Научная статья на тему 'Управление инновационными процессами в муниципальной системе образования'

Управление инновационными процессами в муниципальной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1850
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФОРМЫ МЕЖКОРПОРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ / MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM / PUBLIC ADMINISTRATION / INNOVATIVE ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL FORMS OF CROSS-COMPANY COOPERATION BETWEEN INSTITUTIONS OF EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEMS / PRINCIPLES OF MANAGEMENT / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCES / NETWORKING / MANAGEMENT MODEL / INNOVATION / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATIONS / MANAGEMENT MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минкина Гузель Талгатовна

В статье дана новая трактовка понятия «муниципальная система образования»; выявлены стратегии развития муниципальной системы образования; представлены принципы, модель, особенности, комплексное обеспечение управления муниципальной системой образования; разработаны научно-методические основы сетевого взаимодействия учреждений образования, находящихся на территории муниципального округа; охарактеризовано содержание организационно-управленческой компетентности субъектов управления инновационными процессами в муниципальной системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION PROCESS MANAGEMENT IN THE MUNICIPAL SYSTEM OF EDUCATION

The article gives a new interpretation of the concept of "municipal system of education"; identifies development strategies of the municipal education system, provides principles, model, specifics, integrated maintenance management of municipal education system; develops scientific and methodological basics for networking of educational institutions in the field of the municipality; describes the contents of the organizational and managerial competence of the subjects of management of innovation processes in the municipal system.

Текст научной работы на тему «Управление инновационными процессами в муниципальной системе образования»

37 Г. Т. Минкина,

кандидат педагогических наук, Казань, pov@aso-ksui.ru

Minkina Guzel,

Master of Pedagogics, Kazan pov@aso-ksui.ru.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

INNOVATION PROCESS MANAGEMENT IN THE MUNICIPAL SYSTEM OF EDUCATION

В статье дана новая трактовка понятия «муниципальная система образования»; выявлены стратегии развития муниципальной системы образования; представлены принципы, модель, особенности, комплексное обеспечение управления муниципальной системой образования; разработаны научно-методические основы сетевого взаимодействия учреждений образования, находящихся на территории муниципального округа; охарактеризовано содержание организационно-управленческой компетентности субъектов управления инновационными процессами в муниципальной системе образования.

The article gives a new interpretation of the concept of «municipal system of education»; identifies development strategies of the municipal education system, provides principles, model, specifics, integrated maintenance management of municipal education system; develops scientific and methodological basics for networking of educational institutions in the field of the municipality; describes the contents of the organizational and managerial competence of the subjects of management of innovation processes in the municipal system.

Ключевые слова: муниципальная система образования, государственно-общественное управление, инновационные организационно-управленческие формы межкорпоративного взаимодействия уч-

реждений образования, образовательные комплексы, принципы управления, организационно-управленческие компетентности, сетевое взаимодействие, модель управления, инновационные процессы, организационно-управленческие инновации, обеспечение управления.

Key words: municipal education

system, public administration, innovative organizational and managerial forms of crosscompany cooperation between institutions of education, educational systems, principles of management, organizational and managerial competences, networking, management model, innovation, organizational and managerial innovations, management maintenance.

Муниципальная система образования - это система устойчивого и планомерного взаимодействия образовательных учреждений, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального округа, местной администрации и органов управления образованием, обеспечивающая высокоэффективную организацию образовательных услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев населения, и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления. Сущностными характеристиками муниципальной системы образования являются незавершенность, полисубъектность и целеустремленность.

Незавершенность обеспечивает динамику развития системы, постоянное стремление к совершенствованию, наличие ситуативно меняющихся перспективных линий, быстрое, мобильное реаги-рование на происходящие изменения условий индивидуального и соци-ально-экономического развития. Полисубъектность опосредована консолидацией органов местного самоуправления, образовательных учреждений разных форм собственности, административного подчинения и уровней образования, средств массовой коммуникации и гражданских институтов, ориентированных на образование, и потребители образовательных услуг, проживающих на территории округа. Муниципальные образовательные учреждения, находящееся в прямом ведении местного самоуправления, - это один из структурообразующих компонентов муниципальной системы образования. Целеустремленность системы обусловлена способностью к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления на основе переработки информации, получаемой в процессе непосредственного управления функционированием и развитием муниципальных образовательных учреждений и координации деятельности учреждений образования других форм собственности и административного подчинения. Целеустремленность обеспечивает создание на территории округа социально-целесообразной образовательной системы и образовательно-целесообразного социума.

Педагогическая стратегия рассматривается нами как процесс, проте-кающий во времени и включающий долгосрочные цели, этапы их достижения, субъектов реализации, совокупность целесообразных форм, методов, организационно-педагогических условий. Стратегии развития современной муниципальной системы образования состоят в следующем:

- формировании на территории муниципального округа единого образовательного пространства, представляющего собой совокупность учреждений (дошкольного, основного общего и профессионального) образования, независимо от форм собственности и административного подчине-

ния; органов местного самоуправления и управления образованием; государственно-общественных институтов и средств массовой коммуникации, ориентированных на муниципализацию образования и оптимизацию функций органов управления образованием различной компетенции по всей «управленческой вертикали»;

- развитии механизмов государственно-общественного управления, нацеленных на конструктивный диалог субъектов управленческого процесса образовательных учреждений с органами муниципальной, региональной власти и управления образованием, потребителями образовательных услуг, производством и создание социально-целесообразного образовательного пространства и образовательно-целесообразного социума;

- создании инновационных организационно-управленческих форм межкор-поративного взаимодействия учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, направленных на обеспечение их оптимального функционирования и развития с целью получения качественно новых результатов образования, повышения конкурентоспособности и позиционирования муниципального округа как субъекта, взаимодействую-щего с профессиональными учебными заведениями и социальноэкономическим комплексом региона.

Реализация данных стратегий в образовательной практике обусловила ряд позитивных тенденций в развитии муниципальной системы образования. Во-первых,

- это формирование образовательных комплексов разных типов с участием средних и высших профессиональных учебных заведений (детский сад - школа -учреждение дополнительного образования; школа - учреждение дополнительного образования - вуз; образовательный кластер; ресурсный центр, отраслевой образовательный консорциум). Формирование таких комплексов основывается на сетевом взаимодействии учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального округа. Созда-

ние образовательных комплексов обуславливает развитие инноваций, направленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ образовательных учреждений; усиление взаимосвязей между субъектами и объектами управления; интеграцию организационных, экономических, политических, социокультурных отношений и переход от ведомственно-отраслевой организации обра-зования к системе культурно-образовательных процессов, задающих характер общественной жизни муниципалитета.

Нами выделено два подхода к формированию образовательных кластеров. Первый подход основан на идее вертикальной интеграции образовательных учреждений, которая обеспечивает непрерывность образования, ориентацию субъектов педагогического процесса на «образование через всю жизнь». С позиции второго подхода, образовательный кластер - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. Преимущества отраслевых образовательных кластеров состоят в том, что эффективно используются ресурсы; повышается качество подготовки выпускников; внедряются кроссдисциплинарные технологии обучения; сокращаются сроки подготовки за счет интеграции содержания обучения, реализации принципа преемственности в целях, содержании, методах, формах, средствах обучения; развивается «вертикальная» многоуровневая интеграция, представленная вариативными научно-образовательно-производственными комплексами. Установлено, что формирование и развитие образовательных кластеров определяет приоритеты развития муниципальной системы образования, является предпосылкой интеграционных процессов, как внутри образования, так и в цепочке «наука - образование - производство».

Отраслевой образовательный консорциум - временное объединение учреждений профессионального образования с предприятиями отрасли, органов управления образованием, государственной, региональной и муниципальной власти с целью

повышения качества профессионального образования и подготовки кадров способных к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда, готовых к обучению через всю жизнь. Деятельность отраслевого образовательного консорциума основана на принципе сепарабельности, который обеспечивает равноправное сотрудничество и баланс социально-экономических интересов всех участников консорциума, эмер-джентность их целей и неаддитивность интересов.

Вторая позитивная тенденция - это создание адаптивного меха-низма управления, обеспечивающего комплексное развитие муниципальной системы образования. Муниципальная система образования структурно и функционально изоморфна государственной системе образования, как один из ее структурообразующих компонентов. С одной стороны, государственная система образования нормативно-законодательными актами определяет и закрепляет за муниципальной системой образования ее полномочия. Но с другой стороны, муниципальная система образования имеет свою специфику в пределах компетенции соответствующего уровня власти и управления, опосредованную историческими и местными традициями, образовательными потребностями населения муниципального округа. Муниципальный орган управления образованием может быть представлен разными организационными формами (управление, отдел, департамент, комитет) в зависимости от масштабов решаемых им задач. В крупных городах, сохраняющих административное деление, орган управления имеет разветвленную иерархическую структуру, включающую районные подразделения (субмуниципальный уровень управления). Анализ российского опыта муниципальных органов управления образованием показал, что к их компетенциям относится следующее: 1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных учреждений образования; 2) обеспечение гражданам, проживающим на территории округа, возможности выбора общеобразовательного учреждения; 3) организация работы по жизнеустройству

детей, ос-тавшихся без попечения родителей и охрана прав несовершеннолетних; 4) организация летнего отдыха и досуга школьников; 5) развитие международного сотрудничества в сфере муниципализации образования; 6) координация деятельности учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, по развитию образовательной сферы муниципального округа; 7) регулирование отношений собственности в системе образования, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие муниципальной системы образования, формирование местных бюджетов в части расходов на образование; 8) мониторинг и анализ результатов деятельности учреждений образования, независимо от форм собствен-ности и административного подчинения, по удовлетворению кадровых по-требностей муниципального округа;

10) создание моделей школьных округов;

11) организация банков педагогических, управленческих, экономических инноваций в системе образования; 12) формирование социального заказа на профессиональное образование в интересах муниципального округа.

Следующая позитивная тенденция

- это создание муниципальной системы измерения и оценки качества образования. В г. Казани внедрена система измерения и оценки качества образования в муниципальных образовательных учреждениях, ориентированная на непрерывную научно обоснованную диагностико-прогностическую оценку личностного развития всех субъектов учебно-образовательного процесса и опирающаяся на принципы системности, прозрачности, компаративизма. Основным структурообразующим компонентом данной системы является мониторинг качества образования, который позволяет обеспечить получение оперативной, достоверной и систематизированной информации для принятия стратегических решений управления развитием учебно-образовательного процесса. Алгоритм мониторинга включает: постановку целей; выделение объектов; отбор качественных показателей и определение их сущностной характеристики; исследова-

ние объекта; моделирование реального состояния объекта; сравнение нормативной и реальной модели объекта; определение тенденций и условий оптимального развития объекта; разработку программы корректирующей деятельности. К основным функциям данного мониторинга относятся: ориентирующая, направленная на документирование процесса и автоматизацию до-кументооборота; диагностическая, включающая подготовку контрольно-измерительных материалов и использование их в образовательной практике, сбор и систематизацию рейтинговой информации; коррекционная, проявляющаяся в непрерывном совершенствовании учебно-образовательного партнерства учреждений образования, неза-висимо от форм собственности и административного подчинения; прогностическая, направленная на осуществление форсайтов, раскрывающих векторы развития муниципального образования.

Особенности управления муниципальной системой образования обу-слов-лены, во-первых, спецификой ее формирования и развития в рамках местного самоуправления, представляющего собой форму самоорганизации общества. Местное самоуправление представляет собой специфическую систему организации жизнедеятельности населения на данной территории, включающую разнообразные органы и институты, которые функционируют как единый целостный механизм и обеспечивают организационную обособленность, автономность местного самоуправления от государственных властных структур. В соответствии с положениями федеральных законов о местном самоуправлении граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в различных формах прямого волеизъявления и выборные органы, что проявляется в полисубъектности муниципальной системы образования. Во-вторых, муниципальное образование имеет конституированную и организационно-правовую взаимосвязь с обще-государственной системой образования. Поэтому управление муниципальной системой образования регламентируется нормативно-правовыми актами, как мест-

ного, так регионального и федерального уровней, и направлено на осуществление государственной политики в области образования, организацию и содержание муниципальных образовательных учреждений и организационное взаимодействие с образовательными учреждениями других форм собственности и административного подчинения с целью их вовлечения комплексное социально-экономическое развитие муниципального округа. На уровне субъекта Федерации управление носит преимущественно админист-ративный характер и тем самым определяет отношения в системе образования, которые строятся на основе прямого подчинения и отчетности, в рамках местного самоуправления, прежде всего, формируются отношения взаимодействия, соорганизации между всеми субъектами и объектами образования.

Управление муниципальной системой образования - это процесс консолидации учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального округа, органов местного самоуправления и управления образованием, потребителей образовательных услуг, направленный на практическую реализацию государственной образовательной политики и соблюдение законодательных норм на своей территории, формирование единого муниципального образовательного пространства. Совокупность принципов управления муниципальной системой образования включает следующее:

- принцип сетевого взаимодействия,

направленный на создание моделей субъектов муниципальной системы образования по различным логическим основаниям;

- принцип интеграции, предполагаю-

щий установление регулярных, устойчивых взаимосвязей между учреждениями образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального округа;

- принцип партисипативности, обу-

славливающий развитие государственнообщественных структур, форм и методов управления;

- принцип автономности, определяю-

щий компетенции муниципальных органов управления образованием и влияющий на муниципализацию образования;

- принцип инновационности, ориентирующий на развитие инноваций в муниципальной системе образования;

- принцип субсидиарности, предусматривающий создание условий для добровольного и заинтересованного участия учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, в развитии образовательной сферы муниципального округа.

Модернизация управления муниципальной системой образования диалектично взаимосвязана с изменениями ее социальных функций. Новые социальные функции муниципальной системы образования включают: формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему образовательных услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев населения; развитие современных моделей и методов государственнообщественного управления образованием; создание социально-целесообразной образовательной системы и образовательно-целесообразного социума на территории муниципального округа; консолидацию органов местного самоуправления, управления образованием, субъектов жизнедеятельности образовательных учреждений и местного сообщества, направленную на обеспечение оптимального функционирования и развития учреждений образования с целью получения качественно новых результатов об-разования, повышения их конкурентоспособности; позиционирование муниципального округа как субъекта, взаимодействую-щего с профессиональными учебными заведениями и социально-экономическим комплексом региона. Реализация данных функций предполагает, как организацию инновационной деятельности в муниципальных учреждениях дошкольного, основного общего и профессионального образования, так и организационно-управленческие инновации в процессе взаимодействия со всеми расположенными на территории муниципального округа уч-

реждениями образования, независимо от их подчиненности и форм собственности. Инновационные процессы стали главной движущей силой развития муниципальной системы образования. Однако недостаток эффективных моделей управления инновационными процессами затрудняет процесс функционирования и развития муниципальной системы образования.

Инновация (нововведение) - это конечный результат внедрения нов-шества с целью изменения объекта управления и получения социального, экономического, научно-технического и экологического эффектов. Инновационные процессы в муниципальной системе образования характеризуются как непрерывные, открытые, легитимные организационно-управленческие составляющие. При отборе критериев для классификации инноваций в муниципальной системе образования необходимо придерживаться следующих требований: комплексность

набора учитываемых классификационных признаков; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации. В исследовании предлагается сгруппировать нововведения в муниципальной системе образования по следующим основаниям: 1) технологические инновации, включающие новые учебно-образовательные технологии; 2) экономические инновации, связанные регулированием отношений собственности в системе образования, установлением дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие муниципальной системы образования, формированием местных бюджетов в части расходов на образование; 3) педагогические инновации, охватывающие новые формы и методы обучения и воспитания; 4) организационно-управленческие инновации, проявляющиеся в государственно-общественных структурах, формах и методах управления, сетевом взаимодействии образовательных учреждений. Нами подробно охарактеризованы муниципальные Форсайт-проекты, ресурсные центры, конкурсы социально-ориентированных проектов, современные коммуникационные технологии.

Форсайт-проекты позволяют на основе экспертных оценок сопоставить долгосрочные прогнозы и стратегии развития образования в муниципальном округе для наиболее полного комплексного видения будущего и согласования путей его достижения. Форсайт-проекты ориенти-рованы не только на получение нового знания, но и развитие неформальных взаимосвязей между участниками, создание единого представления о ситуации. В ряде проектов формирование экспериментальных площадок, в рамках которых субъекты жизнедеятельности образовательных учреждений, ученые и работодатели, представители органов управления образованием и местного само-управления могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов. Методология форсайт включает совокупность экспертных методов (экспертные панели, метод Дельфи, SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др.), которые постоянно совершенствуются и обеспечивают: сетевое взаимодействие муниципальных образовательных учреждений различного уровня; активное систематическое использование интеллектуального потенциала гражданского общества; интеграцию «продукта» (прогнозы, сценарии, приоритеты) и «процесса» (создание социально-целесообразной образовательной системы и образовательно-целесообразного социума); позиционирование муниципального округа как субъекта взаимодействующего с учебными заведениями и социально-экономическим комплексом региона.

Ресурсный центр представляет собой интегрированную систему информационно-технических, кадровых, учебно-методических ресурсов и услуг муниципальных учреждений образования различного уровня, обеспечивающую организацию профильного обучения старшеклассников, подготовку кадров, востребованных муниципальным рынком труда, и позиционирование муниципального округа как субъекта взаимодействующего с учебными заведениями и социально-экономическим

комплексом региона. Особенности организационно - правового оформления ресурсных центров состоят в следующем: 1) все ресурсные центры позиционируют свои функции и виды деятельности как учреждения дополнительного образования; 2) к сфере деятельности ресурсных центров относится: а) обеспечение равного доступа му-ниципальных образовательных учреждений к информационным, научно-методическим, материально-техническим, ресурсам в целях эффективного достижения образовательных результатов; б) обеспечение уровня профес-сиональной подготовки специалистов образовательных учреждений, необходимого для реализации муниципальной политики в сфере образования; в) удовлетворение образовательных запросов населения через систему дополнительных услуг, предоставляемых ресурсным центром; 3) деятельность ресурсных центров направлена на повышение квалификации педагогов и руководителей муниципальных образовательных учреждений, научно-методическое и информационно-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений образования, проведение опытно-экспериментальных работ; 4) организационно-управленческая структура ресурсного центра включает отделы: информации, статистики, анализа и прогноза; маркетинга; диагностики и мониторинга; социально-психологической деятельности и планирования профессиональной карьеры; информационно-технического, методического обеспечения.

Нами представлены три модели организационно-правовой формы ре-сурсного центра. Первая модель (структурное подразделение учреждения профессионального образования), в связи с опорой на учебное заведение обладает серьезным недостатком, который затрудняет, как реализацию главной функции - обеспечение интеграции и согласованного развития существующих структур научно-методического, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения муниципального образования, так и выход ресурсного центра на самоокупаемость и самофинансирование. Вторая модель (некоммерческая организация) позволяет реализовать задачу интегра-

ции ресурсов, не затрагивая индивидуальные интересы партнеров, а объединяя их на основе взаимной выгоды. Главный недостаток модели - это отсутствие бюджетной истории у вновь созданного партнерства, что не позволяет ему выступать в качестве аккумулятора бюджетных средств, участвовать в конкурсах на получение бюджетного финансирования. Однако, включение в учредительные документы пункта о консолидированной ответственности членов партнерства за конкурсное бюджетное финансирование дает возможность снять это ограничение. В третьей модели (некоммерческое партнерство без соответствующего организационно - правового оформления) присутствуют недостатки первой модели, когда используемые ресурсы ограничены возможностями организации-исполнителя. Поддержка органов местного самоуправления (установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие муниципальной системы образования) позволяет инициировать к исполнению функций организации в качестве соисполнителей и немуниципальные учреждения образования. Однако, отсутствие организационного оформления (правового статуса) не дает возможность привлечь целевые финансовые средства для работы этой модели ресурсного центра.

Разработка и реализация социально-ориентированных проектов рассматривается нами как инновационный метод управления муниципальной системой образования и определяется как комплекс научных исследований, результатом которых является комплект документов, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию социально-педагогических процессов в пространстве и во времени. В системе образования этот метод применяется на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном, институциональном) и выражается в грантовой поддержке наиболее актуальных проектов, которая обеспечивает не только качество образования, но и поддержку лидеров-об-разовательных учреждений путем открытого конкурса и общественной экспертизы, при-

влечение общественных институтов к проблемам образования. Грантовая поддержка инновационных социально-ориентиованных проектов на муниципальном уровне управления обеспечивает приоритетность муниципализации образования; инициирует решение задач, вытекающих не только из собственно образовательной проблематики, но и из интересов населения муниципального округа; создание социально-целесообразной образовательной системы и образовательно-целесообразного социума.

Для оптимизации управления инновационными процессами в муници-пальной системе образования посредством конкурсов социально-ориентированных проектов разработаны следующие научно-методические рекомендации. Во-первых, - это комплексный анализ состояния и тенденций изменений в муниципальной образовательной системе и определение стратегий ее развития. Во-вторых, - взаимодействие муниципальной программы развития образования с федеральной и региональной программами. С одной стороны, каждая программа развития образования (федеральная, региональная, муниципальная) является самоценной и самодостаточной, если рассматривать ее с точки зрения того фрагмента образовательного пространства, относительно которого она составлена. С другой стороны, региональная и муниципальная программы развития образования - одни из составляющих федеральной программы. Управление инновационными процессами будет эффективным в том случае, если все программы будут строиться и реализовываться на принципах партнерского сотрудничества: школьно-муниципального, муниципальнорегионального, регионально-федерального. Сопряжение федеральной, региональной, муниципальной программ развития образования - это гарант эффективной реализации государственной образовательной политики и основа неадминистративного восстановления вертикали управления. В-третьих, - организация и управление качеством деятельности институтов поддержки инновационных процессов в муниципальной системе образования. В-четвертых,

- публичное обсуждение критериев оценки

проектов и прозрачность процедур контроля их реализации. Пятое, - создание гибких, матричных структур управления, которые вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на определенный срок и не изменяют число уровней в вертикальной иерархии.

Важной составляющей управления инновационными процессами в муниципальной системе образования являются современные коммуникационные технологии. Более подробно нами рассмотрены PR и фандрайзинговые компании. В современной литературе «паблик рилейшнз» [РR] определяется как управленческая функция, которая призвана устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения между организацией и общественностью, от настроений и мнений которой зависит успех или, наоборот, неудача. Общественность

- это все те, с кем организация вступает в контакт, как внутри, так и за ее пределами. Отношения с общественностью - это двусторонние взаимодействия и связи, разворачивающиеся в процессе действительного общения между со-вместно действующими организациями, контактными аудиториями в условиях повседневной жизнедеятельности. Установление двустороннего общения как консенсусной коммуникации в рамках социальной ответствен-ности обуславливает потребность: для организации - добиваться благоприятного отношения к себе со стороны общественности, посредством распространения разъяснительного материала о своей деятельности; для общественности - добиваться реализации права знать все, относящееся к общественной жизнедеятельности организации.

В муниципальной системе образования PR - это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы образовательных учреждений, повышения их репутации, получения потребителем образовательных услуг достоверной и полной информации о муниципальном образовании. Практика PR в муниципальной системе образования включает использование совокупности средств распространения информации и специальные PR-акции. Совокупность средств распространения инфор-

мации можно разделить на две группы, в зависимости от того ориентированы они на внутреннюю (доска объявлений, собрания, научно-методические мероприятия и пр.) или (письма, средства массовой коммуникации) внешнюю общественность. Специальные PR-акции - это мероприятия проводимые организацией в целях привлечения внимания общественности к самой организации, ее деятельности и персоналу. Эти мероприятия призваны нарушить рутинный и привычный ход жизни в организации и окружающей её среды, стать событием для целевых групп общественности. К специальным PR-акциям муниципальной системы образования относятся: церемонии от-кры-тия, приемы, посещения, презентации, конференции, дни открытых дверей, «круглые столы», выставки, общественные слушания и т.п.

Фандрайзинговая (fund-raising, FR) кампания направлена на привлечение и аккумулирование средств из различных источников для финансирования конкретных программ, проектов. Фандрайзинговая кампания может проходить в форме рассылки письменных обращений, специальных разовых мероприятий (концерт, бал, общественный смотр знаний, ярмарка и пр.), встречи руководителей муниципальных учреждений образования, органов управления образованием с финансовыми донорами. Практика фандрайзинга включает организационное, правовое, техническое, информационное обеспечение.

Изучение опыта реализации современных коммуникационных технологий в практике управления инновационными процессами в муниципальной системе образования позволило выявить позитивные и негативные тенденции. Позитивные тенденции направлены на консолидацию органов местного самоуправления, управления образованием, субъектов жизнедеятельности муниципальных образовательных учреждений и местного сообщества; позиционирование муниципальной системы образования как субъекта взаимодействующего с немуниципальными учебными заведениями и социально-экономическим комплексом региона; развитие инноваци-

онных организационно-управленческих форм межкорпоративного взаимодействия учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения. Негативные тенденции, обусловленные применением современных коммуникационных технологий, заключаются в жестком диктате со стороны муниципальных органов управления образованием; отстранении муниципальных органов управления образованием от влияния на жизнедеятельность муниципальных образовательных учреждений и ограничении своих функций распределением средств и т.п.; нежелании руководителей образовательных учреждений (в том числе и муниципальных) сотрудничать с муниципальными органами управления образованием, либо по тому, что хотят самостоятельно решать свои проблемы, либо по тому, что не хотят вообще решать ни каких проблем; часть руководителей муниципальных образовательных учреждений строит свои отношения с муниципальными органами управления по принципу «Чего изволите?» и соответственно бездумно берется за освоение любых предложенных новшеств.

Было установлено, что применение современных коммуникационных технологий в практике управления инновационными процессами в муниципальной системе образования будет эффективным, если создан координационный центр по взаимодействию учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения; организован совет руководителей муниципальных образовательных учреждений; сформирована инфраструктура обеспечения PR и фан-драйзинговых компаний.

Механизм управления инновационными процессами имеет интегративную природу, обусловленный особенностями муниципальной системы образования и направленный на создание социально-целесообразной образовательной системы и образовательно-целесообразного социума. Структурообразующие компоненты управления инновационными процессами в муниципальной системе образования составляют: муниципальный орган управления

образованием; инновационные организационно-управленческие формы взаимодействия учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального округа; государственнообщественные структуры, формы и методы управления; открытые конкурсы социально ориентированных проектов; современные коммуникационные технологии.

Установлено, что управление инновационными процессами в муниципальной системе образования обусловлено комплексным обеспечением, которое включает нормативно-правовое, психолого-педагоги-ческое, научно-методическое, информационное обеспечение.

В нормативно-правовом обеспечении выделены и охарактеризованы следующие номинации: международные и конституционные законы, относящиеся к правам человека; нормативно-правовые акты, регламентирующие учебно-образовательную и научную деятельность муниципальных образовательных учреждений и управление муниципальной системой образования; нормативно-правовые акты, гарантирующие реализацию прав граждан на образование; законы и нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения в системе образования; нормативно-правовые акты, связанные с экономикой образования. Муниципальная система образования функционирует и развивается на основе и в рамках нормативно-правовых актов и других ограничений, налагаемых и федеральными, и региональными органами власти и управления образованием. В отличие от органов государствен-ной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, органы местного самоуправления обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности. Выяснено, что формирование процессов опережающего законотворчества и нормотворчества, стимулирующих инновационное развитие муниципальной системы образования и активизацию деятельности

гражданских институтов образовательной политики, обуславливают создание муниципального образовательного комплекса и позиционирование муниципального округа как субъекта взаимодействую-щего с учебными заведениями и социально-экономическим комплексом региона.

Психолого-педагогическое обеспечение управления инновационными процессами в муниципальной системе образования рассматривается как системная целостность специально организованного взаимодействия между всеми субъектами управления, основанного на имплицитных мерах и направленного на развитие социокультурного мышления (способности к преобразованию действительности, выявлению внешне не заданных, скрытых свойств социальной реальности в ходе сравнения и классификации различных ситуаций) и гуманизацию взаимоотношений (субординации, координации, согласования, сотрудничества). Исследование показало, что эффективность психолого-педагогического обеспечения опосредована социально-психологическими стереотипами, регламентирующими поведение людей по отношению к муниципальному образованию.

Научно-методическое обеспечение управления инновационными процессами в муниципальной системе образования -это система научно-методических разработок, определяющих задачи, этапы, формы, методы и критерии муниципализации образования, развития инновационных организационно-управленческих форм межкор-поративного взаимодействия учреждений образования и деятельности муниципальных учреждений образования инновационного типа. Научно-методическое обеспечение направлено на реализацию следующих функций: научной, образовательной, аналитической, прогностической, исследовательской, организационной, консультационной, координационной, информационной, проектировочной, инновационной. Качество научно-методического обеспечения является показателем организационноуправленческой компетентности субъектов управления инновационными процессами в муниципальной системе образования, от-

ражающей компонентный состав компетенций: когнитивных (целостное представление о муниципальной системе образования, понимание необходимости создания социально-целесообразной образовательной системы и образовательно-целесообразного социума на территории муниципального округа, совокупность знаний о теории и практике управления образованием); ко-нативных (планирование и организация, навыки принятия решений, адаптационная мобильность, инициативность, ориентация на качество, нацеленность на результат, вариативные формы социального партнерства); эксплицитных (стрессоустойчивость, адаптивность, ответственность, позитивное мышление).

Информационное обеспечение управления инновационными процессами в муниципальной системе образования - это сбор, передача, накопление, переработка и использование информации в процессе выработки управляющих воздействий для достижения целей управляемой системы. Понятие «информация» используется в широком и узком смысле. В широком смысле информация рассматривается в границах системно-кибернетического подхода, в контексте трех фундаментальных аспектов любой кибернетической системы: 1) информационном, связанном с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды системы путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов; 2) управленческом, учитывающем процессы функционирования системы, направления ее движения под влиянием полученной информации и степень достижения своих целей; 3) организационном, характеризующем устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе. Применение понятия «информация» в широком смысле ставят его в один ряд с такими фундаментальными категориями, как материя и энергия. В узком смысле понятие «информация» может иметь

множество определений, в зависимости от предмета исследования. Нами информация определяется как смысловой, содержательный аспект социального взаимодействия, влияющий на принятие решения. На практике информационное обеспечение проявляется как совокупность информационных технологий, представляющих собой, с одной стороны, средство разрешения противоречий между накапливающимися во все возрастающих объемах знаниями, а с другой, - возможность и масштабы их использования. Наиболее распространенные информационные технологии в управлении инновационными процессами в муниципальной системе образования - это телекоммуникации; установление оперативных информационных связей между органами местного самоуправления, управления образованием, учреждениями образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, и местным сообществом.

Механизм государственно-общественного управления инновационными процессами в муниципальной системе образования представлен нами, как конструктивный диалог органов местного самоуправления, управления образованием, субъектов жизнедеятельности образовательных учреждений и местного сообщества, направленный на формирование муниципального образовательного комплекса. Реализация механизма государственно-общественного управления предполагает, с одной стороны, определение четких функциональных компетенций каждого социального института как субъекта образовательной политики муниципального округа, с другой, - социальных ожиданий этих институтов от качественно новой муниципальной системы образования. Определены принципы (диалогичности; аддитивности, дифференциации, добровольности); организационно-педагогические условия (функционирование и развитие единой информационно-образовательной среды; сетевое взаимодействие муниципальных образовательных учреждений различного уровня; интеграция образовательных учреждений, независимо от форм собственности и административного

подчинения, находящихся на территории муниципального округа, с наукой, производством, бизнес-структурами, местным сообществом); этапы (аналитико-прогности-ческий, программно-целевой, проектно-деятельностный, коррекционно-регулирующий, оценочно-информационный); формы (пиар-акции, фандрайзинговые кампании, открытые конкурсы инновационных проектов, общественные слушания) государственнообщественного управления инновационными процессами в муниципальной системе образования. Формирование и развитие механизма государственно-общественного управления обусловлено спецификой местного самоуправления, на уровне которого создаются исполнительные органы негосударственного характера в целях совершенствования общественных отношений и активизации социального поведения людей.

Педагогический анализ российского опыта государственно-общественного управления муниципальным образованием показал, что существенное влияние на его развитие оказывают происходящие в обществе интеграционные процессы, условия формирования гражданского общества, умелое использование различных форм социального партнерства. Государственно-общественное управление инновационными процессами в муниципальной системе образования ориентировано на демократизацию деятельности муниципальных органов управления образованием; консолидацию органов местного самоуправления, управления образованием, субъектов жизнедеятельности образовательных учреждений и местного сообщества; организацию общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения; реализацию муниципальных Форсайт-проектов.

Дана характеристика сетевого взаимодействия учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального округа (см. табл.1). Сетевое взаимодействие образовательных учреждений определяется как особый вид совместной деятельности, направленный на концентрацию различного типа

ресурсов, развитие вариативных форм социального партнерства, интеграцию учебнообразовательной деятельности. Установлено, что сетевое взаимодействие возможно между субъектно-автономными учреждениями при условии их заинтересованности в поиске оптимальных методов и форм организации муниципального образовательного комплекса; соорганизации страте-гических целей и потребностей во взаимодействии; формирования общего ценностно-смыслового пространства деятельности; само-управляемости, вовлеченности всех субъектов сети в процесс разработки и принятия управленческих решений; открытости, развитии системы внешних связей; экспертноаналитического сопровождения деятельности, мониторинга и обсуждения результатов изменений в сетевых формах взаимодействия.

Сетевое взаимодействие учреждений образования обеспечивает эволюционный характер инновационных процессов; успешное позиционирование инновационных учреждений образования на территории муниципального округа и продвижение эффективных образовательных практик с целью повышения качества образования; обновление форм и методов работы с педагогическими коллективами; преемственность между общим и профессиональным образованием; конкурсы культурно-образовательных инициатив; муниципализацию образования и оптимизацию функций органов управления образованием различной компетенции по всей «управленческой вертикали»; способствует установлению равного доступа к полноценному образованию разным группам обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями; расширяет возможности углубленного изучения отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений управление инновационными процессами рассматривается как системная целостность вертикальных и го-ризон-тальных механизмов взаимодействия участников коллективно-распределенной деятельности. Горизонтальные структуры сетевого взаимодействия обеспечивают творческий, продуктивный характер деятельности.

Формы и направления сетевого взаимодействия учреждений образования, расположенных на территории муниципального округа габлица 1

Формы взаимодействия Научно-методическое Нормативно-управленческое Информационное Материально-техническое

Концентрация ресурсов Организация детских и молодежных объединений, профильных лагерей отдыха, сетевых событий. Разработка и внедрение программ дополнительного образования по отдельным направлениям. Договора о сотрудничестве по отдельным направлениям деятельности. PR-акции. Информационная поддержка культурнообразовательных проектов. Кооперация различного типа ресурсов

Социальное партнерство Проектно-целевое сотрудничество. Создание инновационных моделей образовательных учреждений и образовательных комплексов. Разработка и реализация социальных проектов, направленных на интеграцию с местным сообществом. Некоммерческое парт-нерство в рамках комплексных муниципальных программ. Межкорпоративные центры дополнительного образования. Фандрайзинговые кампании. Открытые конкурсы инновационных проектов. Участие социальных партнеров в определении целей и содержания обучения. Составление паспорта межкорпоративного взаимодействия учреждений образования. Апробация инновационных технологий управления муниципальной системой об-разования. Создание локальных учебнонаучно-производственных инновационных форсайт-структур, фондов развития, попечительских советов. Формирование гражданских институтов образовательной политики. Создание и апробация моделей структурно-функциональной интеграции учреждений образования, науки и производства. Подготовка и публикация научной и учебно-методической литературы. Выпуск детских и молодежных изданий. Создание видеофонда передового педагогического опыта. Формирование многомерной и непрерывной информационно-коммуникационной среды. Установление оперативных информационных связей между органами местного самоуправления, управления образованием, учреждениями образования Создание ресурсных центров

Интеграция учебнообразовательной деятельности Формирование единого образовательного пространства. Апробация инновационных образовательных программ и моделей содержания образования. Создание научно-методических объединений. Разработка и внедрение образовательных программ профильного обучения и интегрированных воспитательных программ. Создание муниципальной системы измерения и оценки качества образования. Создание Координационного совета по сетевому взаимодействию учреждений образования. Формирование муниципального образовательного комплекса. Формиро-вание позитивного имиджа муни-ципальных образовательных учреждений. Создание многоуровневых моделей информационнокоммуникативных и интерактивных комплексов. Формирование единого информационнокоммуникативного пространства. Создание Центра коллективного пользования.

А вертикальные структуры обеспечивают системность, последовательность представления получаемых результатов. Этапы формирования и развития сетевого взаимодействия учреждений образования на территории муниципального округа составляют следующее: разработка сетевых форматов взаимодействия; организационно-правовое оформление сетевого взаимодействия; ресурсное обеспечение сетевого образования; создание и апробация сетевых образовательных программ.

Нами обоснована модель управления инновационными процессами в муниципальной системе образования (см. рис. 1). Качественное отличие данной модели состоит, во-первых, в постановке задач, кото-

рые сопряжены со структурообразующими компонентами управления инновационными процессами в муниципальной системе образования. Во-вторых, в определении принципов, направленных на создание методологии оп-ределения эффективности функционирования и развития муниципальной системы образования (индикативность); формирование устойчивой направленности субъектов управления на муниципализацию образования (интенциональность); организацию и поддержку субъектно-автономных учреждений (сепарабельность); сбалансированность социальных интересов образовательных учреждений и образовательных потребностей местного населения (сообразность); развитие интегрированных

качеств образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального округа, с целью формирования муниципального образовательного комплекса (эмерджентность). В-третьих, в методах и условиях реализации модели, которые обуславливают формирование адаптивного интегрированного механизма управления инновационными процессами, обеспечивающего комплексное развитие муниципальной системы образования.

Таким образом, структура и содержание управления инновационными процессами в муниципальной системе образования обусловлены совокупностью факторов:

самостоятельностью субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в формировании органов управления образованием; переходом от линейно-распорядительной схемы управления к матричной, предполагающей распространение и преобразование информации по вертикали и по горизонтали; актуализацией обратных связей в системе управления и ее интегративностью; сетевым взаимодействием образовательных учреждений различного уровня; позиционированием муниципального округа как субъекта взаимодействующего социальноэкономическим комплексом региона.

Ю

О

О

м

0

и

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.п

Задачи

Принципы

организационно-

педагогические

Методы

Критерии

сетевое взаимодействие учреждении образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на

территории муниципального округа; развитие современных моделей и методов государственно-общественного управления образованием; создание муниципальнои системы измерения и

индикативности, интенциональности,

сепарабельности, сообразности,

эмерджентности

мониторинг качества деятельности

муниципальных образовательных

учреждений; формирование и

поддержание позитивного имиджа

муниципальных образовательных

учреждений; повышение

организационно-управленческой

компетентности руководителей

государственно-общественная экспертиза, пиар-акции,

фандрайзинговые кампании, открытые конкурсы инновационных проектов,

повышение конкурентоспособности

муниципальных образовательных

учреждений на региональном рынке образовательных услуг; развитие

инновационных управленческих межкорпоративного учреждений позиционирование округа как субъекта взаимодействующего с учебными заведениями и

организационно-

форм

взаимодействия

образования;

муниципального

Б

о

5

а

о

-&

с-.

Рис. 1. Модель управления инновационными процессами в муниципальной системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.