4. Натурные наблюдения людских потоков / Холщевников В. В., Самошин Д. А., Исаевич И. И. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. - 191 с.
5. Сеппа Д. Microsoft ADO.NET/Пер. с англ. — М.: «Русская Редакция», 2003--640
стр.: ил.
6. Советов Б.Я., Яковлев СЛ. Моделирование систем: Учеб. для вузов — М.: Высш. шк, 2001. — 343 с: ил.
УДК 614.846
В. Д. Муханов, В.В.Холодов, Г.И. Сметанкина
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЬЕКТОВ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ
В данной статье рассмотрена система обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей как комплекс противопожарных мероприятий, существующие проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: пожарная безопасность, система обеспечения пожарной безопасности, объект с массовым пребыванием людей, аудит пожарной безопасности, требования пожарной безопасности.
V.D. Mukhanov, V. V. Kholodov, G.I. Smetankina
TO THE QUESTION OF THE IMPROVEMENT OF THE FIRE SAFETY SYSTEM OF OBJECTS WITH THE MASS STAY OF PEOPLE
In this article, the fire safety system for objects with a massive stay of people as a complex of fire prevention measures, existing problems and ways of their solution is considered.
Key words: fire safety, fire safety system, object with mass stay of people, fire safety audit, fire safety requirements.
После нескольких громких пожаров на территории Российской Федерации, жертвами которых стали люди, которые оказались в этих учреждениях с целью организации своего досуга, вопрос противопожарной защиты объектов с массовым пребыванием людей стоит очень остро.
Но необходимо отметить, что к объектам с массовым пребыванием людей относятся не только развлекательные центры, учебные заведения и другие общественные здания, но и учреждения социальной защиты граждан, здравоохранения, дошкольные учреждения.
Принципиальное их отличие - массовое пребывание в них людей, в том числе так называемых маломобильных групп граждан - детей, стариков и инвалидов. Так вот, с маломобильными группами населения, как правило, возникают трудности при эвакуации, так как для них требуется более длительное время для выхода из здания или в безопасную зону, нежели на других объектах защиты [ 1 ].
Необходимо учитывать и тот факт, что зачастую социально значимые объекты находятся в старом фонде. Реконструкция или капитальный ремонт этих зданий проходит достаточно медленно, что обуславливается нехваткой финансирования как из местных, так и из федерального бюджетов. Кроме этого, часто объекты социального назначения размещаются в тех зданиях, которые изначально имели другое функциональное назначение,
и их объёмно-планировочные решения предназначались для совсем иных целей. В данных зданиях другие требования к параметрам путей эвакуации, размещению помещений в объеме здания, их функциональному назначению и т. д.
И все же стоит отметить, что в последние годы наблюдаются положительные тенденции в вопросах реконструкции, ремонта и технического оснащения социальных объектов, в том числе и в области пожарной безопасности. Огромное значение на динамику этого процесса оказывает федеральная целевая программа «Пожарная безопасность» и региональные целевые программы в этой области [2].
Если брать повседневную практику, то совершенно ясно, что в ближайшее время полностью привести в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности данные объекты не представляется возможным. Возьмем, для примера, интернаты и дома престарелых, 70 - 80% этих объектов размещено в старом фонде. А есть и такие объекты, которые размещены в зданиях барачного типа с несущими деревянными конструкциями. Эти здания V степени огнестойкости - со всеми вытекающими из этого последствиями. Зачастую данные объекты не соответствуют не только современной нормативной правовой базе в области пожарной безопасности, но и тем нормативным документам (в некоторых вопросах более либеральным), которые действовали до вступления в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
Так в чём же, заключается эффективность системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты? Для начала определимся с её целями. Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Система противопожарной защиты должна обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Иными словами говоря, на объекте защиты должны быть выполнены в полном объёме все требования пожарной безопасности [3].
Исходя из этого, системы обнаружения пожара (системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Наряду с этим здания и сооружения учреждения социального обслуживания должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения. Кроме этого, здания и сооружения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения в случаях, когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, а также в случаях, когда обслуживающий персонал находится в зданиях и сооружениях не круглосуточно [4].
Ещё одним немаловажным фактором является исключение условий возникновения пожара. Оно достигается недопущением в учреждении социального обслуживания условий образования горючей среды и (или) условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.
Говоря об оценке эффективности системы обеспечения пожарной безопасности объектов социальной сферы, необходимо остановиться более подробно на роли руководителя такого объекта. Руководитель учреждения социального обслуживания осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, за обучение правилам поведения людей, порядок организации
производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности, и тушение пожаров [5].
Только решая все задачи в комплексе можно говорить об эффективности системы обеспечения пожарной безопасности объектов социальной сферы, как объекта с массовым пребыванием людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сметанкина Г.И., Романченко С.А. Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности общественных зданий // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2016. - Т. 1., № 1 (7). - С. 274-278.
2. Сметанкина Г.И. Реформирование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Материалы XXVII Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МЧС России в 3 частях «Актуальные проблемы пожарной безопасности». Издательство: Москва, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2015. - С.204-212.
3. Сметанкина Г.И. К вопросу о проблемах осуществления государственной надзорной деятельности на современном этапе. Естественные и технические науки. - 2014. -№11/12(78). -С.461-463.
4. Сметанкина Г.И., Шуткина С.А., Буданов С.А. Правовое регулирования деятельности надзорных органов МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Вестник Московского государственного областного университета, Москва: МГОУ, 2015. - С.83-87.
УДК 681.5
Э.С. Мухьянов, С. В. Ефимов
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
МОНИТОРИНГ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ с ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО МОДУЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Рассмотрен вопрос о применении газовых пожарных извещателей в совокупности с малогабаритными летательными аппаратами, описана математическая модель мобильного транспортного модуля
Ключевые слова: беспилотное воздушное судно, модуль, мониторинг.
E.S. Mukhyanov, S. V. Efimov
MONITORING OF PRODUCTION PREMISES USING A NEW GENERATION MOBILE TRANSPORT MODULE
The question of the use of gas fire detectors in conjunction with small-sized aircraft was considered; a mathematical model of a mobile transport module was described. Key words: unmanned aircraft module, monitoring.
В последние годы широкое распространение получили пожарные извещатели, которые обнаруживают изменение оптической плотности воздуха в результате задымления,