Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 103-105.
В. Н. Пономарев, Е. В. Соколенко
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С УЧЁТОМ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Представлены исследования, касающиеся изучения физической подготовленности студентов-первокурсников Иркутского государственного технического университета (НИУ) с учётом их направленности обучения (техническое и гуманитарное).
Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, направленность обучения.
Физическая подготовленность представляет собой результат физической подготовки человека, достигнутый им при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения профессиональной или спортивной деятельности [2].
Мониторинг физической подготовленности студенческой молодёжи позволяет дать оценку их двигательных качеств и наметить пути улучшения физического здоровья студентов путём коррекции занятий физической культурой [1; 2].
Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости). Оценка уровня физической подготовленности человека осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на физические качества [1; 2].
Одним из них является сила — взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление за счёт мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей [3].
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-
нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т. п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъёме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [1].
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины [2].
Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т. д.). Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой [3].
Стартовая сила — это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.
Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [2].
104
В. Н. Пономарев, Е. В. Соколенко
Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Её можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц» [3].
В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу.
Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.
Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчёте на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно — она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия [2].
Выносливость — это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения её эффективности.
В физическом воспитании выносливость — способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью [1].
Выносливость по отношению к определённой деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной. Существует силовая, динамическая, статическая выносливость.
Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость [2].
Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определённой позе [2].
Гибкость — это не только умение ловко владеть своим телом. Хорошая подвижность в суставах спасает от вывихов, разрывов, других повреждений связок. Хорошая гибкость необходима для каждого спортсмена, так как позволяет
раскрыть полностью силу, быстроту, координацию. У разных людей своя предрасположенность к гибкости [2].
Быстрота — это способность осуществлять движения с определённой скоростью благодаря подвижности мышц. Она зависит от мышечной силы: чем сильнее мышцы, тем быстрее они преодолеют сопротивление нагрузки, инерции покоя, массы тела [1].
Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [2].
Материалы и методы исследования. В работе приведён анализ показателей физической подготовленности 147 юношей в возрасте 17 лет, обучающихся по различным направлениям (техническом и гуманитарном) в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете (НИ ИрГТУ).
Мониторинг проводился среди студентов, отнесённых по состоянию здоровья к 3-й функциональной группе (специальная медицинская группа).
Для характеристики показателя физической подготовленности студенческой молодёжи были использованы следующие тесты: бег на 30 м с хода — для оценки качества быстроты; бег на 1 000 м — для оценки выносливости; подтягивание, подъём туловища за 30 с и отжимание — для характеристики силовых качеств; наклон вперёд из положения сидя, наклон назад из положения лёжа на животе — для характеристики активной гибкости; прыжок в длину — для оценки силы мышц нижних конечностей.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ показателей физической подготовленности юношей 17 лет различных направлений обучения приведён в таблице.
Установлено достоверно выше значение показателя в тесте беге на 30 м и 1 000 м у студентов гуманитарного направления обучения. Также у них оказался выше показатель в тесте отжимание (Р < 0,001). Так, результат тестирования юношей технических направлений обучения оказался в 1,4 раза ниже, чем у юношей гуманитарного направления.
Показатель силы мышц верхнего плечевого пояса в тесте подтягивания оказался достоверно выше у студентов технического направления обучения (Р < 0,05).
Характеристика физических качеств студентов Иркутского государственного технического университета.
105
Физическая подготовленность студентов технического и гуманитарного направлений
в возрасте 17 лет
Параметр Техническое направление Гуманитарное направление
М ± m М ± m Достоверность
Бег на 30 м, с 4,4±0,06 4,2±0,12 Р < 0,05
Бег на 1 000 м, с 4,5±0,11 4,2±0,17 Р < 0,02
Подтягивание, раз 9,0±0,55 7,0±0,85 Р < 0,05
Подъём туловища за 30 с, кол-во раз 28,0±0,52 25,0±2,46 Р > 0,05
Наклон вперёд в положении сидя, см 11,0 ±0,93 10,0±1,50 Р > 0,05
Наклон назад из положения лёжа на животе, кол-во раз 40,0±0,87 37,0±2,05 Р > 0,05
Прыжок в длину, см 223,0±2,02 231,0±3,88 Р > 0,05
Отжимание, раз 32,0±0,79 45,0±4,64 Р < 0,001
Не выявлено достоверных различий между студентами технических и гуманитарных направлений обучения в тестах «подъём туловища за 30 с», «наклоны из положения лёжа на животе», «наклон из положения сидя» и «прыжок в длину» (Р > 0,05).
Таким образом, установлено различие в показателях физической подготовленности студентов, обучающихся по разным направлениям (техническое и гуманитарное). Эти данные необходимо учитывать при организации и проведении занятий физической культурой со студентами НИ ИрГТУ.
Список литературы
1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. М. : Академия, 2000. 288 с.
2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М. : Академия, 2000. 480 с.
3. URL: www.wikipedia.ru