Научная статья на тему 'Особые экономические зоны регионального уровня как механизм государственной поддержки инновационной деятельности в сельском хозяйстве Пензенской области'

Особые экономические зоны регионального уровня как механизм государственной поддержки инновационной деятельности в сельском хозяйстве Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны регионального уровня как механизм государственной поддержки инновационной деятельности в сельском хозяйстве Пензенской области»

В.И. Мяленко, Е.А. Ижмулкина // Управление общественными и экономическими системами. -2006. - № 2.

4. Некрасов, Р. Государственная поддержка сельского хозяйства в Самарской области/

Р.Некрасов. - http://www.agro-inform.ru.

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ КАК МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Ф. Зарук, д.э.н., проф., руководитель Пензенского отдела ВНИИЭСХ, А.В. Носов, асп. Пензенской сельскохозяйственной академии

В настоящее время страны с развитой рыночной экономикой обеспечивают непрерывный и динамичный рост преимущественно за счет использования новейших открытий в различных сферах человеческой деятельности, в первую очередь, в производстве товаров и услуг.

Аграрная реформа в России, поставившая сельскохозяйственных товаропроизводителей в тяжелейшее экономическое положение, не только затормозила инновационный процесс, но и привела в катастрофическое состояние всю научно-инновационную сферу АПК. В современных условиях выйти из затянувшегося аграрного кризиса, стабилизировать ситуацию и начать двигаться вперед возможно только путем научно-технического прогресса, активного проведения четкой инновационной государственной политики в АПК.

Мировой опыт подтверждает, что организация свободных зон в регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства и привлекать частные капиталы. В таких условиях предприятия быстрее дают отдачу, в том числе и в виде налоговых отчислений, что способствует становлению гармонизованной личности и развитию сельских территорий.

Создание свободных зон уже давно стало одной из эффективных и перспективных форм привлечения инвестиций с целью развития экономического и научного потенциала в различных государствах.

Федеральный закон от 22.07.05 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» разрабатывался и принимался в целях создания такого механизма функционирования особых экономических зон (ОЭЗ), который содержал бы преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговым и таможенным льготам, государственному финансированию инфраструктуры, снижению административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим ОЭЗ достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик.

Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» установлено следующее понятие ОЭЗ: это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

Свободные экономические зоны проявляются в двух аспектах. Во-первых, указанная зона является ограниченным участком территории в рамках национальной налоговой системы и, будучи относительно экономически обособленной, имеет особые режимы налоговой юрисдикции и правового регулирования. Во-вторых, на ней как на обособленной территории складывается система территориальных экономико-правовых отношений, включающих общие и специальные налоговые отношения.

Формирование в России зон льготного налогообложения - объективно обусловленный процесс, крайне необходимый для социально-экономического развития отдельных регионов. Он должен базироваться на изучении общемировых тенденций с учетом особенностей развития Российской Федерации.

Нами предлагается создание особых экономических зон регионального уровня агропромышленного типа на территории Пензенской области. Особые экономические зоны регионального уровня должны ускорить развитие муниципальных образований, привлечь инвестиции в районы Пензенской области. Это точки экономического роста в регионе.

В соответствии с распоряжением Правительства Пензенской области от 1 февраля 2006 г. № 10-рП «Об основных направлениях стратегического развития Пензенской области на 2006-2015 годы» создание на территории Пензенской области особых экономических зон является одним из приоритетным направ-

лений инвестиционно-инновационного развития Пензенской области.

Правовой основой создания таких зон должно послужить принятие закона Пензенской области «Об особых экономических зонах регионального уровня».

Особая экономическая зона регионального уровня (ОЭЗ РУ) агропромышленного типа -территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на развитие высокорентабельных, конкурентоспособных

сельскохозяйственных производств и переработку сельскохозяйственной продукции, в пределах которой созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности.

На момент создания ОЭЗ РУ агропромышленного типа на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности.

Участниками ОЭЗ РУ агропромышленного типа могут являться предприятия АПК, за исключением унитарных предприятий, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ РУ, и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ РУ.

Финансирование создания и развития ОЭЗ РУ агропромышленного типа, в том числе производственной, транспортной и иной инфраструктуры, должно осуществляться за счет средств участников ОЭЗ РУ, а также при поддержке областного и муниципального бюджетов.

Налогообложение ОЭЗ РУ агропромышленного типа осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Однако участникам ОЭЗ РУ предоставляются следующие налоговые льготы:

- налоговая ставка по налогу на прибыль при использовании предприятием общего режима налогообложения, подлежащая зачислению в областной бюджет, снижается на 4 процентных пункта в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории особой экономической зоны регионального уровня в течение пяти лет (п. 1. ст. 284 НК РФ);

- налоговая ставка по ЕСН при использовании предприятием общего режима налогообложения снижается до 14%;

- освобождаются от обложения налогом на имущество организаций организации - участники ОЭЗ РУ в отношении имущества, учи-

тываемого на балансе организации-участника особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ РУ и расположенного на территории данной зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества (ст. 381 НК РФ), только при соблюдении всех этих условий организации - участники ОЭЗ РУ будут вправе пользоваться в отношении имущества льготой по налогу;

- освобождение от уплаты транспортного налога организации - участника ОЭЗ РУ в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации - участника ОЭЗ РУ, в течение пяти лет с момента постановки транспортного средства на учет;

- освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ РУ, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ);

- освобождение от уплаты ЕСХН сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих данный специальный режим налогообложения, в течение пяти лет с момента перехода на ЕСХН.

Кроме того, нами предлагается организациям - участникам ОЭЗ РУ предоставлять государственную поддержку за счет средств регионального бюджета в форме:

- субсидирования части процентной ставки по кредитам, привлеченным участниками ОЭЗ РУ для реализации инвестиционных проектов, в порядке и размерах, установленных нормативным правовым актом администрации области;

- предоставления субсидий на благоустройство территорий предприятий - участников

ОЭЗ РУ.

Сумма субсидий из областного бюджета составляет не более 80% при условии расходования участником ОЭЗ РУ собственных средств не менее 20% от стоимости работ по благоустройству территории.

Рассмотрим эффективность налогообложения на примере инновационного проекта ОАО ПТФ «Васильевская» как потенциального участника ОЭЗ РУ.

Целью инновационного проекта является приобретение высокотехнологичного оборудования немецкой фирмы «Биг Дачмен» и строительство трех птичников на промышленной площадке в с. Пазелки с целью увеличения объема производства мяса бройлеров.

Первоначальные инвестиционные издержки проекта - 22 602 тыс. р.

1. Эффективность налогообложения инновационного проекта ОАО ПТФ «Васильевская» как участника ОЭЗ РУ агропромышленного типа

Налоги, сборы и другие платежи Эффективность в целом по проекту при традиционной системе налогообложения Эффективность в целом по проекту при использовании системы налогообложения как участника ОЭЗ РУ

Налог на землю 54 -

Транспортный налог 12 -

Водный налог 3,4 3,4

Налог на имущество 1 782 -

Налог на добавленную стоимость 11 726,1 11 726,1

Единый социальный налог 932,2 501,9

Налог на прибыль 8 113,5 6 761,3

ИТОГО выплат в бюджеты различных уровней 22 623,2 18 992,7

Разница (+, -) - +3630,5

Источник финансирования - на 100% собственные средства.

Основные результаты реализации проекта: дополнительное получение около 1 тыс. т мяса бройлеров в живом весе в год, себестоимость 1 кг в среднем составляет 23,63 р., ожидаемая чистая прибыль - около 8,3 млн р. в год.

Таким образом, ОАО ПТФ «Васильевская» как участник ОЭЗ РУ агропромышленного

типа сможет сэкономить при реализации проекта на налоговых платежах 3 630,5 тыс. р.

Данные средства могут быть использованы предприятием как на увеличение объемов производства с дальнейшим использованием инновационных технологий, так и на развитие социальной инфраструктуры.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СВЕКЛОСАХАРНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

И.П. Салтык, д.э.н., проф. Курской государственной сельскохозяйственной академии им. проф. И.И. Иванова

В последние годы все большее значение приобретает проблема совершенствования налогообложения свеклосеющих хозяйств и перерабатывающих предприятий. Для ее решения нужны такие экономические условия, которые исключали бы многократное изъятие налогов по всей технологической цепи свеклосеющих хозяйств и предприятий переработки. Речь идет о том, чтобы платить экономически обоснованный налог один раз за конечную продукцию, исключив тем самым многократные поборы.

Тяжелым грузом на экономику свеклосеющих хозяйств и сахарных заводов ложатся кредиторская задолженность, долги перед бюджетами всех уровней, штрафы и пени. Совершенствование налогообложения должно идти в направлении повышения роли земельного налога и отказа от других видов платежей, в том числе налогов на прибыль от промышленной деятельности. Сахарные заводы в настоящее время несут более тяжелый налоговый пресс, нежели свеклосеющие хо-

зяйства. Так, общий удельный вес налоговых отчислений в прибыли составляет у них 7075%. Это на 20-25% выше, чем у свеклосеющих хозяйств.

В этой связи целесообразно ввести льготы по налогообложению и для предприятий перерабатывающей промышленности. Так, чтобы оздоровить финансовое положение предприятий и создать нормальные условия для их деятельности, В.М. Северин [1] предлагает предоставить отсрочку задолженности по платежам в федеральный бюджет и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, списать штрафы и пени по налогам, отсрочить погашение задолженности по централизованным кредитам и списать начисленные по ним проценты.

Основными направлениями совершенствования системы кредитования на государственном уровне, по нашему представлению, должны стать:

- ограничение монополизма в кредитной системе;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.