Научная статья на тему 'ДЕТСКОЕ ПОЖАРНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА'

ДЕТСКОЕ ПОЖАРНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ДЕТСКОЕ ПОЖАРНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ЮНОШЕСКАЯ ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ДРУЖИНА / ПРОПАГАНДА ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЧС / YOUTH / CHILDREN'S FIRE VOLUNTEERING / YOUTH VOLUNTEER FIRE BRIGADE / PROMOTION OF FIRE-TECHNICAL KNOWLEDGE / RULES OF SAFE BEHAVIOR IN EMERGENCIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новичкова Наталия Юрьевна, Никифоров Александр Леонидович, Шарабанова Ирина Юрьевна

Статья посвящена проблеме обучения молодежи правилам безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях и пропаганды пожарно-технических знаний в молодежной среде. Отмечается особая роль движения детского пожарного добровольчества для приобретения подрастающим поколением знаний и навыков безопасного поведения в случае возникновения пожара. В статье представлен ретроспективный анализ деятельности детских добровольных пожарных дружин в период их становления в России. Акцентируется внимание на социализирующей функции детских добровольных пожарных дружин на протяжении всей истории пожарного добровольчества, что способствовало саморазвитию и самореализации молодежи через социально значимую деятельность. Авторы подчеркивают особую актуальность проблемы формирования пожаробезопасного поведения людей, а особенно молодежи, во время чрезвычайных ситуаций, угрожающих здоровью и жизни человека. В статье представлены предложения по организации движения юных пожарных (ДЮП) с учетом современных условий жизнедеятельности людей. Делается вывод о том, что грамотный подход к организации деятельности ДЮП позволит обеспечить массовый охват юношеской аудитории и повсеместное внедрение норм безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации, способствовать воспитанию у юношества ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S FIRE VOLUNTEERING AS A MEANS OF PROMOTING THE RULES OF SAFE BEHAVIOR OF YOUTH IN THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE FIRE SUPERVISION

The article is devoted to the problem of teaching young people the rules of safe behavior in emergency situations and promoting fire-technical knowledge among the youth. The special role of the children's fire volunteer movement is noted for the young generation to acquire knowledge and skills of safe behavior in the event of a fire. The article presents a retrospective analysis of the activities of children's voluntary fire brigades during their formation in Russia. Attention is focused on the socializing function of children's voluntary fire brigades throughout the history of fire volunteering that created conditions for self-development and self-realization of young people through socially significant activities. The authors emphasize the special relevance of the problem of formation of fire-safe behavior of people, especially young people during emergency situations that threaten human health and life. The article presents proposals for organizing the activities of the children's voluntary fire brigades taking into account the current conditions of people's life. It is concluded that a competent actions for organizing the activities of the children's voluntary fire brigades will ensure mass coverage of the youth and the widespread introduction of standards of safe behavior in an emergency situation and helps to educate young people in a responsible attitude to personal safety and the safety of others.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКОЕ ПОЖАРНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА»

УДК 614.84

ДЕТСКОЕ ПОЖАРНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Н. Ю. НОВИЧКОВА, А. Л. НИКИФОРОВ, И. Ю. ШАРАБАНОВА

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново Е-mail: n.nature@mail.ru, anikiforoff@list.ru, sharabanova@bk.ru

Статья посвящена проблеме обучения молодежи правилам безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях и пропаганды пожарно-технических знаний в молодежной среде. Отмечается особая роль движения детского пожарного добровольчества для приобретения подрастающим поколением знаний и навыков безопасного поведения в случае возникновения пожара. В статье представлен ретроспективный анализ деятельности детских добровольных пожарных дружин в период их становления в России. Акцентируется внимание на социализирующей функции детских добровольных пожарных дружин на протяжении всей истории пожарного добровольчества, что способствовало саморазвитию и самореализации молодежи через социально значимую деятельность. Авторы подчеркивают особую актуальность проблемы формирования пожаробезопасного поведения людей, а особенно молодежи, во время чрезвычайных ситуаций, угрожающих здоровью и жизни человека. В статье представлены предложения по организации движения юных пожарных (ДЮП) с учетом современных условий жизнедеятельности людей. Делается вывод о том, что грамотный подход к организации деятельности ДЮП позволит обеспечить массовый охват юношеской аудитории и повсеместное внедрение норм безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации, способствовать воспитанию у юношества ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Ключевые слова: молодежь, детское пожарное добровольчество, юношеская добровольная пожарная дружина, пропаганда пожарно-технических знаний, правила безопасного поведения при ЧС.

CHILDREN'S FIRE VOLUNTEERING AS A MEANS OF PROMOTING THE RULES OF SAFE BEHAVIOR OF YOUTH IN THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE FIRE SUPERVISION

N. YU. NOVICHKOVA, L. A. NIKIFOROV, I. YU. SHARABANOVA

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo Е-mail: n.nature@mail.ru, anikiforoff@list.ru, sharabanova@bk.ru

The article is devoted to the problem of teaching young people the rules of safe behavior in emergency situations and promoting fire-technical knowledge among the youth. The special role of the children's fire volunteer movement is noted for the young generation to acquire knowledge and skills of safe behavior in the event of a fire. The article presents a retrospective analysis of the activities of children's voluntary fire brigades during their formation in Russia. Attention is focused on the socializing function of children's voluntary fire brigades throughout the history of fire volunteering that created conditions for self-development and self-realization of young people through socially significant activities. The authors emphasize the special relevance of the problem of formation of fire-safe behavior of people, especially young people during emergency situations that threaten human health and life. The article presents proposals for organizing the activities of the children's voluntary fire brigades taking into account the current conditions of people's life. It is concluded that a competent actions for organizing the activities of the children's voluntary fire brigades will ensure mass coverage of the

© Новичкова Н. Ю., Никифоров А. Л., Шарабанова И. Ю., 2021

youth and the widespread introduction of standards of safe behavior in an emergency situation and helps to educate young people in a responsible attitude to personal safety and the safety of others.

Key words: the youth, children's fire volunteering, youth volunteer fire brigade, promotion of fire-technical knowledge, rules of safe behavior in emergencies.

В современном мире в условиях развития социально ориентированной экономики все более очевидной становится необходимость создания системы социальной ответственности с целью решения проблем экономического характера с соблюдением баланса интересов и государства, и общества.

Проблема обеспечения пожарной безопасности остается актуальной в условиях современной России, о чем свидетельствуют

статистические данные. В докладе директора департамента надзорной деятельности и профилактической работы — главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору Рината Шамильевича Еникеева отмечалось, что в период с 2014 по 2017 гг. в России происходило снижение количества погибших на пожарах детей, однако ситуация продолжает оставаться тревожной (рис. 1).

Рис. 1. Количество несовершеннолетних, погибших на пожарах в Российской Федерации в 2013-2018 гг.

Был дан развернутый обзор проблемы травматизма и гибели детей на пожарах, рассмотрены причины трагедий и отмечено, что эта проблема не теряет своей актуальности. (рис. 2).

Это вывод находит подтверждение в статистике 2019 года, когда в Российской Федерации произошло 471071 пожаров, ущерб от которых составил 13,601 млрд. рублей. Однако

самым тяжелым последствием пожаров, бесспорно, является гибель людей. За 2019 год в России на пожарах погибло 8507 человек (в т.ч. 405 детей).

Трагические случаи с детьми на пожаре - проблема, затрагивающая интересы не только родителей и родственников погибших, но и общества, и государства в целом.

Среди причин гибели детей на пожарах, прежде всего, специалисты отмечают безответственность взрослых, оставивших детей без присмотра, малолетний возраст ребенка,

предполагающий детские шалости с огнем, и низкий уровень знаний правил пожарной безопасности.

■ Городская местность ■ Сельская местность

1600

1400 Я

1410

1200 1000 800 1182

600

400 1 46,3% I Н

200

0 1-1- Кол-во пожаров Кол-во погибших

Возраст погибших □ до 7 лет ■ от 7 до 18 лет

829

Рис. 2. Сведения о пожарах с гибелью несовершеннолетних в Российской Федерации

в 2013-2017 гг. и 10 месяцев 2018 года

Игнорирование правил пожарной безопасности привело к трагедии 6 ноября 2018 года в г. Юрга (Кемеровская обл.), когда в результате пожара в частном доме погибли восемь человек, в т. ч. шестеро детей.19 октября 2019 года в результате пожара в многоквартирном двухэтажном жилом доме в г. Ростове Ярославской области погибли семь человек, в т. ч. пятеро детей. Пожар произошел в квартире на втором этаже барачного дома. Причиной возгорания стало неосторожное обращение с огнем.

Подобные трагедии подтверждают необходимость повышения уровня пожарной защиты населения от пожаров и обучения людей правилам безопасного поведения при пожаре. Большую помощь государству в решении этой социальной проблемы может оказать движение пожарного добровольчества, которое, с момента его появления в России в первой половине XIX в., основывалось на таких высоконравственных качествах, как бескоры-

стие, милосердие, отзывчивость, самоотверженность, высокая социальная ответственность.

«Основным субъектом добровольческого движения способна стать молодежь в силу присущих ей характеристик. Представители данной социальной группы обладают творческими способностями, быстрее других овладевают новыми знаниями, профессиями и позитивно воспринимают возможность личного участия в решении проблем своего региона и страны в целом» - отмечает социолог А. В. Сычева [6].

Впервые вопрос о необходимости поддерживать стремление молодежи к изучению основ пожарного дела широко обсуждался на Всероссийском пожарном съезде в Москве в 1902 году и вызвал большой интерес у всех его участников. С яркой речью, посвященной обучению подростков пожарной науке, выступил пожарный деятель России С. Ф. Бордонос. В своем докладе он высказал мысль о том, что

«полезно и необходимо приступить к организации при пожарных обществах примерных вольнонабираемых отрядов из мальчиков 1017 лет с целью приготовления из них в будущем опытных дружинников». Особо оратор отметил, что детские шалости часто приводят к возникновению пожаров, и, «если обучить детей противопожарному делу, они будут разносить по своим семьям все необходимые сведения и станут лучшими надзорщиками за своими меньшими товарищами» [5].

В июле 1910 года на VI съезде Императорского Российского пожарного общества было принято решение о создании детских пожарных «потешных отрядов», учреждаемых при добровольных пожарных обществах и дружинах. Детей, изъявивших желание вступить в потешные отряды, с учетом согласия родителей, обучали приемам спасания и самоспасения, тушения огня и оказания первой помощи пострадавшим на пожаре. Поскольку инициаторами создания учебных детских пожарных отрядов стали видные пожарные деятели России, которые профессионально подошли к решению этого вопроса, детское добровольчество получило государственную и общественную поддержку. Необходимость и значимость привлечения юношества к благородному делу бескорыстного служения людям, защите жизни и имущества граждан от огненной стихии явилась катализатором процесса увеличения количества детских пожарных отрядов в России. Детское пожарное добровольчество быстро приобрело популярность в социуме, поскольку способствовало воспитанию у юношества ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; формированию гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности.

В советский период движение детского пожарного добровольчества получило новый импульс развития в связи с постоянной востребованностью обществом участия молодежи в решении важной государственной задачи — обеспечении пожарной безопасности. В 1926 г. при добровольных пожарных обществах были созданы «Отряды юных дружинников», которые оказывали существенную помощь профессиональным пожарным в пропаганде среди населения правил пожарной безопасности, в обучении детей навыкам безопасного поведения в случае возникновения пожара. Причастность к полезной в масштабах всего общества деятельности давала возможность молодежи ощущать реальную практическую пользу от своей работы, получать значимое для юношеского возраста одобрение своих усилий со стороны взрослых.

Практическая деятельность юных помощников пожарных проходила под контролем органов государственного пожарного надзора, что являлось залогом профессионального подхода к обучению молодежи основам пожарного дела и навыкам обращения с первичными средствами пожаротушения.

Эти навыки оказались очень востребованными в годы Великой Отечественной войны. Юные дружинники дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы, предотвращая возникновение пожаров, оказывали помощь в эвакуации людей в бомбоубежища при авиационных налетах, принимали участие обработке чердачных помещений в домах огнезащитными составами. Благодаря их самоотверженной работе удалось предотвратить возникновение большого количества пожаров, спасти материальные ценности от уничтожения огнем.

Новой вехой в истории движения детского пожарного добровольчества стал 1957 год, когда Министерством просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ было утверждено «Положение о юношеских добровольных пожарных дружинах (ЮДПД) для РСФСР» [7]. В соответствии с этим положением юношеские добровольные пожарные дружины создавались для профилактической работы по предупреждению пожаров, особенно от детской шалости с огнем, а также для оказания помощи взрослому населению при тушении пожаров путем организации связи, оказания первой помощи пострадавшим и т.д. Вступить в ряды членов ЮДПД мог любой школьник в возрасте от 10 до 16 лет.

Участие в движении пожарного добровольчества давало молодежи правильные жизненные ориентиры и ценностные установки, помогало воспитывать у подростков чувство личной ответственности за сохранность жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожаров. Причастность к полезному делу подчеркивалась правом носить значок члена ЮДПД. Самые активные юные дружинники награждались особым значком «Активист ЮДПД». Эти знаки отличия являлись дополнительным стимулом к участию в работе дружины, поскольку позволяли школьникам испытать «ситуацию успеха», повысить самооценку социально адекватными способами.

В 80-е годы ХХ века в СССР было утверждено новое «Положение о дружинах юных пожарных» (ДЮП). Юношеские добровольные пожарные дружины стали называть дружинами юных пожарных. Руководил и координировал деятельность юных пожарных Всесоюзный штаб по работе с ДЮП. Социализирующая функция детских добровольных по-

жарных дружин на протяжении всей истории пожарного добровольчества создавала условия для саморазвития и самореализации молодежи через социально значимую деятельность.

В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, происходит переоценка ценностей в сознании подрастающего поколения. В 2008 году на съезде Всероссийского добровольного пожарного общества было принято решение о создании Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Юный пожарный», которое было призвано сплотить в единую организацию дружины юных пожарных России, чтобы более эффективно решать задачи организации детских добровольных дружин на местном, региональном уровнях для дальнейшего развития института детского пожарного добровольчества через его популяризацию в социуме.

Необходимо особо подчеркнуть, что было принято решение о создании организации в рамках государства, а не отдельно взятого региона. В результате появилась возможность возродить наиболее действенную структуру, которая отмечена в исторической ретроспективе как ЮДПД. Именно единая организация, объединенная общей целью и задачами, способна принести максимальную пользу делу. Однако с момента съезда прошло 12 лет, а единой организации так и не было создано. Благодаря энтузиазму и подвижничеству отдельных людей, которые ясно видят проблему, связанную с обеспечением пожарной безопасности населения страны и, в первую очередь, младшего поколения, работа в этом направлении продолжается. В чем же сегодня видятся первоочередные проблемы и задачи, с которыми столкнется и которые предстоит решать этой организации?

В современных условиях проблема формирования пожаробезопасного поведения людей, а особенно молодежи, приобретение умений и навыков действий во время чрезвычайных ситуаций, угрожающих здоровью и жизни человека, остается крайне актуальной. И это вполне объяснимо, поскольку развитие техники и технологий требуют от потребителей грамотного и взвешенного подхода к их использованию. Необходимо помнить, что соблюдение правил эксплуатации различных приборов и оборудования является залогом обеспечения пожарной безопасности. Однако, как показывает практика, эти правила нередко нарушаются. Причем, чаще всего, подобные нарушения совершаются не умышленно, а только вследствие недостаточной осведом-

ленности потребителей о последствиях неправильной эксплуатации.

Дети и подростки, являясь полноценной частью социума, наравне со взрослыми активно пользуются достижениями науки и техники, в частности, различными видами электронных гаджетов, являющихся высокотехнологичными устройствами. При этом они не всегда обладают достаточным запасом знаний и опыта, чтобы предотвратить или не допустить возникновения ситуации, способной стать причиной пожара. В качестве примера можно привести случаи пожаров, произошедших в последние годы в учебных заведениях, причиной возникновения которых послужила слаботочная электроника - сотовые телефоны и электронные сигареты. В ноябре 2016 г. в средней школе № 66 г. Иваново произошел пожар, который начался в гардеробной. Причиной пожара стала электронная сигарета. К счастью, обошлось без жертв, однако материальный ущерб был нанесен не только учебному заведению, но и имуществу самих школьников. Не будем акцентировать внимание на этической составляющей вопроса использования подобных устройств в общеобразовательном учреждении, однако, налицо элементарное непонимание принципов работы таких гаджетов и недооценка пожарной опасности слаботочных устройств.

Из года в год в центре внимания государства и социума остаются вопросы травмирования граждан и возникновения пожаров, вызванных использованием различных видов пиротехнических устройств, причем значительная часть пользователей пиротехники — дети и подростки. Безусловно, полную ответственность за все эти случаи несут взрослые, которые не проявляют должного контроля за действием детей. Однако, даже при полном контроле, мы не сможем избавиться от детских шалостей, последствия которых бывают порой весьма печальны.

Подобные факты позволяют выделить основное рациональное зерно и определить перечень первоочередных задач организации юных друзей пожарных. Анализ опыта формирования добровольных юношеских пожарных дружин показывает, что, зачастую, подход к задачам и самой организации добровольческой деятельности носит оттенок заформали-зованности и рассматривает проблему лишь в общих чертах, определяя глобальные задачи без рассмотрения их конкретного решения.

Сегодня нельзя говорить о возрождении того ЮДПД, который существовал в Советском Союзе. Нужна принципиально новая организация, с целями и задачами, адаптированными к существующей реальности.

Имеющиеся в открытой печати публикации, посвященные вопросу, связанному с деятельностью детских добровольных дружин, показывают, что имеются попытки формирования новой структуры организации. [4] При этом следует отметить, что все они носят только региональный характер. Рассматривая деятельность подобных структур, можно отметить, что основной упор организаторы делают на изучение правил пожарной безопасности, овладение навыками работы по пропаганде пожарной безопасности; овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при пожаре; участие в смотрах отрядов ЮДПД, конкурсах, соревнованиях агитбригад. Авторы ряда проектов создания ЮДПД возлагают руководство работой дружины на общественного инспектора по пожарной безопасности, выделенного из числа педагогов школы, что, на наш взгляд, является ошибкой, так как, в этом случае, в воспитательный процесс не вовлекаются профессионалы, а предполагается только их эпизодическое участие.

Рассматриваются также варианты создания организации под контролем районных и областных отделений ВДПО. В данном случае задачи организации перекликаются с представленными выше. В обоих случаях имеется существенный недостаток: авторы проектов не рассматривают возможности создания общероссийской организации, что является ключевым моментом, так как задачу развития и финансирования движения детского пожарного добровольчества возможно решить только на государственном уровне.

Попробуем сформулировать основные, в нашем понимании вопроса, моменты, связанные с формированием такой структуры. Основополагающим является вопрос — под чьей эгидой и на какой базе должна формироваться данная организация. Главным заинтересованным лицом в создании такой структуры является государство, которое обязано проявлять заботу об обеспечении безопасности всех граждан. Непосредственным инициатором и куратором движения детского пожарного добровольчества могут и должны выступать органы ГПС МЧС России и ВДПО.

Основной принцип организации — добровольность участия. При этом, добровольность не должна базироваться исключительно на благородных порывах помощи людям. Добровольность необходимо поддержать обеспечением некоторых преференций для участников, например, такими, как льготы при поступлении в профильные кадетские классы, специализированные учебные заведения и ВУЗы. Кроме того, необходимо рассмотреть вопросы имиджа и престижности участия в деятельно-

сти организации среди современной молодежи. Это может быть связано как с атрибутикой (значки, униформа и т.п.), предназначенной только для членов дружины и формирующей у них чувство гордости за причастность к движению, так и с организацией бесплатных мероприятий (обучения, учений, игр, соревнований, слетов и др.), призванных обеспечить юным дружинникам дополнительную начальную профессиональную подготовку.

Основные цели деятельности юношеских добровольных пожарных дружин (ЮДПД) — приобретение знаний и навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях; пропаганда пожарно-технических знаний среди молодежи. Подготовка волонтеров к проведению профилактических разъяснительных мероприятий среди населения и, прежде всего, в молодежной среде является важной и актуальной задачей. Не исключается подготовка членов общества по пожарно-прикладным видам спорта, как основе спортивной подготовки для поступления в профильные пожарные ВУЗы. При этом следует учитывать возрастные группы членов ЮДПД, поскольку должен быть осуществлен охват всех школьников, получающих начальное и среднее образование. Образовательные мероприятия должны разрабатываться для каждой возрастной группы индивидуально и для младших школьников содержать опережающую школьную программу информацию. Например, в доступной для восприятия и понимания форме до школьников начальных классов должны быть доведены сведения из области химии, электротехники, физики с целью разъяснения существующих опасностей при использовании бытовых приборов, веществ и препаратов. Их необходимо обучать также первичным навыкам предупреждения возникновения опасных ситуаций, действиям и правилам поведения в экстремальных условиях [3].

Занятия должны вызывать интерес у обучаемых, который стимулирует возникновение мотивации, побуждающей к участию в работе дружины. Хорошим примером творческого подхода к проведению разъяснительной работы среди школьников являются практикумы, разработанные заместителем начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ивановской области подполковником внутренней службы А. А. Лазаревым, которые, обладая наглядностью, сочетают в себе достаточную информативность и носят характер игры [1]. При этом следует отметить, что такие практикумы были разработаны и для других возрастных групп и уже успешно прошли апробацию в школах. [2]

Организацию ЮДПД следует начинать с разработки ее структуры и плана развития. Основными задачами создания организации юных друзей пожарных на современном этапе являются:

- обучение молодежи правилам поведения, направленным на соблюдение норм пожарной безопасности в быту;

- выработка у них умений правильно оценивать ситуацию и принимать решения для спасения;

- подготовка к волонтерской разъяснительной деятельности и ее практическое осуществление.

Важным звеном в решении этой задачи является престиж организации. Необходимо зарекомендовать организацию не как некую формальную структуру, а как реально работающую и деятельную. На начальном этапе организации следует тщательно производить отбор кандидатов с учетом их лидерских качеств, высокой успеваемости, личных достижений в прикладных видах спорта, а также готовности к волонтерской деятельности. Первый набор должен вести активную агитационную работу, которая поможет обеспечить осознанный приток новых членов. При этом прием в члены ЮДПД не должен носить формальный характер.

Право стать членом дружины необходимо заслужить и подтвердить. Нужно создать многоуровневую систему соревновательности между отдельными подразделениями органи-

зации (региональными, республиканскими, краевыми и т.п.) и разработать поощрительно-наградную систему для участников. Грамотный подход к организации деятельности ЮДПД позволит обеспечить массовый охват юношеской аудитории и повсеместное внедрение норм безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации.

В заключение необходимо отметить, что важным результатом участия молодежи в движении пожарного добровольчества является развитие социальной активности, стремления оказывать бескорыстную помощь людям, бережно относиться к своей жизни и к жизни других людей. Следовательно, это движение имеет высокую социальную значимость и должно системно развиваться на благо общества и государства.

Благородные цели детско-юношеского общественного движения «Юный пожарный» направлены на повышение престижа общественно полезной деятельности в сфере пожарной безопасности, формирование культуры безопасности жизнедеятельности у детей и подростков. Считаем, что кадетские классы в вузах пожарно-технического профиля могут стать базой для организации структуры и деятельности ЮДПД. Такое мнение основано на том, что кадеты обладают необходимыми знаниями и навыками в области начальной пожарной подготовки, и волонтерская деятельность позволит им приобрести полезный опыт профилактической работы с населением.

Список литературы

1. О совершенствовании подготовки юных пожарных / А. А. Лазарев, В. Ю. Емелин, В. Г. Маличенко [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность. 2020. № 1. С. 96-104.

2. Лазарев А. А, Коноваленко Е. П. Противопожарная подготовка старшеклассников к осуществлению общественного контроля // Право и образование. 2019. № 10. С. 57-61.

3. Лазарев А. А, Кокурин А. К, Емелин В. Ю. Анализ возможностей использования противопожарного образовательного кве-ста в городе Иваново // Инновации в образовании. 2019. № 6. С. 38-43.

4. Лазарев А. А. Формирование риск-ориентированного правосознания у старшеклассников // Инновации в образовании. 2019. № 3. С.106-111.

5. Труды Всероссийского Пожарного Съезда 1902 г. СПб., 1903. Т. 2. С. 69.

6. Сычева А. В. Добровольческое движение современной российской молодежи как фактор развития гражданского общества: ав-

тореферат дис...кандидата социологических наук. Тула, 2017. 27 с.

7.Фролова Л. А. Из истории движения юных пожарных // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. № 46. 2017. С.50-53.

References

1. O sovershenstvovanii podgotovki yuny'x pozharny'x [On improving the training of young firefighters] / A. A. Lazarev, V. Yu. Emelin, V. G. Malichenko [at al.]. Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost', 2020, issue 1, рр. 96-104.

2. Lazarev A. A, Konovalenko E. P. Pro-tivopozharnaya podgotovka starsheklassnikov k osushhestvleniyu obshhestvennogo kontrolya [Fire prevention training of high school students for the implementation of public control]. Pravo i obrazovanie, 2019, issue 10, рр. 57-61.

3. Lazarev A. A, Kokurin A. K, Emelin V. Yu. Analiz vozmozhnostej ispoP zovani-ya protivopozharnogo obrazovatePnogo kvesta v gorode Ivanovo [Analysis of the possibilities of

using a fire-fighting educational quest in the city of Ivanovo]. Innovacii v obrazovanii, 2019, issue 6, pp. 38-43.

4. Lazarev A. A. Formirovanie risk-orientirovannogo pravosoznaniya u starsheklass-nikov [Formation of risk-based legal awareness among high school students]. Innovacii v obrazovanii, 2019, issue 3, pp. 106-111.

5. Trudy Vserossijskogo Pozharnogo S»ezda 1902 [Proceedings of the All-Russian Fire Congress of 1902]. SPb., 1903. T. 2. P. 69.

6. Sycheva A. V. Dobrovol'cheskoe dvizhenie sovremennoj rossijskoj molodezhi kak

faktor razvitiya grazhdanskogo obshchestva: avtoreferat dis...kandidata sociologicheskih nauk [The voluntary movement of modern Russian youth as a factor in the development of civil society: abstract of the dissertation of the Candidate of Sociological Sciences]. Tula, 2017. 27 p.

7. Frolova L. A. Iz istorii dvizheniya yunyh pozharnyh [From the history of the young Firefighters' movement]. Pskov. Nauchno-prakticheskij, istoriko-kraevedcheskij zhurnal, 2017, issue 46, pp. P. 50-53.

Новичкова Наталия Юрьевна

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

доктор культурологии, доцент, профессор кафедры

E-mail: n.nature@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Novichkova Natalia Yurevna

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

doctor of culturology, associate professor, professor of the department E-mail: n.nature@mail.ru

Никифоров Александр Леонидович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

доктор технических наук, профессор, старший научный сотрудник E-mail: anikiforoff@list.ru Nikiforov Aleksandr Leonidovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

doctor of technical sciences, professor, senior researcher E-mail: anikiforoff@list.ru

Шарабанова Ирина Юрьевна

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

кандидат медицинских наук, доцент, заместитель начальника академии по научной работе E-mail: sharabanova@bk.ru Sharabanova Irina Yurevna

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

candidate of medical sciences, associate professor, Deputy head of the Academy for Scientific work E-mail: sharabanova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.