| А. И. Фомин // A. I. Fomin ncvostnii@yandex.ru
д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО «НЦ ВостНИИ», Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Street, Kemerovo, 650002, Russia
| Д. А. Бесперстов // D. A. Besperstov gpnbesperstov@yandex.ru
аспирант ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности», 650056, г. Кемерово, ул. Институтская, 7
chair post graduate of Kemerovo Institute of Food Science and Technology, 7, Institutskaya Street, Kemerovo, 650056, Russia
I В.Б. Попов // V. B. Popov
д-р техн. наук, научный консультант лаборатории АО «НЦ ВостНИИ», Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, scientific consultant JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Street, Kemerovo, 650002, Russia
■ С. Ю. Сайбель // S. Yu. Saibel gpnbesperstov@yandex.ru
майор внутренней службы, начальник факультета заочного обучения института заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», 153040, г. Иваново, пр-кт Строителей,33
distant education faculty head of distant education and refreshing training institute of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», internal service major, 33, Stroiteley Avenue, Ivanovo, 153040, Russia
УДК 31+614.841.315
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СКРЫТЫХ РИСКАХ ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ НА УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ FIRE SAFETY WITH HIDDEN RISKS OF LIFE LOSS AT COAL ENTERPRISES
Раскрыты проблемы обеспечения безопасности людей на административно-бытовых комплексах (АБК) угольных предприятиях. Указано, что основная проблема обусловлена невозможностью приведения всех зданий и сооружений, спроектированных и построенных до вступления в силу «технического регулирования» в Российской Федерации, к современным требованиям в области пожарной безопасности. «Слепое» выполнение существующих требований в области пожарной безопасности в настоящее время зачастую экономически не целесообразно. Вместе с этим, не всегда выполнение требований нормативно-технических актов обеспечивает безопасность людей при возникновении пожаров. В современных условиях для предприятий угольной промышленности, в большинстве относящихся к объектам крупного и среднего предпринимательства, не представляется возможным содержать значительные материально технические «замороженные» резервы на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. В работе отмечается необходимость в альтернативных, малозатратных мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность людей в связи с правом собственника на риск имущества. С учетом изложенных проблем, приведена возможность обеспечения пожарной безопасности людей посредством средств спасения при возникновении пожара в здании или сооружении угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий.
People safety provision problems at coal enterprise office buildings (ABK) are disclosed. It is indicated that the main problem is caused by inability to bring all buildings and structures, designed and built before the entry into force of a "technical regulation" in the Russian Federation, to modern requirements in the field of fire safety.
"Blind" implementation of existing requirements in the field of fire safety is currently often not economically feasible. At the same time, not always keeping to the requirements of regulatory and technical rules ensures people's safety in case of fire. In modern conditions for the coal industry, the majority of which can be related to the objects of large and medium-sized businesses, it is not possible to contain substantial material and technical "frozen" provisions for liquidation of emergency situations involving fires. The paper notes the need for alternative, low-cost measures to ensure the fire safety of people in connection with the rights of the owner of the property at risk. Taking into account these problems, possibility to protect people from fire by rescue means in the buildings or structures of coal enterprises is shown.
Ключевые слова: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, УГОЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТИ, ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, СПАСЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА, СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ Key words: FIRE SAFETY, COAL ENTERPRISES, FIRE SAFETY PROVISION, FIRE SAFETY REQUIREMENTS, PEOPLE RESCUE, HAZARDS OF FIRE, FIRE RESCUE MEANS
В настоящее время достаточно часто обсуждается гибель людей, задействованных в выполнении подземных работ на угольных предприятиях, в то время как вопрос о возможной гибели в зданиях и сооружениях наземного комплекса мало освещен. Большинство данных зданий, построенных не один десяток лет назад, характеризуется значительным износом строительных конструкций.
Рассматриваемые здания спроектированы и введены в эксплуатацию значительно раньше вступления в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» [1], в связи с чем при их приведении к современным требования в области пожарной безопасности возникают финансовые трудности, решение которых зачастую экономически нецелесообразно.
Оставлять в таком состоянии здания и сооружения также нельзя, так как в них не обеспечивается пожарная безопасность людей, а риск гибели превышает допустимые значения. Стоит отметить, что данные здания и сооружения спроектированы и построены по требованиям, которые в настоящее время не действуют [2]. Так, при определении способа обеспечения пожарной безопасности людей в зданиях, сооружениях 50-60-х годов возникает дилемма: стоит ли здания, строения предприятий отрасли приводить к современным требованиям или следует соблюдать на них отмененные нормы.
Вместе с тем здания и сооружения наземного комплекса угольных предприятий в последнее время характеризуются значительным нарастанием пожарной нагрузки за счет увеличения управленческого аппарата и увеличения пожарной нагрузки в виде мебели и отделочных материалов, а также нагрузок на электрические сети (одни из возможных источников загорания), в связи с применением значительного количества оргтехники и систем, а также вследствие повышения автоматизации технологических
процессов и производств.
На выполнение мероприятий в области пожарной безопасности требуются значительные материальные затраты, на которые собственники угледобывающих предприятий идут с неохотой. Организационная структура данных предприятий заключается в том, что фактически на объектах находится управленческий и исполнительный (рабочий) персонал. Собственники, заинтересованные в первую очередь в финансовой прибыли, расположены далеко за пределами деятельности предприятий. Все это приводит к пренебрежению безопасностью людей, находящихся непосредственно на угольных предприятиях, особенно обеспечением пожарной безопасности в зданиях, незадействован-ных в технологических процессах по добыче и переработке угля. Также в целях обеспечения безопасности работников, задействованных в угледобыче и переработке угля, предусмотрены дополнительные мероприятия по их экипировке в специальную одежду, обязательному страхованию в случае гибели или потери трудоспособности, что не распространяется на работников вспомогательных служб.
Федеральным законодательством урегулированы отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта, к которым относятся, в том числе и угольные предприятия, за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. В соответствии с законодательством, владелец опасного объекта обязан за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования [3].
Значительные затраты требуются на создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций, в частности, связанных с пожарами. Резервы финансовых ресурсов создаются на предприятии в виде запаса денежных средств, целевое использование которых возможно на предупреждение или ликвидацию чрезвычайной ситуации. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций 4, 5].
Одним из обязательных требований для угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий является создание и аттестация нештатных аварийно-спасательных формирований. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. В свою очередь, аварийно-спасательная служба является совокупностью органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования 6]. Но выполнение данного требования по надлежащему созданию нештатных аварийно-спасательных формирований, несмотря на его социальную эффективность, осуществляется путем заключения договора на проведение аварийно-спасательных работ со сторонними организациями, имеющими соответствующие лицензии и свидетельства. Такое исполнение требований носит формальный характер. Время прибытия таких формирований насчитывает часы, что значительно превышает время наступления опасных факторов пожара, которое находится в пределах двух минут. Фактически к прибытию формирований из других городов возникнет ситуация, не только связанная с гибелью людей, которые не смогут самостоя-
тельно покинуть здание до наступления опасных факторов пожара, но и с обрушением строительных конструкций из-за воздействия на них повышенных температурных режимов.
Военизированные горноспасательные части, в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, предназначены для выполнения работ по спасению людей, предупреждению и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на территориях организаций, ведущих горные и другие работы на опасных производственных объектах угольной, горнодобывающей, металлургической промышленности и подземного строительства [7]. К локализации и ликвидации пожаров наземных зданий и сооружений привлекаются силы и средства Федеральной противопожарной службы МЧС России. Их привлечение затруднено из-за значительной удаленности шахт, разрезов и обогатительных фабрик от места расположения пожарных частей, которые, как правило, расположены в населенных пунктах.
Удаленность угольных предприятий от населенных пунктов также может негативно сказаться на оказание врачебной помощи людям, пострадавших при возникновении пожара, из-за трудностей, связанных со своевременной их доставкой в лечебные учреждения.
Несмотря на ряд проблем по обеспечению пожарной безопасности наземных административно-бытовых зданий и сооружений угольных предприятий, существуют у данных объектов и преимущества, которые необходимо использовать при разработке противопожарных мероприятий. Основное преимущество - контингент работников предприятия. Это, как правило, взрослые, работоспособные, обучаемые люди. Вместе с этим на предприятиях находится круглосуточная охрана, зачастую имеющая средства видеонаблюдения, что позволяет содержать в доступном наличии средства противопожарной защиты.
Рассмотрев ряд трудностей и преимуществ по обеспечению пожарной безопасности людей на угольных предприятиях, с учетом того, что собственники имущества имеют право им распоряжаться на свое усмотрение, в том числе и рисковать [8], назрела необходимость разработки социально-экономически эффективных противопожарных мероприятий, направленных на безопасность людей в зданиях и сооружениях.
Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающих безопасную эвакуацию людей
при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной и (или) индивидуальной защиты. Вместе с этим не всегда системы коллективной и индивидуальной защиты социально-экономически эффективны. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.
Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара [9].
Системы коллективной защиты людей должны обеспечивать безопасность в течение всего времени развития и тушения пожара или времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону. Безопасность людей в этом случае должна достигаться посредством объемно-планировочных и конструктивных решений безопасных зон в зданиях и сооружениях, в том числе посредством устройства незадымляемых лестничных клеток, а также посредством использования технических средств защиты людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара, в том числе средств противодымной защиты.
Средства индивидуальной защиты людей, в том числе защиты их органов зрения и дыхания, должны обеспечивать их безопасность в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение времени, необходимого для проведения специальных работ по тушению пожара. Средства индивидуальной защиты людей должны применяться как для защиты эвакуируемых и спасаемых людей, так и для защиты пожарных расчетов, участвующих в тушении пожара.
Исходя из требований, предъявляемых законодательными актами Российской Федерации к средствам индивидуальной и коллективной защиты, а также с учетом их технических характеристик, можно установить, что средства индивидуальной защиты для угольных предприятий малоэффективны несмотря на то, что они по своему предназначению должны обеспечивать снижение недопустимого пожарного риска до допустимого. В зданиях данного функционального назначения опасные факторы пожара в боль-
шинстве случаев наступают по потере видимости. Такие средства основаны на защите органов дыхания от сильнодействующих отравляющих веществ, выделяемых в результате пожара, как правило, это противогазы, маски, костюмы малоэффективные при задымлении помещений и путей эвакуации. Угольные предприятия отличаются массовым пребыванием людей, особенно в дневное и рабочее время суток.
При оснащении зданий и сооружений следует отметить, что средства спасения с высоты являются единственной возможностью обеспечения безопасности людей при наступлении опасных факторов пожара до окончания их эвакуации в безопасную зону. Т.е. средства спасения с высоты обеспечивают безопасную эвакуацию людей, не имеющих возможности воспользоваться основными путями эвакуации.
Время спасения с использованием средств спасения определяется опытным путем (учебные тренировки). Оно не должно превышать критическое время достижения опасных факторов.
Оптимальное оснащение средствами спасения конкретного объекта зависит от возможных сценариев развития пожара, определяемого расчетным путем [10].
В общем случае тип и количество спасательных устройств, необходимых для спасения людей из здания при пожаре, определяются следующими факторами:
- контингентом людей, находящихся в здании и (или) сооружении (объектовом пункте пожаротушения или посту безопасности), с учетом их возраста и физического состояния;
- количеством людей, по тем или иным причинам не имеющих возможности покинуть здание и (или) сооружение за расчетное время эвакуации, пользующихся основными путями эвакуации;
- временем движения человека от наиболее удаленного помещения до спасательного устройства, мин;
- временем подготовки спасательного устройства к работе, мин;
- временем спуска первого человека на (в) спасательном устройстве, мин;
- пропускной способностью спасательного устройства, чел/мин;
- предельно допустимым временем проведения спасания, мин 9].
Методика определения минимально необходимого количества средств спасения в зависимости от наступления опасных факторов пожара с учетом коэффициента пожароопасности и со-
г
J
циально экономический эффект выбора средств спасения людей при пожарах в зданиях технологических комплексов горных предприятий подробно рассмотрена в статье [11].
ства по существующим нормам не предусматриваются при эвакуации людей, вместе с тем их применение зачастую остается единственно эффективным для обеспечения пожарной безопасности.
Несмотря на то, что спасательные устрой-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.07.08г № 123-Ф3 (ред. от 03.07.2016) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699 (дата обращения: 21.07.2016).
2. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2016). URL: http:// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=196382&fld=134&from=189650-0&rnd=214990.6867658927338793& (дата обращения: 21.07.2016).
3. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ (ред. от 23.05.2016) . URL: http:// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198243&fld=134& from=170575-0&rnd=214990.9906075854167504& (дата обращения: 21.07.2016).
4. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.12.1994 № 68 (ред. от 23.06.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 21.07.2016).
5. Российская Федерация. Законы. Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера». М: Собрание законодательства РФ. 1996. N 47. ч.1. ст. 5334.
6. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.08.1995 № 151 (ред. от 02.07.2013). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/ (дата обращения: 21.07.2016).
7. Об утверждении Положения о военизированных горноспасательных частях, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.01.2012г. № 45 (В ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2013 г. N 257). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &nd=102153726&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 21.07.2016).
8. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.07.2014 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875 (дата обращения: 21.07.2016).
9. Методические рекомендации по применению средств индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре [Электронный ресурс]: Утв. гл. гос. инспектором РФ по пожарному надзору генерал-полковником Кирилловым Г.Н. от 11.10.2011г. №2-4-60-12-19. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%o3A%o2F%o2F71.mchs.gov.ru0/o2Fupl oad%2Fsite28%2Ffiles%2F27e22958606475ab86d6487f4246085e.doc&name (дата обращения: 21.07.2016).
10. Фомин, А. И., Бесперстов Д. А. Средства и способы самоспасения при пожарах в зданиях технологических комплексов предприятий угольной отрасли // Вестник Научного центра по безопасности в угольной промышленности. 2015. № 2. C. 84-89
11. Фомин, А. И., Бесперстов Д. А. Оценка пожарной безопасности людей и обеспечение средствами спасения при возникновении пожаров на угледобывающих и углеперерабатывающих предприятиях Кемеровской области // Вестник Научного центра по безопасности в угольной промышленности. 2015. № 1. C. 24-29.
REFERENCES
1. Tekhnicheskii reglament otrebovaniiakh pozharnoi bezopasnosti: federalny zakon Federal Law: Technical Regulations on Fire Safety Requirements dated by 22.07.2008, No. 123-FZ (Edited on 03.07.2016). www.consultant.ru Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699 [in Russian].
2. O tekhnicheskom regulirovanii Federalny zakon [On technical regulation, federal Law dated by 27.12.2002 No. 184-FZ (edited on 05.04.2016)]. base.consultant.ru Retrieved from: http:// http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi? req=doc&base= LAW&n=196382&fld=134&from= 189650-0&rnd=214990 6867658927338793& [in Russian].
3. Ob obiazatelnom strakhovanii grazhdanskoi otvetstvennosti vladeltsa opasnogo obiekta za prechineniia vreda v rezultate avarii na opasnom obiekte. Federalny zakon [On obligatory civil liability insurance of the owner of a hazardous facility for causing harm as a result of an accident at the hazardous facility. Federal Law dated by 27.07.2010 No. 225-Fz (edited on 23.05.2016)]. base.consultant.ru Retrieved from: http:// http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc&base= LAW&n=198243&fld=134&from=170575-0&rnd=214990.9906075854167504& [in Russian].
4. O zashchite naseleniia i territorii ot ChS prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera. Federalni zakon [On population and territories protection from emergency situations of natural and man-made character. Federal Law dated by 21.12.1994 No. 68 (edited on 23.06.2016)]. www.consultant.ru Retrieved from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_5295/ [in Russian].
5. Rossiiskaia Federatsia. Zakony. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 10.11.1996 No. 1340 "O poriadke sozdania i ispolzovania rezervov materialnykh resursov dlia likvidatsii ChS prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera" [Russian Federation. Laws. RF Government Decree of 10.11.1996 No 1340 "On the order of creation and use of material resources reserves for liquidation of emergency situations of natural and technogenic character". Moscow, RF Law Collection. 1996, No. 47, p.5334 [in Russian].
6. Ob avariino-spasatelnykh sluzhbakh I statuse spasatelei. Federalny Zakon [On the emergency services and the status
научно-технический журнал № 1-2018
ВЕСТНИК
of rescuers. Federal Law dated by 22.08.1995, No. 151 (edited on 02.07.2013). www.consultant.ru Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7746/ [in Russian].
7. Ob utverzhdenii Polozheniia o voenizirovannykh gornospasatelnykh chastiakh, nakhodiashchikhsia v vedenii Ministerstva Rossiiskoi Federatsii po delam grazhdanskoi oborony, chrezvychainym situatsiiam i likvidatsii posledstvii stikhiinykh bedstvii. Federalny Zakon [On approval of the paramilitary rescue units under the jurisdiction of the Russian Federation Ministry of Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, dated by 28.01.2012, No. 45 (Edited by RF Government Decree No. 257, dated by 25.03.2013). pravo.gov.ru Retrieved from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&nd= 102153726&rdk= &backlink=1 [in Russian].
8. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii [Russian Federation Constitution. Federal Law dated by 21.07.2014 (with ammendmends dated by 30.12.2008 No. 6-FKZ, by 30.12.2008 No. 7-FKZ, dated by 05.02.2014 No. 2-FKZ, dated by 21.07.2014 No. 11-FKZ)]. base.consultant.ru Retrieved from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base= LAW;n=2875 [in Russian].
9. Metodicheskiie rekomendatsii po primeneniiu sredstv individualnoi zashchity i spaseniia liudei pri pozhare [Guidelines on the use of personal protective equipment and people rescue in case of fire. Approved by chief state inspector for fire protection in RF Colonel General Kirillov G.N. on 11.10.2011, No. 2-4—60-12-19]. docviewer.yandex.ru Retrieved from: https://docviewer.yandex.ru/ ?url=http%3A%2F%2F71.mchs. gov.ru%2Fupload%2Fsite28%2Ffiles%2F27 e22958606475ab86d6487f4246085e.doc&name [in Russian].
10. Fomin, A.I., & Besperstov, D.A. (2015) Sredstva I sposoby samospaseniia pri pozharakh v zdaniiakh tekhnologicheskikh kompleksov predpriiatii ugolnoi otrasli [Means and methods for self-rescue at fires in the technological complex buildings of coal industry enterprises]. Vestnik Nauchnogo tsentra po bezopasnosti v ugolnoi promyshlennosti -Scientific Center for Safety in Coal Industry Gerald, 2, 84-89 [in Russian].
11. Fomin, A.I., & Besperstov, D.A. (2015) Otsenka pozharnoi bezopasnosti liudei i obespecheniie sredstvami spaseniia pri vozniknovenii pozharov na ugledobyvaiushchikh I uglepererabatyvaiushchikh predpriiatiakh Kemerovskoi oblasti [People fire safety evaluation and rescue means provision in cases of fire at coal mining and coal processing enterprises of Kemerovo Region]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti v ugolnoi promyshlennosti - Scientific Center for Safety in Coal Industry Gerald, 1, 24-29 [in Russian].
ООО " ГОРНЫЙ - ЦОТ"
серийно производит приборы контроля параметров безопасности рудничной атмосферы угольных шахт, которые успешно эксплуатируются на предприятиях угольной отрасли. Сегодня благодаря их успешному применению на шахтах компания стала надежным звеном в решении проблем промышленной безопасности как в России, так и за ее пределами.
ВЫПУСКАЕМЫЕ ПРИБОРЫ
Прибор контроля запыленности воздуха ПКА-01
Измеритель запыленности стационарный ИЗСТ-01
Прибор контроля пылевзрывобезопасности горных выработок ПКП
Система контроля параметров дегазационной сети СКП ДС
Портативные газоанализаторы GaSense (1-,2-,3-,4-газовые)
Стационарный анализатор контроля параметров атмосферы Gasos заперемычного пространства