Научная статья на тему 'Совершенствование системы налогообложения в свеклосахарном подкомплексе'

Совершенствование системы налогообложения в свеклосахарном подкомплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы налогообложения в свеклосахарном подкомплексе»

1. Эффективность налогообложения инновационного проекта ОАО ПТФ «Васильевская» как участника ОЭЗ РУ агропромышленного типа

Налоги, сборы и другие платежи Эффективность в целом по проекту при традиционной системе налогообложения Эффективность в целом по проекту при использовании системы налогообложения как

участника ОЭЗ РУ

Налог на землю 54 -

Транспортный налог 12 -

Водный налог 3,4 3,4

Налог на имущество 1 782 -

Налог на добавленную стоимость 11 726,1 11 726,1

Единый социальный налог 932,2 501,9

Налог на прибыль 8 113,5 6 761,3

ИТОГО выплат в бюджеты

различных уровней 22 623,2 18 992,7

Разница (+, -) - +3630,5

Источник финансирования - на 100% собственные средства.

Основные результаты реализации проекта: дополнительное получение около 1 тыс. т мяса бройлеров в живом весе в год, себестоимость 1 кг в среднем составляет 23,63 р., ожидаемая чистая прибыль - около 8,3 млн р. в год.

Таким образом, ОАО ПТФ «Васильевская» как участник ОЭЗ РУ агропромышленного

типа сможет сэкономить при реализации проекта на налоговых платежах 3 630,5 тыс. р.

Данные средства могут быть использованы предприятием как на увеличение объемов производства с дальнейшим использованием инновационных технологий, так и на развитие социальной инфраструктуры.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СВЕКЛОСАХАРНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

И.П. Салтык, д.э.н., проф. Курской государственной сельскохозяйственной академии

им. проф. И.И. Иванова

В последние годы все большее значение приобретает проблема совершенствования налогообложения свеклосеющих хозяйств и перерабатывающих предприятий. Для ее решения нужны такие экономические условия, которые исключали бы многократное изъятие налогов по всей технологической цепи свеклосеющих хозяйств и предприятий переработки. Речь идет о том, чтобы платить экономически обоснованный налог один раз за конечную продукцию, исключив тем самым многократные поборы.

Тяжелым грузом на экономику свеклосеющих хозяйств и сахарных заводов ложатся кредиторская задолженность, долги перед бюджетами всех уровней, штрафы и пени. Совершенствование налогообложения должно идти в направлении повышения роли земельного налога и отказа от других видов платежей, в том числе налогов на прибыль от промышленной деятельности. Сахарные заводы в настоящее время несут более тяжелый налоговый пресс, нежели свеклосеющие хо-

зяйства. Так, общий удельный вес налоговых отчислений в прибыли составляет у них 7075%. Это на 20-25% выше, чем у свеклосеющих хозяйств.

В этой связи целесообразно ввести льготы по налогообложению и для предприятий перерабатывающей промышленности. Так, чтобы оздоровить финансовое положение предприятий и создать нормальные условия для их деятельности, В.М. Северин [1] предлагает предоставить отсрочку задолженности по платежам в федеральный бюджет и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, списать штрафы и пени по налогам, отсрочить погашение задолженности по централизованным кредитам и списать начисленные по ним проценты.

Основными направлениями совершенствования системы кредитования на государственном уровне, по нашему представлению, должны стать:

- ограничение монополизма в кредитной системе;

- создание кредитных кооперативов (с кредитными банками) для взаимовыгодного обслуживания свекловичных хозяйств и сахарных заводов, основной функцией которых должно быть добровольное объединение товаропроизводителей для обеспечения экономических интересов в сфере кредитно-финансовых услуг;

- законодательное упорядочение государственного кредитования (долгосрочного и краткосрочного) предприятий свеклосахарного производства, предусматривающего выделение льготных кредитов;

- закрепление предельных ставок за пользование (краткосрочными) кредитными ресурсами - до 10%, за просроченные ссуды -до 20%.

Взимать налоги и другие виды обязательных платежей сельскохозяйственных предприятий и сахарных заводов, как правило, следует не ранее четвертого квартала.

В условиях инфляции и обострившегося финансового положения в свеклосахарном производстве важную роль имеют меры по стимулированию инвестиционного процесса, который целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

- использование финансовых рычагов, способствующих реинвестициям, т.е. повторным вложениям капиталов в производство, из которого они были получены в виде прибыли,

следует также применить механизм, обеспечивающий выведение из текущего финансового оборота амортизационных средств и использование их по целевому назначению, т.е. для восстановления изношенных средств;

- в случае расходования инвестиционных кредитов не по назначению их целесообразно трансформировать в обычные ссуды со взысканием процентов по действующим для коммерческих кредитов ставкам.

Делом социально справедливым и экономически необходимым и эффективным является и устранение причин, дающих возможность монополистам получать сверхприбыли за счет сельского товаропроизводителя. Одной из нерешенных проблем отрасли остается и ценовой диспаритет.

Очень важно в связи с этим оптимизировать в аграрных отраслях экономики страны роль государства. По мнению ряда авторов (В Н. Синченко, В.И. Пыркина, Ю.А. Пастуха, О Н. Шутенко [2], Н.М. Якушкина, В.П. Васильева, Р.Н. Минниханова, Е.И. Сизенко [3]) и других его политика должна базироваться на свободном ценообразовании при усилении антимонопольного контроля за ценами на материально-технические ресурсы, энергоносители и услуги аграрных товаропроизводителей. В то же время целесообразно ежемесячно индексировать цены с учетом инфляции.

т н о >8 К п о

X

о т н

о ф

у

С О

300 250 200 150 100 50 0

ш ч

ю >.

о

о

о ч:

^ ю ^ ^

^ о о о (О ^

о

1 О Ч С" ■ ^ а> ю

° 3 ^

ю Э ср

^ -О

О т

О

х о о ю

о т

3 а

я »3

о т

Рис. 1. Группировка хозяйств Курской области по величине субсидий на 1 га посевов сахарной свеклы, р. (2005 г.)

Как показывает жизнь, без установления паритета цен, упорядочения налоговой системы, завершения земельной реформы, усовершенствования имущественных отношений в области производства и переработки свекло-сырья, управления и организации структуры АПК, свеклосахарная отрасль функционировать не сможет.

К примеру, одной из главных причин такого положения дел на ряде сахарных заводов

ЦЧР явилась действующая в настоящее время система оплаты услуг за переработку даваль-ческой свеклы, когда перерабатывающим предприятиям безразлична себестоимость поставляемой свеклы, а поставщикам свеклы -себестоимость ее переработки.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в последние годы государственная поддержка свеклосахарного производства осуществляется в основном в виде

субсидий, величина которых не оказывает имеющего возможностей для воспроизводства

практического воздействия на развитие под- (табл. 1 и рис. 1).

комплекса, являющегося убыточным и не

1. Влияние размеров субсидий на эффективность производства сахарной свеклы в сельскохозяйственных предприятиях Курской области в 2005 г.

Хозяйст- Группы хозяйств с величиной субси- В целом по

ва без дий на 1 га посевов сахарной свеклы, р. совокупности

Показатели субсидий до 400 400-900 свыше 900 Всего в хозяйствах с субсидиями свеклосеющих хозяйств

Количество хозяйств 183 57 21 22 100 283

Посевная площадь, га 165 209 221 355 244 192

Свеклоуплотнение, % 5,5 6,4 7,7 5,6 6,3 5,8

Затраты на 1 га сахарной свеклы,

тыс. р. 13,5 14,0 13,4 16,8 14,7 14,1

Урожайность сахарной свеклы, ц 168 184 221 223 203 185

Себестоимость 1 ц сахарной

свеклы, р. 80,4 75,9 60,1 75,1 72,3 76,4

Денежная выручка с 1 га, тыс. р. 8,3 7,6 10,0 12,5 9,6 8,9

Прибыль с 1 га, тыс. р. -5,2 -6,4 -3,4 -4,3 -5,1 -5,2

Размер субсидий на 1 га, р. 0 206 638 1 943 844 380

Рис. 2. Предлагаемая схема совершенствования государственного регулирования финансовых отношений в свеклосахарном подкомплексе

При этом свеклосахарное производство сворачивается из-за отсутствия оборотных средств у хозяйств, из-за недостатка других ресурсов и т.д.

Для экономически оптимального функционирования свеклосахарного подкомплекса на принципах расширенного воспроизводства и перехода на самофинансирование наряду с

рыночными необходимы меры государственного регулирования финансовых отношений (рис. 2). Это в конечном итоге обеспечит: увеличение поступлений в бюджет, укрепление экспортного потенциала, защиту внутреннего рынка от товарной интервенции извне; свеклосеющим хозяйствам и сахарным заводам - безубыточность, повышение экономической эффективности их функционирования; потребителям - постоянное наличие сахара на внутреннем рынке по стабильным, приемлемым для большинства населения ценам. Все это в итоге создаст экономические предпосылки для динамичного развития свеклосахарного подкомплекса и массового привлечения инвестиций в этот сектор аграрной экономики.

Государственное регулирование цен в аграрном секторе не означает возврата к плановой системе ценообразования. Как на федеральном, так и на региональном уровнях идет поиск эффективных рыночных методов такого регулирования. Свидетельство тому - приня-

тые федеральные законы, в частности, «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (1994 г., № 54-ФЗ) и «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997 г., № 100-ФЗ). Однако на деле названные законы не реализуются, поскольку для ослабевшей экономики эта ноша оказалась не по силам.

Источники

1. Северин, В.М. Полномочный представитель российских сахаропроизводителей / В.М. Северин // Сахарная свекла. - 2001. - № 5. - С. 5-8.

2. Синченко, В.Н., Пыркин, В.И., Пастух, Ю.А., Шутенко, О.Н. Назрела необходимость перемен / В.Н. Синченко, В.И. Пыркин, Ю.А. Пастух, О.Н. Шутенко // Сахарная свекла. - 2001. -№ 8. - С. 9-11.

3. Аграрный сектор Татарстана в условиях развития рыночной экономики. - Казань: КГСХА, 1997. - С. 121-123.

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СИБИРИ

Л.А. Рыманова, к.э.н., ведущий науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

Стратегия развития агропромышленного комплекса региона предполагает реализацию инновационного пути развития по соответствующим векторам производительных сил: техническим, технологическим, продуктовым, организационным. Ученые в области экономических исследований рассматривают инновационное развитие как основной фактор прорыва в формировании устойчивого развития экономики. Данные процессы предполагают значительное привлечение финансовых ресурсов на преодоление убыточности предприятий и освоение инновационного типа развития через ценовой канал, кредитный процесс, бюджетную поддержку, так как значительная часть сельскохозяйственных предприятий Сибири остается убыточной и низкорентабельной.

В 2006 г. уровень рентабельности (без субсидий из бюджетов) по всей деятельности сельскохозяйственных предприятий Сибирского федерального округа составил 1,2%, Алтайского края —0,1, Омской области —5,3, Читинской - -25,2. Удельный вес убыточных хозяйств в общей совокупности предприятий СФО составил 30%, а по совокупности хозяйств названных выше областей соответственно -31,0%, 31,8 и 66%. Это свидетельствует о том, что совершенствование финансового обеспечения инновационной деятельности сельскохо-

зяйственных предприятий предполагает эффективную организацию ценовых, кредитных и бюджетных отношений с учетом эффективного государственного участия в их регулировании на различных уровнях управления процессом: федеральном, региональном, муниципальном.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость совершенствования ценовых отношений обусловлена тем, что в рыночных условиях выручка становится основным условием финансового обеспечения воспроизводственных процессов сельскохозяйственных предприятий и осуществления их инвестиционных возможностей. Непаритетность продуктообмена сельхозтоваропроизводителей с партнерами по агробизнесу, асимметрия ценового фактора по продуктам в территориальном и временном аспектах, неэффективное соотношение уровня цен по отдельным продуктам в значительной степени обусловили высокий уровень убыточности сельскохозяйственных предприятий.

Анализ изменения индексов цен сельхозтоваропроизводителей на сельскохозяйственную продукцию высветил блок проблем. Они выражаются в формировании дефицита финансового потока по операционной деятельности, резкой дифференциации производства продуктов по уровню финансовой устойчивости, цикличности в финансовом обеспечении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.