Научная статья на тему 'Совершенствование системы платежей за лесопользование: налоговые и неналоговые формы'

Совершенствование системы платежей за лесопользование: налоговые и неналоговые формы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ПЛАТНОСТИ / ЛЕСНОЙ НАЛОГ / РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСНОГО ФОНДА / НЕИСТОЩИТЕЛЬНОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / СБОРЫ ЗА ПОБОЧНОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зозуля В.В.

В статье рассматриваются проблемы налоговых и неналоговых форм платности за лесопользование. Утверждается, что в сложившихся кризисных условиях в лесной отрасли государственный регулятивный механизм в состоянии распределять финансовые потоки для сохранения, воспроизводства, охраны и защиты национального достояния. Предлагаются организационно-правовой и налоговый механизмы функционирования системы лесных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы платежей за лесопользование: налоговые и неналоговые формы»

УДК 336.226.44

Налоги и налогообложение

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ: НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ

В. В. ЗОЗУЛЯ, кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения

E-mail: zva-inga@mail.ru Российский государственный торгово-экономический университет

В статье рассматриваются проблемы налоговых и неналоговых форм платности за лесопользование. Утверждается, что в сложившихся кризисных условиях в лесной отрасли государственный регулятивный механизм в состоянии распределять финансовые потоки для сохранения, воспроизводства, охраны и защиты национального достояния. Предлагаются организационно-правовой и налоговый механизмы функционирования системы лесных отношений.

Ключевые слова: налоговые и неналоговые формы платности, лесной налог, регулятивный механизм, воспроизводство лесного фонда, неистощительное лесопользование, сборы за побочное лесопользование.

Лес является возобновляемым ресурсом. Он воспроизводится как под действием сил природы, так и посредством затрат человеческих ресурсов, требующих соответствующего финансового покрытия. В результате хозяйственной деятельности лесопользователей по воспроизводству лесных ресурсов формируется новая стоимость, которая получает при обмене денежную форму выражения. Следовательно, помимо природной ренты величина конечного дохода лесопользователей включает материальную выгоду от дополнительного вложения труда и капитала в лесовосстановление. Тем самым воспроизводство лесов получает необходимое финансовое обеспечение. Однако прежде чем финансирование на цели лесовос-становления будет открыто, должны быть определены источники средств, их объем и ответственные лица, которые будут отвечать за их целевое использование.

Масштабность лесных ресурсов Российской Федерации обязывает власть продуктивно выполнять одну из главных функций собственника — извлекать природную ренту для финансового обеспечения воспроизводственных потребностей лесного сектора экономики России и, тем самым, укреплять доходную базу бюджетов всех уровней. В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса РФ целью воспроизводства лесов являются своевременное восстановление лесов на вырубках, гарях и иных ранее занимаемых лесом территориях государственного лесного фонда, улучшение породного состава лесов, увеличение их производительности, обеспечение рационального использования земель государственного лесного фонда.

Проведенное автором исследование тесноты корреляции лесной, финансовой и налоговой политик показало, что на данное время такие зависимости практически отсутствуют. В результате нестыковки лесного, финансового, бюджетного и налогового законодательства лесовосстановление происходит стихийно, породный состав древесины меняется в сторону лиственных пород. В Европейской части России лесистость снизилась с 55 до 35 %. По официальным данным, на данное время только 9 % лесопользователей выполняют обязанности по воспроизводству лесов. В связи с этим снижается продуктивность лесов и их ценность, а также уменьшается доля хвойных (ценных) пород в зоне, доступной для транспортировки.

Планирование лесной ренты как финансового индикатора доходности лесовосстановления и

объекта налогообложения требует определенной экономической стабильности. В настоящее время Российская Федерация выходит из финансового кризиса и вступает в период экономической стабилизации, поэтому формируются условия для определения концепции планирования лесной ренты. Рентное регулирование экономики лесопользования и бюджетных доходов страны предполагает действие системы нулевых изъятий, т. е. нулевая рента должна планироваться для лесозаготовителя, функционирующего в самых худших условиях. Современная налоговая система данный принцип не учитывает. Для исправления данной ситуации автором предлагается внести ряд поправок в Налоговый кодекс РФ, содержание которых будет регулировать изъятие лесной ренты налоговыми методами.

Отсечение сверхприбыли рентного характера возможно как через специальный налог — лесной налог, так и другими методами. Например, можно учесть лесную ренту в налоге на прибыль через индексацию амортизационных отчислений. Этот метод приемлем для «старых» и предельно удаленных лесоучастков, где требуется дополнительное и весьма существенное финансирование на ле-совосстановительные работы, для строительства дорог, социальных объектов и т. п. Следовательно, соответствующие поправки потребуется внести и в некоторые главы Налогового кодекса РФ, которые регулируют налог на прибыль, налог на имущество и другие налоги.

В результате проведенных исследований автор предлагает ввести систему налоговых и неналоговых платежей за природопользование и внести изменения в Налоговый и Лесной кодексы РФ. Для обеспечения налоговых платежей автор предлагает ввести в Налоговый кодекс РФ специальную главу «Лесной налог» и гл. 32 «Сборы за побочное лесопользование».

В результате этого налоговые платежи будут пополнять местные бюджеты, что позволит решать социальные вопросы на местном уровне (занятость населения), а также защитные и охранные вопросы по лесопользованию и лесовосстановлению. По мнению заместителя председателя комитета Совета Федерации по бюджету В. А. Новикова, «...предложение о введении лесного налога имеет право на существование».

Автор считает, что гражданско-правовые отношения, сложившиеся в настоящее время, не способствуют развитию отрасли и не совершенны. Именно в последние годы увеличилась нелегальная заготовка древесины и масштабы этой деятельнос-

ти. Примером правовой недоработки арендных отношений между государством и лесопользователем является тот факт, что при аренде лесного участка на 49 лет и после изъятия (вырубки) леса на этом участке дальнейшие затраты на восстановление леса, его защиту и охрану будет нести только государство, которое является собственником этого участка. Для бизнеса это якобы убыточно. При этом не учитывается, что за право пользования лесным участком бизнес платит мизерную цену (30—50 руб. за 1 м3, тогда как рыночная цена круглого леса составляет от 1 200 до 2 500 руб. на внутреннем рынке и до 3 000 руб. на внешнем).

Исходя из изложенного, автор считает, что введение налоговой системы платности за объем изъятых ресурсов в сложившихся кризисных условиях в отрасли является объективной необходимостью. Государственный регулятивный механизм сможет сконцентрировать и распределить финансовые потоки для сохранения, воспроизводства, охраны и защиты национального достояния. Кроме того, лесные платежи уже действовали в практике лесопользования как налоговые, они имеют все признаки налога как с правовой точки зрения, так и в соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ. Налог считается законно установленным (обязательным для уплаты плательщиком), когда определены элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Основные элементы лесного налога представлены в таблице.

Налоговая система платежей является рыночным механизмом по регулированию взаимоотношений бизнеса и государства, которая через свою фискальную, регулирующую, стимулирующую и распределительную функции обеспечивает эффективную деятельность для бизнеса.

Механизм совершенствования организационно-правового регламента по реализации принципа платности в лесопользовании представлен на рис. 1 и 2.

Необходимо отметить, что в зависимости от того, какую правовую природу имеет рассматриваемый платеж (налог, сбор или компенсационный платеж гражданско-правового характера), будут зависеть, в частности, и последствия от неуплаты или несвоевременной уплаты данного платежа, порядок привлечения к ответственности за неуплату платежа, полномочия государственных контролирующих органов в отношении плательщика, порядок возврата излишне уплаченных сумм. Если

Основные элементы лесного налога

Показатель Определение Характеристика показателя, размерность

Субъект налога Лицо, на котором лежит юридическая обязанность по уплате налога за счет собственных средств Организация, осуществляющая лесопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации

Предмет налога Признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога. Предмет материального мира, с которым законодатель связывает налоговые последствия Древесина

Объект налога Юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта по уплате налога Факт вырубки древесины на корню

Единица налогообложения Единица масштаба налога, которая используется для количественного выражения налоговой базы м3

Налоговая база Часть предмета налога, с которой в соответствии с налоговым законом должен исчисляться налог Объем вырубленной древесины, м3

Налоговый период Срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства Квартал

Налоговая ставка Размер налога на единицу налогообложения Ставка в 7 %. Сборы осуществляются согласно постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»

Порядок исчисления налога Обязанность исчисления налога, осуществляемая в соответствии с порядком, предусмотренным для налогоплательщиков и налоговых органов налоговым законодательством Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового п ериода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки

Срок уплаты налога Определенный в налоговом законодательстве период времени (определенная календарная дата), в течение которого (до наступления которой) налогоплательщик обязан исполнить обязанность по уплате налога Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекши м налоговым периодом

Порядокуплаты налога Способисполненияобязанности поуплатеналога Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАТНОСТИ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Конституция Российской Федерации

Налоговый кодекс РФ

Арендная плата

Платежи за реализацию лесных насаждений

Платежи за рекреационное лесопользование (зависят от площади, га)

Общая о налогообложения

- предлагаемый организационно-правовой регламент, который устанавливает нормы: зачисления налогов и платежей на бюджетные счета Казначейства, распределения налоговых доходов по звеньям бюджетной системы государства, контроля за межбюджетными отношениями и сохранностью бюджетных ресурсов, а также устанавливает повышающий коэффициент платы за древесину, отпускаемую на корню

Рис. 1. Действующий организационно-правовой регламент функционирования системы лесных отношений и предлагаемый организационно-правовой регламент по реализации принципа платности природопользования (авторская разработка)

Рис. 2. Механизм совершенствования организационно-правового регламента функционирования системы лесных отношений и реализации принципа платности природопользования (авторская разработка)

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАТНОСТИ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция Российской Федерации

предлагаемый организационно-правовой регламент устанавливает нормы: зачисления налогов и платежей на бюджетные счета Казначейства, распределения налоговых доходов по звеньям бюджетной системы государства, контроля за межбюджетными отношениями и сохранностью бюджетных ресурсов, а также устанавливает повышающий коэффициент платы за древесину, отпускаемую на корню

Примечание: ФВЛР — фондвозобновляемыхлесных ресурсов.

признать лесной платеж налогом, т. е. платежом налогового характера, то на данный платеж будет распространяться законодательство о налогах и сборах, что будет иметь последствия по обязательной уплате платежа для лесопользователя.

По мнению автора, с введением лесного налога в Налоговый кодекс РФ фискальное и регулирующее значение лесных платежей должно, безусловно, возрасти. Это будет шагом к усилению контроля за использованием государственной собственности. Администрирование же платежей в рамках Лесного кодекса РФ, как показывает практика, не приносит должного эффекта.

Таким образом, предложенные автором пути совершенствования лесного и налогового законодательства в рамках изменения конфигурации системы ресурсных платежей и изменений некоторых правил регулирования лесных отношений (внесение поправок в Лесной кодекс РФ) могут решить задачи по пополнению казны государства налоговыми и неналоговыми платежами, повысить доходную базу местных бюджетов и создать предпосылки для дальнейшей реализации в лесном комплексе Российской Федерации принципа не-истощительного лесопользования.

Список литературы

1. Зозуля В. В. Природоресурсные платежи и налоги в доходах бюджета // Вестник Финансовой академии. 2008. № 4.

2. Зозуля В. В. К вопросу о платности возобновляемых природных ресурсов // Финансы и кредит. 2009. № 22.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). М.: Книга сервис. 2004.

4. Курогло А. Ю, Зозуля В. В. Налогообложение пользования возобновляемыми природными ресурсами: проблемы и перспективы / Харьковский национальный экономический университет // Сборник научных работ. 2010 № 4.

5. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

8. URL: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.