Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

генным действием неаллергенными соединениями, профессионального отбора поступающих на работу, при необходимости — изменения профессии, защиты кожи рук, органов дыхания, улучшения вентиляции помещений, информирования работающих об опасности аллергенных воздействий, совершенствования знаний медицинских работников в области аллергологии и т. д.

Таким образом, данные литературы показывают, что аллергические заболевания весьма распространены в мире и что аллергенные факторы окружающей среды многочисленны; различные аспекты аллергии заслуживают дальнейшего изучения, а уже имеющиеся достижения в данной области должны использоваться для профилактики и интенсивного лечения аллергических заболеваний комплексом имеющихся средств и приемов.

Литература

1. Agios R. М. et al. // Occup. Med. — 1994. — Vol. 44, N 1. — Р. 34-36.

2. Allergien im Vormarsch // Umweltschutz. — 1993. — N 3. — S. 26-30.

3. Brechler R. et al. // Allergologie. - 1992. — Bd 15. N 9. -S. 320.

4. Dhara S. C. // Platinosis. — Toronto, 1984. — P. 35—55.

5. Diepgen T. L. // Allergologie. — 1992. — Bd 15, N 9. — S. 319.

6. Diepgen T. L. et al. // Ibid. — 1994. - Bd 17, N 3. - S. 84-89.

7. Ellison J. M. // Ann. occup. Hyg. - 1984. - Vol. 28, N 2. -P. 259-266.

8. Hingst W. U Umweltschutz. — 1989. - N 3. — S. 8—14.

9. Horak F. // Wien med. Wochenschr. - 1995. - Bd 145. N 1.

- S. 1-3.

10. Islam M. S., Oberbarscheidt J. // Zbl. Hyg. Umwcltmed. —

1994. - Bd 196. N 2. - S. 104-113.

11. Lang J.. Rakoski J. // Allergologie. — 1992. - Bd 15, N 9. -S. 322.

12. Lauter H. // Ibid. - 1994. - Bd 17, N 10. - S. 470-476.

13. Littman H. et al. // Zbl. Hyg. Umwelt. — 1994. — Bd 196. N 2. - S. 114-138.

14. Maier А. E. // BGA-Schriften. - 1988. - N 4. - S. 47-49.

15. Michelka M. // Wohnung Gcsundh. — 1991 — 1992. — Bd 13, N 61. - S. 49-50.

16. Miyata M. et al. // Folia med. Cracov. — 1993. — Bd 34, N 1-4. - S. 129-138.

17. Pambor M„ Bloch Y. // Haut Dcrmatol. - 1991. - Bd 7, N 5.

- S. 96-97.

18. Peters K.-P., Drexler H. et al. // Allergologie. — 1992. — Bd 15, N 9. - S. 321.

19. Raithel H. J.. Escher S. // Allergologie. - 1992. - N 12. -S. 414-421.

20. Raulf-Heimso'h M. et al. // Atemwegs Lungenkr. — 1994. — Bd 20, N I 1. - S. 658.

21. Ring J. // Allergologie. - 1992. - Bd 15, N 1. - S. 29.

22. Schata M. // Zbl. Hvg. Umwcltmed. - 1995. - Bd 197, N 1-3. - S. 196-211".

23. Schindern M // Allergologie. — 1992. - Bd 15, N 9. — S. 319.

24. Schinko H A. et al. // Atemwegs Lungenkr. — 1995. — Bd 21. N I . - S. 54-56.

25. Schulz K.-H. U Allergologie. - 1992. - Bd 15, N 9. -S. 324.

26. Umwelt und Allergien //Arbeitsmed. Präventivmed. — 1990.

- Bd 25, N 9. - S. 404-406.

27. Wichmann H. £., IVist H. , Heinrich J. // Allergologie. —

1995. - Bd 18, N 4. - S. 482-499.

Поступила 27.09.96

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

© г. И. КУЦЕНКО. Л. с. МЕЛЬНИКОВА, 1997 УДК 614.7:340.134

Г. И. Куценко, Л. С. Мельникова СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко РАМН. Москва

Важная роль в системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации отводится санитарному законодательству. Имеющиеся отдельные публикации по указанной проблеме [2—5, 7—9, 12] посвящены в основном решению ее частных вопросов. Каких-либо целенаправленных и всесторонних изысканий в данной области законодательства в доступной нам медицинской и право-ведческой литературе не выявлено. Это определяет актуальность рассматриваемой проблемы, требует научно обоснованного пересмотра вопросов правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ в современных условиях деятельности службы Госсанэпиднадзора.

Цель исследования — научное обоснование системы мер по совершенствованию правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ в современных условиях деятельности службы Госсанэпиднадзора на основе комплексного изучения, анализа и экспертизы основных законодательных документов и законопроектов в области санитарного законодательства.

В работе использован комплекс современных методов социально-гигиенического исследования: системный подход (моделирование — оптимизационное), монографический и основного массива, методы опроса (анкетирование) и эксперт-- ных оценок, метод нормативно-правового мониторинга (сле-

жение за использованием нормативно-правовых актов санитарного законодательства), статистические.

Объектом изучения явилось функционирование системы санитарного законодательства в новых условиях деятельности санэпидслужбы. Осуществлен углубленный анализ имеющейся литературы (в том числе зарубежной), законодательных документов и официальных источников по правовым аспектам деятельности службы. Сплошным способом проведены углубленный анализ и экспертиза ряда основополагающих правовых актов законодательного и подзаконного уровня, вновь подготавливаемых законопроектов, регулирующих вопросы правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ. Проведен учет мнения специалистов органов и учреждений Госсанэпиднадзора разного уровня управления по использованию в работе правовой документации. Проанализированы официальные информационно-аналитические материалы, касающиеся деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы, работы управления санитарного законодательства Госкомсанэпиднад-зора РФ.

Исследование выполнено в рамках плана НИР НИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко РАМН по вопросам совершенствования управления деятельностью санитарно-эпидемиологической службы в современных условиях (1992—1996 гг.).

Как следует из анализа результатов проведенного исследования, действующее санитарное законодательство включает в себя законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента РФ. Установлено, что вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются также нормативно-правовыми актами, принимаемыми Госкомсанэпиднадзором РФ самостоятельно или совместно с другими органами федеральной исполнительной власти, решениями и постановлениями глав администраций, руководителей представительных органов субъектов федерации и органов местного самоуправления. Имеющееся правовое законодательство РФ, включающее в себя все основные формы нормативных правовых актов, регулирующих вопросы правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, образует систему санитарного законодательства.

Головным специальным актом санитарного законодательства в современных условиях деятельности службы Госсанэпиднадзора является закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.). Установлено, что принятие закона не только усилило роль государства в области правового, нормативного и хозяйственного регулирования данной сферы общественных отношений, но и серьезно обозначило функцию Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Необходимо, однако, отмстить, что с момента принятия закона в России произошли значительные преобразования в области политического устройства, экономического и социального развития общества, нашедшие отражение в новых законодательных актах и прежде всего в новой Конституции Российской Федерации, расширяющих и закрепляющих права и интересы государства, общества и граждан в различных областях общественных отношений. В последующие годы были приняты "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", законы РФ "О защите прав потребителей", "Об охране окружающей природной среды", "О сертификации продукции, товаров и услуг", многие положения которых также направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, на охрану здоровья населения и среды обитания человека.

Продолжающееся ухудшение состояния здоровья нации, усиление негативного влияния опасных и вредных факторов природной, производственной и социальной среды обитания человека на его здоровье [1.6. 10, 111 требуют законодательного закрепления более жестких требований, направленных на предотвращение возникновения и распространения массовых заболеваний среди населения.

Вышеизложенное определило необходимость разработки проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.). Разработка законопроекта под нашим руководством и непосредственном участии осуществлялась группой ведущих специалистов Госкомсанэпиднад-зора и Минздравмедпрома, ученых и юристов, образованной комитетами по экологии и охране здоровья Государственной Думы РФ. В ходе работы над законопроектом учитывался опыт практического применения основного закона; принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов; результаты анализа недостатков и слабых позиций действующего законодательства; решались задачи приведения действующего закона в соответствие с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством; включения положений, содержащих нормы прямого действия; дополнения его положениями, наиболее полно раскрывающими механизмы реализации.

Следует отмстить, что при подготовке законопроекта концепция закона продолжала развиваться, однако принципиальные подходы к регулированию отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, определению прав и их гарантий, обязанностей и ответственности субъектов этих отношений были сохранены. При этом было четко определено, что вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Как следует из анализа проделанной работы, дальнейшее развитие в законопроекте получили положения, регламентирующие систему государственного санитарно-эпидемиологи-ческого нормирования. Научное обоснование и подкрепление получили новые статьи, касающиеся регулирования требований по охране труда работающих, безопасности работ с патогенными микроорганизмами, производства и контроля иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, проведения профилактических прививок, введения системы социально-гигиенического мониторинга, государственной регистрации потенциально опасной импортной продукции, уста-

новления административной ответственности юридических лиц за санитарные правонарушения.

Научное обоснование в плане уточнения, дополнения и укрупнения получили статьи, определяющие ответственность хозяйствующих субъектов за безопасность и безвредность для здоровья человека выпускаемой продукции, материалов, веществ, за возмещение вреда здоровью населения в связи с нарушением санитарного законодательства; обоснованы требования к безопасности продукции народного потребления и обеспечению мер профилактики массовых заболеваний людей. В порядке административной ответственности пересмотрена система штрафных санкций.

Принципиально новым положением законопроекта, на наш взгляд, является обоснование законодательного закрепления единства Государственной санэпидслужбы Российской Федерации как федеральной государственной службы (входящей в систему федеральных надзоров России), объединяющей по функциям государственного санитарно-эпидемиологиче-ского надзора санитарные службы различных ведомств. Серьезному обоснованию в проекте закона подверглись положения, определяющие порядок формирования финансовых и материальных ресурсов службы в современных условиях се деятельности.

Принятие закона, с нашей точки зрения, усиливает правовые аспекты механизма обеспечения санитарно-эпидсмиоло-гического благополучия населения России, создает предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования санитарного законодательства страны.

Особое место в системе правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия занимают "Основы законодательства об охране труда". Как видно из анализа данных, полученных в ходе выполнения настоящего исследования, в этом документе содержится значительное число недостатков правового характера, что требует внесения в него научно обоснованных изменений и дополнений путем совместных усилий представителей органов управления, осуществляющих контроль и надзор за условиями труда.

Сложившаяся в России ситуация в области радиационной безопасности населения обусловила необходимость разработки федерального законодательного документа, регулирующего общественные отношения в данной области. Принятый в 1996 г. федеральный закон РФ "О радиационной безопасности населения" представляет собой правовую основу для регулирования общественных отношений в области обеспечения радиационной безопасности населения на всей территории Российской Федерации. В нем определены права и обязанности организаций и граждан, использующих источники ионизирующего излучения, предусматривается ответственность за нарушение законодательства по радиационной безопасности.

С нашей точки зрения, более заметную роль в системе санитарного законодательства должны получить законы РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и "Об охране атмосферного воздуха", нуждающиеся в срочном пересмотре имеющихся правовых положений с учетом результатов современных научных изысканий и деятельности санэпидучреждений в последние годы.

Как следует из анализа полученных материалов, важной функцией санэпидслужбы Российской Федерации является государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, направленное на разработку научно обоснованных критериев обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так. в ходе проведения исследования установлено, что в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения продолжает использоваться более 12 тыс. нормативно-методических документов, в 75% случаев утвержденных более 5—10 лет назад. С учетом результатов современных научных исследований и опыта работы санэпидуч-реждений показано, что значительная часть ныне действующих документов не в полной мере соответствует современным юридическим требованиям к нормативным актам и требует пересмотра.

Результаты проведенной комплексной экспертно-аналити-ческой работы использованы при подготовке программы развития санитарно-эпидемиологического нормирования в 1992— 1995 гг. В соответствии с этой программой создана система государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Для се организации и функционирования разработано и введено в действие 8 специальных нормативных документов, в том числе "Классификатор санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов", руководство "Обшие требования к построению, изложению и оформлению санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативно-методических документов" и др.

Наряду с федеральными нормативными документами в государственную систему санитарно-эпидемиологического нор-

мирования входят документы, разработанные для нужд административных территорий. Так, в 1994 г. главными государственными санитарными врачами административных территорий введено в действие 264 нормативных документа, из них 22% составляли санитарные правила и нормы.

Необходимо отметить, что с момента принятия Конституции Российской Федерации субъекты Федерации в лице своих государственных органов стали самостоятельными субъектами правотворчества, что создает определенные трудности формирования и применения санитарного законодательства. Для ориентированного нормативного влияния Федерации на правотворчество се субъектов по предметам совместного ведения и с целью возможности формирования однородных правовых массивов в точках их наибольшего сближения, гармонизации уровней правовой системы, на наш взгляд, целесообразна разработка Госкомсанэпиднадзором РФ модельных (рекомендательных) законодательных и других нормативно-правовых актов для субъектов Федерации.

В ходе проведенного нами изучения санитарного законодательства РФ с целью его дальнейшего совершенствования и развития выявлена необходимость формирования специализированной ветви законодательства Российской Федерации — отрасли законодательства об охране здоровья граждан с введением се в рубрикатор отраслей законодательства Российской Федерации.

Вполне обоснованным, на наш взгляд, является введение в систему санитарного законодательства РФ модельных (рекомендательных) законодательных и нормативно-правовых актов для субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.

Определенный научный и практический интерес представляет разработаная с нашим участием концепция развития са-

©Л. В. МАРКИН, 1997 УДК 614.7:616.995.132.8

Энтсробиоз продолжает оставаться основным гельминтозом человека, что оправдывает пристальный интерес исследователей к этому заболеванию. Согласно официальным данным Республиканского информационно-аналитического центра Госкомсанэпиднадзора России, в 1991-1994 гг. показатель заболеваемости энтсробиозом составлял 915,6—1120,3 на 100 тыс. населения (среднегодовой показатель 1039,8). Ежегодно выявляется около 1.5 млн больных, однако, согласно экспертным оценкам [11|, истинное их число может достигать 15— 22,5 млн, т. е. каждый 6—9-й житель России инвазирован острицами. Основная (до 90%) часть больных представлена детьми в возрасте до 14 лет.

Отличительной чертой энтеробиоза является то обстоятельство, что при этом заболевании внешняя среда для созревания яиц возбудителя не нужна (развитие их в течение 4-6 ч происходит на теле больного). С тела они попадают на нательное и постельное белье, откуда рассеиваются в окружающей среде, а также в результате расчесывания перианальной области — на руки больного, определяя высокую контагиозность заболевания. Степень загрязнения яйцами остриц предметов, непосредственно окружающих больного, достигает значительных (до 20%) цифр. Достаточно часто их находят на игрушках, дверных ручках, полу, подоконниках и других объектах в детских учреждениях и семейных микроочагах, а также на спортивном инвентаре и в воде плавательных бассейнов. Кроме того, они обнаруживаются в пробах зелени, овощей, ягод, фруктов, на бумажных денежных знаках, в городском общественном транспорте, вагонах пассажирских поездов, морской воде (в районе Ялты). На руках больных, а также на нательном и постельном белье они встречаются в 11 раз чаше, чем на других предметах [12], что позволяет считать их не только специфическими факторами передачи, но и "критическими точками очага" [9]. Между степенью загрязнения объектов окру-

нитарного законодательства, включающая обоснование ее научного. информационного, организационного, финансового, кадрового и координационного обеспечения.

Результаты исследования использованы в процессе разработки и научного обоснования федеральной целевой программы развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации до 1995 г., проекта аналогичной программы до 2005 г.

Литература

1. Беляев Е. Н. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1993. — № 2. - С. 4-6.

2. Гасонов Э. Г. // Гиг. и сан. - 1987. — № 6. — С. 62—63.

3. Гладун 3. С. Ц Там же. - 1986. - № 1. - С. 22-25.

4. Голиченков А. К. Организационно-правовые формы сани-тарно-экологического контроля в СССР. — М.. 1984.

5. Голнченков А К. // Всстн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. — 1990. - № 4. - С. 16-23.

6. Копдрусев А. /-/., Куценко Г. И., Зайцева Л. А. // Сов. здравоохр. - 1988. - № 11.-С. 3-6.

7. Мелещенко В. А. // Гиг. и сан. — 1985. — № 9. — С. 76— 77.

8. Мелещенко В. А.. Мельникова Л. С. // Там же. — 1993. — № 6. - С. 76-78.

9. Поддубпын М. В. // Там же. - 1991. — № 6. — С. 81-82.

10. Покровский В. И.. Измеров Н. Ф. // Там же. — 1993. — № 2. - С. 6-11.

11. Хромчеико О. М., Куценко Г. /7. Санитарно-эпидемиологи-ческая служба. — М., 1990. — С. 83—98.

12. Чмутов В. Г. Ц Гиг. и сан. - 1985. - № 2. - С. 31-34.

Поступила 27.09.96

жающей среды, особенно рук, и уровнем заболеваемости детей энтсробиозом наблюдается закономерная высокая прямая корреляционная зависимость [8], носящая наиболее выраженный характер в осенне-зимние месяцы.

Для нахождения яиц остриц в окружающей среде используются аспирационные и нсаспирационные методы санитар-но-гельминтологических исследований, выбор которых зависит от поверхности исследуемых предметов. При исследовании предметов с сухой ровной поверхностью, где яйца не фиксированы жидкостью, белком или электростатическим зарядом (постельное и нательное белье, ковры, мягкие игрушки и т. д.), эффективны аспирационные методы, во всех остальных случаях (руки, дверные ручки, краны умывальников, оборудование пищеблоков) — нсаспирационные.

Бесспорно, что санитарно-гсльминтологические исследования в микроочагах и очагах энтеробиоза должны начинаться с исследования специфических факторов передачи заболевания (руки, нательное и постельное белье). Список подлежащих исследованию предметов может быть значительно расширен, однако он всегда должен соизмеряться с техническими возможностями исследователей, а также задачей, стоящей перед ними, которая в данном случае только одна — контроль за состоянием санитарно-гигиенического режима (текущий санитарный надзор). Важно, чтобы отбор проб для санитарно-гель-минтологических исследований проводился до влажной уборки помещений и, учитывая возможный воздушный путь заражения, после уборки или смены постельного белья, поскольку в противном случае нулевой результат неизбежен. Не менее важен учет состояния яиц (жизнеспособные или нет). При этом необходимо иметь в виду, что с уменьшением числа больных степень загрязнения предметов окружающей среды также уменьшается, поэтому некоторые авторы [12] проведение подобных исследований при уровне поражснности менее

Гигиенические основы здорового образа жизни

А. В. Маркин

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В БОРЬБЕ С ЭНТЕРОБИОЗОМ

Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.