Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в сфере образования'

Государственно-частное партнерство в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4708
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФОРМЫ И МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кривопалова Анна Андреевна

Статья посвящена актуальной теме государственно-частного партнерства. Автором выделяются различные формы государственно-частного партнерства в социальной сфере на примере образования. Делается вывод о несоответствии действующего законодательства в области образования моделям государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в сфере образования»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2012. № 2(12)

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© А. А. Кривопалова

Кривопалова Анна Андреевна

магистрант 1 года обучения магистерской программы «Предпринимательское и коммерческое право» начальник

юридического отдела Самарская

гуманитарная академия

Статья посвящена актуальной теме тосуларствен-но-частното партнерства. Автором вылеляются различные формы тосуларственно-частното партнерства в социальной сфере на примере образования. Аела-ется вывол о несоответствии лействующето законола-тельства в области образования молелям тосуларствен-но-частното партнерства.

Ключевые слова: тосуларственно-частное партнерство, формы и молели тосуларственно-частното партнерства, сфера образования.

Государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) плотно вошло в экономическую жизнь России и сегодня активно развивается не только в экономике, но и в социальных сферах жизни общества, таких как: здравоохранение, социальная защита, образование, культура, спорт и других.

Сотрудничество в форме ГЧП включает ряд потенциальных выгод и преимуществ, которые могут извлечь для себя в результате реализации проекта партнеры Данные потенциальные выгоды включают в себя: повышение эффективности, снижение затрат, ускорение реализации проектов, распределение рисков и другое.

Для развития института ГЧП и успешной реализации проектов в рамках ГЧП в 2009 году было учреждено Некоммерческое партнерство «Центр развития государственно-частного партнерства»1. Инициаторами его создания выступили коммерческие структу-

1 http://pppcenter.ru

ры, органы государственной власти, общественно-политические организации, экспертное и научное сообщество. Миссией данного Центра является содействие модернизации инфраструктуры в России.

В целях повышения инвестиционной привлекательности регионов России и реализации инфраструктурных проектов на основе ГЧП Центр развития ГЧП разработал информационный проект «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России». В проект входит федеральный портал «ГЧП Инфо» или «Public Private Partnershi p Information»2 и экспертная сеть «Российский ГЧП Клуб»3.

Приоритетными сферами применения механизмов ГЧП в России являются:

1. Энергетическая инфраструктура, куда входят: энергоснабжение и энергоэффективность; электроэнергетика; топливная энергетика; энергетика возобновляемых источников;

2 Транспортная инфраструктура: железные дороги; автомагистрали; авиационная инфраструктура; водные пути и инфраструктура; трубопроводы и насосные станции;

3 Социальная инфраструктура: ЖКХ; здравоохранение; образование; туризм; телекоммуникации и информационные технологии.

В законодательстве и научной литературе выделяются различные модели и формы ГЧП. При этом отмечается, что их перечень не является исчерпывающим. Выбор конкретной формы ГЧП зависит от экономической эффективности реализации проекта.

Условно можно выделить корпоративные и договорные формы ГЧП.

Корпоративные формы предполагают создание юридического лица или совместного предприятия. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит перечень организационно-правовых форм, которые могут опосредовать государственно-частное партнерство.

Договорная форма осуществления ГЧП может быть представлена широким спектром соглашений. К договорам, опосредующим ГЧП, относятся концессионные соглашения, договоры аренды, аутсорсинга, договоры на выполнение работ и оказание общественных услуг, контракты на управление и операторские соглашения, договоры на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи, соглашения о разделе продукции и многие другие4.

Остановимся более подробно на реализации проектов ГЧП в социальной сфере, а именно в образовании. В постсоветский период в России сфера образования явилась одной из сфер социальной политики, наиболее сильно претерпевших на себе попытки коммерциализации5. Это от-

2 www.pppi.ru

3 www.pppclub.ru

4 Белицкая, А. В. Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право. 2009. № 2

5 О проблемах коммерциализации традиционного некоммерческого сектора см.: Серова О. А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права России : монография / О. А. Серова. М. : Юрист, 2011. С. 154—173.

четливо проявилось в результатах и тенденциях изменения федерального законодательства и явилось следствием глубокого изменения целей государственной политики в сферах образования и культуры и явного изменения ценностей, на которых основывается политика государства в обозначенной области6.

Развитие современного профессионального образования сегодня должно строиться на основе эффективного партнерства государства и бизнеса. Плюсами такого сотрудничества являются единые стандарты обучения и дополнительная финансовая поддержка, с одной стороны, и знания, максимально приближенные к запросам бизнеса, — с другой.

При развитии такого партнерства государство получит развитый конкурентный рынок образовательных услуг, бизнес сможет влиять на качество подготовки специалистов, а учебные учреждения — привлекать дополнительное финансирование и реализовывать инновационные образовательные программы.

ГЧП в образовании позволит обеспечить для государственной системы образования: развитие рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг; апробирование применения новых для образовательных структур организационно-правовых форм альянса с бизнесом; выработку предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы реформирования профессиональной школы; тиражирование передового опыта; отработку механизмов многоканального финансирования; апробацию и широкое внедрение взаимодействия работодателей и вузов; совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности, путем отработки содержания и методик администрирования, подготовки и повышения квалификации управленческих специалистов.

Инвестор в свою очередь получит возможность: участвовать в учебно-научной и управленческой деятельности учебного заведения с позиции конечного потребителя результатов труда учебного заведения и инвестора; создавать и совершенствовать образовательные стандарты, учебные планы и программы, подготавливать высококвалифицированные кадры с учетом потребностей рынка труда; создавать и развивать на базе учебных заведений образовательно-производственно-технологические инфраструктуры для обеспечения инновационной деятельности компаний; привлекать студентов и профессорско-преподавательсткий состав к выполнению в процессе обучения научно-исследовательских работ и к подготовке проектов под решение проблем конкретного бизнеса.

Образовательные учреждения смогут: создавать дополнительные возможности для многоканального финансирования и процесса развития материально-технической базы учебного заведения; создавать новую модель интегрированного образовательного комплекса (качественный менеджмент,

6 Сазонов В. Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты / кафедра административного и финансового права Российского университета дружбы народов. М., 2012. 424 с.

новая инфраструктура, технологии и направления подготовки студентов и преподавателей); повышать финансовую обеспеченность научных исследований преподавателей и студентов образовательного учреждения (дополнительное финансирование научных разработок и доведение их до коммерческого уровня с патентованием и закреплением авторских прав); развивать конкурентоспособный рынок образовательных услуг.

В России принят и уже действует целыш ряд документов, определяющих правовые основы реализации ГЧП в разных сферах, в том числе в сфере образования. Формы и механизмы партнерства государства, бизнеса и общества заявлены в качестве средств достижения цели Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009)7. Там же в числе мер по переходу к инновационному социально ориентированному типу экономического развития обозначены механизмы ГЧП.

Профильный федеральный закон о ГЧП, детально устанавливающий правовое регулирование содержания и форм указанного партнерства, его условий и прочих существенных моментов в России отсутствует.

Несмотря на то, что участие частного сектора в сфере образования не является чем-то новым, концепция ГЧП в большей степени имеет отношение к практике в сфере образования в европейских странах в последние 30 лет. Эта форма сотрудничества дает растущему частному сектору возможности не только принимать участие в предоставлении государственных услуг, но также и в использовании государственных средств. Причины этого могут различаться в зависимости от экономических и политических условий каждой конкретной страны.

ГЧП в сфере образования занимает особое место, с одной стороны, между государственными закупками и полной приватизацией, а с другой стороны между приватизацией и арендой, предполагает, что частный сектор берет на себя роль поставщика инфраструктурный: активов и услуг, которые традиционно предоставлялись или финансировались исключительно государством, на условиях распределения рисков, обязательств, компетенций и прибыли8.

Формы и объемы ГЧП в сфере образования могут варьироваться в зависимости от того, какие стороны и в какой мере участвуют в этом партнерстве.

Многие негосударственные образовательные учреждения, образованные вначале 90-х годов, были созданы в форме учреждения, причем в состав учредителей одновременно входили: федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и религиозные организации, физические и юридические лица. Это бышо возможно на основании ст. 11 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1

7 Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489;

8 Сазонов В. Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты...

(с изм. от 24.12.1993) «Об образовании», в соответствии с которой учредителями образовательного учреждения могли быть:

а) органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления;

б) отечественные, иностранные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности, их объединения и ассоциации;

в) отечественные, иностранные и зарубежные общественные и частные фонды;

г) общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации;

д) граждане Российской Федерации и других государств.

Допускалось совместное учредительство образовательных учреждений9.

В настоящее время совместное соучредительство государственными

органами и физическими или юридическими лицами запрещено. Согласно ст. 120 ГК РФ (действующая редакция), учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо, соответственно, РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

По своей сути, участие государственных органов, органов местного самоуправления в составе учредителей негосударственных образовательных учреждения является ничем иным как корпоративной формой государственно-частного партнерства. К сожалению, современное законодательство против такого участия, что обуславливает определенные трудности, связанные с реализацией программам государственно-частного партнерства. На наш взгляд, законодатель должен предусмотреть правовую базу, которая позволила бы оформить данные отношения документально, посредством заключения специальных договоров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Белицкая, А. В. Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежный странах // Предпринимательское право. — 2009. — № 2

2 Серова, О. А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права России : монография. — М. : Юрист, 2011. — С. 154—173.

3. Сазонов, В. Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты / кафедра административного и финансового права Российского университета дружбы народов. — М., 2012. — 424 с.

4. Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.

5. Российская газета. № 172. 31.07.1992.

9 Российская газета. № 172. 31.07.1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.