Научная статья на тему 'Совершенствование системы муниципального управления сферой образования в условиях реформирования системы МСУ (на примере Самарской области)'

Совершенствование системы муниципального управления сферой образования в условиях реформирования системы МСУ (на примере Самарской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СЕТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кандрашкина Ю. И.

В статье говорится о совершенствовании современной системы муниципального управления сферой образования в условиях реформирования системы местного самоуправления. Обосновывается необходимость обеспечения эффективности управления качеством образовательных услуг посредством решения поставленных задач. Выявляются приоритетные направления расширения институтов общественного участия в стратегии развития образования городского округа Самара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы муниципального управления сферой образования в условиях реформирования системы МСУ (на примере Самарской области)»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МСУ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Кандрашкина Ю.И.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

В статье говорится о совершенствовании современной системы муниципального управления сферой образования в условиях реформирования системы местного самоуправления. Обосновывается необходимость обеспечения эффективности управления качеством образовательных услуг посредством решения поставленных задач. Выявляются приоритетные направления расширения институтов общественного участия в стратегии развития образования городского округа Самара.

Ключевые слова: сфера образования, реформирование системы местного самоуправления, управление качеством образовательных услуг, сеть образовательных учреждений, Департамент образования.

Развитие социальной сферы относится к одному из приоритетных направлений политики государства. Особая роль при этом отводится не только субъектам федерации, но и муниципальным образованиям.

Сфера образования представляет собой важный индикатор социально-экономического развития региона, страны в целом.

В настоящее время существующая система управления социальной сферой не отвечает возложенным на нее требованиям, что привело к необходимости ее реформирования.

На сегодняшний день возникает практическая необходимость - значимость следующих задач:

- пересмотреть разделение функций между государством и системой местного самоуправления, касающихся вопросов развития социальной сферы (в частности, системы образования);

- выявить существующие противоречия в системе управления, определить полномочия городского округа в развитии социальной сферы.

Кроме этого, следует уделить внимание распределению государственных услуг между функционалом городского округа и государства, а также разграничению полномочий между представительными и исполнительно -распорядительными органами городского округа.

Сегодня возрастает значимость глубокого осмысления изменения в процессе бюджетообразования при реформировании системы местного само-

* Магистрант 2 курса направления «Государственное и муниципальное управление».

управления, а также разделении бюджетных полномочий между городским округом и субъектом федерации при регулировании развития социальной сферы.

Высокий образовательный потенциал населения Самарской области выступает значительным фактором, определяющим конкурентоспособность региона.

В области организована усовершенствованная система образования, предлагающая широкий по видам, формам и содержанию спектр образовательных услуг, выступающая потенциалом экономического роста и повышения благосостояния населения.

На сегодняшний день в регионе разработана стратегия развития системы образования г.о. Самара до 2020 года.

Подход к выбору и определению стратегии системы образования городского округа Самара учитывает современные условия и состояние образовательной сферы, действующие положения политики в рамках установленных полномочий муниципалитета и Департамента образования, опирается на сформулированную миссию как главное устремление городского округа Самара в сфере образования.

Процесс перемен, происходящих в образовании, основан на понимании образования как сферы разнообразных видов образовательных организаций и спектра образовательных услуг и обязывает учитывать все более усиливающуюся зависимость систем образования от спроса, образовательных интересов, потребностей граждан конкретной территории региона.

В контексте стратегии концентрированного роста будут предприниматься управленческие усилия по изменению характера взаимодействия, взаимовлияний и взаимовоздействий региональных образовательных институтов с городским сообществом, образовательного пространства города и образовательных институтов региона.

В целях обеспечения эффективности управления качеством образовательных услуг предстоит:

1. Выделить приоритетность функций среднесрочного и долгосрочного прогнозирования развития системы образования, закрепив их за соответствующим подразделением Департамента образования.

2. Внедрить систему комплексного анализа состояния и тенденций изменений как региональной, так и муниципальной образовательных систем с последующим внесением корректив в стратегические планирования, целевые проекты и программы развития.

3. Расширить практику создания временных управленческих команд из специалистов разных функциональных подразделений Департамента, специалистов разных структур для решения возникающих нестандартных задач, снижения межфункциональных барьеров и установления новых горизонтальных связей.

4. Образовать и постоянно восполнять банк педагогических, управленческих, технических, экономических инноваций в муниципальной системе образования.

5. В системе профессиональной переподготовки менеджеров образования выделить как приоритетное направление - управление качеством образовательных услуг.

6. Определить для органов управления на всех уровнях системы образования городского округа Самара ключевые системообразующие функции - управление качеством, управление доступностью, управление эффективностью.

Стратегия развития образования городского округа Самара признает приоритетным долгосрочное системное развитие государственно-общественного управления и рассматривает его как важнейший организационный ресурс.

Сегодня без общественного участия нельзя эффективно решать задачи по развитию сети образовательных учреждений Самары, формированию муниципальной системы оценки качества образования, внедрению нового финансово-экономического механизма развития образования.

Приоритетными направлениями расширения институтов общественного участия в стратегии развития образования городского округа Самара выступают:

1. Минимизация степени централизации управления образованием за счет:

- создания негосударственных структур поддержки автономности образовательных учреждений, независимо от их типа и вида (профессиональные и / или межпрофессиональные сообщества работников образования; Фонды развития образования);

- подготовки условий обеспечения финансовой самостоятельности образовательных учреждений;

- определения областей управленческих решений на уровне городского округа и образовательного учреждения, к которым обязательно должна привлекаться общественность: качество образовательных услуг, общественная аттестация;

- поддержки актуальных общественных инициатив в системе образования городского округа (создание системы независимой экспертизы образовательных проектов разного уровня, выработка механизма поддержки инициативных образовательных проектов).

2. Расширение участия профессиональных объединений, ассоциаций в решении актуальных вопросов развития отрасли «Образование».

3. Образование единого открытого информационного пространства в сфере муниципального образования для обеспечения продуктивного диалога и информационной поддержки педагогов, родителей, детей как основных участников образовательной деятельности.

Ключевое внимание будет сосредоточено на реформировании системы управления образованием в направлении качественного улучшения системы и практики управления, имеющейся организационной культуры. Главная задача реформирования на данной стадии - освоение сетевого взаимодействия, сети, сетевой организации как нового предмета управления муниципальной образовательной системой.

Если ранее практика управления муниципальными образовательными системами в качестве предмета управления определяла подведомственные учреждения, то в настоящий период таким предметом становится сеть образовательных учреждений, в которой образовательные учреждения являются самостоятельными субъектами. Следовательно, главный акцент в понимании предмета управления муниципальной образовательной системой сдвигается с элемента сетевого взаимодействия на само сетевое взаимодействие, сеть, сетевую организацию [1, с. 19-25].

Развитие образования должно идти в режиме плодотворного диалога всех субъектов образовательной политики, четкого распределения и координации их полномочий и ответственности в этой сфере. Необходимо неуклонно расширять участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений в образовании. Это должно обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования (расширение функций и полномочий попечительских советов, общественных советов, ассоциаций и др.).

Вместе с тем важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования - модернизация самой существующей отраслевой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием - это, прежде всего управление процессом его развития, а не только учреждениями и людьми. Необходимо перейти от административных рычагов управления образовательными учреждениями к нормативным и экономическим методам, создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования, без чего не может быть качественного управления развитием системы образования.

Основная цель - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего - образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. В связи с приданием общеобразовательным учреждениям статуса государственных и соответствующим перераспределением полномочий регионов и муниципалитетов предстоит разработать адекватную систему управления

образованием на этих уровнях, в том числе с учетом опыта деятельности в ряде регионов межмуниципальных управленческих структур [2].

Таким образом, на сегодняшний день определяющее значение для развития образовательной сферы и качественного предоставления образовательных услуг населению имеет распределение полномочий между представительными и исполнительными органами государства и муниципалитета, а также сам процесс управления сферой образования в целом.

Список литературы:

1. Стратегия развития системы образования г. о. Самара до 2020 года / научный руководитель Л.Г. Логинова, д. п. н., проф., РАПКРО; руководитель рабочей группы Г.Е. Козловская, д. и. н., проф., директор МОУДПО ЦРО. -Самара, 2010. - С. 19-25.

2. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе». - Президент России [Электронный ресурс]. - М.: Кремль. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/ 21905 (дата обращения: 13.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.