Научная статья на тему 'Влияние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на риск гибели людей при пожарах'

Влияние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на риск гибели людей при пожарах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ / ЧС ПРИ ПОЖАРЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОЖАРНЫЙ РИСК / ЗАДАЧИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ / RISK OF PEOPLE''S DEATH / A UNIFIED STATE SYSTEM FOR PREVENTING AND ELIMINATING EMERGENCIES / PEOPLE''S SAFETY / EMERGENCY IN CASE OF FIRE / INDIVIDUAL FIRE RISK / THE TASKS OF THE UNIFIED SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомин А.И., Бесперстов Д.А., Попов В.Б., Сайбель С.Ю.

В статье изложены законодательные и нормативные предпосылки деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при возникновении пожаров. Рассмотрена процедура оценки соответствия объектов различных классов функциональной пожарной опасности требованиям в области пожарной безопасности путем проведения расчетов пожарных рисков для оценки пожарной безопасности объекта. Проведен анализ влияния требований в области пожарной безопасности на пожарные риски, а также на чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами. В целях снижения риска гибели людей при пожарах, выполнения комплекса мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предложено выполнение ряда основных задач. Описаны задачи, поставленные перед единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по снижению риска гибели людей при пожарах. Выполненный анализ позволил сделать выводы, что на пожарные риски гибели людей влияют не только противопожарные мероприятия, осуществляемые в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности к объектам защиты. Существенное влияние на снижение пожарных рисков оказывает комплекс мероприятий всех подсистем единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ, направленных на обеспечение пожарной безопасности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фомин А.И., Бесперстов Д.А., Попов В.Б., Сайбель С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE UNIFIED STATE SYSTEM OF PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS AT THE RISK OF LOSS OF LIFE IN FIRES

The article described legislative and regulatory prerequisites for the activity of the unified state system for preventing and eliminating emergencies in the event of fires. The procedure for assessing the compliance of objects of different classes of functional fire hazard with fire safety requirements was carried out by carrying out fire risk calculations to assess the fire safety of the facility. An analysis was made of the impact of fire safety requirements on fire risks, as well as on emergency situations related to fires. In order to reduce the risk of deaths in fires, the implementation of a complex of measures of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations, it was proposed to perform a number of basic tasks. The tasks set for the single state system of preventing and eliminating emergencies to reduce the risk of deaths in fires were described. The performed analysis made it possible to draw conclusions that fire safety risks of people's deaths are affected not only by fire fighting measures carried out in accordance with fire safety regulations for protection objects. Significant impact on the reduction of fire risks is provided by a complex of measures of all subsystems by the unified state system for preventing and eliminating emergencies of the Russian Federation aimed at ensuring fire safety of people.

Текст научной работы на тему «Влияние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на риск гибели людей при пожарах»

| А. И. Фомин // A. I. Fomin ncvostnii@yandex.ru

д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО «НЦ ВостНИИ», Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Street, Kemerovo, 650002, Russia

| Д. А. Бесперстов // D. A. Besperstov gpnbesperstov@yandex.ru

аспирант ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности», 650056, г. Кемерово, ул. Институтская, 7

chair post graduate of Kemerovo Institute of Food Science and Technology, 7, Institutskaya Street, Kemerovo, 650056, Russia

I В.Б. Попов // V. B. Popov

д-р техн. наук, научный консультант лаборатории АО «НЦ ВостНИИ», Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, scientific consultant JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Street, Kemerovo, 650002, Russia

■ С. Ю. Сайбель // S. Yu. Saibel gpnbesperstov@yandex.ru

майор внутренней службы, начальник факультета заочного обучения института заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», 153040, г. Иваново, пр-кт Строителей,33

distant education faculty head of distant education and refreshing training institute of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», internal service major, 33, Stroiteley Avenue, Ivanovo, 153040, Russia

УДК 614.849

ВЛИЯНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА РИСК ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ THE IMPACT OF THE UNIFIED STATE SYSTEM OF PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS AT THE RISK OF LOSS OF LIFE IN FIRES

В статье изложены законодательные и нормативные предпосылки деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при возникновении пожаров. Рассмотрена процедура оценки соответствия объектов различных классов функциональной пожарной опасности требованиям в области пожарной безопасности путем проведения расчетов пожарных рисков для оценки пожарной безопасности объекта. Проведен анализ влияния требований в области пожарной безопасности на пожарные риски, а также на чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами. В целях снижения риска гибели людей при пожарах, выполнения комплекса мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предложено выполнение ряда основных задач. Описаны задачи, поставленные перед единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по снижению риска гибели людей при пожарах. Выполненный анализ позволил сделать выводы, что на пожарные риски гибели людей влияют не только противопожарные мероприятия, осуществляемые в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности к объектам защиты. Существенное влияние на снижение пожарных рисков оказывает комплекс мероприятий всех подсистем единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ, направленных на обеспечение пожарной безопасности людей.

The article described legislative and regulatory prerequisites for the activity of the unified state system for

preventing and eliminating emergencies in the event of fires. The procedure for assessing the compliance of objects of different classes of functional fire hazard with fire safety requirements was carried out by carrying out fire risk calculations to assess the fire safety of the facility. An analysis was made of the impact of fire safety requirements on fire risks, as well as on emergency situations related to fires. In order to reduce the risk of deaths in fires, the implementation of a complex of measures of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations, it was proposed to perform a number of basic tasks. The tasks set for the single state system of preventing and eliminating emergencies to reduce the risk of deaths in fires were described. The performed analysis made it possible to draw conclusions that fire safety risks of people's deaths are affected not only by fire fighting measures carried out in accordance with fire safety regulations for protection objects. Significant impact on the reduction of fire risks is provided by a complex of measures of all subsystems by the unified state system for preventing and eliminating emergencies of the Russian Federation aimed at ensuring fire safety of people.

Ключевые слова: РИСК ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ, ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС, БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ЧС ПРИ ПОЖАРЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОЖАРНЫЙ РИСК, ЗАДАЧИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ

Key words: RISK OF PEOPLE'S DEATH, A UNIFIED STATE SYSTEM FOR PREVENTING AND ELIMINATING EMERGENCIES, PEOPLE'S SAFETY, EMERGENCY IN CASE OF FIRE, INDIVIDUAL FIRE RISK, THE TASKS OF THE UNIFIED SYSTEM

Во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании», а также в целях защиты жизни, здоровья, имущества физических и юридических лиц, государственного и частного имущества от пожаров был принят Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», а также Приказы МЧС России от 10.07.2009 № 404 «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», от 30.06.2009 № 382 «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».

С учетом указанных законодательных и нормативно правовых актов в Российской Федерации, в настоящее время, предусмотрена процедура оценки соответствия объектов различных классов функциональной пожарной опасности, установленным требованиям в области пожарной безопасности, путем проведения расчетов пожарных рисков.

Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности установлено, что на объекте защиты обеспечивается безопасность людей и имущества при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требова-

ния пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности [1].

Также в соответствии с данным техническим регламентом под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре [1].

С учетом вышеизложенного, при невозможности выполнения всех требований в области пожарной безопасности или экономической не целесообразности их реализации расчет пожарных рисков является единственным решением по оценке пожаробезопасности объекта.

Расчеты пожарных рисков проводятся для объектов защиты, за исключением зданий с детьми и маломобильных групп населения, а также жилых домов согласно методики определения расчетных величин индивидуального по-

жарного риска (<2), основанной на статистических данных возникновения пожара в здании в течение года (<2п), соответствии систем противопожарной защиты (Кап, Кт), присутствии людей в здании (Рр) и вероятности эвакуации людей в безопасную зону до наступления опасных факторов пожара (Рэ). В свою очередь вероятность эвакуации людей зависит от расчетного времени их эвакуации (г^), времени начала эвакуации (¿вэ), времени от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них опасных факторов пожара а также времени существования скопления людей на участках пути (с).

Для зданий с детьми и маломобильных групп населения, а также многоквартирных и одноквартирных жилых домов вместе с вышеприведенными параметрами учитывается дислокация подразделений пожарной охраны на территории поселений и городских округов (Кфп), соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности к оснащению здания первичными средствами пожаротушения и аварийным выходам (Кф), а также соответствие требований к путям эвакуации (Кэв) [2, 3].

Вышеизложенные параметры, влияющие на пожарные риски, за исключением дислокации подразделений пожарной охраны, зависят от выполнения мероприятий разрабатываемых на объектах.

В свою очередь существуют следующие виды пожарной охраны:

государственная противопожарная служба;

• муниципальная пожарная охрана;

• ведомственная пожарная охрана;

• частная пожарная охрана;

• добровольная пожарная охрана [4].

Как мы видим, необходимо выполнения

комплекса мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций связанных с пожарами объектового, муниципального, регионального, межрегионального и федерального уровня, так как деятельность пожарной охраны распространяется на всех уровнях чрезвычайных ситуаций.

В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь, надлежащего проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также разграничения полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле-

ния и организациями в Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая система действует на всех существующих уровнях чрезвычайных ситуаций [5].

Для достижения цели, по выполнению комплекса противопожарных мероприятий, единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимо выполнение следующих задач:

1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций связанных с пожарами;

2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

5. подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций;

6. организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения (муниципальный уровень);

7. прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

8. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

9. осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10. ликвидация чрезвычайных ситуаций;

11. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

12. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуа-

ции, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации [5].

жарных рисков также влияет комплекс мероприятий всех подсистем единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, направленных на обеспечение пожарной безопасности людей.

Проведенный анализ показал, что на пожарные риски гибели людей влияют не только противопожарные мероприятия, установленные нормативными документами по пожарной без-

опасности к объектам защиты. На снижение по-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технический регламент о требованиях пожарноИ безопасности : федер. закон Рос. Федерации от 22.07.08г. (ред. от 23.06.2014) № 123-Ф3: [принят Гос. Думой 22.07.08 (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2014)]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159028.

2. Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарноИ опасности : приказ МЧС России от 30.06.2009г. № 382 // Российская газета. 2009. № 161. 32 с.

3. Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах : приказ МЧС России от 10.07.2009г № 404 // Российская газета. 2009. № 37. 38 с.

4. О пожарной безопасности : федеральный закон Рос. Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ч. 1. Ст. 3649.

5. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : федеральный закон Рос. Федерации от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

REFERENCES

1. "Tekhnicheskiy reglament o trebovaniyakh pozharnoy bezopasnosti : Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii" 22.07.2008 N 123-FZ ["Tekhnicheskiy reglament o trebovaniyakh pozharnoy bezopasnosti : Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii" 22.07.2008 N 123-FZ]. (n.d.). Retrieved from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_159028 [In Russian].

2. Russia, MCHS. (2009). Ob utverzhdenii metodiki opredeleniya raschetnykh velichin pozharnogo riska v zdaniyakh, sooruzheniyakh i stroyeniyakh razlichnykh klassov funktsional'noy pozharnoy opasnosti : Prikaz MCHS Rossii ot 30.06.2009g. № 382 [About the statement of a technique of definition of settlement sizes of a fire risk in buildings, constructions and structures of various classes of functional fire danger: The order of the Ministry of Emergency Measures of Russia from 30.06.2009. No. 382]. Rossiyskaya gazeta- Russian newspaper, (161), 32. [In Russian].

3. Russia, MCHS. (2009). Ob utverzhdenii metodiki opredeleniya raschetnykh velichin pozharnogo riska na proizvodstvennykh ob"yektakh : prikaz MCHS Rossii ot 10.07.2009g № 404

4. On the approval of the methodology for determining the calculated values of fire risk at production facilities: the order of the Ministry of Emergency Situations of Russia from 10.07.2009 No. 404 [On the approval of the methodology for determining the calculated values of fire risk at production facilities: the order of the Ministry of Emergency Situations of Russia from 10.07.2009 No. 404]. Rossiyskaya gazeta- Russian newspaper, (37), 38. [In Russian].

5. Russia. (1994). O pozharnoy bezopasnosti : Federal'nyy zakon Ros. Federatsii ot 21.12.1994 № 69-FZ. (s izm. i dop., vstup. v silu s 13.07.2013) [On Fire Safety: Federal Law Ros. Federation of December 21, 1994 No. 69-FZ (with amendments and additions, effective from July 13, 2013)]. Sobraniye zakonodatel'stva RF - Collection of legislation of the Russian Federation, part 1, art. 3649. [In Russian].

6. Russia. (1994). O zashchite naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera : Federal'nyy zakon Ros. Federatsii ot 21.12.1994 g. № 68-FZ (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.02.2016) [On the protection of the population and territories from emergency situations of natural and man-made nature: The federal law of the Russian Federation. Of the Federation of December 21, 1994 No. 68-FZ (with amendment and addendum, entered into force on February 15, 2016)]. Sobraniye zakonodatel'stva RF - Collection of legislation of the Russian Federation, 35, part. 3648. [In Russian].

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.