Научная статья на тему 'Некоторые аспекты противодействия проявлениям религиозного экстремизма и терроризма в условиях реализации федерального закона от 6 июня 2016 г. №374-фз («Закона И. А. Яровой»)'

Некоторые аспекты противодействия проявлениям религиозного экстремизма и терроризма в условиях реализации федерального закона от 6 июня 2016 г. №374-фз («Закона И. А. Яровой») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНАЯ НЕНАВИСТЬ ИЛИ ВРАЖДА / НЕГАТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулганеев Р. Р.

Статья посвящена анализу изменений отечественного законодательства в части установления дополнительных мер противодействия религиозному экстремизму и терроризму, а также наиболее перспективным направлениям совершенствования правовых механизмов регулирования сферы религиозных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдулганеев Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты противодействия проявлениям религиозного экстремизма и терроризма в условиях реализации федерального закона от 6 июня 2016 г. №374-фз («Закона И. А. Яровой»)»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(26)2016

1 N

УДК 343.9

Р.Р. Абдулганеев

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ИЮНЯ 2016 Г. №374-ФЗ («ЗАКОНА И.А. ЯРОВОЙ»)

Статья посвящена анализу изменений отечественного законодательства в части установления дополнительных мер противодействия религиозному экстремизму и терроризму, а также наиболее перспективным направлениям совершенствования правовых механизмов регулирования сферы религиозных отношений.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, религиозная ненависть или вражда, негативное социальное явление, конституционный строй, безопасность государства.

Правовое обеспечение защиты основ конститу-

ционного строя от проявлении религиозного экстремизма и терроризма является одним из приоритетных направлении в системе предупреждения угроз национальной безопасностиРоссии. Возрастающая степень адаптивности религиозного экстремизма и терроризма к правовым и социальным барьерам, закрепляющим как уголовную ответственность за осуществление деянии экстремистскои направленности и террористического характера, так и криминологические средства их предупреждения, требует от законодателя постоянной работы по совершенствованию правовых механизмов и актуализации инструментов законодательного регулирования тонкой сферы религиозных отношений.

Изменения законодательства в свете принятия Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [1] (далее Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3) во многом определили перспективные направления криминологической превенции религиозного экстремизма и терроризма в стране, позволили переосмыслить ключевые подходы в определении вектора правового воздействия на данную проблему.

По нашему мнению, важным достижением законодателя является внесение в зону правового внимания сферы деятельности религиоз-

ных организаций, зачастую скрытую от государственного контроля и надзора. Мы полагаем, что актуальность такого рода законодательных мер продиктована рядом факторов, среди которых следующие: 1) ежегодный рост преступлений экстремистской направленности и террористического характера. С 2010 по 2015 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 5233 преступлений экстремистской направленности и 5167 преступлений террористического характера [7]. В целом число преступлений экстремистской направленности и террористического характера за последние четыре года, по данным ГИАЦ МВД России, увеличилось более чем в два раза; 2) увеличение количества религиозных организаций. По данным Федеральной службы государственной статистики России, в 2016 г. процедуру регистрации прошли 969 религиозных организаций, в 2015 г.-1054; в 2014 г. - 901; в 2013 г. - 917; в 2012 г. - 776; в 2011 г. - 354. Общее количество зарегистрированных религиозных организаций на 2016 г. составляет 28 465, что на 9,6% больше по сравнению с 2015 г. (27 496) [9]. При этом в отношении более 50 некоммерческих организаций (20 из которых - религиозные организации) судами принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также в отношении двух религиозных организаций в 2016 году принято решение о приостановлении

Абдулганеев Ренат Рафаилович, кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского отделения Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Абдулганеев Р.Р., 2016 Статья получена: 05.10.2016

деятельности в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности [6].

Отмечая перспективность изменений, внесенных Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности, укажем, что они не лишены дискуссионности и требуют отдельного рассмотрения.

Мы считаем, что стоит приветствовать регулирование процесса религиозно-миссионерской деятельности дополнением Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» главой Ш.1 «Миссионерская деятельность» [4]. Однако иные воплощенные законодательные инициативы в сфере деятельности религиозных организаций, по нашему мнению, не в полной мере позволяют субъектам предупреждения преступлений экстремистской направленности и террористического характера реализовывать охранительные функции государства. Так, п.3 ст.17 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» дополнен новым требованием по маркировке литературных, печатных, аудио- и видеоматериалов, выпускаемых религиозной организацией. Насколько указанные законодательные меры были необходимы, когда неурегулированным остался вопрос о противодействии пропаганде идей экстремизма и терроризма в деятельности религиозных организаций? Заметим, что согласно положению ст. 12 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» [5] государственной регистрации не подлежат периодические издания, тираж которых не превышает 1000 экземпляров, а также аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не более десяти экземпляров.

По нашему мнению, предоставленные законодателем условия облегчают возможность для распространения идей религиозного экстремизма и терроризма среди широких слоев населения. Часто печатные издания, пропагандирующие крайние религиозные взгляды, исполнены на качественных бумажных носителях, имеют привлекательную обложку и распространяются на безвозмездной основе. При этом лицо, не осведомленное об истинных целях религиозных экстремистских или террористических организаций, может и не подозревать об опасности подобных печатных изданий.

Решением данной проблемы может стать внесение изменений в ст. 12 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» путем установления максимального по-

рога в 100 экземпляров тиражируемой печатной продукции для религиозных организаций. Указанные меры, по нашему мнению, позволят взять под государственный контроль тиражирование печатной продукции религиозными организациями и вывести из легального оборота материалы, противоречащие требованиям законодательства.

Следующее, на что необходимо обратить внимание законодателя, это установление мер контроля за распространяемой литературой в религиозных приходах и религиозных образовательных организациях.

Отсутствие современной системы реагирования на факты распространения в религиозных учреждениях экстремистской литературы приводит к значительным упущениям в вопросах предупреждения данного негативного социального явления среди духовно активной части населения.

Исходя из указанного выше, считаем важным закрепить в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» обязанность за руководителями религиозных приходов, руководителями религиозных образовательных организаций по контролю за распространением на территории религиозного прихода, религиозной образовательной организации печатной и иной продукции религиозного содержания.

Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ также внесены изменения в ч. 8 ст. 25.6 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [2], предусматривающие новый порядок пересечения государственной границы России для иностранных граждан с целью осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с религиозными организациями.

Полагаем, что важным дополнением к приведенным мерам явилась бы разработка совместных учетов иностранных граждан, въезжающих с целью осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с религиозными организациями, а также учетов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж для получения религиозного образования.

Реализация указанного направления представляется возможной путем заключения соглашения о сотрудничестве между центральными институтами управления зарегистрированных религиозных организаций и МВД России. При этом среди субъектов обозначенной категории особому контролю подлежат: а) выезжающие на обучение по направ-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(26)2016

лению религиозных конфессий; б) выезжающие на обучение в рамках международных обменов с зарубежными религиозными учреждениями и организациями; в) выезжающие по приглашению зарубежных религиозных образовательных учреждений и организаций; г) изъявившие желание к самостоятельному обучению в зарубежных религиозных образовательных организациях.

Полученная информация должна быть положена в основу дальнейшего мониторинга деятельности граждан указанных категорий в целях пресечения возможности совершения ими преступлений экстремистской направленности и (или) террористического характера.

Другим полюсом борьбы с экстремизмом и терроризмом является противодействие его финансированию. Изменения, коснувшиеся Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3], оставили без должной правовой регламентации вопросы учета денежных средств, получаемых религиозной организацией в качестве пожертвований. Сегодня сложилась ситуация, когда религиозная организация имеет возможность аккумулировать и распоряжаться денежными средствами, поступающими на ее расчетный счет в финансовой организации, но также и де-нежными средствами, поступающими непосредственно в религиозную организацию (к примеру, ящики для пожертвований). В связи с этим мы считаем, что наличие неконтролируемых источников финансирования открывает широкую перспективу для религиозных экстремистских и террористических организаций, не только позволяет распространять их идеологические воззрения, но и дает возможность заручиться поддержкой среди представителей государственных органов и духовенства, кратно увеличивает опасность совершаемых преступных деяний и создает препятствия для эффективного правового реагирования на данные факты.

На основе анализа отдельных мер противодействия религиозному экстремизму и терроризму, закрепленных Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ, представляется возможным сформулировать следующие выводы:

1. Полагаем, что новые меры правового регулирования сферы противодействия экстремизму и терроризму должны быть взаимосвязаны с реализуемыми федеральными и региональными программами по предупреждению данных негативных социальных явлений, в первую очередь с программами по селективной профилактике религиозного экстремизма и терроризма (криминологические меры воздействия на лиц, разделяющих идеологию

экстремистских и террористических организаций, а также лиц, осужденных к реальным срокам лишения свободы за преступления экстремистской направленности и террористического характера).

2. Важно отметить, что одним из перспективных направлений, не затронутых изменениями законодательства, остается проблема противодействия преступному потенциалу незаконной миграции как одному из средств распространения идеологии религиозного экстремизма и терроризма. По нашему мнению, данное направление в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [8] позволит взять под контроль сферу распространения идеологии экстремизма и терроризма как в среде мигрантов, так и среди российских граждан.

3. С сожалением отмечаем, что в Федеральном законе от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ не нашли правового отражения меры, направленные на дерадикали-зацию лиц из числа активных членов религиозных экстремистских и террористических организаций (меры по разобщению членов экстремистских и террористических групп и извлечению ее членов из криминальной среды). Законодатель, акцентируя внимание на борьбе с конкретными проявлениями экстремизма и терроризма, оставляет без должного внимания повышенную общественную опасность возврата к криминальному поведению лиц, приобщившихся к религиозной экстремистской идеологии в местах лишения свободы [10].

4. Своевременной и целесообразной является правовая регламентация религиозно-миссионерской деятельности в стране. Однако неурегулированность отдельных вопросов о формах, методах и местах ее осуществления создает напряженность в среде духовенства и религиозно-ориентированной части общества. Считаем наиболее обоснованным не отождествлять миссионерскую деятельность с видом деятельности религиозной организации, так как она может осуществляться и лицами, не относящимися к зарегистрированным религиозным организациям. Полагаем, что такое понимание миссионерской деятельности позволит расширить возможности правоприменителя в случае выхода деяний таких лиц за рамки правового поля.

5. Законодателем проделана большая работа по оптимизации сферы противодействия финансированию экстремизма и терроризма, однако не урегулированной остается процедура финансового контроля за операциями физических и юридических лиц, где одним из участников является лицо, в отношении которого применены меры прокурорского реагирования на нарушения федерального законодательства в сфере запрета на осуществление экстремистской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ // Рос. газета. 2016. 8 июля.

2. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ : в ред. Федерального закона от 6 июля 2016 № 374-ФЗ // Рос. газета. 1996. 22 авг.

3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ : в ред. Федерального закона от 23 июня 2016 № 191-ФЗ // Рос. газета. 2001. 9 авг.

4. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ : в ред. Федерального закона от 6 июля 2016 № 374-ФЗ // Рос. газета. 1997. 26 сент.

5. О средствах массовой информации: закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 : в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 280-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7, ст. 300.

6. Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». URL: http://minjust.ru/nko/perechen_zapret (дата обращения: 23.09.2016 г.).

7. Сводный отчет ГИАЦ МВД России о преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью. М., 2015.

8. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 № 1666 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52, ст. 7477.

9. Число религиозных организаций, зарегистрированных в РФ, на 1 января 2016 г. URL: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/gosudar/02-11.docx

10. Галахов С.С. К вопросу о понятии криминологического предупреждения экстремизма, противодействия экстремистской деятельности // Алтайский юридический вестник. 2016. №1. С. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.