государственно-частное партнерство как механизм сотрудничества в системе жилищно-коммунальных
услуг
_Аннотация
Статья посвящена проблеме реализации механизма государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунальных услуг в целях формирования эффективной инфраструктуры сотрудничества государства и бизнес-сообщества.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, жилищно-коммунальное хозяйство, государственно-частное партнерство, инфраструктура сотрудничества _
Жилищно-коммунальное хозяйство в совокупности с общественной инфраструктурой является составляющей комплекса предоставления общественных услуг. Для России сложность управления данным сектором связана с рядом причин, среди которых значительная площадь территории, постоянные трансформации экономической системы, практически полная принадлежность объектов инфраструктуры государственным, а также региональным и муниципальным органам власти.
Что такое государственно-частное партнерство
Развитие инфраструктуры было и будет одной из главных задач развития страны по целому ряду причин, среди которых и опыт инфраструктурных ГЧП-проектов в 2000-е годы, который показал, что для их нормальной реализации необходимо внести поправки в земельное, градостроительное, налоговое, бюджетное законодательство. Значительной доработки требуют концессионные механизмы, кото-
Осипенко
Ольга Владимировна
аспирантка факультета управления в экономических и социальных системах, Южный федеральный университет [email protected]
использование _механизмов
сударственно-_частного
партнерства чрезвычайно
выгодно как для —государственного, так и для частного сектора.
В особенности -
для населения
якме, по
рые могли бы сыграть значительную роль в развитии инфраструктуры крупных городов, особенно в агломерациях Москвы и Санкт-Петербурга. Как свидетельствует опыт последних лет, при правильно сформированной структуре использование механизмов государственно-частного партнерства чрезвычайно выгодно как для государственного, так и для частного сектора. В особенности - для населения [6, 9].Это связано с тем, что для формирования инновационно ориентированной государственной политики в сфере общественной инфраструктуры и в ЖКХ в частности требуется соответствующее институциональное и управленческое сопровождение. В связи с чем государственно-частное партнерство следует выделить как один из институтов взаимодействия государства и бизнес-сообщества. Следует уделить внимание определению государс-енно-частного партнерства для однозначного нимания сущности данной категории. В апре-2013 года Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации на пленарном заседании приняла в первом чтении проект федерального закона «Об основах государственно-час-ного партнерства в Российской Федерации» [8]. В этом проекте под государственно-частным парт-ством понимается взаимодействие публичного ртнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций. При этом публичным партнером является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, орган местного самоуправления. Это определение соответствует международному пониманию и определению государственно-частного партнерства - Public-private partnership.
Отсюда следует, что государственно-частное партнерство служит механизмом привлечения субъектов частного сектора экономики к выполнению проектов публичного сектора в условиях ограничений различного рода: финансовых, бюджетных, квалификационных. Привлечение частных пред-
№ 14 (236)/июль 2013
приятий и организаций к участию в проектах осуществляется на конкурсной основе с разделением обязательств, компенсационных выплат и рисков между сторонами - частной и публичной. В России в сферу проектов государственно-частного партнерства попадают городская, транспортная, коммунальная инфраструктура, здравоохранение и образование. Но они требуют значительных инвестиционных вливаний. Механизм ГЧП позволит государству привлечь частные инвестиции, оставляя при этом за собой контроль выполнения проектов, управление рисками проектов, используя специфический ресурс управления правовой и политической властной системы.
По мнению Холодной Н.Д. государственно-частное партнерство - инструмент, используемый для устранения провалов рынка, однако в настоящее время он не стал одним из решающих инструментов повышения эффективности экономического развития. Одним из главных условий для инновационного развития страны и повышения эффективности процесса внедрения инноваций является переход от системы централизованно управляемых программ к более мягким организационным формам, основанным на равноправном сотрудничестве, партнерстве и кооперации действий государства и частного бизнеса [2, 7, 9].
Следует отметить, что «развитие механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов государственно-частного партнерства» является одним из приоритетных направлений формирования институциональной среды инновационного развития, обозначенных в «Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года» [3].
Государственно-частное партнерство реализуется в различных формах, включая лизинговые и концессионные механизмы, финансирование инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций в целях реализации социально значимых проектов. Следует отметить, что государственно-частное партнерство позволит не только решить экономические задачи финансирования, но и повысить роль регионов и муниципалитетов в решении государственных задач.
государственно-_
частное
партнерство_
служит механизмом
привлечения_
субъектов частного сектора экономики
к выполнению_
проектов публичного сектора_
_ Инструменты
_ государственно-частного партнерства
_ В рамках реализации политики государственно-час-
_ тного партнерства в России существуют следующие
_ инструменты:
_ 1. Концессионное соглашение - договорная форма
_ предоставления инвестору права на хозяйственное
_ использование государственной или муниципаль-
_ ной собственности. При этом:
- инвестор выплачивает государству определенную _ договором концессионную плату;
- концессионер (инвестор) осуществляет инвести-
_ ции в целях улучшения передаваемого или создания
_ нового имущества с последующей его передачей
_ в государственную или муниципальную собствен_ ность;
- концессионер получает платежи непосредствен_ но с пользователей созданного за его счет инфраструктурного объекта.
Данная форма применима в условиях, когда за использование инфраструктурного объекта предусмотрена плата, а предполагаемое количество пользователей и, соответственно, выручка от использования данного инфраструктурного объекта обеспечивает доходность, удовлетворяющую концессионера.
2. Контракт жизненного цикла (И/еСусеСоМт^
- ЬСС) - долгосрочный контракт, заключаемый в целях реализации инфраструктурных проектов, имеющих государственное или муниципальное значение. Срок такого контракта равен нормативному сроку эксплуатации инфраструктурного объекта в соответствии с техническими требованиями (в среднем 20-25 лет).
Создаваемый объект может находиться в государственной или муниципальной собственности, либо в собственности юридических лиц для осуществления полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. При заключении контракта LCC регулируется порядок контроля строительства и эксплуатации объекта со стороны уполномоченного органа государственной либо муниципальной власти.
3. Долгосрочные инвестиционные соглашения -соглашения, заключаемые между Российской Федерацией, субъектом РФ и/или муниципалите-
российское предпринимательство,№ 14 (236)/июль 2013
/4
тун
сударственно-_частное
партнерство
роль регионов и муниципалитетов
_в решении
_государственных
_задач
том и частным инвестором, в соответствии с которым последний обязуется осуществить капитальные вложения в объект, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Основы эффективности функционирования ГЧП
Основой для эффективного применения механизма ГЧП служит согласование интересов частного бизнеса и государственных приоритетов. Это вызывает необходимость определения принципов формирования ГЧП-контрактов, определяющих:
1) обеспечение баланса интересов государства и бизнеса на взаимовыгодной основе;
2) совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности, в том числе за счет развития современных финансовых инструментов и механизмов для привлечения внебюджетных инвестиций;
3) развитие малого предпринимательства. Процесс управления взаимодействием экономических субъектов в рамках механизма государственно-частного партнерства обусловлен рядом факторов, к числу которых относятся:
1) необходимость переформатирования рынка в соответствии с принципами совершенной конкуренции;
2) ограниченность ресурсов;
3) развитие научно-технической революции, определяющей технологическое перевооружение отрасли, возрастающая открытость экономических систем.
Процессы, происходящие в современной экономике, требуют изменения классических подходов к содержательному определению процесса управления объединением и взаимодействием экономических субъектов, открытости, интеграционным процессам. Согласно М. Портеру, [1] улучшение деловой и национальной конкурентоспособности все в большей степени представляет собой процесс многостороннего сотрудничества, в который вовлечены органы власти, компании и структуры - институты сотрудничества.
Такие «институты сотрудничества» играют важную роль в качестве посредников, организуя и выполняя
основой для_
эффективного
применения_
механизма ГЧП служит согласование
интересов_
частного бизнеса и государственных приоритетов_
развитие научно-
определяющей технологическое перевооружение
_отрасли,
_возрастающая
_открытость
_экономических
_систем
коллективные действия, обеспечивая более эффективное взаимодействие среди группы предприятий, определенного промышленного сектора или региона. В рамках исследования предлагается гипотеза о необходимости структурирования процесса управления системой взаимодействия экономических субъектов государства и бизнес-сообщества в целях реализации социально значимых проектов на основе механизма государственно-частного партнерства. Гибсон М. предлагает использование термина «инфраструктура сотрудничества - пути, по которым люди и организации могут прийти друг к другу для обмена идеями, решения проблем и создания парт_ нерств» [4]. Это подразумевает гражданское лидерство, партнерство между государственным и частным сектором, идентификацию стратегии регионального развития, систему «институтов сотрудничества» и
_ реализующие их механизмы и технологии.
Представляется эффективным подходом формирование подобной инфраструктуры сотрудничест-__ ва на основе ГЧП в сфере жилищно-коммунальных услуг, как наиболее соответствующей названным параметрам - проекты, реализуемые в системе ЖКХ, носят социальный характер, и должны контролироваться государственными органами власти (различного уровня). Но они требуют значительных инвестиций, не приносящих быстрой отдачи, несмотря на то, что могут быть экономически выгодными в долговременной перспективе. В качестве субъектов сотрудничества следует выделить 4 группы:
1. Государственные органы власти.
2. Предприятия сферы ЖКХ.
3. Субъекты бизнес-сообщества;
4. Население.
При реализации механизма ГЧП следует ориентироваться на согласование интересов названных групп социально-экономических субъектов, что позволит сформировать оптимальную инфраструктуру сотрудничества в рамках ЖКУ.
российское российское
Вывод
Сфера ЖКХ в процессе реформирования требует значительного объема инвестиций, мониторинга процессов обновления со стороны государственных органов, прозрачности в целях реализации
интересов населения и участия субъектов бизнес-сообщества в социально значимых проектах. Все это подтверждает необходимость и возможность использования механизма государственно-частного партнерства как основы формирования эффективной инфраструктуры сотрудничества в системе жилищно-коммунальных услуг.
Литература
1. Porter M., Ketels Ch. UK Competiveness: Moving to the next stage // U. K. Department of Trade and Industry/Economic and Social Research Council. 2003.
2. Болехов И.Е. Государственно-частное партнерство, как признак инновационной экономики // Креативная экономика. - 2012. - № 9 (69). - С. 120125. - http://www.creativeconomy.ru/articles/24934/.
3. Вдовин И.А. Развитие проектов государственно-частного партнерства в России // Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы / Под общ. ред. А.А. Зверева.
- М., 2009.
4. Гибсон М., Афонин А.Ю. Налаживание связей, развитие сетей взаимодействия и расширение сотрудничества: вызов для университетов // Университетское управление: практика и анализ. -2004. - № 4 (32).
5. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. - М.: КДУ, 2009.
6. Жаркая Г.Ф. Частно-государственное партнерство как один из инструментов формирования и функционирования рынка доступного жилья в Российской Федерации // Российское предпринимательство.
- 2012. - № 10 (208). - С. 103-107. - http://www. creativeconomy.ru/articles/23886/.
7. Манько Н.Н. Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент поддержки национальной инновационной системы // Российское предпринимательство. - 2012. - № 16 (214). - С. 12-18. - http://www.creativeconomy.ru/ articles/24719/
8. Министерство экономического развития РФ // http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ investmentpolicy/privgovpartnerdev/doc20130426_05
9. Морис Э. Взаимовыгодное сотрудничество // Государственно-частное партнерство. Пути совер-
государственно-частное партнерство
_3t/
шенствования законодательной базы / Под общ.ред. АА. Зверева. - М.: ООО «Фирма А-ФОРТ-ЮГ», 2009.
10. Понизов П.В. Экономические механизмы привлечения инвестиций в экономику региона на основе государственно - частного партнерства // Автореферат на соискание степени кандидата экономических наук, 08.00.05. - М., 2011.
11. Столярова Е.И. Развитие государственного предпринимательства: теория и практика // Автореферат на соискание степени кандидата экономических наук. - М., 2009.
12. Холодная Н.Д. Роль частно-государственного партнерства в инновационном секторе экономики // Современные наукоемкие технологии. - 2008. -№ 4 - С. 188-189.
13. Шевчук Е.В. Государственно-частное партнерство как институт модернизации сферы образовательных услуг: международный и отечественный опыт // Автореферат на соискание степени кандидата экономических наук, 08.00.05, Москва, 2011.
Olga V. Osipenko
Postgraduate Student of the Management in Economic and Social Systems Department, Southern Federal University
Public-Private Partnership as a Mechanism for Cooperation in the System of Housing and Communal Services
_Abstract
Tlhe article is devoted to the problem of realization of the mechanism of public-private partnership in the sphere of housing and communal services to the formation of an effective infrastructure for cooperation between the state and the business community.
Key words: housing and communal services, public-private partnership, cooperation infrastructure
российское предпринимательство,№ 14 (236)/июль 2013