УДК 614.841.315/614.841.31
ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ РАБОТЫ С МАЛОМОБИЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
О.Е. Мельник, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. В.А. Сидоркин, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации; А.А. Чистяков, кандидат технических наук. Академия ГПС МЧС России
На основе проведенного анализа пожаров и результатов исследований информированности населения Российской Федерации в области пожарной безопасности, с целью управления пожарными рисками, определены наиболее уязвимые маломобильные группы населения: дети, пенсионеры, инвалиды. Рассмотрены особенности и новые подходы организации противопожарной работы среди маломобильных граждан.
Ключевые слова: пожарный риск, пожарная безопасность, профилактическая противопожарная работа, обучение, маломобильные граждане
FEATURES AND DIRECTIONS OF IMPROVING THE ORGANIZATION OF FIRE-FIGHTING REVENTION WORK WITH SMALL-MOBILE POPULATION GROUPS
O.E. Melnik. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia.
V.A. Sidorkin; A.A. Chistyakov.
Academy of State fire service of EMERCOM of Russia
Based on the analysis of fires and the results of research on the awareness of the population of the Russian Federation in the field of fire safety, in order to manage fire risks, the most vulnerable groups of the population with limited mobility are identified: children, pensioners, disabled people. The features are considered and new approaches to the organization of preventive fire-fighting activities among people with limited mobility are presented.
Keywords: fire risk, fire safety, preventive firefighting activities, training, people with limited mobility
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на личную безопасность, безопасность своего имущества и жилища, в том числе от пожаров. Безопасность человека является одним из приоритетов деятельности государства.
Управление пожарными рисками - важная задача обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта, защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей [ 1].
Наиболее подвержены пожарным рискам маломобильные группы населения, к которым относят людей, испытывающих трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве. В широком смысле к маломобильным группам относятся: инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), пожилые люди (особенно лица преклонного возраста старше 75 лет), беременные женщины, женщины с малолетними детьми, дети, люди с колясками, люди с тяжелыми тележками или поклажей, а также временно нетрудоспособные граждане.
В контексте изучения пожарных рисков в числе маломобильных граждан целесообразно рассматривать следующие категории граждан: инвалиды (вне зависимости от возраста), люди с ОВЗ, беременные женщины, женщины с малолетними детьми, дети, пенсионеры. Именно эти категории населения в ситуации пожара наиболее уязвимы, поскольку испытывают сложности при самостоятельной эвакуации.
Маломобильные граждане зачастую являются виновниками пожаров по причинам неосторожности и нарушения правил пожарной безопасности. Наибольшее число возгораний случается по вине детей, инвалидов и пенсионеров (рис.).
16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
Рис. Количество пожаров по категориям виновников из числа маломобильных групп населения, ед.
В инициированных маломобильными гражданами пожарах самые высокие показатели летальности и термического травматизма среди детей дошкольного возраста, инвалидов и пенсионеров (табл.).
Таблица. Распределение основных показателей пожара за 2014-2018 гг. по категориям виновников пожаров из числа маломобильных групп населения [2]
Год Погибло, чел. Травмировано, чел. Ребенок дошкольного возраста Ребенок младшего школьного возраста Ребенок среднего школьного возраста Пенсионер Инвалид
2014 гибель 75 6 11 2239 445
травма 205 90 139 1699 336
2015 гибель 87 6 11 1987 439
травма 218 101 170 1939 313
2016 гибель 54 4 11 1909 372
травма 143 102 121 1542 277
2017 гибель 44 5 16 1760 300
травма 163 80 115 1492 222
2018 гибель 58 5 9 1800 302
травма 153 92 121 1547 237
2014 2015 2016 2017 2018
ребенок
дошкольного
возраста
ребенок младшего школьного возраста
ребенок среднего школьного возраста
пенсионер
В 2017-2018 гг. проведены исследования информированности населения в области пожарной безопасности [3, 4]. В 2017 г. методом анкетирования опрошено 28 089 человек, из них 17 525 взрослого населения и 10 564 детей, проживающих в 26 субъектах Российской Федерации Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов [3]. В 2018 г. методом анкетирования было опрошено 80 736 человек (взрослое население) из 84 регионов 8 федеральных округов Российской Федерации [4].
По результатам анкетирования 2017 г. от 40 % до 80 % населения постоянно проходили обучение мерам пожарной безопасности в организациях (по месту работы и обучения), из них от 5 % до 15 % лишь однократно, а от 4 % до 12 % обучение не проходили никогда [3], среди таких граждан: старшие дошкольники, младшие школьники, пенсионеры. Готовность населения к действиям в условиях пожара в регионах Российской Федерации составила от 24,4 % до 45,8 %. Исключение зафиксировано в Еврейской автономной области - 59,8 %. [4].
Дети, пенсионеры и инвалиды представляют собой многомилионные группы населения.
По данным Росстата на 1 января 2020 г. население Российской Федерации составляло 146 748 590 млн человек, из них 22,4 % - дети [5].
По данным Федерального реестра инвалидов на 1 июля 2020 г. число инвалидов в Российской Федерации составляло 11 104 938 человек, это 9,5 % всего населения Российской Федерации [6], в том числе 699 464 детей инвалидов (5,6 % от общего числа инвалидности) [6]. Из них 56 713 детей в возрасте от 0 до 3 лет, 156 135 в возрасте от 4 до 7 лет, 344 005 в возрасте от 8 до 14 лет и 142 611 в возрасте от 15 до 17 лет [6].
По данным Минтруда России доля пожилых людей составляет 22 % от общего числа населения Российской Федерации, а в ряде регионов - 27 %. На 1 января 2019 г. число пенсионеров составляло 43,8 млн человек [7].
Противопожарная пропаганда и обучение детей мерам пожарной безопасности осуществляется в образовательных организациях в рамках федеральных образовательных программ, специалистами Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России в ходе профилактических мероприятий, а также родителями [3, 4]. Для формирования у детей устойчивых знаний и моделей безопасного поведения в области пожарной безопасности применяются разнообразные формы, методы и средства обучения, в том числе осуществляется информирование через средства массовой информации и интернет-ресурсы. Подготовка детей-инвалидов в области пожарной безопасности осуществляется в рамках инклюзивного обучения и комплексного сопровождения лиц с ОВЗ. Обучение мерам пожарной безопасности и социальное сопровождение маломобильных детей-инвалидов и их родителей - отдельная тема, требующая пристального рассмотрения. В рамках данной статьи обратим внимание на специфику организации профилактической противопожарной работы с пожилыми людьми, в том числе инвалидами.
Пенсионеры и инвалиды, проживающие вне учреждений, в отличие от детей и работающих граждан, не проходят обучение мерам пожарной безопасности. Исключение составляют маломобильные граждане, постоянно пребывающие в учреждениях: с ними проводятся инструктажи и тренировочные мероприятия по эвакуации согласно планам профилактической противопожарной деятельности, утвержденные руководством учреждений. По данным анкетирования, для пенсионеров и инвалидов, проживающих вне учреждений, ведущим источником информации о правилах пожарной безопасности являются телевидение и печатные информационные материалы (газеты, листовки, памятки) [3, 4].
Маломобильность значительно ограничивает круг возможных действий, особенно пожилых людей и инвалидов. Статистические данные исследования данной проблемы представлены в работе В.В. Холщевникова, Д.А. Самошина Р.Н. Истратова [9, с. 51]. Авторы выделяют четыре потенциально возможных действия: тушение пожара, звонок в пожарную охрану, включение системы оповещения и организация эвакуации. Учитывая низкую
скорость реакции, ограниченные возможности здоровья и сложности в самостоятельном передвижении, для пенсионеров и инвалидов действия по самостоятельному тушению очага возгорания являются наиболее опасными. С точки зрения минимизации рисков термического травматизма при первых признаках возгорания маломобильным гражданам целесообразно позвонить в пожарную охрану и сразу начать эвакуацию.
При подготовке сотрудниками ГПС МЧС России обучающих и профилактических мероприятий для маломобильных граждан, которые проживают вне учреждений, целесообразно уделить особое внимание порядку действий во время пожара и эвакуации из жилого помещения. Данный вопрос является ключевым для спасения жизни во время возгорания одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, при этом имеет свою существенную специфику. Такая специфика во многом обусловлена потребностью в привлечении доверенных лиц для оказания помощи при эвакуации.
Как отмечалось выше, многие пенсионеры и инвалиды проживают одни. В условиях чрезвычайной ситуации (ЧС) даже близкие родственники вряд ли сумеют оперативно приехать и помочь пожилому человеку или инвалиду своевременно покинуть зону риска. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о создании системы доверенных лиц и механизмов взаимодействия с ними. Доверенные лица - люди, которым может позвонить в условиях ЧС одинокий маломобильный человек и которые помогут ему своевременно эвакуироваться. Это могут быть родственники, соседи или волонтеры, проживающие по соседству.
В условиях пандемии COVГО-19 была создана система волонтерской социальной поддержки одиноких пенсионеров и инвалидов. В ее задачи входило обеспечение продуктами питания, медикаментами, оказание психологической и иной поддержки. Спонтанно созданная система волонтерской помощи пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и людям в трудной жизненной ситуации показала высокую эффективность и жизнеспособность. Опыт, полученный в условиях пандемии, может быть применен в организации противопожарной работы с маломобильными категориями населения.
В связи с тем, что маломобильный человек не способен самостоятельно покинуть помещение, сотрудниками ГПС МЧС России при организации противопожарной профилактики с пенсионерами и инвалидами целесообразно учесть следующие факторы:
Во-первых, разработка памяток о порядке действий при эвакуации для маломобильных граждан носит исключительно индивидуальный характер: требуется определение круга доверенных лиц, способов их оперативного информирования пенсионером (или инвалидом) и выработка четкой последовательности совместных действий.
Во-вторых, при разработке алгоритмов действий при пожаре необходимо учитывать особенности жилого фонда, где проживают пенсионеры и инвалиды: наличие пандусов, высота порогов, наличие и функционирование звуковых и световых оповещателей, а также других приспособлений для проживания маломобильных граждан [10-12]. Во время пожара пользование лифтом запрещено, соответственно, для эвакуации маломобильного гражданина с высотных этажей требуется значительное время.
В третьих, пенсионеру совместно с доверенным лицом необходимо несколько раз отработать на практике действия по эвакуации, чтобы в случае реальной опасности в условиях паники не тратить время на поиск и чтение инструкции, а сразу приступить к действиям [9, 10, 13, 14].
Маломобильные граждане и инвалиды проживают фактически в каждом доме. Для снижения пожарных рисков целесообразно рекомендовать ТСЖ и управляющим компаниям, отвечающим за коммунальное хозяйство, вести учет маломобильных граждан дома и разработать план действий в случае пожара с привлечением доверенных лиц из числа соседей или волонтеров. Им же можно рекомендовать организацию занятий, инструктажей и профилактических мероприятий с такими жителями.
Для организации профилактической противопожарной работы с маломобильными группами населения и обеспечения индивидуального подхода и наибольшего охвата населения целесообразно привлекать членов добровольных общественных организаций (Всероссийская добровольная пожарная охрана, Всероссийский студенческий корпус спасателей и др.) и волонтеров. Они могут принимать активное участие:
- в разработке индивидуальных инструкций по эвакуации маломобильных граждан и информационно-просветительских материалов по пожарной безопасности;
- в проведении противопожарной пропаганды и обучении мерам пожарной безопасности маломобильных граждан;
- в осуществлении мероприятий по проверке и обеспечению пожарной безопасности жилых помещений, где проживают маломобильные граждане. Профилактические действия могут включать, в том числе установку или проверку исправности дымовых и тепловых пожарных извещателей, оказание помощи в расхламлении путей эвакуации;
- во взаимодействии с подразделениями ГПС МЧС России работниками сферы социального обслуживания и другими структурами по вопросам противопожарного информирования маломобильных граждан по месту их проживания;
- в подготовке и реализации разнообразных информационно-просветительских проектов по пожарной безопасности для маломобильных граждан;
- являться доверенными лицами, которые окажут помощь маломобильному гражданину во время ЧС.
На основе проведенного анализа пожаров и результатов исследований информированности населения Российской Федерации в области пожарной безопасности, с целью управления пожарными рисками, определены наиболее уязвимые маломобильные группы населения: дети, пенсионеры, инвалиды. Данные категории граждан в силу психофизиологических особенностей являются зачастую виновниками выгораний из-за неосторожного обращения с огнем и наиболее подвержены риску гибели на пожарах.
Задачи повышения эффективности профилактической противопожарной деятельности среди детей, пенсионеров, инвалидов актуализируют факторы: многочисленность социальных групп, высокое число пожаров, высокий уровень термического травматизма и летальных исходов, низкий уровень информированности в области пожарной безопасности среди выделенных категорий маломобильных граждан.
Организация профилактической противопожарной работы среди маломобильных граждан требует решения ряда управленческих задач:
- ведение учета маломобильных граждан в жилых домах;
- разработку способов и механизмов взаимодействия маломобильных граждан и доверенных лиц во время пожара;
- включение в сферу ответственности управляющих компаний жилых комплексов организацию профилактических и обучающих мероприятий среди маломобильных граждан.
Для повышения эффективности профилактической противопожарной работы с маломобильными группами населения целесообразно разработать алгоритмы совместных действий наиболее уязвимых категорий (одиноко проживающих пенсионеров, инвалидов), их доверенных лиц и служб спасения в условиях ЧС. В качестве доверенных лиц для оказания помощи маломобильным гражданам во время эвакуации из зоны риска могут выступать соседи, члены добровольных общественных объединений или волонтеры.
Организация эффективной профилактической противопожарной деятельности среди маломобильных групп населения в области пожарной безопасности требует уточнения содержания и методологии организации противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности, с одной стороны, с другой - решения ряда организационно-управленческих задач.
Литература
1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Пожары и пожарная безопасность в 2018 году: стат. сборник / под общ. ред. Д.М. Гордиенко. М.: ВНИИПО, 2019. 125 с.
3. Исследование уровня подготовленности населения субъектов Сибирского федерального округа в области безопасности жизнедеятельности: отчет о НИР / рук. А.А. Мельник; отв. исп. А.В. Антонов; исп. В.А. Якимов, Р.Ф. Ворошилов, О.Е. Мельник [и др.]. Железногорск, 2017. 136 с.
4. Мельник А.А., Антонов А.В., Мартинович Н.В. Результаты исследования информированности и подготовленности населения субъектов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности в 2018 году и рекомендации по совершенствованию профилактической работы // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2019. № 1. C. 75-247.
5. Статистика // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 07.08.2020).
6. Численность инвалидов // Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost (дата обращения: 07.08.2020).
7. Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей за 2018 год // Минтруда России. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1340 (дата обращения: 07.08.2020).
8. Об утверждении федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2005 г. № 2347-р (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Холщевников В.В., Самошин Д.А., Истратов Р.Н. Исследование проблем обеспечения пожарной безопасности людей с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата // Пожаровзрывобезопасность. 2013. Т. 22. № 3. С. 48-55.
10. Тузова Т.В. Организация процесса эвакуации маломобильных групп населения // Пожарная и аварийная безопасность. 2018. С. 422-424.
11. Крюков А.Р., Смурова Н.Ю., Семикин П.П. Приспособление жилого фонда для проживания маломобильных групп населения // Жилищное строительство. 2012. № 11.
C. 20-25.
12. Истратов Р.Н. Нормирование требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам в стационарах социальных учреждений по обслуживанию граждан пожилого возраста: дис. ... канд. техн. наук. М.: Акад. ГПС МЧС России, 2014. 160 с.
13. Сергеев Г.Г., Берестова О.А., Лозникова Н.В. Обеспечение безопасности эвакуации маломобильных граждан на инвалидных колясках при пожаре и других ЧС в образовательных организациях // Вестник научных конференций. 2016. № 10-4. С. 95-98.
14. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 8 апр. 2014 г. № АК-44/05вн). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
References
1. Tekhnicheskij reglament o trebovaniyah pozharnoj bezopasnosti: Feder. zakon ot 22 iyulya 2008 g. № 123-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
2. Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 2018 godu: stat. sbornik / pod obshch. red.
D.M. Gordienko. M.: VNIIPO, 2019. 125 s.
3. Issledovanie urovnya podgotovlennosti naseleniya sub"ektov Sibirskogo federal'nogo okruga v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: otchet o NIR / ruk. A.A. Mel'nik; otv. isp. A.V. Antonov; isp. V.A. Yakimov, R.F. Voroshilov, O.E. Mel'nik [i dr.]. Zheleznogorsk, 2017. 136 c.
4. Mel'nik A.A., Antonov A.V., Martinovich N.V. Rezul'taty issledovaniya informirovannosti i podgotovlennosti naseleniya sub"ektov Rossijskoj Federacii v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v 2018 godu i rekomendacii po sovershenstvovaniyu profilakticheskoj raboty // Sibirskij pozharno-spasatel'nyj vestnik. 2019. № 1. C. 75-247.
5. Statistika // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: https://rosstat.gov.ru/statistic (data obrashcheniya: 07.08.2020).
6. Chislennost' invalidov // Federal'naya gosudarstvennaya informacionnaya sistema «Federal'nyj reestr invalidov. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost (data obrashcheniya: 07.08.2020).
7. Doklad o rezul'tatah kompleksnogo monitoringa social'no-ekonomicheskogo polozheniya pozhilyh lyudej za 2018 god // Mintruda Rossii. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1340 (data obrashcheniya: 07.08.2020).
8. Ob utverzhdenii federal'nogo perechnya reabilitacionnyh meropriyatij, tekhnicheskih sredstv reabilitacii i uslug, predostavlyaemyh invalidu: Rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 30 dek. 2005 g. № 2347-r (s izm. i dop.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
9. Holshchevnikov V.V., Samoshin D.A., Istratov R.N. Issledovanie problem obespecheniya pozharnoj bezopasnosti lyudej s narusheniem zreniya, sluha i oporno-dvigatel'nogo apparata // Pozharovzryvobezopasnost'. 2013. T. 22. № 3. S. 48-55.
10. Tuzova T.V. Organizaciya processa evakuacii malomobil'nyh grupp naseleniya // Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost'. 2018. S. 422-424.
11. Kryukov A.R., Smurova N.Yu., Semikin P.P. Prisposoblenie zhilogo fonda dlya prozhivaniya malomobil'nyh grupp naseleniya // Zhilishchnoe stroitel'stvo. 2012. № 11. C. 20-25.
12. Istratov R.N. Normirovanie trebovanij pozharnoj bezopasnosti k evakuacionnym putyam i vyhodam v stacionarah social'nyh uchrezhdenij po obsluzhivaniyu grazhdan pozhilogo vozrasta: dis. ... kand. tekhn. nauk. M.: Akad. GPS MCHS Rossii, 2014.160 s.
13. Sergeev G.G., Berestova O.A., Loznikova N.V. Obespechenie bezopasnosti evakuacii malomobil'nyh grazhdan na invalidnyh kolyaskah pri pozhare i drugih CHS v obrazovatel'nyh organizaciyah // Vestnik nauchnyh konferencij. 2016. № 10-4. S. 95-98.
14. Metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel'nogo processa dlya obucheniya invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya, v tom chisle osnashchennosti obrazovatel'nogo processa (utv. Minobrnauki Rossii 08.04.2014 № AK-44/05vn). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».