Научная статья на тему 'Совершенствование системы обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга'

Совершенствование системы обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
903
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-СТРАХОВОЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиясулов М.М.

В статье анализируются понятие, сущность и структура социального страхования, его роль и место в системе социальной защиты населения. Выявляются ключевые проблемы развития социального страхования в России на современном этапе. Предлагается механизм совершенствования обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга»

Страхование

УДК 368

совершенствование системы

обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга

м. м. гаджиясулов,

соискатель кафедры информационных технологий и моделирования экономических процессов E-mail: pfr-makhach@bk.ru Дагестанский государственный университет

В статье анализируются понятие, сущность и структура социального страхования, его роль и место в системе социальной защиты населения. Выявляются ключевые проблемы развития социального страхования в России на современном этапе. Предлагается механизм совершенствования обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга.

Ключевые слова: социальная защита, социальное страхование, концепция, социально-страховой маркетинг.

Среди множества проблем, с которыми сталкивается современное общество, одними из самых трудноразрешимых являются проблемы социального характера. Человечество встречается в процессе своей жизнедеятельности с различными социальными рисками. При этом отдельные группы населения не в состоянии преодолеть их негативные последствия самостоятельно. Поэтому в результате исследования социальных проблем общества и поиска путей их решения практически во всех странах были созданы системы социальной защиты граждан, включающие совокупность различных форм и методов регулирования социальных рисков.

Важнейшее место в системе социальной защиты населения занимает социальное страхование. В российской научной литературе пока нет единого мнения по поводу определения и содержания данной категории. Одни авторы определяют социальное страхование как «.. .систему отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании из обязательных страховых взносов работников и работодателей специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода вследствие действия определенных универсальных социальных рисков» [8]. При этом делается акцент на том, что «.социальное страхование является обязательным, т. е. вводится государством в принудительном порядке» [9]. Другие авторы, не давая собственного определения, полагают, что содержательное определение социального страхования раскрывается в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [4, 6]. Однако в данном законе дается определение обязательного социального страхования как «.системы создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или)

социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании» [4].

Единое же понятие «социальное страхование» в российском законодательстве отсутствует, что, на взгляд автора, является серьезным пробелом в нормативно-правовой базе, регулирующей данную сферу, поскольку это фактически исключает из социального страхования добровольное личное страхование. Причем некоторые авторы все же определяют данный вид страхования как одну из организационно-правовых форм социального страхования [11].

Добровольное личное страхование следует считать частью социального страхования, поскольку оно (наряду с обязательным социальным страхованием) направлено на защиту населения от различных социальных рисков. Объектом в добровольном личном страховании выступают имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица [7]. На взгляд автора, общая целевая направленность позволяет объединить обязательное социальное страхование и добровольное личное страхование в единую систему.

Итак, социальное страхование можно определить как совокупность экономических отношений по поводу формирования фондов денежных средств и их использования для защиты населения от негативных последствий социальных рисков, а также для обеспечения возможности получения дополнительного дохода.

В последние годы для России характерно усиление роли государственной социальной политики. Расходы государства на развитие человека постоянно растут. Вместе с тем, как это ни парадоксально, качество жизни граждан в РФ продолжает ухудшаться. Об этом свидетельствуют данные журнала Economist, согласно которым в рейтинге по интегральному показателю «качество жизни» наша страна занимает 105-е место из 111 стран [2].

Это приводит к выводу о слабости отечественной системы социальной защиты населения.

Современную российскую систему социального страхования как часть системы социальной защиты также нельзя признать эффективной. Что касается добровольного личного страхования, то его развитие сдерживается в основном отсутствием у большей части россиян реальных экономических возможностей к заключению договоров страхования. Среднедушевые денежные доходы населения составляют около 20 тыс. руб. в месяц. Поэтому в нашей стране основная нагрузка в структуре социального страхования по обеспечению защиты от социальных рисков ложится на обязательное социальное страхование. Однако и здесь накопилась масса проблем. Основной причиной неэффективности обязательного социального страхования является недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами.

Страховщиками в системе социального страхования выступают государственные социальные внебюджетные фонды. В последние годы они постоянно испытывают дефицит средств и имеют возможность выполнять свои функции только благодаря вливаниям из федерального бюджета. Особенно остро эта проблема стоит в сфере обязательного пенсионного страхования. Около половины доходов бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) формируется за счет межбюджетных трансфертов.

В большей степени недопоступление средств в указанные фонды объясняется достаточно высокой долей «теневого сектора» в российской экономике.

«Теневая» экономика является одной из острейших проблем современной российской реальности. В настоящее время в отечественной экономической системе сложилась такая ситуация, при которой российские рыночные агенты не хотят платить налоги. Объясняется это в большей степени тем, что они не получают тех общественных благ, которые добросовестно оплачивают [1].

Кроме того, серьезным барьером на пути развития обязательного социального страхования становится нецелевое и неэффективное использование средств государственных социальных внебюджетных фондов. Достаточно вспомнить нашумевшее дело о закупке 170 томографов на сумму 7,5 млрд руб.: цены производителей после прохождения цепочки посредников вырастали в два—три раза [1]. Это является грубым нарушением принципов эффективности и целевого использования бюджетных

средств. В качестве обвиняемых по данному делу было привлечено 96 руководителей, в том числе 32 бывших и действующих министра здравоохранения. Как сообщалось в прессе, все виновные понесли суровое наказание. Однако это не остановило других чиновников. Случаи неэффективного использования бюджетных средств в сфере здравоохранения по-прежнему нередки [3].

Наличие подобных фактов обусловливает рост недоверия к отечественной системе обязательного социального страхования. В свою очередь высокий уровень недоверия к государственным институтам социальной защиты, коим является и система социального страхования:

— усиливает нежелание граждан и хозяйствующих субъектов уплачивать страховые взносы;

— провоцирует рост «теневой экономики».

Государство неоднократно предпринимало попытки если не побороть это явление окончательно, то хотя бы уменьшить его масштабы. Однако это не принесло ожидаемого эффекта. Ярким примером является история единого социального налога, когда в 2005 г. под лозунгом «выведения зарплат из тени» его ставку снизили с 35,6 до 26 %. Но такой шаг лишь еще сильнее обострил проблему недофинансирования системы обязательного социального страхования. Причем в наибольшей степени пострадал сектор пенсионного страхования.

Таким образом, важнейшими задачами в сфере обязательного социального страхования являются:

— повышение доверия населения к данному институту;

— усиление ответственности работников сферы социального страхования.

Недостаток внимания к проблеме игнорирования экономическими агентами своих обязанностей по уплате в полном объеме страховых взносов, а также нецелевому и неэффективному расходованию средств внебюджетных социальных фондов может в будущем ухудшить и без того нестабильное финансовое положение всей системы обязательного социального страхования. При этом очевидно, что только реформами финансового механизма сферы социального страхования, ужесточением наказаний за нецелевое использование бюджетных средств и сменой одних чиновников другими существующих трудностей не преодолеть.

Действенным способом решения этих проблем может стать разработка и реализация программы социально-страхового маркетинга.

Социально-страховой маркетинг способен сыграть значительную роль в усилении эффективности социальных преобразований в обществе. Основная его цель заключается в создании предпосылок для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей застрахованных лиц в сфере обязательного социального страхования.

Построение концепции социально-страхового маркетинга должно базироваться на положениях теории страхового маркетинга и социального маркетинга. Оба понятия достаточно известны в кругах экономистов.

Страховой маркетинг представляет собой ответвление маркетинговой науки. Как метод управления коммерческой деятельностью страховых компаний и метод исследования рынка страховых услуг маркетинг стал применяться в начале 1960-х гг. в развитых западных странах. Он направлен на обеспечение взаимопонимания и взаимодействия субъектов «страховщик — страхователь», взаимный учет интересов и потребностей [10].

Социальный маркетинг обязан своему становлению в качестве научной дисциплины Ф. Котлеру и Дж. Зальтману, которые одними из первых допустили возможность использования его в качестве механизма продвижения идей, моделей отношения и поведения. Котлер и Зельтман определяют данное понятие следующим образом: «Социальный маркетинг — это разработка, реализация и осуществление контроля за программами, которые заключают в себе два важных компонента: способность оказывать воздействие на актуальные социальные идеи и наличие таких аспектов, как планирование продукта, расчет его стоимости, выбор каналов коммуникации и дистрибуции и проведение маркетинговых исследований. Таким образом, социальный маркетинг — это использование методов и принципов маркетинга для оптимизации существующих социальных мероприятий и их трансформации в эффективные программы с более развитой коммуникационной составляющей, то есть программы, в большей степени отвечающие запросам целевой аудитории» [5].

Социально-страховой маркетинг можно определить как совокупность мероприятий по исследованию и популяризации обязательного социального страхования в целях обеспечения его эффективного функционирования и поступательного развития.

В общем виде систему социально-страхового маркетинга можно представить следующим образом (см. рисунок).

Начальным и важнейшим этапом социально-страхового маркетинга является определение круга решаемых задач. Его концепция предполагает разработку определенной программы. Этим должны заниматься региональные органы власти, что обеспечит учет региональной специфики. Без тщательного изучения такой специфики создание адекватной программы социально-страхового маркетинга весьма проблематично, поскольку для России характерна достаточно сильная асимметрия в социально-экономическом развитии регионов.

Важное место в системе социально-страхового маркетинга занимает определение центров ответственности — структурных подразделений, на которые возложены задачи по разработке и реализации отдельных частей программы социально-страхового маркетинга. При этом к такой деятельности следует активно привлекать региональные научные организации.

Программа социально-страхового маркетинга должна включать:

1) внутренние мероприятия, направленные прежде всего на усиление мотивации

работников подразделений страховщиков в сфере обязательного социального страхования к ответственному выполнению своих обязанностей;

2) внешние мероприятия, целями которых являются:

— повышение уровня информированности страхователей и застрахованных о своих правах и обязанностях;

— формирование у населения должного уровня социальной ответственности;

— повышение доверия к системе обязательного социального страхования.

Непременным элементом программы социально-страхового маркетинга является мониторинг

Постановка проблемы

Определение центров ответственности

-4-- Центры анализа и обработки информации — »- Центры мониторинга

Центры организации социальной рекламы

Центры перспективных разработок

I

Реализация программы социально-страхового маркетинга

Усиление мотивации работников подразделений страховщиков к ответственному выполнению своих обязанностей

Мониторинг эффективности работы структурных подразделений страховщиков

Популяризация обязательного социального страхования

Мониторинг потребностей и интересов страхователей и застрахованных

Обработка полученной информации

Разработка предложений по совершенствованию системы обязательного социального страхования

Оценка результатов реализации программы социально-страхового маркетинга

Система социально-страхового маркетинга

эффективности работы структурных подразделений страховщиков, а также потребностей и интересов страхователей и застрахованных. Полученная по результатам такого мониторинга информация позволит разрабатывать предложения по совершенствованию действующей системы обязательного социального страхования.

Обязательными компонентами системы социально-страхового маркетинга считаются:

— оценка результатов реализации программы социально-страхового маркетинга в целом или за определенный период;

— разработка при необходимости перспективных направлений развития.

Реализация концепции социально-страхового маркетинга должна осуществляться на основе следующих базовых принципов:

— целевая направленность, что означает четкое обозначение задач, которые предполагается решить с помощью программы социально-страхового маркетинга;

— всеобщность, что предполагает реализацию концепции при активном участии всех субъектов системы обязательного социального страхования — страховщиков, страхователей и застрахованных;

— системность, что подразумевает постоянный мониторинг основных элементов системы обязательного социального страхования и выявление взаимосвязей между ними, а также определение совокупности внешних факторов, оказывающих наибольшее влияние на данную систему и ее составляющие;

— непрерывность. Это означает, что все мероприятия в рамках программы социально-страхового маркетинга должны реализовываться последовательно и непрерывно. Остановка на каком-либо этапе может свести на нет результаты предыдущих мероприятий;

— гласность, что предполагает регулярное информирование населения о результатах реализации программы социально-страхового маркетинга.

Таким образом, социально-страховой маркетинг может стать инструментом общественного контроля в сфере обязательного социального страхования. Кроме того, в качестве дополнительного положительного эффекта от реализации программы социально-страхового маркетинга следует ожидать повышения уровня страховой культуры населения в целом. Это благоприятно скажется на развитии сектора добровольного социального страхования.

Социальное страхование является важнейшим институтом социальной солидарности, партнерства и соглашения. Уровень его развития во многом зависит от уровня социальной ответственности основных участников — граждан, хозяйствующих

субъектов и государства. Социально-страховой маркетинг представляет собой качественно новый подход к развитию системы обязательного социального страхования. Он может стать тем инструментом, который обеспечит реализацию многих социальных перемен в обществе и качественное преобразование современной системы обязательного социального страхования.

Список литературы

1. Жук А.«Налоговая ловушка» развития предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2012. № 2.

2. Маллаева М. И., Ниналалова Ф. И. Совершенствование бюджетного финансирования социальной сферы как фактор повышения качества жизни населения // Финансы и кредит. 2011. № 39.

3. Медицина и общество. URL: http://www. mgzt. ru/article/2748/.

4. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ.

5. Социальный маркетинг. URL: http://www. fondni. ru/socialmarketing/.

6. Социальное страхование: учеб. пособие. М.: Дашков и К. 2010.

7. Страхование: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». М.: ЮНИТИ—ДАНА. 2011.

8. Страхование: учебник / под ред. Т. А. Федоровой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр. 2008.

9. Страхование: учебник / под ред. Л. А. Орла-нюк-Малицкой, С. Ю. Яновой. М.: Юрайт, Высшее образование. 2010.

10. Страховой маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит». М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.

11. Яшин С. Н. Особенности современных форм социального страхования // Безопасность и охрана труда. 2007. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.