Научная статья на тему 'К вопросу о платности возобновляемых природных ресурсов'

К вопросу о платности возобновляемых природных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРСЫ / ЛЕС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зозуля В.В.

В статье утверждается, что формирование системы платежей за пользование лесными ресурсами окажет влияние на повышение доходности лесного фонда, его воспроизводство, а также экономическую и экологическую безопасность нашей страны. В систему платежей автор предлагает включить:лесной налог, ренту, налог на воспроизводство возобновляемых природных ресурсов, экспортную таможенную пошлину, сборы за побочное лесопользование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о платности возобновляемых природных ресурсов»

Вопросы экономики

к ВОПРОСУ О ПЛАТНОСТИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ресурсов

в.В. ЗОЗУЛЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовая академия при Правительстве РФ

В статье утверждается, что формирование системы платежей за пользование лесными ресурсами окажет влияние на повышение доходности лесного фонда, его воспроизводство, а также экономическую и экологическую безопасность нашей страны. В систему платежей автор предлагает включить:лесной налог, ренту, налог на воспроизводство возобновляемых природных ресурсов, экспортную таможенную пошлину, сборы за побочное лесопользование.

Ключевые слова: ресурсы, лес, налогообложение, рынок.

В Российском налоговом законодательстве уже в течение длительного времени происходят процессы реформирования, совершенствования, адаптации к современным рыночным условиям. Это касается, в частности, налогообложения природных ресурсов, которое является предметом множества споров, противоречивых нормативно-законодательных решений. И если в налогообложении за пользование невозобновляемыми ресурсами есть определенные позитивные изменения: совершенствуется нормативно-правовая база, действует налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), то налогообложение возобновляемых природных ресурсов требует кардинальных изменений теории, методологии и практики. Лесные ресурсы относятся к возобновляемым. И вопросы повышения доходности и их воспроизводства в современных рыночных условиях — важнейшая государственная задача.

Исторически государственные имущества «домены», к коим относились и леса, приносили значительные деньги в казну через подати, налоги, ренту.

Лесным называется доход, получаемый собственником лесного фонда за пользование лесными ресурсами. В нашем случае — это государство. Но складывается парадоксальная ситуация: государство не имеет дохода от этой собственности, так как расходы на ведение лесного хозяйства превышают доходы. Только в 2007 г. расходы (17,6 млн руб) на 7,1 млн руб. были больше, чем доходы (10,5 млн руб).

В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов. Лесной налог существует и там, где есть большие запасыи лесных ресурсов, и там, где они незначительны. Это ряд европейских стран, США, Канада. Возьмем, к примеру, ближайшего соседа России — Казахстан. Лесные платежи здесь регулируются налоговой системой. Статья 105 Лесного кодекса республики определяет, что плата за пользование государственным лесным фондом осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом. Ставки, порядок исчисления и уплаты за пользование лесным фондом также прописаны в Налоговом кодексе.

Уровень доходности лесопользования в странах, богатых лесом, довольно высокий. Россия же, хотя по количественным и качественным характеристикам лесного фонда занимает первое место в мире, имеет в этой сфере одну из самых низких доходностей. Причины такого перекоса — в слаборазвитой производственной инфраструктуре, инвестиционной непривлекательности отрасли, правовой и законодательной разрозненности.

Трудности заключаются и в том, что природа платежей за пользование лесным фондом не обозначена четко и однозначно, имеет противоречивые теоретические и практические методики и методоло-

80

финансы и кредит

гии. Это отрицательно влияет, в конечном счете, на экономическое состояние ЛПК. Лесной налог в действующем Российском законодательстве отсутствует. Однако в течение нескольких лет разрабатывались концепции, проекты и документы по лесным платежам как налоговым. Напомним, что в первой части НК РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ст. 13 «Федеральные налоги и сборы») лесной налог присутствовал. Но в дальнейших нормативно-правовых документах он был отнесен к неналоговым платежам.

Природные возобновляемые ресурсы имеют двойственный характер обложения. Общий — применяемый во всех отраслях национального хозяйства. И специфический — отражающий особенности предмета обложения. И если общая часть налогообложения имеет систему изъятия, администрирования, контроля, то специфическая — практически отсутствует.

Специфическим в лесной отрасли является лесопользование основное, включающее вырубку древесины на корню, заготовку живицы и др., и побочное, включающее заготовку дикорастущей продукции, сенокошение, пчеловодство и т. д. За пользование лесным фондом на основе договора аренды уплачивается арендная плата по утвержденным в 2007г. минимальным ставкам отпуска древесины на корню, с повышающим инфляционным коэффициентом. Регулируются платежи за пользование лесными ресурсами действующим Лесным кодексом. Причем, в этом документе отсутствуют ранее действующие понятия «платежи за лесопользование», «лесные подати», «лесные сборы». Все они отнесены в сферу аренды лесных участков. Непонятно, как представляют разработчики кодекса, к примеру, изъятие «аренды» за побочное лесопользование? Получается, что в отдаленном поселке жители должны заключить договоры аренды на сбор дикорастущей продукции, на сенокошение и др. Как и с кем они это будут делать, и для чего усложнять бюрократическими механизмами жизнеобеспечивающее для большинства сельских и лесных районов лесопользование? Однако в законе такая процедура прописана.

Фактически такой сложной процедурой как договор аренды на побочное лесопользование никто и не занимается. Ведь существовала простая, отработанная система платежей и сборов: уплатил в местном органе самоуправления сбор, получил разрешительный документ и пользуйся. Усложнение же процедур платежей за лесопользование приводит к увеличению незаконного изъятия природных ресурсов.

На основное лесопользование на конкурсной основе заключаются договоры аренды, краткосрочные и долгосрочные (от 1 года до 49 лет). По таксационным картам рассчитывается объем возможного изъятия лесных ресурсов, и по утвержденным ставкам определяются арендные платежи, которые зачисляются в федеральный бюджет по ставке 100 %. Эти арендные платежи имеют все признаки налога (3, с. 36). Но если арендный платеж имеет все признаки налога и не однозначно прописывается в нормативно-правовых документах, то мы имеем новую форму — арендное налогообложение. Однако в Налоговом кодексе такой формы нет, а в Бюджетном — платежи за пользование лесным фондом выступают как неналоговые.

Исследуя природу платежей за пользование возобновляемыми природными ресурсами, приходим к выводу, что арендные платежи выполняют все функции налогов. Но здесь также существуют противоречия: с одной стороны арендные платежи имеют все признаки налогов (объект, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период и др.). Но это может быть и рента — либо абсолютная, либо дифференциальная. Рента представляет собой доход, не связанный с предпринимательской деятельностью, регулярно получаемый собственником источника ресурса, приносящего доход. В нашем случае этот источник — лесные ресурсы, собственником которых является государство.

В условиях ограниченности природных и финансовых ресурсов в лесопользовании имеет место рентный и затратный подходы. Классический рентный подход включает государственное изъятие налоговыми и неналоговыми методами дополнительного дохода, полученного хозяйствующими субъектами за пользование природными ресурсами. Затратный метод направлен на возмещение нормативных затрат на воспроизводство, исследование, освоение, оценку, охрану природных ресурсов. Таким образом, в процессе пользования возобновляемыми природными ресурсами имеют место рентные отношения. А рента есть экономическая форма реализации права собственности на эти ресурсы. Но если аренда выполняет функции налога, то отсутствует рента, т. е. природный ресурс, являющийся собственностью государства изымается безвозмездно. Если же аренда выполняет функцию ренты, то природный ресурс не облагается налогом.

Созданная природой часть прибыли предприятия должна по справедливости и необходимости возвращаться природе и обществу и направляться

на общественные и экологические нужды. И государство как собственник природных ресурсов обязано обеспечить все условия для такого возврата и перераспределения части прибыли в пользу природы и общества.

В течение длительного времени вопрос о лесном налоге обсуждался и разрабатывался на уровне всех заинтересованных министерств и ведомств. Предполагалась даже добавить главу в Налоговый кодекс. Но, как отмечает В. В. Петрунин [2], процесс подготовки специальной главы по лесному налогу затормозился из-за противоречий между ведомствами. Видимо, здесь имеют место противоречия прежде всего между Рослесхозом и ФНС. Рослесхоз не желает обременять налогами свою отрасль. Это явно звучит в выступлениях его руководителей. Позиция же ФНС, направленная на снижение количества налогов, не приемлет включение в налоговую систему еще одного, что усилит нагрузку на налоговые органы. В ближайшие годы вопрос о лесном налоге, наверняка, будет рассматриваться на всех уровнях власти и найдет свое отражение в нормативно-правовых документах.

Подтверждением этой позиции является то, что ФНС рассматривает вопрос о принятии администрирования Лесной декларации под свой контроль. Каждый должен заниматься своим делом. Функциональная обязанность налоговых служб — фискальная, регулирующая, контролирующая. Рослесхоз должен заботиться о развитии производства, увеличении доходности лесной отрасли, а также воспроизводстве.

Позиция Президента и Правительства РФ однозначно определена в выступлениях Д. А. Медведева и В. В. Путина: при снижении налогового прессинга, крайне необходимо и ужесточение контроля, повышение доходности, особенно в приро-доресурсных отраслях национального хозяйства.

Большинство экспертов, среди которых директора ЛПК и их заместители, руководители лесхозов, экономисты и работники налоговых органов, на вопрос — нужен ли лесной налог? — ответили утвердительно. Работники лесхозов обеспокоены тем безвластием и беспределом, который в настоящее время имеет место как в основном, так и в побочном лесопользовании. Это незаконные вырубки древесины, огромные участки, заваленные отходами, пожары, нарушение растительного и лесного покрова не только лесопользователями, но и добытчиками полезных ископаемых. Так как контролирующая функция в лесопользовании в настоящее время неэффективна, а при объединении

(укрупнении) структурных подразделений лесной отрасли институт лесничих — главных представителей государственной власти по вопросам охраны лесов практически упразднен, то реальна угроза истребления лесного фонда.

Анализируя состояние налогообложения возобновляемых природных ресурсов, а именно, лесных, приходим к выводу, что действенной системы в настоящее время нет. Имеющиеся разрозненные формы и методы платежей за пользование этими ресурсами отрицательно сказываются на бюджете страны и регионов. Необходимо формирование единой системы налогов, платежей и сборов за пользование возобновляемыми природными ресурсами.

В целях совершенствования системы налогов, платежей и сборов за пользование возобновляемыми природными ресурсами можно предложить следующую схему:

— лесной налог по минимальной адвалорной ставке за объем изъятых ресурсов;

— рента, учитывающая различия плодородия, географические и другие таксационные параметры лесного фонда (существующая в настоящее время аренда);

— налог либо акциз на воспроизводство возобновляемых природных ресурсов для всех стадий использования лесных ресурсов — заготовка древесины, первичная и глубокая переработка, а также лесопользование;

— таможенные пошлины за экспорт древесины и продукции переработки лесных ресурсов;

— сборы за побочное лесопользование.

Минимальные ставки лесного налога при отпуске древесины определены постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 [4] по группам лесных пород, дифференцированным по некоторым параметрам: качество древесины (деловая, дровяная), размеры, расстояние вывозки за кубический метр изъятых лесных ресурсов. Конкретные ставки определяем с учетом двух поправочных коэффициентов: Кц, и Кт. Первый характеризует динамику мировых биржевых цен на лесные ресурсы, второй — экономико-географические условия эксплуатаций участков лесного фонда. Единая система не должна ухудшать положения налогоплательщика, но и одновременно обязана способствовать полноте изъятия в бюджет платежей за природные ресурсы. Целью формирования единой системы налогообложения являются повышение доходности лесного фонда, его воспроизводство, а также экономическая и экологическая безопасность нашей страны.

82

финансы и кредит

В развитие лесной отрасли инвестиции идут тяжело и сложно. Причины прежде всего в слабой нормативно-правовой базе, юридической защите инвестора, слаборазвитой лесной производственной инфраструктуре, коррупции. Но важнейшим является то, что нет документально подтвержденной лесотаксационной характеристики лесного фонда, его качественных и количественных параметров.

Из школьной программы мы помним, как узнать возраст дерева: надо посчитать количество колец на спиленном его основании. Кто считает сегодня, какую сосну арендаторы вырубили — спелую, которой 80 лет, или еще в стадии роста? И это уже мировая проблема. Так как от качества и количества леса зависит водный, кислородный и в целом экологический баланс Планеты.

«Берегите русский лес» — это призыв ряда ученых и писаталей XIX и ХХ веков, таких как

И. И. Янжул, Н. И. Тургенев и др. Проблема эта еще

более актуальна сегодня — в XXI веке.

Список литературы

1. Пансков В. Г. О некоторых проблемах формирования российской налоговой системы, «Финансы». 2007, № 3.

2. Петрунин В. В. Платежи за пользование лесным фондом: формулировки лесного кодекса нуждаются в уточнении, «Налоговая политика и практика». 2008, № 4.

3 Зозуля В. В. Проблемы платежей за пользование лесными ресурсами, «Финансы». 2007, № 11.

4. О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 (в ред. от 30.06.2007 № 419).

Реклама в журналах Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Мы гарантируем Вам:

s Оперативное размещение s Гибкую систему скидок s Индивидуальный подход s Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: s Самые низкие цены

s Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ s Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки s Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 721-85-75, http: www.fin-izdat.ru

E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.