Научная статья на тему 'Финансовые аспекты поддержки инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий Сибири'

Финансовые аспекты поддержки инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты поддержки инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий Сибири»

рыночными необходимы меры государственного регулирования финансовых отношений (рис. 2). Это в конечном итоге обеспечит: увеличение поступлений в бюджет, укрепление экспортного потенциала, защиту внутреннего рынка от товарной интервенции извне; свеклосеющим хозяйствам и сахарным заводам - безубыточность, повышение экономической эффективности их функционирования; потребителям - постоянное наличие сахара на внутреннем рынке по стабильным, приемлемым для большинства населения ценам. Все это в итоге создаст экономические предпосылки для динамичного развития свеклосахарного подкомплекса и массового привлечения инвестиций в этот сектор аграрной экономики.

Государственное регулирование цен в аграрном секторе не означает возврата к плановой системе ценообразования. Как на федеральном, так и на региональном уровнях идет поиск эффективных рыночных методов такого регулирования. Свидетельство тому - приня-

тые федеральные законы, в частности, «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (1994 г., № 54-ФЗ) и «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997 г., № 100-ФЗ). Однако на деле названные законы не реализуются, поскольку для ослабевшей экономики эта ноша оказалась не по силам.

Источники

1. Северин, В.М. Полномочный представитель российских сахаропроизводителей / В.М. Северин // Сахарная свекла. - 2001. - № 5. - С. 5-8.

2. Синченко, В.Н., Пыркин, В.И., Пастух, Ю.А., Шутенко, О.Н. Назрела необходимость перемен / В.Н. Синченко, В.И. Пыркин, Ю.А. Пастух, О.Н. Шутенко // Сахарная свекла. - 2001. -№ 8. - С. 9-11.

3. Аграрный сектор Татарстана в условиях развития рыночной экономики. - Казань: КГСХА, 1997. - С. 121-123.

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СИБИРИ

Л.А. Рыманова, к.э.н., ведущий науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

Стратегия развития агропромышленного комплекса региона предполагает реализацию инновационного пути развития по соответствующим векторам производительных сил: техническим, технологическим, продуктовым, организационным. Ученые в области экономических исследований рассматривают инновационное развитие как основной фактор прорыва в формировании устойчивого развития экономики. Данные процессы предполагают значительное привлечение финансовых ресурсов на преодоление убыточности предприятий и освоение инновационного типа развития через ценовой канал, кредитный процесс, бюджетную поддержку, так как значительная часть сельскохозяйственных предприятий Сибири остается убыточной и низкорентабельной.

В 2006 г. уровень рентабельности (без субсидий из бюджетов) по всей деятельности сельскохозяйственных предприятий Сибирского федерального округа составил 1,2%, Алтайского края —0,1, Омской области —5,3, Читинской - -25,2. Удельный вес убыточных хозяйств в общей совокупности предприятий СФО составил 30%, а по совокупности хозяйств названных выше областей соответственно -31,0%, 31,8 и 66%. Это свидетельствует о том, что совершенствование финансового обеспечения инновационной деятельности сельскохо-

зяйственных предприятий предполагает эффективную организацию ценовых, кредитных и бюджетных отношений с учетом эффективного государственного участия в их регулировании на различных уровнях управления процессом: федеральном, региональном, муниципальном.

Необходимость совершенствования ценовых отношений обусловлена тем, что в рыночных условиях выручка становится основным условием финансового обеспечения воспроизводственных процессов сельскохозяйственных предприятий и осуществления их инвестиционных возможностей. Непаритетность продуктообмена сельхозтоваропроизводителей с партнерами по агробизнесу, асимметрия ценового фактора по продуктам в территориальном и временном аспектах, неэффективное соотношение уровня цен по отдельным продуктам в значительной степени обусловили высокий уровень убыточности сельскохозяйственных предприятий.

Анализ изменения индексов цен сельхозтоваропроизводителей на сельскохозяйственную продукцию высветил блок проблем. Они выражаются в формировании дефицита финансового потока по операционной деятельности, резкой дифференциации производства продуктов по уровню финансовой устойчивости, цикличности в финансовом обеспечении

операторов рынка сельскохозяйственной продукции, нарушении эффективной взаимосвязи между ценами предложения и ценами потребления, в конечном счете приводящей к деградации села и трудовых ресурсов (рис. 1).

Проблема ценового регулирования предполагает необходимость государственного участия в разработке системы мер по поддержанию цен предложения сельскохозяйственных предприятий.

Изменение ценовых соотношений

Отсутствие устойчивого характера изменения цен

Асимметрия изменения цен по продуктам, предполагающим высокий уровень интенсивности производства, и длительный период производства

Дифференциация прироста цен по животноводческим продуктам

Малый удельный вес цен производителей в величине средних потребительских цен

Проблемы

Формирование дефицита финансовых потоков по операционной деятельности

Формирование цикличности в финансовом обеспечении операторов рынка -с.-х. предприятий

Резкая дифференциация по уровню рентабельности продуктов, снижение финансовой устойчивости, необходимость осуществления реорганизационных мероприятий

Нарушение эффективной взаимосвязи между ценами предложения и ценами потребления

Направления решения проблем

Разработка системы мер

по поддержанию цен предложения сельскохозяйственных предпри-

Экономия и снижение издержек производства на основе освоения ресурсосберегающих технологий с учетом инновационного типа развития

Реализация системы первоочередных мер антимонопольного регулирования цен на промышленные средства труда и продукцию топливно-энергетического комплекса

Система мер по увеличению доли распределения цены конечного продукта с учетом реальных затрат отрасли

Рис. 1. Проблемы ценового регулирования сельскохозяйственных предприятий

Важна количественная оценка регулирования объема продаж, по которому следует осуществлять поддержку цен предложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Речь должна идти о существенной массе товарной продукции, производимой предприятиями, в размере до 30%, регулирование которой следует осуществлять либо путем закупочных интервенций, либо посредством формирования соответствующих объемов региональных продуктовых фондов и резервов, либо путем сочетания указанных механизмов.

Стимулирование рынка сельскохозяйственных продуктов в условиях реализации принципов инновационного развития должно осуществляться посредством системы цен: ры-

ночных (равновесных), цен поддержки предложений сельскохозяйственных товаропроизводителей, регулируемых на федеральном и региональных уровне - целевыми ценами, ценами товарных и закупочных интервенций, гарантированными ценами. Регулирование рынка зерна гарантированными ценами обеспечит уровень рентабельности с учетом дифференциации темпов увеличения объема товарной продукции зерна - 56 и 63%, молока 28 и 34%.

Проблема ценового регулирования предполагает сглаживание стойкого диспаритета цен по приобретаемым промышленным продуктам и услугам и реализованной сельскохозяйственной продукции (табл. 1).

При структурности проблемы важнейшим условием является реализация системы первоочередных мер антимонопольного регулирования цен на промышленные средства труда и продукцию топливно-энергетического комплекса для села. Последние имеют чрезвычайную тенденцию к увеличению, что формирует чрезмерную тенденцию изъятия финансовых средств предприятий отрасли.

1. Соотношение индексов цен приобретенной промышленной и реализованной сельскохозяйственной продукции по хозяйствам Сибирского федерального округа*

По первому аспекту наиболее остро стоит проблема регулирования цен на продукты нефтепереработки. Затраты на нефтепродукты в структуре затрат хозяйств Сибирского региона занимают до 15-20%. Индекс цен по этим продуктам отличается наиболее высоким уровнем. С учетом характера деятельности предприятий нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности, неэластичности рынка нефтепродуктов относительно сельскохозяйственных предприятий в регулировании этих отношений должны быть применены меры антимонопольного регулирования. К таким мерам следует отнести декларирование и утверждение цен на основные виды топлива накануне бюджетного года по регулируемым объемам нефтепродуктов для села, регламентирование розничных надбавок.

Совершенствование ценового механизма необходимо совершенствовать во взаимосвязи с финансово-кредитным. Антициклическое регулирование предполагает осуществление эффективной процентной политики.

Для характеристики проводимых мероприятий кредитного обеспечения, в том числе при реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной про-

дукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. по направлениям: устойчивое развитие сельских территорий, приоритетных подотраслей сельского хозяйства, достижение финансовой устойчивости и т.д. и соответствующей корректировки предлагаемых механизмов регулирования, целесообразно использовать показатель «эффект финансового рычага», определяющий взаимосвязь экономической рентабельности активов и изменения процентной ставки за кредит.

Формирующее влияние на отрицательные характеристики эффекта финансового рычага и повышенный финансовый риск имеет крайне низкий уровень экономической рентабельности активов либо их убыточность, значительное превышение средней расчетной ставки за пользованием кредитом над экономической рентабельностью активов.

Повышение обеспеченности привлекаемых кредитов, в том числе при реализации национального проекта «Развитие АПК», предполагает развитие института государственных и муниципальных гарантий - способа обеспечения обязательств, при котором Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование дает письменную гарантию отвечать за исполнение обязательств организацией полностью или частично. Представляется целесообразным создание Фонда государственных и муниципальных гарантий сельскохозяйственных предприятий и малых форм хозяйствования (ФГ и МГ с.-х. и МФХ). Принципиальная схема взаимосвязи и функционирования Фонда государственных и муниципальных гарантий сельскохозяйственных предприятий и малых форм хозяйствования представлена на рис. 2.

Предоставление финансовой помощи через предложенный механизм должно быть ориентировано на предприятия, способные использовать предоставленные финансовые средства с максимальной отдачей, провести реконструкцию производства и его диверсификацию, обеспечить увеличение производства конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке сельскохозяйственной продукции. При обосновании такой государственной помощи может быть использован кластерный подход с учетом распределения хозяйств по уровню износа основных средств и спроса на товарную продукцию, адаптации к инновационным процессам.

Таким образом, совершенствование ценовых отношений, формирование антициклической направленности кредитного регулирования, повышение обеспечительной функции кредита должны стать составными элементами финансовой поддержки инновационного пути развития.

Год Индекс цен Соотношение индексов цен приобретенной промышленной и реализованной сельскохозяйственной продукции

произведенной сельскохозяйственной продукции приобретенной промыш ленной продукции

2000 137,4 153,2 1,115

2002 98,3 108,1 1,108

2003 109,1 118,7 1,088

2004 136,2 130,2 0,956

2005 106,9 113,8 1,064

2006 105,6 110,1 1,043

* Составлено по [1].

Федеральный Фонд государственных и муниципальных гарантий сельскохозяйственных предприятий и малых форм хозяйствования

Региональный фонд государственных и муниципальных гарантий сельскохозяйственных предприятий и малых форм хозяйствования

Муниципальный фонд гарантий для сельскохозяйственных предприятий и малых форм хозяйствования

Новосибирский региональный филиал Россельхозбанка России, филиальная сеть

4

Сельскохозяйственные предприятия, малые формы хозяйствования на селе

3

1. Размещение депозита ФГи МГ с.-х. и МФХ.

2. Предоставление гарантий сельскохозяйственным предприятиям и малым формам хозяйствования.

3. Предоставление пакета документов на получение кредита, включая гарантию ФГ и МГ с.-х. и МФХ.

4. Предоставление кредита в соответствии с кредитным договором и документами обеспечения.

5. Плата за предоставление гарантии.

Рис. 2. Схема взаимосвязи и функционирования Фонда государственных и муниципальных гарантий сельскохозяйственных предприятий и малых форм хозяйствования (ФГ и МГ с.-х. и МФХ)

Источники

1. Агропропромышленной комплекс России в 2006 г. : стат. сб. М.: Минсельхозпрод, 2007. -900 с.

2. Анализ процесса проведения банкротства сельскохозяйственных организаций и разработка рекомендаций по мерам, необходимым при проведении финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций / Минсельхозпрод РФ. Департамент финансов и бухгалтерского учета. - М., 2006. - 69 с.

3. Бюджетный кодекс/ КонсультантПлюс.

4. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2012 годы : постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446/ Кон-сультантПлюс.

5. О защите конкуренции : Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.06/ КонсультантПлюс.

6. Международный опыт создания и деятельности гарантийных фондов/ Л.А. Истомина, М.Н. Калмыкова, С.В. Овсеенко, - МН.: Тесей, 2003. - 52.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб./ Росстат. - М., 2007. - С. 977.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И АГРОБИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК

Т.В. Остапенко, к.э.н., Институт аграрных проблем РАН

В современных условиях необходимы создание адекватной системы государственного регулирования инновационной деятель-

ности в агропромышленном комплексе, поиск новых решений во взаимодействии государства и агробизнеса. При этом важно определить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.