Научная статья на тему 'Развитие рынка образовательных услуг с использованием механизмов государственно-частного партнерства'

Развитие рынка образовательных услуг с использованием механизмов государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / EDUCATIONAL SERVICES / THE MARKET / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проваленова Наталья Владимировна, Касимова Жанна Владимировна, Захарова Елена Игоревна

В статье рассматривается взаимодействие негосударственных образовательных учреждений с государством, основанное на государственно-частном партнерстве, представлены основные виды государственно-частного партнерства в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Проваленова Наталья Владимировна, Касимова Жанна Владимировна, Захарова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESS OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES WITH USE OF MECHANISMS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

In article the interoperability of not state educational establishments with the state, based on state-private partnership is considered, the basic types of state-private partnership in area of formation are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка образовательных услуг с использованием механизмов государственно-частного партнерства»

POSITIVE DOMESTIC EXPERIENCE OF PROGRESS OF THE MARKET OF HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES

N. V.Provalenova, the candidate of economic sciences, the docent of the chair «Organization and management» NGIEE

Annotation. In article domestic experience of progress of the market of housing-and-municipal services is considered, thus the accent is made on positive tendencies of its progress. Problems of housing and communal services mention to some extent practically all population of the Russian Federation and at times seem immemorial and insoluble; therefore it is necessary to consider positive experience of the decision of existing problems and to draw appropriating conclusions.

Keywords. Housing-and-municipal services, the market, domestic experience, reforming.

РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Н.В. Проваленова, к.э.н., доцент кафедры «Организация и менеджмент» НГИЭИ;

Ж.В. Касимова, аспирант НГИЭИ;

Е.И. Захарова, аспирант НГИЭИ

Аннотация. В статье рассматривается взаимодействие негосударственных образовательных учреждений с государством, основанное на государственно-частном партнерстве, представлены основные виды государственно-частного партнерства в сфере образования.

Ключевые слова. Образовательные услуги, рынок, государственно-частное партнерство.

Современная система государственных учебных заведений во многих странах не справляется с повышенным спросом на услуги образования, особенно в условиях бюджетного дефицита. Частные школы не только позволяют удовлетворить этот спрос, но и способствуют повышению стандартов качества и эффективности обучения. От государственных школ, не способных обеспечить доступность для всех

качественного базового образования, частные школы отличаются финансовой эффективностью, быстротой реагирования на возникающие проблемы, высоким уровнем подотчетности.

В последние несколько десятилетий во многих странах государство объединяет усилия с негосударственным сектором образовательных услуг, который берет на себя часть нагрузки по реализации стандартов образования. Такой принцип позволяет государству экономить средства, добиваться более высокого качества образования и охватить обучением ту часть населения, которая ранее не имела к нему доступа. Сегодня можно наблюдать растущее многообразие видов партнерств в области образования.

Во многих государственных школах и муниципальных системах управленческие функции выполняются государством неэффективно. В связи с этим в некоторых странах государство стало привлекать негосударственный сектор к управлению государственными школами. Контракты на управление могут заключаться как с одной школой, так и с группой школ.

Содержание государственно-частного партнерства (ГЧП) в образовании позволяет определить круг участников, которые могут вступать во взаимодействие. От лица государства (включая муниципальный уровень) могут выступать:

- органы государственной власти, в т. ч. органы управления образованием, и органы местного самоуправления;

- некоммерческие организации;

- государственные или муниципальные образовательные учреждения;

- государственные коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия, реализующие программы в сфере образования).

Со стороны частного сектора экономики в партнерские отношения могут вступать:

- коммерческие и некоммерческие организации различной организационно-правовой формы с долевым участием государства или без его участия, в том числе негосударственные образовательные учреждения;

- физические лица.

Государство заинтересовано в развитии форм и механизмов ГЧП, так как организация таких партнерств может обеспечить достижение следующих целей и решение следующих задач:

- повышение интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала образования в качестве условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики России;

- повышение эффективности управления в образовательных учреждениях, получение значительного бюджетного эффекта, осуществление государственных расходов с большей эффективностью, достижение относительной экономии в расходовании государственных средств;

- расширение имущественной и финансовой базы образования за счет привлечения внебюджетных источников финансирования;

- расширение конкурентоспособности образовательных программ, повышение их качества;

- удовлетворение динамично изменяющегося спроса на рынке труда; обеспечение широкой доступности для населения образования на всех его уровнях.

Интересами участия частного сектора в ГЧП являются:

- получение экономических и неэкономических выгод в результате осуществления партнерских проектов;

- получение конкурентных преимуществ;

- повышение качества человеческого капитала;

-удовлетворение потребностей в благотворительности [1].

Успешными примерами сотрудничества государства и частного сектора образовательных услуг в данной области можно назвать сеть управляемых государственных школ в США.

К сожалению, в России такого сотрудничества практически не происходит. К основным факторам, препятствующим развитию ГЧП в образовании, мы относим:

1) несовершенство законодательной базы;

а) запрещено совместное учредительство образовательных учреждений государственными органами и частными лицами;

в) не полностью утверждена нормативная база, регламентирующая и развивающая механизмы реализации автономных учреждений, что и тормозит это развитие;

2) отсутствие финансовой заинтересованности коммерческих организаций; для решения этой задачи необходимо полностью отнести на себестоимость продукции расходы коммерческих организаций по подготовке и переподготовке, повышению квалификации как штатных, так и потенциальных сотрудников, а также расходы на финансирование юридически оформленных центров по подготовке и перепод-

готовке персонала. Так, в частности, целесообразно увеличить до 300 тысяч рублей годовую сумму льготы по налогу на доходы физических лиц при оплате обучения в связи с ростом стоимости и уровня получаемого сотрудниками образования;

3) огромный риск представляет неустойчивое ежегодное бюджетное финансирование вузов, что сокращает возможности устойчивого планирования расходов по проектам для бизнес-структур и снижает их заинтересованность вкладывать финансовые средства в долгосрочные проекты;

4) нехватка высококвалифицированных специалистов в области создания и управления проектами в рамках ГЧП.

При условии решения перечисленных выше проблем ГЧП в образовании позволит обеспечить:

а) для государственной системы образования:

- развитие рынка и добросовестную конкуренцию на рынке образовательных услуг;

- выработку предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы реформирования профессиональной школы;

- отработку механизмов многоканального финансирования;

- совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности (отработка содержания и методик администрирования, подготовки и повышения квалификации управленческих специалистов).

б)для образовательного учреждения:

- развитие материально-технической базы учебного заведения;

- создание новой модели образовательного комплекса (качественный менеджмент, новая инфраструктура, направления подготовки студентов и преподавателей);

- повышение финансовой обеспеченности научных исследований ученых, преподавателей и студентов образовательного учреждения;

- развитие рынка образовательных услуг.

Важной проблемой для успешного развития ГЧП является эффективное распределение прав, обязанностей и сфер ответственности между частными партнерами и государством. Опыт показывает, что наиболее эффективно задачи партнерств решаются, когда к сфере ответственности государства относятся проблемы общего планирования и административные процедуры, а также определение действий в форс-мажорных обстоятельствах. В свою очередь, в сферу полномочий

и ответственности частного сектора включаются вопросы детального планирования, строительства объектов, финансирования и оперативного управления их деятельностью.

Для того чтобы партнерство успешно работало, необходимо сочетание многих факторов, имеющих отношение как к представителям обеих сторон партнерства, так и к среде, в которой они взаимодействуют в процессе реализации проекта.

Что касается партнера со стороны государства, то международный и российский опыт свидетельствуют о том, что органы государственной и местной власти должны проявить политическую волю и взять на себя инициативу по привлечению бизнеса к совместной реализации проектов по оказанию услуг населению, если это является экономически оправданным. Создание ГЧП - дело новое и требует от государственных и муниципальных служащих, вовлеченных в их создание и осуществление, контроля их деятельности, новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе учебы и участия в реализации конкретных проектов. При этом органы государственной власти и местного самоуправления должны предлагать жизнеспособные проекты и иметь необходимые права.

Частный сектор должен также проявлять инициативу и обладать соответствующим потенциалом. Необходимо наличие профессионально подготовленных, сильных в финансовом отношении, кредитоспособных партнеров.

Что касается общей среды, то важным фактором для успешной реализации ГЧП является наличие предсказуемой и устойчивой конъюнктуры рынка. Это необходимо для того, чтобы риск, принимаемый партнером из частного сектора, был для него приемлемым (например, эффективность правовой защиты частной собственности, надежность финансовых рынков, устойчивое финансовое положение подрядчика, прозрачность закупок). Помимо этого, важно обеспечить представление о партнерстве как о справедливом, открытом предприятии, создающемся в интересах общества.

Исследования показали, что важным благоприятным фактором среды развития ГЧП может быть территориальное стратегическое планирование, которое является организационным механизмом:

во-первых, обеспечивающим прозрачный и открытый процесс формирования политики местного развития;

во-вторых, процессом, позволяющим учесть и согласовать точки зрения различных групп общества, добиться с их стороны поддержки, а значит, и привлечь дополнительные ресурсы для развития и

реализации общественно значимых проектов. Тем самым стратегическое планирование способствует возникновению совместных проектов частного и общественного секторов и успешности их реализации.

Большинство услуг, обеспечиваемых местными органами власти, могут принести выгоду от соединения усилий частного и государственного секторов. ГЧП могут меньше подходить для услуг местных органов власти, доступ к которым не может быть ограничен (таких как услуги с характеристиками «общественных благ», включая контроль за выполнением постановлений местных органов власти, защиту окружающей среды и социальные услуги). Они также менее подходят для жизненно необходимых услуг (таких как пожарная охрана и другие службы неотложной помощи).

Возможность реализации услуг через ГЧП будет зависеть от политики и взглядов местных органов власти. Однако вне зависимости от окончательной позиции местные органы власти должны тщательно рассматривать возможности создания ГЧП для реализации услуг в своих сообществах, в частности, в отношении:

- услуг, реализуемых в настоящее время;

- будущих услуг, рассматриваемых местными властями;

- инициативных предложений частного сектора.

При внедрении ГЧП для предоставления существующих услуг основной вопрос, который местные органы власти должны решить -какова реальная стоимость этих услуг на сегодняшний день? Местные органы власти могут встретить сопротивление, пытаясь изменить способ реализации существующих услуг с помощью ГЧП, так как с привлечением частного партнера общество может опасаться снижения качества услуг или роста цен на них, или и того, и другого. Сопротивление также может исходить от служащих местных органов власти, которые опасаются возможных изменений: сокращения персонала, снижения заработной платы и т.д.

Местные органы власти могут также применять ГЧП для реализации будущих услуг, как для принципиально новых для данного сообщества типов услуг, так и для модификации существующих услуг, обеспечивающих более высокий уровень сервиса .

Потенциальные частные партнеры могут выдвигать инициативные предложения, когда полагают, что могут оказывать какие-либо услуги на пользу обществу, местным органам власти и себе самим. Местным органам власти рекомендуется не принимать инициативные предложения на безальтернативной основе (без всестороннего анализа

этих предложений с участием всех заинтересованных сторон и без конкурсной процедуры отбора претендентов).

ГЧП - средство решения таких актуальных задач современного образования, как обеспечение возможностей получения качественного образования детьми с различными, в том числе специальными, образовательными потребностями; объединение (комбинирование) и привлечение ресурсов для повышения качества образовательных программ; создание условий для выбора образовательного маршрута учащимися, предполагающего, в том числе и возможность сетевого образования; создание условий для обеспечения психофизиологической безопасности учащихся.

В России имеется масштабный потенциал для развития многих форм ГЧП, однако для его практической реализации необходимо решение ряда принципиальных вопросов.

Во-первых, обеим сторонам партнерских отношений следует четко осознать, что эффективное ГЧП нельзя рассматривать узко, только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей всех уровней. Нужно учитывать реальные интересы обеих сторон. Конкретные механизмы партнерств, выработанные многолетним мировым опытом, создают основу для взаимовыгодного и ответственного распределения правомочий сторон, не ущемляющего интересы каждой из них. Однако возможные преимущества не реализуются сами собой после принятия соответствующего нормативного пакета. Главное здесь - разобраться в особенностях российской модели взаимодействия государства и бизнеса. Сейчас у нас наблюдается причудливый симбиоз элементов неолиберальной модели, госкапитализма, остатков олигархической модели. Эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны. Без этого, без уверенности в стабильности «правил игры» от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Фактор эффективного предпринимательства при этом может быть утрачен.

Во-вторых, необходим существенный прогресс в понимании и практической реализации публично-правовых функций государства. Пока российское законодательство не выделяет специально публично -правовых функций и не устанавливает связи между ними и публичной собственностью. Конструкция права такова, что публично-правовые функции реализуются либо административно, либо через гражданско-правовые функции. Организовать на такой основе распределение пра-

вомочий между сторонами партнерства невозможно. В странах с развитой рыночной экономикой накоплен большой опыт успешного поиска ответов на «парадоксы публичных благ», который с учетом отечественной специфики можно использовать и в России.

Литература

1. ЬЦр://ги8к.ги/81рЬр?1ааг= 113838

2. Ьйр://го8к.го/81рЬр?1ааг= 114040

3. http://www.mma.ru/article/id36469

PROGRESS OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES WITH USE OF MECHANISMS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

N. V.Provalenova, the candidate of economic sciences, the docent of the chair «Organization and management» NGIEI;

Zh. V.Kasimova, the post-graduate student GGEEE;

E.I.Zaharova, the post-graduate student GGEEE.

Annotation. In article the interoperability of not state educational establishments with the state, based on state-private partnership is considered, the basic types of state-private partnership in area of formation are presented.

Keywords. Educational services, the market, state-private partnership.

ЗАКОНЫ РАСТЕНИЕВОДСТВА И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

С. А. Суслов, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ

Аннотация. В исследовании выявлен оптимальный размер затрат на 1 га посевов зерновых, дающий наибольшую экономическую эффективность. Рассмотрены изменения темпов прироста урожайности в зависимости от вложений в землю. На основании данных рентабельных организаций определено наилучшее сочетание материально-тех- нической базы и нагрузки соответствующих угодий на нее.

Ключевые слова. Зерновая отрасль, плодородие, экономическая эффективность, группировка.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.