Научная статья на тему 'Обоснование направлений государственного регулирования сахаропродуктового подкомплекса'

Обоснование направлений государственного регулирования сахаропродуктового подкомплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САХАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СВЕКЛОВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калиничева Е.Ю.

В статье исследовано состояние государственной поддержки свеклосахарного подкомплекса и предложены концептуальные направления формирования механизма его государственного регулирования. Проанализирована экономическая эффективность свекловодства в зависимости от условий использования кредитных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование направлений государственного регулирования сахаропродуктового подкомплекса»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

18 (255) - 2014

УДК 338.439.4:664.1:338.246.025.2

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЯЕНИй

государственного РЕГУЛИРОВАНИЯ

САХАРОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА

Е. Ю. КАЯИНИЧЕВА, доктор экономических наук,

профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: len-kalinichev@mail.ru

Орловский государственный аграрный университет

В статье исследовано состояние государственной поддержки свеклосахарного подкомплекса и предложены концептуальные направления формирования механизма его государственного регулирования. Проанализирована экономическая эффективность свекловодства в зависимости от условий использования кредитных инвестиций.

Ключевые слова: сахарная промышленность, государственное регулирование, экономическая эффективность, свекловодство

Одним из основных социально значимых продуктов ежедневного спроса является сахар, 59% которого в Российской Федерации вырабатывается из отечественного сырья - сахарной свеклы. Порог стратегической безопасности по этому продукту составляет 80%, поэтому в последние годы Россия превратилась в одного из крупнейших импортеров сахара. Высокая импортозависимость нашей страны по стратегически важному продукту существенно снижает ее экономическую безопасность, поскольку огромные объемы ежегодных закупок сахара дополнительно усиливают давление на накопление валютных ресурсов. Кроме того, значительный объем импорта ведет к тому, что Россия в определенной степени стимулирует не отечественных, а зарубежных товаропроизводителей. Обеспечение населения страны сахаром преимущественно из отечественного сырья является важной государственной задачей, позволяющей решить проблему продовольственной безопасности, основу которой составляет продовольственное самообеспечение.

Глубокий кризис, охвативший агропромышленный комплекс нашей страны, не обошел стороной и свеклосахарный продуктовый подкомплекс. Разрушение производственно-экономических связей между свеклосеющими хозяйствами и переработчиками сахарной свеклы на фоне критического финансового материально-технического положения большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и сахарных заводов привело к усилению на российском рынке конкурентоспособности зарубежных товаров и продовольствия, увеличению объемов их импорта. В свеклосахарном производстве сложились предпосылки к разрушению отечественного семеноводства, свекловодства и сахарной промышленности. Как показывает опыт развития животноводческой отрасли, благодаря сложной системе субсидирования и компенсаций государство в известной степени способствовало решению проблемы финансирования и длительных кредитов. Сахарная промышленность, как многие пищевые и обрабатывающие производства, является экономически рискованной, с длительным периодом окупаемости вложенных средств, а «длинных» и дешевых кредитов в нашей стране сегодня пока не предлагается. По крайней мере данный сектор на такую помощь рассчитывать не может.

С другой стороны, сахарная промышленность является инвестиционно привлекательной, поэтому решение вопросов повышения ее конкурентоспособности является актуальной государственной задачей, связанной с обеспечением продовольственной безопасности России и стабилизацией агропродоволь-ственного рынка сахара. Сахар имеет важное стра-

тегическое значение, а сахарная промышленность в России оказывает существенное структурообразующее влияние на установление отраслевых пропорций в экономике. Кроме того, выживание в настоящий период, а в перспективе - подъем, развитие и конкурентоспособное функционирование свеклосахарного подкомплекса способно сохранить существующие и дополнительно создать сотни тысяч рабочих мест и дать дополнительный толчок к развитию сопряженных секторов народного хозяйства. Снижение объемов аграрного производства, уменьшение экономического потенциала сельского хозяйства происходит из-за недостаточного оздоровления инвестиционного климата и обеспечения доходности аграрного сектора. Государственная поддержка пока еще не в полной мере удовлетворяет и реальные потребности сельского хозяйства и заключается, главным образом, в предоставлении дотаций и компенсации затрат на производство низкорентабельных видов продукции.

Восстановление и поддержка продовольственной безопасности страны в обеспечении сахаром невозможны без вмешательства государства. Свеклосахарный подкомплекс имеет достаточно сложную систему госрегулирования импорта. С 2001 по 2003 г. применялась система с использованием лицензий, квот, сезонных и обычных пошлин на сырец и белый

сахар. С 2004 г. введена «гибкая» импортная таможенная пошлина на сахар-сырец и фактически запретительная ввозная пошлина на белый сахар в размере 340 долл./т (кроме стран СНГ с режимом свободной торговли сахаром) [2]. Основные элементы системы государственного регулирования свеклосахарного продуктового подкомплекса представлены на рисунке.

Во многих странах по отношению к аграрному рынку действует протекционистская политика, направленная на сохранение собственного аграрного сектора в объеме, достаточном для самообеспечения основными видами продовольствия. Для этого государство может использовать ограничение конкуренции со стороны иностранных производителей, а также стимулировать внутреннее производство путем поддержания конкурентной среды, активного воздействия на спрос и предложения сельскохозяйственной продукции. Это связано в первую очередь с желанием застраховаться от возможных трудностей по обеспечению продовольствием в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Современные механизмы протекционистской политики чрезвычайно сложны, однако несмотря на то, что в России мало опыта в этом плане, государство стремится поддержать интересы отечественных товаропроизводителей, в частности производителей сахара. Автор считает, что

Элементы государственного регулирования

Цели Принципы

Продовольственная безопасность. Формирование конкурентоспособного свеклосахарного подкомплекса.

Социальное развитие села на основе рациональной организации сырьевых зон

Адаптивность

форм, методов и

инструментов

государственного

регулирования

свеклосахарного

подкомплекса 1-------

. I

Сбалансированность интересов участников свеклосахарного подкомплекса

Приоритетность ресурсосбережения и инновационного развития

Закупочные интервенции, мониторинг и регулирование цен

П

Государственная защита прав и интересов участников свеклосахарного производства

\

Совершенствование антимонопольного законодательства, таможенное регулирование и квотирование

Правовые: создание целостной системы нормативно-правовых актов

Административные: контроль за соблюдением законодательства

Энанамичеахие: ценообразование, целевое финансирование, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика

НИИ, семеноводческие и свекловодческие предприятия, сахарные заводы, торговые организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

Финансовые структуры: банки, страховые компании, инвестиционные фонды

Источники финансирования

Средства заинтересованных инвесторов на возвратной и безвозвратной основе

Средства госбюджетов всех уровней

Субсидии и субвенции, кредитование сезонных затрат

Средства производителей сельхозпродукции

Концепция формирования механизма государственного регулирования конкурентоспособного свеклосахарного подкомплекса

Стратегия развития экономики

18 (255) - 2014

в рамках ценовой политики следует отдать приоритет ценообразованию, кредитной политике (льготному кредитованию), бюджетной политике (субсидированию сельхозпроизводителей и сахарных заводов), а также закупочным и товарным интервенциям, а во внешнеэкономической деятельности - квотированию и таможенному регулированию.

В настоящее время в свеклосахарном продуктовом подкомплексе сложилась парадоксальная ситуация, при которой сельхозпроизводители заинтересованы в увеличении производства семян сахарной свеклы, сладких корнеплодов, а следовательно, и свекловичного сахара, а оборотных средств, кредитных ресурсов и инвестиций нет. Многие сельскохозяйственные организации в результате неэффективного производства не имеют возможности заниматься не только расширенным, но и простым производством, поскольку либо уже являются банкротами, либо находятся на стадии разорения. Не оправдали надежд и большинство приходящих инвесторов, основной целью которых было исключительно получение выгоды, а не повышение эффективности и конкурентоспособности производства и сохранение рабочих мест. Кроме того, несовершенство налогового механизма привело к тому, что свеклосеющие хозяйства вынуждены большую часть прибыли расходовать на уплату налогов и иных платежей, что негативно сказывается на функционировании всего свеклосахарного подкомплекса. Низкая закупочная цена на сахарную свеклу не позволяет товаропроизводителям вывести этот сектор экономики из кризиса. Именно поэтому без внешних инвестиций и вмешательства государства в виде льготного кредитования и целевого финансирования части затрат на производство семян, сахарной свеклы и сахара невозможно повысить урожайность корнеплодов,

наладить выпуск конкурентоспособной продукции и провести модернизацию сахарных заводов.

В условиях продолжающегося роста стоимости кредитных ресурсов многие производители сахара оказывали услуги преимущественно по давальческой переработке сахарной свеклы, что привело к изменению структуры собственности товарных запасов сахара в сторону их увеличения на балансах сельхозпроизводителей. В результате роста стоимости сложных минеральных удобрений, горючих и смазочных материалов произошло и повышение себестоимости сахара. Кроме того, в структуре себестоимости сахара из сахарной свеклы до 30% занимают импортозависимые расходы, такие как семена сахарной свеклы, средства защиты растений, закупка, обслуживание и ремонт импортной сельскохозяйственной техники для свекловодства.

Автором были рассчитаны различные варианты экономически эффективного выращивания сахарной свеклы в зависимости от условий использования кредитных ресурсов на примере сырьевой зоны От-радинского сахарного завода (см. таблицу) На основании проведенных расчетов можно сделать вывод об эффективности использования кредитных ресурсов. Более высокая рентабельность в этом случае достигается за счет внедрения прогрессивных технологий и соблюдения севооборота, направленных на снижение себестоимости, повышения урожайности, а следовательно, и валового сбора сладких корнеплодов [1]. Немаловажное значение при этом имеет и закупочная цена на сахарную свеклу. Эти обстоятельства повышают отдачу свекловичного гектара и материальную заинтересованность главного действующего лица свеклосахарного подкомплекса - свекловода.

Важнейшим направлением решения обозначенных проблем является восстановление сахарной

Расчет экономической эффективности свекловодства в зависимости от условий использования кредитных инвестиций

Показатель Без использования С использованием Кредит по ставке

кредита субсидированного кредита 12%

Посевная площадь, га 1 747

Валовой сбор, ц 367 802 611 450

Урожайность, ц/га 210 350

Потребность в дополнительных кредитных - 10 080

ресурсах, руб./ц

В том числе на приобретение:

- минеральных удобрений; - 7 262

- средств защиты растений; 1 600

- ГСМ - 1 218

Себестоимость 1ц, руб. 148,22 89,2 107,6

Выручка с 1 ц, руб. 144,60

Прибыль с 1 ц, руб. -3,6 55,4 37,0

Рентабельность 1 ц, % -2,4 62,1 34,4

промышленности за счет формирования ее инвестиционной привлекательности на основе совершенствования системы организационно-экономических отношений, а также за счет снижения экономических рисков сахарного производства. Сахарное производство функционирует на тех же принципах, что и другие сектора АПК, но здесь немало своих особенностей, одной из которых является высокий уровень риска, обусловленный большой зависимостью отрасли от состояния производства сахарной свеклы, импорта тростникового сахара-сырца, колебаний внутреннего и внешнего рынков сахара. В этих условиях управление экономическими рисками отечественного сахарного производства является важнейшим условием повышения его эффективности, обеспечения продовольственной безопасности России и стабилизации продовольственного рынка. Управление экономическими рисками сахарных заводов является и условием формирования их инвестиционной привлекательности, предпосылкой для значительного повышения конкурентоспособности и эффективности.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, автор считает одним из наиболее важных факторов конкурентоспособного свеклосахарного продуктового подкомплекса активизацию инвестиционного процесса. Это позволит повысить экономическую эффективность производства сахарной свеклы, получить такой уровень рентабельности, который обеспечит ведение расширенного воспроизводства. Одним из путей вывода свеклосахарного подкомплекса из

кризиса автор видит в усилении его инвестиционной активности, в частности в решении проблемы финансирования сезонных затрат. Именно поэтому современная система инвестирования и кредитования этого подкомплекса должна строиться с учетом специфики функционирования свеклосеющих хозяйств и сахарных заводов в рыночных условиях. В то же время кредитная активность банков пока остается низкой еще и в связи с нехваткой долгосрочных ресурсов и капитала. Актуальная проблема платежеспособности предприятий свеклосахарного подкомплекса может быть решена при помощи предоставления им кредитных средств и инвестирования.

С опубликованием таких стратегически важных для свеклосахарного подкомплекса нормативных документов, как «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» и целевая программа «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 2010-2012 годы» государство определилось в своих намерениях создать необходимые и достаточные условия для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности свеклосахарного продуктового подкомплекса.

Список литературы

1. Калиничева Е.Ю. Методы обеспечения конкурентоспособности свеклосахарного производства: монография. Орел: Изд-во ОГАУ, 2010, 188 с.

2. СушковМ. Несладкая судьба сахарной свеклы в России. URL: http://agroobzor.ru/rast/a-157.html.

Strategy of economic advancement

SUBSTANTIATION OF GOVERNMENT REGULATION OF A SUGAR PRODUCING SUB-COMPLEX

Elena Iu. KALINICHEVA

Abstract

The article considers a government support of a sugar beet sub-complex and proposes certain conceptual directions to form a mechanism for public regulation. The author analyzes economic efficiency of a sugar-beet grower depending on the loan investment terms.

Keywords: sugar industry, government regulation, economic efficiency, beet growing

References

1. Kalinicheva E.Iu. Metody obespecheniia konkurentosposobnosti sveklosakharnogo proizvodstva

[Methods of ensuring the competitiveness of sugar beet industry]. Orel, OSAU Publ., 2010, 188 p.

2. Sushkov M. Nesladkaia sud'ba sakharnoi svekly v Rossii [Poor lot of sugar beet in Russia]. Available at: http://agroobzor.ru/rast/a-157.html. (In Russ.)

Elena Iu. KALINICHEVA

Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation len-kalinichev@mail.ru

_ 33

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.