Научная статья на тему 'Понятие и признаки религиозного экстремизма'

Понятие и признаки религиозного экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9099
1042
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ЭКСТРЕМИЗМА / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / TYPES OF EXTREMISM / EXTREMISM / RELIGION / RELIGIOUS EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокорев Владимир Геннадьевич

В статье приводятся мнения ученых по поводу существующих видов/форм экстремизма. Дается объяснение, что экстремизм проявляется в том либо ином виде (политическом, расовом, этническом, национальном, религиозном, информационном и т. д.), а не форме. Некоторые ученые считают, что религиозного экстремизма так такового нет, так как он является лишь разновидностью политического, завуалированного соответствующими догматами крайних взглядов и мер проявления. Однако в ходе нашего исследования мы обосновываем с помощью доктринальных точек зрения и отечественных нормативно-правовых актов, что понятие «религиозный экстремизм» имеет право на существование в современном обществе как отдельный вид экстремизма. При этом нами указывается, что все виды экстремизма (политический, национальный, религиозный, идеологический и т. д.), как правило, в действительности в «чистом» виде никогда не встречаются. По нашему мнению, понятие «религиозный экстремизм» состоит из двух составляющих это экстремизм и религия. В связи с этим, мы приводим точки зрения некоторых ученых по вопросу возникновения термина «экстремизм», а также его современное толкование, как на законодательном уровне, так и доктринальном уровне. Кроме того, нами рассматривается термин «религия», его появление и значение. По итогам анализа и сравнения различных подходов доктринальных толкований «религиозного экстремизма» мы выводим собственную дефиницию изучаемого нами вида экстремизма и, как следствие, выявляем его следующие признаки: совершение общественно опасных противоправных деяний по религиозным мотивам, феномен общественной жизни, реализация радикальной религиозной идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND SIGNS OF RELIGIOUS EXTREMISM

The article gives opinions of scientists concerning existing types/forms of extremism; offers the explanation that the extremism appears in that or other look (political, racial, ethnic, national, religious, information etc.), instead of a form. Some scientists consider that there isn't religious extremism as it is but it is only a kind of the political, extreme views veiled by the corresponding doctrines and manifestation measures. However during our research we prove that the concept «religious extremism» has the right for existence in modern society as a separate type of extremism by means of the doctrinal points of view and domestic normative legal acts. Thus we specify that all types of extremism (political, national, religious, ideological, etc.) as a rule, actually in a «pure» look never meet. In our opinion, the concept «religious extremism» consists of two components as an extremism and religion. In this regard, we give the points of view of some scientists concerning term «extremism» emergence, and also its modern interpretation, as at legislative level, and doctrinal level. Besides, we consider the term «religion», its emergence and value. Following the results of the analysis and comparison of various approaches of doctrinal interpretation of «religious extremism» we give our own definition of a look of extremism studied by us and, as a result, we reveal his following signs: commission of socially dangerous illegal acts for religious motives, a phenomenon of public life, realization of radical religious ideology.

Текст научной работы на тему «Понятие и признаки религиозного экстремизма»

ПРАВО И ОБЩЕСТВО LAW AND SOCIETY

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

ВЛАДИМИР ГЕННАДЬЕВИЧ КОКОРЕВ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: pochta735@mail.ru

В статье приводятся мнения ученых по поводу существующих видов/форм экстремизма. Дается объяснение, что экстремизм проявляется в том либо ином виде (политическом, расовом, этническом, национальном, религиозном, информационном и т. д.), а не форме. Некоторые ученые считают, что религиозного экстремизма так такового нет, так как он является лишь разновидностью политического, завуалированного соответствующими догматами крайних взглядов и мер проявления. Однако в ходе нашего исследования мы обосновываем с помощью доктринальных точек зрения и отечественных нормативно-правовых актов, что понятие «религиозный экстремизм» имеет право на существование в современном обществе как отдельный вид экстремизма. При этом нами указывается, что все виды экстремизма (политический, национальный, религиозный, идеологический и т. д.), как правило, в действительности в «чистом» виде никогда не встречаются. По нашему мнению, понятие «религиозный экстремизм» состоит из двух составляющих - это экстремизм и религия. В связи с этим, мы приводим точки зрения некоторых ученых по вопросу возникновения термина «экстремизм», а также его современное толкование, как на законодательном уровне, так и доктринальном уровне. Кроме того, нами рассматривается термин «религия», его появление и значение. По итогам анализа и сравнения различных подходов доктринальных толкований «религиозного экстремизма» мы выводим собственную дефиницию изучаемого нами вида экстремизма и, как следствие, выявляем его следующие признаки: совершение общественно опасных противоправных деяний по религиозным мотивам, феномен общественной жизни, реализация радикальной религиозной идеологии.

Ключевые слова: виды экстремизма, экстремизм, религия, религиозный экстремизм.

Большинство авторов выделяют три разновидности/формы экстремизма, в том числе со сложившимся в отечественной юридической литературе мнением, это: политический; национальный, либо расовый, либо этнический и религиозный [3; 32; 38]. При этом некоторые исследователи «экстремизма» выделяют, кроме вышеупомянутых форм/видов: националистический (Е. И. Григорьева, А. В. Кузьмин) [9]; идеологический (М. П. Клейменов, А. А. Артемов - выделяют виды криминального экстремизма) [14]. А. В. Кузьмин выделяет следующие формы экстремизма: националистический, при этом трактовка данного им экстремизма аналогична национальному (радикализм в целях защиты интересов одной нации), религиозный, экологический, политический [18]. Некоторые исследователи экстремизма, в частности, О. С. Жукова, Р. Б. Иванченко, В. В. Трухачев [10] выделяют такую разновидность экстремизма, как информационный. Однако следует заметить, что термин «форма» экстремизма подменяется понятием «вид» экстремизма. Так, в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой под «видом» подразумевается в первом значении: «1. Внешность, видимый

облик; состояние. ...5. Предположение, расчет, намерение» [30], а под «формой» «1. Способ существования содержания (во 2 знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания 2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. .3. Совокупность приемов.» [30, с. 855]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что если экстремизм проявляется в сфере социальных отношений общества (политической, национальной, религиозной и т. д.), то следует говорить о виде экстремизма, а не его форме. При этом следует заметить, что разделение экстремизма на отдельные виды в зависимости от проявлений его в различной области общественной жизни людей является условным, так как все признаки, лежащие в разграничении этих разновидностей экстремизма, находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Поэтому и выделенные виды экстремизма, в том числе и религиозный, как правило, никогда не встречаются в действительности в так называемом «чистом» виде.

Необходимо отметить, что существуют на доктринальном уровне другие мнения, в частности, А. А. Хоровинникова, который считает, что

«религиозный экстремизм выступает разновидностью политического, завуалированного соответствующими догматами,.» [36]. В. Д. Лаза утверждает, что в религии нет экстремизма, так как отстаивание лицами своей веры - одно из основных положений многих конфессий. В связи с чем считает, что только политологический взгляд необходим государству и эксперту для корректного и научного подхода к вопросу о существовании «религиозного экстремизма» как явления в современном обществе. При этом данный автор акцентирует внимание, что религиозный экстремизм происходит/развивается на почве духовного невежества [19]. Однако следует отметить, что «религиозный экстремизм не преследует политических целей и главным образом проявляется в религии. Основная цель религиозного экстремизма - признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий с помощью принуждения к своему вероучению» [33]. При этом полагаем, что необходимо уделить внимание тому обстоятельству, что «в мировой практике известны прецеденты массовых самоубийств в конфессиональных средах, случаи ритуальных жертвоприношений, истязаний и насилия над личностью, факты террористических операций, свидетельствовавшие о массовых человеческих жертвах, ответственность за которые брала на себя та или иная религиозная группировка. И эти действия, носящие экстремистский характер, необходимо как-то квалифицировать. Очевидно, что это самая разновидность экстремизма, получившая название «религиозный экстремизм» [4]. Исходя из этого, убеждены, что следует согласиться с теми учеными, которые считают вполне оправданным употреблять такой термин как: «религиозный экстремизм», так как рассматриваемый вид экстремизма в последнее время, по мнению С. Н. Поминова, носит самостоятельный, стабильный и организационный характер [31]. С мнением данного автора можно согласиться, так как исходя из анализа отечественных законодательных актов «религиозный экстремизм» представляет опасность для Российской Федерации. Так, в ст. 37 Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 « О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что «Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются. экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Россий-

ской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.», а в ст. 40 этого Указа акцентируется внимание на то, что «В целях обеспечения государственной и общественной безопасности: совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм,.» [28]. Статья 14 Указа Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» указывает, в частности, что «.Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма» [27]. В п. «в» ст. 4 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденную Президентом РФ от 5 октября 2009 г., говорится о «наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе анти-российской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма» [16]. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [29] отмечается, что: «В целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и обеспечения условий для его полноправного развития постановляю:

2. Правительству РФ совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить до ноября 2012 г.: разработку комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений, а также на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу» (абз. 1 п. «б» ч. 2 ст. 2).

При этом на законодательном уровне Российской Федерации не дается определения религиозного экстремизма, как это предусматривается в

некоторых зарубежных странах, например, в Республике Казахстан, в ст. 1 Закона от 18 февраля 2005 г. № 31-Ш 3РК «О противодействии экстремизму» рассматриваемый нами вид экстремизма характеризуется как «разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан» (цит. по: [21; 40]), в связи с этим рассмотрение, выявление нами собственной дефиниции «религиозного экстремизма» и его признаков, имеет важное теоретическое и практическое значение. Дающееся нами ранее объяснение «религиозного экстремизма» [15] было сформулировано практически без анализа доктринальных точек зрения изучаемого понятия. Поэтому считаем, что необходимо выявить нашу дефиницию рассматриваемого понятия, исходя из анализа мнений ученых и особенностей/признаков религиозного экстремизма, так как в настоящее время не вызывает сомнения необходимость правильного разъяснения изучаемого вида экстремизма в отечественном законодательстве. При этом акцентируем внимание на том, что наше толкование религиозного экстремизма не претендует считаться самым точным и верным среди иных точек зрения изучаемой разновидности экстремизма.

Понятие «религиозный экстремизм», состоит из двух составляющих - это экстремизм и религия.

С. В. Беликов и С. М. Литвинов считают, что «Само слово «экстремизм» имеет весьма давнее происхождение. В лексическую терминологию зарубежных стран Европы данное слово попало из латинского языка в XVII в. В это время термин «extremш» обозначал понятия «край», «конец» [2].

Е. Н. Юрасова указывает, что такие явления как экстремизм, терроризм и ксенофобия возникли раньше начала эпохи глобализации. В свою очередь, проявления нетерпимости к инакомыслию сопровождало человечество во все времена, однако существовали в несколько иной форме и не обозначалось данным термином. В XIX-XX вв. эти явления (экстремизм, терроризм) носили преимущественно политический характер [39, с. 138-139].

Термин «экстремизм», как отмечают Н. Е. Макаров и Ц. С. Дондоков, начал «использоваться в политических науках с середины XIX в. Вначале его применяли в отношении политических течений антимонархической направленности. Далее термин «экстремизм», наряду с термином «радикализм», стали использовать в отношении политических противников, вне зависимости от харак-

тера их деятельности и исповедуемых ими взглядов (заметим, что такое происходит в политике и сегодня).

Как научное понятие термин «экстремизм» одним из первых использовал в начале XX в. французский юрист М. Лерой, который основным отличием таких политических течений назвал требование от своих приверженцев абсолютной веры в исповедуемые политические идеалы. Примерами действовавших тогда на политической арене экстремистских политических сил М. Лерой назвал «красный экстремизм» большевиков и «белый экстремизм» монархистов» [20]. Однако следует заметить, что термины белый и красный террор, а не экстремизм как явления начали использоваться еще в конце XVIII-начале XIX в., так, «в 1815 г. появился термин «белый террор», которым определялся уже не временной период, а политика насилия, проводимая контрреволюцией во Франции, в частности, роялистами, под белым знаменем Бурбонов». Некоторые исследователи относят появление «белого террора» к периоду насилия против якобинцев и санкюлотов в 17941795 гг. Таким образом, уже в то время произошло разделение террора на контрреволюционный (белый) и революционный (красный)» [7].

Таким образом, указанные М. Лероем красный и белый экстремизм как политические течения имеют первоначально не российское происхождение, а французское.

По исследованию Т. А. Корнилова, «термин «экстремизм» начинает употребляться сначала в высказываниях о теории государства. С середины XIX в. стали использоваться термины «extremism» и «extremist» сначала в Англии, где они широко употреблялись в политической прессе. В США эти понятия возникли во время Гражданской войны (1861-1865 гг.), когда бескомпромиссных представителей обеих враждующих сторон Юга и Севера называли «экстремистами обеих частей страны» («extremists of both parts of the country»). Понятие «экстремизм» во Франции вошло в оборот во время Первой мировой войны (1914-1918 гг.), т. е. после противостояния друг другу на протяжении нескольких десятилетий крайних левых и крайних правых политических сил» [17].

Итак, среди исследователей нет единого мнения, в каком конкретно году и веке возник термин «экстремизм», так как одни авторы считают, что данное понятие появилось в XVII в., вторые приписывают этот термин ко второй половине XIX в., однако как научное понятие «экстремизм» первым использовал в начале XX в. французский юрист М. Лерой при определении основных дей-

ствующих в тот период времени политических течений, приверженцы которых следовали определенным политическим целям, составляющим высший предмет стремления (деятельности).

Словарь иностранных слов, а также толковый словарь русского языка определяют одинаково экстремизм как «приверженность к крайним взглядам и мерам» [23; 24; 30, с. 908], связанным с политикой.

В Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», ратифицированной Российской Федерации ФЗ от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ [26], дается в п. 3 ч. 1 ст. 1 следующее определение экстремизма: «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них,.» [37].

Исходя из анализа приведенной международной дефиниции «экстремизма», под данным термином следует понимать насильственный захват власти, насильственное удержание власти, изменение конституционного строя.

В российском законодательстве под определением «экстремистская деятельность/экстремизм» понимается в соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материальнотехнической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [25].

На доктринальном уровне присутствуют различные точки зрения ученых по поводу интерпретации экстремизма. Так, Н. В. Голубых и М. П. Леготин под экстремизмом понимают многоаспектное противоправное общественно опасное явление, которое охватывает все сферы общественной жизни, обладающее определенной целью, направленной на подрыв государственных и общественных устоев, с помощью совершения насильственных методов, которые могут выражаться как в психологическом, так и физическом насилии для навязывания своих крайних (собственных) догм обществу и государству [6].

По мнению Е. И. Григорьевой и А. В. Кузьмина, экстремистская деятельность /экстремизм -это уголовно-наказуемые действия, выражающиеся в отрицании действующего государственного или общественного порядка и совершающиеся в формах, запрещенные действующим отечествен-

ным законодательством. При этом данные ученые предлагают определение экстремизма, как социально-культурного явления, исходя из анализа которого можно выделить следующие признаки: обладает публичным характером, т. е. экстремистские действия носят открытый характер, так как совершаются среди общества (прилюдно); затрагивает значимые для данной общественной формации вопросы и вовлекает в них иных лиц, т.е. экстремистские действия выражаются в воздействии на систему взглядов, которые в обществе считаются сомнительными, например, разжигание национальной, религиозной и иной розни среди общества [9]. При этом происходит поиск новых сторонников имеющих экстремистские мотивы, (предусмотренные п. «е» ст. 63 УК РФ [34]), для совершения деяний, запрещенных действующим российским законодательством.

Данные авторы указывают на то, что в современной научной литературе понятие «экстремизм» трактуется в широком значении «как идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия, попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов, апелляцию к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований, доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму, создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым» [8].

Исходя из приведенного определения, главным признаком экстремизма является идеология, т. е. система идей, взглядов являющихся крайними/радикальными.

Итак, суть экстремизма заключается в том, что одна сторона общественного/социального конфликта проявляет агрессию (крайние взгляды/нетерпимость) по отношению к своему оппоненту. При этом, вместо цивилизованного подхода выбирается способ, связанный с навязыванием обществу и государству собственных взглядов и догм.

С рассмотрения понятия «экстремизм» изучим термин «религия», который является вторым составляющим дефиниции «религиозный экстремизм».

Следует отметить, что сначала религиозные представления начали складываться в первобыт-

ном коллективе. «В эпоху позднего палеолита (35-10 тыс. лет назад) у первобытных людей возникают представления о загробном существовании.» [5].

В свою очередь, «Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе.

Разумеется, слово «культ» ((от лат. сиЫш - почитание), религиозное почитание существ и предметов, выражающееся в обрядах, молитвах [22]) мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религия, где внешние их выражения сведены к минимуму, все же какой-то «культ» существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их «облекать». Отсюда и слово «обряд» (от «облечь», «обрядить»)» [13]. При этом следует иметь в виду, что: «В истории человечества нет не одного народа, который был бы совершенно лишен веры. Даже атеистов нельзя считать людьми по-настоящему неверующими. Идеологические мифы, которые принимаются ими на веру, - это по существу перелицованная религия» [13, с. 7-8].

Толковый словарь русского языка содержит три значения термина «религия»: «1. Одна из

форм общественного сознания - совокупность духовных преставлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

2. Одно из направлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство). 3. Сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону, ценности» [30, с. 675].

Словарь иностранных слов определяет религию как «мировоззрение, основанное на вере в то, что мир создан и управляется сверхъестественными силами (Богом, богами, духами, ангелами и т. д.); совокупность представлений о том, что окружающий мир не безразличен по отношению к человеку, а, следовательно, можно заслужить его снисхождение.» [23, с. 694].

С рассмотрением понятий «экстремизм» и «религия» переходим к изучению доктринальных точек зрения дефиниции «религиозный экстремизм».

Религиозный экстремизм большинством исследователей в общем виде определяется как проявление нетерпимого отношения к представителям других конфессий либо в противоборстве в рамках одной конфессии [9; 35]. Практически аналогичное определение религиозного экстремизма с политико-правовой позиции предлагается

М. Ю. Вертием, Т. А. Скворцовой и А. М. Семен-цовым. Так, они считают, что «под религиозным экстремизмом следует понимать исповедание некоторыми религиозными группами или отдельными лицами идеологии, основанной на нетерпимости к представителям других конфессий и (или) атеистам или противоборстве в рамках одной конфессии, ведущее к совершению этими группами или лицами противоправных деяний, нарушающих права и законные интересы граждан, государства и общества в целом» [4].

При этом, на доктринальном уровне существует мнение, связанное с тем, что рассматриваемый нами вид экстремизма проявляется в нетерпимости к представителям той же либо иных религий [32; 38].

Исходя из доктринального мнения первого толкования религиозного экстремизма, можно сделать вывод, что данное явление может иметь первоначальное проявление по отношению к представителям других конфессий, т. е. преступник, совершая рассматриваемый нами вид экстремизма, должен иметь иное вероисповедание по сравнению с потерпевшим лицом, либо виновное лицо должно проявлять нетерпимость при совершении религиозного экстремизма к своему единоверцу. Второе доктринальное мнение является прямо противоположным первому толкованию религиозного экстремизма.

О. И. Белый считает, что религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости только к представителям других религий и конфессий [3]. Практически аналогичного мнения придерживается А. В. Кузьмин, так как он определяет изучаемый нами вид экстремизма как «нетерпимость к убеждениям и взглядам других религий» [18, с. 153].

Таким образом, данные авторы рассматривают религиозный экстремизм как проявление нетерпимости исключительно только к лицам, являющимся иной веры по отношению к преступнику.

В определении С. Н. Поминова присутствуют следующие признаки: феномен общественной

жизни, в основе которого лежит религия; приверженность к крайним взглядам; проявление нетерпимости к иным лицам, придерживающимся другого мировоззрения; противоборство в рамках одной или нескольких конфессий, в результате чего совершаются преступления [31, с. 7].

Мнение Д. Н. Зяблова [12, с. 98] аналогично с интерпретацией понятия религиозного экстремизма, дающегося С. Н. Поминовым.

По мнению М. А. Яворского, религиозный экстремизм выражается в крайней форме реализации радикальной религиозной идеологии, на-

правленной на совершение по религиозным мотивам деяний, запрещенных действующим отечественным законодательством, а также в публичных призывах к совершению данных деяний к лицам и социальным группам, которые придерживаются иного мировоззрения по сравнению с экстремистами [40].

Р. Р. Абдулганеев понимает под религиозным экстремизмом «одну из крайних форм общественного сознания, носящую характер социального явления, сопряженного с реализацией радикальной религиозной идеологии, путем признания истинной четко определенной религиозной идеи, категорического неприятия религиозных, социальных, нравственных, политических и иных взглядов, идущих в разрез с провозглашенной единственно верной религиозной доктриной» [1].

В данном определении главными признаками являются: крайняя форма социального явления и реализация радикальной религиозной идеологии.

Анализируя рассматриваемое определение, обратимся к точке зрения М. П. Клейменова и А. А. Артемова и выделим следующие основные признаки: религиозный экстремизм - это возбуждение религиозной розни; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в том числе из-за его религиозной принадлежности, либо отношения к религии [14].

Е. Л. Забарчук полагает, что подобный вид экстремизма представляет собой деятельность в сфере межрелигиозных отношений, при этом автор подчеркивает факт насильственного воздействия религиозного экстремизма на общество, а именно, насильственное навязывание ему определенной системы религиозных воззрений, обосновывая или оправдывая данную деятельность [11, с. 3].

Исследуя данный вопрос, необходимо выделить следующие признаки, предложенные М. М. Старо-сельцевой и Е. Н. Пелюх: приверженность к крайним убеждениям, мерам; радикальное изменение внешнего мира согласно религиозным взглядам [33].

Исходя из проанализированного материала, считаем возможным понятие религиозного экстремизма изложить следующим образом: религиозный экстремизм - это совершение общественно опасных противоправных деяний по религиозным мотивам, а также феномен общественной жизни, выражающийся в крайней форме реализации радикальной религиозной идеологии, направленной на разжигание нетерпимого отношения к представителям других конфессий, либо проявляющийся в противоборстве в рамках одной конфессии.

Признаками религиозного экстремизма являются: совершение общественно опасных проти-

воправных деяний по религиозным мотивам, феномен общественной жизни, реализация радикальной религиозной идеологии.

Литература

1. Абдулганеев Р. Р. Религиозный экстремизм: подходы к пониманию // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010. № 2. С. 151-153.

2. Беликов С. В., Литвинов С. М. Профилактика молодежного экстремизма органами местного самоуправления города Москвы // Инициативы XXI века. 2010. № 3. С. 62-64.

3. Белый О. И. Психолого-политическая стабильность молодежи - гарант защиты от экстремизма // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 77-81.

4. Вертий М. Ю., Скворцова Т. А., Семенцов А. М. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен // Философия права. 2007. № 1. С. 114-119.

5. Голубкова В. П. Методическое пособие по курсу «Мифология Древнего мира». М., 2001.

6. Голубых Н. В., Леготин М. П. О сущности понятия «экстремизм» // Адвокат. 2013. № 6. С. 60-63.

7. Горбунов Ю. С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему: монография. М., 2008. С. 35.

8. Григорьева Е. И., Кузьмин А. В. Историкокультурный генезис профилактики экстремистского поведения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115). С. 175-180

9. Григорьева Е. И., Кузьмин А. В. Экстремизм как социально-культурное явление // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 10 (114). С. 208-215.

10. Жукова О. С., Иванченко Р. Б., Трухачев В. В. Информационный экстремизм как угроза безопасности Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 1. С. 53-55.

11. Забарчук Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. 2008. № 6. С. 3-10.

12. Зяблов Д. Н. Особенности религиозного экстремизма в современной России: историко-правовые аспекты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5-2. С. 97-100.

13. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня. М., 1994. С. 29-30.

14. Клейменов М. П., Артемов А. А. Понятие и виды криминального экстремизма // Вестник Омского университета. Серия Право. 2010. № 3. С. 167-174.

15. Кокорев В. Г. Виды экстремизма // Актуальные проблемы уголовного права, уголовного процесса, криминологии и уголовно-исполнительного права: теория и практика: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Тамбов, 10-11 апр. 2012 г.). Тамбов, 2012. С. 338-342.

16. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утвер. президентом Рос. Федерации от 05 октября 2009 г. // Российская газета. 2009. 20 окт.

17. Корнилов Т. А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма // Российский следователь. 2011. № 17. С. 23-25.

18. Кузьмин А. В. Профилактика экстремизма в процессе организации социально-культурного взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 8 (100). С. 153.

19. Лаза В. Д. Корни и профилактика религиозного экстремизма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 2. С. 290-291.

20. Макаров Н. Е., Дондоков Ц. С. Понятие и идеология экстремизма в современных условиях // Закон и армия. 2005. № 11. С. 23-28.

21. Никитин А. Г. Вопросы противодействия экстремизму в законодательстве стран СНГ // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 94-99.

22. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 10. Ку-Ма. М., 2004. С. 10.

23. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн., 2007. С. 936.

24. Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н.М. Семенова. 2-е изд., стереотип. М., 2007. С. 762.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 02 июля 2013 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27 июня 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2002 г. // Собрание законодательства Рос. Федерации от 29 июля 2002 г. № 30. Ст. 3031.

26. О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом: федер. закон Рос. Федерации от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 дек. 2002 г. // Собрание законодательства Рос. Федерации от 13 января 2003 г. № 2. Ст. 155.

27. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года: Указ Президента Рос. Федерации от 19 дек. 2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Рос. Федерации от 24 декабря 2012 г. № 52. Ст. 7477.

28. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства Рос. Федерации от 18 мая 2009 г. № 20. Ст. 2444.

29. Об обеспечении межнационального согласия: Указ Президента Рос. Федерации от 07 мая 2012 г. № 602 // Собрание законодательства Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. № 19. Ст. 2339.

30. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2007. С. 81.

31. Поминов С. Н. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия прояв-

лениям религиозного экстремизма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 4.

32. Римский А. В., Артюх А. В. Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Философия. Социология. Право. 2009. Т. 16. № 10. С. 244-249.

33. Старосельцева М. М., Пелюх Е. И. Религиозный экстремизм: интерпретация понятия? // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 57-60.

34. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 05 мая 2014 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г. // Собрание законодательства Рос. Федерации от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

35. Ханмагомедов Я. М. Религиозно-политичес-кий экстремизм: единство и многообразие проявлений // Ис-ламоведение. 2012. № 1. С. 43-50.

36. Хоровинников А. А. Экстремизм как социальное явление (философский анализ): автореф. дис. . канд. философ. наук. Саратов, 2007. С. 7-8.

37. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации от 13 октября 2003 г. № 41. Ст. 3947.

38. Щербакова Л. М., Волосюк П. В. Мониторинг экстремизма на территории Ставропольского края // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 1. С. 242-248.

39. Экстремизм и его причины / под ред. Ю. М. Антоняна. М., 2011. С. 138-139.

40. Яворский М. А. Причины и условия проявлений религиозного экстремизма в современной России // Юридический мир. 2008. № 11. С. 22-24.

References

1. Abdulganeyev R. R. Rligiozniy ekstremizm: podho-dy k ponimaniyu // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo institute MVD Rossii. 2010. № 2. S. 151-153.

2. Belikov S. V., Litvinov S. M. Profilaktika molo-dyozhnogo ekstremizma organami mestnogo samouprav-leniya goroda Moskvy // Initsiativy XXI veka. 2010. № 3. S. 62-64.

3. Beliy O. I. Psikhologo-politicheskaya stabil’nost’ molodezhi - garant zashity ot ekstremizma // Teoriya i praktika obshestvennogo razvitiya. 2012. № S. 77-81.

4. Vertiy M. Yu.. Skvortsova T. A., Sementsov A. M. Religiozniy ekstremizm kak politico-pravovoy fenomen // Filosofiyaprava. 2007. № 1. S. 114-119.

5. Golubkova V. P. Metodicheskoye posobiye po kursu «Mifologiya Drevnego mira». М., 2001.

6. Golubykh N. V., Legotin M. P. O sushchnosti po-nyatiya «ekstremizm» // Advokat. 2013. № 6. С. 60-63.

7. Gorbunov Yu. S. Terrorism i pravovoye reguliro-

vaniye protivodeystviya yemu: monogrfiya.

М., 2008. S. 35.

8. Grigoryeva Ye. I., Kuz’min A. V. Istoriko-kul’turniy genesis profilaktiki ekstremistskogo povedeniya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 11 (115). S. 175-180

9. Grigoryeva Ye. I., Kuz’min A. V. Ekstremizm kak sotsial’no-kul’turnoye yavleniye // Vestnik Tambovs-kogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 10 (114). S. 208-215.

10. Zhukova O. S., Ivanchenko R. B., Trukhachyov V. V. Informatsionniy ekstremizm kak ugroza bezopasnosti Ros-siyskoy Fedefatsii // Vestnik Voronezhskogo institute MVD Rossii. 2007. № 1. S. 53-55.

11. Zabarchyuk Ye. L. Religiozniy ekstremizm kak odna iz ugroz bezopasnosti rossiyskoy gosudarstvennosti // Zhurnal rossiyskogo prava. 2008. № 6. S. 3-10.

12. Zyablov D. N. Osobennosti religioznogo ekstremizma v sovremennoy Rossii: istoriko-pravoviye aspekty // Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye I yuridi-cheskiye nauki, kul’turologiya I iskusstvovedeniye. Vopro-sy teorii i praktiki. 2011. № 5-2. S. 97-100.

13. Istoriya religii: V poiskakh Puti, Istiny i Zhizni. Po knigam protoireya Aleksandra Menya. M., 1994. S. 29-30.

14. Kleymyonov M. P., Artyomov A. A. Ponyatiye I vidy kriminal’nogo ekstremizma // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya Pravo. 2010. № 3. S. 167-174.

15. Kokorev V. G. Bidy ekstremizma // Aktual’niye problem ugolovnogo prava, ugolovnogo oritsessa, krimino-logii i ugolovno-ispolnitel’nogo prava: teoriya i praktika: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Tambov, 10-11 apr. 2012 g.). Tambov, 2012. S. 338-342.

16. Kontseptsiya protivodeystviya terrorizmu v Rossiyskoy Federatsii: utver. Presidentom Ros. Federatsii ot 05 oktyabrya 2009 g. // Rossiyskaya gazeta. 2009. 20 okt.

17. Kornilov T. A. Vozniknoveniye, razvitiye i ponyatiye ekstremizma // Rossiyskiy sledovatel’. 2011. № 17. S. 23-25.

18. Kuz’min A. V. PProfilaktika ekstremizma v protsesse organizatsii sotsial’no-kul’turnogo vzaimodeystviya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 8 (100). C. 153.

19. Laza V. D. Korni i profilaktika religioznogo ekstremizma // Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2008. № 2. S. 290-291.

20. MakarovN. Ye., Dondokov Ts. S. Ponyatiye i ideologiya ekstremizma v sovremennykh usloviyakh // Zakon i armiya. 2005. № 11. S. 23-28.

21. Nikitin A. G. Voprosy protivodeystviya ekstre-mizmu v zakonodatel’stve stran SNG // Zhurnal rossiyskogo prava. 2013. № 12. C. 94-99.

22. Novya illyustrirovannaya entsiklopediya. Kn. 10. Ku-Ma. M., 2004. C. 10.

23. Noveyshiy slovar’ innostrannykh slov i vyrazhe-niy. Mn., 2007. S. 936.

24. Noviy kratkiy slovar’ innostrannykh slov / otv. red. N. M. Semyonova. 2-ye izd., stereotip. M., 2007. C. 762.

25. O protivodeystvii ekstremistskoy deyatel’nosti: feder. Zakon Ros. Federatsii ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ (red. ot 02 iyulya 2013 g.): prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federatsii 27 iyunya 2002 g.: odobr. Sovetom

Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii І0 iyulya 2002 g. // Sobraniye zakonodatel’stva Ros. Federatsii ot 29 iyulya 2002 g. № 30. St. 303І.

26. O ratifikatsii Shakhayskoy konventsii o bor’be s terrorizmom, separatizmom i ekstremizmom: feder. Zakon Ros. Federatsii ot 10 yanvarya 2003 g. № 3 -FZ: prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federatsii 20 dek. 2002 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros.Fedratsii 27 dek. 2002 g. // Sobraniye zakonodatel’stva Ros. Federatsii ot І3 yanvarya 2002 g. № 2 St. І55.

27. O Strategii gosudarstvennoy natsional’noy politiki Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda: Ukaz Presidenta Ros. Federatsii ot 19 dek. 2012 g. № 1666 // Sobraniye Zakonodatel’stva Ros. Federatsii ot 24 dekabrya 2012 g. № 52. St. 7477

2S. O Strategii natsional’noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda: Ukaz Presidenta Ros. Federatsii ot 12 maya 200 g. № 537 // Sobraniye zakonodatel’stva Ros. Federatsii ot 18 maya 2009 g. № 20. St. 2444.

29. Ob obespechenii mezhnasional’nogo soglasiya: Ukaz Presidenta Ros. Federtsii ot 07 maya 2012 g. № 602 // Sobraniye zakonodatel’stva Ros. Federatsii ot 7 maya 2012 g. № 18. St. 2339

30. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkoviy slovar’ russkogo yazyka. М., 2007. S. Si.

31. Pominov S. N. Organizatsiya deyatel’nosti orga-nov vnutrennikh del v sfere protivodeystviya proyavle-niyam religioznogo ekstremizma: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. М., 2007. S. 4.

32. Rimskiy A. V., Artyukh A. V. Ekstremizm i terro-rizm: ponyatiye I osnovniye formy proyavleniya // Nauch-niye vedomosti Belgorodskogo gocudarstvennogo univer-

siteta. Seriya Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2009. Т. 16. № 10. S. 244-249.

33. Starosel’tseva M. M., Pelyukh Ye. I. Religiozniy ekstremizm: interpretatsiya ponyatiya? // Vestnik Belgo-rodskogo yuridicheskogo institute MVD Rossii. 2012. №

2. S. 57-60.

34. Ugolovniy kodeks Rissiyskoy Federatsii ot i3 iyunya 1996 g. № 63-FZ (red. ot 05 maya 20І4 g.): prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federatsii 24 maya І996 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 5 iyunya 1996 g. // Sobraniye zakonodatel’stva Ros. Federatsii ot 17 iyunya 1996 g. № 25. St. 2954.

35. Khanmagomedov Ya. M. Religiozno-politicheskiy ekstremizm: yedinstvo i mnogoobraziye proyavleniy // Isla-movedeniye. 2012 № 1. S. 43-50.

36. Khorovinnikov A. A. Ekstremizm kak sot-sial’noye yavleniye (filosofskiy analyz): avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. Saratov, 2007. S. 7-S.

37. Shankhayskaya konventsiya o bor’be s terroriz-mom, separatizmom i ekstremizmom (Zaklyuchena v g. Shankhaye І5 iyunya 200І g.) // Sobraniye zakonodatel’stva Ros. Federatsii ot І3 oktyabrya 2003 g. № 41. St. 3947.

3S. Shcherbakova L. M., Volosyuk P. V. Monitoring ekstremizma na territorii Stavropol’skogo kraya // Vestnik Stavropol’skogo gosudarstvennogo universiteta. 20ІІ. № 1. S. 242-24S.

39. Ekstremizm i yego prichiny / pod red. Yu. M. Antonyana. М., 20ІІ. S. i3S-i39.

40. Yavorskiy M. A. Prichiny I usloviya proyavleniy religioznogo ekstremizma v sovremennoy Rossii // Uridi-cheskiy mir. 200S. № 11. S. 22-24.

* * *

CONCEPT AND SIGNS OF RELIGIOUS EXTREMISM

VLADIMIR GENNADYEVICH KOKOREV Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, e-mail: pochta735@mail.ru

The article gives opinions of scientists concerning existing types/forms of extremism; offers the explanation that the extremism appears in that or other look (political, racial, ethnic, national, religious, information etc.), instead of a form. Some scientists consider that there isn't religious extremism as it is but it is only a kind of the political, extreme views veiled by the corresponding doctrines and manifestation measures. However during our research we prove that the concept «religious extremism» has the right for existence in modern society as a separate type of extremism by means of the doctrinal points of view and domestic normative legal acts. Thus we specify that all types of extremism (political, national, religious, ideological, etc.) as a rule, actually in a «pure» look never meet. In our opinion, the concept «religious extremism» consists of two components as an extremism and religion. In this regard, we give the points of view of some scientists concerning term «extremism» emergence, and also its modern interpretation, as at legislative level, and doctrinal level. Besides, we consider the term «religion», its emergence and value. Following the results of the analysis and comparison of various approaches of doctrinal interpretation of «religious extremism» we give our own definition of a look of extremism studied by us and, as a result, we reveal his following signs: commission of socially dangerous illegal acts for religious motives, a phenomenon of public life, realization of radical religious ideology.

Key words: types of extremism, extremism, religion, religious extremism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.