УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
(ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ) MANAGEMENT IN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS (TECHNICAL)
УДК 351.861
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ПОЖАРОВ) С УЧАСТИЕМ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Н. В. БОРОВКОВА, И. И. ЛЕДЯЙКИНА, А. А. ПОСПЕЛОВ, М. Ю. ЦВЕТКОВ
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново Е-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Разработка системы мер предупреждения пожаров, инициируемых социально уязвимыми группами населения».
В статье рассмотрены особенности уязвимых с точки зрения пожарной безопасности групп населения, формы неправильного с точки зрения пожарной безопасности поведения, предложены профилактические методы по уменьшению риска возникновения пожаров с участием данных групп населения, изучен опыт зарубежных стран по обеспечению безопасности социально-уязвимых групп населения. Представлен авторский взгляд на структуру системы предупреждения чрезвычайных ситуаций (пожаров) с участием социально уязвимых групп населения, которая помимо стандартных мероприятий пропагандистского характера была дополнена процессуальными мероприятиями и мерами социальной поддержки.
Ключевые слова: пожарная безопасность, социальные группы населения, уязвимые с точки зрения пожарной безопасности, система предупреждения чрезвычайных ситуаций
IMPROVING THE EMERGENCY PREVENTION SYSTEM (FIRES) WITH THE PARTICIPATION OF SOCIALLY VULNERABLE GROUPS OF THE POPULATION ON THE EXAMPLE OF THE IVANOVO
N. V. BOROVKOVA, I. I. LEDYAYKINA, A. A. POSPELOV, M. Yu. TSVETKOV
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education
«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo Е-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
The article was prepared as part of the research work "Development of a system of fire prevention measures initiated by socially vulnerable groups of the population". The article examines the features of vulnerable groups of the population from the point of view of fire safety, forms of incorrect behavior from the point of view of fire safety, suggests preventive methods to reduce the risk of fires involving these groups of the population, studies the experience of foreign countries in ensuring the safety of socially vulnerable groups of the population. The author's view on the structure of the emergency prevention system (fires) with the participation of socially vulnerable groups of the population is presented, which, in addition to standard promotional activities, was supplemented with procedural measures and social support measures. Keywords: fire safety, social groups of the population, vulnerable from the point of view of fire safety, emergency prevention system
Key words: fire safety, social groups of the population vulnerable from the point of view of fire safety, emergency prevention system.
© Боровкова Н. В., Ледяйкина И. И., Поспелов А. А., Цветков М. Ю., 2021
S
Цель данной статьи - на основе анализа отечественного и зарубежного опыта в области профилактики и предупреждения пожаров разработать меры по совершенствованию системы предупреждения пожаров с участием социально уязвимых групп населения. В ходе работы были использованы следующие методы исследования: общенаучный метод, метод научной абстракции, статистический метод, системный подход.
Актуальность исследований, направленных на выявление условий и средств обеспечения безопасности людей, становится очевидной при анализе статистики пожаров: в 2020 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 439 394 пожара, при которых погибло 8 313 чел. и получило травмы 8 434 чел.1, из них 7 359 человек погибло в жилом секторе, причем из общего количества погибших 3 096 человек находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения2. Если рассматривать возрастную структуру погибших в результате пожаров, то на долю пожилых и престарелых граждан приходится 36,8 % (3 059 человек), инвалидов -5,97 % (496 человек), детей - 4,23 % (352 человека, в том числе 243 в возрасте до 6 лет). Если рассматривать виновников пожаров, то 15 327 возгораний произошло по вине пенсионеров, 1 965 по вине детей, 1 105 по вине лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, большая часть граждан, погибших при пожарах, относятся к социально уязвимым группам населения, что является ярким подтверждением того, что эти слои населения, с одной стороны, чаще других групп населения являются виновниками пожаров, с другой стороны, наиболее подвержены опасности при возникновении пожара. Поэтому пожарная профилактика, предотвращение пожаров и безопасность при пожаре для социально уязвимых групп населения является серьезной проблемой.
Пожилые и престарелые люди, как правило, склонны к снижению восприятия запахов, остроты зрения, им свойственны проблемы вестибулярного аппарата и ограничения подвижности. Каждое из этих заболеваний
1
Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году». М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021, 264 с.
2 Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: Статистический сборник / П. В. Полехин, М. А. Чебуханов, А. А. Козлов [и др.]. Под общей редакцией Д. М. Гордиенко. М.: ВНИИПО, 2021. 112 с.
приводит к тому, что человек становится более подвержен опасностям при пожаре. Например, люди с ослабленным слухом в случае пожара могут не услышать крики соседей о надвигающейся опасности, а в случае проблем с обонянием, невозможность почувствовать запах дыма совмещенная с дыхательными проблемами увеличивает вероятность гибели от вдыхания дыма и отравляющих веществ. С возрастом также замедляется скорость восприятия и осознания опасности. Поэтому растет вероятность того, что человек по неаккуратности станет причиной пожара, но вместе с тем уменьшается вероятность того, что ему хватит сил эвакуироваться и выжить при пожаре. При этом приблизительно около 30 % пожилых людей живут одни, и в случае возникновения пожара им никто не поможет.
Такая же ситуация обстоит с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями. Для каждого человека, особенно для человека с ограниченными возможностями, оказавшегося в критической ситуации во время пожара, важно иметь реальную возможность обеспечения собственной безопасности. В России стремительно стареет население, а значит, растет и число людей, чья мобильность снижена по сравнению со взрослыми здоровыми людьми (на которых много лет было ориентировано противопожарное нормирование).
Отличительной особенностью поведения детей (особенно дошкольного возраста) является то, что они действуют, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются, прежде всего, тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому их поведение зависит от внешних обстоятельств. Особенно явно это проявляется при оценке времени начала эвакуации - без активных действий взрослых, дети игнорируют сигналы системы оповещения о пожаре. Это предопределяет особые требования к организации эвакуации детей.
Существующие нормы в области пожарной безопасности, как правило, ориентированы на обычные категории граждан и не учитывают пребывание социально уязвимых групп населения на самых различных объектах (исключение составляют требования к специализированным медицинским и социальным учреждениям с постоянным пребыванием детей, престарелых и маломобильных граждан). В таблице приведены формы проявления неправильного с точки зрения пожарной безопасности поведения, а также профилактические методы по уменьшению риска возникновения пожара.
Таблица. Формы проявления неправильного поведения и профилактические методы по уменьшению риска возникновения пожара
Социально уязвимые группы населения Формы проявления неправильного с точки зренияПБ поведения Профилактические методы поуменьшению риска возникновения пожаров
Дети и подростки Нахождение без присмотравзрослых; Шалости с огнём; Незнание техники пожарной безопасности. Профилактические беседыс родителями и их детьми о требованиях пожарной безопасности.
Престарелые граждане Невнимательность при использовании газовых и электрических приборов; Невнимательность и проблемысо здоровьем (слух, зрение, память) в связи с преклонным возрастом. Обеспечение специальными препаратами для поддержанияслуха и зрения; Профилактические беседы.
Лица, склонные употреблению алкоголя, наркотиков Неосторожное обращение согнём в алкогольном и наркотическом опьянении; Слабое знание требований пожарной безопасности. Профилактические беседы о вреде алкоголя, наркотиков иих влияние на безопасность вцелом.
Маломобильные группы населения Пониженная мобильность, либополное отсутствие возможностисамостоя- тельного передвижения; Различные проблемы создоровьем. Обеспечение всеми необходимыми препаратами иустройствами для обеспеченияпожарной безопасности. Профилактические беседы.
Таким образом, данные категории людей подвергают себя опасности, и их неправильное, с точки зрения пожарной безопасности, поведение является причиной многих пожаров, так как в связи с моральными и физическими особенностями эти лица зачастую остаются беспомощными и не способными предотвратить пожар, а уж тем более, справиться с ним.
Именно для данной группы населения во всех развитых странах мира разрабатываются методики и программы по обеспечению безопасности этих самых групп. Как правило, они включают в себя основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью каждого человека в отдельности в условиях современного общества.
Положительный опыт в области обеспечения пожарной безопасности пожилых и престарелых лиц накоплен за рубежом. Так, например, в Соединённых Штатах Америки существует комплексная программа «Social Security», которая рассчитана только на пожилых, престарелых лиц и лиц с ограниченными возможностями старше 65 лет, которые остались одни, без попечительства родных и близких. Данная программа является комплексом мероприятий, включающем установку проти-
вопожарного оборудования на месте проживания данных групп населения: противопожарных извещателей, газоанализаторов, огнетушителей, сплинклерных систем и др. В 2019 году программа охватывала 17,4 миллиона человек. Подобные программыдействуют в Канаде, Мексике и Норвегии[3].
Британия же стала первой страной мира, где для борьбы с одиночеством выделили министра. По данным исследований, опубликованных правительством этой страны в 2018 году, в Соединенном Королевстве насчитывается девять миллионов, то есть около 14 процентов жителей, чувствующих себя одинокими. Среди пожилых британцев на одиночество жалуется каждый пятый, а более 200 тысяч из них не общались с родственниками и друзьями больше месяца [1]. Для того, чтобы изменить ситуацию, власти страны запустили программу "Стратегия по вовлечению одиноких", курировать которую призван заместитель министра культуры, занимающийся спортом и обществом. Именно он и называется теперь "министром по проблеме одиночества", хотя своего министерства у него нет.
В Германии же используется несколько другой подход. Престарелым и лицам преклонного возраста (старше 65 лет) без попечи-
тельства родных и близких полагается пособие (250 евро/месяц) на найм сиделок для оказания помощи и различных нужд, либо вместо пособия даётся право на проживание в доме престарелых. Такие же программы приняли на вооружение к себе и Франция и Испания.
В Российской Федерации в настоящее время реализуются 46 государственных программ по 5 направлениям, первое из которых - «Новое качество жизни». В рамках данного направления принята программа «Социальная поддержка граждан», включающая такие подпрограммы (в том числе федеральные целевые программы), как: «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», «Модернизация и развитие социального обслуживания населения», «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей», «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», «Старшее поколение». Таким образом, будет реализовываться социальная политика по поддержке уязвимых слоев населения, что должно положительно отразиться на показателях пожарной безопасности.
Система предотвращения пожаров определяется как комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на исключение условий возникновения пожаров. Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются Федеральным законом РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»3.
Система предупреждения пожаров представляет собой комплекс профилактических организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение возможного возникновения пожаров, ограничения их развития в случае возникновения, создание условий для эффективного пожаротушения, уменьшение негативных последствий (травмы и гибель людей, потери имущества).
Действующая система предупреждения чрезвычайных ситуаций (пожаров) с участием социально уязвимых групп населения» включает в себя три основных элемента (рис.1):
1. Субъекты системы - участники, заинтересованные и осуществляющие деятельность в области предупреждения (профилакти-
Федеральный закон от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». [Электронный документ]. Режим доступа: // http://docs.cntd.ru/ document/902111644. (дата обращения: 27.10.2021).
ки) пожаров. К ним относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, ГУ МЧС России, добровольные пожарные дружины и волонтеры;
2. Объекты системы - социально уязвимые группы населения, в отношении которых проводятся мероприятия по профилактике пожаров. В рамках нашего исследования в качестве объектов системы нами рассматриваются несовершеннолетние дети, пожилые и престарелые граждане, лица с алкогольной и наркотической зависимостью.
3. Комплекс профилактических мероприятий (как элемент системы).
Оценка мероприятий в области пожарной безопасности, которые проводятся в рамках различных региональных законов и программ (например, «Обеспечение безопасности граждан и профилактика правонарушений в Ивановской области», «Безопасность Подмосковья», «Обеспечение безопасности населения» (Красноярский край)), позволяет выделить три блока направлений деятельности.
Первый блок предусматривает оснащение, подготовку и социальную защиту региональных противопожарных служб, добровольной пожарной охраны. Второй блок основан на оснащении средствами противопожарной защиты объектов социальной защиты, образования и других объектов. Наконец, третий блок мероприятий заключается в проведении обучения населения мерам пожарной безопасности. И лишь в одной программе указываются мероприятия по поддержке малообеспеченных граждан и семей в области пожарной безопасности [2].
Данная информация позволяет сделать вывод о том, что вопросам, связанным с обеспечением пожарной безопасности среди социально уязвимых групп населения, уделяется недостаточно внимания со стороны региональных властей. Поэтому к существующей системе предупреждения чрезвычайных ситуаций (пожаров) среди социально уязвимых групп населения, было решено предложить следующие изменения: помимо субъектов, объектов и комплекса профилактических мероприятий (пожарной пропаганды) входящих в систему, необходимо добавить комплекс с процессуальными мероприятиями и мерами социально поддержки (рис. 2).
В эти мероприятия должны войти:
1. Процессуальные мероприятия:
- участие представителя ГУ МЧС России на заседаниях Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросам предотвращения гибели и травматизма детей на пожарах;
Действующая система предупреждения чрезвычайных ситуаций {пожаров) среди социально уязвимы* групп населения
Субъекты Объекты Мероприятия пропаганды
Органы государственной власти Ивановской области Дети {несовершеннолетние) Тематические выставки, смотры, конференции, конкурсы
Органы местного самоуправления муниципалитетов, находящиесяна территории Ивановской области Пожилые и престарелые граждане Средства печати - выпуск специальной литературы и рекламной продукции, листовок памяток, публикаций в газетах, журналах
ГУ МЧС России по Ивановской области Лица с алкогольной и наркотической зависимостью Радио, телевидение, обучающие теле- и радиопередачи, кинофильмы, телефонные линии, встречи в редакциях
Добровольные пожарные дружины Средства наглядной агитации - плакаты,панно, иллюстрации, буклеты, альбомы
Волонтеры
Устная агитация - доклады. _лекции и Беседы
Рис. 1. Действующая система предупреждения чрезвычайных ситуаций (пожаров) с участием социально уязвимых групп населения
- рассмотрение на заседаниях комиссий по профилактике правонарушений эффективность систем мер по охране здоровья населения от последствий потребления табака и алкоголя, по предупреждения аварий и ЧС, связанных с неисправностью газового оборудования, а также организацию совместной работы органов МЧС и МВД России в жилом секторе;
- заключение Соглашения о взаимодействии между Главным управлением МЧС России по Ивановской области и Советом отцов при Уполномоченном по правам ребенка в Ивановской области;
- обеспечение взаимодействия ГУ МЧС России и ГУ МВД России по предупреждению пожаров в жилом секторе.
2. Меры социальной поддержки:
- предоставление социальной поддержки в виде обеспечения автономными пожарными извещателями мест проживания мно-
годетных и малообеспеченных семей, имеющих несовершеннолетних детей, одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов за счет регионального и муниципального бюджетов;
- использование потенциала социальных гостиниц для временного размещения семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей с согласия родителей при наличии реальной угрозы для их жизни или здоровья с дальнейшим приведением жилищ в пожаробезопасное состояние;
- повышение эффективности системы обеспечения пожарной безопасности сельских поселений, за счет мероприятий, проводимых жилищными и эксплуатирующими организациями, а также старостами населенных пунктов;
- выделение в государственных программах финансового планирования раздела, посвященного детской безопасности, с оказанием безвозмездной помощи многодетным и малообеспеченным семьям для повышения
уровня противопожарной защиты домовладений в оперативном порядке с учетом сезонных рисков.
3. Кроме того, к мероприятиям пропаганды следует добавить регулярный по-
домовой обход силами добровольцев, уделяющий особое внимание лицам, относящимся к группам риска
Усовершенствованная система предупреждения чрезвычайных ситуаций (пожаров) среди социально уязвимых групп населения
Субъекты
Объекты
Органы государственной власти Ивановской области
Органы местного самоуправлении муниципалитетов, находящихся на территории Ивановской области
ГУ МЧС России по Ивановской области
Г.
Добровольные пожарные дружины
Волонтеры н добровольцы
населенных пунктов
Дети (несовершеннолетние)
Пожилые н престарелые граждане
Лица с алкогольной и
.Т.
Г ГУ МВД России по Ивановской^
Мероприятия пропаганды
Тематические выставки, смотры, конференции, конкурсы
Средства печати - выпуск специальной литературы и рекламной продукции, листовок, памяток, публикации в газетах
Радио, телевидение, обучающие тепе- и радиопередачи,
Средства i плакаты, иллюстрации, буклеты
>' стная агитация — доклады, лекции и беседы
I Силами добровольцев 1 I регулярный ПОДОМОВОЙ обход, | j уделяя особое внимание лицам. I L относящимся к группам риска t
\ Процессуальные |
1_ мероприятия \
| Участие представителя ГУ МЧС России на I
I заседаниях Комиссий по делам |
I несовершеннолетних и защите их прав по |
1 с I
I вопросам предотвращения гиоелн и |
___^авыатзвыа ^етейна пожарах
Рассмотрение на заседаниях комиссий
по профилактике правонарушений эффективность систем мер по охране здоровья населения от последствий потребления табака и алкоголя, по предупреждения аварий и ЧС. связанных с неисправностью газового оборудования. а также организацию совместной работы
органов^ГЧ^^МВ^России в жилом „________ ___ _____—.
I Заключение Соглашения о взаимодействии | \ между Главным управлением N140 России 1по Ивановской области и Советом отцов при { Уполномоченном по правам ребенка в I Ивановской области ,
I Обеспечение взаимодействия Г31 МЧС | | России и ГУ МВД России по |
I предупреждению пожаров в жилом секторе!
| Меры социальной i
I ■
!.________________J
I Предоставление социальной поддержки в I |виде обеспечеЕшя автономными пожарным^ I извешателями мест проживания I А \
многодетных и малоооеспеченных семей., имеющих несовершеннолетних детей.
инвалидоз за счет регионального и о бюджетов
^ муниципального о
Г Использование потенциала социальных | гостиниц для временного размещения | I семей, попавших в трудную жизненною | | ситуацию, детей с согласия родителей при | Iналичии реальной угрозы для их жизни или| здоровья |
I с дальнейшим приведением жилищ в |
Повьштение эффективности системы I обеспечения пожарной безопасности [ сельских поселений, за счет мероприятий. I
эксплуатирующими организациями, а I ^ также старостами населенных пунктов ^
Выделение в государственных программах) финансового планирования раздела. ■ посвяшенного детской безопасности, с [ оказанием безвозмездной помощи I многодетным и малообеспеченным семьям] для повышения уровня противопожарной I защиты домовладений в оперативном | | порядке с учетом сезонных рисков I
Рис. 2. Усовершенствованная система предупреждения чрезвычайных ситуаций среди социально уязвимых групп населения
В целом предложенные меры должны способствовать сокращению числа пожаров, количества погибших и получивших травмы. Практическая значимость усовершенствованной системы заключается в предложении тесного взаимодействия Главного Управления МЧС России с Главным Управлением МВД России по субъекту РФ в части процессуальных мероприятий по предупреждению пожаров среди социально уязвимых групп населения, включение в состав участников жилищных эксплуатирующих организаций, старост сельских населенных пунктов. Разработанная усовер-
шенствованная система предупреждения чрезвычайных ситуаций (пожаров) среди социально уязвимых групп населения непременно повысит уровень профилактики пожаров среди социальных групп, уязвимых с точки зрения пожарной безопасности.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Разработка системы мер предупреждения пожаров, инициируемых социально уязвимыми группами населения».
Список литературы
1. Защита населения в развитых странах мира [электронный ресурс] // https://rg.ru/2019/02/12/v-velikobritanii-poiavilsia-pervyj-v-mire-ministr-po-probleme-odinochestva. html. (дата обращения: 27.10.2021)
2. Исследование современного состояния системы предупреждения пожаров с участием социально уязвимых групп населения
(на примере Ивановской области) [электронный ресурс] // http://pab.edufire37.ru/vypusk-2-2021/ (дата обращения: 22.10.2021)
References
1. Zashchita naseleniya v razvityh stranah mira [elektronnyj resurs] // https://rg.ru/2019/02 /12/v- velikobritanii-poiavilsia-pervyj-v-mire-ministr
-po-probleme-odinochestva.html. (data obrash-cheniya: 27.10.2021)
2. Issledovanie sovremennogo sostoyani-ya sistemy preduprezhdeniya pozharov s uchasti-
em social'no uyazvimyh grupp naseleniya (na primere Ivanovskoj oblasti). [elektronnyj resurs] // http://pab.edufire37.ru/vypusk-2-2021/ (data obrashcheniya: 22.10.2021)
Боровкова Наталия Владимировна
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] Borovkova Nataliya Vladimirovna
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
candidate of economic sciences, associate professor
E-mail: [email protected]
Ледяйкина Ирина Ивановна
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] Ledyajkina Irina Ivanovna
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
candidate of economic sciences, associate professor
E-mail: [email protected]
Поспелов Антон Александрович
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
магистр
E-mail: [email protected] Pospelov Anton Aleksandrovich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
master's degree
E-mail: [email protected]
Цветков Михаил Юрьевич
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
кандидат философских наук, старший преподаватель
E-mail: [email protected]
Cvetkov Mihail YUr'evich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
candidate of philosophical sciences, senior lecturer
E-mail: [email protected]