УДК 796.011.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
© Е.А. Власов1, В.Ю. Лебединский2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены результаты исследования по контролю и оценке физической подготовленности студентов технического вуза, занимающихся на кафедре физической культуры по адаптированной программе - скорректированной с учетом принципов спортивной тренировки для лыжных гонок, используемых при подготовке спортсменов -разрядников. Рассмотрены основные моменты положительного воздействия спортивной составляющей учебных занятий на физическую подготовленность обучающихся в университете, а следовательно, и на уровень их здоровья. В ходе эксперимента было установлено, что динамика развития физических качеств у студентов имеет определенные особенности и закономерности. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: здоровье; студент; физическая подготовленность; лыжный спорт; физическая культура; физическое воспитание; средства спортивной тренировки.
IMPROVING THE SYSTEM OF STUDENTS' PHYSICAL EDUCATION THROUGH SKI TRAINING E.A. Vlasov, V.Yu. Lebedinsky
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article presents the results of monitoring and assessment of the physical fitness of technical students being trained at the Department of Physical Education by the adapted program. The last has been adjusted with regard to the principles of sports training for ski racing used in the preparation of rated athletes. The authors consider the key positive effects of the sport component of educational classes on the physical fitness of university students, and, consequently, on their health level. The experiment allows to determine certain features and regularities in the development dynamics of students' physical qualities. 1 figure. 1 table. 12 sources.
Key words: health; student; physical fitness; skiing; physical education; physical training; sports training facilities.
Анализ научной литературы, посвящённой проблеме здоровья молодёжи, показывает, что за последние годы она стала ещё более актуальной. Неумение вызывать и целенаправленно поддерживать положительные эмоции в процессе проведения физкультурных и спортивных занятий поистине становится бичом нашего времени, беспощадно отбивающим у подрастающего поколения естественный интерес к занятиям физической культурой и спортом. Фактологические материалы, приводимые К.К. Кардялисом и Э.Н. Эйдим-тайте [7], свидетельствуют, что начиная с 5-го класса средней школы физкультурная и спортивная активность учащихся ежегодно снижается, становясь почти нулевой в старшем школьном возрасте. По данным ВНИИФКа, почти 80% старшеклассников страны выразили отрицательное отношение к урокам физкультуры. Обозначенные проблемы требуют формирования новых подходов к системе физического воспитания, таких, которые дадут возможность сформировать, укрепить и сохранить здоровье подрастающего поколения. Уже со школьной скамьи необходимо воспитывать у детей и подростков бережное отношение к своему
здоровью, желание не только сохранить данные природой физические качества, но и совершенствовать их в течение всей жизни [4].
В настоящее время предметом пристального внимания является здоровье студенческой молодёжи, поскольку это одна из представительных групп населения нашей страны: на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 3 миллионов студентов. Специалисты с горечью отмечают, что на каждую тысячу обследованных приходится восемьсот человек больных. Сегодня количество студентов, отнесённых к специальной медицинской группе, увеличилось с 10 до 20-25%, а в некоторых вузах достигает 40%. За время обучения здоровье студентов не улучшается, а по некоторым исследованиям становится хуже. Чрезмерное увеличение веса зафиксировано у 53% юношей и 64% девушек. Ко второму курсу количество случаев заболеваний в силу разных причин у них увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. Четверть студентов переходит в более низкую медицинскую группу здоровья [11].
Студенчество можно рассматривать как отдельную
1Власов Евгений Анатольевич, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89027670609, e-mail: [email protected]
Vlasov Evgeny, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89027670609, e-mail: [email protected]
2Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]
Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]
социальную группу населения, которая имеет свои установки в поведении, отличия в образе жизни [8, 10]. В связи с этим в рамках повышения эффективности учебно-тренировочного процесса необходимо обеспечить студенческой молодёжи предпочтительный выбор форм и средств физической активности. Наиболее действенной на занятиях по физической культуре оказывается подготовка с использованием средств и методов спортивной тренировки (принцип спортизации).
Целью данной работы явилось исследование посредством общепринятых мониторинговых тестов физической подготовленности студентов, учебные занятия по физической культуре которых основаны преимущественно на принципах и средствах спортивной тренировки, используемых в лыжном спорте, поскольку именно он является одним из самых массовых, культивируемых у нас в стране. А учитывая географические и климатические особенности Восточной Сибири, этот вид спорта занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания детей, подростков и юношей в нашем регионе. Занятия лыжами доступны всем желающим. Во время прогулок или учебно-тренировочных занятий на лыжах физическая нагрузка может легко дозироваться в зависимости от возраста, пола, подготовленности и состояния здоровья занимающихся. Нагрузка на организм определяется профилем, протяжённостью трассы, темпом передвижения по ней, а также метеорологическими условиями [5].
Данная работа является продолжением мониторингового исследования здоровья студентов вуза. В предыдущей статье было проанализировано состояние физической подготовленности юношей в группах отделения общей физической подготовки (ОФП), занимающихся по общепринятой методике [6]. Было выявлено, что основные характеристики физических качеств у них незначительно увеличиваются в течение учебного года и снижаются за период летних каникул. Также отсутствует рост, а в некоторых случаях наблюдается спад результатов при переходе на занятия один раз в неделю (3 курс).
В настоящей работе представлен анализ физической подготовленности студентов, занимающихся по специально разработанной программе с увеличенным количеством часов, отводимых на лыжную подготовку. Авторами впервые изучена и проанализирована физическая подготовленность студентов, выбравших лыжный спорт вместо обязательных занятий в группах ОФП. В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие задачи:
- выявить динамику изменения физической подготовленности у студентов-лыжников в течение учебного года;
- сравнить уровень физической подготовленности студентов-лыжников с первого по четвертый курс;
- определить степень влияния спортивно-ориентированного процесса физического воспитания на специальную физическую подготовленность юношей.
Исследование проводилось в течение всего периода обучения студентов на кафедре физической культуры (3,5 лет), с сентября 2006 г. по октябрь 2009 г. Перед началом исследования (на первом занятии)
было проведено анкетирование студентов первого курса, отнесённых по состоянию здоровья к первой функциональной группе здоровья. По результатам анкетирования были отобраны студенты, желающие заниматься лыжным спортом вместо занятий по ОФП. Занятия по физической культуре в данной группе были вынесены за сетку часов и проходили: для первой смены - с 9.00 ч до 10.45 ч, для второй - с 16.00 ч до 17.45 ч. Основной объём занятий составляли упражнения, используемые при подготовке лыжников, нагрузка и содержание занятия также соответствовали принципам тренировок в лыжном спорте. Помимо общей физической была оценена и специальная подготовленность студентов. Для этого к стандартной мониторинговой программе [9] был добавлен тест - десятерной прыжок. Уровень физической подготовленности студентов определялся не только в начале и конце учебного года, но и в начале весеннего семестра (соревновательный период).
Основным критерием здоровья человека считается работоспособность кардиореспираторной системы. В настоящее время основным видом спорта, оказывающим максимальное воздействие на функциональные системы, принято считать лыжные гонки [3]. Спортсмены, занимающиеся лыжными гонками, обладают самыми большими (среди всех видов спорта) аэробными возможностями [2]. Эти возможности человека определяются, прежде всего, максимальной для него скоростью потребления кислорода (МПК). Так, чем больше абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки и длительнее выполнение этой работы, тем выше МПК. Эта величина в свою очередь является показателем эффективности аэробного энергопотенциала, а следовательно, и показателем уровня соматического здоровья занимающихся лыжным спортом [1].
На протяжении длительного времени при определении резервов здоровья приоритетным считался функциональный подход, основанный на определении МПК. Широкое использование такого подхода, особенно в массовом тестировании, затруднено. Поэтому особую актуальность количественная оценка здоровья приобретает при массовых обследованиях населения средствами мониторинга физической подготовленности. Её анализ позволяет объективно оценивать большие массивы данных, корректировать средства и методы в процессе учебных занятий, проводить индивидуальные консультации [12].
Для определения уровня физической подготовленности студентов использовались восемь стандартных тестов [9]: челночный бег 10*5 - для оценки скоростной выносливости и ловкости, связанных с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения; бег на 100 м - для определения быстроты; подъём туловища за 30 с из положения лежа на спине (ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки за головой, партнёр прижимает ступни к полу) - для измерения скоростно-силовой выносливости мышц - сгибателей туловища; подтягивания в висе на перекладине - для оценки силы мышц верхних конечностей и плечевого пояса; отжимания в упоре лёжа - для оценки силовой выносливости мышц верхних
Физическая подготовленность студентов, занимающихся лыжным спортом
00 гп
о
—I
тз
ю
со
гчэ о
со
Дата эксперимента Тест
Челночный бег 10x5, с Бег на 100 м, с Подъём туловища, раз Подтягивания, раз Отжимания, о Наклон (гибкость), см Прыжок в длину с места, см Бег на 1000 м, с Десятерной прыжок, м
01.10. 2006 г. 17.75 13.95 29 9,5 45 10 236 03:45,5 24.2
(17,4; 18,6) (13,5; 14.2) (24: 31) (7; 13) (38: 51) (6; 17) (227: 238) (03:38,0; 03:55,0) (23; 25,4)
Р = 0.31346 Р = 0.00999 Р = 0.77817 Р = 0.69509 Р = 0.76519 Р = 0.14917 Р = 0.43587 Р = 0.05339 Р = 0.00281
01.02. 2007 г. 17.75 13.8 29 10 44.5 10,5 233,5 03:43,5 25.05
(17,5; 18,2) (13.4: 14.1) (24: 32) (6; 12) (36: 50) (5; 16) (227: 240) (03 34 0: 03:53,0) (23,5; 26,2)
Р = 0.00035 Р = 0.27076 Р = 0.01409 Р = 0.00044 Р = 0.00115 Р = 0.08355 Р = 0.00985 Р = 0.15787 Р = 0.63890
01.06. 2007 г. 17.1 13.9 30.5 11 46.5 10 236,5 03:42 0 25
(16,9; 17,5) (13.4: 14.1) (25; 34) (7; 14) (40; 55) (3; 15) (231: 241) (03:33,0: 03:54,0) (23,7: 26)
Р = 0.63781 Р = 0,00096 Р = 0.29707 Р = 0.00065 Р = 0.15067 Р = 0.09895 Р = 0.32207 Р = 0,00096 Р = 0.03772
01.10. 2007 г. 17.1 14,0 31 12,5 50 10 238,5 03:44.0 24.8
(16,8; 17.8) (13,7; 14.3) (27; 33) (8; 15) (42: 60) (5; 13) (231: 246) (03:36,0: 03:55,0) (22,6; 25,7)
Р = 0.00007 Р = 0,00572 Р = 0.98394 Р = 0.02618 Р = 0.14540 Р = 0.89605 Р = 0.55896 Р = 0,00330 Р = 0.03085
01.02. 2008 г. 17.5 13,9 30.5 12 52 8.5 237.5 03:43 0 25.3
(17,3; 18.1) (13,5; 14.1) (26; 34) (9; 14) (46: 58) (4:14) (233; 243) (03:32,0: 03:52,0) (23,4; 26.4)
Р = 0.00004 Р = 0.11688 Р = 0.02063 Р = 0.00036 Р = 0,01011 Р = 0.27724 Р = 0,00985 Р = 0,00013 Р = 0.01489
01.06. 2008 г. 16.9 13.8 32 14 54.5 9,5 243 03:40 0 25.5
(16,7; 17,5) (13,4; 14,1) (26; 35) (10; 16) (47; 59) (3; 14) (230; 247) (03 29 0: 03:46,0) (23.8: 26.3)
Р = 0.08257 Р = 0.07070 Р = 0.42042 Р = 0,07417 Р = 0.87571 Р = 0,27076 Р = 0,51613 Р = 0,00297 Р = 0.04412
01.10. 2008 г. 17.25 14. 0 31.5 14 54 7,5 242,5 03:39,5 25.1
(16.9: 17.8) (13,6; 14,3) (26; 35) (11; 16) (48; 61) (2; 12) (237; 249) (03:32,0: 03:51.0) (24; 25,8)
Р = 0.00011 Р = 0.23047 Р = 0.33800 Р = 0.20120 р = 0.40417 Р = 0.98394 Р = 0.86203 Р = 0,02387 Р = 0.13113
01.02. 2009 г. 17.55 13.75 32 13,5 53.5 8 242 03:35,5 25.25
(17,2; 18.1) (13,6; 14,1) (28; 34) (11; 18) (49: 62) (1; 12) (237: 247) (03:32,0; 03:48,0) (24,3; 26)
Р = 0,00007 Р = 0.75099 Р = 0.74750 Р = 0,01294 Р = 0.01186 Р = 0.34110 Р = 0,04579 Р = 0.09137 Р = 0.61481
01.06. 2009 г. 17.15 13.9 32 14 56.5 7,5 243 03:36,5 25,225
(16,3; 17,5) (13,4; 14,2) (28; 34) (11; 18} (52; 64) (3; 12) (239; 250) (03:29 0; 03:47,0) (24,3; 26,4)
Р = 0.69509 Р = 0.33007 Р = 0.94458 Р = 0.64166 Р = 0 72284 Р = 0.73687 Р = 0.77014 Р = 0.59217 Р = 0.23602
01.10. 17.1 13.95 32 13,5 58 7,5 243 03:37,5 25.15
2009 г. (16,5; 17,3) (13,7; 14.2) (29; 34) (12; 17) (50; 64) (3; 13) (238: 250) (03:30.0: 03:46.0) (24,5; 25.9)
О) сл
конечностей и плечевого пояса; наклон вперёд из положения сидя, ноги врозь - для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов; прыжок в длину с места - для измерения динамической силы мышц нижних конечностей; бег на 1000 м -для определения общей выносливости. Для определения специальной подготовленности было принято решение добавить тест «Десятерной прыжок».
Полученные в результате тестирования данные, представленные в таблице, были обработаны с помощью непараметрических методов математической статистики. Достоверность различий определялась посредством критерия Вилкоксона [10].
За время обучения в первом семестре скоростно-силовая выносливость и ловкость (челночный бег) изменились незначительно, зато к концу учебного года существенно улучшились с 17,75 с до 17,1 с (Р = 0,00035). За период летних каникул эти качества практически не изменились. На втором курсе в третьем семестре результаты в челночном беге заметно ухудшились (Р = 0,00007), в четвёртом семестре студенты, занимающиеся лыжными гонками, не только восстановили, но и улучшили результат по сравнению с началом учебного года (Р = 0,00004). Во время летних каникул после второго курса их результат также практически не изменился. К началу пятого семестра наблюдалось падение значений, но к концу третьего курса было отмечено его значительное улучшение - с 17,55 с до 17,15 с (Р = 0,00007). В перерыве между третьим и четвёртым курсами также достоверных изменений не зафиксировано.
У студентов, занимающихся по специальной программе, в первом же семестре отмечался рост скоростных качеств в беге на 100 м - с 13,95 с до 13,8 с (Р = 0,01), за второй семестр достоверных изменений не зафиксировано. Во время летних каникул произошло значительное снижение скоростных способностей - на 0,1 с (Р = 0,001). За первый семестр второго курса также произошёл серьёзный рост результатов в данном тесте (Р = 0,006), за второй - небольшое увеличение. Летом наблюдалась аналогичная ситуация. На третьем курсе скоростные способности остались на прежнем уровне.
Скоростно-силовая выносливость мышц брюшного пресса в первой половине первого года обучения не изменялась. Во второй же половине произошло выраженное улучшение данного качества (Р = 0,014), за время каникул - незначительный рост. На втором году обучения сохранилась та же тенденция. На третьем курсе результаты сохранились на высоком уровне.
С октября по февраль первого года обучения сила рук (подтягивания) практически не изменялась, зато во втором семестре и в летнее время студенты показали значительную прибавку в этом качестве (Р = 0,0004 и Р = 0,0007 соответственно). К началу четвёртого семестра наблюдалось снижение результата в подтягиваниях - с 12,5 до 12 раз (Р = 0,03), хотя к концу второго года обучения лыжники не только восстановили прежние значения в данном тесте, но и существенно улучшили результат - до 14 раз (Р = 0,0004). На третьем курсе наблюдалась подобная тенденция, но с бо-
лее сглаженными сдвигами.
За три года обучения студенты, занимающиеся лыжной подготовкой, в среднем улучшили свой результат в отжиманиях на 13 раз (с 45 до 58 раз). Наибольший рост силовой выносливости был зафиксирован во втором семестре на всех курсах с достоверностью Р = 0,001, Р = 0,01 и Р = 0,01 соответственно.
Гибкость позвоночника и тазобедренных суставов на протяжении первого курса практически не изменилась, а на втором курсе снизилась на 2,5 см (Р = 0,046). В течение третьего курса и последующих летних каникул достоверных изменений гибкости не зафиксировано.
Скоростно-силовые качества мышц нижних конечностей в прыжке в длину с места за первый семестр кардинальных изменений не претерпели (Р = 0,44), во втором семестре наблюдался заметный подъём результата - с 233,5 до 236,5 см (Р = 0,01). В период летних каникул был выявлен незначительный рост данного качества. На второй год обучения тенденция, зафиксированная на первом курсе, повторилась, и средний результат улучшился ещё на 6,5 см. На третьем курсе темпы роста сгладились, и к началу четвертого курса достоверных изменений не наблюдалось.
В разработанную программу внесено достаточное количество упражнений, развивающих специальную силовую выносливость - одно из важных качеств лыжника, лежащих в основе достижения высоких результатов в лыжных гонках. Благодаря этому первые положительные сдвиги были обнаружены уже по окончании первого семестра (Р = 0,046), во втором семестре данная тенденция сохранилась, но была менее выражена (рисунок). Во время летнего отдыха результаты снизились до исходного уровня. На втором курсе результаты улучшались более высокими темпами: первое полугодие - на 1 с (Р = 0,003), второе - на 3 с (Р = 0,00008). За летний период также наблюдалось снижение результатов (Р = 0,003). На третьем курсе улучшение за первое полугодие составило 4 с (Р = 0,02), во втором - рост был менее значительный. К началу четвёртого курса результаты в этом тесте не изменились.
Специальное качество - скоростно-силовая выносливость, определялось с помощью десятерного прыжка. В данном тесте студенты также показали хорошие результаты. В первом семестре первого курса они сразу же выросли с 24,2 до 25,05 м (Р = 0,003). В течение второго семестра достигнутый результат сохранился, но за лето снизился на 20 см (Р = 0,038). На втором курсе показатели в этом тесте росли следующим образом: первое полугодие - на 50 см (Р = 0,03), второе полугодие - на 20 см (Р = 0,01). Во время летних каникул наблюдался спад результатов с 25,5 до 25,1 м (Р = 0,044). На третьем курсе тенденция к росту результатов сохранилась, хотя достоверных изменений не зафиксировано.
Проанализировав результаты проведённого исследования, можно заключить, что у студентов, занимавшихся на занятиях по физической культуре с ис-
Кривая изменения результата в беге на 1000 метров
пользованием спортивных технологии лыжной подготовки, силовые, скоростно-силовые качества и силовая выносливость развивались пропорционально в течение всего периода обучения в вузе. На протяжении первого и второго курсов наблюдался планомерный рост данных качеств, на третьем курсе их улучшение замедлилось, что, вероятно, связано с особенностями учебной программы в вузе, по которой студенты занимались два раза в неделю на протяжении первого и второго курсов и один раз в неделю - на третьем.
В то же время почти все студенты показали значительный рост результатов во всех используемых тестах (кроме наклона вперёд) от начала первого курса к началу четвёртого. Гибкость же за данный период постепенно снижалась на первом и втором курсах и стабилизировалась на третьем.
Специальные качества, такие как выносливость и скоростно-силовая выносливость, у студентов, занимающихся по разработанной методике с использованием средств и принципов лыжной подготовки, за период обучения также значительно улучшились. Но в отличие от остальных физических качеств основной их рост происходил за первый семестр, т.е. к зимнему периоду, и спад - за летний период, в то время как силовые качества за это время не изменялись. Причём если в беге на 1000 м результат в конце второго курса улучшился на 2 с по сравнению с тем же периодом первого курса, то при сравнении его у студентов на
втором и третьем курсах он вырос на 3,5 с.
Как видим, уровень общей физической подготовленности студентов, которые занимались по специально ориентированной методике, включающей использование средств спортивной тренировки, применяемых в лыжном спорте, в среднем изменился в положительную сторону; на первом и втором курсах сохранялся её уверенный рост, на третьем темпы роста физических качеств снижались, причём основной прирост неспециальных физических качеств отмечался во втором семестре всех курсов, а специальных - в первом. Кроме того, от первого к четвёртому курсу происходил значительный рост всех физических качеств, кроме гибкости и скорости. Гибкость снижалась ввиду анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательного аппарата этой возрастной категории обследуемых, а скорость, изменяясь волнообразно, сохранялась на прежнем уровне.
По завершении представленного исследования был сделан основной вывод - данная форма физического воспитания студентов технического вуза полностью себя оправдывает в плане роста у обучающихся не только уровня общей, но и специальной физической подготовленности. Отметим, что почти все студенты по завершении курса обучения на кафедре физической культуры продолжили заниматься лыжными гонкими самостоятельно.
Библиографический список
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 248 с.
2. Аулик И.В. Определение клинической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1990. 192 с.
3. Бутин И.М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Иц «Академия», 2000. 368 с.
4. Вайнер Э.Н., Ростовцева И.А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. 2004. № 2. С. 58-59.
5. Видякин В.М. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков. Волгоград: Учитель, 2008. 171 с.
6. Власов Е.А., Лебединский В.Ю., Шпорин Э.Г. Мониторинг физической подготовленности студентов основной группы здоровья (мужского отделения) НИ ИрГТУ // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3. С. 51 -55.
7. Кардялис К.К., Эйдимтайте Э.Н. Взаимосвязь между показателями психосоциального здоровья и мотивации к учебе //
Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 24-29.
8. Марков К.К., Какухин А.Д., Николаева О.О. Национальные образовательные стандарты в спорте: практическая реализация, перспективы и вызовы // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2011. Т.4. № 9. С. 1354-1363.
9. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.
10. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТА^БТЮА. М.: МедиаСфера, 2002. 312 с.
11. Физическая культура для студентов / под ред. П.Д. Рябчиков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
12. Шпорин Э.Г., Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М., Власов Е.А. Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза // Вестник ИрГТУ. 2012. № 6. С. 274-281.