сущность и основные признаки религиозного экстремизма как угрозы национальной безопасности России
В статье проведен криминологический анализ сущности и основных проявлений религиозного экстремизма как угрозы национальной безопасности России, выделены его основные признаки, направленные на отражение как внутренних, так и внешних процессов, происходящих с религиозной идеологией в условиях ее перерождения в преступную деятельность, рассмотрены ключевые научные подходы в понимании и оценке религиозного экстремизма.
Ключевые слова: угроза национальной безопасности, религиозный экстремизм, признаки религиозного экстремизма, преступление религиозной экстремистской направленности.
Угроза общественной безопасности - это прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» прямо указывает, что «...одним из основных источников угроз национальной безопасности выступает экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране». [1]
Необходимость борьбы с экстремизмом и крайней формой его проявления - террористическими актами уже давно является актуальной для российского государства и его правоохранительных органов. Анализ оперативной обстановки на территории РФ по линии противодействия экстремизму свидетельствует о ее существенном осложнении в последние годы. Возрастает численность радикальных группировок, основанных на
идеологии национальной, расовой и религиозной нетерпимости. Активизировалась незаконная деятельность эмиссаров международных экстремистских организаций. Вызывает значительный общественный резонанс деятельность деструктивных сект, молодежных неформальных объединений радикальной направленности. Растет и число преступных проявлений экстремизма и терроризма. Если в 2011 году в Российской Федерации было зарегистрировано 622 преступления террористического характера и 622 преступления экстремистской направленности, то в 2012 году - 637 и 696; в 2013 г. - 661 и 896, в первом полугодии 2014 г. -уже 538 и 557 соответственно (статистические данные взяты из экспресс-информации ГИАЦ МВД РФ «Отчет о преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью» за период с 2006 по 2013 гг., а также за 6 месяцев 2014 года [2]).
Поэтому не случайно в «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации», разработанной в соответствии с положениями вышеуказанной Стратегии,
утвержденной Президентом РФ 20 ноября 2013 г., отмечается, что Российская Федерация при обеспечении общественной безопасности исходит из необходимости постоянного совершенствования политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности. [3]
В науке под термином «экстремизм» (от лат. extremus - крайний) принято понимать приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). [4] Частично согласившись с данным определением, зададимся вопросами: «Что представляет собой приверженность к крайним взглядам и мерам? В чем состоит их крайность?». По нашему мнению, под крайними следует понимать совокупность таких убеждений, которые способны побудить личность, разделяющую их, к совершению преступных деяний. По этому поводу Р.С. Тамаев справедливо констатировал, что в настоящее время экстремизм стремится к использованию таких средств и методов борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения международного и национально-государственного права, включая насильственные методы и террор. [5]
Определение экстремизма впервые в отечественном законодательстве введено ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». [6] (изначально понятие «экстремизм» в российском праве в качестве терминологической единицы возникло в связи с подписанием и ратификацией Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». В соответствии с ней экстремизм определяется как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них».) Законодатель при опреде-
лении экстремизма пошел казуалистиче-ским путем - он перечислил конкретные деяния, которые следует считать экстремистскими. Таким образом, в действующем российском законодательстве отсутствует четкое определение понятия «экстремизм», но в результате анализа законодательства и научной литературы, посвященной экстремизму, можно выделить ряд его существенных признаков:
Во-первых, экстремизм - это определенное деяние. С точки зрения права нельзя считать экстремизмом приверженность к крайним мерам и взглядам, преданность реакционным, политическим, религиозным и иным теориям, учениям, воззрениям.
Во-вторых, экстремизм есть использование крайних, радикальных форм и методов деятельности. «Крайность» предполагает, как указано в Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», физическое или психическое насилие. Однако экстремисты могут совершать и ненасильственные действия, например, производить и распространять экстремистские материалы, возбуждать ненависть либо вражду по признакам пола, расы, национальностиязыка или принадлежности к какой - либо группе.
В-третьих, все виды экстремистской деятельности, которые перечислены в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», связывает одна черта - идейная основа, которая выражается в отрицании всякого инакомыслия, ксенофобии, желании навязать свои теории и взгляды другим людям.
В-четвертых, если рассматривать экстремизм с правовой точки зрения, то его признаком является противоправность экстремистских действий, то есть их запрещен-ность законом. Они могут быть запрещены нормами уголовного, административного и иных отраслей права.
Новейшая история России и мира знает немало примеров проявления экстремизма и терроризма: трагические события 11 сентября 2001 г. в Америке; покушение религиозных фанатиков на врачей, производящих аборты и пересадку внутренних органов; длящиеся десятки лет взаимные атаки про-
тестантских и католических экстремистов в Северной Ирландии; применение ядовитого газа сектой «Аум» в токийском метро; подрывы нефте- и газопроводов на территории Республик Татарстан и Башкортостан; покушения религиозных экстремистов на литераторов и деятелей искусств - Салмана Рушди, Таслиму Насрин, Тео ван Гога и Курта Вестергарда; взрыв в московском аэропорту «Домодедово»; убийства и покушения на жизнь духовенства, представителей зарегистрированных религиозных течений в Республиках Татарстан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария в августе-сентябре 2012 г., в г. Москве, Московской, Псковской областях и многие другие.
На наш взгляд, такая негативная динамика свидетельствует о необходимости выработки новых действенных механизмов в вопросах противодействия про-явлениям религиозного экстремизма, что в современных условиях представляется затруднительным без более подробного его изучения.
На сегодняшний день в криминологической науке выделяют большое количество самых разнообразных проявлений экстремизма: кратоэкстремизм, психологический экстремизм, религиозный экстремизм, политический экстремизм, ваххабитско-ре-лигиозный экстремизм, исламский экстремизм, потребительский экстремизм, сепаратистский экстремизм, интеллектуальный экстремизм, национал-экстремизм, патриотический экстремизм и др. [7] Каждая разновидность данных негативных социальных явлений влечет трагические последствия как для общества, так и для отдельных индивидов, создает определенные очаги напряженности.
Как справедливо отмечают многие исследователи проблемы экстремизма, одним из наиболее опасных в социальном плане направлений экстремистской деятельности выступает религиозный экстремизм. [8] Его повышенная общественная опасность заключается в том, что, в первую очередь, он затрагивает духовные устои общества, наиболее ценные, значимые, а также наиболее уязвимые в нашей многоконфессиональной и многонациональной стране. Религиозный экстремизм воздействует на одну из
основ стабильности государства: оказывая влияние на религиозные представления отдельных социальных групп, создает напряженность (конфликт) среди приверженцев тех или иных религиозных воззрений, что в конечном счете может стать причиной распространения религиозной нетерпимости и духовного расслоения общества.
В ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» религиозный экстремизм отнесен к одной из форм экстремизма. Однако, как справедливо указывает Е.Л. Забарчук, в законе, к сожалению, так и не определено, что же понимается под религиозным экстремизмом. [9]
В настоящее время приходится отмечать наличие разнообразных теоретических научных взглядов, различных подходов в понимании и оценке религиозного экстремизма, а также отсутствие единого методологического подхода к вопросу о сущности, характере и причинах его возникновения/
В связи с этим необходимо сказать, что и по сей день в научных кругах оспаривается существование феномена религиозного экстремизма, ставится под сомнение правомерность употребления данного термина. Мнения исследователей по такому вопросу можно разделить на две группы.
первая группа авторов полагает, что нецелесообразно выделять религиозный экстремизм из общепринятого понятия экстремизма, так как эта разновидность не может под падать под юрисдикцию государства; [10] религиозный экстремизм нужно рассматривать как разновидность политического экстремизма; [11] в соответствии с принципами, согласно которым представители какого-либо народа или нескольких народов заведомо считаются потенциальными сторонниками определенной религии, а все остальные - ее противниками. [12]
вторая группа ученых, напротив, отмечает, что в последнее время проявления религиозного экстремизма носят самостоятельный, стабильный и организованный характер; [13] возникновение данного понятия и дискуссии вокруг него не оставляют сомнений в его праве на существование; [9] религиозный экстремизм зарождается как определенное религиозное течение на
базе той или иной традиционной религии и представляет собой самостоятельный феномен. [14]
Согласимся с мнением Т.А. Скворцовой в том, что выделение понятия «религиозный экстремизм» имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку это позволяет раскрыть сущность явления, а также дать научно обоснованные рекомендации по изучению идеологических установок религиозных экстремистских учений, их влияния на сознание, психологию и поведение части верующих. [14, с.12]
На наш взгляд, выделение религиозного экстремизма в виде самостоятельного направления позволит четко определить присущие только ему видовые признаки и разграничить данные деяния от других проявлений экстремизма, установить глубину существующей проблемы, выработать действенные механизмы предупреждения и конкретизировать меры по противодействию рассматриваемому феномену.
В юридической науке развиваются различные теории о многоаспектности религиозного экстремизма. Остановимся на наиболее распространенных из них.
1. Социально-политическая. Под религиозным экстремизмом понимается религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность [15] политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя, насильственный захват власти, на нарушение суверенитета и территориальной целостности страны, на организацию незаконного вооруженного формирования, на нарушение прав и свобод граждан, в том числе возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, публичные призывы к совершению в указанных целях общественно опасных деяний. [16]
По нашему мнению, рассмотрение религиозного экстремизма через призму политических аспектов и придание таковым первостепенного значения является не в полной мере оправданным, так как политическая составляющая в религиозном экстремизме соотносится не как цель, а скорее, как средство ее достижения.
2. Криминологическая. Религиозный экстремизм представляет собой антиобщественную, радикально направленную деятельность организованных социальных субъектов [7] в сфере межрелигиозных отношений, [9] выражающуюся в осуществляемых по мотивам религиозной нетерпимости противоправных деяниях лиц и (или) групп, приверженцев определенного вероучения, а также в публичных призывах к совершению таковых по отношению к лицам и социальным группам, в целях переустройства мира в соответствии с религиозными фундаменталистскими взглядами. [17]
Указанное направление наиболее близко к нашему пониманию религиозного экстремизма, однако полем деятельности религиозного экстремизма не остается только сфера межрелигиозных отношений. Мы убеждены, что его практическое выражение шире по своему содержанию и затрагивает различные стороны жизни общества.
Рассматривая приведенные позиции ученых, нельзя не согласиться с мнением Е.Л. Забарчука о существовании полярных точек зрения относительно проблемы религиозного экстремизма. [9]
В связи с этим возникает необходимость целостного и структурированного анализа религиозного экстремизма. Но прежде считаем необходимым привести результаты социологических опросов и интервьюирования: а) курсантов старших курсов Казанского юридического института МВД России (КЮИ МВД России), практических сотрудников МВД по Республике Татарстан (сотрудников Центра по противодействию экстремизму МВД по РТ) (опрос проведен с 22 ноября 2010 г. по 28 февраля 2011 г. и с 6 марта 2013 г. по 4 апреля 2013 г. В опросе приняли участие 249 человек), сотрудников криминальной полиции земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия) (в опросе приняли участие сотрудники криминальной полиции г. Кёльна, г. Падерборна, г. Биле-фельда - 24 человека (опрос проведен со 2 ноября 2011 г. по 1 декабря 2011 г.), курсантов земельного учреждения образования, подготовки и повышения квалификации полиции земли Северный Рейн-Вестфалия (в опросе приняли участие курсанты LAFP
Polizei NRW г. Шлосс-Хольте-Штукенброк (Германия) - 43 человека (опрос проведен со 2 октября 2011 г. по 1 декабря 2011 г.)
б) участников религиозных организаций (Интервьюирование проведено с 1 марта 2013 г. по 29 марта 2013 г. В интервьюировании приняли участие 12 человек): «Джамаат Таблиг», «Файзрахманисты», «Свидетели Иеговы» - и представителей зарегистрированных религиозных организаций Республики Татарстан и Нижегородской области (опрос проведен с 3 мая 2011 г. по 12 августа 2011 г. В опросе приняли участие 54 человека).
Всем респондентам было предложено ответить на вопрос: «С чем у Вас ассоциируется понятие "религиозный экстремизм"?». Полученные результаты опрашиваемых двух категорий позволили выявить следующую особенность: религиозный экстремизм ассоциируется с противоправной деятельностью по реализации крайней религиозной идеологии, а также с приверженностью к крайним религиозным воззрениям, соответственно, у 57% и 21% сотрудников МВД по Республике Татарстан, 64% и 18% курсантов КЮИ МВД России, 33% и 43% сотрудников криминальной полиции земли Северный Рейн-Вестфалия, 40% и 31% курсантов земельного учреждения образования, подготовки и повышения квалификации полиции земли Северный Рейн-Вестфалия, 39% и 52% христианских, 54% и 32% исламских, 68% и 26% иудейских священнослужителей.
Гораздо меньшее количество опрашиваемых отнесли религиозный экстремизм к терроризму (6% курсантов старших курсов КЮИ МВД России, 11% сотрудников МВД по Республике Татарстан, 9% курсантов земельного учреждения образования, подготовки и повышения квалификации полиции земли Северный Рейн-Вестфалия, 17% сотрудников криминальной полиции земли Северный Рейн-Вестфалия, 2% христианских, 5% исламских и 1% иудейских священнослужителей).
При этом считаем важным обратить внимание на данные, полученные в ходе опросов сотрудников МВД по Республике Татарстан и интервьюирования представи-
телей незарегистрированных религиозных организаций. Результаты показали, что если для сотрудников МВД по РТ (73%) религиозный экстремизм - это одна из форм противоправной деятельности, то для подавляющего большинства представителей незарегистрированных религиозных организаций (86%) (в частности, «Джамаат Таблиг» и «Свидетели Иеговы») - это служение для достижения религиозных целей. Причем понимание того, что есть религиозный экстремизм, различно среди тех участников незарегистрированных религиозных организаций, которые ранее не подвергались мерам правового воздействия, и среди тех, кто уже привлекался к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности. Так, опрашиваемые первой категории полагают, что религиозный экстремизм представляет собой «закономерную ответную реакцию на всякого рода притеснения в отношении их религиозных убеждений». Понимание вторых основывается «на необходимости совершения таких деяний, которые лежат в основе их веры, независимо от характера их противоправности».
По нашему мнению, причина полярности мнений среди участников незарегистрированных религиозных организаций состоит в том, что в первом случае имеет место романтизация образа «борьбы за правое, богоугодное дело», а во втором - стремление оправдать приобретенный криминальный опыт, повысить свой авторитет среди единоверцев. Это, в свою очередь, подтверждает, что религиозный экстремизм выступает в большей степени деятельностью, сопряженной с убеждениями (обширной идеологической базой), нежели просто наличием личностных теоретических взглядов и основанных на этом моделей поведения.
В результате рассмотрения научных точек зрения и опросов мы пришли к выводу, что под религиозным экстремизмом следует понимать одну из крайних форм общественного сознания, носящую характер негативного социального явления, сопряженного с реализацией радикальной религиозной идеологии.
При этом преступлением религиозной
экстремистской направленности является умышленное совершение общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом, основанного на псевдорелигиозной идеологии и направленного на достижение криминальных целей.
Таким образом, из данного определения можно выделить два, на наш взгляд, основополагающих элемента религиозного экстремизма: 1) наличие возможности выхода за рамки правового поведения в целях реализации идеологии религиозного учения; 2) постановку криминальных целей и придание им религиозного характера.
Приведенные выше рассуждения подчеркивают значимость определения самой сущности религиозного экстремизма. В юридической науке присутствуют разного рода мнения по данному вопросу. Некоторые авторы видят сущность религиозного экстремизма в «признании своей религии ведущей и подавлении других религиозных конфессий через принуждение их исповедовать данную систему религиозной веры»; [14] с точки зрения вторых, сущность религиозного экстремизма заключается в экспансии религиозных и псевдорелигиозных организаций и систем, формировании своей модели социального устройства и поведения индивидов, а в ряде случаев и предложении собственной альтернативной модели глобализации; [7] на взгляд третьих, она представляет собой самую противоречивую сущность всякой религии, крутые повороты бурных событий истории, столь часто освящаемых именем Божьим. [18]
Согласимся с позицией В.Д. Ларичева в том, что, будучи неотъемлемым элементом человеческого бытия и обремененный наличием идеологической базы, экстремизм как деструкция направляется именно на макроуровень социальной идентичности. [19]
В нашем понимании сущность религиозного экстремизма состоит в превознесении исключительности своих религиозных убеждений, восприятии окружающего мира через призму крайних религиозных доктрин, категорического непринятия религиозных, социальных, нравственных, политических и иных взглядов, идущих вразрез с провозглашенной религиозной идеологи-
ей, и в совершении общественно опасных деяний в отношении тех, кто не разделяет или препятствует распространению такого вероучения.
Данные основания, на наш взгляд, способствуют отражению сущностных характеристик исследуемого явления и выступают одним из первоочередных факторов, участвующих в определении признаков религиозного экстремизма.
Таким образом, для полного раскрытия существующей картины указанного негативного социального явления считаем целесообразным определить ключевые признаки религиозного экстремизма, обратившись к приведенным ниже мнениям исследователей этого вопроса (С.Н. Поминов, Т.А. Скворцова, А.М. Кадиева, С.Н. Фридин-ский и др.). [20]
В собирательном понимании под основными признаками религиозного экстремизма целесообразно рассматривать следующие: 1) наличие религиозной идеологии, основой которой является нетерпимость по отношению к верующим, исповедующим иные взгляды, и атеистам; 2) жесткое утверждение своей системы политических и религиозных взглядов путем идеологического обоснования применения насильственных средств и методов; 3) доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды религиозных экстремистских идей, выраженных в проповеди своей исключительности и превосходства над окружающими; 4) создание «непогрешимого» образа лидера религиозного экстремистского учения, культивирование слепого повиновения и исполнения приказов харизматического лидера религиозного течения; 5) наличие деформации сознания у членов экстремистского религиозного объединения, заключающейся в негативном отношении к общепринятым социальным нормам, путем формирования отрицательной психологической установки на отказ от участия в общественной жизни, на отрицание действующего государственного устройства; 6) отрицание и подавление всяческого проявления инакомыслия в области вероисповедания; 7) придание легальности совершению членами экстремистских рели-
гиозных объединений противоправных деяний, противоречащих закону, в том числе террористических актов, иных преступлений экстремисткой направленности, иных уголовных преступлений; 8) акцентуацию социального содержания религии в форме религиозного идеала праведной жизни, праведного общества и формирование на этой основе образа врага истинной веры.
Приведенные мнения авторов о неоднородности данного негативного социального явления, его особенностях заслуживают внимания, однако излишняя теоретизиро-ванность положений не отражает основных тенденций, сложившихся в современном религиозном экстремизме в России, более того, указанные признаки носят описательный характер и вряд ли применимы в практической деятельности органов внутренних дел.
Таким образом, исходя из необходимости определения практически значимых признаков религиозного экстремизма, были проведены опросы представителей двух «полярных» сторон. Респондентам из числа сотрудников МВД по Республике Татарстан было предложено охарактеризовать основные признаки современного религиозного экстремизма, а представителям незарегистрированных религиозных организаций («Джамаат Таблиг», «Файзрахманисты» и «Свидетели Иеговы») - указать, какими ключевыми признаками обладает деятельность их организаций.
Полученные результаты показали, что, по мнению 72,8% опрошенных сотрудников МВД по Республике Татарстан, все признаки религиозного экстремизма условно можно объединить в два блока: а) теоретический, включающий формирование криминальной цели и обширную деятельность по подготовке идеологической основы к совершению преступных деяний; б) практический, состоящий из действий по реализации преступного замысла. При этом 34% опрошенных считают, что существует и третий блок - пропагандистский, содержащий действия по распространению религиозной идеологии экстремистского толка среди широких слоев населения.
Позиция представителей незарегистрированных религиозных организаций (в
собирательном плане) была представлена следующим образом: 4% опрошенных среди основных признаков деятельности их организаций выделили расширение сферы влияния путем обучения молодежи основам религиозной идеологии; 18% - ведение идеологической борьбы с оппонентами религиозного учения; 26% - деятельность по распространению идеологических воззрений организации в обществе с использованием различных методов и форм (20% из которых допустили возможность выхода за рамки закона); 49% - деятельность по укреплению и продвижению позиций религиозного учения в различных сферах жизни общества (политической, экономической, социальной) и привлечению новых сторонников.
Принимая во внимание сложившиеся научные позиции, а также исходя из данных опросов сотрудников МВД по Республике Татарстан и участников незарегистрированных религиозных организаций, следует сформулировать признаки религиозного экстремизма. Среди них целесообразно выделить такие, как:
1. Придание криминальным целям религиозной основы.
Постановка криминальных целей и распространение открытых призывов к совершению преступных деяний под религиозными предлогами способствует их восприятию представителями незарегистрированных религиозных организаций в качестве религиозного предписания, исполнение которого будет обязательным.
2. Формирование ресурсной базы для достижения преступных целей.
Названный признак представляет собой выражение стратегии «ненасильственной» религиозной экспансии (данный вывод сделан на основе информационно-аналитического отчета «Об организации и проведении мониторинга религиозно-политической обстановки в Республике Татарстан» в 2012 г.), состоящей в развитии сети организаций, накапливающих человеческий потенциал, выступающий источником регулярного пополнения религиозных экстремистских организаций, создании условий по их материальному и финансовому обеспечению, а также по расширению поддержки среди
населения. Например, особенностью современных религиозных экстремистских организаций является наличие своего рода казны, с помощью которой не только покрываются внутренние расходы таких организаций, но и при необходимости оказывается материальная помощь их участникам (так, среди участников «Хизбут Тахрир аль-Ис-ламия» и «Свидетели Иеговы» распространена практика обязательных ежемесячных пожертвований денежных средств в размере 10% от заработка).
3. Реализация религиозных предписаний в противоправной форме.
Характер совершаемых преступлений может быть самым различным. Общим же в преступлениях религиозной экстремист-кой направленности является способ достижения криминальной цели, состоящей в подавлении всякого рода оппозиционности (правовой, физической, финансовой, политической, идеологической и т. д.) в отношении религиозного учения. Данная позиция нашла свое подтверждение в ходе изучения архивных материалов уголовных дел по ст. ст. 280, 282, 2821, 2822 УК РФ, рассмотренных районными и городскими судами Республик Татарстан, Башкортостан, Чувашия и Марий-Эл, Кировской, Ульяновской, Оренбургской областей с 2003 г. по 2012 г. Так, большинство указанных преступлений было совершено в отношении лиц трех категорий: а) осуществлявших идеологическую борьбу с нетрадиционными религиозными организациями (представители духовенства, крупные теологи и проповедники) (14%); б) не разделявших крайние религиозные убеждения и (или) препятствовавших реализации намеченной преступной цели (49%); в) отказавшихся от религиозных экстремистских убеждений и вышедших из состава таких организаций (7%).
4. Романтизация религиозного экстремизма и лиц, совершающих на этой основе преступные деяния.
Данный признак указывает на подмену образа законопослушного поведения поведением исходя из религиозных предписаний, раскрывает отношение представителей религиозных учений к возможности осуществления противоправной деятельно-
сти, придает чувство нравственного оправдания совершенных деяний. По данным ЦПЭ МВД по Республике Татарстан, лица, отбывшие наказания за совершение преступлений экстремисткой направленности, по возвращении из мест лишения свободы переходят на нелегальное положение и продолжают свою противоправную деятельность, приобретая в глазах сочувствующих им лиц образ «борцов за правду», становясь примером для подражания в религиозных экстремистских группах.
В нашем представлении выделение указанных признаков религиозного экстремизма является основополагающим в его понимании, так как они раскрывают весь процесс формирования данного негативного социального феномена, дают возможность рассмотреть практическую реализацию теоретических аспектов крайних религиозных идей в преступную деятельность.
На основе приведенного анализа подходов к проблеме осмысления религиозного экстремизма представляется возможным сформулировать следующие выводы:
1. Религия не только определяет нравственные ценности отдельно взятого индивидуума, способствует мировоззренческому восприятию происходящих событий социумом, но и заключает в себе возможность (в крайних ее проявлениях) формирования отклоняющегося (нередко преступного) поведения с самостоятельной интерпретацией совершаемых деяний.
2. Выделение религиозного экстремизма в качестве самостоятельного направления позволяет четко определить присущие только ему (как социальному явлению) видовые признаки и отграничить данные деяния от других проявлений экстремизма.
3. Под преступлениями религиозной экстремистской направленности следует понимать умышленное совершение общественно опасных деяний, основанных на псевдорелигиозной идеологии и направленных на достижение криминальных целей, запрещенных уголовным законом.
4. Сущность религиозного экстремизма состоит в превознесении исключительности своих религиозных убеждений, восприятии окружающего мира через призму крайних
религиозных доктрин, категорического непринятия религиозных, социальных, нравственных, политических и иных взглядов, идущих вразрез с провозглашенной религиозной идеологией, и в совершении общественно опасных деяний в отношении лиц, не разделяющих или препятствующих распространению такого вероучения.
5. Рассмотренные признаки религиозного экстремизма направлены на отражение как внутренних, так и внешних процессов, происходящих с религиозной идеологией в условиях ее перерождения в преступную деятельность.
литература
1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
2. URL: http://10.5.0.16/csi/ (дата обращения: 28.08.2014).
3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 20 ноября 2013 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_154602/
4. Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С.52 ; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 2003. С.908.
5. Тамаев Р.С. Экстремизм и национальная безопасность, правовые проблемы. М., 2009. С.6.
6. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ : в ред. Федерального закона от 25 декабря 2012 г. № 255-ФЗ // Рос. газета. 2002. 30 июля ; 2012. 25 дек.
7. Муминов А.И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. М., 2007. С.15.
8. Муминов А.И. Указ. соч.; Скворцова Т.А. Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004 ; Тамаев Р.С. Указ. соч..
9. Забарчук Е. Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. 2008. № 6. С.3.
10. Верховский А.М. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? М., 2002. С.29.
11. Хоровинников А.А. Экстремизм как социальное явление (философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2007. С.20-21.
12. Бирюков В.В. Еще раз об экстремизме // Адвокат. 2006. № 12.
13. Поминов С.Н. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.4.
14. Скворцова Т.А. Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России: дис____канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004 C.26.
15. Наматов Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии. URL: http://www.ca-c.org/ datarus/namatov.shtml
16. Демиров К.К. Криминологическая характеристика религиозного экстремизма: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005. С.28-29.
17. Ахромеева Ю.В. Социокультурные основы религиозного экстремизма : дис. ... канд. филос. наук. Воронеж, 2009. С.21.
18. Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха. Политизация ислама и исламизация политики. М., 1988. С.4.
19. Скудин А.С. Правовые меры противодействия экстремизму: монография. М., 2012. С.34.
20. Поминов С.Н. Указ. соч. С.10-11; Скворцова Т.А. Указ. соч. С.20-21; Кадиева А.М. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пути преодоления: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2008. С.14.