Научная статья на тему 'Мониторинг физической подготовленности студентов основной группы здоровья (мужского отделения) ни ИрГТУ'

Мониторинг физической подготовленности студентов основной группы здоровья (мужского отделения) ни ИрГТУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1287
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОНИТОРИНГ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / MONITORING / HEALTH / PHYSICAL READINESS / STUDENTS / HIGH SCHOOL / GENERAL PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Власов Евгений Анатольевич, Лебединский Владислав Юрьевич, Шпорин Эдуард Григорьевич

Статья включает анализ использования мониторинга физического развития и физической подготовленности студентов НИ ИрГТУ на протяжении всего периода их обучения в рамках диагностики их уровня здоровья и совершенствования учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием стандартных тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Власов Евгений Анатольевич, Лебединский Владислав Юрьевич, Шпорин Эдуард Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of physical preparation of students of basic group of health (male department) of NR ISTU

The article includes the analysis of using the monitoring of physical development and physical preparation of students of NR ISTU throughout all period of their training within the limits of diagnostics of their level of health and perfection of educational process on the discipline «Physical training» with the use of standard tests.

Текст научной работы на тему «Мониторинг физической подготовленности студентов основной группы здоровья (мужского отделения) ни ИрГТУ»

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

(МУЖСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ) НИ ИРГТУ

Физическая культура, мониторинг, здоровье, физическая подготовленность, студенты, вуз,

общая физическая подготовка.

В вузах физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов. В настоящее время общепризнаны такие формы физической культуры, как неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Важнейшими элементами формирования физической культуры студентов становятся также мотивационная сфера личности, широта и глубина теоретических и методико-практических знаний, умений и навыков в области физической культуры и ее видов [Давиденко, 2006, с. 20].

Основной формой занятий становятся самостоятельные тренировочные занятия и массовые физкультурно-спортивные мероприятия, однако не стоит забывать и об обязательных занятиях по физической культуре, которые оказывают существенное воздействие на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

На сегодняшний день ситуация, связанная со здоровьем студентов, требует более тщательного контроля уровня развития физических качеств подрастающего поколения. За последнее время резко увеличилось число подростков и молодежи с хроническими заболеваниями пищеварительной системы (с 3,0 до 20,0 %), нервной системы (с 6,2 до 14,5 %), аллергическими заболеваниями (с 2,5 до 7,5 %), нарушениями обмена веществ, анемией, миопией (до 27—33 %). Первая группа здоровья (полностью здоровые) выявлена всего у 8—12 % обследованных, более половины были отнесены к 3-й группе здоровья (имеющие хронические болезни). Общая заболеваемость обучающихся увеличилась в 1,66 раза, или в 3,5 раза, по сравнению со взрослыми [Соломенцева, 2003, с. 18].

Необходимость контроля показателей физической подготовленности как одной из основных составляющих физического здоровья отмечают многие авторы [Формы..., 1998; Изаак, 2005; Марков, 2005; Ланда, 2007; Мониторинг..., 2008, с. 4; и др.]. Общее их мнение можно выразить в следующем: преподаватель физической культуры должен корректировать систему физического воспитания для этой группы, специальности или курса на основании данных об уровне физической подготовленности студентов, полученных в начале учебного года (сентябрь).

Процесс физического воспитания подлежит корректировке, если в группе, специальности или на курсе выявлено свыше 15 % студентов с низким уровнем развития физического качества или комплекса качеств. По результатам тестирования каждому студенту должна выдаваться индивидуальная программа домашних занятий физическими упражнениями на полугодие, что позволит использовать специальные двигательные режимы как факторы естественного оздоровления [Физическое..., 2002, с. 12].

На основании итоговых данных тестирования (май) должны формироваться рекомендации для студентов по индивидуальной летней физкультурно-оздоровительной деятельности и план учебной, физкультурно-оздоровительной работы кафедры физической культуры на следующий учебный год [Теория..., 1990, с. 45].

Целью проведения выполняемой работы является определение при помощи мониторинга степени воздействия дисциплины «Физическая культура» на уровень физической подготовленности студентов вуза.

Задачи

1. Сравнить уровень физической подготовленности студентов на первом, втором, третьем и четвертом курсах.

2. Оценить степень воздействия обязательных занятий физической культурой, проводимых один или два раза в неделю.

3. Выявить степень воздействия на студентов длительного перерыва в обязательных занятиях по физической культуре, связанного с летними каникулами.

Впервые изучены и проанализированы динамика показателей и уровень физической подготовленности студентов технического вуза в течение всего периода обучения (4 года) на кафедре физической культуры. Проведен сравнительный анализ изменений изучаемых параметров физических качеств в зависимости от величины учебнотренировочной нагрузки (занятия по физической культуре проводились в начале обучения один раз, затем два раза в неделю). Показана степень влияния длительных перерывов (каникулярное время) в процессе обучения на изменчивость характера физического здоровья студентов. Определено, что мониторинг физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи является не только неотъемлемой частью учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», позволяя оценить уровень кондиционной физической подготовленности занимающихся, но и одним из основных критериев оценки эффективности учебно-тренировочного процесса по данному предмету.

В течение четырех лет (семь семестров) обучения студентов на кафедре физической культуры НИ ИрГТУ фиксировалась динамика изменения основных физических качеств у студентов основной группы мужского отделения. В соответствии с программой и учебным планом на первом и втором курсах занятия по физической культуре проводились два раза в неделю, а на третьем и четвертом курсах — один раз в неделю, в восьмом семестре студенты слушали курс лекций по физическому воспитанию и сдавали теоретический экзамен. На основании государственной программы «Создание общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (2001), в рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001—2005) каждый семестр производился срез уровня их физической подготовленности. В исследовании приняло участие 150 студентов различных специальностей, за время выполнения работы было проведено 1033 обследования.

Для определения уровня физической подготовленности студентов использовались восемь стандартных тестов [Физическое..., 2002, с. 92]: челночный бег 10x5 (для оценки скоростной выносливости и ловкости, связанных с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения); бег на 100 м (для определения быстроты); подъем туловища за 30 сек из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки за головой, партнер прижимает ступни к полу (для измерения скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища); подтягивания в висе на перекладине (для оценки силы мышц плечевого пояса); отжимания в упоре лежа (для оценки силовой выносливости мышц плечевого пояса); наклон вперед из положения седа, ноги врозь (для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов); прыжок в длину с места (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей) и бег на 1000 м (для определения общей выносливости).

Полученные в результате тестирования данные были обработаны с помощью параметрических методов математической статистики. Достоверность различий определялась посредством двухвыборочного 1>теста Стьюдента [Реброва, 2002, с. 114].

В процессе исследования были получены следующие результаты (табл.).

Таблица 1

Уровень физической подготовленности студентов вузов

Тест 1 сем 2 сем 3 сем 4 сем 5 сем 6 сем 7 сем

Челн. бег 10x5 18,58 ±0,09 ё = 1,25 17,52 ±0,09 В=1,15 Р< 0,0001 17,38 ± 0,10 б= 1,20 Р = 0,300 17,26 ±0,08 g = 1,04 Р = 0,364 17,78 ± 0,11 В=1,22 Р = 0,0002 17,47 ± 0,07 g = 0,78 Р = 0,02 17,55 ±0,08 g = 0,86 Р = 0,449

100 м 14,10 ±0.05 g = 0,75 13,89 ±0,06 g = 0,74 Р = 0,008 14,28 ± 0,07 g = 0,84 Р< 0,0001 13,88 ±0,06 g= 0,74 Р< 0,0001 14,26 ± 0,07 g = 0,82 Р< 0,0001 14,12 ± 0,08 g = 0,82 Р = 0,185 14,20 ± 0,12 В=1,29 Р = 0,608

Под. тул. 28,55 ±0,31 g = 4,40 29,84 ± 0,28 g = 3.70 Р = 0,002 30,43 ± 0,29 g= 3,55 Р = 0,155 31,02 ±0,31 g = 3,68 Р = 0,174 29,83 ±0,35 ё = 3,87 Р = 0,011 29,55 ± 0,44 g = 4,61 Р = 0,622 29,44 ± 0,40 g = 4,22 Р = 0,856

Под- тяг. 8,68 ±0.32 g = 4,53 8,92 ±0,33 g = 4,30 Р = 0,614 9,54 ±0,37 g= 4,39 Р = 0,204 10,54 ±0,39 g = 4,56 Р = 0,064 10,85 ±0,38 g = 4,39 Р = 0,559 11,47 ±0,50 g = 5,26 Р = 0,334 10,96 ± 0,48 g = 5,07 Р = 0,470

От- жим 42,12 ±0,66 g = 9,42 44,22 ± 0,69 g = 9,06 Р = 0,029 45,62 ± 0,74 g = 8,79 Р = 0,165 48,14 ± 0,74 g = 8,72 Р = 0,016 46,86 ±0,78 g = 8,36 Р = 0,234 47,14 ±0,70 ё — 7,14 Р = 0,787 46,67 ± 0,67 g = 6,90 Р = 0,623

Нак- лон 10,68 ±0,50 g = 7,09 9,46 ±0,50 g = 6,46 Р = 0,085 8,24 ± 0,56 g = 6,72 Р = 0,103 7,18 ±0,61 ё ~ 7,21 Р = 0,205 7,06 ±0,66 g = 7,46 Р = 0,892 6,83 ± 0,84 g = 8,68 Р = 0,832 6,76 ±0,76 g = 8,04 Р = 0,947

Длина 232,82 ± 1,10 g= 15,72 234,81 ± 1,17 g= 15,47 Р = 0,218 236,36 ± 1,48 ё — 17,75 Р = 0,414 238,53 ± 1,46 ё — 17,17 Р = 0,299 239,67 ± 1,57 g = 18,21 Р = 0,596 240,98 ± 1,85 g= 19,41 Р = 0,588 238,86 ± 1,66 g= 17,50 Р = 0,396

1000 м 3:51,4 ±0:01,5 g = 0:21,4 3:48,8 ±0:01,5 g = 0:19,6 Р = 0,224 3:51,5 ±0:01,8 g = 0:21,0 Р = 0,254 3:48,4 ±0:01,6 g = 0:18,8 Р = 0,204 3:54,3 ±0:02,0 g = 0:22,2 Р = 0,021 3:50,2 ± 0:02,0 g= 0:20,1 Р = 0,141 4:01,6 ± 0:02,4 g= 0:24,8 Р = 0,0002

Так, на первом курсе наблюдался стремительный рост скоростной выносливости и ловкости движений в челночном беге с 18,5 до 17,5 сек. с достоверностью Р < 0,0001. Затем до конца второго курса наблюдается планомерный, хотя и не столь стремительный, рост результатов до 17,26 сек. (Р = 0,36). За летний период между вторым и третьим курсом скоростная выносливость и ловкость снижаются до 17,78 при Р = 0,0002. На третьем курсе и в первый семестр четвертого курса наблюдается стабилизация результатов со слабой тенденцией к их снижению.

В начале первого курса быстрота в беге на 100 м составляла 14,1 сек. За год занятий она выросла до 13,89 сек. (Р = 0,008). В течение летнего периода она упала до 14,28 сек. с большой достоверностью (Р < 0,0001). По результатам второго учебного года занятий быстрота выросла на 0,4 сек. и составила 13,88 сек. На третьем, четвертом курсах наступает стабилизация результатов, хотя и на более низком уровне.

Скоростно-силовая выносливость мышц сгибателей туловища в начале обучения составляла 28,55 раза за 30 сек. К концу первого года обучения она выросла на 1,3 раза и составила 29,84 раза (Р = 0,002). На протяжении третьего, четвертого семестров наблюдается относительная стабилизация этого качества. За период между четвертым и пятым семестром это качество стремительно падает с 31,02 до 29,83 раза (Р = 0,011). Затем результаты стабилизируются, но с небольшой тенденцией к снижению.

Студенты, пришедшие на первый курс, в среднем подтягивались 8,68 раза. Во втором и третьем семестрах темпы роста силы мышц плечевого пояса не так явно выражены, как к четвертому семестру. За время обучения на втором курсе студенты в среднем начинают подтягиваться на 1 раз больше и показывают результат 10,54 раза (Р = 0,06). В пятом, шестом и седьмом семестрах наблюдается относительная стабилизация результатов.

На первом курсе силовая выносливость мышц плечевого пояса в «отжиманиях» вырастает с 42,12 до 44,22 раза (Р = 0,03). За летний период она остается практически на

том же уровне, а во время занятий физической культурой на втором курсе вырастает с 45,62 до 48,14 раза (Р = 0,02). Мало того, что она к началу третьего курса незначительно снижается, так еще и за год одноразовых занятий она практически не изменяется с последующей тенденцией к снижению.

В начале обучения в университете активная гибкость позвоночника и тазобедренных суставов в наклоне вперед у студентов составляла 10,68 см. За первый год обучения она снизилась на 1,22 см (Р = 0,08). На втором курсе темпы падения гибкости снижаются, и к третьему-четвертому курсу наступает стабилизация результатов в этом физическом качестве.

Достоверных изменений динамической силы мышц нижних конечностей в прыжке в длину с места за период обучения в вузе у студентов не обнаружено, хотя на первом, втором курсах наблюдается тенденция к её росту с 232,8 до 238,5 см, а на третьем, четвертом курсах результаты стабилизируются.

Средний результат в беге на 1000 м в первый семестр составил 3 мин, 51,4 сек. За первый год обучения студенты незначительно улучшили результат (на 3 сек). За летний период этот эффект полностью исчез и в течение второго курса восстановился. От четвертого к пятому семестру результат в 1000 м упал с 3 мин. 48,4 сек. до 3 мин.

54.3 сек. (Р = 0,02). За время одноразовых занятий на третьем курсе он практически не изменился, а к началу четвертого курса студенты пробегали эту дистанцию уже на

11.4 сек. медленнее, следовательно, выносливость значительно снизилась (Р = 0,0002).

Опираясь на результаты мониторинга можно заключить следующее.

1. Такие физические качества, как быстрота (рис. А) и выносливость, которые проявляются в беговых тестах, вырастают за период регулярных занятий два раза в неделю и значительно снижаются за летнее время.

Следовательно, большинство студентов самостоятельно не выполняют упражнения для развития данных качеств, а занятия по физической культуре оказывают значительный эффект. Кроме того, когда студенты перешли на одноразовые занятия рост этих качеств замедляется, а выносливость падает даже ниже исходного уровня, который наблюдался в начале первого курса.

2. Определенная закономерность прослеживается и в силовых тестах, таких как подтягивания, подъем туловища за 30 сек., сгибание и разгибание рук в упоре лежа («отжимание», рис. Б) и прыжок в длину с места. Силовые качества продолжают расти на протяжении первых четырех семестров, хотя за летнее время с наименьшими темпами. В период, когда студенты занимались один раз в неделю, результаты не изменялись, а за время летних каникул эти качества снижались.

12 1 см

Наклон вперед (см)

семестры

1 2 3 4 5 6 7

50 - раз

—*

Отжимания (раз)

семестры

1 2 3 4 5 6 7

А Б В

Рис. Динамика результатов физической подготовки по семестрам

3. В процессе проведения теста «наклон вперед» (рис. В) на протяжении четырех лет как после серии занятий (учебный год), так и после длительных перерывов (летние каникулы) активная гибкость позвоночника и тазобедренных суставов у студентов планомерно снижается независимо от регулярности занятий физической культурой и стабилизируется к концу обучения.

4. Скоростная выносливость и ловкость в течение периода обучения на кафедре практически не изменяются, и прослеживается общая тенденция к стабилизации результатов.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что занятия два раза в неделю общей физической подготовкой на кафедре физической культуры оказывают значительное воздействие на уровень физической подготовленности студентов.

Режим обязательных занятий физической культурой один раз в неделю на третьем и четвертом курсах малоэффективен. В связи с этим требуется увеличение учебных часов на данную дисциплину.

Учитывая, что результаты тестирования по большинству показателей физической подготовленности за период летних каникул либо значительно снижаются, либо стабилизируются, необходима активизация внеурочных и самостоятельных форм занятий по физическому воспитанию студентов.

Библиографический список

1. Давиденко Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2.

2. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. М.: Советский спорт, 2005. 196 с.

3. Ланда Б.Х. Мониторинг физической подготовленности и физического развития в построении муниципальной системы оценки качества образования // Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения: материалы Всерос. науч.-практич. конф. (5—8 окт. 2007 г., Нальчик). Нальчик, 2007. С. 218—219.

4. Марков К. К. Совершенствование здоровьеформирующих технологий в процессе физического воспитания студентов вузав // Восток — Россия — Запад. Физическая культура и спорт в развитии здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий: материалы Межд. науч.-метод, конф. (9—12 июня 2005 г., Иркутск). Иркутск: ИрГТУ, 2005. С. 86—89.

5. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: ИрГТУ, 2008. 268 с.

6. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ вТАТШТГСА. М.: МедиаСфера, 2002. 312 с.

7. Соломенцева Г.П. Здоровье детского населения как фактор национальной безопасности России: Социологический аспект: дис. ...канд. социол. наук. М., 2003. 185 с.

8. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студ. ф-тов физ. культ, пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. 287 с.

9. Физическое развитие и физическая подготовленность детей, подростков и молодежи: метод, рекомендации / под ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: БИОФССиТ, 2002. 24 с.

10. Формы статистической отчетности при тестировании физической подготовленности учащихся в образовательных учреждениях / под общ. ред. А.Н. Тяпина. М., 1998. 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.