H.H. Подопригорин, Д.В. Стафеева
Всегда на страже санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 107» ФМБА России, г. Краснокаменск Забайкальского края Межрегиональное управление № 107 ФМБА России, г. Краснокаменск Забайкальского края
Статья посвящена вопросам становления и развития ФГБУЗ ЦГиЭ № 107 и Межрегионального управления № 107 ФМБА России с освещением информации о деятельности, осуществляемой учреждениями.В феврале 1968г. Совет Министров СССР принял постановление о строительстве Приаргунского горно-химического комбината дляпромышленной отработки Стрельцовской группы уран-молибденовых месторождений.
В феврале 1968 г. Совет Министров СССР принял постановление о строительстве Приаргунского горно-химического комбината для промышленной отработки Стрельцовской группы уран-молибденовых месторождений.
29 февраля 1968 г. для медико-санитарного обеспечения начинавшегося строительства комбината в Забайкалье приказом министра здравоохранения СССР № 54-з при медсанчасти № 106, расположенной в пос. Первомайском Читинской области, была создана больница № 2 в г. Краснокаменске.
Для организации и проведения санитарно-эпидемиологической работы в состав больницы была включена санитарно-эпидемиологическая станция штатной численностью 13 единиц. В штатное расписание были введены соответствующие должности: главный врач СЭС — санитарный врач, заместитель главного врача по санитарно-эпидемиологическим вопросам, врач-бактериолог, врач по общей гигиене, два помощника санитарного врача и эпидемиолога, баклаборанты, дезинфектор. Должность главного врача СЭС впервые и на
Валентин Михайлович Cymfoe
продолжительное время (до августа 1983 г.) занял Валентин Михайлович Сунцов.
Была начата работа по налаживанию учета объектов санитарного надзора, их регулярному обследованию, введены учет инфекционных больных и проведение противоэпидемических мероприятий в инфекционных очагах.
18 марта 1969 г. приказом МЗ СССР № 19 больница № 2 реорганизована в медсанчасть № 2 Медсанотдела № 106 3-го Главного управления при МЗ СССР. В.М Сунцов был назначен первым начальником нового учреждения и руководил им до апреля 1971 г.
Первые годы работы санэпидстанции были временем ее становления, роста, поиска методов и форм работы, улучшения качественных показателей работы на основе повышения квалификации кадров и улучшения материально-технической базы.
Санитарно-эпидемиологическая обстановка района обслуживания в первые годы становления медсанчасти № 2 была неудовлетворительной. Этому способствовал целый ряд причин.
Сама медсанчасть № 2 размещалась в неприспособленных для медицинской работы бараках. Санэпидстанция размещалась на первом этаже одного из них в общежитии, бактериологическая лаборатория — в другом отдельном здании, поэтому много внимания уделялось развитию материально-технической базы МСЧ № 2 и СЭС (строительство зданий, оснащение их лабораторным оборудованием и приборами), комплектованию и повышению квалификации кадров, организации санитарно-эпидемиологической работы в учреждении и на обслуживаемых объектах.
Водоснабжение обслуживаемого предприятия и жилого поселка не удовлетворяло санитарным требованиям. С 1969 г. водоснабжение осуществлялось из подземного водоисточника производительностью 25 л/с в районе аэропорта. Вода подавалась в недостаточном количестве, в поселок Октябрьский доставлялась автоводовозками. Хозбытовые сточные воды с обслуживаемой промплощадки и жилого сектора в городе сбрасывались без очистки в бессточное солончаковое озеро Умыкей. В поселке Октябрьский отходы сбрасывались в выгребные ямы. Бани, прачечной, дезинфекционной камеры на объекте в первые годы не было.
Очень важным с гигиенической точки зрения было решение министра среднего машиностроения Е.П. Славского отказаться от сооружения в городе временных бараков. В итоге было сразу начато и в марте 1968 г. закончено строительство пятиэтажного 125-квартир-ного жилого дома, получившего № 102.
Тем не менее жилья не хватало, и достаточно длительное время многие первостроители и некоторые учреждения размещались в «вагон-граде» — городке из строительных вагончиков.
Предупредительный санитарный надзор осуществлялся в основном на стадии строительства и приемки объектов в эксплуатацию, так как, учитывая их значимость и высокую сметную стоимость, комплексность застройки, экспертиза комплексных проектов строительства проводилась Госсанэпиднадзором 3-го Главного управления.
Текущий санитарный надзор практически до 1970 г. осуществлялся в основном «визуально». Организация бактериологической лаборатории, лабораторная диагностика инфекционных заболеваний и контроль дезинфекции начались с 1969 г. Лабораторный контроль условий труда на объектах строитель -ства и горно-геологическом производстве со стороны санэпидслужбы велся в ограниченном объеме и заключался в исследовании только физических факторов: радиационных факторов (внешнее излучение, КДПР), параметров микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха). Производственный лабораторный контроль осуществлялся по тем же параметрам и только на горных работах.
В 1971—1972 гг. медсанчасть получила возможность «перебраться» в город, размеща-
ясь в разрозненных зданиях. Вместе с управлением медсанчастью и стационаром санэпидстанция вначале разместилась в здании школы-больницы. Затем было построено специализированное здание лаборатории особо опасных инфекций, где разместилась вся санэпидслужба.
Промышленно-санитарная лаборатория в последующем размещалась некоторое время в здании военного госпиталя, затем — на 7-м этаже вновь выстроенного типового здания поликлиники. И только в 1982 г. было построено специальное проектное здание для санэпидстанции. Современная база позволила начать быстрое развитие лабораторной службы. Этому способствовали быстрый рост производственных объектов комбината, строительство города и дальнейшие организационные изменения и повышение статуса медицинского учреждения в целом. 11 июня 1971 г. приказом МЗ СССР № 426 медсанчасть № 2 МСО № 106 преобразована в самостоятельную медсанчасть № 107, а 16 мая 1975 г. приказом № 87з — в медико-санитарный отдел № 107.
Развитие любой службы в первую очередь обеспечивается наличием квалифицированных специалистов. Ежегодно в коллектив СЭС вливались новые сотрудники, в том числе молодые специалисты. Встали во весь рост проблемы повышения квалификации кадров, совершенствования организации их труда, повышения качества оперативной и лабораторной работы. Со всеми этими проблемами коллектив СЭС успешно справлялся. Было установлено правило, которое соблюдается и по настоящее время: каждый специалист с высшим образованием в первые 1,5—2 года работы получал специализацию по избранной специальности в институтах страны и в последующем проходил усовершенствование не реже одного раза в 3—5 лет.
Особенностью работы санэпидслужбы города был большой объем предупредительного санитарного надзора на протяжении всего периода ее деятельности. Интенсивно строились сначала объекты горно-рудного (шахты, карьер), затем химико-металлургического (заводы ГМЗ, СКЗ) и вспомогательного комплекса (ТЭЦ, РМЗ, автохозяйства). Велось интенсивное строительство жилья, объектов социально-бытового назначения (лечебно-профилактические учреждения, школы, детские дошкольные и временные загородные
С шг^4 <
- ^ . ГЛ. - ^ «Я 1
I»
Коллектив
оздоровительные учреждения, общежития, магазины, столовые и многое другое). В санэпидстанцию почти ежедневно поступала проектная документация на строительство тех или иных объектов для санитарно-эпидемиологической экспертизы и выдачи заключений. Экспертизу проектов и выдачу заключений по проектам строительства объектов проводили все врачи-специалисты по своим направлениям, часто вместе с другими врачами санэпидстанции. Специалисты СЭС почти ежедневно приглашались на работу в приемочных комиссиях.
Санэпидстанция МСЧ № 107 с самого начала своей деятельности по заданию 3-го Главного управления при Минздраве СССР
СЭС. 1980 г.
осуществляла Госсанэпиднадзор за военно-строительными частями и военно-строительными отрядами (ВСЧ/ВСО) Минсредмаша СССР, являвшимися, особенно в первые годы, основной рабочей силой строителей. Размещались строители в палаточных городках в районе поселков Октябрьский и Краснокаменск и на территории города. Питание осуществлялось в приспособленных столовых каркасно-засыпного исполнения, не отвечавших в полной мере санитарно-гигиеническим требованиям. Из-за отсутствия централизованного водоснабжения, большой разбросанности бригад военных строителей по многим строившимся объектам водоснабжение и коммунально-бытовое обслуживание осущест-
Коллектив промышленно-санитарной лаборатории. 1980 г.
Коллектив эпидемиологического отдела. 1980 г.
влялись со значительными нарушениями. По этим причинам в 1973—1975 гг. в различных воинских частях отмечалась повышенная, периодически вспышечная, заболеваемость острыми кишечными инфекционными заболеваниями (дизентерия).
В 1983 г. СЭС МСО № 107 возглавил H.H. Подопригорин. Как и В.М. Сунцов, он продолжил работу по развитию материально-технической базы службы: в 1988—1989 гг. было построено здание хозяйственного корпуса, в котором разместились вирусологическая лаборатория, противочумная станция и отдел профилактической дезинфекции. Продолжалось оснащение СЭС лабораторным оборудованием и приборами, было начато приобретение и освоение компьютеров и первых программных продуктов. Первостепенное значение придавалось повышению квалификации кадров.
4 декабря 1986 г. приказом МЗ СССР № 226з в МСО № 107 организована противочумная станция (ПЧС). На ПЧС были возложены эпидемиологический надзор и организация противоэпидемических мероприятий по предупреждению особо опасных инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции. По согласованию с ПЧС в Читинской области за ПЧС МСО № 107 была закреплена территория, на которой в полном объеме проводился эпидемиологический и эпизоотологический надзор за состоянием забайкальского природного очага чумы и туляремии. В том же 1986 г. из состава бактериологической лаборатории
была выделена вирусологическая лаборатория штатной численностью 8 единиц. Первые годы персонал ее продолжал работать на базе бактериологической лаборатории, а в 1989 г. получил собственную базу в новом хозяйственном корпусе. Лаборатория была оснащена современным комплексом оборудования производства ВНР.
5 октября 1987 г. приказом № 1096 МСО № 107 переименован в ЦМСЧ № 107.
1990-е годы принесли резкие изменения в политической и экономической жизни страны и в характер работы госсанэпидслужбы. После выхода в 1992 г. Указа Президента РФ «О свободе торговли», принятия ряда последующих законодательных актов о кооперативах, малом предпринимательстве и т.д. изменился характер подконтрольных объектов (индивидуальные предприниматели, кооперативы, акционерные общества). Это вызвало значительное обновление нормативно-правовой базы госсанэпиднадзора. Возникла необходимость сначала аттестации, затем аккредитации лабораторной службы. Благодаря целенаправленной работе руководства ЦМСЧ и ЦГСЭН, поддержке администрации города и ПГХК была проведена большая подготовительная работа, и в 1998 г. ЦГСЭН № 107 успешно прошел аккредитацию в системе лабораторий госсанэпидслужбы и ГОСТ Р. Был создан испытательный лабораторный центр (ИЛЦ) под руководством Светланы Борисовны Золотухиной, что существенно повысило квалификацион-
ный статус Центра. Последующие переаккредитации неизменно его подтверждали.
В те же годы для решения вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в практику госсанэпидслужбы было внедрено планирование через целевые комплексные программы. Специалисты СЭС инициировали и непосредственно участвовали в разработке ЦКП «Здоровье», «Вакцино-профилактика», «Профилактика туберкулеза», «Анти-СПИД», «ВИЧ, гепатиты», направляли свои предложения в региональные ЦКП «Радон» в отношении радоновой проблемы поселка Октябрьский, «Обеспечение населения Читинской области доброкачественной питьевой водой», в программу социально-экономического развития г. Краснокаменска и Краснокаменского района в части строительства полигона твердых бытовых отходов. Эти программы в тех условиях сыграли существенную роль и в дальнейшем по представлениям госсанэпидслужбы неоднократно продлевались.
Следующий значимый этап в развитии санэпидслужбы города начался с 2000 г. В ходе административной реформы исполнительных органов государственной власти РФ очередные изменения произошли и в структуре государственной санитарно-эпидемиологической службы. В соответствии с приказом ФУ «Медбиоэкстрем» ЦГСЭН выделен из состава МСЧ № 107 в качестве самостоятельного юридического лица. 20 июня 2000 г. постановлением главы администрации г. Краснокаменска и Краснокаменского района зарегистрировано ГУЗ «ЦГСЭН № 107 ФУ МБ и ЭП при МЗ РФ».
Новый этап в развитии госсанэпидслуж-бы города наступил после 2004 г. В ходе проводимой в РФ административной реформы федеральных органов исполнительной власти в целях развития специализированного санитарно-эпидемиологического надзора Указом Президента РФ от 11.10.2004 г. № 1304 Федеральное управление «Медбиоэкстрем» упразднено и на его базе предписано организовать Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России). Соответственно ФГУЗ «ЦГСЭН ФУ "Медбиоэкстрем"» стало именоваться ФГУЗ «ЦГСЭН ФМБА России». Приказом ФМБА России от 28.09.2005 г. № 320 ФГУЗ «ЦГСЭН ФМБА России» с 1 ян-
варя 2006 г. переименованы в ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии».
10 ноября 2005 г. приказом ФМБА России № 397 утвержден Устав ФГУЗ «ЦГиЭ № 107», в соответствии с которым ЦГиЭ № 107 является правопреемником ФГУЗ «ЦГСЭН № 107 ФМБА». Основной задачей учреждения является обеспечение деятельности Регионального управления № 107, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль исполнения обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников ОАО ППГХО, других организаций и учреждений и населения городского поселения «г. Краснокаменск».
Таким образом, с начала 2006 г. функционируют две отдельные, но при этом тесно взаимосвязанные организации: ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 107» и Региональное управление № 107 ФМБА России.
Приказом ФМБА России Светлана Борисовна Золотухина назначена исполняющей обязанности главного врача, а затем и главным врачом ФГУЗ «ЦГиЭ № 107» с 1 февраля 2006 г. На должность руководителя Регионального управления № 107 ФМБА России назначена Елена Анатольевна Хохлова, заместителем руководителя — Светлана Леонидовна Баранова.
В 2011 г. ФГУЗ ЦГиЭ № 107 ФМБА России переименован в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии № 107» ФМБА России. В 2013 г. Региональное управление № 107 ФМБА России переименовано в Межрегиональное управление № 107 ФМБА России.
Таким образом, история ФГБУЗ «ЦГиЭ № 107» и Межрегионального управления № 107 не начинается с нуля, а продолжает многолетние традиции своих предшественников в новом качестве. Специалисты высокого профессионального уровня всегда стоят на страже санитарно-эпидемиологического благополучия населения городского поселения «г. Краснокаменск».
Стафеева Дина Владимировна, Заместитель главного врача ФГБУЗ ЦГиЭ № 107 ФМБА России