СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МСУ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
© Кандрашкина Ю.И.*
Самарский государственный экономический университет, г. Самара
В статье говорится о совершенствовании современной системы муниципального управления сферой образования в условиях реформирования системы местного самоуправления. Обосновывается необходимость обеспечения эффективности управления качеством образовательных услуг посредством решения поставленных задач. Выявляются приоритетные направления расширения институтов общественного участия в стратегии развития образования городского округа Самара.
Ключевые слова: сфера образования, реформирование системы местного самоуправления, управление качеством образовательных услуг, сеть образовательных учреждений, Департамент образования.
Развитие социальной сферы относится к одному из приоритетных направлений политики государства. Особая роль при этом отводится не только субъектам федерации, но и муниципальным образованиям.
Сфера образования представляет собой важный индикатор социально-экономического развития региона, страны в целом.
В настоящее время существующая система управления социальной сферой не отвечает возложенным на нее требованиям, что привело к необходимости ее реформирования.
На сегодняшний день возникает практическая необходимость - значимость следующих задач:
- пересмотреть разделение функций между государством и системой местного самоуправления, касающихся вопросов развития социальной сферы (в частности, системы образования);
- выявить существующие противоречия в системе управления, определить полномочия городского округа в развитии социальной сферы.
Кроме этого, следует уделить внимание распределению государственных услуг между функционалом городского округа и государства, а также разграничению полномочий между представительными и исполнительно -распорядительными органами городского округа.
Сегодня возрастает значимость глубокого осмысления изменения в процессе бюджетообразования при реформировании системы местного само-
* Магистрант 2 курса направления «Государственное и муниципальное управление».
управления, а также разделении бюджетных полномочий между городским округом и субъектом федерации при регулировании развития социальной сферы.
Высокий образовательный потенциал населения Самарской области выступает значительным фактором, определяющим конкурентоспособность региона.
В области организована усовершенствованная система образования, предлагающая широкий по видам, формам и содержанию спектр образовательных услуг, выступающая потенциалом экономического роста и повышения благосостояния населения.
На сегодняшний день в регионе разработана стратегия развития системы образования г.о. Самара до 2020 года.
Подход к выбору и определению стратегии системы образования городского округа Самара учитывает современные условия и состояние образовательной сферы, действующие положения политики в рамках установленных полномочий муниципалитета и Департамента образования, опирается на сформулированную миссию как главное устремление городского округа Самара в сфере образования.
Процесс перемен, происходящих в образовании, основан на понимании образования как сферы разнообразных видов образовательных организаций и спектра образовательных услуг и обязывает учитывать все более усиливающуюся зависимость систем образования от спроса, образовательных интересов, потребностей граждан конкретной территории региона.
В контексте стратегии концентрированного роста будут предприниматься управленческие усилия по изменению характера взаимодействия, взаимовлияний и взаимовоздействий региональных образовательных институтов с городским сообществом, образовательного пространства города и образовательных институтов региона.
В целях обеспечения эффективности управления качеством образовательных услуг предстоит:
1. Выделить приоритетность функций среднесрочного и долгосрочного прогнозирования развития системы образования, закрепив их за соответствующим подразделением Департамента образования.
2. Внедрить систему комплексного анализа состояния и тенденций изменений как региональной, так и муниципальной образовательных систем с последующим внесением корректив в стратегические планирования, целевые проекты и программы развития.
3. Расширить практику создания временных управленческих команд из специалистов разных функциональных подразделений Департамента, специалистов разных структур для решения возникающих нестандартных задач, снижения межфункциональных барьеров и установления новых горизонтальных связей.
4. Образовать и постоянно восполнять банк педагогических, управленческих, технических, экономических инноваций в муниципальной системе образования.
5. В системе профессиональной переподготовки менеджеров образования выделить как приоритетное направление - управление качеством образовательных услуг.
6. Определить для органов управления на всех уровнях системы образования городского округа Самара ключевые системообразующие функции - управление качеством, управление доступностью, управление эффективностью.
Стратегия развития образования городского округа Самара признает приоритетным долгосрочное системное развитие государственно-общественного управления и рассматривает его как важнейший организационный ресурс.
Сегодня без общественного участия нельзя эффективно решать задачи по развитию сети образовательных учреждений Самары, формированию муниципальной системы оценки качества образования, внедрению нового финансово-экономического механизма развития образования.
Приоритетными направлениями расширения институтов общественного участия в стратегии развития образования городского округа Самара выступают:
1. Минимизация степени централизации управления образованием за счет:
- создания негосударственных структур поддержки автономности образовательных учреждений, независимо от их типа и вида (профессиональные и / или межпрофессиональные сообщества работников образования; Фонды развития образования);
- подготовки условий обеспечения финансовой самостоятельности образовательных учреждений;
- определения областей управленческих решений на уровне городского округа и образовательного учреждения, к которым обязательно должна привлекаться общественность: качество образовательных услуг, общественная аттестация;
- поддержки актуальных общественных инициатив в системе образования городского округа (создание системы независимой экспертизы образовательных проектов разного уровня, выработка механизма поддержки инициативных образовательных проектов).
2. Расширение участия профессиональных объединений, ассоциаций в решении актуальных вопросов развития отрасли «Образование».
3. Образование единого открытого информационного пространства в сфере муниципального образования для обеспечения продуктивного диалога и информационной поддержки педагогов, родителей, детей как основных участников образовательной деятельности.
Ключевое внимание будет сосредоточено на реформировании системы управления образованием в направлении качественного улучшения системы и практики управления, имеющейся организационной культуры. Главная задача реформирования на данной стадии - освоение сетевого взаимодействия, сети, сетевой организации как нового предмета управления муниципальной образовательной системой.
Если ранее практика управления муниципальными образовательными системами в качестве предмета управления определяла подведомственные учреждения, то в настоящий период таким предметом становится сеть образовательных учреждений, в которой образовательные учреждения являются самостоятельными субъектами. Следовательно, главный акцент в понимании предмета управления муниципальной образовательной системой сдвигается с элемента сетевого взаимодействия на само сетевое взаимодействие, сеть, сетевую организацию [1, с. 19-25].
Развитие образования должно идти в режиме плодотворного диалога всех субъектов образовательной политики, четкого распределения и координации их полномочий и ответственности в этой сфере. Необходимо неуклонно расширять участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений в образовании. Это должно обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования (расширение функций и полномочий попечительских советов, общественных советов, ассоциаций и др.).
Вместе с тем важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования - модернизация самой существующей отраслевой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием - это, прежде всего управление процессом его развития, а не только учреждениями и людьми. Необходимо перейти от административных рычагов управления образовательными учреждениями к нормативным и экономическим методам, создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования, без чего не может быть качественного управления развитием системы образования.
Основная цель - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего - образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. В связи с приданием общеобразовательным учреждениям статуса государственных и соответствующим перераспределением полномочий регионов и муниципалитетов предстоит разработать адекватную систему управления
образованием на этих уровнях, в том числе с учетом опыта деятельности в ряде регионов межмуниципальных управленческих структур [2].
Таким образом, на сегодняшний день определяющее значение для развития образовательной сферы и качественного предоставления образовательных услуг населению имеет распределение полномочий между представительными и исполнительными органами государства и муниципалитета, а также сам процесс управления сферой образования в целом.
Список литературы:
1. Стратегия развития системы образования г. о. Самара до 2020 года / научный руководитель Л.Г. Логинова, д. п. н., проф., РАПКРО; руководитель рабочей группы Г.Е. Козловская, д. и. н., проф., директор МОУДПО ЦРО. -Самара, 2010. - С. 19-25.
2. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе». - Президент России [Электронный ресурс]. - М.: Кремль. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/ 21905 (дата обращения: 13.02.2015).