| А.И. Фомин // A.I. Fomin [email protected]
д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО «НЦ ВостНИИ», Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaja Street, Kemerovo, 650002, Russia
| Д.А. Бесперстов // D.A. Besperstov [email protected]
аспирант ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности», Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Институтская,7 chief engineer of the project of NAO "NC BP", 7, Institutskaja Street, Kemerovo, 650056, Russia
С.Ю. Сайбель // S.Yu. Saibel [email protected]
майор внутренней службы, начальник факультета заочного обучения института заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации ФГБОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Россия, 153040, г. Иваново, пр-кт Строителей, 33 distant education faculty head of distant education and refreshing training institute of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», internal service major, 1, Stroitelej Avenue, Ivanovo, 153040, Russia
УДК 614.849
ПОЖАРНЫЕ РИСКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
FIRE RISKS AND THEIR IMPACT ON THE RISK ORIENTED APPROACH IN THE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE FIRE SUPERVISION
Изложена суть пожарных рисков и риск-ориентированных подходов при организации и осуществлении надзорных мероприятий по выполнению требований в области пожарной безопасности. В соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации приведены критерии отнесения объектов защиты и периодичность проведения в отношении них плановых проверок органами федерального государственного пожарного надзора. Приведено влияние различных факторов на категорию риска. Определены мероприятия, направленные на снижение категории риска и как следствие на снижение административных барьеров при осуществлении деятельности юридических и физических лиц. Приведен анализ параметров, влияющих на величину пожарных рисков, а также на категорию риска объекта защиты. Вышеизложенное приведено в виде доступной схемы для лиц, не имеющих специальных знаний по выполнению требований пожарной безопасности. Определена актуальность разработки методики и критерий позволяющих снизить категории опасности объектов надзора в области пожарной безопасности, с учетом выполнения юридическими и физическими лицами ранее выданных предписаний. Т.е. методики, применение которой возможно будет при проведении внеплановых проверок органами федерального государственного пожарного надзора.
The essence of fire risks and risk-oriented approaches in the organization and implementation of supervisory measures to fulfill the requirements in the field of fire safety is described. In accordance with the regulatory legal acts of the Russian Federation, the criteria for the assignment of protection objects and the frequency of conducting scheduled inspections with respect to them by the bodies of the federal state fire supervision are given. The influence of various factors on the risk category is given. Measures aimed at reducing the risk category and, as a result, reducing administrative barriers to the activities of legal entities and individuals have been identified. The analysis of the parameters influencing the magnitude of fire risks, as well as the risk category of the protection object, is given.
The foregoing is provided in the form of an accessible scheme for persons who do not have special knowledge in meeting the requirements of fire safety. The urgency of developing a methodology and a criterion for reducing the hazard category of fire safety surveillance facilities is determined, taking into account the fulfillment by legal entities and individuals of previously issued regulations. That means: methodology, the application of which is possible when conducting unscheduled inspections by federal fire safety authorities. Ключевые слова: ПОЖАРНЫЕ РИСКИ, РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, НАДЗОРНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА, ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ
Key words: FIRE RISKS, RISK ORIENTED APPROACH, SUPERVISORY ACTIVITY, FIRE SAFETY, STATIC AND DYNAMIC MODEL, HUMAN SAFETY, FIRE PROTECTION, FIRE SAFETY REQUIREMENTS, CONFORMITY ASSESSMENT
В целях ухода от избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности, установленных ранее государством в виде «тотальных» проверок надзорно-контроль-ными органами, в настоящее время федеральным законодательством Российской Федерации установлен принцип риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) [1].
Во исполнение данного законодательства, риск-ориентированный подход внедрен для трех видов государственных надзоров:
1. Федерального государственного пожарного надзора;
2. Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологи-ческим агентством;
3. Федерального государственного надзора в области связи [2].
Для каждого вида государственного надзора установлены свои критерии отнесения объекта к той или иной категории риска. Так положением о федеральном государственном пожарном надзоре установлены следующие критерии:
- функциональная пожарная опасность объекта защиты, приведенная в Техническом
регламенте о требованиях пожарной безопасности [3];
- количество пребывания людей на объекте;
- высота объекта;
- класс опасности опасных производственных объектов;
- категории по взрывопожарной и пожарной опасности зданий, сооружений и наружных установок.
Также при определении категории риска учтены критически важные объекты для национальной безопасности страны, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты [4,
5].
Для каждой категории объекта защиты установлена своя периодичность проведения плановых проверок. При проведении плановых проверок контролируются все существующие требования, в области пожарной безопасности, предъявляемые к объекту надзора.
Для наглядности критерии отнесения объектов защиты и периодичность проведения в отношении них плановых проверок органами федерального государственного пожарного надзора приведена в таблице 1.
Вместе с этим, предусмотрена процедура повышения и понижения опасности категории риска. На понижение категории риска влияют следующие факторы:
Таблица 1. Критерии отнесения объектов защиты и периодичность проведения в отношении них плановых проверок органами федерального государственного пожарного надзора
Категории риска Высокий Значительный Средний Умеренный Низкий
Периодичность плановых проверок 1раз в 3 года 1 раз в 4 года Не чаще 1 раза в 7 лет Не чаще 1 раза в 10 лет Не планируются
Объекты объекты дошкольного и начального общего образования... объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации... объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой 28 метров и более... объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, ФЗ.З, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них менее 50 человек одновременно... объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.4...
- создание подразделения пожарной охраны для защиты соответствующего объекта;
- наличие в структуре организации подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, с лицами имеющих специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет. Лица данных подразделений разрабатывают соответствующие инструкции по поведению людей в случае возникновения пожаров, в соответствии с которыми проводят необходимые инструктажи. Разработка таких инструкций осуществляется как в России, так и в западных странах [6]. За-рубежом также разрабатываются соответствующие программы в целях повышения пожарной безопасности объекта, уменьшения риска и числа пожаров, уменьшения гибели и травмирования людей путем их обучения [7].
- проведение пожарного аудита объекта защиты с выводом о соответствии его установленным требованиям;
- отсутствие нарушений в области пожарной безопасности при последней плановой проверке.
Также при отсутствии пожаров, за последние 5 лет, объекты защиты значительного риска, подлежат отнесению к категории среднего риска
[2].
На повышение категории риска влияют факторы негативного воздействия на людей и имущество при возникновении пожара, такие как:
- проведение пожарного аудита с выводом о нарушении объектом установленных требований в области пожарной безопасности;
- наличие пожаров за последние 5 лет;
- наличие судебного решения о временном запрете деятельности за последние 3 года [2].
Приведенная методика основана на модели риск-ориентированного подхода предложенная профессором Лондонской школы экономики и политических наук Дж. Блэком. Данная модель различается двух видов - статическая и динамическая. При статическом подходе результаты проверок не учитываются при категорировании объектов. В свою очередь, при динамическом подходе, результаты проверок и другие факторы влияют на категорию объекта надзора и как следствие на интенсивность его проверки [8].
При проведении пожарного аудита определяется соответствие объекта защиты установленным требованиям в области пожарной безопасности, т.е. обеспечение безопасности людей
и имущества на них. Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности установлено, что на объекте защиты обеспечивается безопасность людей и имущества при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности [2].
С учетом данных условий обеспечения пожарной безопасности на объекте, при невозможности выполнения всех требований в области пожарной безопасности или экономической не целесообразности их реализации расчет пожарных рисков является единственным решением по оценке пожаробезопасности объекта.
При расчете пожарных рисков оценивается уровень обеспечения безопасности людей при пожарах. Он отвечает требуемому, если:
е.<е/. (1)
где Оен = Ш6го&' - допустимая вероятность воздействия ОФП на отдельного человека в год (нормативное значение индивидуального пожарного риска).
Расчетная величина индивидуального пожарного риска Ое в каждом здании рассчитывается по формуле:
= (2) где Оп - частота возникновения пожара в здании в течение года, определяется на основании статистических данных, приведенных в справочнике. При отсутствии статистической информации допускается принимать Оп = 4-1 (У2 для каждого здания;
Кт - коэффициент, учитывающий соответствие установок автоматического пожаротушения (далее - АУТ) требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Значение параметра Кт принимается равным 0,9, если выполняется, хотя бы одно из следующих условий:
- здание оборудовано системой АУП, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
- оборудование здания системой АУП не требуется в соответствии с требованиями нор-
ваучво-технвческнй журнал № 3-2017
ВЕСТНИК
мативных документов по пожарной безопасности.
В остальных случаях Кт принимается равной нулю.
Рпр - вероятность присутствия людей в объекте защиты, определяемая из соотношения Рпр= V*/24' где (ф>шЧ ~ вРемя нахождения людей в здании, в часах, < 24 ч. Для многофункциональных зданий, в которых находится более 50 человек можно предположить, что Рпр = 7; Р - вероятность эвакуации людей; Кпз - коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Вероятность эвакуации Р из зданий (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4), рассчитывают по формуле:
р,=
0,999-
0,8-4,-1
1.
-, если 1 < 0,Х-Ь. < Г. +1... и 1 <6мин
0,999, если 1р + ^ < 0,8 • ^ и ^ < 6 мин 0,000, если I > 0,8 • ^ или ^ > 6 мин
(3)
где Д- расчетное время эвакуации людей, мин]
- время начала эвакуации (интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей), мин;
t6!l - время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения (время блокирования путей эвакуации), мин;
- время существования скоплений людей на участках пути (плотность людского потока на путях эвакуации превышает значение 0,5 м2/м2).
Расчетное время эвакуации людей 1р из помещений и зданий определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу.
Зарубежом разрабатываются соответствующие руководства, которые являются помощью владельцам зданий и руководителям объектов по подготовке эффективных и документально подтвержденных планов пожарной безопасности влияющих на безопасность эвакуации людей [9]. В России выбор способа определения расчетного времени эвакуации производится с учетом специфических особенностей объемно-планировочных решений здания, а также особенностей контингента (его однородности) людей, находящихся в нем.
При определении расчетного времени эвакуации учитываются принципы составления расчетной схемы эвакуации людей, параметры
движения людей различных групп мобильности, а также значения площадей горизонтальных проекций различных контингентов людей.
Время начала эвакуации *ю определяется в соответствии со справочными данными.
Время блокирования путей эвакуации /вл вычисляется путем расчета времени достижения опасными факторами пожара предельно допустимых значений на эвакуационных путях в различные моменты времени.
Коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, Кпз рассчитывается по формуле:
К =1-(1-К. К )• (1 - К. К.) (4)
Ш ООН соуу * ООН пот 4 '
где К^ - коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
К - коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; Кпдз- коэффициент, учитывающий соответствие системы противодымной защиты, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Порядок оценки параметров К^, К и Кпдз:
Значение параметра Кш принимается равным 0,8, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- здание оборудовано системой пожарной сигнализации, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
- оборудования здания системой пожарной сигнализации не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В остальных случаях Ко6н принимается равным нулю.
Значение параметра К принимается равным 0,8, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
-здание оборудовано системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
-оборудование здания системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В остальных случаях К принимается
' соуз г
равной нулю.
Значение параметра Кпдз принимается равным 0,8, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- здание оборудовано системой противо-дымной защиты, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
- оборудования здания системой противо-дымной защиты не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В остальных случаях Кпдз принимается равным нулю.
Расчетная величина индивидуального пожарного риска Ое в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4 рассчитывается по формуле:
<2=<2я-[1-(Р, + (1-Р)-РЛ (5) где Оп - частота возникновения пожара в здании в течение года определяется на основании статистических данных, приведенных в справочных данных;
Рэ - вероятность эвакуации людей; Рсп - вероятность спасения людей.
Вероятность эвакуации Рэ из зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1,
Ф1.3, Ф1.4 рассчитывают по формуле: л/ — Л/
Рэ = —£-— • 0,999
"х (6)
где Л^ - общее количество людей, эвакуирующихся в рассматриваемом сценарии;
- количество не эвакуировавшихся людей. Определяется путем суммирования по всем участкам путей эвакуации людей, не успевших покинуть указанный участок до его блокирования опасными факторами пожара (для которых м-?вэ>0,5- и людей, попавших в скопление продолжительностью более 6 мин (гр > 6мин)] /р - расчетное время эвакуации людей, мин] /нэ - время начала эвакуации (интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей), мин]
- время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения (время блокирования путей эвакуации), мин]
- время существования скоплений людей на участках пути (плотность людского потока на путях эвакуации превышает значение 0,5 м2/м2).
Вероятность спасения Рсп определяется по формуле:
Рсп = 1-0- 0 - кФПСН1 - Кф)-(1 - к; (7)
где Кпз - коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
КФПС - коэффициент, учитывающий дислокацию подразделений пожарной охраны на территории поселений и городских округов, принимается равным 0,95 в случае соответствия ее требованиям Технического регламента и нормативных документов по пожарной безопасности. В остальных случаях КфПС принимается равной нулю. Кф - коэффициент, учитывающий класс функциональной пожарной опасности здания. Значение параметра Кф принимается равным 0,75 в следующих случаях:
- для зданий класса Ф1.1 в случае соблюдения требований нормативных документов по пожарной безопасности к оснащению первичными средствами пожаротушения;
- для зданий класса Ф1.3 в случае соблюдения требований нормативных документов по пожарной безопасности к устройству аварийных выходов;
- для зданий класса Ф1.4 - во всех случаях; В остальных случаях для зданий классов Ф1.1. Ф1.3 Кф принимается равной нулю;
Кзе - коэффициент, учитывающий соответствие путей эвакуации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Значение параметра Кх принимается равным 0,8 в случае соблюдения требований нормативных документов по пожарной безопасности к путям эвакуации.
В остальных случаях Кж принимается равной нулю.
Значение времени начала эвакуации /из (с) для помещения очага пожара следует определять по формуле:
1ю = 5 + 0,01 ■ ^ (9)
где ^ - площадь помещения, м2.
В случае если время начала эвакуации, рассчитанное по указанной формуле, превышает время начала эвакуации, определенное в справочных данных, время начала эвакуации из помещения очага пожара следует принимать по справочным данным.
Для остальных помещений значение времени начала эвакуации следует определять по справочным данным [10].
Как мы видим, расчеты пожарных рисков проводятся для объектов защиты, за исключением зданий с детьми и маломобильных групп населения, а также жилых домов согласно при-
ваучво-технвческнв журнал № 3-2017
ВЕСТНИК
веденной методики определения расчетных величин индивидуального пожарного риска (Ов), основанной на статистических данных возникновения пожара в здании в течение года (Оп), соответствии систем противопожарной защиты (Кт, Кт), присутствии людей в здании (Рпр) и вероятности эвакуации людей в безопасную зону до наступления опасных факторов пожара (Рз). В свою очередь вероятность эвакуации людей зависит от расчетного времени их эвакуации (/,), времени начала эвакуации (/нэ), времени от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них опасных факторов пожара (?&7), а также времени существования скопления людей на участках пути
Для зданий с детьми и маломобильных групп населения, а также многоквартирных и одноквартирных жилых домов вместе с вышеприведенными параметрами учитывается дислокация подразделений пожарной охраны на территории поселений и городских округов (Кфпс), соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности к оснащению здания первичными средствами пожаротушения и аварийным выходам (Кф), а также соответствие требований к путям эвакуации (Кэе) [10].
В свою очередь на величину расчетного времени эвакуации (¡р людей влияют следующие параметры:
/ - длина путей эвакуации, м] Ь - ширина путей эвакуации, м] Ы- количество людей на первоначальных участках, чел.;
/ - площадь горизонтальной проекции человека, м2/че7.
На величину скопления людей на участках пути влияет следующее:
количество людей попавших в скопление, че 7.;
/- площадь горизонтальной проекции людей, попавших в скопление, м2/чел.
Ь.+1 - ширина путей эвакуации на последующем участке, м\
# при £>=0,9 - интенсивность движения людей при максимальной их плотности м2/м2.
На значение наступления опасных факторов пожара на путях эвакуации ((&) влияет:
- начальная температура воздуха в помещении, °С;
/? - высота рабочей зоны, м; Ои - низшая теплота сгорания материала, МДж/кг;
С - удельная изобарная теплоемкость газа, МДж/кг]
ф - коэффициент теплопотерь (принимается по данным справочной литературы, при отсутствии данных может быть принят равным 0,3)] >I - коэффициент полноты горения; Vce - свободный объем помещения, м3. Допускается принимать 80 % от геометрического объема;
о. - коэффициент отражения предметов на путях эвакуации;
Е - начальная освещенность, ж; / - предельная дальность видимости в дыму, М]
Dm - дымообразующая способность горящего материала, Нпм2 /кг]
L - удельный выход токсичных газов при сгорании 1 кг материала, кг/кг]
X - предельно допустимое содержание токсичного газа в помещении, кг ж3 (Хсо, =0,11 кг/ м3; Хсо = 1.1610-3 кг/м3; XHCL=2310-6 кг/м3)]
L02 - удельный расход кислорода, кг/кг и
т.д.
Вышеизложенный порядок расчета пожарных рисков и изменение категорий объектов по риск-ориентированному подходу представлен ниже на схеме (схема 1). Данная схема описывает влияние пожарных рисков на критерии отнесения объекта к соответствующей категории риска. Модель является динамической. Также на схеме приведено влияние различных параметров на расчетное значение пожарного риска.
Как мы видим, пожарные риски в значительной мере влияют на изменение отнесения объекта защиты к той или иной категории риска. На рисунке 1 представлена схема влияния пожарных рисков и величин, исходя из которых они рассчитываются, на соответствующие критерии обозначены римскими цифрами - I, II, III, IV.
Также на величину пожарных рисков влияет множество параметров, которые необходимо учитывать при проведении их расчетов. Ряд параметров влияет не только на значение пожарных рисков, расчет которых проводится при пожарном аудите, но и на следующие условия изменения категории риска:
при повышения категории опасности:
- частота возникновения пожаров ((?п);
- приостановка деятельности объекта защиты, из-за невыполнения требований в области пожарной безопасности (наличия нарушений) в части касающихся установки систем противопожарной защиты (Kan, Кт), оснащения здания первичными средствами пожаротушения и аварийными выходами (К.), а также соответ-
1. Пожарный аудит1 (НОР) о„>ю-6
2. Пожары < 5 лет11
3. Приостановка <3 лет111
Значительный
Средний
Умеренный
Риск-ориентированный подход, динамическая модель
■1
Статическая _модель
Высокий
Значительный
Средний
Умеренный
Низкий
1. Пожарная охрана1У
2. Пожарный профилактик1У
3. Пожарный аудит1 (НОР) С^сЮ-6
4. Отсутствуют нарушения при ППШ
- 5. Пожары > 5 лет"
Средний
Умеренный
Низкий
Пожарные риски
Рисунок 1 - Пожарные риски и их влияние на риск-ориентированный подход при организации и осуществлении федерального
государственного пожарного надзора Figure 1 - Fire risks and their impact on the risk-oriented approach in the organization and implementation of federal state fire
supervision
ствие требований к путям эвакуации (Кзе).
при понижения категории опасности:
- наличие подразделений пожарной охра-
ны (Кфпс):
- отсутствие нарушений в области пожарной безопасности при проведении органами государственного пожарного надзора последней плановой проверки, в части выполнения требований по размещению систем противопожарной защиты (Кт, Кпз), оснащения здания первичными средствами пожаротушения и аварийными выходами (Кф), а также выполнения требований к путям эвакуации (Кзе).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Применение динамической модели позволил уменьшить излишние административные барьеры на пути деятельности добросовестных организаций и их должностных лиц. В дальнейшей при модернизации риск-ориентированного подхода необходима разработка методики и критерий позволяющих снизить категории опасности объектов надзора в области пожарной безопасности, с учетом выполнения юридическими и физическими лицами ранее выданных предписаний по устранению выявленных нарушений государственными инспекторами по пожарному надзору.
1. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 04.07.2016). Режим доступа: http://base.garant.rU/12164247/#friends#ixzz40GRcK7r6/(дата обращения: 30.12.2016).
2. О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (ред. от 26.08.2016). Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/869399/ (дата обращения: 30.12.2016).
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон РФ от 22.07.08г. (ред. от 23.06.2014) № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: федер. закон: [принят Гос. Думой 22.07.08 (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2014)]. - М: Собрание законодательства РФ. 2008. N 30. Ч. 1. ст. 3579.
4. О федеральном государственном пожарном надзоре: Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (ред. от 26.09.2016). Режим доступа: http://base.garant.rU/70161266/#ixzz40HNq9Reb/ (дата обращения: 30.12.2016).
5. Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ): федер. закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016). Режим доступа: http://base.garant.rU/12138258/#ixzz4U0es3aKs (дата обращения: 30.12.2016).
6. Fire Safety Reference Guide for Supervised Community Residences. Booklet 3: Fire Drills. Developed by the NYS Office of Mental Health. October 2015.
7. Fire safety manual. Environmental Health and Safety. Florida Atlantic University. May, 2013.
8. Black J. Risk-based regulation: choices, practices and lessons being learnt U Risk and regulatory policy. Im-proving the governance of risk. Paris: OECD Publishing, 2010.
9. Preparation guidelines for fire safety plans. Winnipeg fire paramedic service. Fire prevention branch. Nov. 2015.
10. Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности: Приказ МЧС России от 30.06.2009 N 382 (ред. от 02.12.2015). Режим доступа: http://base.garant.rU/12169057/#ixzz4U0fq6wO7 (дата обращения: 30.12.2016).
REFERENCES
1. О zashchite prav yuridicheskikh lie i individualnykh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipalnogo kontrolya: feder. zakon ot 26.12.2008 № 294-FZ (red. ot 04.07.2016). [On the protection of legal entities and individual entrepreneurs rights in the exercise of state control (supervision) and municipal control: Federal Law of 26.12.2008 No. 294-FZ (as amended on 04.07.2016)]. base.garant.ru. Retrieved from: http://base. garant.ru/ 12164247/#friends#ixzz40GRcK7r6/ [in Russian],
2. O primenenii risk-orientirovannogo podhoda pri organizacii otdelnykh vidov gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitelstva Rossijskoj Federatsii: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 17.08.2016 N 806 (red. ot 26.08.2016). [On the application of the risk-oriented approach in the organization of certain types of state control (supervision) and amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 806 of August 17, 1981 (as amended on August 26, 2016)]. base.garant. ru. Retrieved from: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/869399/ [in Russian],
3. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Federal'nyj zakon RF ot 22.07.08g. (red. ot 23.06.2014) № 123-FZ «Tekhnicheskij reglament о trebovaniyah pozharnoj bezopasnosti»: feder. zakon: [prinyat Gos. Dumoj 22.07.08 (s izm. i dop., vstup. v silu s 13.07.2014)]. [Russian Federation. Laws. Federal Law of the Russian Federation of 22.07.08. (As amended on 23.06.2014) No. 123-FZ "Technical Regulations on Fire Safety Requirements": Federal Law: [adopted by the State Duma on July 22, 2008 (with amendments and additions, entered into force on July 13, 2014)]. Moscow: Russian Federation legislation Collection, 2008, No. 30 [in Russian],
4. O federalnom gosudarstvennom pozharnom nadzore: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 12.04.2012 N 290 (red. ot 26.09.2016). [On Federal State Fire Supervision: The Russian Federation Government Resolution of 12.04.2012 N 290 (as amended on 26.09.2016)]. base.garant.ru Retrieved from: http://base.garant.rU/70161266/#ixzz40HNq9Reb/ [in Russian],
5. Gradostroitelnyj kodeks RF (GrK RF): feder. zakon ot 29.12.2004 № 190-FZ (red. ot 19.12.2016). [Urban Development Code of the Russian Federation (GRK RF): Feder. Law of 29.12.2004 No. 190-FZ (as amended on December 19, 2016)]. base.garant.ru Retrieved from: http://base.garant.rU/12138258/#ixzz4U0es3aKs [in Russian],
6. NYS Office of Mental Health. (2015). Fire Safety Reference Guide for Supervised Community Residences. Booklet 3: Fire Drills.
7. Florida Atlantic University (2013). Fire safety manual. Environmental Health and Safety
8. Black J. (2010). Risk-based regulation: choices, practices and lessons being learnt. Risk and regulatory policy. Improving the governance of risk. Paris: OECD Publishing, [in English],
9. Winnipeg fire paramedic service. Fire prevention branch. (2015). Preparation guidelines for fire safety plans.
10. Ob utverzhdenii metodiki opredeleniya raschetnykh velichin pozharnogo riska v zdaniyakh, sooruzheniyakh i stroeniyakh razlichnykh klassov funkcionalnoj pozharnoj opasnosti: Prikaz MCHS Rossii ot 30.06.2009 N 382 (red. ot 02.12.2015). [On the approval of the method for determining the calculated values of fire risk in buildings, structures and structures of various classes of functional fire danger: Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia from 30.06.2009 N 382 (redaction from 02.12.2015)]. base.garant.ru Retrieved from: http://base.garant.ru/ 12169057/#ixzz4u0fq6w07 [in Russian],
}
СПЕЦИАЛИСТАМИ ООО «ГОРНЫИ-ÜQT» РАЗРАБОТАН, ПРОШЕЛ ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСПЫТАНИЕ И ПОЛУЧИЛ СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА СТАЦИОНАРНЫЙ ГАЗОАНАЛИЗАТОР ПАРАМЕТРОВ АТМОСФЕР В ЗОНЕ ОТРАБОТАННОГО ПРОСТРАНСТВА — CASOS
Газоанализатор позволяет производить одновременно до 6 измерений различных газов, а также
температуры, относительной влажности и абсолютного давления одним блоком диффузионным методом без пробоотборного насоса.
ЕЗ