Научная статья на тему 'Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований'

Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
151
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ENTERPRISE ENVIRONMENT / INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна

Статья посвящена вопросу формирования механизма управления развитием предпринимательской среды в муниципальных образованиях. Автор в статье рассматривает необходимость создания механизма управления развитием предпринимательской среды, который позволит регулировать и поддерживать предпринимательскую деятельность, обеспечит новые подходы к инновационно-технологическому, информационно-аналитическому и научно-техническому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the mechanism, managing the enterprise environment development in municipal unions

The article is devoted to the question of mechanism formation, managing the enterprise environment devel-opment in municipal unions. The author of the article considers the necessity of creation of the mechanism, which allows regulating and supporting enterprise activity, provides new approaches for innovative-technological, information-analytical, scientific, and technical development.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований»

научно-методический электронный журнал

Тойшева О. А. Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14540. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14540.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14540

УДК 332.14

Тойшева Ольга Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» (Сызран-ский филиал), г. Сызрань Т о|вЬеуа@уапЬех. ги

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования механизма управления развитием предпринимательской среды в муниципальных образованиях. Автор в статье рассматривает необходимость создания механизма управления развитием предпринимательской среды, который позволит регулировать и поддерживать предпринимательскую деятельность, обеспечит новые подходы к инновационно-технологическому, информационно-аналитическому и научно-техническому развитию.

Ключевые слова: предпринимательская среда, механизм управления, инновационное и технологическое развитие.

Раздел: (04) экономика.

В современных условиях предпринимательство России нуждается в более благоприятных условиях для своего развития. В последние годы достигнуты определенные успехи, которые положительно сказались не только на развитии предпринимательства, но и на его всесторонней поддержке. Анализируя достигнутые успехи, следует отметить, то факт, что пока не удалось сформировать механизм управления развитием предпринимательской среды. Трудности в процессе формирования механизма связаны с тем, что внешняя и внутренняя среда постоянно оказывает свое влияние на предпринимательскую среду.

Важным звеном в данном процессе может являться управление инновационным потенциалом производственных сил предпринимательских структур, которые будут формировать правила и принципы функционирования предпринимательской среды, а также обеспечивать технологическую поддержку.

Недостаточное внимание, которое уделяется инновационному потенциалу, приводит к тому, что уменьшается прибыль за счет снижения объемов производства. Современные предприятия должны характеризоваться новыми (инновационными) подходами в процессе развития своего производства, а именно осваивать и всесторонне применять новые технологии, новые товары и услуги.

В настоящее время существует много проблем, которые связаны с управлением инновациями. На наш взгляд, основной проблемой является то, что сегодня недостаточно вкладывается инвестиций в развитие инноваций. Отсюда снижается показатель технического перевооружения предприятий, что влечет за собой снижение качества выпускаемой продукции. Особенно это заметно на предприятиях, которые расположены в муниципальных образованиях. На предприятиях малых и средних городов практически полностью отсутствует процесс научно-производственной деятельности, руководители не стремятся к использованию чего-то нового в своем производстве. Все это приводит к тому, что муниципальные предпринимательские структуры тормозят инновационно-технологическое развитие предпринимательства, когда инновационная составляющая является важным звеном механизма управления развитием предпринимательской среды.

Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований

http://e-koncept.ru/2014/14540.htm

КОНТ тнпт

Тойшева О. А. Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14540. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14540.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 14540 УДК 332.14

В основе механизма взаимодействия главных направлений инновационнотехнологического развития предпринимательских структур, которые являются базой предпринимательской среды в муниципальных образованиях, лежат приоритетные направления развития экономики страны в целом, предусмотрено обязательное разделение полномочий, функций и задач между федеральными, региональными и городскими органами власти (рис. 1). Такое разделение позволит более четко выполнять каждому звену возложенные на него обязательства.

Рис. 1. Модель механизма взаимодействия основных направлений инновационно-технологического развития предпринимательских структур

Рассматривая модель механизма, важно понимать значение каждого его звена.

- Федеральный орган власти определяет приоритетное направление технологического развития, отвечает за распространение новейших знаний и технологий.

- Региональный орган власти определяет основные тенденции развития с точки зрения технологической составляющей основных структур в предпринимательстве региона, приоритетных направлений развития новейших технологий на основе данных федерального органа.

- Городской орган власти определяет тенденции технологического развития городских предпринимательских структур и его инфраструктуру с учетом улучшения экологической обстановки, повышения жизненного уровня населения на основе со-

http://e-koncept.ru/2014/14540.htm

научно-методический электронный журнал

Тойшева О. А. Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14540. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14540.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14540

УДК 332.14

трудничества и выработки оптимальных решений между городскими предпринимательскими структурами, региональным и федеральным органами власти.

Применение на практике предлагаемой схемы затруднено, так как в законодательной базе нет четкого определения в вопросе формирования государственной технической политики, а законодательство, которое определяет процесс промышленного развития, требует дополнительной доработки.

Государственная промышленная политика является главным условием в процессе формирования объединений товаропроизводителей. При ее отсутствии предпринимательские структуры вынуждены искать различные подходы к решению как технологических, так и экономических проблем. Концепция инновационного развития предполагает ускоренный процесс развития экономики страны, при условии, что в данном процессе будет принимать участие максимальное количество предприятий, заинтересованных в увеличении технологических ресурсов. Такой подход позволит обеспечить интеграцию деятельности каждого производителя продукта на конкретно взятой территории с каждым из потребителей продукта как ресурса производства и даст возможность объединить деятельность всех производителей в рамках единого интеграционного образования [1].

Возможность интеграции обеспечивается заинтересованностью производителя продукта не только в эффективности его производства, но и сбыта «своего» продукта, а также в эффективности его приобретения и использования потребителем данного продукта как ресурса производства.

Процесс формирования программы инновационного развития необходимо реализовывать в первую очередь на уровне промышленных предприятий, где инициативность должна определяться уже государственными, региональными и, соответственно, городскими органами власти, где последние в силу обладания наиболее достоверной информацией должны оказывать наибольшую поддержку в вопросах инновационного развития.

Управление экономикой территории как интеграционным образованием предполагает не усиление, а изменение роли государственного управления по отношению к производителям в процессе воспроизводства. Для условий институциональной рыночной экономики это управление должно сводиться к созданию государством условий функционирования производителей, при которых они сами стремились бы к «горизонтальной» интеграции, т. е. стремились к совершенствованию производственных и социально-экономических отношений в пределах регионального и городского образований.

Государственная стратегия инновационно-технологического развития предпринимательских структур и соответствующая им промышленная и технологическая политика должны иметь четко определенное и общепризнанное содержание, требующее для своей реализации создание специальных структур и механизмов. Основной задачей стратегии является создание на территории региона и города высокотехнологичной предпринимательской среды производства изделий и услуг, обеспечивающей воспроизводство технологических ресурсов и высокое качество среды жизнедеятельности населения [2].

План развития региона фактически является программой технологического развития предпринимательских структур и включает четыре основных этапа: стратегический анализ технологического потенциала предпринимательской среды; разработку сценариев и технологического развития; реализацию стратегии; мониторинг эффективности использования технологического потенциала [3].

http://e-koncept.ru/2014/14540.htm

КОНТ тнпт

Тойшева О. А. Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14540. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14540.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 14540 УДК 332.14

Разработанный алгоритм оценки технологического развития предпринимательской среды (рис. 2) позволит поэтапно проследить процесс развития и принять необходимые управленческие решения в вопросах дальнейшего технологического развития на каждом этапе его реализации.

Выручка от реализации, собственный капитал, рентабельность, чистая прибыль и общая величина активов - основные компоненты финансово-экономического анализа и основа технологического состояния предпринимательских структур.

Рассматривая рейтинговую оценку предпринимательских структур, особое внимание следует уделять рыночной стоимости и оценке технологического состояния предпринимательских структур.

Рис. 2. Алгоритм оценки технологического развития предпринимательской среды

Получаемые показатели при маркетинговом исследовании потребительской способности представят, какой спрос на товар и какие рынки сбыта необходимо поддерживать и развивать, а от каких следует отказаться. Данное разделение позволит развивать только необходимое производство предпринимательских структур, что является важным при развитии именно муниципальных образований.

Инвестиции в техническое развитие предпринимательских структур представят, сколько инвестиций и в какое производство вложено в предпринимательские структуры, в результате чего можно будет сделать соответствующие выводы, а именно рационально или не рационально произведены финансовые вложения [4].

Показатели эффективности инновационно-технологической деятельности предпринимательских структур отобразят: чистый дисконтированный доход, срок окупаемости капитальных вложений, внутреннюю норму доходов, индекс доходности.

rv /j ги

http://e-koncept.ru/2014/14540.htm

научно-методический электронный журнал

Тойшева О. А. Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14540. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14540.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14540

УДК 332.14

Выбор направления технологического развития предпринимательских структур составляют следующие компоненты: технические показатели качества, качество изготовления продукции, технический уровень (параметры) продукции; стоимостные показатели качества: цена продажи продукции, эксплуатационные расходы потребителя, транспортные расходы. Решение задач по управлению развитием предпринимательской среды потребует создания центра развития и поддержки предпринимательской среды. Центр развития и поддержки предпринимательской среды призван регулировать и прогнозировать все возможные ситуации, связанные с динамичным развитием предпринимательской среды, и предлагать пути их решения до того, как возникнет сама проблема.

Экономические условия эффективности государственной поддержки предпринимательства не могут осуществляться без формирования соответствующего механизма управления развитием предпринимательской среды. Механизм позволит задействовать все инструменты государственного регулирования, что обеспечит более рациональное расходование бюджетных ресурсов.

В основе механизма управления развитием предпринимательской среды (см. рис. 3) должен лежать процесс взаимодействия предпринимательских структур с региональными, и особенно с местными органами самоуправления. Принимая во внимание законодательство, которое регулирует местное самоуправление, задачи, связанные с формированием благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, отнесены к вопросам местного значения, то есть находятся в прямой компетенции органов местного самоуправления. Однако прямой зависимости между наполнением доходной части местного бюджета налоговыми поступлениями от деятельности субъектов малого предпринимательства и степенью развития обозначенного сектора экономики не прослеживается.

При рассмотрении инструментов государственного регулирования и поддержки развития муниципальных образований особое место занимают такие составляющие, как промышленная политика и мониторинг.

Промышленная политика в муниципалитетах - основной документ, в котором должны быть отражены все составляющие, способствующие развитию не только промышленного производства и положительно влияющие на социальное развитие самого предприятия и города в целом, так как в малых и средних городах, как правило, предприятия относятся к градообразующим.

В основе системы мониторинга лежат контрольные мероприятия, которые обеспечивают постоянное наблюдение за процессом функционирования предприятий муниципальных образований. За счет постоянного наблюдения обеспечивается достоверность и открытость получаемой информации.

В целом механизм управления развитием предпринимательской среды (см. рис. 3), на наш взгляд, должен включать в себя субъекта управления (предпринимательская среда), основными функциями которого являются содействие эффективной поддержке предпринимательства, а также создание соответствующей инфраструктуры бизнеса [5].

Эти функции направлены, прежде всего, на налоговое регулирование и на поддержку социальной сферы, предотвращение отрицательных внешних эффектов. Важную роль в механизме играют инструменты развития системы государственного регулирования - промышленная политика и мониторинг предпринимательской среды, которые выявляют стороны предпринимательской деятельности, требуют более интенсивного развития и формируют предпринимательскую активность бизнеса.

http://e-koncept.ru/2014/14540.htm

КОНТ тнпт

Тойшева О. А. Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14540. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал k^^-^sN^O^iaOx1 ^ ~ Г°С. ^ Эл № ФС 77

ART 14540

УДК 332.14

Рис. 3. Механизм управления развитием предпринимательской среды

Предпринимательская среда постоянно подвергается изменениям со стороны как внешних, так и внутренних факторов развития. Разработанный и предложенный механизм управления развитием позволит регулировать и поддерживать предпринимательскую деятельность, обеспечит новые подходы к инновационно-технологическому, информационно-аналитическому и научно-техническому развитию, что приведет к благоприятному развитию предпринимательской среды, и обеспечит устойчивую взаимосвязь реализации элементов механизма управления и состояния развития предпринимательской среды.

Ссылки на источники

1. Тойшева О. А., Панцева Е. Ю. Роль инструментов государственного регулирования и поддержки предпринимательства в динамичном развитии малого и среднего бизнеса в России // Проблемы современной науки. - 2013. - Т. 3. - № 7. -С. 193-203.

2. Карсунцева О. В., Татарских Б. Я. Развитие методологических основ формирования производственного потенциала машиностроительного предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2013. -№ 3. - С. 29-34.

3. Тойшева О. А., Панцева Е. Ю. Указ. соч.

4. Тойшева О. А., Гороховицкая Т. Н. Необходимость формирования системного подхода в управлении предпринимательскими структурами муниципальных образований // Проблемы современной науки. - 2013. - № 9. - С. 234-242.

5. Тойшева О. А., Панцева Е. Ю. Указ. соч.

Olga Toysheva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of economics and management, Samara State University of Economics (Syzran Branch), Syzran Tojsheva@yandex.ru

Formation of the mechanism, managing the enterprise environment development in municipal unions

Abstract. The article is devoted to the question of mechanism formation, manag-

977230412014216

http://e-koncept.ru/2014/14540.htm

научно-методический электронный журнал

Тойшева О. А. Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14540. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14540.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14540

УДК 332.14

ing the enterprise environment development in municipal unions. The author of the article considers the ne-

new approaches for innovative-technological, information-analytical, scientific, and technical development.

Key words: enterprise environment, management mechanism, innovative and technological development.

References

1. Tojsheva, O.A. and Panceva, E.Ju. (2013) “Rol instrumentov gosudarstvennogo regulirovanija i pod-derzhki predprinimatel'stva v dinamichnom razvitii malogo i srednego biznesa v Rossii”, Problemy sov-remennoj nauki, Vol. 3, № 7, pp. 193-203. (In Russian)

2. Karsunceva, O.V. and Tatarskih, B.Ja. (2013) “Razvitie metodologicheskih osnov formirovanija pro-izvodstvennogo potenciala mashinostroitel'nogo predprijatija”, Intellekt. Innovacii. Investicii, № 3, pp. 29-34. (In Russian)

3. Tojsheva, O.A. and Panceva, E.Ju. (2013) “Rol instrumentov gosudarstvennogo regulirovanija i pod-derzhki predprinimatel'stva v dinamichnom razvitii malogo i srednego biznesa v Rossii”, Problemy sov-remennoj nauki, Vol. 3, № 7, pp. 193-203. (In Russian)

4. Tojsheva, O.A. and Gorohovickaja, T.N. (2013) “Neobhodimost' formirovanija sistemnogo podhoda v upravlenii predprinimatel'skimi strukturami municipal'nyh obrazovanij”, Problemy sovremennoj nauki, № 9, pp. 234-242. (In Russian)

5. Tojsheva, O.A. and Panceva, E.Ju. (2013) “Rol instrumentov gosudarstvennogo regulirovanija i pod-derzhki predprinimatel'stva v dinamichnom razvitii malogo i srednego biznesa v Rossii”, Problemy sovremennoj nauki, Vol. 3, № 7, pp. 193-203. (In Russian)

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

cessity of creation of the mechanism, which allows regulating and supporting enterprise activity, provides

http://e-koncept.ru/2014/14540.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.