КОНТ ТЕПТ
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. - 2014. - №02 (февраль). -
____________________ _______________ ART 14060. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал koncePtru/2014/l406ahtm. - Гос. per. Эл№ФС 77-
ART 14060 УДК 37.014.5 ’
Лунев Александр Николаевич,
доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производств, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева», г. Казань lunev.aleksander2012@yandex.ru
Пугачева Наталья Борисовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО ««Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань natalya-pugacheva@yandex.ru
Стуколова Лариса Зайнулловна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-психологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самара stukolova-l@rambler.ru
Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования
Аннотация. В статье выявлены и научно обоснованы стратегии (формирование на территории муниципального округа единого образовательного пространства, развитие механизмов государственно-общественного управления, создание инновационных организационно-управленческих механизмов межкорпоративного взаимодействия учреждений образования) и тенденции (формирование образовательных комплексов разных типов, создание адаптивного механизма управления, построение муниципальной системы измерения и оценки качества образования, создание комплексного обеспечения развития муниципальной системы образования) развития муниципальной системы образования.
Ключевые слова: муниципальная система образования, единое образовательное пространство муниципального округа, механизмы государственнообщественного управления образованием, механизмы межкорпоративного взаимодействия учреждений образования, стратегии развития муниципальной системы образования, тенденции развития муниципальной системы образования. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современных условиях перераспределяются полномочия и ответственность в сфере образования между федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием. Роль муниципальных органов управления повышается, что становится катализатором активного поиска эффективных моделей развития как общего, так и профессионального образования.
Это обусловлено тем, что на территории муниципального округа расположены не только дошкольные, общеобразовательные учреждения, но и средние специальные, высшие учреждения образования, учреждения дополнительного, послевузовского образования, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации разных форм собственности и административного подчинения.
Таким образом, муниципальная система образования - это система устойчивого и планомерного взаимодействия образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального округа, местной администрации и органов управления образованием, обеспечивающая высокоэффективную организацию образовательных
IVI ^ IVI
http://e-koncept.ru/2014/14060.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14060. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14060.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14060
УДК 37.014.5
услуг и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления [1].
Стратегии развития современной муниципальной системы образования состоят в следующем:
- в формировании на территории муниципального округа единого образовательного пространства, представляющего собой совокупность учреждений образования; органов местного самоуправления и управления образованием; государственнообщественных институтов и средств массовой коммуникации, ориентированных на муниципализацию образования и оптимизацию функций органов управления образованием различной компетенции по всей «управленческой вертикали» [2];
- развитии механизмов государственно-общественного управления, нацеленных на конструктивный диалог субъектов управленческого процесса образовательных учреждений с органами муниципальной, региональной власти и управления образованием, потребителями образовательных услуг, производством и создание социально целесообразного образовательного пространства и образовательно целесообразного социума [3];
- создании инновационных организационно-управленческих механизмов меж-корпоративного взаимодействия учреждений образования, направленных на обеспечение их оптимального функционирования и развития с целью получения качественно новых результатов образования, повышения конкурентоспособности и позиционирования муниципального округа как субъекта, взаимодействующего с профессиональными учебными заведениями и социально-экономическим комплексом региона [4].
Реализация данных стратегий в образовательной практике обусловила ряд позитивных тенденций в развитии муниципальной системы образования.
Во-первых, это формирование образовательных комплексов разных типов с участием средних и высших профессиональных учебных заведений (детский сад -школа - учреждение дополнительного образования; школа - учреждение дополнительного образования - вуз; образовательный кластер; ресурсный центр, отраслевой образовательный консорциум) [5].
Формирование таких комплексов основывается на сетевом взаимодействии учреждений образования, находящихся на территории муниципального округа. А создание образовательных комплексов обусловливает развитие инноваций, направленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ образовательных учреждений.
Вторая позитивная тенденция - это создание адаптивного механизма управления, обеспечивающего комплексное развитие муниципальной системы образования. Муниципальная система образования структурно и функционально изоморфна государственной системе образования как один из ее структурообразующих компонентов.
С одной стороны, государственная система образования нормативнозаконодательными актами определяет и закрепляет за муниципальной системой образования ее полномочия.
Но с другой стороны, муниципальная система образования имеет свою специфику в пределах компетенции соответствующего уровня власти и управления, опосредованную историческими и местными традициями, образовательными потребностями населения муниципального округа.
Таким образом, муниципальный орган управления образованием может быть представлен разными организационными формами (управление, отдел, департамент, комитет), составляющими субмуниципальный уровень управления образова-
пи пи
http://e-koncept.ru/2014/14060.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14060. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14060.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14060
УДК 37.014.5
нием [6]. Анализ российского опыта деятельности муниципальных органов управления образованием показал, что к их компетенциям относится следующее:
1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных учреждений образования;
2) обеспечение гражданам, проживающим на территории округа, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
3) организация работы по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, и охрана прав несовершеннолетних;
4) организация летнего отдыха и досуга школьников;
5) развитие международного сотрудничества в сфере муниципализации образования;
6) координация деятельности учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, по развитию образовательной сферы муниципального округа;
7) регулирование отношений собственности в системе образования, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие муниципальной системы образования, формирование местных бюджетов в части расходов на образование;
8) мониторинг и анализ результатов деятельности учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, по удовлетворению кадровых потребностей муниципального округа;
10) формирование моделей школьных округов;
11) создание банков педагогических, управленческих, экономических инноваций в системе образования;
12) формирование социального заказа на профессиональное образование в интересах муниципального округа.
Выяснено, что создание инновационных механизмов управления развитием муниципальной системы образования может быть направлено:
- на создание методологии определения эффективности инновационных процессов;
- формирование устойчивой направленности инноваторов на муниципализацию образования;
- организацию и поддержку субъектно-автономных учреждений;
- сбалансированность социальных интересов образовательных учреждений и образовательных потребностей местного населения;
- развитие интегрированных качеств образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального округа, с целью формирования муниципального образовательного комплекса;
- создание инновационных организационно-управленческих форм межкорпо-ративного взаимодействия учреждений образования, обусловливающих не только оптимальное функционирование и развитие муниципальной системы образования, но и ее интеграцию в социум;
- формирование системы взаимодействия субъектов инновационной деятельности, органов государственной власти и местного сообщества, обеспечивающей развитие инновационных процессов, с целью повышения качества образования и конкурентоспособности учреждений образования на региональном, российском и международном рынках образовательных услуг;
- создание условий для добровольного и заинтересованного участия учреждений образования и научно-педагогических кадров в развитии инновационной деятельности посредством развития интеграции науки, образования и производства,
http://e-koncept.ru/2014/14060.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14060. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14060.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14060
УДК 37.014.5
объединения научных исследований и образовательных программ в целостную систему, развития научно-исследовательской работы студентов, привлечения молодых исследователей - выпускников вузов в науку и инновации, профессиональной подготовки специалистов, способных к предпринимательству в научноинновационной сфере [7].
Следующая позитивная тенденция - это создание муниципальной системы измерения и оценки качества образования.
Основным структурообразующим компонентом данной системы является мониторинг качества образования, который позволяет обеспечить передачу оперативной и систематизированной информации для принятия стратегических решений управления развитием учебно-образовательного процесса. К основным функциям данного мониторинга относятся:
- ориентирующая, направленная на документирование процесса и автоматизацию документооборота;
- диагностическая, включающая подготовку контрольно-измерительных материалов и использование их в образовательной практике, сбор и систематизацию рейтинговой информации;
- коррекционная, проявляющаяся в непрерывном совершенствовании учебнообразовательного партнерства учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения;
- прогностическая, направленная на осуществление форсайтов, раскрывающих векторы развития муниципального образования.
Форсайт-проекты включают два аспекта: вероятности, порождаемые необходимой или объективной стохастичностью и хаотичностью многих объектов либо не предвиденными нами пересечениями рядов событий и состояний систем; многопа-раметричность и многофакторность сложных систем, которые лишь постепенно снимаются в познании на практике. Август-Вильгельм Шеер уверен, что одной из самых консервативных систем является образование [8].
Качественное отличие форсайт-проекта состоит в том, что привлекается широкое число экспертов, представляющих различные сферы деятельности для того, чтобы, во-первых, учесть все возможные варианты, предвидеть самые неожиданные пути развития и получить комплексную оценку прогнозируемого процесса; во-вторых, выбрать наиболее оптимальные варианты инновационного развития и разработать программу их достижения.
Создание локальных учебно-научно-инновационных форсайт-структур - от кафедры и лаборатории классического типа до сети центров (ресурсных, консалтинговых, профессиональной переподготовки) - и их интегрирование в структуру муниципального образования может стать одним из элементов создаваемой региональной инновационной системы. Это обусловлено тем, что форсайт-структура обеспечивает:
1) генерацию и расширенное воспроизводство междисциплинарных знаний;
2) активное систематическое использование интеллектуального потенциала гражданского общества;
3) выявление стратегических и тактических конкурентных преимуществ образовательного учреждения, построение планов и организацию систематических действий, позволяющих достичь на их основе ощутимых эффектов для повышения качества образования, востребованности выпускников конкретными предприятиями, обществом в целом;
4) интеграцию «продукта» (прогнозы, сценарии, приоритеты) и «процесса» (установление взаимосвязей между всеми субъектами учебно-образовательного
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2014/14060.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14060. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14060.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14060
УДК 37.014.5
процесса, включая работодателей), что способствует не только определению стратегических приоритетов развития учреждений образования, основанных на инновациях и направленных на повышение их конкурентоспособности, но и достижению консенсуса между наукой, образованием, производством, бизнесом в области профессиональной подготовки современного конкурентоспособного специалиста;
5) определение и формирование у современных специалистов профессиональных компетенций, адекватных актуальным научно-технологическим требованиям экономики, формирование готовности обучаться всю жизнь.
Следующая позитивная тенденция - создание комплексного обеспечения развития муниципальной системы образования (нормативно-правового, информационного, психолого-педагогического, научно-методического, учебно-программного) [9].
Нормативно-правовое обеспечение основано на международных, федеральных, региональных законодательных актах, а также постановлениях органов местного самоуправления: ФЗ «Об образовании», ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», приказы Министерства образования и науки РФ, письмо Министерства образования и науки России от 22.02.2011. № 13-91, в котором представлена концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ на период до 2015 г.
Информационное обеспечение развития муниципальной системы образования предусматривает, во-первых, создание многофункциональной, открытой, параметрически определенной информационно-образовательной среды с инвариантной структурой и вариативным использованием возможностей ее содержательного наполнения, во-вторых, формирование информационной культуры субъектов муниципальной системы образования [10].
Психолого-педагогическое обеспечение развития муниципальной системы образования базируется на гуманизации образования, ее компоненты:
- потребность человека в эмоциональном контакте, заключающаяся в желании индивида чувствовать себя предметом заинтересованности и симпатии, способности к эмпатийному пониманию окружающих;
- межличностное гуманистическое общение между всеми субъектами учебнообразовательного процесса, психолого-педагогические способы воздействия на сознание и поведение друг друга;
- личностно-ролевое участие студентов в организации учебнообразовательного процесса;
- гуманистическая направленность личности преподавателя;
- устойчивое гуманистическое сознание у всех субъектов учебнообразовательного процесса, умение рефлексировать и стремиться к самовоспитанию гуманных качеств.
В настоящее время идея гуманизации образования получила международную известность как один из принципов конвергенции образовательных учреждений и оказывает влияние на отбор содержания отдельных учебных курсов и организацию учебно-образовательного процесса, а также находит отражение в некоторых международных педагогических программах.
Методы гуманизации образования можно условно разделить на группы:
1) методы, формирующие гуманистическое сознание: обсуждение важнейших проблем современности с позиций гуманизма; анализ компонентов гуманизма; самостоятельная работа с литературой о гуманизме; деловые и ролевые игры; герменев-
http://e-koncept.ru/2014/14060.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14060. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14060.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14060
УДК 37.014.5
тические методы; разъяснение смысла психолого-педагогических методов управления; методы самопознания;
2) методы, формирующие гуманистическое поведение: показ приемов гуманистической деятельности; тренинги, упражнения на отработку способов нахождения различных коммуникативных средств для взаимодействия с партнером по общению, для развития умения слушать, развития умения создавать позитивную психологическую атмосферу; рефлексия; методы драмопедагогики.
Следующий компонент комплексного обеспечения развития муниципальной системы образования - научно-методическое обеспечение.
Методическое обеспечение включает рекомендации, направленные на оказание методической помощи преподавателю и администрации учебного заведения в организации и проведении учебно-образовательного процесса и обеспечивающие его эффективность.
Научное обеспечение охватывает все области образовательного процесса и обеспечивает реализацию принципа научности в ходе педагогической деятельности коллектива учебного заведения. Под научным обеспечением чаще всего понимается совокупность результатов научных исследований по совершенствованию учебнообразовательного процесса, дифференцированная на следующие составные элементы:
- научное обеспечение учебно-методической и нормативной документации;
- научное обеспечение организации и проведения учебно-воспитательного процесса, в том числе отдельных образовательных областей;
- научное обеспечение контроля учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, научно-методическое обеспечение развития муниципальной системы образования предполагает реализацию совокупности следующих функций: научной, образовательной, аналитической, прогностической, исследовательской, организационной, консультационной, координационной, информационной, проектировочной, инновационной.
Учебно-программное обеспечение развития муниципальной системы образования может быть направлено на создание образовательных программ, модулей, а также рекомендаций по организации инновационных форм (продуктивного, проблемного и других) и методов (кейс-метод, метод проектов и других) обучения.
Например, в настоящее время большую популярность приобрел исследовательский метод (или метод исследовательских задач), предусматривающий организацию самостоятельной работы обучаемых. К основополагающим функциям исследовательского метода относятся:
- организация творческой самостоятельной работы обучаемых;
- побуждение студентов к самостоятельной поисковой деятельности и усвоение новых понятий и способов познавательной деятельности путем решения учебных проблем (функция эвристического метода);
- самостоятельное усвоение новых знаний обучаемыми в ходе выполнения самостоятельных работ;
- формирование умений и навыков творческой, поисковой деятельности в процессе приобретения новых знаний;
- формирование мотивов учения, подготовка их самостоятельной познавательной деятельности (функция диалогического метода);
- усиление процесса превращения знаний в убеждения, воспитания интеллектуально активной личности.
http://e-koncept.ru/2014/14060.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14060. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14060.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14060
УДК 37.014.5
По особенностям приведенных функций есть основание предположить, что реализация исследовательского метода в образовательном процессе создает условия для полноценного проявления функций других методов, особенно в проблемных исследовательских ситуациях.
Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования, рассмотренные в статье, опосредованы руслом изменений, которые происходят в реальном секторе экономики, и направлены на формирование современных механизмов государственно-частного партнёрства, новой системы финансирования муниципальных программ развития образования, создание современного вариативного типа учебных заведений.
Ссылки на источники
1. Пугачева Н. Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. - 2010. - № 1. - С. 71-83.
2. Пугачева Н. Б. Некоторые проблемы взаимодействия школы и органов управления образованием региона // Регионология. - 2003. - № 4-1. - С. 136-140.
3. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13260. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm.
4. Пугачева Н. Б., Чепурышкин И. П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 9-16.
5. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14012. -URL: http://e-koncept.ru/2013/14012.htm.
6. Пугачева Н. Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2004. - 40 с.
7. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б. Социальная практика как философское основание педагогического стра-тегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. - 2013. - № 4. - URL: http://dom-hors.rU/ru/component/content/article/8.html.
8. Пугачева Н. Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. - № 1. - С. 65-69.
9. Пугачева Н. Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. - 2011. - № 1. - С. 42-46.
10. Пугачева Н. Б., Судденкова Н. В., Татаринова И. П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012.- № 1. - С. 64-71.
Alexander Lunev, ISSN 2304-120Х
Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Engineering Production Technology "Kazan State Technical University", Kazan Iunev.aleksander2012@vandex.ru Natalia Pugacheva,
Doctor of Education, Professor, Department of Occupational Safety and Law "Kazan State Architecture and Civil Engineering", Kazan 9 772304 1201421
natalva-puqacheva@vandex.ru Larisa Stukolova,
Doctor of Education, professor of social and psychological management "International Institute of the market", Samara stukolova-l@rambler.ru
Strategies and trends municipal education system
Abstract. The paper identified and scientifically based strategies (construction in the territory of the municipality unified educational space, the development of public-public administration, creation of innovative organizational and managerial mechanisms intercorporate cooperation of educational institutions ) and trends (the formation of different types of educational systems, the creation of an adaptive management mechanism, building municipal system of measuring and evaluating the quality of education, the creation of an integrated software development municipal education system) for development of municipal education system. Key words: municipal education system, unified educational space municipality, Public-public education management, inter-enterprise communication mechanisms of educational institutions, municipal development strategy of the education system, the development trend of the municipal education system. References: 1-10 - Russian Sources.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
pu "7 fu
977230412014203
http://e-koncept.ru/2014/14060.htm