Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРАКТИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВИЗИТА К ЮНЫМ ПОЖАРНЫМ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРАКТИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВИЗИТА К ЮНЫМ ПОЖАРНЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ / ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ / НАДЗОР / УБЕЖДЕНИЕ / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев Александр Александрович, Коноваленко Евгений Петрович, Емелин Владимир Юрьевич, Богданов Илья Андреевич

Авторами проведено исследование практики осуществления профилактических визитов государственных инспекторов по пожарному надзору на объекты подготовки юных пожарных. Кратко изложен алгоритм проведения указанных визитов. Описаны девять составных частей данного алгоритма. На основе анализа нормативных правовых актов и методов работы с юными пожарными предложен контент листа профилактической беседы. Данный контент подразделяется авторами на два блока: пропагандистский и надзорно-ориентированный. Первый блок нацелен на подготовку юных пожарных к выступлению в средствах массовой информации, использование средств художественной пропаганды для подготовки к выступлению на массовых мероприятиях, участие в организации проведения во внеурочное время противопожарных игр, конкурсов и викторин для детей, подготовку к проведению устных тематических выступлений для детей продолжительностью до 5 минут по сформулированным с использованием технологии самопродуцируемого убеждения темам, информирование о возможности проведения экскурсий в клубы юных пожарных с показом атрибутики и рассказом о деятельности юных пожарных, сообщение о создании портфолио «Я хочу стать пожарным» для последующего участия в стем-конференциях о деятельности юных пожарных. Второй (надзорно-ориентированный) блок предназначен для подготовки юных пожарных к общественному контролю в области пожарной безопасности. После выявления очевидных нарушений требований пожарной безопасности в общедоступных местах на основе чек-листа общественного контроля предлагается информирование государственных инспекторов по пожарному надзору. Апробация предложений по совершенствованию профилактических визитов проведена на базе созданного в колледже клуба юных пожарных «Спасатель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазарев Александр Александрович, Коноваленко Евгений Петрович, Емелин Владимир Юрьевич, Богданов Илья Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF METHODS AND PRACTICES OF IMPLEMENTING STATE FIRE SUPERVISION OF PREVENTIVE VISIT TO YOUNG FIREFIGHTERS

The authors conducted a study of the practice of carrying out preventive visits of state fire supervision inspectors to the training facilities for young firefighters. The algorithm for conducting these visits is briefly described. Nine components of this algorithm are described. Based on the analysis of regulatory legal acts and methods of working with young firefighters, the content of the preventive conversation sheet is proposed. This content is divided by the authors into two blocks: propaganda and supervisory-oriented. The first block is aimed at preparing young firefighters for speaking in the media, using artistic propaganda tools to prepare for speaking at mass events, participating in organizing fire-fighting games, contests and quizzes for children outside of school hours, preparing for oral thematic speeches for children lasting up to 5 minutes on topics formulated using self-produced persuasion technology, informing about the possibility of conducting excursions to clubs of young firefighters with a display of attributes and a story about the activities of young firefighters, a message about the creation of a portfolio «I want to become a firefighter» for subsequent participation in stem conferences about the activities of young firefighters. The second (supervision-oriented) block is designed to prepare young firefighters for public control in the field of fire safety. After identifying obvious violations of fire safety requirements in public places, it is proposed to inform state fire supervision inspectors on the basis of a public control checklist. The approbation of proposals for improving preventive visits was carried out on the basis of the «Rescuer»club of young firefighters created at the college.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРАКТИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВИЗИТА К ЮНЫМ ПОЖАРНЫМ»

УДК 614.842.847

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРАКТИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВИЗИТА К ЮНЫМ ПОЖАРНЫМ

А. А. ЛАЗАРЕВ, Е. П. КОНОВАЛЕНКО, В. Ю. ЕМЕЛИН, И. А. БОГДАНОВ

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: kgn@edufire37.ru

Авторами проведено исследование практики осуществления профилактических визитов государственных инспекторов по пожарному надзору на объекты подготовки юных пожарных. Кратко изложен алгоритм проведения указанных визитов. Описаны девять составных частей данного алгоритма. На основе анализа нормативных правовых актов и методов работы с юными пожарными предложен контент листа профилактической беседы. Данный контент подразделяется авторами на два блока: пропагандистский и надзорно-ориентированный.

Первый блок нацелен на подготовку юных пожарных к выступлению в средствах массовой информации, использование средств художественной пропаганды для подготовки к выступлению на массовых мероприятиях, участие в организации проведения во внеурочное время противопожарных игр, конкурсов и викторин для детей, подготовку к проведению устных тематических выступлений для детей продолжительностью до 5 минут по сформулированным с использованием технологии самопродуцируемого убеждения темам, информирование о возможности проведения экскурсий в клубы юных пожарных с показом атрибутики и рассказом о деятельности юных пожарных, сообщение о создании портфолио «Я хочу стать пожарным» для последующего участия в стем-конференциях о деятельности юных пожарных.

Второй (надзорно-ориентированный) блок предназначен для подготовки юных пожарных к общественному контролю в области пожарной безопасности. После выявления очевидных нарушений требований пожарной безопасности в общедоступных местах на основе чек-листа общественного контроля предлагается информирование государственных инспекторов по пожарному надзору.

Апробация предложений по совершенствованию профилактических визитов проведена на базе созданного в колледже клуба юных пожарных «Спасатель».

Ключевые слова: профилактический визит, юный пожарный, надзор, убеждение, противопожарная пропаганда.

RESEARCH OF METHODS AND PRACTICES OF IMPLEMENTING STATE FIRE SUPERVISION OF PREVENTIVE VISIT TO YOUNG FIREFIGHTERS

A. A. LAZAREV, E. P. KONOVALENKO, V. Yu. EMELIN, I. A. BOGDANOV

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo E-mail: kgn@edufire37.ru

The authors conducted a study of the practice of carrying out preventive visits of state fire supervision inspectors to the training facilities for young firefighters. The algorithm for conducting these visits is briefly described. Nine components of this algorithm are described. Based on the analysis of regulatory legal acts and methods of working with young firefighters, the content of the preventive conversation sheet is proposed. This content is divided by the authors into two blocks: propaganda and supervisory-oriented.

The first block is aimed at preparing young firefighters for speaking in the media, using artistic propaganda tools to prepare for speaking at mass events, participating in organizing fire-fighting games, contests

© Лазарев А. А., Коноваленко Е. П., Емелин В. Ю., Богданов И. А., 2021

and quizzes for children outside of school hours, preparing for oral thematic speeches for children lasting up to 5 minutes on topics formulated using self-produced persuasion technology, informing about the possibility of conducting excursions to clubs of young firefighters with a display of attributes and a story about the activities of young firefighters, a message about the creation of a portfolio «I want to become a firefighter» for subsequent participation in stem conferences about the activities of young firefighters.

The second (supervision-oriented) block is designed to prepare young firefighters for public control in the field of fire safety. After identifying obvious violations of fire safety requirements in public places, it is proposed to inform state fire supervision inspectors on the basis of a public control checklist.

The approbation of proposals for improving preventive visits was carried out on the basis of the «Rescuer»club of young firefighters created at the college.

Key words: preventive visit, young firefighter, supervision, persuasion, fire prevention propaganda.

1 июля 2021 года существенным образом изменились не только методы и практики надзорной деятельности органов государственного пожарного надзора (далее - ОГПН), но и профилактической работы. При этом регламентация последней стала более подробной. Это связано с изменением законодательства1,2,3.

С учетом данных изменений на основе анализа нормативных правовых актов, а также ряда исследований [1-10] разработан алгоритм проведения профилактического визита к юным пожарным. Указанный алгоритм представлен на рисунке.

Следует более подробно остановиться на этапе составления листа профилактической беседы, так как большое значение имеет содержательная часть данной беседы. Указанная беседа может быть проведена как с преподавателями (учителями), так и с обучающимися в присутствии преподавателей (учителей). Периодичность проведения профилактического визита определяется следующим образом: еженедельно или ежемесячно в течение учебного года (в зависимости от возможности распределения рабочего времени в ОГПН и в образовательном заведении на основании совместного плана), ежедневно - в период подготовки к соревнованиям. Содержание может быть разделено на 2 блока: пропагандистский и надзорно-ориентированный. Со-

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

2 Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

3 Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415».

держание профилактической беседы определяется при планировании профилактической работы с юными пожарными. Оформление листов профилактической беседы производится после её проведения.

В рамках реализации пропагандистского блока для привлечения юных пожарных к профилактической работе при проведении беседы могут быть использованы следующие формы противопожарной пропаганды:

1. Подготовка к выступлению в средствах массовой информации (для взрослых, для детей):

- подготовка стенгазеты или заметки в школьную газету, на сайт образовательного учреждения;

- запись аудио-роликов, в том числе в жанре пародии на известные музыкальные произведения, для трансляции в социальных сетях или в учебном заведении по согласованию с учебным заведением;

- запись видеороликов, в том числе с использованием цитат из художественных или документальных фильмов, для трансляции в социальных сетях;

- создание сюжетов при помощи технологий искусственного интеллекта «Deepfake» при соблюдении всех необходимых ограничений [10].

2. Использование средств художественной пропаганды для подготовки к выступлению на массовых мероприятиях, в том числе родительских собраниях (для взрослых, для детей):

- чтение отрывков из произведений литературной прозы на противопожарную тематику;

- чтение наизусть стихов с мерами пожарной безопасности.

- организация флеш-мобов (арт-мобов и т.п.) по согласованию с учебным заведением;

- включение сюжетов противопожарной направленности в театрализованные представления и фестивали;

- участие в опросе общественного мнения;

Планирование профилактической работы с юными пожарными

+

Определение основания для инициирования профилактического визита

- Индикаторы риска нарушения обязательных требований;

- Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований;

- В связи с отношением объектов контроля к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;

- Начало осуществления контролируемым лицом деятельности в определенной сфере.

Согласование даты проведения профилактического визита в телефонном режиме

с администрацией объекта

Регистрация профилактического визита в ЕРКНМ3

Проведение профилактического визита в течение 1 рабочего дня (беседа, при необходимости сбор сведений для определения категории риска объекта [9])

Составление листа профилактической беседы, с указанием доведенной информации, в течение 5 рабочих дней с даты проведения профилактической беседы

Выявление нарушений

Информирование для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий

Вынесение предостережения

Рисунок. Алгоритм проведения профилактического визита к юным пожарным

3. Участие в организации проведения во внеурочное время противопожарных игр, конкурсов и викторин (для детей):

- физические (пожарно-спортивные и подвижные игры, тренинги с незначительным задействованием мышления);

- интеллектуальные (дидактические игры, тренинги со значительным задействованием мышления);

- комбинированные (сочетание свойств физических и интеллектуальных игр);

4. Подготовка к проведению устных тематических выступлений (для детей) продолжительностью до 5 минут (пятиминуток безопасности) в перемену или на классных часах в колледже (школе) по темам, сформулированным с использованием технологии самопродуцируемого убеждения:

- что нужно делать при пожаре?

- для чего нужен огнетушитель?

- как наказывается поджигание травы?

- как мы можем помочь пожарным?

- для чего нужен дома автономный пожарный извещатель?

- как правильно выключать электроприборы при уходе из дома?

- как действовать, если почувствовали запах газа?

- дома правильно сделаны основные элементы печи?

- как и когда необходимо сообщить о пожаре?

- как стать юным пожарным?

- как найти эвакуационный выход?

- какова ответственность за ложный вызов пожарной охраны?

- как правильно пользоваться газовой плитой?

- могут ли дети топить печь?

- как субботник помогает предотвратить

пожар?

- могут ли дети запускать фейерверк?

- куда необходимо сообщить об игре детей со спичками?

- кто подскажет как правильно избежать пожара?

- как правильно пользоваться противопожарной защитой высотных зданий?

- как себя правильно вести, если услышали речевое сообщение о возникновении пожара или задымления?

- какая наиболее распространенная причина пожара?

- почему пожарные не ездят без воды?

- для чего нужен пожарный кран?

- что делать: доедать купленную еду или эвакуироваться при пожаре?

- как хранить горючие жидкости?

- что нельзя хранить на балконе?

- что нельзя хранить на чердаке?

- с какого возраста наступает уголовная ответственность за преступления в области пожарной безопасности?

- для чего нужна молниезащита?

- почему нельзя сушить вещи над газовой плитой?

- что можно и нельзя делать, если на сковороде загорелось масло?

- что нужно делать, чтобы праздник у елки не принес горя?

- каковы меры пожарной безопасности в туристическом походе?

- как действовать, если вы оказались в толпе во время пожара?

- кто имеет право запускать оповещение о пожаре?

- как часто необходимо чистить дымоход?

- для чего пожарным необходим пожарный гидрант?

- для чего необходим самоспасатель?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- почему зажжённую свечу нельзя оставлять без присмотра?

- кто утверждает план эвакуации при пожаре?

- как правильно разводить костер (на даче, на природе, в лесу)?

- зачем в театре противопожарный занавес?

- для чего нужен особый противопожарный режим?

- что делать, если загорелась одежда?

- как правильно хранить бензиновую авто/мототехни ку?

- что нельзя хранить на лестничной площадке многоквартирного дома?

- что делать, если загорелся холодильник?

- что делать, если загорелся телевизор?

- признаком чего может быть «мигание» лампочек электрического освещения?

- что делать, если кто-то поджег входную дверь?

- как правильно украсить новогоднюю

елку?

- почему нельзя пользоваться самодельным обогревателем?

- что такое эвакуационный выход?

- почему эвакуационные выходы должны быть свободными?

- зачем нужен ранцевый огнетушитель?

- как применять дома огнезащитные составы?

- нужен домой огнетушитель: какой выбираем?

- как крепим ковры на путях эвакуации?

- какие отличительные признаки у неисправной печи?

- где хранить дрова для камина?

- как правильно сделать предтопочный

лист?

- как правильно хранить сено для домашних животных?

- что надо знать, если дома храниться газовый баллон?

5. Информирование о возможности проведения экскурсий в клубы юных пожарных с показом атрибутики и рассказом о деятельности юных пожарных.

6. Сообщение о создании портфолио «Я хочу стать пожарным» для последующего участия в стем-конференциях о деятельности юных пожарных (презентация лучших портфо-лио, презентация деятельности юных пожарных за полгода/год).

При реализации надзорно-

ориентированного блока для подготовки юных пожарных к общественному контролю в области пожарной безопасности с последующим информированием ОГПН о следующих очевидных нарушениях требований пожарной безопасности в общедоступных местах (выявление осуществляется на основе чек-листа общественного контроля, информирование осуществляется по электронной почте ОГПН для внесения предостережения). Чек-лист составляется участниками общественного контроля при методическом сопровождении сотрудника ОГПН. Данный чек-лист может включать в себя следующие вопросы:

- наличие горючего мусора на территории населенных пунктов вне специально отведенных площадок;

- отсутствие регулярного покоса травы на территории населенных пунктов, общедоступных территориях садоводства или огородничества;

- наличие на здании табличек с указанием расстояния до пожарного гидранта и (или) водоёма;

- отсутствие очистки пожарных гидрантов (в местах нахождения, обозначенном на табличке) в зимнее время от снега и льда;

- факты загромождения путей эвакуации или закрытия эвакуационных выходов на запор, не открывающийся изнутри без ключа, в

общедоступных местах на объектах с массовым пребыванием людей;

- наличие плана эвакуации на видном

месте;

- несоответствие плана эвакуации фактическому размещению обозначенных предметов (соответствие реального местоположения огнетушителей, пожарных кранов в общедоступных местах) на объектах с массовым пребыванием людей;

- наличие табличек и указателей направления к эвакуационному выходу;

- наличие на путях эвакуации, обозначенных на плане эвакуации, порогов (за исключением порогов в дверных проемах);

- присутствие нагромождений, препятствующих прохождению к эвакуационному выходу, обозначенному табличкой «выход»;

- исправность устройств для самозакрывания (доводчиков) в дверях лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов;

- содержание в чистоте приямков окон подвальных и цокольных помещений;

- отсутствие на приямках и окнах несъемных металлических решеток, загромождения приямков и закладывания кирпичом оконных проемов;

- свободу проездов и подъездов к зданиям и пожарным гидрантам или водоемам, а также доступов к пожарному инвентарю и оборудованию;

- применение в помещениях пиротехнических изделий, за исключением хлопушек и бенгальских свечей при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей;

- наличие дополнительных стульев, кресел, лавок, сидений в проходах во время представлений в залах театров, кинотеатров, а также цирках и других объектах с массовым пребыванием людей;

- факты полного гашения света в помещении во время спектаклей или представлений;

- наличие ковров, ковровых дорожек и других покрытий полов на объектах защиты с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации без надежного крепления к полу;

- эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции;

- использование розеток, рубильников и других электроприборов с повреждениями;

- обертывание электроламп и светильников бумагой, тканью и другими горючими материалами;

- применение самодельных электронагревательных приборов;

- оставление без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательных приборов, а также других бытовых

электроприборов, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

Учебное применение чек-листов может осуществляться как в образовательном учреждении, так и на различных территориях. Подготовка юных пожарных к общественному контролю осуществляется в присутствии преподавателя (учителя).

При проведении исследования важно было апробировать вышеизложенный контент для профилактических бесед, проводимых в рамках профилактических визитов. Эта работа проводилась в соответствии с пунктом 28 Плана научной работы Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России на 2021 год, на основании которого авторами статьи проводится научно-исследовательская работа «Совершенствование организации подготовки дружин юных пожарных к участию в профилактической работе». В рамках данной работы организовано взаимодействие с областным государственным бюджетным профессионального образовательного учреждением «Фурмановский технический колледж», на базе которого создан клуб «Спасатель»4, а также с ОГПН. В деятельность этого клуба входит работа дружины юных пожарных на территории Фурмановского района. Работу клуба «Спасатель» организуют директор колледжа Мусатова Г. А. и преподаватель истории и обществознания Лобова С. З.

Подготовка юных пожарных из клуба «Спасатель» в 2020-2021 годах производилась в дистанционном формате из-за пандемии ко-ронавируса SARS-CoV2. Указанный формат возможен в соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона . Перед началом подготовки проводился входной контроль, который показал достаточно высокий уровень знаний учащихся колледжа в области пожарной безопасности. Анкетирование показало, что 90,8 % юных пожарных знают об ограничениях действий при пожаре; 88 % — правильно делают первоочередное действие в случае пожара; 87,3 % — представляют содержание плана эвакуации; 74,6 % — имеют представ-

4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2015 г. № 971 «Об утверждении Порядка создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных».

5 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

ление о содержании эвакуационных выходов; 68,3 % — знают об огнетушащих свойствах воды; 88,7 % — соотносят выбор огнетушителя с классом пожара; 9,9 % — о допустимости разведения костров; 83,8 % — о хранении мебели и других предметов. Затем в рамках подготовки юные пожарные знакомились с информацией о мерах пожарной безопасности, изложенной при помощи технологии самопродуцируемого убеждения. Информационный материал доводился в 4 этапа. По итогам 1 и 2, а также 3 и 4 этапов проводилась проверка остаточных знаний. Правильными были ответы юных пожарных на вопросы о номерах для вызова пожарно-спасательных подразделений, о содержании эвакуационных выходов, об эксплуатации электроприборов. Требуется дополнительно изучить классификацию огнетушителей, правила эксплуатации печей, назначение ранцевого огнетушителя, разновидности огнезащитной обработки, вопрос использования самодельного обогревателя, крепление ковров на путях эвакуации, действия при горении входной двери, способы тушения загоревшегося телевизора.

Для подготовки юных пожарных к общественному контролю осуществляется тренировка в соответствии с ранее разработанным сценарием следования по маршруту проведения обследования. При этом необходимо деление юных пожарных на подгруппы. В сценарии формулируются исходные условия заданий для каждого чек-пойнта, который представляет собой табличку с указанием определенного нарушения или возможного нарушения. Данное нарушение в соответствии с заданием предстоит найти юному пожарному в ходе тренировки.

Чек-пойнт — это лист цветной бумаги размером не менее 10х10 см с указанными на нем условиями задания (исходными данными). Например, изложение задания в чек-пойнте может осуществляться следующим образом: а) наличие сухой травы на территории, б) эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции, в) наличие зеленой травы на территории, г) эксплуатация электропроводов c поливинилхлоридной изоляцией. В данном примере в пунктах а) и б) указаны нарушения, а в пунктах в) и г) - нарушения отсутствуют. Чек-пойнты разрабатываются преподавателями (учителями) при методическом сопровождении сотрудников ОГПН и размещаются по определенному маршруту следования. Обычно размещается не менее 20 чек-пойнтов. Не менее 30 % заданий формулируются таким образом, чтобы правильным ответом на них была информация о том, что для объекта с заданным функциональным назначением и прилегающей территории соблюдение рассматриваемых

условий не является нарушением требований пожарной безопасности.

Непосредственно перед этой тренировкой каждый участник обеспечивается чек-листом с указанными нарушениями для сопоставления с фактической противопожарной защитой обследуемого объекта и прилегающей территории.

В ходе тренировки её организаторы поддерживают постоянный контакт с каждой подгруппой юных пожарных. При этом осуществляется контроль и оказывается помощь в проведении проверки противопожарного состояния объекта (территории), обращается внимание на допущенные ошибки при работе юных пожарных с чек-листом, анализируются и обобщаются положительные и отрицательные стороны деятельности каждого участника. Путем постановки проблемных вопросов активизируется познавательная деятельность юных пожарных.

Чек-пойнты размещаются на маршруте проведения обследования, как правило, на видных местах. В ходе тренировки организаторы руководят и контролируют работу юных пожарных, консультируют их по возникающим частным вопросам непосредственно на маршруте обследования, оказывают помощь, при необходимости разъясняют всей подгруппе отдельные положения, вызывающие затруднения у большинства участников.

По окончании заполнения чек-листа юные пожарные участвуют в обсуждении выявленных нарушений и предложенных противопожарных мероприятий по предотвращению пожара, противопожарной защите, организационно-техническим мероприятиям.

Таким образом, реализация описанного в статье алгоритма проведения профилактического визита к юным пожарным, а также использование пропагандистского и надзорно-ориентированного контента на этапе составления листа профилактической беседы позволяют усовершенствовать деятельность ОГПН в соответствии с требованиями действующего законодательства. Такой подход по своей сути является ответом на попытки (высказывания, идеи) отказа от работы с юными пожарными, как якобы не вписывающийся в требования вступившего в силу с 1 июля 2021 года законодательства. Результаты исследования практики ОГПН по проведению профилактических визитов и составлению листов профилактической беседы показывают необходимость оценки готовности юных пожарных к применению получаемых знаний на практике. Сложные технические вопросы требуют дополнительной проработки с юными пожарными для их более детального изучения.

Список литературы

1. Байтерякова А. Р., Рондырев-Ильинский В. Б., Ряхов Д. Г. К вопросу о формах и методах профессионального обучения членов дружины юных пожарных // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5-2. С. 553-560.

2. Зубковская Г. В., Чумак Е. С. Граж-данско-патриотическое воспитание обучающихся в дружине юных пожарных // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 2 (115). С. 178-181.

3. Эюбова Л. В. Молодежная политика средствами образования: деятельность окружного клуба юных пожарных-спасателей // Вестник НЦБЖД. 2012. № 1 (11). С. 60-64.

4. Севостьянов И., Кучканов Н., Минина Т. Юные спасатели в огне не горят, в воде не тонут // Основы безопасности жизнедеятельности. 2018. № 9 (225). С. 32-34.

5. Обухова Ю. А. Сценарий конкурсной игровой программы «Юный пожарный» // Мастер-класс. 2020. № 2. С. 42-51.

6. Пожарная безопасность в современной культуре. Методические указания / О. Е. Мельник, А. В. Макаров, А. А. Мельник [и др.]. Железногорск: ФБГОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. 250 с.

7. Majchrzak G. Strike at the main school of fire service in Warsaw, Bezpieczenstwo i Technika Pozarnicza. 2017. Т. 47. № 3. pp. 90-95.

8. Совершенствование методики формирования навыков поведения в пожароопасных ситуациях при подготовке команд юных пожарных к соревнованиям / А. А. Лазарев, Е. А. Шмелева, В. Ю. Емелин [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность. 2021. № 2 (21). С. 68-75.

9. Лазарев А. А., Абакумов И. С. О видоизменении подхода к определению категории риска объектов защиты в 2021 году в сравнении с 2020 годом // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2021, С. 203-207.

10.Лазарев А. А. Аксиологический аспект применения технологий «Deepfake» в противопожарной пропаганде // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2021, С. 207-210.

References

1. Bayteryakova A. R., Rondyirev-Ilinskiy V. B., Ryahov D. G. K voprosu o formakh i metodakh professional'nogo obucheniya chlenov druzhiny yunykh pozharnykh [On the question of the forms and methods of vocational training for members of the squad of young firefighters]. Ped-agogicheskiy jurnal, 2019, vol. 9, issue 5-2, pp. 553-560.

2. Zubkovskaya G. V., Chumak E. S. Grazhdansko-patrioticheskoye vospitaniye obuchayushchikhsya v druzhine yunykh pozharnykh [Civil-patriotic education of young firefighters studying in the squad]. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya, 2015, vol. 2 (115), pp. 178-181.

3. Eyubova L. V. Molodezhnaya politika sredstvami obrazovaniya: deyatel'nost' okru-zhnogo kluba yunykh pozharnykh-spasateley [Youth policy by means of education: activities of the district club of young firefighters-rescuers]. Vestnik NTSBJD, 2012, vol. 1 (11), pp. 60-64.

4. Sevostyanov I., Kuchkanov N., Minina T. Yunyye spasateli v ogne ne goryat, v vode ne tonut [Young rescuers do not burn in fire, do not drown in water]. Osnovyi bezopasnosti jizned-eyatelnosti, 2018, vol. 9 (225), pp. 32-34.

5. Obuhova Yu. A. Stsenariy konkursnoy igrovoy programmy «Yunyy pozharnyy» [Scenario of the competitive game program «Young Firefighter»]. Master-klass, 2020, № 2, pp. 42-51.

6. Pojarnaya bezopasnost v sovremen-noy kulture. Metodicheskie ukazaniya [Fire safety in modern culture. Methodological guidelines] / O. E. Melnik, A. V. Makarov, A. A. Melnik [et al.]. Jeleznogorsk: FBGOU VO Sibirskaya pojarno-spasatelnaya akademiya GPS MCHS Rossii, 2017, 250 p.

7. Majchrzak G. Strike at the main school of fire service in Warsaw. Bezpieczenstwo i Technika Pozarnicza, 2017, vol. 47. issue 3. pp. 9095.

8. Sovershenstvovaniye metodiki formi-rovaniya navykov povedeniya v pozharoopasnykh situatsiyakh pri podgotovke komand yunykh pozharnykh k sorevnovaniyam [Improvement of the methodology for the formation of behavior skills in fire hazardous situations when preparing teams of young firefighters for competitions] / A. A. Lazarev, E. A. Shmeleva, V. Yu. Emelin [et al.]. Pojarnaya i avariynaya bezopasnost, 2021, vol. 2 (21), pp. 68-75.

9. Lazarev A. A., Abakumov I. S. O vidoizmenenii podhoda k opredeleniyu kategorii riska obyektov zaschityi v 2021 godu v sravnenii s 2020 godom [On the modification of the approach to determining the risk category of objects of protection in 2021 in comparison with 2020]. Ak-

3(40) / 2021, ISSN 2658-6223

tual'nyye voprosy sovershenstvovaniya inzhe-nernykh sistem obespecheniya pozharnoy be-zopasnosti ob"yektov: sbornik materialov VIII Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ivanovo: Ivanovskaya pojarno-spasatelnaya akademiya GPS MCHS Rossii, 2021, pp. 203207.

tivopojarnoy propagande [Axiological aspect of the use of «Deepfake» technologies in fire prevention propaganda]. Aktual'nyye voprosy sovershenstvovaniya inzhenernykh sistem obespecheniya pozharnoy bezopasnosti ob"yektov: sbornik materialov VIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ivanovo: Ivanovskaya pojarno-spasatelnaya akademiya GPS MCHS Rossii, 2021, pp. 207-210.

10.Lazarev A. A. Aksiologicheskiy aspekt primeneniya tehnologiy «Deepfake» v pro-

Лазарев Александр Александрович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново кандидат педагогических наук, доцент E-mail: kgn@edufire37.ru Lazarev Alexander Alexandrovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

candidate of pedagogical sciences, associate professor E-mail: kgn@edufire37.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коноваленко Евгений Петрович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

начальник кафедры

E-mail: zedzero@mail.ru

Konovalenko Evgenij Petrovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

Ivanovo head of department

E-mail: zedzero@mail.ru

Емелин Владимир Юрьевич

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

старший преподаватель

E-mail: emelin78@mail.ru

Emelin Vladimir Yuryevich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

senior lecturer

E-mail: emelin78@mail.ru

Богданов Илья Андреевич

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

преподаватель

E-mail: iljabogdanov1996@gmail.com

Bogdanov Ilya Andreevich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo teacher

E-mail: iljabogdanov1996@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.