УДК 796. 011.1
АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ КУРСАХ
© Е.А. Койпышева1, Л.Д. Рыбина2, В.Ю. Лебединский3
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Для своевременной корректировки учебного процесса по физическому воспитанию студенток технического вуза с целью улучшения у них качества развития двигательных кондиций необходим контроль их физической подготовленности. Поанализирована динамика изменений физической подготовленности девушек (первая функциональная группа здоровья), обучающихся на разных курсах в ИрГТУ и проживающих в условиях Восточной Сибири. Табл. 1. Библиогр. 15 назв.
Ключевые слова: студентки; физическая культура; мониторинг; физическая подготовленность.
PHYSICAL FITNESS ANALYSIS OF FEMALE TECHNICAL STUDENTS OF DIFFERENT TRAINING YEAR E.A. Koipysheva, L.D. Rybina, V.Yu. Lebedinsky
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Monitoring of physical fitness is a necessary condition for timely adjustment of the training process in physical education of female students trained at a technical university in order to improve the quality of their motor condition development. The article analyzes the dynamics of changes in physical fitness of girls (the first functional group health) of different year of training at a technical university and living in Eastern Siberia. 1 table. 15 sources.
Keywords: female students; physical training; monitoring; physical fitness.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания детей, подростков и молодежи [4]. На сегодняшний день наибольшую важность, актуальность и своевременность приобретают вопросы состояния здоровья студентов, формирования у учащейся молодежи осознания необходимости его укрепления, расширения диапазона функциональных возможностей организма, ценностной ориентации и повышения уровня своей физической культуры [3; 12]. Ее эффективность во многом зависит от методической оснащенности физического воспитания, наличия ее прогрессивных форм, средств, способов и методики внедрения их в практику педагогического процесса [2; 10; 13].
Высокий уровень современной техники и технологий, постоянное повышение интенсивности производства и темп современной жизни предполагают соответствующий уровень подготовки студентов вузов к будущей профессиональной деятельности [1]. Поэтому их физическая подготовленность, являющаяся важным показателем здоровья, характеризует основные двигательные качества студенток. По динамике
ее параметров можно судить об эффективности физкультурно-оздоровительных технологий, которые внедрены в образовательном учреждении [9].
В НИ Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ) программа по дисциплине «Физическая культура» с женским составом (1-4 курсы) включает использование методик оздоровительной физической культуры (фитнес-технологий), направленных на овладение системой практических умений и навыков, оптимизацию физического состояния студенток, восстановление ими сил, затраченных в процессе учебы, а также на организацию активного досуга и повышение устойчивости их организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. Программа по фитнес-аэробике позволяет повысить эффективность учебного процесса по предмету и более полно реализовать поставленные задачи с учетом интересов занимающихся на кафедре физической культуры, способствует приобретению ими опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей [15].
Мониторинг физического здоровья студенток ИрГТУ проводится с 2007 г. преподавателями кафед-
1 Койпышева Елена Александровна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89246188888, e-mail: [email protected]
Koipysheva Elena, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89246188888, e-mail: e-mail: [email protected]
2Рыбина Людмила Дмитриевна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89834420298, e-mail: [email protected]
Rybina Lyudmila, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89834420298, e-mail: [email protected]
3Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]
Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]
ры физической культуры (во исполнение постановления Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья состояния населения, физического развития детей, подростков и молодежи»). Использование этой системы в вузе необходимо для достижения реальных результатов в модернизации физического воспитания студенток, а следовательно, и в их здоровьеформировании в целом. Проведение мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся позволяет не только оценить исходный уровень характеристик этих показателей, определить их динамику, но и является важнейшим критерием оценки эффективности физического воспитания студенток на кафедре физической культуры [5; 6; 8].
Цель исследования - проанализировать уровень физической подготовленности студенток технического вуза, относящихся к первой функциональной группе здоровья, обучающихся на разных курсах.
Задачи исследования: 1. Провести мониторинг физической подготовленности студенток НИ ИрГТУ первой функциональной группы здоровья. 2. Проанализировать динамику изменения характеристик их физической подготовленности.
Организация и методы исследования. Согласно единым требованиям к проведению мониторинга, тестирование девушек в вузе (1-4 курсы) проводилось в начале и конце каждого учебного года и включало следующие тесты для оценки уровня их физической подготовленности: челночный бег 5х10 м - развитие скоростной выносливости и ловкости; бег на 20 м с хода - развитие быстроты; наклон вперед сидя - оце-
нивается активная гибкость позвоночника и тазобедренных суставов; вис на согнутых руках - определяется статическая сила мышц плечевого пояса; прыжок в длину с места - динамическая сила мышц нижних конечностей; подъем туловища за 30 с - скоростно-силовая выносливость мышц туловища, бег 5 мин -определение общей выносливости [7; 14].Также дополнительно в фитнес-аэробике используются специальные силовые упражнения (тесты: пресс - силовая выносливость мышц живота, и отжимание - силовая выносливость мышц рук), которые многие годы применялись в учебном процессе.
В исследовании приняли участие 5827 студенток, относящихся к первой (основной) функциональной группе здоровья: 1 курс - 2226 человек, 2 курс - 1878 человек, 3 курс - 1361 человек, 4 курс - 363 человека.
Полученные в результате тестирования данные были обработаны методом вариационной статистики. С помощью параметрического критерия Стьюдента оценивали достоверность различий средних величин. Различия их считали достоверными при 99% (Р<0,001) и 95% (Р<0,05) порогах вероятности [11].
Результаты исследования. Рассматривая характеристики физической подготовленности студенток на момент поступления в вуз, были получены данные, представленные в таблице.
Отметим, что средний результат в тесте челночный бег - 21,91±0,07 с, выявлен у 45,1% студенток. При этом 28,2% обследованных имели уровень выше, а 26,7% - ниже среднего.
В беге на 20 м с хода средний уровень (3,64±0,26 с) зарегистрирован у 81,4% студенток, у 9,7% девушек определен уровень выше, а у 8,9% - ниже среднего.
Показатель физической подготовленности 1-й курс, сент. 1-й курс, май Р1-2 2-й курс, май Р2-3 3-й курс, май Р3-4 4-й курс, май Р4-5
Челночный бег, с 21,91 + 0,07 21,12+ 0,04 Р<0,001 20,23+ 0,05 Р<0,01 20,71 + 0,08 Р<0,001 20,92+ 0,15 Р>0,05
Бег 20 м с хода, с 3,64+ 0,26 3,50+ 0,02 Р>0,05 3,47+ 0,01 Р>0,05 3,42+ 0,02 Р<0,05 3,51 + 0,03 Р<0,05
Вис на согнутых руках, с 4,31 + 0,29 6,03+ 0,32 Р<0,001 9,31 + 0,22 Р<0,001 8,24+ 0,32 Р<0,001 8,70+ 0,51 Р>0,05
Подъем туловища за 30 с, кол-во раз 18,26+ 0,18 21,53+ 0,23 Р<0,001 23,38+ 0,12 Р<0,001 22,56+ 0,21 Р<0,001 23,56+ 0,38 Р<0,05
Наклон вперед сидя, см 10,17+ 0,24 15,21 + 0,23 Р<0,001 23,57+ 0,21 Р<0,001 16,44+ 0,32 Р>0,05 161,46+ 1,34 Р>0,05
Прыжок в длину с места, см 148,47± 0,61 154,62+ 0,62 Р<0,001 157,82+ 0,54 Р<0,001 159,81 + 1,15 Р>0,05 161,46+ 1,34 Р>0,05
Бег 5 мин, м 833,86+ 5,81 929,71 + 5,40 Р<0,001 960,35+ 3,97 Р<0,001 961,41 + 5,89 Р>0,05 961,54+ 11,79 Р>0,05
«Пресс», кол-во раз 29,12+ 0,39 34,22+ 0,55 Р<0,001 42,12+ 0,48 Р<0,001 34,52+ 1,37 Р<0,001 40,18+ 1,37 Р<0,001
Отжимание, кол-во раз 26,34+ 0,29 31,26+ 0,35 Р<0,001 33,17+ 0,26 Р<0,001 28,31 + 0,38 Р<0,001 27,41 + 0,76 Р>0,05
Физическая подготовленность студенток первой функциональной (основной) группы здоровья (Млп)
При изучении результатов в тесте вис на согнутых руках можно отметить, что средний уровень наблюдался у 51% обследованных, и он был равен 4,31±0,29 с. При этом определено число студенток с уровнем выше (20,4%) и ниже (28,6%) среднего.
При выполнении прыжка в длину с места среднее значение (148,47±0,61 см) показали 47,5% девушек, уровень ниже и выше среднего продемонстрировали 25,2 и 25,3% девушек соответственно.
В тесте подъем туловища за 30 с у 60,9% первокурсниц зарегистрирован средний уровень результатов (28,26±0,18 раза), у 20,4% - уровень выше среднего, и у 18,7% - ниже среднего.
Исследование результатов в тесте наклон вперед из положения сидя показало, что у 50,5% девушек фиксируется средний уровень (10,17±0,24 см), у 25,5% - уровень выше среднего, у 24% - ниже среднего.
За 5 мин. 50,9% обследованных преодолели расстояние в 833,86±5,81 м. При этом 21% первокурсниц показали уровень результатов ниже, а 28,1% - выше среднего.
При наблюдении девушек в тесте отжимание выявлено, что со средним результатом (26,34±0,29 раз) его выполнили 59,9%, также определено количество студенток с уровнем выше (24,1%) и ниже (16%) среднего.
Тест пресс продемонстрировал, что средний уровень подготовленности (29,12±0,39 раза) имеют 53,1% девушек, уровень выше среднего - 23,7% девушек, а ниже среднего - 23,2%.
В конце учебного года у первокурсниц выявлено достоверное улучшение результатов практически во всех тестах при сравнении их с характеристиками, которые наблюдались у них в начале года (см. табл., сентябрь).
В тесте вис на согнутых руках (6,03±0,32 с; Р<0,001) увеличилось число девушек со средним уровнем (59%) за счет снижения числа студенток с уровнем ниже (25,8%) и выше (15,2%) среднего.
В тесте подъем туловища за 30 с средний результат был равен 21,53±0,20 раза (Р<0,001), зарегистрировано небольшое снижение числа обследованных со средним (60,4%) и ниже среднего (18%) уровнями, а 21,6% девушек имели результаты выше среднего уровня.
В тесте наклон вперед сидя средний уровень (15,21±0,23 см; Р<0,001) зафиксирован у 52,6% занимающихся, также отмечено увеличение числа студенток с уровнем ниже (26,2%) и выше (21,2%) среднего.
В челночном беге у 51,8% первокурсниц также зарегистрировано достоверное (Р<0,001) улучшение среднего результата до 21,12±0,04 с. Однако выявлено увеличение числа девушек со средним и выше среднего (24,9%) уровнями за счет снижения числа занимающихся с уровнем ниже среднего (23,3%).
При анализе результатов в тесте прыжок в длину с места выявлено снижение числа девушек (46,3%), у которых определен средний уровень - 154,62±0,62 см (Р<0,001), за счет увеличения числа первокурсниц с уровнем ниже (28,3%) и выше (25,4%) среднего.
В тесте бег 5 мин 94,6% обследованных преодолели расстояние 929,71±5,40 м (Р<0,001). Здесь также зарегистрировано значительное увеличение числа студенток со средним уровнем результата за счет существенного снижения числа первокурсниц с уровнем ниже (0,9%) и выше (4,5%) среднего.
У студенток первого курса в тесте пресс также наблюдается достоверное улучшение среднего результата - 34,22±0,55 раза (Р<0,001), который продемонстрировали 84,3% девушек, более высокий показатель отмечен у 10,1% занимающихся, а уровень ниже среднего - у 5,7%.
В тесте отжимание средняя величина результата (31,26±0,35 раза; Р<0,001) зарегистрирована у 53,8% студенток, у остальных обучающихся отмечен уровень выше (22,8%) и ниже (23,4%) среднего. И только в беге на 20 м с хода зарегистрировано недостоверное улучшение среднего результата до 3,50±0,02 с (р>0,05) у 52,7% первокурсниц. При этом наблюдалось снижение числа студенток со средним уровнем за счет увеличения числа обследованных с уровнем выше (24,8%) и ниже (24,8%) среднего.
При сравнении данных физической подготовленности студенток второго года обучения с характеристиками у первокурсниц отмечено, что в челночном беге увеличилось число девушек со средним (59%) и ниже среднего (27,5%) уровнем результата за счет снижения числа обследованных с уровнем выше среднего (13,5%), а средний результат достоверно (Р<0,001) улучшился до 20,23±0,044 с.
В беге на 20 м с хода зарегистрировано снижение числа второкурсниц со средним уровнем результата (49,9%), который недостоверно улучшился до 3,40±0,02 с (Р>0,05) за счет небольшого увеличения количества протестированных с уровнем выше (25,8%) и ниже (24,3%) среднего.
Анализ результатов в тесте вис выявил достоверное (Р<0,001) улучшение его среднего значения до 9,31±0,22 с у 55,1% второкурсниц. При этом определено, что число обследованных со средним их уровнем меньше, чем на первом курсе, так как увеличилось число студенток с уровнем выше (17%) и ниже (27,9%) среднего.
Среднее значение результатов в тесте подъем туловища за 30 с - 23,38±0,12 раза достоверно (Р<0,001), улучшилось и зарегистрировано у 45,8% студенток этого курса. Однако девушек со средним уровнем меньше, чем на первом курсе, так как значительно увеличилось их число с уровнем выше (25,5%) и ниже (28,7%) среднего.
При определении результатов в тесте наклон вперед из положения сидя наблюдалось, что 48% второкурсниц зафиксировали средний результат -23,57±0,21 см (Р<0,001), его достоверное улучшение по сравнению с характеристиками на первом курсе. Также отмечено уменьшение числа девушек со средним уровнем при увеличении числа студенток с уровнем выше (23,9%) и ниже (28,1%) среднего.
При изучении результатов теста прыжок в длину с места было выявило достоверное (Р<0,001) улучше-
ние среднего значения до 157,82±0,54 см у 48,1% девушек. По сравнению с данными у первокурсниц увеличилось число студенток с уровнем выше среднего (27,4%), так как уменьшилось число обследованных с уровнем ниже среднего (24,5%).
При анализе результатов теста отжимание выявлено, что у 43,1% студенток отмечается достоверное (Р<0,001) улучшение среднего значения до 33,17±0,26 раза. При этом по сравнению с данными у первокурсниц наблюдалось небольшое увеличение числа второкурсниц с уровнем ниже (27,6%) и выше (29,3%) среднего за счет снижения числа обследованных со средним уровнем.
В беге за 5 мин расстояние 960,35±3,97 м преодолели 68,1% девушек, и это достоверно (Р<0,001) больше, чем за это же время его преодолели первокурсницы, но число студенток со средним уровнем результата значительно снизилось, так как увеличилось число второкурсниц с уровнем ниже (15%) и выше (16,9%) среднего.
Изучение физической подготовленности обучающихся на третьем курсе выявило, что в челночном беге при сравнении с результатами на первом и втором курсах наблюдается значительное (Р<0,001) снижение числа занимающихся со средним (42,4%) уровнем результатов до 20,71±0,08 с и увеличивается число обследованных с уровнем выше (27,9%) и ниже (29,7%) среднего.
У этих студенток в тесте бег 20 м с хода достоверно (Р<0,05) улучшился средний результат до 3,42±0,02 с, который зарегистрирован у 56,2% девушек, и он был лучше, чем у обучавшихся на младших курсах. Также наблюдается увеличение числа студенток с его средним и ниже среднего (24,8%) уровнями за счет снижения числа девушек с уровнем выше среднего (19%) при сравнении с их характеристиками у первокурсниц и второкурсниц.
При исследовании результатов в тесте вис на согнутых руках наблюдается, что у 59,1% третьекурсниц определяется уровень со средним значением -8,24±0,32 с. При этом следует отметить, что эти результаты достоверно (Р<0,001) ниже, чем наблюдалось на втором курсе, но лучше, чем у первокурсниц, а число занимающихся со средним уровнем больше, чем на втором курсе, но соответствует их числу на первом курсе. Также при сравнении с данными, которые выявлялись у студенток первого и второго курсов, отмечено уменьшение числа обследованных с уровнем ниже среднего (23,6%), но выявлено небольшое увеличение их числа с уровнем выше среднего (17,3%).
Анализируя результаты теста подъем туловища, при сравнении со вторым курсом у третьекурсниц зарегистрировано достоверное (Р<0,001) снижение среднего значения до 22,56±0,21 раза и недостоверное его улучшение при сравнении с первым курсом. При этом наблюдается значительное увеличение числа студенток (62,7%) со средним уровнем результатов при сравнении их с характеристиками у второкурсниц и первокурсниц за счет снижения числа занимающих-
ся с уровнем ниже (18,9%) и выше (18,4%) среднего.
В тесте наклон вперед из положения сидя у этих студенток определяет снижение среднего результата до 16,44±0,32 см (Р>0,05) при сравнении с данными у них на втором курсе и недостоверное их улучшение при сравнении с первокурсницами. Этот результат зарегистрирован у 51,3% обследованных, и это больше, чем выявлялось на втором курсе, но несколько меньше, чем на первом курсе. Однако происходит увеличение числа девушек с уровнем выше (25,1%) среднего и снижение их числа с уровнем ниже среднего (23,6%).
При выполнении теста прыжок в длину с места зарегистрировано недостоверное (Р>0,05) улучшение среднего значения результатов (159,81±1,15 см) при сравнении с данными у второкурсниц. Это объясняется существенным увеличением числа студенток третьего курса со средним (64,4%) уровнем, что происходит при сравнении с данными обследованных на младших курсах на фоне снижения числа протестированных с уровнем ниже (17,1%) и выше (18,4%) среднего.
Рассматривая результаты теста пресс можно отметить, что у третьекурсниц его средняя величина (34,52±1,37 раза) достоверно (Р<0,001) меньше, чем она была зарегистрирована у второкурсниц, и практически не изменилась при сравнении с данными у первокурсниц. При этом выявлено, что третьекурсниц со средним (60,1%) уровнем больше, чем второкурсниц, но меньше, чем студенток первого курса. Число студенток с уровнем выше среднего (18,1%) снижается за счет увеличения числа обучающихся с уровнем ниже среднего (21,8%).
При изучении результатов выполнения теста отжимание третьекурсницами выявлено, что 49,3% девушек имеют достоверное (Р<0,001) их улучшение до 28,31±0,38 раза, и число студенток с этим уровнем больше, чем на втором, но меньше, чем на первом курсе за счет снижения числа обследованных с уровнем ниже (25,4%) и выше (25,3%) среднего.
В беге за 5 мин расстояние 961,41±5,89 м с недостоверным улучшением (Р>0,05) преодолели 48,6% третьекурсниц. Число девушек со средним уровнем результатов значительно меньше, чем на первом и втором курсах, но значительно увеличивается число обследованных с уровнем ниже (29,1%) и выше (22,3%) среднего.
Исследование изменений физической подготовленности студенток четвертого курса показало, что в челночном беге у них зарегистрирован средний результат, равный 20,92±0,15 с (Р>0,05), при этом число обучающихся со средним уровнем составило 50,1%, что меньше, чем на первом и втором курсах, но больше, чем на третьем курсе. Также при сравнении с младшими курсами отмечено значительное увеличение числа студенток с уровнем выше среднего (40,5%) и выраженное снижение числа девушек с уровнем ниже среднего (9,4%).
При анализе результатов в тесте в вис на согнутых руках отмечено, что больше половины занимаю-
щихся (63,7%) удержали его в среднем диапазоне -8,70±0,51 с, и этот результат недостоверно (Р>0,05) лучше, чем у студенток первого и третьего курсов, но хуже, чем у второкурсниц. Однако число протестированных со средним уровнем результатов увеличивается при сравнении с младшими курсами за счет снижения числа обследованных с уровнем выше (15,1%) и ниже (21,2%) среднего.
В беге на 20 м с хода выявлено, что среднее значение результатов (3,51±0,03 с; Р<0,05) в этом тесте несколько ниже, чем у студенток предыдущих курсов, и оно определено у 44,2% девушек. При этом число студенток четвертого курса со средним уровнем выполнения теста значительно уменьшается за счет увеличения числа обследованных с уровнями ниже (29,4%) и выше (26,4%) среднего.
При изучении результатов в тесте подъем туловища зарегистрировано достоверное (Р<0,05) увеличение до 23,56±0,38 раза при сравнении с данными на младших курсах, отмечено увеличение числа девушек со средним (64,1%) и ниже среднего (27,1%) уровнем за счет снижения числа занимающихся с уровнем выше среднего (8,8%).
При выполнении теста наклон вперед сидя у 44,1% студенток зафиксирован средний уровень результатов - 16,20±0,58 см (Р>0,05), что меньше показателей обучающихся на втором и третьем курсах, но больше, чем на первом. При этом число девушек со средним и ниже среднего (23,5%) уровнем снижается за счет увеличения числа обследованных с уровнем выше среднего (32,4%).
Результаты выполнения теста прыжок в длину с места у этих студенток показали недостоверное улучшение его среднего значения (161,46±1,34 см) при сравнении с младшими курсами. При этом девушек со средним уровнем на четвертом курсе меньше (58,8%), чем на третьем, но больше, чем на первом и втором курсах. Также зарегистрировано снижение числа студенток с уровнем ниже среднего (11,1%) с первого по четвертый курсы за счет роста числа занимающихся с уровнем выше среднего (30,1%).
Обучающиеся на четвертом курсе выполнили тест пресс с достоверным (Р<0,001) улучшением среднего результата при сравнении его с характеристиками у третьекурсниц и первокурсниц (40,18±1,37 раза). Однако он хуже, чем был зарегистрирован у студенток второго курса. Отмечено, что обследованных со средним уровнем (49,5%) меньше, чем было выявлено девушек на предыдущих курсах. Число протестированных с уровнем выше среднего (21,1%) на четвертом курсе меньше, чем на втором, но больше, чем на первом и третьем курсах за счет увеличения числа занимающихся с уровнем ниже среднего (29,4%).
Анализ результатов в тесте отжимание выявил снижение среднего значения в 27,41±41 раза (Р>0,05). При этом студенток со средним уровнем (46,5%) больше, чем на втором курсе, но меньше, чем на первом и треть ем курсах. Также при сравнении с данными, которые показали девушки на первом и третьем курсах выявлено увеличение числа студенток с уров-
нем выше (27,1%) и ниже (26,4%) среднего и уменьшение его при сравнении с результатами у второкурсниц.
При выполнении теста бег за 5 мин 52,4% протестированных преодолели расстояние 961,54±11,79 м (Р>0,05). Этот результат практически не изменился при сопоставлении с данными у третьекурсниц, но был лучше, чем у студенток первого и второго курсов. Девушек со средним уровнем на четвертом курсе было больше, чем на третьем, но меньше, чем на младших курсах. Также можно отметить значительное увеличение числа обследованных с уровнем выше среднего (31,2%), а девушек с уровнем ниже среднего (16,4%) больше, чем на первом и втором, но меньше, чем на третьем курсе.
Таким образом, в результате анализа физической подготовленности студенток первой функциональной группы здоровья, обучающихся на разных курсах в техническом вузе, выявлено следующее:
- с первого по четвертый год обучения у студенток отмечается достоверное улучшение средних значений результатов в тестах подъем туловища, наклон вперед из положения сидя, вис и пресс. В тестах челночный бег, бег на 20 м, отжимание достоверное их улучшение выявляется с первого по третий курс. В остальных тестах улучшение физической подготовленности отмечается только на первом и втором курсах;
- первокурсницы в конце года обучения выявляют достоверное улучшение результатов практически во всех тестах при их сравнении с характеристиками, которые наблюдались у них в начале учебного года;
- второкурсницы также проявляют достоверное улучшение результатов практически во всех тестах при их сравнении с характеристиками у студенток первого курса в конце учебного года;
- студентки третьего курса показывают снижение результатов тестирования при сравнении их с данными второго курса, но отмечается улучшение в большинстве тестов при сравнении с параметрами, которые зарегистрированы у девушек на первом году обучения;
- у обучающихся на четвертом курсе при сравнении с результатами, которые наблюдались у девушек на младших курсах, определяется значительное снижение характеристик их физической подготовленности.
Кроме того, на первых двух курсах выявлено увеличение числа студенток со средним уровнем развития физической подготовленности за счет уменьшения числа обследованных с уровнем ниже и выше среднего. На третьем и четвертом курсах, напротив, отмечается уменьшение числа девушек, имеющих средний уровень, ввиду увеличения числа студенток с уровнем ниже и выше среднего. Эту ситуацию можно объяснить особенностью построения учебного процесса по дисциплине «Физическая культура»: студентки первого и второго курсов посещают практические занятия два раза в неделю, а третьего и четвертого - один раз.
В то же время необходимо отметить, что наблюдается увеличение числа третьекурсниц со средним и ниже среднего уровнем результатов за счет их мало-выраженного снижения с уровнем выше среднего, так как они активно готовятся к участию в студенческом внутривузовском фестивале здоровьесберегающих фитнес-технологий в образовательном пространстве «Мир движений» и дополнительно занимаются фит-
нес-комплексом во внеурочное время.
Студентки четвертого курса, изучая другие виды фитнес-аэробики, не получают достаточного тренирующего эффекта из-за одноразовых занятий на кафедре физической культуры и у них выявляется снижение параметров физической подготовленности практически во всех используемых тестах.
Статья поступила 25.11.2014 г.
Библиографический список
1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. 2-е изд., сте-реот. М.: Кнорус, 2012. 240 с.
2. Власов Е.А. Мониторинг физического развития и физической подготовленности студентов основной группы здоровья (мужского состава) НИ ИрГТУ // «Восток - Россия - Запад». Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: сб. мат-лов Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 13-14 сентября 2011 г.). Иркутск: Аспринт, 2011. Т. 2. С. 16-19.
3. Гусев Е.А. Мониторинг физического развития студентов // Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии: сб. ст. I Междунар. телеконф. 2010.
4. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001. 448 с.
5. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. М.: Советский спорт, 2005. 196 с.
6. Изаак С.И. Научно-технический проект: мониторинг физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи // Приоритеты и перспективы физической культуры и массового спорта в условиях индустриально-инновационного развития: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Астана, 21-24 ноября 2013 г.). Астана: Изд-во ТОО «Дэме», 2013. С. 171-173.
7. Койпышева Е.А., Рыбина Л.Д., Лебединский В.Ю. Динамика физического развития студенток технического вуза (вторая функциональная группа здоровья) // Вестник ИрГТУ. 2013. № 4 (75). С. 254-260.
8. Лебединский В.Ю., Шпорин Э.Г. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе: учеб.
пособие / под ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского, доц. Э.Г. Шпорина. Иркутск: изд-во ИрГТУ, 2013. 302 с.
9. Мониторинг здоровья субъектов образовательных процессов в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев, Е.С. Маслова, Н.С. Мельникова, Э.Г. Шпорин / под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.
10. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТАТСТЮА. М.: Медиа Сфера, 2002. 312 с.
11. Рыбина Л.Д., Койпышева Е.А., Лебединский В.Ю. Анализ физического развития студенток технического вуза первой функциональной группы здоровья в течение учебного года // Вестник ИрГТУ. 2014. № 2 (85). С. 312-316.
12. Смирнов Ю.Н. Здоровье будущего специалиста как проблема развития нации // Физическая культура и спорт в системе образования: мат-лы XIII Всерос. науч.-практ. конф. (Красноярск, 22-24 апреля 2011 г.). Красноярск: Изд-во СФУ, 2011. С. 371-375.
13. Совершенствование физического воспитания школьников: монография / А.И. Завьялов, В.Ю. Лебединский, Д.Г. Миндиашвили, И.И. Шикота. Иркутск: Изд-во ООО «Ме-гапринт», 2007.
14. Физическое развитие и физическая подготовленность детского населения Иркутска: монография / И.Ю. Сидорова. И.Н. Герасимова, М.В. Ларина, В.Ю. Лебединский. В 3 кн. / под ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. Кн. 2. Школьники. 156 с.
15. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: учебник для студентов вузов. Минск: Теслей, 2003. 528 с.
УДК 81-2
СЛОИСТАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА ДЕНЬГИ В КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ (ТРАДИЦИОННЫЕ И АКТУАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАНТЫ)
© А.Ю. Корбут1, Ли Хуйцзы2
Иркутский государственный университет,
664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.
Проанализированы репрезентанты концепта деньги в китайском языке, исследована его слоистая структура. Предпринята попытка сопоставить репрезентацию древнего слоя концепта с его современной репрезентацией для выявления динамики. Репрезентация традиционного слоя концепта деньги проанализирована на основе анализа китайских сказок. Репрезентация актуального слоя выявлена методом анкетирования. Ил. 2. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: концепт; слои концепта; репрезентанты концепта; диахронический анализ.
1 Корбут Александра Юрьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры филологии и методики Педагогического института, тел.: 89149226476, e-mail: [email protected]
Korbut Aleksandra, Doctor of Philology, Professor of the Department of Philology and Methodology of Pedagogical Institute,
tel.: 89149226476, e-mail: [email protected]
2Ли Хуйцзы, аспирант, тел.: 89500938899, e-mail: [email protected]
Li Huizi, Postgraduate, tel.: 89500938899, e-mail: [email protected]