УДК 338.436.33
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ФАКТОРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
М. А. Патлатая, аспирант
ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», т. (8412)427945, е-таП: [email protected]
Рассматриваются актуальные проблемы влияния налоговой нагрузки на сельскохозяйственные организации Пензенской области. Проводится анализ современной динамики налоговой нагрузки по ресурсной базе сельхозорганизаций Пензенской области (земельным ресурсам, трудовому потенциалу, среднегодовой стоимости производственных фондов) который подтверждает необходимость управления налоговыми потоками с целью снижения рисков и изыскания дополнительных средств для инвестиций в воспроизводственный процесс аграрного бизнеса.
Ключевые слова: ресурсная база сельхозорганизаций, воспроизводственный процесс, инновации, налогообложение, налоговая нагрузка.
Аграрный сектор играет важную роль в формировании доходной части бюджета области и местных бюджетов. От его состояния зависит продовольственная самодостаточность и социальное развитие села. Процесс аграрного воспроизводства предполагает функционирование совокупности его факторов. Грамотное управление налоговыми потоками предоставит возможность сельхозорганизациям использовать налоги для стимулирования притока капитала, создания благоприятных условий для расширенного воспроизводства - это повлияет на увеличение объемов производства и как результат деятельности в дальнейшем позволит увеличить налоговую базу и сумму налоговых платежей, причитающихся к уплате в бюджеты различных уровней и внебюджетных фондов.
На развитие сельскохозяйственного производства влияют основные факторы воспроизводства: земля, труд, капитал. Управление этими факторами на уровне государственного регулирования осуществляется с помощью следующих рычагов:
- инвестиционно-инновационная политика, направленная на восстановление и развитие материально-технической базы сельского хозяйства, повышение ее эффективности;
- бюджетная политика, в виде программы развития сельского хозяйства, нацеленная на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий, повышение уровня производства продуктов питания, обеспечение продовольственной безопасности;
- финансово-кредитная политика, которая обеспечивает оптимальное формиро-
вание и перераспределение финансовых ресурсов в целях обеспечения расширенного воспроизводства интенсивного типа;
- информационно-законодательная политика, предоставляющая широкие возможности анализа, планирования и гибкого управления ресурсами хозяйствующего субъекта для повышения конкурентоспособности.
- политика государства в области налогообложения и государственных расходов, которая является ведущим механизмом воздействия на экономический рост, поскольку от нее зависят уровень сбережений, мотивация труда и повышение инвестиционной активности.
Ключевая роль сельхозорганизаций в обеспечении продовольственной безопасности страны требует совершенствования инструментов государственного регулирования развития сельскохозяйственного производства через систему налогообложения, поскольку налоговая политика влияет на каждый фактор воспроизводства: землю, труд, капитал.
Любое пользование земельным участком является платным (арендная плата, налоговые платежи). В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации размер земельного налога составляет до 0,3 % от кадастровой стоимости земельных участков, которые отнесены к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, и 1,5 %% в отношении прочих земельных участков [1, 2]. Налоговая ставка по земельному налогу в последние
Нива Поволжья № 1 (22) февраль 2012 125
Рис. 1. Динамика налоговой нагрузки по ресурсной базе сельхозорганизаций Пензенской области в расчете на 1 га сельхозугодий
■ Площадь сельскохозяйственных угодий,тыс. га —♦—Уплачено налогов на 1 га с.-х. угодий, руб.
годы не увеличивалась. Суммы перечисленного налога на землю пополняют местный бюджет.
Сущность проблемы земельного налога заключается в определении его роли в системе налогообложения сельхозпроиз-водства. Именно стимулирующая функция налогов может рассматриваться в качестве значимого средства регулирования землепользования, направленного на сохранение и улучшение полезных свойств земли в процессе ее использования.
Общая площадь сельхозугодий в Пензенской области в 2010 г. составила 3042,9 тыс. га. Удельный расход минеральных и органических удобрений в расчете на гектар посевных площадей в последние годы в Пензенской области по данным 2010 года составил соответственно 23 кг и 0,5 кг на 1 га посева. Размер посевной площади в Пензенской области с 2005 г. по 2010 г. сократился на 94,3 тыс. га, или на 9,89 %. Производство валовой продукции сельского хозяйства в 2010 г. увеличилось по сравнению с 2009 г. на 27,2 %.
В расчете на 1 га сельхозугодий организации в 2010 г. уплатили налоги в размере 1,6 тыс. руб. (из них 17,85 руб. составил земельный налог), что по сравнению с 2007, 2008 и 2009 гг. больше в 2 раза. В соответствии с бюджетной политикой государства в сельском хозяйстве на 1 га сельхозугодий сельхозорганизациям в 2010 году было выделено 410,9 руб. из бюджетов различных уровней. При сокращении сель-
хозугодий с 2002 г. по 2010 г. и увеличении суммы уплаченных налогов и сборов (почти в три раза) и выручки (в два раза) налоговая нагрузка за этот период возросла почти в четыре раза (рис. 1).
Эффективное использование земельных ресурсов позволит не только своевременно осуществлять перечисление в местный бюджет налога на землю, но и увеличить выход валовой продукции с единицы земельной площади. Достижение такого увеличения возможно за счет: повышения плодородия почв, закрепления квалифицированных кадров в сельхозорганизациях, предоставления рабочих мест жителям сельской местности, роста уровня зарплаты работников сельхозорганизаций, повышения продуктивности молочного стада, повышения уровня концентрации производства, увеличения уровня интенсивности сельхозпроизводства и др.
На воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве огромное влияние оказывает такой фактор, как трудовые ресурсы. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например компьютерные программы.
На начало 2011 г. постоянное сельское население Пензенской области составляло 18,6 тыс. человек. Эти данные свидетельствуют о сокращении численности жителей села по сравнению с 2009 г. на 11,5 %, по сравнению с 2005 г. - на 50,3 %. За 2010 г.
средняя оплата труда работников сельхо-зорганизаций составила 9821,1 руб. Работодателями перечислено в местный бюджет 272,1 млн. руб. налога на доходы физических лиц и во внебюджетные фонды -403,2 млн. руб. страховых взносов. В расчете на одного работника сельхозоргани-зации Пензенской области заплатили в 2009 г. 107,8 тыс. руб. налогов и других обязательных платежей, что выше более чем в два раза, чем в 2007 г., и в девять раз выше уровня 2002 г.; параллельно с ростом уплаченных налогов на одного работника прослеживается сокращение среднегодовой численности работников с 64 тыс. чел. в 2002 г. до 21 тыс. чел. в 2009 г. (рис. 2).
В настоящее время правительством Пензенской области разрабатываются различные меры по привлечению высококвалифицированных специалистов для работы и проживания в сельской местности. Грамотно построенная система мотивации работников позволит добиваться поставленных целей. В рамках реализации федеральной и областной программ по обеспечению жильем молодых специалистов на селе предусматривается формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса. Эта мера даст толчок развитию рынка труда, увеличению числа рабочих мест и сумм выплаченных доходов, росту уровня жизни тех, кто живет в сельской местности, т. е. повлияет на улучшение инфраструктуры сельских территорий и сделает привлекательным труд в сельской местности. Как следствие, про-
изойдет рост налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам, однако при этом не произойдет увеличение налоговой нагрузки в расчете на одного работника, поскольку она рассчитывается как отношение выручки к сумме уплаченного налога.
Не менее важны сокращение неформальной занятости, которая не контролируется обществом и не облагается налогами, переход к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц и регулирование условий оплаты труда в рамках социального партнерства, которое основывается на заключении коллективных договоров на предприятиях, а также соглашений на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Реализация сформулированных подходов позволит повысить материальную заинтересованность работника в конечных результатах работы.
Сформировавшаяся в сельском хозяйстве Пензенской области материально-техническая база оказывает существенное влияние на формирование объектов налогообложения как одного из ключевых элементов формирования бюджета региона.
Капитал заключается в производственных ресурсах, созданных людьми: интеллектуальный капитал, инструменты, машины, инфраструктура, а также нематериальные вещи, например компьютерные программы. Эти объекты находят отражение при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль, единому налогу на вмененный доход, упрощенной системе налогообложе-
100000 90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009 г.
—■—Среднегодовая численность работников, чел. —♦—Уплачено налогов на 1 работника, руб.
Рис. 2. Динамика налоговой нагрузки по ресурсной базе сельхозорганизаций Пензенской
области в расчете на 1 работника
Нива Поволжья № 1 (22) февраль 2012 127
ния, единому сельскохозяйственному налогу, налогу на имущество.
В соответствии с инвестиционной политикой государства в сельском хозяйстве на 1 тыс. рублей среднегодовой стоимости основных средств сельхозорганизациями Пензенской области из бюджетов различных уровней в 2010 г. получено 135 руб., что на 32 % больше, чем в 2009 г.
В расчете на 1 тыс. руб. среднегодовой стоимости основных средств сельхозорга-низации заплатили в 2010 г. почти в 3 раза больше налогов и других обязательных платежей, чем в 2002 г.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельхозназначения в расчете на одного сельхозтоваропроизводителя уменьшилась в 2010 г. на 24 % по сравнению с 2002г., но при сравнении с 2009 г. наблюдается удорожание этого показателя на 8 % (рис. 3)
Остается еще достаточно много хозяйств, использующих старую сельскохозяйственную технику. В результате увеличивается износ техники, значительно падает производительность труда, возрастают затраты на ремонт техники и расход топлива, снижается эффективность производства. За последние 10 лет наблюдается тенденция увеличения коэффициента обновления основных фондов в сельском хозяйстве с 3,0 % в 2000 г. до 12,6 % в 2010 г. и снижения коэффициента их выбытия с 3,1 до 2,4 % соответственно. Использование современной техники позволит не только увеличить производительность, но и сэкономить на налоговых платежах, поскольку одна современная сельхозмашина по своим функциональным свойствам сможет заменить несколько старых.
Рост производства будет зависеть от факторов инновационного развития - новой
техники, новых способов обработки почвы, ресурсосберегающих технологий.
Процесс воспроизводства состоит из циклов производства, потребления, обмена, распределения. К началу каждого воспроизводственного цикла сельхозпроизводителю необходимо располагать достаточным количеством финансовых средств для осуществления производственной деятельности. Исходной основой расширенного воспроизводства является рост капитала, который осуществляется за счет роста инвестиций.
Наличие свободных финансовых ресурсов позволило решить проблему своевременности расчетов по обязательствам. Удельный вес просроченной задолженности в общей ее сумме уменьшился с 82,4 % в 2000 г. до 3,7 % в 2009 г. За этот период число организаций сельского хозяйства, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, сократилось в 8 раз, по платежам в бюджет - в 15 раз, по кредитам банков и займам - в 31 раз.
На фоне стабилизации финансового состояния сельхозпроизводителей Пензенской области в рассматриваемом периоде существенно изменилась качественная структура взаиморасчетов сельскохозяйственных организаций. Если в 2000 г. из общей суммарной задолженности по обязательствам на кредиторскую задолженность приходилось 88,3 %, то к 2009 году этот показатель снизился до 21,4 %. При этом удельный вес задолженности по кредитам банков и займам возрос с 11,6 до 78,6 %. Следует отметить, что задолженность по кредитам возрастает за счет долгосрочных кредитов и займов, а это свидетельствует о том, что сельхозорганизации Пензенской области модернизируют свое производство, внедряют инновационные технологии,
Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб.
-Уплачено налогов в расчете на 1 тысячу рублей среднегодовой стоимости основных средств, руб.
Рис. 3. Динамика налоговой нагрузки по ресурсной базе сельхозорганизаций Пензенской области в расчете на 1 тыс. руб. среднегодовой стоимости основных средств
требующие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Такие вложения не только принесут высокие конечные результаты (выручку, рентабельность и прибыль) сель-хозорганизациям, но и пополнят бюджеты различных уровней налоговыми платежами. Однако при этом не произойдет увеличения налоговой нагрузки за счет увеличения выручки.
В этих условиях правительством и управлением сельского хозяйства Пензенской области принимается ряд мер по улучшению ситуации в агропромышленном комплексе области, положение которого в целом стабилизируется. Во многом этому способствует активизация инвестиционной деятельности сельхозпроизводителей. В 2009 г. по сравнению с 2005 г. объемы инвестиций в сельское хозяйство возросли более чем в 4 раза.
Активнее стали использоваться кредиты банков, в структуре инвестиций значительно повысилась доля заемных и привлеченных средств: в 2008 г. она составляла 73 %, а в 2009 г. - 82 %. Важнейшим источником вложений в основной капитал сельского хозяйства по-прежнему остаются собственные средства несмотря на то, что их доля с 2008 по 2009 гг. снизилась на 11,5 %.
В 2010 году завершено строительство и введены в эксплуатацию молочные комплексы: ООО РАО «Наровчатское» на 3600 коров, ООО «Мегаферма» на 1200 коров и ЗАО «Константиново» на 1500 коров.
Чтобы существенно нарастить производство животноводческой продукции, в 2011 году в области продолжается реализация крупных инвестиционных проектов, носящих инновационный характер.
В дополнение к программе ГУП «Областной агропромышленный холдинг» по строительству 5 молочных комплексов на 1200 коров каждый в Пензенском, Бессо-новском, Каменском, Тамалинском, Сосно-воборском районах в 2011 году планируется строительство молочных комплексов: ОАО «Колышлейский хлеб» - на 1000 коров, ООО «Контакт» - на 400 коров, ООО «Агрохолдинг «Бессоновский» - на 1200 коров, ЗАО «Петровский хлеб» - на 1200 коров.
ООО «Пензамолоко» осуществляет реконструкцию имеющихся ферм на территории бывшего совхоза «Прогресс» с увеличением поголовья на 1050 коров.
В настоящее время ОАО ПТФ «Васильевская» реализует инвестиционный проект «Развитие бройлерного птицеводства», предусматривающий реконструкцию и строи-
тельство новых площадок для выращивания бройлеров в Кузнецком, Пензенском и Бессоновском районах.
Проведенное исследование социально-экономического функционирования сельскохозяйственных организаций позволило дать оценку влияния уровня налоговой нагрузки через сложившуюся систему налогообложения на финансовые результаты их деятельности и факторы воспроизводства: труд, землю, капитал. Увеличение налоговой нагрузки на один гектар сельхозугодий, на одного человека и на одну тысячу рублей среднегодовой стоимости основных средств происходит в основном за счет сокращения площадей сельхозугодий, среднегодовой численности работников, удорожания среднегодовой стоимости основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения в расчете на одного сельскохозяйственного товаропроизводителя. Грамотное управление налоговыми потоками (выбор оптимальной системы налогообложения, мониторинг налоговой нагрузки и доходов предприятия, постоянный контроль изменений в нормативно-законодательной базе и т. д.) предоставит возможность хозяйствующему субъекту изыскать дополнительные средства для инвестирования в производство. Это приведет к росту объемов производства, увеличению финансовых результатов его деятельности и, как следствие, увеличится сумма налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
Литература
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; Ч. II от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 06.12.2007 г.).
3. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон РФ от 29.12.2006 № 264-ФЗ // СПС «Гарант»
4. Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2008 - 2012 годы»: Закон Пензенской области от 19.11.2007 № 1425-ЗПО // СПС «Гарант».
5. Гордеев, А. О. О проблемах агропромышленного комплекса / А. О. Гордеев // Экономика сельского хозяйства России. -2005. - № 12. - С. 20.
6. Маслова, В. В Воспроизводство и финансовые отношения в аграрном секторе экономики / В. В. Маслова // М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2009. - 364 с.
Нива Поволжья № 1 (22) февраль 2012 129
7. Налоги и налогообложение в АПК / Н. Ф. Зарук, В. В. Ухоботов, М. Ю. Федотова, О. Ф. Тагирова. - М.: КолосС, 2008. -224 с.
8. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издата, 2007. - 810 с.
9. Российский статистический ежегодник: Официальное издание / Госкомстат России. - М., 2007.
10. Российский статистический ежегодник: Официальное издание / Госкомстат России. - М., 2008.
11. Российский статистический ежегодник: Официальное издание / Госкомстат России. - М., 2009.
12. Сельское хозяйство Пензенской области / Госкомстат России; Пензенский областной комитет государственной стати-
стики. - Пенза, 2008.
13. Борхунов, Н. А. Факторы и условия перехода сельского хозяйства к стабильному и устойчивому развитию / Н. А. Борхунов, Э. А. Сагайдак, Н. Ф. Зарук. - М.: ООО «Петит», 2005. - С. 90.
14. Радомский, Д. О. Информационные системы управления сельскохозяйственным предприятием / Д. О. Радомский // Предприятия АПК в рыночной экономике. -2011. - № 9.
15. Титов, В. В. Влияние налоговой системы на эффективность деятельности предприятия / В. В. Титов // Финансы. - 2006. -№ 2.
16. Ушачев, И. Г. Нужны новые подходы к аграрной политике / И. Г. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 1.