Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ПО ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКТОВ "ЮНЫЙ САМОСПАСАТЕЛЬ" В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРАКТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ПО ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКТОВ "ЮНЫЙ САМОСПАСАТЕЛЬ" В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ШКОЛЬНИК / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЛЕКТ "ЮНЫЙ САМОСПАСАТЕЛЬ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинова Анна Андреевна, Гессе Женни Фердинандовна, Лазарев Александр Александрович, Фролова Татьяна Владиславовна

Профилактическая работа государственных инспекторов по пожарному надзору с младшими школьниками требует не только особого подхода, но и соответствующего материально-технического обеспечения. В связи с чем, авторами предложены комплекты «Юный самоспасатель», а также модель проведения профилактических мероприятий органами государственного пожарного надзора с использованием этих комплектов. Данная модель состоит из двух частей: надзорно-профилактической и мотивационной. Предлагается в рамках реализации данной модели использование трех видов профилактической работы. В статье также описаны результаты эксперимента по внедрению комплектов «Юный самоспасатель» в начальной школе. Исследование проводилось в 4 группах учеников по 20 человек. Обучающимся по программе начального общего образования был предложен перечень заданий, подлежащих выполнению и позволяющих сымитировать некоторые действия при эвакуации. Основное требование, предъявляемое к обучающимся: выполнять каждое задание правильно. Обоснована целесообразность формирования комплектов «Юный самоспасатель», отличающихся по своему наполнению с учетом возраста обучающихся. Подчеркнуто, что применение комплектов «Юный самоспасатель» при проведении игр, учений и профилактических мероприятий с учениками начальной школы способствует повышению мотивации к изучению основ пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинова Анна Андреевна, Гессе Женни Фердинандовна, Лазарев Александр Александрович, Фролова Татьяна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF INTRODUCTION BY STATE FIRE SUPERVISION BODIES THE "YOUNG SELF-RESCUE" SET IN THE PRIMARY SCHOOL

The preventive work of state fire inspectors with schoolchild requires not only a special approach, but also appropriate material and technical support. That’s why, the authors have proposed the «young self-rescuer» sets and a model for carrying out preventive activities by state fire supervision bodies using these sets. This model consists of two parts: supervisory and preventive and motivational. It is proposed to use three types of preventive work within the framework of this model implementation. The article also describes the results of an experiment on the introduction of the «young self-rescuer» sets in a primary school. The investigation was carried out in 4 groups of 20 people. Children studied on the program of primary general education were offered a list of tasks to be performed and allowing to simulate some actions during the evacuation. The main requirement for children: to complete each task correctly. The expediency of the formation of the «young self-rescuer» sets, which differ in their content, taking into account the age of the students, has been substantiated. It is emphasized that the use of the «young self-rescuer» sets during games, exercises and preventive measures with primary school children helps to increase motivation to learn the basics of fire safety.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ПО ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКТОВ "ЮНЫЙ САМОСПАСАТЕЛЬ" В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 614.84

ПРАКТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ПО ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКТОВ «ЮНЫЙ САМОСПАСАТЕЛЬ»

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А. А. КАЛИНОВА1, Ж. Ф. ГЕССЕ2, А. А. ЛАЗАРЕВ2, Т. В. ФРОЛОВА2

1 Администрация города Иванова Ивановской области Муниципальное казенное учреждение «УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ГОРОДА ИВАНОВА» 2 Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

E-mail: ankalinova@mail.ru, zhenni.gesse@mail.ru, kgn@edufire37.ru, frolovatanja@mail.ru

Профилактическая работа государственных инспекторов по пожарному надзору с младшими школьниками требует не только особого подхода, но и соответствующего материально-технического обеспечения. В связи с чем, авторами предложены комплекты «Юный самоспасатель», а также модель проведения профилактических мероприятий органами государственного пожарного надзора с использованием этих комплектов. Данная модель состоит из двух частей: надзорно-профилактической и мотивационной. Предлагается в рамках реализации данной модели использование трех видов профилактической работы.

В статье также описаны результаты эксперимента по внедрению комплектов «Юный самоспасатель» в начальной школе. Исследование проводилось в 4 группах учеников по 20 человек. Обучающимся по программе начального общего образования был предложен перечень заданий, подлежащих выполнению и позволяющих сымитировать некоторые действия при эвакуации. Основное требование, предъявляемое к обучающимся: выполнять каждое задание правильно. Обоснована целесообразность формирования комплектов «Юный самоспасатель», отличающихся по своему наполнению с учетом возраста обучающихся. Подчеркнуто, что применение комплектов «Юный самоспасатель» при проведении игр, учений и профилактических мероприятий с учениками начальной школы способствует повышению мотивации к изучению основ пожарной безопасности.

Ключевые слова: государственный пожарный надзор, начальная школа, школьник, пожарная безопасность, комплект «Юный самоспасатель».

PRACTICE OF INTRODUCTION BY STATE FIRE SUPERVISION BODIES THE «YOUNG SELF-RESCUE» SET IN THE PRIMARY SCHOOL

A. A. KALINOVA1, Zh. F. GESSE2, A. A. LAZAREV2, T. V. FROLOVA2

Administration of the Ivanovo city of Ivanovo region Municipal government institution «DEPARTMENT OF CIVIL DEFENSE AND EMERGENCIES OF THE IVANOVO CITY» Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

E-mail: ankalinova@mail.ru, zhenni.gesse@mail.ru, kgn@edufire37.ru, frolovatanja@mail.ru

The preventive work of state fire inspectors with schoolchild requires not only a special approach, but also appropriate material and technical support. That's why, the authors have proposed the «young self-rescuer» sets and a model for carrying out preventive activities by state fire supervision bodies using these sets. This model consists of two parts: supervisory and preventive and motivational. It is proposed to use three types of preventive work within the framework of this model implementation.

The article also describes the results of an experiment on the introduction of the «young self-rescuer» sets in a primary school. The investigation was carried out in 4 groups of 20 people. Children stu died on the program of primary general education were offered a list of tasks to be performed and allowing to simulate some actions during the evacuation. The main requirement for children: to complete each task cor-

© Калинова А. А., Гессе Ж. Ф., Лазарев А. А., Фролова Т. В., 2021

70

rectly. The expediency of the formation of the «young self-rescuer» sets, which differ in their content, taking into account the age of the students, has been substantiated. It is emphasized that the use of the «young self-rescuer» sets during games, exercises and preventive measures with primary school children he lps to increase motivation to learn the basics of fire safety.

Key words: state fire supervision, primary school, schoolchild, fire safety, «young self-rescuer» set.

1

Положениями определено, что органы государственного пожарного надзора (далее -ОФГПН) проводят профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности в порядке, установленном в Федеральном законе2. При осуществлении государственного контроля (надзора) обязательным является проведение профилактических мероприятий, таких как информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование (в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ)) и профилактический визит. В рамках проведения профилактических мероприятий особое значение уделяется работе с населением. При этом для обучения мерам пожарной безопасности востребовано и оправдано использование различных методов: устного (лекция, беседа, обсуждение и т.д.), печатного (открытки, буклеты, памятки и т.д.), наглядного (комплект тематических плакатов и фотографий, стенд, уголок безопасности и т.д.) и средствах массовой информации (СМИ) (статья в газете, видеофильм, видеоролик и т.д.). Проблемы проведения профилактической работы по различным направлениям рассматривались многими исследователями [1-7]. Однако, практически отсутствуют исследования практики ОФГПН по проведению соответствующей профилактической работы в начальной школе с применением специальных комплектов.

В докладе заместителя Министра -главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору генерал-лейтенанта внутренней службы А.М. Су-пруновского (об оперативных сведениях об обстановке с пожарами и их последствиями в Российской Федерации за 2020 год) отмечено, что в 2020 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 439100 пожаров (АППГ - 471426), на которых погибло 8262 человека (АППГ - 8559), в том числе 355 несо-

1 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

вершеннолетних (АППГ - 406), получили травмы 8439 человек (АППГ - 9461). Отмечается общая положительная динамика по снижению количества пожаров, уменьшению количества погибших и травмированных людей, что безусловно связано с проведением профилактических работ. Однако, в отдельных субъектах Российской Федерации в 2020 году наблюдался рост количества погибших на пожарах детей, а общее по стране количество пожаров в образовательных организациях приблизилось к отметке «300». Очевидно, что одним из значимых направлений деятельности органов государственного пожарного надзора является именно профилактика гибели детей на пожарах, как одной из уязвимых групп населения. Как показано в работе [8], поведение детей при пожаре определяется несформировавшейся структурой тела, отсутствием необходимого жизненного опыта, особенностями психологического восприятия стрессовых ситуаций.

Ранее нами в работах [9, 10] была описана авторская разработка - комплект «Юный самоспасатель» (Комплект), который можно использовать при проведении профилактических мероприятий, в том числе при проведении учений по эвакуации обучающихся по программе начального общего образования при возникновении пожара, при проведении противопожарной пропаганды. Комплект характеризуется малыми габаритами и по размерам сравним со школьным пеналом. В комплект входят предметы, которые могут пригодиться обучающемуся по программе начального общего образования в процессе или после эвакуации из школы в случае появления признаков возгорания, при поступлении сигнала о пожаре и возникновении других экстремальных ситуаций, требующих быстрых действий. Так, нами проведено психолого-педагогическое исследование, условия проведения которого обеспечивали достоверность результатов не менее 0,9 [11]. Установлено, что наиболее востребованным является использование комплекта «Юный самоспасатель» для обучающихся по программе начального общего образования следующего содержания: информационная карточка обучающегося, носовой платок, небольшая закрытая емкость с водой, светоотражающий элемент, конверт с одноразовыми спиртовыми салфетками, лейкопластырь и

свисток [9]. Предполагается, что формирование Комплекта обучающимся по программе начального общего образования и ознакомление с его возможностями в использовании должно происходить при непосредственном участии и под контролем взрослых. На основании данных [12] сделан вывод, что предлагаемый к использованию Комплект и его модификации целесообразно использовать при просвещении различных возрастных групп в области безопасности.

Изложенное выше определяет направление и цель дальнейших исследований -проведение натурных экспериментов по моделированию процесса эвакуации обучающихся по программе начального общего образования. В качестве основного метода исследования был выбран метод наблюдения. Для получения результатов в сопоставимых условиях из обучающихся 1, 2, 3 и 4 классов были сформированы 4 испытуемые группы учеников численностью по 20 человек. Обучающимся в игровой форме было предложено выполнять различные задания. При этом наблюдатель фиксировал время выполнения задания по последнему ученику, справившемуся с ним. Основное требование, предъявляемое к обучающимся: выполнять каждое задание правильно. За погрешность принимали величину, равную половине алгебраической разности между максимальным и минимальным показаниями секундомера при измерении временного ин-

тервала продолжительностью 60 с по сигналам точного московского времени (±1 с). Результаты проводимых расчетов округляли до целого числа.

Определено, что испытуемым группам учеников требуется в среднем 21 с на то, чтобы из положения «сидя за партой» встать, выйти из класса и построиться у входа в класс, держась попарно за руки. Наличие Комплекта в руках у обучающихся при выполнении данного задания практически не оказывает влияния на затрачиваемое время. Следует отметить, что быстрее всех с обоими заданиями справились ученики 1 класса, что, вероятно, связано с величинами площадей горизонтальной проекции детей различного возраста при эвакуации.

На следующем этапе задания были усложнены. Все индивидуальные Комплекты учеников были размещены на первой парте в классе и отличались по цвету и форме. В первом случае от учеников требовалось из положения «сидя за партой» встать, выйти из класса, взяв «персональный» Комплект с парты, и построиться у входа в класс, держась попарно за руки (задание 1). Во втором случае необходимо было выполнить тоже самое задание, однако от учеников требовалось уже взять любой Комплект при выходе из класса (задание 2). Полученные результаты представлены на рис. 1.

Рис. 1. Время, затрачиваемое на выполнение заданий 1, 2

Из рис. 1 следует, что быстрее всех с заданиями 1 и 2 справились ученики 2 класса. Вместе с тем, у учеников 1 класса на выполнение задания 2 требовалось большее время, чем для выполнения задания 1. Причина за-

ключалась в том, что некоторые ученики 1 класса, подходя к парте с Комплектами, тратили время на выбор Комплекта среди имеющихся по критерию «нравится/не нравится», хотя от них по заданию требовалось взять лю-

бой Комплект с парты. Среднее время выполнения заданий 1, 2 в испытуемых группах составило 22 с и 23 с соответственно.

Как было отмечено выше, в состав опытного образца комплекта «Юный самоспасатель» входила закрытая емкость с водой и носовой платок. По этой причине нами, учитывая рекомендации, приводимые традиционно в памятках о действиях при пожаре, была смоделирована виртуальная ситуация появления задымления. На партах у учеников находились закрытые емкости с водой и носовые платки. По команде «задымление» ученикам, стоящим у своих парт, необходимо было открыть емкость с водой и смочить носовой платок таким образом, чтобы вода не попала на пол (задание 3). На выполнение задания 3 ученикам требовалось от 18 с до 23 с. Медленнее всех справились с заданием 3 ученика 1 класса. Эксперимент показал, что 50 % учеников 1 класса при выполнении задания 3 пролили на пол воду, для 2, 3, 4 класса эта цифра несколько ниже и составляет 15 %, 30 %, 30 % соответственно.

Как известно, огонь и дым распространяются снизу вверх и в условиях задымления в помещении рекомендуется передвигаться, пригнувшись или ползком. Для детей последнее правило работает в меньше степени ввиду того, что их рост заметно меньше, чем у взрослого человека. По этой причине ученикам испытуемых групп было предложено выполнить следующие задания:

а) из положения «стоя» парами пройти расстояние длиной 5 метров, держа в руке Комплект (задание 4);

б) из положения «наклонившись» парами пройти расстояние длиной 5 метров, держа в руке Комплект (задание 5).

Среднее время выполнения задания 4 составило 13 с, задания 5-12 с, что говорит об отсутствии принципиального влияния способа передвижения учеников на время выполнения задания. Быстрее всех справились с заданием 4 (11 с) и заданием 5 (10 с) ученики 1 класса.

Безусловно, что абсолютное значение времени выполнения каждого задания в испытуемых группах будет зависеть от многих факторов, в том числе соотношения количества учеников обоих полов, особенностей нервной системы учеников, уровня их физического развития, от наличия признаков утомления/переутомления и т.д. Поэтому для других испытуемых групп 1 - 4 классов возможно выполнение заданий за время, несколько отличающееся от приведенного в работе. Вместе с тем, результаты натурных экспериментов по

оценке возможностей использования комплектов «Юный самоспасатель» в начальной школе, результаты психолого-педагогических исследований позволяют сделать ряд выводов.

Процесс формирования Комплекта в игровой форме играет положительную роль для повышения культуры безопасности не только учеников, но и взрослых - участников этого процесса. Исследование практики внедрения комплектов «Юный самоспасатель» в начальной школе показывает, что у учеников отмечается повышение мотивации к участию в проведении учений и закреплению порядка действий в случае возникновения пожара.

В испытуемых группах наличие Комплекта в руках у учеников не оказывает влияния (в пределах погрешности) на скорость передвижения учеников и время выполнения предлагаемых заданий. Вместе с тем, при попытках на случай появления задымления открыть емкость с водой и смочить носовой платок от 15 до 50 % учеников в зависимости от класса, проливают воду на пол, что в процессе эвакуации создает дополнительную опасность для движущихся людей поскользнуться из-за наличия находящейся на полу воды. По этой причине, использование учениками 1 -4 классов воды из емкости с целью смачивания носового платка для защиты органов дыхания целесообразно ограничить для минимизации дополнительных рисков угрозы жизни или здоровью.

С учетом проведенного исследования разработана модель проведения профилактических мероприятий ОФГПН с использованием комплектов «Юный самоспасатель» в начальной школе (рис. 2). Модель проведения профилактических мероприятий ОФГПН с использованием комплектов «Юный самоспасатель» в начальной школе состоит из двух частей: надзорно-профилактической и мотивационной. Первая часть модели предполагает выполнение профилактических мероприятий ОФГПН трех видов: информирование, консультирование и профилактический визит. Консультирование при этом проводится только в рамках определенных КНМ, в зависимости от того, это плановое или внеплановое мероприятие. В мотивационной части модели описаны цель, задачи, условия и принципы проведения профилактических мероприятий ОФГПН с использованием комплектов «Юный самоспасатель» в начальной школе. Реализация мотивацион-ной части представляется весьма важной, так как при формальном проведении профилактической работы с младшими школьниками уровень подготовленности детей к действиям при пожаре может оказаться весьма низким.

Рис. 2. Модель проведения профилактических мероприятий ОФГПН с использованием комплектов «Юный самоспасатель» в начальной школе

Таким образом, предлагаемый комплект «Юный самоспасатель» может быть успешно использован для противопожарной подготовки детей в начальной школе. Модель проведения профилактических мероприятий

ОФГПН с использованием данных комплектов подразумевает задействование трех видов профилактической работы, соответствует требованиям действующего законодательства и может быть рекомендована к применению.

Список литературы

1. Екжанова Е. А. Скрининговые исследования в системе профилактической работы с детьми на начальных этапах обучения в школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 7. С. 13-20.

2. Направления деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников / М. В. Жукова, Е. Л. Бараш, Е. В. Фролова [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 75-90.

3. Колышницына Т. С., Молоков Д. С., Ходырев А. М. Профилактика употребления детьми и подростками психоактивных веществ // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 52-58.

4. Короткова О. А. Профилактическая работа по преодолению дезадаптации выпускников начальной школы — занковцев в основной школе // Научная перспектива. 2011. № 7. С.52-54.

5. Котова С. А., Кокина В. А. Профилактика зрительного утомления младших школьников в учебном процессе // Начальная школа. 2021. № 6. С. 45-48.

6. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения / В. Р. Кучма, С. Б. Соколова, И. К. Рапопорт [и др.] // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 1. С. 5-8.

7. Тибеева Л. Ф. Возможности исследовательской деятельности в психокоррекци-онной работе психолога с младшими школьниками // Ямальский вестник. 2018. № 2 (12). С. 34-37.

8. Эвакуация и поведение людей при пожарах / В. В. Холщевников, Д. А. Самошин, А. П. Парфененко [и др.]. М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. 262 с.

9. Калинова А. А., Гессе Ж. Ф., Лазарев А. А. Вариативность наполнения комплекта «Юный самоспасатель» // Пожарная и техно-сферная безопасность: проблемы и пути совершенствования: научный журнал. Донецк:

ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР, 2021. Вып. 2(9). С. 156-161.

10. Гессе Ж. Ф., Лазарев А. А., Фролова Т. В. Комплект «Юный самоспасатель» // Сборник материалов «Есть идея!» XIII Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность -2021». М.: ВНИИПО, 2021. С. 250-251.

11. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА-М, 1997. 256 с.

12. Об игровой форме формирования культуры безопасности / А. А. Калинова, Ж. Ф. Гессе, А. А. Лазарев [и др.] // Актуальные вопросы естествознания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2021. С. 225-229.

References

1. Ekzhanova E. A. Skriningovye issledo-vaniya v sisteme profilakticheskoj raboty s det'mi na nachal'nyh etapah obucheniya v shkole [Screening tests in the system of preventive work with children at the initial stages of schooling]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya, 2018, issue 7, pp. 13-20.

2. Napravleniya deyatel'nosti pedagoga po profilaktike komp'yuternoj zavisimosti mladshih shkol'nikov [Directions of the teacher's activities on the prevention of computer addiction in younger students] / M. V. Zhukova, E. L. Barash, E. V. Frolova [et al.]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta, 2018, issue 5, pp. 75-90.

3. Kolyshnicyna T. S., Molokov D. S., Hodyrev A. M. Profilaktika upotrebleniya det'mi i podrostkami psihoaktivnyh veshchestv [Prevention of the use of psychoactive substances by children and adolescents]. Yaroslavskij pedagog-icheskij vestnik, 2017, issue 1, pp. 52-58.

4. Korotkova O. A. Profilakticheskaya rabota po preodoleniyu dezadaptacii vypusknikov nachal'noj shkoly - zankovcev v osnovnoj shkole [Preventive work to overcome the maladjustment of primary school graduates — zankovtsev in basic school]. Nauchnaya perspektiva, 2011, issue 7, pp. 52-54.

5. Kotova S. A., Kokina V. A. Profilaktika zritel'nogo utomleniya mladshih shkol'nikov v uchebnom processe [Prevention of visual fatigue

in younger schoolchildren in the educational process]. Nachal'naya shkola, 2021, issue 6, pp. 4548.

6. Organizaciya profilakticheskoj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: problemy i puti resheniya [Organization of preventive work in educational institutions: problems and solutions] / V. R. Kuchma, S. B. Sokolova, I. K. Rapoport [et al.]. Gigiena i sanitariya, 2015, vol. 94, issue 1, pp. 5-8.

7. Tibeeva L. F. Vozmozhnosti issle-dovatel'skoj deyatel'nosti v psihokorrekcionnoj rabote psihologa s mladshimi shkol'nikami [The possibilities of research activities in the psy-chocorrectional work of a psychologist with younger schoolchildren]. Yamal'skij vestnik, 2018, vol. 2 (12), pp. 34-37.

8. Evakuaciya i povedenie lyudej pri pozharah [Evacuation and behavior of people in case of fires] / V. V. Holshchevnikov, D. A. Samoshin, A. P. Parfenenko [et al.]. M.: Akademiya GPS MCHS Rossii, 2015, 262 p.

9. Kalinova A. A., Gesse Zh. F., Laza-rev A. A. Variativnost' napolneniya komplekta «Yunyj samospasatel'» [Variability of filling the set "Young self-rescuer"]. Pozharnaya i tekhnosfer-naya bezopasnost': problemy i puti sovershenstvovaniya: nauchnyj zhurnal. Doneck: GOUVPO «Akademiya grazhdanskoj zashchity» MCHS DNR, 2021, vol. 2(9), pp. 156-161.

10. Gesse Zh. F., Lazarev A. A., Frolova T. V. Komplekt «Yunyj samospasatel'» [Set "Young self-rescuer"]. Sbornik materialov «Est' ideya!» XIII Mezhdunarodnogo salona sredstv obespecheniya bezopasnosti «Kompleksnaya be-zopasnost' - 2021», M.: VNIIPO, 2021, pp. 250251.

11. Druzhinin V. N. Eksperimental'naya psihologiya [Experimental psychology]. M.: IN-FRA-M, 1997, 256 p.

12. Ob igrovoj forme formirovaniya kul'tury bezopasnosti [On the game form of building a safety culture] / A. A. Kalinova, Zh. F. Gesse, A. A. Lazarev [et al.]. Aktual'nye voprosy estestvoznaniya: materialy VI Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Ivanovo: Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, 2021. pp. 225-229.

Калинова Анна Андреевна

Администрация города Иванова Ивановской области Муниципальное казенное учреждение «УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ГОРОДА ИВАНОВА»,

Российская Федерация, г. Иваново ведущий специалист гражданской обороны E-mail: ankalinova@mail.ru Kalinova Anna Andreevna

Administration of the Ivanovo city of Ivanovo region Municipal government institution «DEPARTMENT OF

CIVIL DEFENSE AND EMERGENCIES OF THE IVANOVO CITY»,

Russian Federation, Ivanovo

leading civil defense specialist

E-mail: ankalinova@mail.ru

Гессе Женни Фердинандовна

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат химических наук, старший преподаватель

E-mail: zhenni.gesse@mail.ru

Gesse Zhenni Ferdinandovna

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

candidate of chemical sciences, senior lecturer

E-mail: zhenni.gesse@mail.ru

Лазарев Александр Александрович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново кандидат педагогических наук, доцент E-mail: kgn@edufire37.ru Lazarev Alexander Alexandrovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

candidate of рedagogical sciences, associate professor E-mail: kgn@edufire37.ru

Фролова Татьяна Владиславовна

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат химических наук, старший преподаватель

E-mail: frolovatanja@mail.ru

Frolova Tatiana Vladislavovna

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

candidate of chemical sciences, senior lecturer

E-mail: frolovatanja@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.