Научная статья на тему 'Применение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного пожарного надзора'

Применение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного пожарного надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1397
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ / КАТЕГОРИИ ОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА / ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК / FIRE SAFETY / FEDERAL STATE FIRE SUPERVISION / RISK-BASED APPROACH / CRITERIA FOR INCLUSION / CATEGORY OF DANGER OF OBJECTS OF SUPERVISION / FREQUENCY OF SCHEDULED INSPECTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов С.П., Матюшин А.В., Шлепнев М.М.

Рассмотрены вопросы применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Описаны категории опасности объектов надзора и соответствующая им периодичность плановых проверок. Приведены критерии отнесения объектов надзора к определенной категории опасности. Описаны критерии (условия), использование которых является основанием для изменения (снижения) категории опасности. Представлена блок-схема применения риск-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронов С.П., Матюшин А.В., Шлепнев М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF RISK-ORIENTED APPROACH IN THE ACTIVITY OF ORGANS OF STATE FIRE SUPERVISION

Considered the issues of application of a risk-based approach in the implementation of the federal state fire supervision. Describes category of danger of objects of supervision and the corresponding frequency of scheduled inspections. Presents the criteria for inclusion of objects of supervision to a certain category of danger. Described criteria (conditions), which is the basis for changing (decreasing) category of danger. Presents the block diagram of the application of the risk-based approach.

Текст научной работы на тему «Применение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного пожарного надзора»

ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

С.П. Воронов, кандидат технических наук.

Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России.

А.В. Матюшин, доктор технических наук; М.М. Шлепнев.

Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России

Рассмотрены вопросы применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Описаны категории опасности объектов надзора и соответствующая им периодичность плановых проверок. Приведены критерии отнесения объектов надзора к определенной категории опасности. Описаны критерии (условия), использование которых является основанием для изменения (снижения) категории опасности. Представлена блок-схема применения риск-ориентированного подхода.

Ключевые слова: пожарная безопасность, федеральный государственный пожарный надзор, риск-ориентированный подход, критерии отнесения, категории опасности объектов надзора, периодичность проведения плановых проверок

THE APPLICATION OF RISK-ORIENTED APPROACH IN THE ACTIVITY OF ORGANS OF STATE FIRE SUPERVISION

S.P. Voronov. Department of supervisory activities and preventive work of EMERCOM of Russia. A.V. Matyushin; M M. Shlepnev.

All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia

Considered the issues of application of a risk-based approach in the implementation of the federal state fire supervision. Describes category of danger of objects of supervision and the corresponding frequency of scheduled inspections. Presents the criteria for inclusion of objects of supervision to a certain category of danger. Described criteria (conditions), which is the basis for changing (decreasing) category of danger. Presents the block diagram of the application of the risk-based approach.

Keywords: fire safety, federal state fire supervision, risk-based approach, criteria for inclusion, category of danger of objects of supervision, the frequency of scheduled inspections

Проблема совершенствования государственного контроля и надзора по-прежнему остается актуальной для российского бизнеса. Реализация ряда законодательных инициатив Президента и Правительства Российской Федерации позволили повысить прозрачность и публичность проверок, уточнить порядок и основания для их проведения. Но, вместе с тем, контроль и надзор остаются одной из «чувствительных» точек, где соприкасаются административная функция государства и интересы бизнеса.

В своем послании Федеральному собранию от 4 декабря 2014 г. Президент Российской Федерации подчеркнул, что «надо, наконец, отказаться от самого принципа тотального бесконечного контроля. Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски или признаки нарушений» [1].

Такой подход, когда при оптимальных бюджетных затратах на финансирование органов государственного контроля (надзора) обеспечивается снижение административных барьеров и издержек бизнеса и, при этом, повышается результативность деятельности надзорных органов, получил наименование риск-ориентированного подхода.

В целях реализации риск-ориентированного подхода Правительству Российской Федерации было дано поручение законодательной проработки порядка применения при планировании государственного контроля (надзора) системы оценки рисков потенциальной опасности видов экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами.

По результатам исполнения поручения, в июле 2015 г. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был дополнен ст. 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)» [2].

Новые законодательные положения определили риск-ориентированный подход как метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Для классификации объектов надзора по уровню их опасности законом предусмотрены два равнозначных подхода:

а) по классу (категории) опасности;

б) по категории риска.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Отнесение к определенной категории риска осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Отнесение объектов надзора к определенной категории риска или классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора). Правила и критерии отнесения (если они не определены федеральными законами) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законодательные положения, касающиеся риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора), вступают в силу с 1 января 2018 г. Вместе с тем Правительству Российской Федерации было предоставлено право определить отдельные виды надзорной деятельности, осуществление которых с применением риск-ориентированного подхода может начаться ранее установленного срока.

Внедрение механизмов риск-ориентированного подхода во все виды государственного контроля (надзора) требует определенной «отладки». В этой связи в Правительстве Российской Федерации и, в частности, в Правительственной комиссии по проведению административной реформы был рассмотрен вопрос о проведении эксперимента по «пилотному» внедрению риск-ориентированного подхода в деятельность отдельных контрольно-надзорных органов МЧС России подтвердило свою заинтересованность в применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора и было включено, наряду с Ростехнадзором, Рострудом, Роспотребнадзором и федеральной налоговой службой России, в так называемую «пилотную» зону.

Для перехода на риск-ориентированную модель МЧС России предприняло следующие шаги.

Во-первых, из двух подходов к классификации объектов надзора выбран подход, предусматривающий классификацию объектов надзора по категории опасности, для реализации которого имеется достаточное количество наработок.

Другой подход - категорирование по рискам - предполагает наличие утвержденных Методик оценки вероятности несоблюдения обязательных требований пожарной безопасности, которые в настоящее время не разработаны. Кроме того, проект Постановления Правительства Российской Федерации «О применении системы управления рисками при организации государственного контроля (надзора)», устанавливающий общие подходы, в том числе и к указанной оценке вероятности несоблюдения обязательных требований, пока находится в стадии разработки [3].

Во-вторых, исходя из характеристик объектов надзора и специфики надзорной деятельности в области пожарной безопасности, определено пять категорий опасности:

- первая категория опасности (высокая категория опасности);

- вторая категория опасности (значительная категория опасности);

- третья категория опасности (средняя категория опасности);

- четвертая категория опасности (умеренная категория опасности);

- пятая категория опасности (низкая категория опасности).

В-третьих, новая законодательная норма предполагает, что для отнесения объекта надзора к той или иной категории опасности, должны быть определены соответствующие критерии.

При этом отнесение к определенной категории опасности должно производиться с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований пожарной безопасности.

Что значит указанная тяжесть потенциальных негативных последствий? Здесь надо обратиться к Федеральному закону «О пожарной безопасности», который определяет понятие «требования пожарной безопасности» как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а «пожарную безопасность» - как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров [4].

В этой связи можно выделить три составляющие потенциальных негативных последствий:

а) гибель, травмирование, причинение вреда здоровью людей в результате пожара -по причине отсутствия требуемой защищенности личности;

б) прямой и (или) косвенный материальный ущерб в результате пожара - по причине отсутствия требуемой защищенности имущества;

в) социальный ущерб, связанный с прекращением работы социально значимых объектов, снижением уровня жизнеобеспечения, возможным снижением ожиданий общества по качеству обеспечения пожарной безопасности как одной из основных функций государства.

С учетом изложенного, были определены критерии отнесения объектов надзора к определенной категории опасности, которые в той или иной мере характеризуют тяжесть потенциальных негативных последствий в рассматриваемой сфере.

Следует отметить, что все предлагаемые критерии отнесения объектов надзора к определенной категории опасности установлены (содержатся) в федеральных законах. Таким образом, дополнительное установление указанных критериев Правительством Российской Федерации не требуется.

Полный перечень критериев отнесения объектов надзора к определенной категории опасности и соответствующие федеральные законы, устанавливающие (содержащие) указанные критерии, приведены в табл. 1.

Таблица 1. Критерии отнесения объектов надзора к определенной категории опасности и устанавливающие (содержащие) их федеральные законы

Наименование (содержание) критерия Федеральный закон, устанавливающий (содержащий) критерий

Объект надзора включен в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень объектов критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; Объектом надзора являются органы власти Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Классы зданий, сооружений по функциональной пожарной опасности; Высота зданий, сооружений; Количество людей, единовременно пребывающих в зданиях, сооружениях; Категории зданий, сооружений по пожарной и взрывопожарной опасности; Категории наружных установок по пожарной опасности; Объектом надзора являются здания, сооружения, для которых должны быть разработаны специальные технические условия Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Классы опасности опасных производственных объектов Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Объектом надзора являются здания, сооружения пониженного уровня ответственности Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Объектом надзора являются особо опасные, технически сложные и уникальные объекты; Объектом надзора являются здания, сооружения, не относящиеся к объектам капитального строительства; Объектом надзора являются территории, расположенные в границах населенных пунктов (поселений или городских округов) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ

Объектом надзора является территория населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Объектом надзора являются садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

В-четвертых, для каждой категории опасности определен соответствующий ей набор критериев, позволяющий отнести объект надзора к конкретной категории опасности.

В основу классификации положены классы функциональной пожарной опасности [5]. При классификации учитывались, в том числе: практика осуществления надзорной деятельности в области пожарной безопасности в отношении различных объектов надзора и анализ ее результатов; данные по пожарам и их последствиям; научно-исследовательские наработки по оценке пожарной опасности объектов надзора с применением оценок пожарного риска и уровня безопасности людей.

Категории опасности объектов надзора и соответствующие им критерии представлены в табл. 2.

Таблица 2. Категории опасности объектов надзора и соответствующие им критерии отнесения к определенной категории опасности

Категории опасности объектов надзора Критерии отнесения объектов надзора к определенной категории опасности

Первая категория опасности (высокая категория опасности) Объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным и уникальным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации

Объекты, критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации

Объекты, имеющие в своем составе здания и сооружения следующих классов функциональной пожарной опасности: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; Ф4.1; Ф4.2; Ф5.1 (опасные производственные объекты 1-111 классов опасности); Ф5.2 (складские здания Госрезерва, книгохранилища и архивы федерального значения, таможенные терминалы); Ф5.3 (здания элеваторов); Ф3 (с возможным пребыванием в них 200 и более человек единовременно); Ф4.3 (высотой 28 м и более)

Вторая категория опасности (значительная категория опасности) Объекты, имеющие в своем составе здания и сооружения следующих классов функциональной пожарной опасности: Ф1.3 (жилые многофункциональные комплексы, для которых разрабатывались специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности); Ф3 (с возможным пребыванием в них от 50 до 200 человек единовременно); Ф4.3 (высотой от 15 до 28 м); Ф5 (здания, сооружения категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории опасности); Наружные установки категорий АН и БН по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории опасности; Территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров; Садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками

Категории опасности объектов надзора Критерии отнесения объектов надзора к определенной категории опасности

Третья категория опасности (средняя категория опасности) Объекты, имеющие в своем составе здания и сооружения следующих классов функциональной пожарной опасности: Ф3 (с возможным пребыванием в них менее 50 человек единовременно); Ф4.3 (высотой от 6 до 15 м); Ф5 (здания, сооружения категории В по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории опасности); Наружные установки категории ВН по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории опасности; Органы власти; Территории населенных пунктов, не относящиеся ко второй категории опасности; Садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, не относящиеся ко второй категории опасности

Четвертая категория опасности (умеренная категория опасности) Объекты, имеющие в своем составе здания и сооружения следующих классов функциональной пожарной опасности: Ф1.3 (объекты надзора, не относящиеся ко второй категории опасности); Ф1.4; Ф2.3; Ф2.4; Ф4.4; Ф4.3 (высотой до 6 м); Ф5 (здания, сооружения категорий Г и Д по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории опасности); Наружные установки категорий ГН и ДН по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории опасности

Пятая категория опасности (низкая категория опасности) Здания и сооружения, отнесенные к пониженному уровню ответственности в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки, не относящиеся к объектам капитального строительства

В случае если в состав объекта надзора входят территории, здания, сооружения, относящиеся в соответствии с критериями отнесения к различным категориям опасности, объект надзора, в целом относится к категории, имеющей наиболее высокую категорию опасности.

В-пятых, для каждой категории опасности объектов надзора установлена периодичность проведения плановых проверок. В отношении объектов надзора, которым присвоена высокая категория опасности, плановые проверки должны проводиться с повышенной интенсивностью. В отношении объектов надзора, попавших в пятую (низкую) категорию опасности, проведение плановых проверок не предусмотрено. Категории опасности объектов надзора и соответствующая им периодичность плановых проверок представлены в табл. 3.

Такой подход полностью соответствует направлениям совершенствования надзорной деятельности, которые Президент Российской Федерации обозначил в своем выступлении на торжественном вечере, посвящённом Дню спасателя и 25-летию МЧС России, отметив, что «повышенное внимание следует уделять контролю за обеспечением безопасности учреждений социальной защиты, детских садов, школ, интернатов, общежитий. Проверки должны быть всесторонними и доскональными: от состояния помещений до готовности персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях. Надо жёстче спрашивать и наказывать тех, кто попустительски относится к своим обязанностям.

Как мы и договаривались, нужно совершенствовать систему контроля в экономике. Она должна быть эффективной, обеспечивать высокие требования безопасности и при этом необременительной для законопослушного бизнеса, для предпринимателей, которые честно и ответственно делают своё дело» [6].

Таблица 3. Категории опасности объектов надзора и соответствующая им периодичность

плановых проверок

Категория опасности Периодичность проведения плановых проверок

Первая категория опасности (высокая категория опасности) Не чаще одного раза в 3 года

Вторая категория опасности (значительная категория опасности) Не чаще одного раза в 4 года

Третья категория опасности (средняя категория опасности) Не чаще одного раза в 5 лет

Четвертая категория опасности (умеренная категория опасности) Не чаще одного раза в 7 лет

Пятая категория опасности (низкая категория опасности) Плановые проверки не проводятся

В-шестых, как раз в отношении «предпринимателей, которые честно и ответственно делают свое дело» новыми законодательными положениями предусмотрена возможность подачи заявления в надзорный орган об изменении присвоенной им ранее категории опасности.

В этом направлении сформированы критерии (условия), одновременное выполнение которых дает основание для изменения (снижения на одну ступень) ранее присвоенной объекту надзора категории опасности, что, в свою очередь, позволяет снизить в отношении такого объекта интенсивность плановых проверок.

Указанные критерия (условия) предусматривают:

- отсутствие нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и случаев административного приостановления деятельности;

- подтверждение по установленным методикам обеспечения безопасной эвакуации людей и допустимого уровня пожарного риска;

- наличие условий для минимизации вреда в результате пожара.

Предлагаемый перечень критериев (условий), дающих основание для изменения (снижения на один уровень) ранее присвоенной объекту надзора категории опасности, приведен в табл. 4.

Для установления единого порядка обращения в надзорные органы разработана форма заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя об изменении присвоенной ранее категории опасности.

Рассматривая возможность изменения ранее присвоенной категории опасности, следует обратить внимание, что новыми законодательными нормами предусмотрена процедура изменения категории только по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя. Вместе с тем представляется также целесообразным наделить надзорный орган правом повышать категорию опасности объекта надзора и, соответственно, частоту его проверок при наличии случаев неоднократного нарушения требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей, случаев административного приостановления деятельности за нарушение требований пожарной безопасности и расположения при этом объекта надзора на значительных расстояниях от подразделений пожарной охраны (при увеличении в два и более раз нормативного времени прибытия первого подразделения).

Укрупненная блок-схема применения риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора представлена на рисунке.

Таблица 4. Критерии (условия), одновременное исполнение которых является основанием для снижения ранее присвоенной объекту надзора категории опасности

№ п/п Наименование критерия (условия)

1 На объекте надзора отсутствуют нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за нарушения которых установлена ч.ч. 3, и (или) 4, и (или) 5, и (или) 8 ст. 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

2 В отношении объекта надзора не применялось административное наказание в виде административного приостановления деятельности за нарушения требований пожарной безопасности

3 Для зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, входящих в состав объекта надзора, обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре в соответствии с требованиями ч.ч. 3, 4 ст. 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

4 Для зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5, входящих в состав объекта надзора, величина пожарного риска не превышает значений, установленных ст. 93 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

5 Расположение объекта надзора позволяет на 50 % снизить время прибытия первого подразделения пожарной охраны, установленного ст. 76 Федерального закона «Технической регламент о требованиях пожарной безопасности» и (или) юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), владеющим объектом надзора на праве собственности, праве хозяйственного или оперативного управления либо на ином законном основании заключен договор (добровольного или обязательного) страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате пожара на объекте надзора при условии ежегодного продления указанного договора страхования

В качестве основных направлений дальнейшей работы, проводимой МЧС России по применению риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного пожарного надзора, можно выделить:

- информирование бизнес-сообщества о проводимых МЧС России мероприятиях по внедрению риск-ориентированного подхода;

- дальнейшее совершенствование методов оценки пожарной опасности объектов надзора, определения величин пожарного риска, подтверждения обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре, подходов к классификации объектов надзора по категориям опасности;

- участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере государственного контроля и надзора;

- нормативное правовое регулирование в части применения риск-ориентированного подхода в сфере деятельности МЧС России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На объекте надзора осуществляются виды деятельности, входящие в Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых ЮЛ и ИП, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью. Периодичность проведения плановых проверок устанавливается Постановлением

Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.

№ 944

ОБЪЕКТ НАДЗОРА

Проверка видов деятельности и анализ характеристик объекта надзора. Выявление критериев,

соответствующих критериям отнесения объекта надзора к определенной категории опасности

прочие объекты

=>

Объект надзора относится к субъектам малого предпринимательства и соответствует условиям «надзорных каникул», установленным ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ. Плановые проверки в отношении объекта надзора не проводятся

Отнесение объекта надзора к определенной категории опасности в соответствии с критериями отнесения

Категория опасности Периодичность проведения плановых проверок

Высокая категория опасности Не чаще одного раза в 3 года

Значительная категория опасности Не чаще одного раза в 4 года

Средняя категория опасности Не чаще одного раза в 5 лет

Умеренная категория опасности Не чаще одного раза в 7 лет

Низкая категория опасности Плановые проверки не проводятся

Проведение плановых проверок в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК

-си

Изменение ранее присвоенной объекту надзора категории опасности по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя

-си

Рис. Укрупненная блок-схема применения риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора

В заключение следует отметить, что весь положительный опыт применения риск-ориентированного подхода, полученный надзорными органами - участниками «пилотного» эксперимента - будет учтен при доработке будущего системообразующего Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» [7], проект которого в настоящее время проходит процедуры рассмотрения и согласования.

Применение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного пожарного надзора позволит оптимизировать бюджетные расходы обеспечения деятельности надзорных органов, снизить административные барьеры и издержки при осуществлении надзорной деятельности, повысить результативность осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Литература

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 4 дек. 2014 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 01.02.2016).

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: Федер. закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

3. О применении системы управления рисками при организации и осуществлении государственного надзора (контроля): Уведомление о начале разработки проекта Постановления Правительства Рос. Федерации // Официальный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/p/42282 (дата обращения: 01.02.2016).

4. О пожарной безопасности: Федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

5. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

6. Выступление Президента Российской Федерации на торжественном вечере, посвящённом Дню спасателя и 25-летию МЧС России от 23 дек. 2015 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/speeches/51003 (дата обращения: 01.02.2016).

7. Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации: Проект федер. закона // Официальный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=39351 (дата обращения: 01.02.2016).

References

1. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 4 dek. 2014 g. // Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 (data obrashcheniya: 01.02.2016).

2. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya»: Feder. zakon ot 13 iyulya 2015 g. № 246-FZ. Dostup iz inform.-pravovogo portala «Garant».

3. O primenenii sistemy upravleniya riskami pri organizacii i osushchestvlenii gosudarstvennogo nadzora (kontrolya): Uvedomlenie o nachale razrabotki proekta Postanovleniya Pravitel'stva Ros. Federacii // Oficial'nyj portal proektov normativnyh pravovyh aktov. URL: http://regulation.gov.ru/p/42282 (data obrashcheniya: 01.02.2016).

4. O pozharnoj bezopasnosti: Feder. zakon ot 21 dek. 1994 g. № 69-FZ. Dostup iz inform.-pravovogo portala «Garant».

5. Tekhnicheskij reglament o trebovaniyah pozharnoj bezopasnosti: Feder. zakon ot 22 iyulya 2008 g. № 123-FZ. Dostup iz inform.-pravovogo portala «Garant».

6. Vystuplenie Prezidenta Rossijskoj Federacii na torzhestvennom vechere, posvyashchyonnom Dnyu spasatelya i 25-letiyu MCHS Rossii ot 23 dek. 2015 g. // Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/speeches/51003 (data obrashcheniya: 01.02.2016).

7. Ob osnovah gosudarstvennogo i municipal'nogo kontrolya (nadzora) v Rossijskoj Federacii: Proekt feder. zakona // Oficial'nyj portal proektov normativnyh pravovyh aktov. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=39351 (data obrashcheniya: 01.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.