Научная статья на тему 'О КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

бой, в первую очередь в области социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения в связи с влиянием неблагоприятных факторов среды обитания человека.

Концепция развития Госсанэпидслужбы России2 и принятая в целях ее реализации Федеральная целевая программа3 определили в числе приоритетных направлений осуществление коренных преобразований в области лабораторного

2 Концепция развития Государственной санитарно-эпиде-миологической службы России. — М., 1992.

3 Федеральная целевая программа развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в 1993—1995 гг. — М.. 1993.

дела и проведение технического перевооружения лабораторной базы учреждений Службы.

Однако решение вопросов развития лабораторного обеспечения требует более детальной проработки перспектив организационного построения, схем управления, функций, форм деятельности лабораторий центров Госсанэпиднадзора, научно-исследовательских учреждений, а также экономических механизмов их функционирования в условиях перехода к рыночным отношениям.

Это послужило основой для разработки современной Концепции развития и совершенствования лабораторного обеспечения в системе Госсанэпидслужбы России.

Поступила 23.06.95

© С. В. СЕМЕНОВ, В. Н. ШЕСТОПЛЛОВ, 1995 УДК 614.3/.4(470)

С. В. Семенов, В. Н. Шестопапов

О КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Москва

В соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"1, Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации2, Концепцией развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы России3 и Федеральной целевой программой развития Государственной санитарно-эпидемиологической елтаебы Российской Федерации в 1993—1995 годах значительно возрастает роль и значение объективных, основанных на инструментальных измерениях методов качественной и количественной оценки неблагоприятных факторов (химических, биологических и физических) среды обитания и их влияния на организм человека и состояние здоровья населения.

В практической деятельности учреждений Госсанэпидслужбы России (далее — Службы) результаты лабораторного контроля должны стать ведущим элементом в обосновании предложений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в выявлении причинно-следственных связей в изменении состояния здоровья под влиянием неблагоприятных факторов среды обитания и, наконец, основным доказательством в практике выявления, предупреждения и пресечения санитарных пра-

Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". — Ведомости Верховного Совета РСФСР. - М„ 1991. - № 20. - С. 641.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 5.06.94 № 625. — Собрание законодательства Российской Федерации. — М., 1994.

3 Концепция развития Государственной санитарно-эпиде-миологической службы России. — М., 1992.

4 Федеральная целевая программа развития Государствен-

ной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в 1993—1995 годах. — М., 1993.

вонарушений, включая применение мер административного воздействия.

Современное содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора, определенное санитарным законодательством Российской Федерации, создание в стране уникальной по масштабам и сложности задач государственной системы социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и среды его обитания5 потребовали разработки перспективной концепции организации и развития лабораторного обеспечения в системе Госсанэпидслужбы России (далее — Концепции).

Разработка Концепции была осуществлена в 1994 г. в соответствии с планом мероприятий по реализации "Федеральной целевой программы развития Госсанэпидслужбы России в 1993—1995 годах" временным творческим коллективом в составе работников Госкомсанэпиднадзора России, Российского информационно-аналитического центра (РОСРИАЦ), Противочумного центра, центров Госсанэпиднадзора в Смоленской, Тульской, Ростовской областях, лабораторного центра Санкт-Петербурга, Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана.

Целью настоящей Концепции является определение основных направлений перспективного развития лабораторного обеспечения деятельности учреждений Госсанэпидслужбы России, совершенствования организации и повышения эффективности работы их лабораторных подразделений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 6.10.94 № 1146. — Собрание законодательства Российской Федерации. — М., 1994.

Для достижения поставленной цели должны быть реализованы следующие задачи:

— определение современных задач и функций лабораторных подразделений, адекватных задачам реформы Службы, создания и ведения социально-гигиенического мониторинга, совершенствования и повышения эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— оптимизация организационного построения сети лабораторных подразделений, их внутренней структуры, определение основных принципов организации деятельности;

— техническое перевооружение и создание современной материально-технической базы лабораторных подразделений;

— методическое, метрологическое и информационное обеспечение системы лабораторного контроля;

— обеспечение лабораторий кадрами специалистов и развитие системы повышения их квалификации;

— создание современной экономической основы деятельности лабораторных подразделений, внедрение новых хозяйственных механизмов;

— развитие внешнеэкономических связей и международного сотрудничества по вопросам лабораторного контроля.

Основными задачами, которые должны решаться лабораторными подразделениями учреждений Службы на современном этапе ее развития, являются:

1. Качественное и количественное измерение опасных и потенциально опасных для человека химических, физических и биологических факторов окружающей природной, производственной и социальной среды.

2. Проведение испытаний потенциально опасных и вредных для человека свойств и качеств продукции производственного назначения, товаров народного потребления, химических и биологических веществ и соединений в рамках Госсанэпиднадзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, государственной регистрации продукции, товаров, веществ, материалов.

3. Исследование факторов и условий, обусловливающих или способствующих усилению опасного и вредного влияния на человека факторов среды его обитания.

4. Качественное и количественное определение ксенобиотиков в биосредах организма человека, контроль состояния его микрофлоры и ее изменений под влиянием факторов внешней среды, дозиметрия {индивидуальная, коллективная) ионизирующего и неионизирующего облучения, контроль иммунного статуса населения, донозологическая лабораторная диагностика изменения состояния здоровья населения.

В рамках поставленных задач лабораторные подразделения должны выполнять следующие общие функции:

— формирование совместно со специалистами оперативных подразделений заказа на проведение лабораторных исследований (измерений), планирование работы;

— подготовку к отбору и проведение отбора проб (образцов);

— проведение исследований и измерений в рамках функций Госсанэпиднадзора;

— оформление результатов исследований (измерений) по формам первичной учетной документации. принятой в системе Госсанэпидслуж-бы России;

— выполнение работ по метрологическому обеспечению проводимых исследований (измерений);

— внедрение современных технологий качественного и количественного химического, микробиологического и иммунологического анализа, лабораторных приборов и оборудования, средств вычислительной техники, программно-аппаратных комплексов, обеспечение эффективного использования оборудования;

— внутрилабораторный контроль сопоставимости и точности проводимых исследований (измерений);

— обеспечение работ в системе СНЛК, готовности к работе в чрезвычайных ситуациях, имеющих последствия санитарно-эпидемиологического характера;

— соблюдение правил охраны труда, требований санитарных норм и правил для химических и микробиологических лабораторий, работ с источниками ионизирующего и неионизирующего излучения;

— подготовка к аккредитации лабораторных подразделений, подтверждению аккредитации в системе Госсанэпидслужбы России и в системе Госстандарта России, участие в аккредитации лабораторий, проводимой органами' Госстандарта;

— обеспечение координации деятельности с лабораториями учреждений ведомственных и государственных органов надзора и контроля (системы Минприроды, Минсельхоза, Минтруда, Госстандарта, Роскомторга, Росгидромета. Мин-здравмедпрома, Роскомзема, Роскомвода, санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств), а также с клинико-диагностически-•ми лабораториями и центрами системы здравоохранения;

— учет и ведение отраслевой и государственной отчетности по соответствующим разделам деятельности.

Общие для всех лабораторных подразделений функции различаются по объему, видам и характеру деятельности, определяемых для каждой конкретной лаборатории (отделу, отделению) положением о данном структурном подразделении в зависимости от своего назначения, уровня организационного построения Службы и ее лабораторного звена, стоящих перед учреждениями задач.

Помимо указанных функций, лабораторными подразделениями центров Госсанэпиднадзора республиканского, краевого, областного, окружного уровня, а также городов федерального значения и регионов на транспорте выполняются функции управления, организационного и методического руководства лабораторным делом, включающие вопросы:

— определения перспективного развития сети, структуры, организации деятельности лабораторий подчиненных учреждений, укрепления их материально-технической базы;

Модель организационной структуры лабораторного обеспечения в системе Госсанэпидслужбы России

ГКСЭН РФ

5 УОС

5. Б. УОСЛ

Управление госсанэпидслужбы

Главный метролог

Управление материально-технических ресурсов

Лабораторный совет

НТС

4 УОС РосРИЛЦ ПЧЦ НИУ

4. 7. УОСЛ

РосРИАЦ

ПЧЦ

НИУ

Специализированные профильные лабораторные подразделения _I I_I 1_

3 УОС (ЦГСЭН в республиках, краях, областях, автономных образованиях, региональные на транспорте)

3. 6. УОСЛ

3. 5. УОСЛ

Межрегиональные центры

(ЦГСЭН в республиках, краях, областях, в Москве, Санкт-Пе-тербурге)

токсикологических исследований

радиологических исследований

исследования импортной продукции

микробиологических исследований

ОКХЛ 1, 2, 3, 4

ОМИ 1, 5. 6, 7, 8, 9, 10

РИФ | 1, 11, 12, 13, 14, 15] ОЛДМ | 19, 20, 21, 22 |

ОТГИ 1, 16, 17, 13

Лабораторный совет

2 УОС

2. 4.

3 УОСЛ

ЦГСЭН в городах с районным делением

Отдел качественного и количественного Структурные 1. 2, 3, 4

химического анализа (ОКХЛ) подразделения

Отделение метрологии

Отдел микробиологических и иммунологических исследований (ОМИ) Структурные 1. 5, 6, 8, 9 подразделения

Отдел исследований физических факторов (ОИФ) Структурные 1. 11. 12, 13, 14 подразделения

I УОС ЦГСЭН в сельских, городских районах, городах без районного деления, зональные на транспорте, межрайонные, Г1ЧС, дезпред-. приятия

1. 3. ЦГСЭН в рай-

УОСЛ онс от 100 ООО

населения, зональные на транспорте, городские от 50 000 до 300 000 населения, межрайонные. ГТЧС, дез-предприятия

1. 2. УОСЛ

1. 1. УОСЛ.

Химико-аналитическая лаборатория

Отдел лабораторных исследований

Микробиологическая лаборатория_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специализированные лаборатории

Лаборатория физических факторов

ЦГСЭН от 30 000 до 100 000 населения

Лаборатория

ЦГСЭН до 30 000 населения

Лабораторная группа (специалисты)

Примечание. 1. УОС — уровень организационной структуры Службы, УОСЛ — уровень организационной структуры лабораторного обеспечения, НТС — научно-технический совет, ПЧЦ — противочумный цент]), НИУ — научно-исследовательские учреждения, ОКХА - отдел качественного и количественного химического анализа, ОМИ — отдел микробиологических и иммунологических исследований, ОИФ — отдел исследований физических факторов, ОТГИ — отдел токсиколого-гигиенических исследований, ОЛДМ — отдел лабораторного дела и аккредитации.

2. К первичным структурным подразделениям (блокам) относятся: 1 — отделение пробоподтотовки, 2 — отделение фотокалори-мстрических методов исследований, 3 — отделение спектрометрических методов исследований. 4 — отделение хроматографичсс-ких методов исследований, 5 — отделение микробиологии среды обитания, 6 — отделение микробиологии человека, 7 — отделение вирусологии, 8 — отделение паразитологии, 9 — отделение иммунологии, 10 — отделение особо опасных инфекций, 11 — отделение дозиметрии, 12 — отделение радиохимических исследований, 13 — отделение шума и вибрации, 14 — отделение электромагнитных излучений, 15 — отделение геофизических, климатических (микроклиматических) факторов, 16 — отделение экспериментального моделирования, 17 — отделение контроля за потенциально токсичными химическими и биологическими веществами, 18 — отделение исследования отдаленных последствий и специфического действия факторов среды обитания. 19 — отделение организации лабораторного дела и подготовки кадров, 20 — отделение метрологии, 21 — отделение аккредитации лабораторий, 22 — отделение материально-технического обеспечения.

— оказания им методической и практической помощи;

— контроля за работой лабораторных подразделений, анализа и оценки их деятельности;

— материально-технического обеспечения;

— организации метрологического и информационного обеспечения;

— разработки и внедрения хозяйственных механизмов в деятельности лабораторий.

Кроме того, лабораториями центров Госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения обеспечиваются функции подготовки и повышения кадров специалистов лабораторного профиля и их аттестация; проведение арбитражных исследований и аккредитация лабораторий.

В качестве дополнительных видов производственной деятельности лабораторий могут быть платные медицинские услуги, включающие проведение исследований и измерений в рамках функций аккредитованных испытательных центров в системе обязательной сертификации продукции и по заказам хозяйствующих субъектов и граждан, обучение и повышение квалификации работников производственных лабораторий, проведение межлабораторного контроля, оказание методической, консультативной помощи лабораториям предприятий.

На лабораторные структуры РОСРИАЦ и Противочумного центра возлагаются функции организационных и методических органов по реализации политики Госкомсанэпиднадзора России в области развития лабораторного обеспечения.

Научно-исследовательские учреждения системы Службы и их лабораторные подразделения выполняют функции научного обеспечения системы лабораторного контроля в области санитар-но-эпидемического благополучия населения и профилактики заболеваний, разрабатывают методы исследований (измерений), новые средства для диагностики и лабораторного контроля, осуществляют экспертные и арбитражные исследования.

Оптимизация организационной структуры лабораторного звена Службы должна базироваться на следующих основных принципах:

адекватность структурной модели лабораторного звена организационной структуре Службы в целом;

модульность построения внутренней структуры лабораторных подразделений, основывающа-. яся на унифицированных первичных структурных блоках (модулях);

централизация лабораторного контроля в системе Службы как в целом (на базе создаваемых объединенных лабораторий, лабораторных центров), так и отдельных его направлений с внедрением принципа экстерриториальности обслуживания.

Развитие и совершенствование сети лабораторных подразделений в Службе в максимальной степени должно учитывать ее современную организационную структуру, в которой выделяются 5 уровней:

1-й уровень — центры Госсанэпиднадзора в сельских и городских районах, городах без районного деления, в том числе выполняющие фун-

кции межрайонных или зональных, на транспорте (зональные), дезинфекционные и противочумные станции, предприятия;

2-й уровень — центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением, имеющие центры в районах;

3-й уровень — центры Госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях, на транспорте (региональные);

4-й уровень — научно-исследовательские учреждения; Противочумный центр, РОСРИАЦ. объединение "Санэпидпром";

5-й уровень — Госкомсанэпиднадзор России.

С целью реализации задачи оптимизации сети

и структуры лабораторного звена Службы настоящей Концепцией предусматривается в течение 1995—2000 гг. формирование современной модели (в которой выделено 8 подуровней организационной структуры лабораторного звена) организационного построения сети лабораторий и их структуры, представленной на схеме.

Необходимость формирования внутренней структуры крупных лабораторных подразделений (отделов, лабораторий), в наибольшей степени отвечающей задаче оперативного ее изменения в зависимости от меняющейся санитарно-эпидемиологической обстановки на территориях, учитывающей их особенности, задачи и направления перспективного развития Службы, конкретные проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обусловливает целесообразность модульного построения структуры, состоящей из первичных блоков, имеющих типовое оснащение, руководствующихся унифицированными номенклатурой, видами и объемами исследований, нормативами трудозатрат и численности персонала (см. схему).

Наиболее сложная внутренняя структура лабораторных подразделений формируется в учреждениях Службы 2-го, 3-го и 4-го уровней организационной структуры, где проводится основной объем специализированный исследований и измерений в области Госсанэпиднадзора и научных исследований в этой сфере.

Важнейшим направлением совершенствования организации лабораторного контроля и структуры подразделений, осуществляющих его, являются централизация лабораторных исследований (измерений), укрупнение сети лабораторий учреждений Службы и создание лабораторных структур внутриотраслевого коллективного пользования.

За последние 20 лет в Службе накоплен значительный положительный организационный, методический и практический опыт работы в этом направлении, что позволяет считать его приоритетным и требующим дальнейшего развития.

В современных экономических условиях создание современной лабораторной базы в системе Службы за относительно короткие сроки может быть осуществлена только в результате целенаправленных действий по следующим приоритетным направлениям:

— повышение эффективности использования имеющегося технического потенциала лабораторного звена за счет осуществления организа-

ционных мероприятий (создание централизованных, объединенных лабораторий, перераспределение видов и объемов исследований, формирование специализированных лабораторных подразделений, внедрение более совершенных технологий лабораторного анализа);

— строительство новых и реконструкция существующих лабораторных корпусов и зданий, в первую очередь центров Госсанэпиднадзора республиканского, краевого, областного уровня, а также в крупных городах в соответствии с планами капитального строительства и реконструкции Госкомсанэпиднадзора России;

— оснащение современным оборудованием межрегиональных лабораторных исследователь^ ских центров, объединенных и централизованных лабораторных подразделений центров Госсанэпиднадзора 2-го и 3-го уровней организационной структуры Службы, центров Госсанэпиднадзора 1 -го уровня в городах с наиболее неблагополучной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, а также в пограничных территориях; •

— создание отраслевой системы снабжения лабораторных подразделений техникой, оборудованием, диагностическими средствами, реактивами, расходными материалами, а также системы сервисного обслуживания лабораторной техники и оборудования.

Совершенствование методического обеспечения организации и деятельности лабораторных подразделений учреждений Службы должно предусматривать пересмотр действующих и разработку новых методических документов, регламентирующих порядок создания, ликвидации и реорганизации лабораторных подразделений, определяющих их типовые функции, структуру, положения и должностные инструкции специалистов, устанавливающих типовую номенклатуру видов и критерии рекомендуемых необходимых объемов лабораторных исследований, выполняемых в рамках государственного заказа лабораторными подразделениями учреждений различного уровня организационной структуры, профиля и назначения лабораторий, определяющих систему учета и отчетности, критерии и методики оценки и анализа деятельности лабораторий; утверждающих типовое оснащение лабораторных блоков, нормативы труда и методики обоснования и расчетов штатной численности специалистов лабораторий.

Требуется также разработка порядка финансирования деятельности лабораторий, их ресурсного обеспечения, положения о взаимодействии с лабораторными подразделениями органов государственного контроля и надзора, методического руководства лабораториями, осуществляющими производственный контроль, положения о лицензировании работ с патогенными микроорганизмами и их продуцентами, а также методических документов по вопросам охраны труда и техники безопасности при работе в лабораториях.

Основной задачей улучшения метрологического обеспечения лабораторного контроля в системе Службы является переход на стандартизованные методы исследований (измерений). С этой целью в ближайшие годы должна быть осуществлена работа по следующим направлениям:

— проведение анализа и оценки действующих методических документов на методы исследования, утвержденных бывшим Минздравом СССР, и практики их применения;

— осуществление в 1995—1997 гг. пересмотра действующих методик лабораторных исследований (измерений) с целью приведения их в соответствие с современными национальными и международными требованиями аттестации, унификации, метрологии и стандартизации;

— разработка одновременно с новыми санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами современных методик лабораторного контроля нормируемых показателей;

— корректировка и уточнение положений, регламентирующих порядок освоения и внедрения методов лабораторных исследований в практику.

В области совершенствования и развития информационного обеспечения лабораторного контроля ведущими направлениями должны явиться разработка и внедрение информационных, информационно-поисковых, информационно-аналитических систем, программно-аналитических комплексов, автоматизированных рабочих мест, информационных баз данных, позволяющих, используя современную компьютерную технику, программные продукты и средства коммуникации, автоматизировать процессы получения, обработки, анализа и передачи информации:

по результатам проводимых исследований (измерений);

по инженерно-техническому, метрологическому обеспечению лабораторий;

по оценке эффективности деятельности лабораторий. использования технических средств и оборудования, а также трудовых ресурсов;

по межлабораторному контролю качества выполняемых исследований, достоверности и сопоставимости их результатов.

Работа по развитию информационного обеспечения деятельности лабораторий Службы будет осуществляться в рамках технического проекта АИС "Санэпид", а также системы социально-гигиенического мониторинга.

Концепцией предусматривается расширение номенклатуры должностей в лабораториях учреждений Службы, включение в нее должностей специалистов с высшим и средним профессиональным образованием химико-аналитичес-кого профиля — инженеров-физиков, биохимиков, биофизиков, врачей-исследователей по специальностям токсикология, иммунология, пато-морфология и др.

С целью улучшения системы последипломного образования и повышения квалификации лабораторных кадров предусматривается:

— организация постоянно действующих курсов первичной специализации и повышения квалификации специалистов со средним специальным образованием на базе центров Госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

— проведение на контрактной основе курсов повышения квалификации специалистов с высшим образованием в институтах последипломного образования соответствующего профиля;

— организация стажировки специалистов лабораторий Службы за рубежом;

— расширение повышения квалификации кадров на краткосрочных целевых курсах стажировки и информации на базе крупных центров Госсанэпиднадзора, межрегиональных исследовательских центров, научно-исследовательских институтов, РОСРИАЦ и Противочумного центра.

Намечается пересмотр квалификационных требований к специалистам лабораторного профиля в системе их аттестации и подтверждения квалификационного уровня.

Важным направлением является поэтапный переход на подготовку специалистов лабораторного профиля для учреждений Службы по контрактной системе.

В условиях экономических преобразований, происходящих в России и предусматривающих переход к рыночным отношениям в сфере производства работ и оказания услуг, главной целью развития экономических основ лабораторного дела в системе Службы является достижение устойчивого финансового обеспечения функционирования и развития лабораторных подразделений.

Достижение этой цели с учетом, с одной стороны, возрастающих потребностей Службы в расширении лабораторного контроля, а с другой — нестабильности и недостаточности бюджетного финансирования государственных структур может быть обеспечено только путем повышения хозяйственной самостоятельности лабораторных подразделений, а также привлечения различных источников финансовых ресурсов.

Устойчивое функционирование и развитие лабораторий Службы в современных условиях должно обеспечиваться за счет перехода на многоканальную систему их финансирования и внедрения рыночных механизмов ведения хозяйственной деятельности.

В этой системе выделяется:

— базовое нормативное финансирование из федерального бюджета тех видов и объемов лабораторной деятельности, которые обеспечивают функцию государственного санитарно-эпи-демиологического надзора. При этом бюджетные средства должны планироваться и выделяться под заказ оперативных подразделений учреждений Службы на основании внутриучрежденчес-ких расчетов видов, объемов и стоимости необходимых лабораторных исследований (измерен ний);

— целевое финансирование деятельности лабораторий и развития их материально-технической базы из федерального и местного бюджетов в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и территориальными программами обязательного медицинского страхования;

— средства, поступающие за лабораторные исследования (измерения), выполняемые по заказам предприятий, организаций и граждан, при проведении гигиенических и эпидемиологических экспертиз, при выполнении функций испытательных центров в системе обязательной сертификации продукции, работ и услуг

по показателям их безопасности для здоровья человека;

— средства по возмещению затрат на проведение внеплановых лабораторных исследований (измерений) при осуществлении санитарно-про-тивоэпидсмических мероприятий, связанных с санитарными правонарушениями;

— средства территориальных экологических фондов, направляемые на финансирование лабораторных исследований качества объектов окружающей природной среды в системе экологического контроля, а также от участия в сертификации продукции, работ и услуг в этой области;

— средства местных фондов охраны труда, направляемые на проведение лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды в системе контроля за охраной труда, а также от участия в сертификации продукции, работ и услуг в этой области;

— другие источники, не запрещенные действующим законодательством.

С целью повышения хозяйственной самостоятельности лабораторных подразделений предусматривается перевод их на условия нового хозяйственного механизма, формирование за счет соответствующих статей доходов фондов накопления и развития, целевое использование средств на возмещение понесенных затрат, обновление и восстановление основных и неосновных материальных фондов.

Перспективным направлением является создание на базе крупных лабораторий государственных некоммерческих предприятий или самостоятельных государственных учреждений Службы — исследовательских лабораторных центров.

Важным элементом внедрения рыночных механизмов в деятельность лабораторных подразделений является создание в системе Службы рыночной инфраструктуры — служб маркетинга, информационного обеспечения, фондов развития и резерва, внешнего аудита.

Концепцией предусматривается развитие международных связей в области лабораторного контроля в таких направлениях, как создание лабораторных структур коллективного пользования совместно с зарубежными партнерами, формирование информационных фондов в области лабораторного контроля, повышение квалификации специалистов лабораторных подразделений учреждений Службы за рубежом на базе современных лабораторных комплексов и центров, организация работ по межлабораторному контролю с привлечением международных испытательных центров, участие в международных проектах и программах по вопросам химической безопасности, охраны окружающей среды и здоровья населения, аккредитация лабораторий Службы в международных системах, привлечение иностранных партнеров к производству современной лабораторной техники и оборудования.

Реализацию предусмотренных Концепцией направлений развития лабораторного обеспечения Службы предусматривается осуществлять в соответствии с Федеральной целевой программой развития Госсанэпидслужбы России на 1993—1995 гг., Федеральной целевой програм-

мой охраны территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных болезней человека, животных, растений и токсичных веществ на 1994—1997 гг., а также феде-

ральной программой инженерно-технического обеспечения государственного санитарно-эпиде-миологичсского надзора на 1996—1998 гг.

Поступила 23.06.95

Информация о съездах, конференциях, симпозиумах

Й с. В. СЕМЕНОВ. 1995 УДК 613.31:614.7771-07

С. В. Семемой. Проблемы питьевой воды и санитарного состояния окружающей среды (Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Москва)

Среди проблем окружающей среды и развития мирового сообщества все большее значение приобретают проблемы обеспечения населения питьевой водой и предотвращения тех последствий для жизни и здоровья людей, которые несут с собой прогрессирующее истощение и деградацию запасов пресной воды.

С целыо развития принципов Глобальной консультации по безопасной питьевой воде и коммунальной гигиене (Дели, 1990 г.) и претворения в жизнь "Повестки дня на XXI век" конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-дс- Жанейро, 1992 г.) в Нидерландах (Нордвяйк, 22-23 марта 1994 г.) состоялась конференция министров по проблемам питьевой воды и санитарного состояния окружающей среды1, в которой приняли участие руководители правительственных органов по охране окружающей природной среды, водного хозяйства и здравоохранения 65 стран, в том числе и России, а также более 30 неправительственных и общественных международных организаций.

В ходе состоявшегося на конференции широкого обсуждения было признано, что многие страны мира стоят перед водным кризисом.

Рост населения, нерегулируемые процессы индустриализации и урбанизации, возрастающее потребление воды на производственные и сельскохозяйственные нужды, интенсивное загрязнение водных источников, быстрое ухудшение качества питьевой воды и ее дефицит, увеличивающиеся затраты на освоение и развитие все более отдаленных от населения мест и труднодоступных водных источников наряду с отсутствием или несовершенством систем коммунальной гигиены — все это становится реальной угрозой экономического развития стран, распространения нищеты, болезней и смерти людей.

По оценкам ВОЗ, ежедневно в мире из-за недостатка безопасной питьевой воды умирает около 6 ООО детей. Это служит напоминанием об острой необходимости превратить обязательства глав государств, принятые в Рио-де-Жанейро, в конкретные и согласованные действия для достижения долгосрочной цели — "безопасная питьевая вода и коммунальная гигиена — для всех".

Международная десятилетняя программа питьевой воды и санитарного обеспечения (1981-1990 гг.) в результате реализации в отдельных странах дала лишь несущественный импульс уменьшению общего числа людей, не имеющих доступа к питьевой воде и коммунальной гигиене.

Главными причинами этого, как отмечено на конференции, явились недостаток политической поддержки, рост населения, ограниченное развитие заинтересованности жителей населенных мест и общественных организаций, недостаточные ресурсы и нерациональное их использование на крупномасштабные долговременные, но не всегда реальные проекты при отсутствии четких приоритетов и целей, неудовлетворительное решение вопросов технического состояния и обслуживания водопроводных сооружений и, наконец, отсутствие целенаправленного гигиенического просвещения населения по этой проблеме.

Ministerial Conference on Drinking Water and Environmen-mental Sanitation. Conference Report. Noordwiyk. — 1994. — Vol. 1.

Вместе с этим уроки, извлеченные из международной декады питьевой воды, дают основание для уверенности в том. что на основе принятых главами государств в Рио-де-Жанейро обязательств в политике в сфере водоснабжения и коммунальной гигиены могут быть сделаны правильные коррективы и изменения.

В принятых на конференции политическом заявлении и программе действий министрами были признаны необходимыми следующие коррективы и изменения в политических действиях на национальном уровне:

— перераспределение как государственных, так и частных инвестиций на финансовую поддержку той деятельности, которая не наносит вреда окружающей природной среде, в частности водным объектам, и способствует развитию питьевого водоснабжения населения, доступности питьевой воды и улучшению се качества;

— повышение эффективности использования выделяемых ресурсов за счет определения приоритетных направлений решения имеющихся проблем питьевого водоснабжения и коммунальной гигиены, в том числе предпочтения мелкомасштабным низкозатратным проектам:

— вовлечение в национальные программы развития водоснабжения и коммунальной гигиены всех заинтересованных сторон — потребителей, общественных объединений, местных, региональных и центральных органов управления, •предпринимательских и неправительственных структур;

— введение платности водопользования и санитарных услуг на основе реалистических цен для всех потребителей;

— существенное сокращение потерь питьевой воды в коммунальном потреблении и ее расходов в промышленном и сельскохозяйственном потреблении;

— всемерное развитие очистки сточных вод и их вторичного использования в системах промышленного и сельскохозяйственного потребления, усиление внимания научным исследованиям и поиску более доступных и дешевых технологий водоснабжения и охраны водоисточников от загрязнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое внимание, по мнению участников конференции, правительства стран должны уделять деятельности, направленной на достижение общественного осознания и развития партнерского сотрудничества в отношении проблем питьевого водоснабжения и коммунальной гигиены.

Эта деятельность должна предусматривать расширение знаний и образования населения в области гигиены водоснабжения и окружающей природной среды, вовлечение государственных органов, хозяйствующих структур, общественных организаций и широкой массы граждан в процесс выбора и принятия решений и планов согласованных действий по улучшению водоснабжения и санитарной охраны водоисточников, обеспечение доступности информации по этим проблемам, а также возможности независимой оценки и экспертизы складывающейся критической ситуации и мер выхода из нее.

Признавая приоритетность охраны здоровья населения в вопросах экономического развития, экологической безопасности, управления водными ресурсами и обеспечения людей питьевой водой, в принятых на конференции документах правительства принимают на себя следующие обязательства:

— провести оценку состояния водных ресурсов, водоснабжения населения с позиций адекватности существующего положения потребности в охране здоровья людей;

— разработать в контексте национальных планов устойчивого развития и охраны окружающей среды комплексные целевые программы по обеспечению населения питьевой водой и санитарной охране источников водопользова-' ния населения;

— внедрять стратегию обеспечения равных возможностей жителей сельских и городских поселений в отношении водоснабжения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.