий: а) создания совместно с ГУПЭ МВД России социальной рекламы, отражающей опасность идей религиозного экстремизма, и размещения ее в федеральных и региональных средствах массовой информации; б) размещения броской и лаконичной агитационной продукции антиэкстремистской направленности на упаковках социально значимых товаров и на предметах широкого обихода (оборотная сторона проездных билетов, кассовых чеков и др.); в) распространения общедоступной информации об опасности приня-

тия идеологии религиозного экстремизма, размещенной на информационных стендах и таблоидах в аэропортах, на вокзалах, в метрополитене, крупных торговых центрах, в образовательных учреждениях, досуговых организациях и др.

По нашему мнению, указанные мероприятия позволят МВД России за короткий временной промежуток охватить широкую аудиторию граждан, повысив их осведомленность и бдительность в вопросах опасности принятия идеологии религиозного экстремизма.

На основе приведенных мер предупреждения религиозного экстремизма представляется возможным сформулировать следующие выводы:

1. К основным мерам специального предупреждения религиозного экстремизма нужно относить механизмы, направленные на устранение самой возможности формирования религиозной экстремистской идеологии и пресечение попыток ее популяризации в обществе представителями зарегистрированных религиозных организаций.

2. Одним из первоочередных направлений антиэкстремистской деятельности зарегистрированных религиозных организаций является разработка и внедрение актуальных просветительских и воспитательных программ в образовательные религиозные учреждения.

3. Важно усилить работу органов внутренних дел, направленную на взаимодействие с населением, предусмотрев для этого меры поощрения лиц, изъявивших желание к сотрудничеству. При этом неприемлемым должно стать сокрытие фактов проявления религиозного экстремизма и укрывательство лиц, разделяющих такие убеждения.

4. Целесообразными являются активизация пропаганды социальных и религиозных традиций российского общества и плановое ведение разъяснительной, информационной политики о негативной деятельности религиозных экстремистских организаций среди широких слоев населения.

5. Особого внимания требует деятельность органов внутренних дел по применению мер корректирующего воздействия на лиц, ранее судимых за совершение преступлений религиозной экстремистской направленности и не отказавшихся от своих преступных убеждений, а также усиление взаимодействия ЦПЭ МВД России по субъекту Федерации с пред-

ставителями зарегистрированных религиозных организаций в целях контрпропагандистской деятельности в среде духовенства.

6. Одним из важных направлений совершенствования антиэкстремистской деятельности МВД России выступает организация системы по формированию информационных учетов «Религиозный экстремизм» в дея-

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

2. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 дек. 2014 года № Пр-2976) // Рос. газета. 2014. 30 дек.

3. Директива МВД России от 1 7 ноября 2015 года № 3 дсп «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России в 2016 году».

4. Сводный отчет ГИАЦ МВД России о преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью. М., 2015.

5. Бурковская В. А. Ответственность за криминальные проявления экстремизма: метод. рекомендации. М., 2002.

6. Долгова А. И. Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000.

7. Иншаков С. М. Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности. М., 2011.

8. Кильмашкина Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты. М., 2004.

9. Комлев Ю. Ю. Рестриктивный социальный контроль и совершенствование превенции экстремизма в молодежной среде // Вестн. Казан. юрид. ин. МВД России. 2010. № 2.

10. Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». URL: http://minjust.ru/nko/perechen_zapret.

тельности ГУПЭ МВД России, позволяющей в режиме реального времени отслеживать криминальную ситуацию, связанную с проявлением религиозного экстремизма в регионах, и своевременно принимать меры реагирования, а также оперативно выходить на учеты всех ЦПЭ МВД России по субъекту Федерации.

Bibliography

1. Russian President's decree of December 31, 2015 № 683 «On the National Security Strategy of the Russian Federation»// Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2016. № 1 (Part II). Art. 212.

2. On military Doctrine of the Russian Federation ( approved. by the President of the Russian Federation of December 25, 2014 № Pr-2976) // Russian newspaper. 2014 December, 30.

3. The Russian Interior Ministry directive of17 November 2015 № 3dsp « On the priority directions of activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation and the Russian Interior Ministry in 2016».

4. A summary report of the Russian Ministry of Internal Affairs MIAC terrorist crimes, extremist and terrorist-related activity. Moscow. 2015.

5. Burkovskaya V. A. Responsible for criminal extremism: methodology recommendations. Moscow, 2002.

6. Dolgova A. I. Power: criminological and legal problems. Moscow, 2000.

7. Inshakov S. M. Theoretical basis of research and analysis of latent crime. Moscow. 2011.

8. Kilmashkina T. N. Conflictology. Social conflicts. Moscow, 2004.

9. Komlev Y. Y. Restrictive social control and improvement of prevention of extremism in the youth sphere // Messenger of Kazan Law Institute of the Russian Interior Ministry. 2010. № 2.

10. The list of non-profit organizations, in respect of which the court accepted an inured decision on liquidation or prohibition of the activity on the grounds provided the Federal Law «On Countering Extremist Activity». URL: http://minjust.ru/nko/ perechen_zapret.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.