Использованные источники
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Цыпранюк С. Ю. Таможенные операции в воздушных пунктах пропуска: состояние и направления совершенствования // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 203-208.
3. Липатова Н. Г., Цыпранюк С. Ю. Повышение эффективности деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 51-58.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/.
5. Россия в цифрах. 2017: краткий статистический сборник / Росстат. М., 2017. 511 с.
6. Цыпранюк С. Ю. Оценка качества предоставления государственных услуг таможенными органами в аэропортах // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. C. 132-138.
7. Липатова Н. Г. Моделирование как инструмент повышения качества и обоснованности научных результатов // Вестник Российской таможенной академии. 2007. № 1. С. 112-115.
С. В. Новиков
совершенствование системы оценки таможенного контроля после выпуска товаров
В статье сформулированы направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров. На основе анализа ряда направлений выбрано наиболее актуальное - совершенствование системы оценки таможенного контроля. Выявлены недостатки действующей системы оценки таможенного контроля после выпуска товаров; выработаны предложения по ее совершенствованию.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска; направления совершенствования; система оценки; показатели эффективности; показатели результативности; индикативные показатели.
S. V. Novikov
improvement of the assessment system of customs control after the release of goods
Directions of improvement of customs control after the release of goods are defined in the article. Based on the analysis of a number of areas, the most relevant was chosen - improvement of the customs control assessment system. The shortcomings of the existing system of customs control after release of goods are revealed; proposals for its improvement are developed.
Keywords: customs control after the release of goods; areas of improvement; assessment system; efficiency indicators; performance indicators; indicative figures.
Сокращение времени на проведение таможенных операций и повышение роли таможенных органов в создании благоприятных условий для развития внешней
торговли при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) способствуют развитию международной торговли и осуществлению внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Обеспечение баланса между сокращением времени на проведение таможенных операций и проведением качественного таможенного контроля является актуальной и важнейшей задачей для таможенных органов в современных условиях. Учитывая, что количество участников ВЭД носит массовый характер (более половины предприятий Российской Федерации (РФ) осуществляют ВЭД), а номенклатура перемещаемых ими товаров описывается десятками тысяч кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), обеспечение указанного баланса может быть достигнуто только при перемещении таможенного контроля на этап после выпуска.
Таможенный контроль после выпуска - комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при совершении таможенных операций [1]. Необходимость развития данного направления обозначена в стратегических документах национального и международного уровней [2; 3; 4]. Так, согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [3] таможенный контроль после выпуска товаров является одним из одиннадцати стратегических направлений развития Федеральной таможенной службы (ФТС России) и рассматривается как органичный и неотъемлемый элемент единой системы таможенного контроля, требующий развития правовых основ и методологического обеспечения. Совершенствование указанного направления получило развитие и в «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [4], в которой описано становление таможенного контроля после выпуска товаров, а также цели совершенствования таможенного контроля после выпуска на период 2017-2020 гг.
Анализ научных и нормативных правовых источников, отражающих вопросы таможенного контроля после выпуска товаров, позволил сформулировать направления совершенствования указанного вида контроля:
1. Унификация нормативного правового регулирования таможенного контроля в государствах - членах ЕАЭС. Порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров в условиях функционирования ЕАЭС регулируется на международном, региональном и национальном уровнях. Несмотря на процессы унификации регулирования таможенного контроля в ЕАЭС, в государствах - членах ЕАЭС продолжают существовать определенные различия в сроках и порядке его проведения [5, с. 41]. Унификация нормативного правового регулирования и правоприменения позволит повысить качество и эффективность таможенного контроля после выпуска товаров.
2. Автоматизация и развитие процессов выбора объектов проверочных мероприятий. Организация и проведение целенаправленного отбора объектов проверочных мероприятий - наиболее важные этапы процесса таможенного контроля после выпуска товаров, от которых зависит дальнейший результат проверочных мероприятий. Результативность таможенного контроля после выпуска товаров в существенной мере определяется качеством аналитической работы по выбору объектов контроля [6]. Определение объектов для таможенных проверок проводится с использованием системы управления рисками (СУР) на основании
информации, поступающей от функциональных подразделений таможенных органов в форме информационно-аналитических справок (ИАС), государственных и контролирующих органов, международных организаций и бизнес-сообществ.
3. Развитие механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия государственных органов исполнительной власти при организации таможенных проверок, проведение скоординированных проверок, в том числе во взаимодействии с налоговыми и другими правоохранительными органами. Для ФТС России организация информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), участвующими в государственном регулировании ВЭД, рассматривается как одно из направлений повышения эффективности таможенного контроля за счет повышения уровня информационного обеспечения и сокращения времени совершения таможенных операций [7, с. 4].
4. Создание методологической базы проведения таможенного контроля на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности, в том числе с учетом использования методических рекомендаций Всемирной таможенной организации (ВТамО) (Guidelines for post-clearance audit) [8] и международного опыта таможенного контроля на основе методов аудита. Изучение международного опыта организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров в различных странах мира является одним из перспективных направлений повышения эффективности и совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров в государствах - членах ЕАЭС.
5. Международное взаимодействие таможенных служб государств - членов ЕАЭС. Развитие международного сотрудничества, разработка международных соглашений в области таможенного контроля после выпуска товаров являются важнейшими аспектами совершенствования. Данное направление является актуальным при проведении таможенного контроля после выпуска товаров в отношении товаров, которые были вывезены за пределы таможенной территории ЕАЭС.
6. Использование механизма прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю, а также развитие института маркирования товаров в целях исключения применения проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей [4]. Согласно Распоряжению Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 № 14 [9] под прослеживае-мостью понимаются особенности организации учета операций, осуществляемых в отношении товаров в соответствии с требованиями, определенными Соглашением об установлении механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах - членах ЕАЭС, в целях контроля оборота товаров.
7. Развитие информационной базы контроля, позволяющей принимать обоснованные решения о планировании таможенных проверок и об эффективном выборе объектов для целей таможенного контроля на основе анализа полученной в результате накопления и обобщения имеющейся у таможенных органов информации.
8. Развитие системы оценки контроля. Одним из методов определения уровня проводимого таможенного контроля после выпуска товаров является развитие оценки соответствующего вида контроля. Система оценки таможенного контроля после выпуска товаров - необходимый инструмент управления деятельностью
таможенных органов, который позволяет выявлять отклонения от параметров, заданных при планировании, и разрабатывать мероприятия по их устранению. Остановимся подробнее на данном направлении совершенствования.
Отправной точкой совершенствования всей системы оценки таможенных органов считается принятие приказа ФТС России от 24.02.2016 № 345 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2016 год» [10]. С внедрением показателей эффективности (ПЭ), показателей результативности (ПР) и индикативных показателей (ИП) в 2016 г. существующая с 2005 г. система контрольных показателей эффективности деятельности (КПЭД) и аналитических показателей эффективности деятельности (АПЭД) прекратила свое существование.
При этом под показателями результативности понимаются «показатели итоговых общественно значимых результатов, на достижение которых оказывает непосредственное воздействие деятельность таможенных органов». В свою очередь, показатели эффективности характеризуют «достигнутые результаты деятельности таможенных органов по сравнению с затраченными трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами». Индикативные показатели служат для «мониторинга состояния регулируемой сферы и реализации государственной политики, диагностики возникающих проблем и определения причин их возникновения» [11, с. 49].
Действующая система показателей оценки таможенного контроля после выпуска товаров включает:
1) целевые показатели, направленные на достижение цели деятельности таможенных органов в стратегических документах [3; 4] (табл.);
2) показатели результативности, эффективности деятельности и индикативные показатели региональных таможенных управлений (РТУ) и таможен, непосредственно подчиненных (ТНП) ФТС России [10];
3) показатели результативности, эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России [12].
На основании данных таблицы можно сделать следующие выводы:
- показатели, установленные в стратегических документах, направлены на увеличение профилактических таможенных проверок в отношении участников ВЭД. По нашему мнению, это обусловлено тем, что такие проверки ориентированы на осуществление контроля в отношении лиц, отнесенных к категории низкого риска нарушения таможенного законодательства, доля которых, как известно, в последние годы значительно увеличилась;
- показатель № 2, установленный в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года», совпадает с показателем № 2, установленным в «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года», целевое значение выполнения которого установлено с 82% в 2017 г. до 85% к 2020 г. (рис. 1). Также следует отметить, что доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок (в процентах) является показателем, который разработан в целях определения эффективности противодействия преступлениям и административным правонарушениям [13, с. 20].
Таблица
Целевые показатели и индикаторы таможенного контроля после выпуска товаров
Стратегические документы Характеристика показателей и индикаторов
Целевые индикаторы Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [3] 1. Доля таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, проводимых в том числе на основании результатов применения системы управления рисками и категорирования участников ВЭД, в общем количестве таможенных проверок (с 15,3% в 2012 г. до 70% к 2020 г.)
2. Результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле (с 72% в 2012 г. до 85% к 2020 г.)
Целевые показатели Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [4] 1. Доля объектов таможенного контроля после выпуска товаров, по которым проводится мониторинг (аудит), от общего количества объектов таможенного контроля после выпуска товаров, относящихся к низкому уровню риска нарушения таможенного законодательства
2. Результативность таможенных проверок, проводимых на основании информации о наличии признаков нарушения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС в сфере таможенного регулирования, и законодательства РФ о таможенном деле
90 80 70 60 50 ■ 40 '30 20 10
20
82
25
83
30
84
35
85
2017
2018
Годы
2019
2020
Условные обозначения: Ц доля объектов таможенного контроля после выпуска товаров, по которым проводится мониторинг (аудит), от общего количества объектов таможенного контроля после выпуска товаров, относящихся к низкому уровню риска нарушения таможенного законодательства, %; Ц результативность таможенных проверок, проводимых на основании информации о наличии признаков нарушения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС в сфере таможенного регулирования, и законодательства РФ о таможенном деле, %.
Рис. 1. Значения целевых показателей таможенного контроля после выпуска товаров, установленные в «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года»
0
Как показал анализ, установленные значения по показателю результативности уже достигнуты в 2017 г. (см. рис. 1). Результативность таможенных проверок составила 87% к 82% запланированным. Достижение результата свидетельствует
о повышении качества работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. Однако данный показатель является несовершенным, так как с его помощью нельзя выявить объективные проблемы, существующие в деятельности таможенных органов. Одной из таких проблем является повышение уровня задолженности по результатам таможенного контроля после выпуска товаров при увеличении количественных значений результативности. Так, с 2011 г. задолженность по уплате таможенных платежей после выпуска товаров постоянно возрастала, при этом количественные значения показателя результативности не уменьшались (рис. 2).
100 90 80 70
ё 60
I 50
о
£ 40 30 20 10 0
69
71
73
82
78
87
2011
2012
2013
2014
2015
2016
Условные обозначения:
Годы
результативность таможенного контроля после выпуска товаров,
6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00
б у
р
р л
задолженность по уплате таможенных платежей, образовавшаяся по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, млрд руб.;
Рис. 2. Динамика задолженности, образовавшейся по результатам таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России в 2011-2016 гг., млрд руб., и показателей задолженности в 2011-2016 гг.
Однако задолженность по результатам анализа показателей эффективности, результативности и индикативных показателей таможенного контроля после выпуска товаров не включена ни в один из показателей. Кроме того, для действующей системы оценки таможенного контроля после выпуска товаров свойственны также другие недостатки. Так, индикативные показатели, характеризующие качество проверочных мероприятий, состояние подконтрольной сферы, а также объем задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, не установлены. Основную часть показателей составляют индикативные показатели, которые оценивают количественные и материальные результаты деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. Индикативные показатели деятельности центрального аппарата ФТС России и показатели эффективности территориальных таможенных органов не выработаны. Действующая система показателей оценки таможенного контроля после выпуска товаров представлена на рис. 3.
01 01
Источник: составлено автором на основании приказов ФТС России от 30.10.2017 № 1720 [12] и от 11.01.2018 № 14 [14].
Рис. 3. Действующая система показателей оценки таможенного контроля после выпуска товаров
По нашему мнению, для совершенствования представленной системы показателей таможенного контроля после выпуска товаров необходимо:
1. Ввести новый индикативный показатель «Задолженность по уплате таможенных платежей, образовавшаяся по результатам таможенного контроля после выпуска товаров», который относился бы к группе «Индикативные показатели, характеризующие непосредственное состояние подконтрольной сферы, а также негативные явления, на устранение которых направлена контрольно-надзорная деятельность». Расчет показателя можно было бы осуществлять следующим образом:
З=1 Дпл-I Впл, (1)
где З - задолженность по уплате таможенных платежей, образовавшаяся по результатам таможенного контроля после выпуска товаров;
Дт - суммы таможенных платежей, пеней и штрафов доначисленные подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров за ^й период;
Впл - суммы таможенных платежей, пеней и штрафов взысканные подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров за ^й период.
2. Изменить методику расчета показателя «Экономическая эффективность таможенных проверок», при расчете которого учитывать «соотношение сумм взысканных таможенных платежей по результатам таможенного контроля после выпуска товаров к суммам затрат на содержание подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (фонд заработной платы)» [15]. Расчет показателя следует осуществлять по формуле:
E = 100, (2)
Ф 4 /
зп
где Б - эффективность таможенного контроля после выпуска товаров;
Впл - суммы таможенных платежей, пеней и штрафов, взысканные подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров за ^й период;
Фзп - суммы затрат на содержание подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (фонд заработной платы) за ^й период.
3. Уточнить показатель «Результативность таможенных проверок после выпуска товаров», относящийся к группе показателей результативности деятельности территориальных таможенных органов. На наш взгляд, указанный показатель является обобщенным и не позволяет объективно оценивать различные аспекты результативности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. Целесообразно рассчитывать не обобщенный показатель, а показатели результативности:
- камеральных таможенных проверок после выпуска товаров;
- выездных таможенных проверок после выпуска товаров;
- проверок с использованием информационного сервиса «Таможенная проверка» личного кабинета участника ВЭД.
Реализация данных предложений поможет улучшить оценку таможенного контроля после выпуска товаров. Адекватная и своевременная оценка такой деятельности, а также анализ всего спектра показателей позволят таможенным органам своевременно выявлять проблемы таможенного контроля после выпуска товаров и находить оптимальные варианты решения.
Использованные источники
1. Приказ ФТС России от 07.12.2007 № 1516 «Об утверждении концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Агамагомедова С. А. Таможенный контроль после выпуска товаров в государствах - членах Таможенного союза: сравнительный анализ // Сравнительные правовые и политические исследования. 2013. Т. 1. № 1. С. 41-45.
6. Черемухина А. В. Совершенствование методических основ таможенного контроля после выпуска товаров на основе разработки концепции целенаправленного отбора объектов таможенных проверок: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2013. 169 с.
7. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.
8. Guidelines for post-clearance audit World Customs Organization. June 2012 // Методические рекомендации Всемирной таможенной организации по проведению таможенного контроля на основе методов аудита.
9. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 № 14 «О создании механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах - членах Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. URL: www.alta.ru.
10. Приказ ФТС России от 24.02.2016 № 345 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2016 год».
11. Кнышов А. В. Порядок организации и проведения мониторинга показателей деятельности таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 1. С. 47-54.
12. Приказ ФТС России от 30.10.2017 № 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России».
13. Немирова Г. И., Лазарев Д. Ю. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в формировании доходов федерального бюджета // Финансовый журнал. 2015. № 6. С. 17-23.
14. Приказ ФТС России от 11.01.2018 № 14 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 30.10.2017 № 1720».
15. Новиков С. В. Подход к оценке эффективности таможенного контроля после выпуска товаров // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов / под общ. ред. канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Н. Г. Липатовой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 78-85.