Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ОТРАДНЫЙ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ОТРАДНЫЙ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кандрашкина Ю.И.

В статье говорится о совершенствовании системы государственного и муниципального управления социальной сферой в условиях реформирования системы местного самоуправления на примере городского округа Отрадный Самарской области. Обосновывается острая необходимость в активном форсировании механизмов государственно-частного партнерства, а также в доступе негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, вопросах эффективности инвестиций в развитие социальной сферы на территории городского округа Отрадный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ОТРАДНЫЙ)»

По мнению руководителей предприятий республики, инновационного прорыва в экономике региона не происходит в следствии: дефицита информации о новых технологиях и рынках сбыта продукции, недостатка квалифицированных рабочих (технологов, инженеров), неразвитости инновационной инфраструктуры, высокого экономического риска, низкого платежеспособного спроса на новые продукты, неопределенности сроков инновационного процесса, отсутствия целостной системы инновационного законодательства. Решение данных проблем будет служить основой для дальнейшего развития инновационной деятельности Республики Башкортостан.

Использованные источники:

1. Байгильдина А.У. Материально-техническая база промышленного производства Республики Башкортостан в условиях формирования инновационной экономики: Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем. Материалы III Всероссийской научно-практической ^ете^конференции. В 2-х частях. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009 - С. 23-28.

2. Наука и информационные технологии в Республике Башкортостан: статистический сборник - Уфа: Башкортостанстат, 2014 - 90 с.

3. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР [Электронный ресурс]

- Информационно-аналитический портал Центра гуманитарных технологий.

- Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratmgs/research-and-development-expenditure/info

Кандрашкина Ю.И. магистрант 2го курса направление «Государственное и муниципальное управление» Самарский государственный экономический университет

Россия, г. Самара СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. ОТРАДНЫЙ) Аннотация: В статье говорится о совершенствовании системы государственного и муниципального управления социальной сферой в условиях реформирования системы местного самоуправления на примере городского округа Отрадный Самарской области. Обосновывается острая необходимость в активном форсировании механизмов государственно-частного партнерства, а также в доступе негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, вопросах эффективности инвестиций в развитие социальной сферы на территории городского округа Отрадный.

Ключевые слова: социальная сфера, реформирование социальной сферы, социальная инфраструктура, государственно-частное партнерство

(ГЧП), реформирование системы местного самоуправления, некоммерческие организации, приоритетные национальные проекты, распределение полномочий между государственными и муниципальными органами власти.

Социальная сфера современной Российской Федерации как объект управления являет собой сложную и большую подсистему общественной жизни, политика которой направлена на создание качественных условий для социального воспроизводства населения и строится на принципах сетевого взаимодействия между различными уровнями власти.

На сегодняшний день уровень социального обслуживания на территории Российской Федерации недостаточно высок. Во многом, это объясняется финансово-экономическим кризисом в стране и в мире, несовершенством федерального и регионального законодательства, слабым развитием негосударственной системы социального обслуживания, низким качеством оказываемых социальных услуг и недостаточным финансированием объектов социальной инфраструктуры. Часто в законодательных актах встречается противоречивость, а четко сформулированные понятия видов социального обеспечения отсутствуют. В контексте реформы местного самоуправления в отношениях местных властей с государством ситуацию усугубляют недостаточное финансирование переданных муниципальным образованиям полномочий в области социальной политики, излишняя централизации региональными центрами бюджетных потоков муниципалитетов, недостаточность налогооблагаемой базы для наполнения местных бюджетов, а также нехватка квалифицированных муниципальных кадров. Поэтому, в обществе зреет потребность в реформировании социальной сферы [1. С. 11-13].

2014 год ознаменован качественными новшествами в федеральном законодательстве, связанными с совершенствованием системы организации местного самоуправления в России. Так, обновленный 131-й Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничил компетенцию органов публичной власти в сфере социальной защиты и поддержки населения, отнеся данные функции преимущественно к полномочиям органов государственной власти субъектов страны. Население регионов не может понять, почему местные органы власти не в состоянии разрешить их наболевшие проблемы в социальной сфере оперативно и сразу на месте. Как следствие, они обращаются в Правительство Самарской области, к Президенту России.

Социальная инфраструктура городского округа Отрадный представляет многоотраслевой комплекс, функционирующий в интересах повышения благосостояния каждого гражданина. Она вовлекается в единую структуру экономики Самарской области и подчиняется закономерностям развития страны. Социальная сфера включает в себя систему образования и подготовки кадров, розничную торговлю и общественное питание, бытовое

обслуживание и жилищно-коммунальное хозяйство, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, охрану окружающей среды. Деятельность всех этих отраслей направлена на непрерывное обеспечение развития обслуживания населения, повышения его образовательного и культурного уровня, улучшение медицинской помощи, оздоровительной и другой работы [2. С. 131]. Внимание данной статьи акцентируется на решение проблем в социальной сфере именно на механизме государственного и муниципального взаимодействия в условиях реформы местного самоуправления в России.

В настоящее время развитию отраслей социальной сферы городского округа Отрадный придает импульс институциональных преобразований в социально-экономическом развитии Самарской области, обеспечивший возможность становления в социальной инфраструктуре организаций разных форм собственности и создание экономических стимулов для инновационной деятельности. Во исполнение поручений Губернатора Самарской области по повышению эффективности работы органов местного самоуправления в социальной сфере города Отрадный создано 20 общественных советов, основной целью работы которых является объединение жителей для совместного решения проблем отдельного дома или территории микрорайона. В целях делегирования компетенций по вопросам активного участия представителей бизнеса и населения функционирует Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляются конкурсы социальных проектов с выделением грантов от администрации для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Для решения задач, связанных с социальной инфраструктурой, осуществляются такие приоритетные национальные проекты в Отрадном, как «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории городского округа Отрадный Самарской области» на 2013-2015 гг., «Молодой семье - доступное жилье» на 2012-2015 гг., «Развитие жилищного строительства на территории городского округа Отрадный Самарской области» на 2011-2015 гг. и «Медицинские кадры городского округа Отрадный на 2012-2016 годы». Так, наибольшая доля расходов бюджета в 2014 г. городского округа Отрадный пришлась на содержание и развитие именно социальной сферы (47%) и ЖКХ (30%) [3].

Анализ развития социальной сферы на примере городского округа Отрадный показывает острую необходимость в активном форсировании механизмов государственно-частного партнерства (далее ГЧП), а также вопросам доступа негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, вопросам эффективности инвестиций в здравоохранение и развитию конкурентоспособности образования на территории городского округа Отрадный. В 2014 году было принято распоряжение правительства РФ,

согласно которому показатель «Уровень развития ГЧП в субъекте РФ» учитывается как один из показателей оценки эффективности деятельности губернаторов по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Опыт прошлого года показал, что средний уровень развития ГЧП в регионах вырос на 0,9% и составил 35,9%. Большая часть проектов ГЧП реализуется в коммунальной сфере (194 проекта), на втором месте - социальная сфера (185), энергетическая сфера (163) и транспортная сфера (64 проекта в рамках региональных законов по ГЧП и концессий). Это говорит о том, что задача повышения инвестиционной привлекательности социальной сферы сегодня становится крайне актуальной. Так, вступивший в силу с 1 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривает развитие малого и среднего предпринимательства в сфере социального обслуживания, а также возможность коммерческому сектору получать компенсацию затрат от государства за оказываемые социальные услуги. С другой стороны, закон установил в качестве органа, уполномоченного на реализацию полномочий в сфере социального обслуживания, орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, все полномочия в социальной сфере переданы от муниципалитета в область, что вызывает ряд проблем во взаимодействии региональных и местных властей.

В этой связи для увеличения количества негосударственных организаций в социальной сфере необходимо реализовать следующие меры:

-I- Изменить механизмы регионального управления имуществом в виде подведомственных предприятий и учреждений социальной сферы. Регион, в перспективе и муниципалитет, как собственник может принять решения о необходимости передачи в управление учреждений социальной сферы или их имущественных комплексов и отдельных видов услуг на аутсорсинг, привлечение волонтеров и НКО в целях эффективности управления и расходования бюджетных средств.

Использовать имущественную и налоговую

поддержку негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере. НКО, оказывающие социальные услуги, необходимо приравнять к малому предпринимательству в части получения мер государственной поддержки.

Сократить административные барьеры для оказания социальных услуг негосударственными организациями. Чтобы принципы хозяйствования не зависели от организационно-правовой формы государственных и негосударственных организаций, следует нивелировать в правах всех участников рынка.

-I- Создать стимулы для органов государственного и муниципального управления в вопросе мобилизации некоммерческих

организаций в социальную сферу [4].

Именно поэтому главной миссией, стоящей перед государством для гарантирования притока инвестиций в социальную сферу является скорейшее принятие закона о ГЧП с последующим внесением отдельных поправок в отраслевое законодательство на региональном и муниципальном уровне.

Социальная политика - прерогатива государственная, но каким бы ни было распределение полномочий в сфере социальной поддержки населения, именно местная власть наиболее приближена к населению, что требует в первую очередь концентрации собственных финансовых ресурсов. Однако, как показывает практика, органы местного самоуправления систематически испытывают финансовые трудности в разрешении социально значимых вопросов, несмотря на большой груз ответственности местных властей за положение дел в сфере социальной защиты. Так, 131-й Федеральный Закон регламентирует свыше 40 вопросов местного значения, причем финансовое обеспечение полномочий органов местного самоуправления ничтожно мало. Более того, проблема усугубляется сокращением нормативов отчислений с налоговых поступлений в бюджеты муниципалитетов.

В этой связи, можно сделать вывод, что передача некоторых государственных полномочий по оказанию материальной помощи людям, находящимися в сложной жизненной ситуации, а именно в части самостоятельного финансирования муниципалитетом расходных обязательств разделов социальной политики, на региональный и муниципальный уровень является крайне необходимым шагом в духе современной реформы местного самоуправления [5].

Проанализировав проблемы и современное состояние в социальной сфере на примере города Отрадный, можно выделить следующие задачи по повышению качества и эффективности государственного и муниципального управления в социальной сфере:

^ эффективное и равномерное распределение полномочий между органами государственной власти России и органами властей субъектов Федерации по оптимизации финансовых, организационных затрат и повышению бюджетной эффективности на проведение мероприятий в социальной политике;

^ совершенствование нормативно-правовой базы

функционирования системы социальной поддержки населения на региональном и муниципальном уровнях;

^ разработка новой системы переподготовки кадров для государственной и муниципальной службы, основанной на синтезе теории и практики управления реформированием социальной сферы;

^ сокращение числа дублирующих управленческих функций на федеральном и региональном уровне;

^ сохранение, увеличение и повышение эффективности

использования материально-технической базы элементов социальной инфраструктуры;

^ стимулирование развития элементов инновационной системы в социальной сфере.

Именно от реализации данных мер напрямую зависит величина управленческого влияния институтов власти на действия институциональных и структурных перемен в социальной политике современной России [6. С. 52].

Таким образом, модернизация социальной сферы является одной из главных реформ, которые власти всех уровней планируют проводить в ближайшие десятилетия. Изменения должны затронуть всю социальную сферу, начиная как от создания адресной системы оказания социальной помощи населению, реформированием институтов здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг, так и заканчивая повышением эффективности деятельности аппарата управления социальной защитой с учетом существующих объективных и субъективных факторов региона и специфики конкретных территорий.

Использованные источники:

1. Гембаренко В.И. Управление процессами реформирования социальной сферы в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. / Человек и наука. - 2011. - С. 11-13. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cheloveknauka.com/v/76928/a?#?page=1.

2. Налесная Я.А. Совершенствование управления социальной инфраструктурой города в условиях реформирования системы местного самоуправления. / Известия Южного федерального университета. - 2006. -№ 17. - С. 131. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-upravleniya-sotsialnoy-infrastrukturoy-goroda-v-usloviyah-reformirovaniya-sistemy-mestnogo-samoupravleniya.

3. Волжская коммуна. Отрадный поднялся в рейтинге городов губернии. 02.04.2015. [Электронный ресурс] // www.vkonline.ru: «Волжская коммуна». Режим доступа: http://www.vkonline.ru/content/view/146799/otradnyj-podnyalsya-v-rejtinge-gorodov-gubernii.

4. Как реформировать социальную сферу? 09.10.2013. [Электронный ресурс] // www.nb-forum.ru: Новый бизнес. Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/interesting/reportages/iii-forum.html#ixzz3YiAt6Xq9.

5. Съезд работников социальной сферы. Выступление Главы городского округа Отрадный Н.М. Вишняковой на съезде работников социальной сферы. 07.06.2012. [Электронный ресурс] // www.otradny.org: «Администрация городского округа Отрадный». Режим доступа: http://www.otradny.org/glava-gorodskogo-okruga/vyistupleniya/sezd-rabotnikov-soczialnoj-sferyi.html

6. Оськина Н.В. Модернизация управления региональной системы социальной защиты населения. / Вестник ОГУ. - 2007. - № 9. - С. 52. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2007_9/8.pdf.

Капранов Г.А., к. п. н.

доцент Школа педагогики ДВФУ

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ Аннотация: анализируются причины возникновения инновационных процессов в образовании, возникновения педагогической инноватики как науки, рассматриваются «поддерживающее», «нормативное» обучение и инновационное обучение, затрагиваются проблемы торможения инноваций

Ключевые слова: инновационные процессы в образовании, педагогическая инноватика, проблемы инноватики, торможение инновационных процессов.

Abstract: the causes of innovative processes in education, the emergence of educational innovation as a science, are considered "support", "normative" education and innovation training, addresses the problems of braking innovation

Keywords: innovative processes in education, educational innovation, problems of innovation, the inhibition of innovation processes.

Исследование инновационных процессов в образовании на сегодняшний момент стало достаточно распространенным предметов научных статей и научно-практических конференций. Тем не менее, вопрос о том, что такое «педагогическая инноватика», о ее нужности и полезности и условиях ее применения, остается актуальным, и не является чисто теоретическим, потому что наряду со сторонниками введения инновации в образование существует не меньшее число противников, как данного термина, так и процесса который под ним подразумевается. Потому и встает вопрос, что же такое «педагогическая инноватика», в чем сущность данного термина и какие смыслы и изменения привносит инноватика в педагогический процесс.

Обращаясь к истории вопроса нужно заметить, что первоначально инноватика возникла на экономической базе, т.е. ее предметом были экономические и социальные процессы, научно-технические открытия, изобретения, высокотехническое производство. Инноватика возникла ни как результат исследований «чистой науки», а в процессе конкурентной борьбы предприятий, стремящихся выпустить новую продукцию, захватить новые рынки сбыта. Соответственно для организации этих процессов промышленные компании развивали структуру инновационной деятельности, совершенствовали процессы, а также подготовку ответственных менеджеров. Это наглядно можно увидеть, например, в обновлении автомобильного ряда крупнейших автомобильных компаний за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.