Научная статья на тему 'Международный и российский опыт применения форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования'

Международный и российский опыт применения форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1179
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЧП В ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ / ГЧП В ОБРАЗОВАНИИ ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минина И.С.

Статья посвящена анализу форм государственно-частного партнерства, применяемых в сфере высшего образования в России и за рубежом. Автором рассмотрены различные подходы к определению понятия «государственно-частное партнерство», проведен обзор форм и механизмов государственно-частного партнерства, используемых в высших учебных заведениях. Объектом исследования является сфера высшего образования в рамках взаимодействия государства и частного сектора. Предмет исследования применение форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования в России и за рубежом. Цель исследования обобщение результатов сравнительного анализа форм государственно-частного партнерства, успешно применяемых в сфере высшего образования в России и за рубежом. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования: Проанализировать международный опыт внедрения механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования. Оценить текущее состояние применения форм и механизмов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования России. Определить направления взаимодействия между государством и частным партнером в России в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства с учетом обобщенного зарубежного и российского опыта. Основные теоретические положения статьи. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «государственно-частное партнерство» в различных странах, принципы классификации форм государственно-частного партнерства, применяемых в сфере высшего образования в России и за рубежом, проведено сравнительное исследование механизмов государственно-частного партнерства. По его итогам разработана обобщающая классификация форм и механизмов государственно-частного партнерства, применимых в высших учебных заведениях, и обоснованы направления взаимодействия между государством и частным партнером в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования. Определение эффективных механизмов государственно-частного партнерства для сектора высшего образования России позволит: привлечь инвестиции для модернизации материально-технической базы образовательных учреждений, при этом сократив давление на государственный бюджет; повысить эффективность и качество предоставляемых услуг; привлечь современные технологии; распределить риски между государством и частным партнером и оптимизировать временные затраты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный и российский опыт применения форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования»

Международный и российский опыт применения форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования

International and russian experience in applying forms or public-private partnership in higher education

Получено 21.11.2017 Одобрено 07.12.2017 Опубликовано 22.12.2017 УДК: 334, 378 DOI: 10.12737/article_5a3c3d8d0f95a7.15201521

МИНИНА ИВЕТА СЕРГЕЕВНА

Аспирант кафедры философии и методологии экономики экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, стр. 46 E-mail: minina.iveta@bk.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу форм государственно-частного партнерства, применяемых в сфере высшего образования в России и за рубежом. Автором рассмотрены различные подходы к определению понятия «государственно-частное партнерство», проведен обзор форм и механизмов государственно-частного партнерства, используемых в высших учебных заведениях.

Объектом исследования является сфера высшего образования в рамках взаимодействия государства и частного сектора.

Предмет исследования - применение форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования в России и за рубежом.

Цель исследования - обобщение результатов сравнительного анализа форм государственно-частного партнерства, успешно применяемых в сфере высшего образования в России и за рубежом.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать международный опыт внедрения механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования.

2. Оценить текущее состояние применения форм и механизмов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования России.

3. Определить направления взаимодействия между государством и частным партнером в России в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства с учетом обобщенного зарубежного и российского опыта. Основные теоретические положения статьи.

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «государственно-частное партнерство» в различных странах, принципы классификации форм государственно-частного партнерства, применяемых в сфере высшего образования в России и за рубежом, проведено сравнительное исследование механизмов государственно-частного партнерства. По его итогам разработана обобщающая классификация форм и механизмов государственно-частного партнерства, применимых в высших учебных заведениях, и обоснованы направления взаимодействия между государством и частным партнером в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования.

Определение эффективных механизмов государственно-частного партнерства для сектора высшего образования России позволит: привлечь инвестиции для модернизации материально-технической базы образовательных учреждений,

MININA, IVETA SERGEYEVNA

Postgraduate Student of the Chair of Philosophy and Methodology of Economics of the Faculty of Economics, MV Lomonosov Moscow State University.

Bidg 46, 1 Leninskiye Gory, Moscow 119991, Russian Federation E-mail: minina.iveta@bk.ru

Abstract

The article is devoted to the analysis of forms of public-private partnership, applied in the sphere of higher education in Russia and abroad. The author considered various approaches to the definition of the concept of public-private partnership(PPP), reviewed the forms and mechanisms of public-private partnerships used in higher education.

The Object of the Study is the sphere of higher education within the framework of interaction between the state and the private sector. The Subject of the Study is the application of forms of public-private partnership in higher education in Russia and abroad. The Purpose of the Study is generalizing the results of a comparative analysis of the forms of public-private partnership that are successfully applied in higher education in Russia and abroad. In accordance with the purpose, the research objectives are formulated:

1. Analyzing the international experience of implementing mechanisms of public-private partnership in the field of education.

2. Assessing the current state of application of forms and mechanisms of public-private partnership in the sphere of higher education in Russia.

3. Identifying the directions of interaction between the state and the private partner in the framework of implementing public-private partnership projects, taking into account the generalized foreign and Russian experience.

Basic Theoretical Provisions of the Article. The article considers the main approaches to the definition of the concept of "public-private partnership" in different countries, principles of classification of forms of public-private partnership used in the sphere of higher education in Russia and abroad, and compares the mechanisms of public-private partnership. Based on the results, a general classification of forms and mechanisms of public-private partnership applicable in higher educational establishments is proposed, and directions for interaction between the state and private partner are substantiated in the framework of implementing public-private partnership projects in higher education.

Defining effective mechanisms of public-private partnership for the higher education in Russia sector will allow: to attract investment for the modernization of the material and technical base of educational institutions reducing pressure on the state budget; to increase the efficiency and quality of the services provided; to attract up-to-date technologies; to distribute risks between the state and the private partner and optimize time costs.

при этом сократив давление на государственный бюджет; повысить эффективность и качество предоставляемых услуг; привлечь современные технологии; распределить риски между государством и частным партнером и оптимизировать временные затраты.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, формы государственно-частного партнерства, высшее образование, ГЧП в образовании в России, ГЧП в образовании за рубежом.

Keywords: public private partnership, forms of public-private partnership, higher education, PPP in education in Russia, PPP in education abroad.

1. Введение

Термин «государственно-частное партнерство» пришел в Россию из западной экономической литературы. В соответствии с подходами и определениями ГЧП, присутствующими в работах зарубежных авторов, можно отметить специфический характер интерпретации ГЧП за рубежом, заключающийся в том, что ГЧП:

- осуществляется в сфере социально-экономической ответственности государства;

- носит долгосрочный характер;

- предоставляет частному партнеру возможность участия в управлении проектом;

- обеспечивает разделение рисков;

- исключает доминирование любого партнера.

В США понятие «государственно-частное

партнерство» включает все виды контрактов по созданию объектов публичного использования или предоставлению государственных услуг, в которые привлекаются ресурсы частного сектора, от государственных закупок до приватизации [Варнавский, 2010, 4, с. 10].

В Европейском союзе ГЧП является более узким понятием и не включает приватизацию и традиционные государственные закупки. С точки зрения европейского подхода государственно-частное партнерство - это привлечение частных ресурсов, осуществление эффективных моделей управления, экспертизы на основании долгосрочных контрактов для предоставления государственных услуг. ГЧП рассматривается как альтернатива государственным закупкам, которые финансируются за счет налоговых поступлений или государственных займов.

В соответствии с российским законодательством государственно-частное партнерство определяется как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров, которое осу-

ществляется на основании соглашения о ГЧП [Федеральный закон 224-ФЗ, 2015, 1].

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос применения в социальной сфере механизмов государственно-частного партнерства, которые способны оказать влияние на эффективность управления государственной собственностью и помочь в решении социально-значимых задач [Трунова, 2015, 10, С. 82]. Недостаток государственных средств на реализацию социальных проектов предполагает привлечение инвестиций частного сектора.

Международный и российский опыт показывает, что государственно-частное партнерство лучше развивается в тех отраслях, которые имеют важное значение для экономического развития страны и высокий социальный приоритет [УеЛакоуа, 2014, 15, С. 24].

Отрасль образования имеет одно из важнейших значений для социально-экономического развития страны. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации сформулированы ключевые задачи, в том числе в секторе образования, а именно: развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития в сфере образования [Распоряжение 1662-р, 2008, 2].

В высших учебных заведениях растет интерес к взаимодействию с партнерами частного сектора для предоставления дополнительных услуг и опыта, а также для привлечения инвестиций и разделения рисков, поскольку ресурсных возможностей российских государственных учреждений высшего образования недостаточно для решения проблем, с которыми они сталкиваются.

Среди отечественных авторов в статье проанализированы работы по разработке подходов к

классификации форм государственно-частного партнерства: Варнавского В.Г., Клименко А.В., Королева В.А., Молчановой О.П., Белого Е.М, Романовой И.Б. Анализ реализации механизмов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования провели следующие авторы: Трунова О.Д., Силин М.В., Гарибова Е.А.

Среди зарубежных авторов проанализирована монография Йескомба Э.Р., отчет Всемирного банка, подготовленный Патринос Г.Э., Барре-ра-Осорио Ф., Гуакета Дж., доклад консультантов подразделения «Ernst & Young», по вопросам мировой индустрии образования.

2. Анализ международного опыта применения форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования

Сегодня на частный сектор приходится значительная доля организаций и значительная доля учащихся в системе высшего образования. Появление частного сектора в качестве поставщика высшего образования выявило необходимость более скоординированного развития высшего образования. Государственно-частное партнерство стало основным пунктом повестки дня реформ образования во многих странах.

В Великобритании в 1992 году была внедрена форма государственно-частного партнерства PFI (private finance initiative) как способ применения управленческих навыков и финансов частного сектора, использования коммерческой экспертизы при строительстве и модернизации объектов государственной инфраструктуры. PFI становится все более распространенной формой государственно-частного партнерства, используемой государственным сектором Великобритании для модернизации социальной инфраструктуры. Заключение контрактов PFI между государственным и частным сектором осуществляется в основном для финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации таких инфраструктурных объектов как школы, университетские общежития, больницы и дороги.

Хотя PFI в области высшего образования может быть структурировано различными способами, оно обладает рядом характеристик:

1) правительство продолжает поставлять базовые услуги, такие как обучение или исследования, при этом в некоторых случаях частный партнер может принимать участие в разработке образовательных программ;

2) партнер частного сектора управляет инфраструктурой (например, общежитием или на-

учно-исследовательской лабораторией) в рамках долгосрочного контракта, как правило, от 25 до 30 лет, и по завершении контракта актив передается правительственному учреждению;

3) по контракту частный сектор принимает на себя сразу несколько функций;

4) государственный партнер осуществляет контроль качества предоставления услуг частным партнером [Йескомб, 2015, 6, С. 33].

Есть целый ряд примеров использования механизмов PFI в секторе образования. В ряде стран (Великобритания, Германия, Нидерланды, Ирландия, Канада и Австралия) PFI используется в образовательных учреждениях в обязательном порядке. Программа PFI в Великобритании - крупнейшая в мире программа партнерства между государственным и частным секторами, по которой только в 2015 году было реализовано 166 образовательных проектов на сумму более 5,8 млрд. фунтов стерлингов. Проекты включают развитие общежитий и спортивно-досугово-го комплекса в университете Хартфордшира. В Австралии двумя наиболее значимыми примерами PFI являются образовательное учреждение «Southbank Education and Training Precinct» в штате Квинсленд и Технологический университет Су-инберна в штате Виктория.

Такая форма государственно-частного партнерства, как PFI, может сыграть полезную роль в государственной политике, особенно в тех странах, где значительные инвестиции необходимы для обеспечения высших учебных заведений исследовательской инфраструктурой.

Швеция также является примером одной из развитых инновационных и исследовательских стран, активно внедряющей механизмы государственно-частного партнерства в сферу высшего образования. Почти 4% ВВП Швеции идет на исследования и разработки, что является одним из самых высоких показателей в мире. Основная часть исследований, проводимых в Швеции (около 70%), финансируется бизнес-сектором. Государство и бизнес-сектор сотрудничают через промышленные исследовательские институты, которые они совместно финансируют. Эти институты независимы от системы высшего образования, но часто тесно сотрудничают с высшими учебными заведениями.

В настоящее время в развитых странах обычным явлением являются услуги аутсорсинга для вузов, в частности обеспечение питанием и уборкой. Кроме того, многие университеты нанимают рекламные агентства для поддержания корпоративного маркетинга, брендинга и PR. В данных случаях основной целью использования услуг

аутсорсинга является привлечение знаний бизнеса, которые или отсутствуют в образовательном учреждении или требуют значительных временных затрат, ресурсов и не являются основным направлением деятельности вузов. Услуги аутсорсинга позволяют образовательным учреждениям уменьшить их непосредственную роль в рассмотренных функциях посредством партнерства.

В отчете Всемирного банка выделяется 5 основных направлений государственно-частного партнерства в области образования [Patrinos, 2009, 12, е.19]:

1. Программа ваучеров. Наиболее важные особенности ваучерных систем:

- финансирование основано на выраженном спросе;

- учащиеся могут свободно выбирать между государственными и частными школами;

- частные школы должны соответствовать стандартам образования, установленным на государственном уровне.

В Чили, Чехии, Венгрии и Швеции ваучеры позволяют учащимся осуществлять выбор частной школы и получать государственное финансирование.

2. Контракты на услуги в сфере образования. Заключение контрактов на услуги в области образования предполагает заключение контрактов публичными органами власти с частными образовательными учреждениями для обучения определенного числа студентов в обмен на оплату их обучения. Заключение контрактов на предоставление образовательных услуг распространено в Колумбии.

3. Профессиональные и вспомогательные услуги. Государство нанимает частные организации для оказания целого ряда вспомогательных услуг в государственных и частных учебных заведениях, которые осуществляют свою деятельность для студентов с низкими доходами. Данная практика используется в Колумбии, Доминиканской Республике.

4. Частное управление государственными учебными заведениями, при котором государственные органы могут заключать контракты с частными компаниями на выполнение всех функций учебного заведения, включая управление учебным заведением, финансами, кадровое обеспечение, предоставление профессиональных услуг и обслуживание зданий. Соединенные Штаты Америки являются страной с наибольшим опытом заключения контрактов частного управления государственными школами.

5. Участие частного партнера в создании инфраструктуры. Примером может быть частная

финансовая инициатива (PFI), используемая в образовательных учреждениях Великобритании.

По итогам анализа исследования компании Ernst & Young выделены 4 формы государственно-частного партнерства в сфере высшего образования [EY, 2017, 13, с. 9]:

- краткосрочный или среднесрочный контракты с частным партнером по операционным услугам;

- долгосрочная аренда с частной компанией, которая обязуется строить, управлять и поддерживать проект;

- долгосрочная концессия с эксплуатационными платежами;

- долгосрочная концессия с частной компанией для создания, управления, обслуживания и финансирования проекта в обмен на право получать доходы, связанные с проектом.

Пример долгосрочной концессии с эксплуатационными платежами.

Частная компания UC Merced проводит инновационное расширение университетского городка в Калифорнии. UC Merced укомплектовала пространство для дополнительных 10 тыс. студентов - почти вдвое увеличив физическую мощность кампуса. Контракт представляет собой концессию на строительство и управление 1 млн. кв. футов помещений, общежитий, рекреационных зон и столовых, сроком на 39 лет. Проект стоимостью 600 млн. долларов финансируется по облигациям частной компании.

Проведенный анализ международного опыта показывает заинтересованность государственного сектора в партнерских отношениях с частными компаниями в сфере высшего образования. Наиболее распространенными формами государственно-частного партнерства в области высшего образования за рубежом являются: частная финансовая инициатива (PFI), услуги аутсорсинга, программы ваучеров, частное управление вузом.

3. Анализ российского опыта

применения форм государственно-

частного партнерства в сфере высшего

образования

Бюджетные средства, выделяемые на финансирование сферы образования России, не позволяют в полной мере удовлетворить потребности в финансовых ресурсах, поэтому необходимо привлечение инвестиций частного сектора. Кроме того, отрасль образования нуждается в повышении качества управления [Egorov, 2014, 11, c. 108]. При данных условиях государственно-частное партнерство может помочь в решении конкрет-

ных задач, связанных с расходами и инвестициями в образование, и с повышением качества подготовки кадров.

По состоянию на начало 2017 года на территории Российской Федерации на разных стадиях реализации находится 2446 проектов ГЧП [Исследование, 2016, 5, с.2], из которых 64 объекта в сфере образования. Указанные проекты ГЧП в области образования реализуются в основном на региональном и муниципальном уровнях в рамках соглашений о ГЧП / МЧП или концессионной формы и направлены на строительство или модернизацию образовательной инфраструктуры.

В отличие от инфраструктурных проектов технопарки и бизнес-инкубаторы относятся к институциональной форме государственно-частного партнерства. По состоянию на конец 2016 года в России функционирует 107 технопарков и насчитывается более 100 бизнес-инкубаторов [Ма-линин, 2016, 8].

В настоящее время технопарки являются инновационной платформой развития бизнеса и инфраструктуры вузов. При рассмотрении технопарков и бизнес-инкубаторов как форм ГЧП, важное значение имеет взаимодействие между тремя партнерами - государством, частным сектором и университетом. В связи с этим необходимо упомянуть о теории «тройной спирали», разработанной Г. Ицковичем и Л. Лейдесдорфом. Теория «тройной спирали» включает три главных элемента:

- усиление роли университетов при взаимодействии с бизнесом и государством;

- три института (университет/наука, бизнес и государство) стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству;

- каждый из трех институтов частично выполняет функции другого [Ranga, 2013, 14,c. 238].

Таким образом, «тройная спираль» представляет собой равные и взаимовыгодные отношения между наукой, бизнесом и властью, при которых каждая из институциональных сфер частично принимает на себя роль другой.

Рассматриваемая в работе проблематика применения форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования вызывает научный интерес у Молчановой О. П. [Молчанова, 2009, 9, с. 6]. В своей работе она выделяет две формы ГЧП в образовании - институциональную и программно-проектную. Механизмы ГЧП по данным формам сгруппированы в 3 блока:

- финансовые (в том числе: концессия, эндау-мент-фонд, грант);

- организационные (в том числе: технопарки, ОЭЗ);

- правовые (договор на управление, инвестиционный контракт).

Е.М. Белый определяет в своей статье 5 направлений сотрудничества высших учебных заведений и бизнеса [Белый, 2010, 3, с. 4]: формирование содержания и оценка качества высшего образования; образовательные совместные проекты частного сектора и вузов; интеграционные процессы в сфере высшего образования и бизнеса; экономическая поддержка высшего образования; совместные инвестиционные проекты.

По мнению Леоновой Ж.К., партнерские отношения между высшими учебными заведениями и частным сектором должны строиться на принципах оптимизации затрат на организацию образовательного процесса, передачи знаний и технологий. Наиболее эффективное партнерство возникает при создании образовательно-производственных кластеров, включающих высшие учебные заведения, частные организации, ассоциации предприятий, общественные объединения [Леонова, 2013, 7, с. 46].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Результаты сравнительного анализа форм ГЧП, успешно применяемых в сфере высшего образования в России и за рубежом

По итогам проведения сравнительного анализа международного и российского опыта применения механизмов государственно-частного партнерства в области образования нами обобщены результаты и сформирована классификация форм и механизмов ГЧП. В таблице 1 представлено сочетание контрактной и институциональной форм и механизмов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования.

Проведенный анализ также позволил выделить перечень направлений взаимодействия между государством и частным партнером в рамках проектов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования:

- разработка образовательных программ;

- определение требований к содержанию обучения;

- разработка профессиональных стандартов, квалификационных требований и должностных обязанностей выпускников и работников вузов;

- аккредитация программ и независимая оценка качества подготовки;

- целевая подготовка кадров;

- научно-производственная практика и стажировка студентов вузов;

- кадровое обеспечение, стажировка и переподготовка преподавателей;

Таблица 1

Формы и механизмы ГЧП, применимые в сфере высшего образования

Формы ГЧП Механизмы ГЧП, применимые в сфере высшего образования

Контрактная форма Концессионное соглашение

Соглашение о ГЧП (МЧП)

Контракт на аутсорсинг

Частная финансовая инициатива (РШ)

Контракт на услуги в сфере образования

Контракт на управление учебным заведением

Контракт на основе лизинга

Контракт аренды

Институциональная форма Эндаумент-ф онды

Технопарки

Бизнес-инкубаторы

Образовательно-производственные кластеры

Промышленные исследовательские институты

Центры передового опыта

Источник: составлено автором

- совместные исследовательские проекты;

- управление учебным заведением;

- материальная поддержка в форме грантов и стипендий;

- образовательные кредиты;

- направление целевого капитала на финансирование вузов;

- аутсорсинг неосновных функций вузов;

- создание / модернизация инфраструктуры вузов.

Применение различных форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования позволяет повысить доступность и качество образовательных услуг, способствует привлечению новейших управленческих технологий в высшую школу, оптимизирует затратную часть бюджета проектов ГЧП, позволяет модернизировать образовательную, социальную и научно-инновационную инфраструктуру вузов, способствует ускорению внедрения НИОКР вузов в производство.

Список литературы

1. О государственно-частном партнерстве, муниципаль-но-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 1 июля 2015 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июля 2015 г.: ввод. федер. законом Рос. Федерации от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ. Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Доступ из справоч-но-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Белый Е.М., Романова И.Б. Государственно-частное партнерство в высшем образовании: направления взаи-

References

1. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munitsipalno-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federatsii i vnesenii izmenenij v otdelnye zakonodatelnye akty Rossijskoj Federatsii: feder zakon ot 13 iyulya 2015 g. N 224-FZ: prinyat Gos. Dumoj. Feder. Sobr. Ros. Federatsii 1 iyulya 2015 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 8 iyulya 2015 g.: vvod. feder. zakonom Ros. Federatsii ot 13 iyulya 2015 g. N 224-FZ. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «KonsultantPlyus».

2. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. N 1662-r. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «KonsultantPlyus».

3. Belyj E.M. Romanova I.B. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v vysshem obrazovanii: napravleniya

модействия // Интеграция образования. 2010. N 3. С. 3-8

4. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика. М: Высшая школа экономики, 2010. 228 с.

5. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. 32 с.

6. Йескомб Э.Р. Государственно-частное партнерство. Основные принципы финансирования. М.: Альпина Паблишер, 2015. 457 с.

7. Леонова Ж.К. Развитие профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства: опыт зарубежных стран // Ресурс, информация, снабжение, конкуренция. 2012. N 4. С. 538-542.

8. Малинин В.Л., Гайдарулы Е. Сравнительный анализ бизнес-инкубаторов и технопарков в различных регионах РФ [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. URL: https://moluch.ru/archive/105/24870/ (дата обращения: 18.09.2017).

9. Молчанова О.П. Государственно-частное партнерство в образовании: сб. научн. тр. / МГУ им. М.В. Ломоносова; [под ред. О.П. Молчановой, А.Я. Лившина]. М.: Университет книжный дом, 2009. 242 с.

10. Трунова О.Д., Силин М.Н. Особенности реализации государственно-частного партнерства в сфере образования в России и за рубежом // ARSADMINISTRANDI. 2015. С. 82-95.

11. Egorov E.V., Romanova N.V., Tsalikova V.V., Mishakin T.S. Public-private partnership as manner to attract investments in the social sphere // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. N 5. P. 107-112.

12. Patrinos H.A., Barrera-Osorio F., Guaqueta J. The Role and Impact of Public-Private Partnerships in Education [Электронный ресурс]: Washington DC: The World Bank. 2009. URL: http://www.ungei.org/resources/files/Role_Impact_ PPP_Education.pdf (дата обращения: 10.08.2017).

13. Public-private partnerships in higher education. What is right for your institution? [Электронный ресурс] URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/public-private-partnerships-in-higher-education/$File/public-private-partnerships-in-higher-education.pdf (дата обращения: 05.09.2017).

14. Ranga M., Etzkowitz H. Triple Helix Systems: An Analytical Framework for Innovation Policy and Practice in the Knowledge Society // Human Sciences and Technology Advanced Research Institute (H-STAR). 2013. P. 237-262.

15. Vertakova J., Plotnikov V. Public-private Partnerships and the Specifics of their Implementation in Vocational Education // Procedia Economics and Finance. 2014. N 16. P. 24-33.

vzaimodejstviya // Integratsiya obrazovaniya. 2010. N 3. P. 3-8.

4. Varnavskij V.G. Klimenko A.V. Korolev V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. Teoriya i praktika. M: Vysshaya shkola ekonomiki, 2010. 228 p.

5. Issledovanie «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii 2016-2017: tekushchee sostoyanie i trendy, rejting regionov» / Assotsiatsiya «TSentr razvitiya GCHP». M.: «Assotsiatsiya TSentr razvitiya GCHP», 2016. 32 p.

6. Jeskomb E.R. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. Osnovnye printsipy finansirovaniya. M: Alpina Pablisher, 2015. 457 p.

7. Leonova ZH. K. Razvitie professionalnogo obrazovaniya v usloviyah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: opyt zarubezhnyh stran // Resurs, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya. 2012. N 4. P. 538-542.

8. Malinin V.L. Gajdaruly E. Sravnitelnyj analiz biznes-inkubatorov i tekhnoparkov v razlichnyh regionah RF [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. 2016. URL: https://moluch.ru/archive/105/24870/ (data obrashcheniya: 18.09.2017).

9. Molchanova O.P. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v obrazovanii: sb. nauchn. tr. MSU [pod red. O.P. Molchanovoj A.Y. Livshina]. M: Universitet knizhnyj dom, 2009. 242 p.

10. Trunova O.D. Silin M.N. Osobennosti realizatsii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere obrazovaniya v Rossii i za rubezhom // ARSADMINISTRANDI. 2015. P. 82-95.

11. Egorov E.V., Romanova N.V., Tsalikova V.V., Mishakin T.S. Public-private partnership as manner to attract investments in the social sphere // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. N 5. P. 107-112.

12. Patrinos H.A., Barrera-Osorio F., Guaqueta J. The Role and Impact of Public-Private Partnerships in Education [Elektronnyj resurs]: Washington DC: The World Bank. 2009. URL: http://www.ungei.org/resources/files/Role_Impact_ PPP_Education.pdf (data obrashcheniya: 10.08.2017).

13. Public-private partnerships in higher education. What is right for your institution? [Elektronnyj resurs] URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/public-private-partnerships-in-higher-education/$File/public-private-partnerships-in-higher-education.pdf (data obrashcheniya: 05.09.2017).

14. Ranga M., Etzkowitz H. Triple Helix Systems: An Analytical Framework for Innovation Policy and Practice in the Knowledge Society // Human Sciences and Technology Advanced Research Institute (H-STAR). 2013. P. 237-262.

15. Vertakova J., Plotnikov V. Public-private Partnerships and the Specifics of their Implementation in Vocational Education // Procedia Economics and Finance. 2014. N 16. P. 24-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.