Научная статья на тему 'Налогообложение в Лесном секторе экономики: проблемы и перспективы'

Налогообложение в Лесном секторе экономики: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1020
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ ДОХОД / РЕНТА / АРЕНДА / ЛЕСНОЙ НАЛОГ / ЛЕСНАЯ ПОДАТЬ / ПОПЕННАЯ ПЛАТА / ЛЕСНОЙ ФОНД / FORESTRY INCOME / LEASE / RENT / FOREST TAX / PAYMENTS BASED ON THE NUMBER OF TREES CUT / FOREST FUND

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Зозуля Валентина Владимировна

Правовая природа платежей за пользование лесными ресурсами в настоящее время имеет неналоговый статус. Последствия этого напрямую отражаются на эффективности, доходности от пользования лесными ресурсами. Автор считает, что налоговый статус платежа более эффективен, имеет отработанную систему администрирования, механизм воздействия на недоимщиков, и может существенно повлиять на повышение доходов в лесном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation in the Forestry Sector: Problems and Prospects

The legal nature of payments for the usage of forest resources has a non-tax status. The consequences are reduced efficiency, poorer profitability of forest resources utilization. The authors opinion is that giving a tax status to the payments is a more effective measure. A well-developed system of administration and a mechanism to deal with defaulters is already in place, which can substantially increase income in the forestry sector of economy.

Текст научной работы на тему «Налогообложение в Лесном секторе экономики: проблемы и перспективы»

ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ

в.в. ЗОЗУЛЯ

к.э.н., докторант Финакадемии

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ:

ПРОБЛЕМЫ и перспективы

Лесные богатства России - это социальный, экономический, экологический ресурс мирового значения, включающий воспроизводство и охрану флоры и фауны, переработку древесины и даров природы, производство широкого спектра товаров бытового и производственного назначения, создание экологического и климатического баланса планеты. В национальной экономике лес и продукты его переработки используются практически во всех отраслях, российский лес является предметом экспорта в большинство стран мира. В течение длительного времени отношение к лесным ресурсам в общественном сознании было как к «даровому», бесплатному, данному природой ресурсу. Именно эта причина, на наш взгляд, лежит в основе затратно-доходного механизма в пользовании лесными ресурсами: затраты высокие - доходность низкая.

По уровню производства продукции из древесины и потребления на душу населения Россия уступает многим промышленно развитым странам мира, и, прежде всего, из-за слабого развития глубокой переработка древесины и других сырьевых ресурсов, добываемых в лесу. На низком уровне находятся инвестиционная привлекательность лесного сектора экономики России, а также конкурентоспособность отечественной продукции ле-сопереработки. Уровень дохода от использования лесного фонда в десятки раз ниже, чем в европейских странах. По этим причинам около 50% заготавливаемой древесины Россия экспортирует как сырьё, круглый, необработанный лес. Так, в 2008 г. заготовлено 112 млн куб.метров древесины, экспортировано 51, 7 млн куб.метров круглого леса.

Проблема повышения доходности лесных ресурсов остаётся актуальной уже не одно столетие. Сбор попенных денег со срубленных в казённых лесах деревьев ужесточился в конце ХУШ века

царским указом в интересах общества и государства. Причиной ужесточения послужило повсеместное истребление лесов. Леса вырубались не только для производства строительной и другой лесной продукции, но и с целью образования пахотных земель, что грозило истощением лесных ресурсов. Управлением казёнными лесами занималось Министерство государственных иму-ществ; заботясь о повышении доходности, проводило лесоустроительные работы, а также вводило законы о сохранение лесов. Источником средств на возобновление лесных ресурсов служили лесные подати (попенная плата) [6].

Современное состояние доходности за пользование лесными ресурсами, имеет множество проблем экономического, правового и организационного порядка. В данной статье мы рассмотрим состояние платности за лесопользование, её изменения и в целом становление налоговой и неналоговой системы природоресурсных платежей в Российской Федерации.

Платежи за пользование природными ресурсами были введены Законом РСФСР № 2118-1, от 27.12.1991, «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которые имели налоговый статус и состояли из арендной платы и лесной подати (попенной платы). Законом № 3331-1 от 07.06. 1992, «Закон о Федеральном бюджете на 1992 г.», введены отчисления (сбор) на воспроизводство, охрану и защиту лесов, которые в дальнейшем были отменены в 1995 г. законом № 65 от 06.06.2003.

В закон № 2118-1 были внесены изменения, предусматривающие поступление платы за пользование природными ресурсами по минимальным ставкам в федеральный бюджет, а повышающийся коэффициент, который ежегодно определялся законом о Федеральном бюджете, зачислялся в ре-

гиональные бюджеты. Как мы видим платежи за пользование лесными ресурсами в течение длительного времени были налоговыми, кроме того, государство проявляло заботу о восстановлении (воспроизводстве) лесного фонда. А отмена сбора на воспроизводство и переложение этого государственного дела на арендаторов - это политика, направленная на истребление русского леса. К каким техногенным катастрофам это приведёт?

Недавно произошла крупнейшая авария на Саяно-Шушенской ГЭС, где погибли люди, а последствия её трудно предсказуемы, и пока оцениваются только миллиардами долларов на восстановление агрегатов ГЭС. Никто не может сегодня предсказать социальные, климатические, экологические последствия этой аварии. В лесной отрасли национального хозяйства проблемы не менее важные и последствия от их несвоевременного решения могут привести к ещё более глобальным катастрофам.

До принятия постановления Правительства РФ № 127, от 19.02.2001 г. «Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню», начисления платежей осуществлялись по ранее действующим документам СССР. Платежи регулировались постановлением Совета Министров СССР № 1045, от 30.10 1981г., «Правила отпуска древесины на корню в лесах СССР», и инструкцией Министерства финансов СССР от 10.05.1973 г. № 100, «По лесному доходу» (с изменениями и дополнениями от 06.08.1982 г., № 110). Постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 г. № 867 были приняты минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, включающую

в себя налог на земли лесного фонда, который составлял 5% размера минимальной ставки. Кроме того, этим же Постановлением, п.9 были определены лесотаксовые разряды и корректирующие коэффициенты с учётом ликвидного запаса древесины на один гектар лесосеки. Минимальные ставки при отпуске древесины для сплошных рубок главного пользования и прочих рубок корректируются с учётом ликвидного запаса древесины на 1 гектар лесосеки путём умножения минимальных ставок на корректирующие коэффициенты (табл. 1).

Минимальные ставки дифференцированы по основным и неосновным лесным породам, по ле-сотаксовым районам и лесотаксовым поясам, по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам), а также в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам) [4].

В тех случаях, когда отпуск древесины на корню производится по минимальным ставкам с применением скидок и надбавок, окончательная величина минимальной ставки округляется до 0,1 рубля за 1 плотный куб. метр древесины.

Действующие в настоящее время минимальные ставки определены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 (в ред. от 30.06.2007 № 419). «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Для расчёта платежей применяются повышающие коэффициенты, учитывающие ценовые изменения, ежегодно они принимаются законом «О Федеральном бюджете» (табл. 2).

Таблица 1

Корректирующий коэффициент при отпуске древесины на корню

Ликвидный запас древесины на корню (плотный куб.м на 1 га) Корректирующий коэффициент

До 100 0,9

100,1-150 1,0

150,1 и более 1,05

Таблица 2

Коэффициенты для расчета платежей за древесину

Года Коэффициент Нормативный акт

1999 1,4 Федеральный закон о Федеральном бюджете на 1999 г

2000 1,2 Федеральный закон от 31.12.1999 № 227-ФЗ

2001 1,0 Не увеличивался

2002 1,0 Не увеличивался

2003 1,0 Не увеличивался

2004 1,4 Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ

2005 1,5 Федеральный закон от 23.12.2004 № 173-ФЗ

2006 1,6 Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ

2007 1,8 Федеральный закон от 19.12.2005 № 238-ФЗ

2008 1,15 Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ

2009 1,3 Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ

Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. метров и крутизне склона до 20 градусов. В других случаях к минимальным ставкам применяются корректирующие коэффициенты [4].

Налогообложение в лесной отрасли имело два направления: общее и специфическое. Но с переводом платежей за пользование лесными ресурсами в неналоговые платежи, с 2005 г. арендная плата и лесная подать регулируются и админист-рируются Федеральным агентством «Рослесхоз», а в действующем с 2007 г. Лесном кодексе понятия «лесная подать» нет [3].

Все виды хозяйственной деятельности предприятий лесной и лесоперерабатывающей отрасли подлежат общему налогообложению. Специфическими в течение длительного времени являлись платежи за использование лесных ресурсов (лесного фонда), это «попенная плата» и «лесная подать». Объектом налогообложения считался объём древесины, отпускаемой лесопользователю, на корню.

Лесные подати взимались при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при долгосрочной аренде участков лесного фонда.

До введения в действие Основ лесного законодательства РФ, принятых Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 6 марта 1993 г., плата по лесным таксам (ставкам) за древесину, отпускаемую на корню, ветровальную, буреломную и валежную древесину, заготовку живицы, барраса, еловой серки, второстепенных лесных материалов называлась попенной платой (она составляла и сейчас составляет до 90 % всех поступлений за пользование лесным фондом). Необходимо отметить, что понятия «лесная подать», «попенная плата» применялись в России более двух веков, за рубежом это понятие используется до настоящего времени. Дословно понятия означали: - «заплатить лесную подать за вырубленный лес, по количеству, т.е. по пням». Понятие «арендная плата» применяется во второй половине 20-го века, когда вводят платность за пользование лесными ресурсами и принимаются нормативно-правовые документы, основы налоговой системы, оформляются законодательно земельные и лесные отношения. В действующем Лесном кодексе понятия «лесная подать», «попенная плата» заменены термином «арендная плата». Однако в практической деятельности «лесная подать» и «попенная плата» широко применяются до настоящего времени [2].

Мы считаем, что термин «лесная подать» -наиболее полно отражает сущность такого явле-

ния, как плата за пользование лесным фондом, и в своей работе используем это понятие определяя его как - платёж за любое пользование лесным фондом в производственных, рекреационных и бытовых целях. Лесная подать рассчитывается по формуле:

Лп = Смин х Ккор, где Лп - лесная подать;

Смин - минимальная ставка;

Ккор - корректирующий коэффициент.

Кроме лесных податей за основное лесопользование, в лесной отрасли имеются и другие виды доходов: средства, полученные от продажи бесхозной древесины и лесопродукции, от продажи секвестрованной у лесонарушителей древесины, штрафы, пени, неустойки. Платежи за использование всех видов лесных ресурсов в совокупности составляют лесной доход.

Древесина на корню, реализуемая по лесным таксам, по своему происхождению имеет двойственный характер. С одной стороны, это природный ресурс, с другой - ресурс, воспроизводимый при содействии человека. В силу этого лесная подать (попенная плата) за древесину на корню и её составные элементы имеет рентное и затратное содержание, представляет собой форму изъятия в доход государства дифференциального дохода (ренты) и возмещение расходов на ведение лесного хозяйства. Этот платёж состоит из трёх элементов: издержек по воспроизводству лесных ресурсов, ренты и нормы прибыли. Лесной доход характеризует в денежной форме систему экономических отношений, связанных с созданием, распределением и использованием лесных ресурсов, и выражает определённые экономические отношения между лесным хозяйством и другими отраслями народного хозяйства по поводу использования лесных ресурсов.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда, федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, либо определяются по результатам лесных аукционов.

До 1995 г. лесные подати взимались в натуральной и денежной форме. В натуральной - как часть объёма добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Формы внесения лесных податей определялись районными (городскими) органами власти и оговаривались в разрешительном документе по каждому объекту

пользования. Лесные подати взимались в виде разового или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия документа, разрешающего пользование лесным фондом.

Порядок и сроки внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливались Государственной налоговой службой Российской Федерации до 2005 г. по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, в зависимости от объёмов предоставленных в пользование ресурсов и иных условий.

С введением Нового Лесного кодекса в 2007 г. платежи за пользование лесным фондом являются не налоговыми и выступают в форме арендной платы [2].

Статья 73 нового лесного кодекса определяет размер арендной платы на основе минимального размера арендной платы в зависимости от видов использования участков лесного фонда, с изъятием лесных ресурсов либо без изъятия; в ранее действовавшем Лесном кодексе арендная плата определялась на основе ставок лесных податей. В понятиях «минимальныйразмер» арендной платы, и ставки «лесных податей» речь идет о «минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» (Постановления № 127-2001 г.; и № 310-2007 г.), то есть изменилось лишь название платежа, содержание и сущность остались прежними [4].

Размер арендной платы и порядок её внесения определяются договором. Размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учётом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид пользования.

Существенные изменения в новом Лесном кодексе, на наш взгляд, следующие: введение нового порядка использования лесов; разработка плана использования арендуемого участка лесного фонда «Лесной план», и отчётность по лесной декларации. Это влияет на более точное определение объёмов наличия и изъятия ресурсов и, соответственно, на базу исчисления платежей. Ранее лесопользование допускалось только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Названные документы признаются действительными до истечения срока их действия (ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом их освоения (ст. 26 Кодекса). Согласно утверждён-

ному Порядку заполнения и подачи лесной декларации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, обязаны ежегодно подавать декларацию в органы государственной власти или органы местного самоуправления. В декларации отражается информация о лесопользователе, дата и номер договора, декларируемый период, наименование органа, утвердившего экспертизу проекта освоения лесов, дата утверждения. Более полная информация о лесопользовании должна вноситься в приложение к лесной декларации (Приказ МПР РФ от 02.04.2007 № 74).

Согласно ст. 85 и 86 Лесного кодекса, лесной план является документом лесного планирования. В нём определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. В соответствии с Правилами, лесной план должен включать характеристику состояния лесов и их использования; основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов. План составляется на 10 лет и утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ [2].

Совершенствование законодательной базы, определяющей уровень и статус платежей, имеет важное значение в создании системы платности за пользование природными ресурсами. Но признание лесных платежей как неналоговых, с нашей точки зрения, в условиях становления и развития рыночных отношений, равно как и налоговой системы, нецелесообразны. Причин несколько:

- налоговый статус платежа имеет отработанную, жёсткую систему администрирования, механизм воздействия на недоимщиков, тогда как отраслевое ведомство действует через длительные судебные процедуры, порой бесперспективно, что снижает уровень пополнения бюджета;

- крайне низкий уровень ставок за пользование лесными ресурсами;

- большое количество посредников, которые через маржу увеличивают стоимость древесины, тем самым имеют «сверхдоход», то есть присваивают ренту.

Наши предложения по совершенствованию платежей за пользование природными ресурсами основываются на трёхуровневой системе экономического регулирования системы платности в лесном секторе экономики, включающей взимание:

- лесного налога за основное лесопользование;

- налога на воспроизводство лесного фонда;

- сборы за побочное и рекреационное лесопользование.

Итак, правовая природа платежей за пользование лесными ресурсами в настоящее время имеет неналоговый статус. Последствия этого напрямую отражаются на эффективности, доходности от пользования лесными ресурсами. При налоговом статусе платежей действуют нормы налогового законодательства. Неналоговое администрирование платежей за лесопользование осуществляется в рамках действующего Лесного кодекса и имеет ряд существенных недостатков. Прежде всего, это выражается в системе контроля, своевременности и полноты уплаты. Региональная система управления лесным комплексом создаёт свои структурные подразделения по контролю и изъятию арендных платежей. Практически эти подразделения выполняют все функции налогового администрирования. Противники налогового статуса платежей за пользование производственными лесными ресурсами (заготовка древесины, живицы и др.), это, прежде всего, «Рослесхоз» и ФНС, которые, на наш взгляд, поощряют хищническое истребление леса [5]. Лесное ведомство

имеет механизм влияния на распределительную систему при арендных отношениях не только через аукционы, и такая система платежей их, вероятно, устраивает. Арендная же плата, даже с учётом всех повышающих коэффициентов, не покрывает и тысячной доли расходов на воспроизводство изъятых лесных ресурсов. Федеральная налоговая служба, по видимому, не желает брать на себя ответственность за налоговое регулирование важнейшего для государства промышленного, социального и экологического ресурса, каковым является лес.

Мировое сообщество рассматривает лес как один из глобальных факторов обеспечения устойчивого развития человечества и экологической безопасности его жизнедеятельности, так как именно лес является главным механизмом регулирования и очистки водного стока, эффективным средством предотвращения эрозии, сохранения и повышения плодородия почв, основным участником круговорота кислорода и углекислого газа, глобальным фактором формирования климата. Лесные богатства могут и должны стать приоритетными в национальной экономике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.92 г. (в редакции изменений и дополнений).

2. Лесной кодекс Российской Федерации : федер. закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ в (в редакции последующих изменений).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: В двух частях. - 10-е изд. - М.: «Ось-89», 2009. - 704 с.

4. О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310.

5. Петрунин В.В. Налоги, сборы и другие платежи за пользование природными ресурсами в 2007 году: комментарии; Библиотечка Российской газеты, Выпуск № 4.

6. Полное собрание законов Российской империи, тт. 1У-УИ, СПб., 1830 г.

7. Лесопромышленный комплекс - www.rwt.ru.

8. www.gosscomstat.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.