Научная статья на тему 'Независимая оценка пожарного риска'

Независимая оценка пожарного риска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПОЖАРНОГО РИСКА / ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / АУДИТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АККРЕДИТОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОЖАРНЫЙ РИСК / INDEPENDENT ASSESSMENT OF FIRE RISK / OBJECT OF DEFENSE / FIRE SAFETY / FEDERAL NATIONAL FIRE INSPECTION / FIRE-SAFETY AUDIT / ACCREDITED ORGANIZATIONS / FIRE RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татаркин Иван Николаевич, Антонов Александр Викторович, Мартинович Николай Викторович

В данной научной статье представлен один из проблемных моментов проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности). Негосударственной формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности одной из перспективных вариантов развития надзорных органов. Представлены основные задачи, решаемые независимой оценкой пожарного риска. Рассмотрены преимущества проведения независимой оценки пожарного риска при обследовании объектов защиты. Определено что независимая оценка пожарного риска, как равнозначная альтернатива проведения проверок федеральным государственным пожарным надзором, не имеет разъяснений по основным этапам ее проведения и полноте информации, которая должна содержаться в отчетной документации заключении о независимой оценй пожарного риска. Представлено что формирование разделов заключения и полнота их содержания нормативно не определены, а представляется только общим и экспертная организация сама решает какие моменты отражать в заключении а какие возможно не указывать. Авторами предложен минимально необходимый перечень наполнения разделов, подлежащий рассмотрению при составлении заключения по результатам проведения независимой оценки пожарного риска. Которые позволяют представить развернутое, прозрачное заключение о состоянии пожарной безопасности на объекте защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Татаркин Иван Николаевич, Антонов Александр Викторович, Мартинович Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent assessment of fire risk

This research article presents one of the most problematic aspects of the independent assessment of fire risk (a fire-safety audit), i.e. a non-state form to assess conformance of objects of defense to the requirements of fire safety being one of the most promising options for developing supervisory authorities. The authors considers the main problems resolvable by the independent assessment of fire risk and advantages of this assessment of fire risk during the examination of objects of defense. It is identified that the independent assessment of fire risk being an equivalent alternative of checking by the Federal National Fire Inspection has no explanations for the main stages of its implementation and completeness of information to be contained in the reporting documentation conclusion about the independent assessment of fire risk. It is presented that the formation of the opinion paragraphs and the completeness of their content are not defined and represented only in general terms, whereby an expert organization decides on your own, what moments to reflect in conclusion and what may be omitted. The authors have proposed the minimum list of questions for filling sections referable in case of drawing up conclusion on the results of the independent assessment of fire risk, making it possible to represent the long form and clear report about the state of fire safety on the object of defense.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка пожарного риска»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №6 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/115TVN616.pdf

Статья опубликована 31.01.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Татаркин И.Н., Антонов А.В., Мартинович Н.В. Независимая оценка пожарного риска // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/115TVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 614

Татаркин Иван Николаевич

ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», Россия, Железногорск1

Научно технический центр, Россия, Красноярск

Научный сотрудник E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=811455

Антонов Александр Викторович

ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», Россия, Железногорск

Научно технический центр, Россия, Красноярск Начальник отдела прикладных исследований и инновационных технологий

Кандидат технических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=817480

Мартинович Николай Викторович

ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», Россия, Железногорск

Научно технический центр, Россия, Красноярск

Научный сотрудник E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=720210

Независимая оценка пожарного риска

Аннотация. В данной научной статье представлен один из проблемных моментов проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности). Негосударственной формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности - одной из перспективных вариантов развития надзорных органов. Представлены основные задачи, решаемые независимой оценкой пожарного риска. Рассмотрены преимущества проведения независимой оценки пожарного риска при обследовании объектов защиты. Определено что независимая оценка пожарного риска, как равнозначная альтернатива проведения проверок федеральным государственным пожарным надзором, не имеет разъяснений по основным этапам ее проведения и полноте информации, которая должна содержаться в отчетной документации - заключении о независимой оценй пожарного риска. Представлено что формирование разделов заключения и полнота их содержания нормативно не определены, а представляется только общим и экспертная организация сама решает какие моменты отражать в заключении а какие возможно не указывать.

1 662972, Российская Федерация, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Северная д. 1

Авторами предложен минимально необходимый перечень наполнения разделов, подлежащий рассмотрению при составлении заключения по результатам проведения независимой оценки пожарного риска. Которые позволяют представить развернутое, прозрачное заключение о состоянии пожарной безопасности на объекте защиты.

Ключевые слова: независимая оценка пожарного риска; объект защиты; пожарная безопасность; государственный пожарный надзор; аудит пожарной безопасности; аккредитованные организации; пожарный риск

МЧС России, в соответствии с современными требованиями, уделяет большое внимание вопросам развития системы надзорной деятельности. Так по заявлениям главы МЧС России Владимира Пучкова - «перед министерством стоят амбициозные цели: обеспечить до 2018 года снижение количества погибших, травмированных и, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и пожаров, людей на 15%, до 2024 года - на 40%. При этом, результатом развития надзорных органов должен стать переход от тотального надзора к проведению адресных проверок, от принципа неотвратимости наказания к мерам убеждения с использованием всего имеющегося потенциала профилактической работы. На фоне снижения нагрузки на бизнес МЧС России внедряет формы негосударственной оценки соответствия для замещения государственного контроля: аудит, декларирование, сертификация продукции Одновременно, альтернативой проверкам должна стать профилактическая работа, включающая весь спектр пропаганды, обучения и информирования населения2». Одним из перспективных вариантов развития надзорных органов является независимая оценка пожарного риска, проводимая аккредитованными организациями в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. По данным на апрель 2015 года на территории Российской Федерации насчитывается 771 организация, аккредитованная на проведение независимой оценки пожарного риска3.

В соответствии со ст. 1444 формами оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности являются:

1) аккредитация;

2) независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);

3) федеральный государственный пожарный надзор;

4) декларирование пожарной безопасности;

5) исследования (испытания);

6) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции);

7) приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем

пожарной безопасности;

2 Официальный сайт МЧС Росси [Электронный ресурс]: URL: http://www.mchs. gov.ru/dop/info/smi/news/item/32936491 (дата обращения: 31.10.2016).

3 Официальный сайт Главного управления МЧС Росси по республике Алтай. [Электронный ресурс]: Дата обновления: 10.14.2015. URL: http://www.04.mchs.gov.ru/upload/site63/document file/3tsTPci4uZ.xls (дата обращения: 17.10.2016).

4 Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

8) производственный контроль;

9) экспертиза.

Результатом проведения независимой оценки пожарного риска является заключение о независимой оценке пожарного риска с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

По данным реестра объектов, в отношении которых проведена независимая оценка пожарного риска, представленного на официальных сайтах МЧС России, количество зарегистрированных заключений о независимой оценке пожарного риска на период с 01.2016 по 09.2016 гг. на территории Российской Федерации представлено на рисунке.

г. Москава г. Санкт-Петербург Дальневосточный ФО Сибирский ФО Уральский ФО Приволжский ФО Северо-Кавказский ФО Южный ФО Центральный ФО Северо-Западный ФО

0 500 1000 1500 2000 2500

шт.

Рисунок. Разработано авторами

Как видно из рисунка количество выданных заключений не велико по отношению к общему количеству объектов. Но независимая оценка пожарного риска призвана решить ряд таких задач как:

• объективная оценка пожарной безопасности на объекте защиты, без участия государственного пожарного надзора;

• снижение нагрузки на инспекторский состав отделов надзорной деятельности и сосредоточении их работы на особо важных и сложных объектах защиты;

• разработка экспертной организацией и согласование с собственником оптимальных, экономически обоснованных и эффективных мер по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты.

Неоспоримым преимуществом проведения независимой оценки пожарного риска при обследовании является неограниченное, нормативными актами, пребывание эксперта на объекте и как следствие более полное и детальное выявление нарушений. В то время как пребывание инспектора федерального государственного пожарного надзора на объекте и процедура проверки - строго регламентированы. Договорные отношения между собственником и экспертом имеют ряд положительных особенностей, влияющих на проведение обследования объекта защиты. Собственник уже не скрывает информацию, так

как заинтересован в выявлении и устранении нарушений. Независимая оценка пожарного риска позволяет собственнику объекта защиты своевременно оценить состояние пожарной безопасности объекта, не дожидаясь прихода инспектора. При всех положительных моментах проведения независимой оценки пожарного риска, существуют и определенные недостатки. Так, нормативными документами и нормативно-правовыми актами, определена только основная структура заключения о независимой оценке пожарного риска и основные этапы проведения аудита пожарной безопасности. В соответствии с нормативными документами регламентирующие проведение независимой оценки пожарного риска в заключении должна быть отражена информация о состоянии пожарной безопасности на объекте:

• описание объекта защиты;

• анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

• обследование объекта защиты (информация о состоянии пожарной безопасности объекте);

• информация о возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара;

• условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

• информация о проведенных исследованиях, испытаниях, расчетах, экспертизах и расчетах, по оценке пожарного риска.

На сегодняшний день независимая оценка пожарного риска, как равнозначная альтернатива проведения проверок федеральным государственным пожарным надзором, не имеет разъяснений по основным этапам ее проведения и полноте информации, которая должна содержаться в отчетной документации, что позволяет формально и неоднозначно подходить к содержанию и наполнению установленных разделов заключения и непосредственно к проведению самих этапов независимой оценки пожарного риска. Формирование разделов заключения и полнота их содержания нормативно не определены. Наполнение разделов заключения, четко не регламентировано и представляется только общим, без конкретных моментов. Эксперт и экспертная организация сама решает какие моменты отражать в заключении, а какие возможно не указывать. Это дает возможность экспертной организации отразить в заключении только те моменты при которых выдается положительное заключение, часть требований или их неисполнение останется на совести экспертной организации, при отсутствии прямой ответственности экспертной организации и непосредственно экспертов, выполняющих работы по независимые оценки пожарного риска. Для введения такой ответственности необходимо отработать методику проведения независимой оценки пожарного риска. На сегодняшний день эти моменты регламентируются рядом внутренних стандартов организации, таких как руководство по качеству, положением о проведении независимой оценки пожарного риска в организации, регламентом сдачи, учета и хранения технический документации, а также нормативно правовыми актами, регламентирующими проведение независимой оценки пожарного риска.5,6

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 года № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

6 Приказ МЧС России от 29 июля 2015 г. № 405 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска».

Одним из возможных путей решения проблемы, в сложившейся ситуации, является формирование единых требований при проведении независимой оценки пожарного риска с детальным рассмотрением проблемных моментов. Разъяснения по основным этапам проведения независимой оценки пожарного риска, а также по наполнению самого заключения, возможно представить в виде методики по проведению независимой оценки пожарного риска.

Для решения данных задач необходимо определить минимально необходимый перечень и объем информации, содержащейся в установленных разделах заключения по результатам проведения независимой оценки пожарного риска. Так, по результатам обследования объекта защиты, анализу заключений по независимой оценки пожарного риска, а так же замечаний отделений надзорной деятельности выполняющих государственную услугу по приему копий заключений. В разделах заключения должна содержаться в обязательном порядке информация о системе предотвращения пожара, системе противопожарной защиты и комплексе организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты. А именно информация по:

• генеральному плану (территории);

• объемно-планировочным решениям объекта;

• строительным конструкциям и противопожарным преградам;

• эвакуационным путям и выходам;

• системам обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей;

• системе противопожарного водоснабжения (внутреннего и наружного);

• автоматическим установкам пожаротушения;

• системе противодымной защиты;

• системе отопления;

• системе вентиляции;

• системе кондиционирования;

• системе коллективной защиты;

• системе газоснабжения;

• системе энергоснабжения и электрооборудования;

• технологическому процессу;

• противовзрывной защите;

• категории зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности;

• противопожарному режиму;

• мероприятиям и техническим решениям, обеспечивающим успешное тушение пожаров.

Методика должна содержать все эти разделы, по каждому разделу должны быть разъяснения, для того что бы и эксперт, и люди, оценивающие его работу, могли оценить состояние пожарной безопасности на объекте защиты.

Методика позволит решить ряд таких вопросов как:

• представление развернутого, прозрачного заключения о состоянии пожарной безопасности на объекте;

• обосновать и регламентировать минимально необходимый перечень информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, подлежащий рассмотрению при составлении заключения о независимой оценке пожарного риска.

Методика по проведению оценки соответствия объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска позволит повысить качество, единообразие и полноту заключений. Более четко и последовательно определит содержание заключения с учетом оценки противопожарного режима и поспособствует развитию данного вида надзора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Собакин Ф.С. О повышении эффективности системы независимой оценки рисков // Технологии гражданской безопасности. - 2010. - Т. 7. - №4.-С. 112-113.

2. Колесников П.П. Нормативное регулирование независимой оценки пожарного риска (Аудита пожарной безопасности), декларирование пожарной безопасности. // Пожаровзрывобезопасность, т. 19, №2, 2010, С. 2-10.

3. Карпенко Д.Г., Яковлев К.Н., Соколов Б.В. Ответственность за независимую оценку пожарного риска на объектах защиты // Технологии техносферной безопасности: Научный интернет журнал АГПС МЧС России. - М.: 2014. - №3 (55).

4. Карпенко Д.Г., Яковлев К.Н. Роль независимых экспертных организаций в системе обеспечения пожарной безопасности страны // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: Научный журнал ФГБОУ ВО ВИ ГПС МЧС России. - Воронеж.: 2014. - №1. - С. 408-411.

5. Дешевых Ю.И., Макаревич А.А. Независимая оценка рисков в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, принципы организации, проблемы и перспективы развития // Технологии гражданской безопасности. - 2018. - Т. 5. -№3. - С. 13-16.

6. Сосунов И.В. О создании и перспективах развития системы независимой оценки рисков в Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. -2008. - Т. 5. - №1-2. - С. 95-99.

7. Сосунов И.В., Качанов С.А. О роли и месте системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в системе технического регулирования // Технологии гражданской безопасности. - 2018. - Т. 5. - №3. - С. 20-27.

Tatarkin Ivan Nikolaevich

Siberian fire and rescue academy EMERCOM of Russia, Russia, Zheleznogorsk

E-mail: [email protected]

Antonov Aleksandr Viktorovich

Siberian fire and rescue academy EMERCOM of Russia, Russia, Zheleznogorsk

E-mail: [email protected]

Martinovich Nikolay Viktorovich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Siberian fire and rescue academy EMERCOM of Russia, Russia, Zheleznogorsk

E-mail: [email protected]

Independent assessment of fire risk

Abstract. This research article presents one of the most problematic aspects of the independent assessment of fire risk (a fire-safety audit), i.e. a non-state form to assess conformance of objects of defense to the requirements of fire safety being one of the most promising options for developing supervisory authorities. The authors considers the main problems resolvable by the independent assessment of fire risk and advantages of this assessment of fire risk during the examination of objects of defense. It is identified that the independent assessment of fire risk being an equivalent alternative of checking by the Federal National Fire Inspection has no explanations for the main stages of its implementation and completeness of information to be contained in the reporting documentation - conclusion about the independent assessment of fire risk. It is presented that the formation of the opinion paragraphs and the completeness of their content are not defined and represented only in general terms, whereby an expert organization decides on your own, what moments to reflect in conclusion and what may be omitted.

The authors have proposed the minimum list of questions for filling sections referable in case of drawing up conclusion on the results of the independent assessment of fire risk, making it possible to represent the long form and clear report about the state of fire safety on the object of defense.

Keywords: independent assessment of fire risk; object of defense; fire safety; Federal National Fire Inspection; fire-safety audit; accredited organizations; fire risk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.