Научная статья на тему 'Характеристика физических качеств студентов Иркутского государственного технического университета с учётом направленности обучения'

Характеристика физических качеств студентов Иркутского государственного технического университета с учётом направленности обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / PHYSICAL FITNESS / STUDENTS / ORIENTATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарев Владислав Николаевич, Соколенко Евгений Валерьевич

Представлены исследования, касающиеся изучения физической подготовленности студентов-первокурсников Иркутского государственного технического университета (НИУ) с учётом их направленности обучения (техническое и гуманитарное).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарев Владислав Николаевич, Соколенко Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTIC OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS OF IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY WITH A CHAT OF AN ORIENTATION OF TRAINING

The researches concerning studying of physical readiness of first-year students of Irkutsk state technical university taking into account their orientation are presented training (technical and humanitarian).

Текст научной работы на тему «Характеристика физических качеств студентов Иркутского государственного технического университета с учётом направленности обучения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 103-105.

В. Н. Пономарев, Е. В. Соколенко

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С УЧЁТОМ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Представлены исследования, касающиеся изучения физической подготовленности студентов-первокурсников Иркутского государственного технического университета (НИУ) с учётом их направленности обучения (техническое и гуманитарное).

Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, направленность обучения.

Физическая подготовленность представляет собой результат физической подготовки человека, достигнутый им при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения профессиональной или спортивной деятельности [2].

Мониторинг физической подготовленности студенческой молодёжи позволяет дать оценку их двигательных качеств и наметить пути улучшения физического здоровья студентов путём коррекции занятий физической культурой [1; 2].

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости). Оценка уровня физической подготовленности человека осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на физические качества [1; 2].

Одним из них является сила — взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление за счёт мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей [3].

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-

нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т. п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъёме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [1].

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины [2].

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т. д.). Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой [3].

Стартовая сила — это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [2].

104

В. Н. Пономарев, Е. В. Соколенко

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Её можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц» [3].

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчёте на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно — она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия [2].

Выносливость — это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения её эффективности.

В физическом воспитании выносливость — способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью [1].

Выносливость по отношению к определённой деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной. Существует силовая, динамическая, статическая выносливость.

Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость [2].

Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определённой позе [2].

Гибкость — это не только умение ловко владеть своим телом. Хорошая подвижность в суставах спасает от вывихов, разрывов, других повреждений связок. Хорошая гибкость необходима для каждого спортсмена, так как позволяет

раскрыть полностью силу, быстроту, координацию. У разных людей своя предрасположенность к гибкости [2].

Быстрота — это способность осуществлять движения с определённой скоростью благодаря подвижности мышц. Она зависит от мышечной силы: чем сильнее мышцы, тем быстрее они преодолеют сопротивление нагрузки, инерции покоя, массы тела [1].

Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [2].

Материалы и методы исследования. В работе приведён анализ показателей физической подготовленности 147 юношей в возрасте 17 лет, обучающихся по различным направлениям (техническом и гуманитарном) в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете (НИ ИрГТУ).

Мониторинг проводился среди студентов, отнесённых по состоянию здоровья к 3-й функциональной группе (специальная медицинская группа).

Для характеристики показателя физической подготовленности студенческой молодёжи были использованы следующие тесты: бег на 30 м с хода — для оценки качества быстроты; бег на 1 000 м — для оценки выносливости; подтягивание, подъём туловища за 30 с и отжимание — для характеристики силовых качеств; наклон вперёд из положения сидя, наклон назад из положения лёжа на животе — для характеристики активной гибкости; прыжок в длину — для оценки силы мышц нижних конечностей.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ показателей физической подготовленности юношей 17 лет различных направлений обучения приведён в таблице.

Установлено достоверно выше значение показателя в тесте беге на 30 м и 1 000 м у студентов гуманитарного направления обучения. Также у них оказался выше показатель в тесте отжимание (Р < 0,001). Так, результат тестирования юношей технических направлений обучения оказался в 1,4 раза ниже, чем у юношей гуманитарного направления.

Показатель силы мышц верхнего плечевого пояса в тесте подтягивания оказался достоверно выше у студентов технического направления обучения (Р < 0,05).

Характеристика физических качеств студентов Иркутского государственного технического университета.

105

Физическая подготовленность студентов технического и гуманитарного направлений

в возрасте 17 лет

Параметр Техническое направление Гуманитарное направление

М ± m М ± m Достоверность

Бег на 30 м, с 4,4±0,06 4,2±0,12 Р < 0,05

Бег на 1 000 м, с 4,5±0,11 4,2±0,17 Р < 0,02

Подтягивание, раз 9,0±0,55 7,0±0,85 Р < 0,05

Подъём туловища за 30 с, кол-во раз 28,0±0,52 25,0±2,46 Р > 0,05

Наклон вперёд в положении сидя, см 11,0 ±0,93 10,0±1,50 Р > 0,05

Наклон назад из положения лёжа на животе, кол-во раз 40,0±0,87 37,0±2,05 Р > 0,05

Прыжок в длину, см 223,0±2,02 231,0±3,88 Р > 0,05

Отжимание, раз 32,0±0,79 45,0±4,64 Р < 0,001

Не выявлено достоверных различий между студентами технических и гуманитарных направлений обучения в тестах «подъём туловища за 30 с», «наклоны из положения лёжа на животе», «наклон из положения сидя» и «прыжок в длину» (Р > 0,05).

Таким образом, установлено различие в показателях физической подготовленности студентов, обучающихся по разным направлениям (техническое и гуманитарное). Эти данные необходимо учитывать при организации и проведении занятий физической культурой со студентами НИ ИрГТУ.

Список литературы

1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. М. : Академия, 2000. 288 с.

2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М. : Академия, 2000. 480 с.

3. URL: www.wikipedia.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.