Научная статья на тему 'О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В РОССИИ'

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В РОССИИ»

Проблемные вопросы

© Г. Г. ОНИЩЕНКО, 1997 УДК 614.3/.4(470)

Г. Г. Онищенко

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В РОССИИ

Министсрстпо здравоохранения РФ, Москза

В стране, переживающей серьезную структурную перестройку экономики, всех сфер жизни общества, имеют место негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Заболеваемость за последние 5 лет проявляет устойчивую тенденцию к росту. Так, показатель общей заболеваемости в 1995 г. составил 115 033 на 100 тыс. населения против 104 612 в 1992 г. Это сказалось на смертности, которая увеличилась с 11,2 в 1990 г. до 15,0 в 1995 г. Высокой остается младенческая смертность. Все это наряду с резким снижением рождаемости обусловило, начиная с 1992 г., отрицательный естественный прирост, достигший к 1994 г. 6,1 на 1000 населения.

Немалый вклад в эти процессы вносят серьезные недостатки в обеспечении санитарно-эпидемиологи-ческого благополучия населения. В результате резкого сокращения промышленного производства общий объем выбросов в атмосферу за указанный период снизился на треть. Вместе с тем в результате ухудшения эксплуатации очистных устройств на предприятиях, увеличения загрязнения воздушной среды автотранспортом антропогенная нагрузка на окружающую среду не уменьшается. Так, суммарный выброс вредных веществ от автотранспорта по 615 городам России в 1995 г. составил 15,6 млн т., удельный вес его достиг 47% в среднем по России. В ряде регионов эта цифра значительно выше (Приморский край, Мордовская Республика, Калининградская, Пензенская, Белгородская области, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.).

В результате в условиях постоянного превышения ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе проживают десятки миллионов человек, причем число жителей, испытывающих влияние 10-кратного превышения ПДК различных веществ, достигает 40—50 млн человек, 5-кратного — 55— 60 млн.

Во многих регионах и городах загрязнение среды обитания достигло критических величин, следствием чего является формирование экологически обусловленной патологии человека, выраженное ухудшение здоровья населения в экологически неблагополучных регионах.

Год от года все более обостряются проблемы обеспечения населения доброкачественной питьевой водой. На фоне некоторого снижения в последние годы валового объема водоотведения с 70,0 м3 в 1993 г. до 59,8 м-3 в 1995 г. прослеживается тенденция к увеличению удельного веса сбрасываемых в водные объекты неочищенных сточных вод, составляющих на ряде территорий 75—80% от общего объема сточных вод (Воронежская, Ка-

лужская, Кировская области и Чувашская Республика).

При таком состоянии открытых водоемов совершенно недопустимым является тот факт, что практически не изменяется доля воды, подаваемой населению из подземных водоисточников.

Наряду с этим отмечается ухудшение санитар-но-техиического состояния водопроводных сооружений и сетей. В 1995 г. 12,9% коммунальных водопроводов не имели необходимого набора сооружений водоподготовки, на 15% не осуществлялось обеззараживание воды. В результате частота выявления неблагоприятных санитарно-химических и микробиологических показателей стабилизировалась на высоком уровне и составила в 1995 г. соответственно 21,5 и 8,7%.

Особенно неудовлетворительное качество питьевой воды отмечается в республиках Карелия и Дагестан, Архангельской, Ивановской, Костромской, Рязанской областях и в ряде других регионов, где более 15% проб не соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Участились случаи обнаружения ко-ли-фага и антигена вируса гепатита А в водопроводной воде в республиках Удмуртия, Коми, Ростовской области. По этой причине количество вспышек водного характера увеличилось с 16 в 1992 г. до 39 в 1995 г.

Опасность для здоровья населения представляет также неудовлетворительное качество питьевой воды по санитарно-химическим показателям. Так, повышенная жесткость, мутность, высокое содержание железа, марганца, а в ряде случаев и нитратов, хлоридов и сульфатов являются одной из основных причин неуклонного роста заболеваний эндокринной системы, болезней органов пищеварения, мочеполовой системы. Темпы роста этих болезней составили по отношению к 1990 г. 120—170%. Наряду с этим недостаток поступления фтора с питьевой водой приводит к поражению населения кариесом. В северных регионах России, в Амурской, Костромской, Ростовской областях и Алтайском крае пораженность детей кариесом достигает 70—90%.

С целыо улучшения сложившейся ситуации по инициативе и с участием Госкомсанэпиднадзора России разработан проект Закона Российской Федерации "Об обеспечении населения питьевой водой". Подготовлена Федеральная целевая программа "Обеспечение населения питьевой водой". Принятие закона и утверждение Правительством Российской Федерации программы позволит улучшить снабжение населения питьевой водой, повысить санитарную и технологическую надежность источников и систем водоснабжения.

В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы по этой проблеме. Активно работают специалисты госсанэпидслужбы в Тверской, Тульской, Владимирской, Свердловской областях, Республике Башкортостан.

Последние годы характеризуются серьезными нарушениями структуры питания населения России. Это выражается в снижении потребления мяса, рыбы, фруктов, овощей и растительного масла. Как неблагоприятный следует рассматривать факт снижения объемов потребления энергии и белка с пищей, что создает условия для формирования групп населения с признаками белково-ка-лорийной недостаточности. У населения с низкими доходами дефицит энергии и белка составляет от 15 до 20% от рекомендованных величин.

Остро стоит вопрос с витаминной обеспеченностью населения России. Прямые определения содержания витаминов в крови показывают, что 90% обследованных имели концентрации аскорбиновой кислоты ниже оптимальных величин, 10—15% — низкие уровни витаминов группы В и каротина, у большинства населения снижена концентрация кальция.

Сложившаяся ситуация обусловливает рост алиментарно-зависимых заболеваний и общее ухудшение показателей здоровья населения. Так, в отдельных территориях Российской Федерации заболеваемость рахитом среди детей за последние годы возросла на 10—40%, анемиями, гипотрофией и паратрофией — на 5—15%, пищевой непереносимостью, включая пищевые аллергии, — на 30%. Возросло число детей и юношей с низкими антропометрически м и показателям и.

Что касается безопасности пищевых продуктов, то, несмотря на стабилизацию и даже некоторое улучшение отдельных показателей, эта проблема сохраняет свою актуальность. Безусловно, в результате принятия специальных законодательных и нормативно-правовых актов, усиления государственного надзора за производством и реализацией продовольствия, введения системы гигиенической сертификации продукции ее качественные характеристики улучшились. Количество проб, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, снизилось с 9,7% в 1991 г. до 5,8% в 1995 г., по микробиологическим показателям — с 9,8 до 7,9%. Наиболее заметны темпы снижения количества нитратов, пестицидов, а в ряде территорий — солей тяжелых металлов.

Немалую роль в этом сыграли и такие факторы, как сокращение объемов использования средств химизации сельского хозяйства, снижение объемов переработки сырья и выпуска продуктов питания на большинстве предприятий пищевой промышленности, что косвенно способствовало улучшению условий их производства и хранения. Это прежде всего относится к молокоперерабаты-ваюшим предприятиям, ранее работавшим с большой перегрузкой, в условиях дефицита оборудования, пара, воды и холода. К тому же многие предприятия перешли на выпуск продукции в мелкой фасовке. В связи с этим число молочных вспышек и пострадавших при них заметно снизилось. Если до 1991 г. ежегодно регистрировалось от 10 до 20 таких вспышек с числом пострадав-

ших до 20 тыс, то за последние 5 лет их количество не превышало 5 с числом пострадавших до 3 тыс. человек.

Однако потенциальная опасность и риск возникновения алиментарно-зависимых заболеваний остаются высокими. Это обусловлено вовлечением в сферу производства и реализации продуктов питания большого количества людей, не имеющих специальной подготовки, низким уровнем технологической и производственной дисциплины, ликвидацией или ухудшением системы производственного контроля.

Именно эти причины обусловили то, что в республиках Карелия, Тыва, Карачаево-Черкессия, Краснодарском крае, Архангельской, Калужской, Томской и некоторых других областях до 10% проб пищевых продуктов содержат токсичные элементы, антибиотики, микотоксины и нит-розамины. В каждом четвертом регионе количество проб продуктов питания, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, на 20—60% выше, чем в среднем по стране. Возросло количество пищевых отравлений. В 1995 г. удельный вес проб импортных пищевых продуктов и продовольственного сырья, не отвечающих гигиеническим нормам по санитарно-химическим показателям, состазил 7%, по микробиологическим показателям — 4%. Это несколько ниже показателей качества отечественных продуктов, однако ввиду неуклонного увеличения объемов импортируемой продукции ежегодно возрастает и число случаев, и объем забрако-вок продукции и сырья из-за несоответствия ме-дико-биологическим требованиям. Если в 1993 г. удельный вес случаев забраковок импортной продукции от общего числа забраковок составлял 5,8%, то в 1995 г. — 8,5%. Только за 1995 г. число забракованных партий мяса птицы и птицепро-дуктов увеличилось с 8 до 99, продуктов детского питания — с 6 до 38 случаев.

Постановлением Госкомсанэпиднадзора России № 1 от 05.01.93 была введена гигиеническая сертификация продукции, потенциально опасной для здоровья человека, построенная на следующих основных положениях:

1. Самостоятельность функционирования системы как формы предупредительного Госсанэпиднадзора.

2. Приоритет национальных нормативов гигиенических показателей безопасности продукции.

3. Комплексное изучение и оценка конкретного вида продукции на соответствие гигиеническим нормативам и нормам.

4. Ответственность изготовителя продукции за ее качество и безопасность для здоровья человека.

5. Выборочный контроль производимой и реализуемой продукции на соответствие санитарному законодательству Российской Федерации.

В целях упорядочения и повышения качества гигиенической экспертизы на базе НИИ гигиенического профиля было создано 10 центров гигиенической сертификации.

Вместе с тем следует отметить, что принятая система сертификации, в основу которой положен экономически затратный тотальный контроль, а не повышение ответственности производителя и продавца за качество и безопасность продовольствия, не оправдала возлагавшихся на нее надежд.

Проблема обеспечения качества и безопасности производимой и реализуемой пищевой продукции сегодня не может быть решена одним ведомством, поэтому нами в течение последнего времени предпринимались активные шаги к расширению сотрудничества с различными министерствами и ведомствами по наиболее сложным и трудно решаемым вопросам. Разработано и утверждено положение о взаимодействии и разграничении функций с Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России, совместно с Госстандартом России подготовлено постановление по вопросам взаимодействия и разграничения функций при осуществлении надзора за продукцией, потенциально опасной для здоровья человека. Налажены прочные рабочие контакты с такими ведомствами, как Министерство внешних экономических связей России, МВД России, ГКАП России, аналогичные связи имеются и с другими основными министерствами и ведомствами, в том числе курирующими вопросы охраны окружающей среды, охраны труда, безопасности ядерно-топливного цикла.

Важнейшим показателем санитарно-эпидемио-логического благополучия является состояние здоровья детей. Дети составляют свыше 26% от всего населения России. Причем это наиболее чувствительная к воздействию негативных факторов возрастная группа.

Общая заболеваемость детей за последние годы не претерпела существенных изменений, она по-прежнему находится на высоком уровне, составляя 1784—1790 случаев. Вместе с тем в республиках Коми и Удмуртия, Астраханской, Мурманской, Новгородской, Томской, Челябинской областях и в Москве этот показатель выше в 1,3— 1,5 раза.

Существенные изменения произошли в структуре заболеваемости детей. Лидирующее место в ней, как и в предыдущий период, занимают болезни органов дыхания (60—70%). Более высокие ранговые места стали занимать болезни нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, органов пищеварения. Частота их за последние 5 лет возросла в 3 раза, что в немалой степени обусловлено влиянием условий учебно-воспитательной среды.

В настоящее время здоровыми могут считаться лишь 10% выпускников школ, среди школьников морфофункциональные отклонения имеют 50%, хроническую патологию — 40%.

За время обучения в школе число детей с близорукостью возрастает в 5 раз, с нарушениями опорно-двигательного аппарата — в 1,5 раза, с болезнями нервной системы — в 2 раза. Патология органов зрения у школьников выявляется в 25— 33%, в то время как в США она не превышает 18%, в Германии — 14%.

Особенно неблагоприятная ситуация отмечается в школах нового типа: до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, в общеобразовательных же школах доля таких детей не превышает 20—30%. Более половины учащихся школ нового типа имеют хронические болезни.

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей в значительной степени связаны с неудовлетворительным материально-техническим со-

стоянием и уровнем коммунального благоустройства детских дошкольных и образовательных учреждений. Хотя удельный вес учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, канализации, не подключенных к системам централизованного отопления, снизился за анализируемый период на треть, тем не менее он остается крайне высоким, составляя 10—40%.

Медленно улучшаются показатели воздушной среды, микроклимата в помещениях дошкольных учреждений и школ. В 21—29% проведенных исследований установлена низкая освещенность.

Только треть образовательных учреждений имеет набор учебной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям. Несоответствие ее ростовым размерам учащихся составляет в Краснодарском крае и Республике Мордовия 70%, в Смоленской области 56,8%, в Кабардино-Балкарской Республике 50%, в Новгородской области 48%.

В последние годы положение усугубилось новыми проблемами — интенсификацией учебного процесса, низким качеством компьютеров и учебно-методической литературы, разрушением системы горячего питания школьников, сокращением количества детей, направляемых в оздоровительные учреждения.

Определенную роль в формировании здоровья детей наряду с перечисленными факторами играет неснижающийся, высокий уровень инфекционных заболеваний. Следует особо отметить, что благодаря усилиям госсанэпидслужбы и самоотверженной работе учреждений здравоохранения по организации в 1995 г. массовых прививок детей против дифтерии и туровых вакцинаций против полиомиелита достигнуто резкое снижение заболеваемости и смертности от дифтерии, не регистрируется заболеваемость полиомиелитом.

В целях улучшения положения детей, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, развития и оздоровления был разработан целый блок программ, которые указом Президента Российской Федерации от 18.08.94 № 1696 были объединены в качестве Президентской программы "Дети России" ("Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания"). Финансирование программы осуществляется с 1995 г. В ближайшее время программа должна пополниться еще двумя составляющими — "Одаренные дети" и "Организация летнего отдыха детей".

Есть основания считать, что в результате реализации предусмотренных этими программами мероприятий будут созданы предпосылки для улучшения здоровья детей.

Проблема обеспечения безопасных для здоровья работающего населения условий труда и снижения риска возникновения профессиональной патологии непосредственно связана с состоянием экономики. Следствием бедственного экономического положения многих предприятий является ослабление социальной защищенности работающих, невыполнение работодателями своих обязанностей по охране и улучшению условий труда. Государственная система охраны и оздоровления труда в значительной мере разрушена, новая до сих пор не создана. Не реализуется наиболее эффектив-

ный — правовой механизм повышения заинтересованности и ответственности работодателя в сохранении здоровья работающих.

Несмотря на значительное сокращение объемов промышленного производства, практически не уменьшилось число рабочих мест, не соответствующих гигиеническим требованиям.

Это объясняется использованием морально устаревших технологий, увеличившимся до 45%, а на ряде предприятий — до 100% износом машин и оборудования, низкой эффективностью работы санитарно-технических и вентиляционных систем. В результате число рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по шуму, составило в 1991 г. 46%, в 1995 г. 40%, по микроклимату — соответственно 22,2 и 22,5%, освещенности — 39 и 33%. Особенно неблагополучно обстоит дело во Владимирской, Ивановской, Костромской, Кировской, Саратовской, Смоленской, Ярославской областях.

Если за анализируемый период на промышленных предприятиях общая доля проб воздуха, в которых обнаружено превышение ПДК паров и газов, уменьшилась с 29 до 12%, пыли и аэрозолей с 35 до 26%, то удельный вес проб воздуха, содержащих вещества 1-го и 2-го класса опасности в количествах, превышающих ПДК, увеличился с 28 до 34% (пары и газы) и с 26 до 28% (пыль и аэрозоли).

В настоящее время на рабочих местах, не соответствующих гигиеническим нормативам, трудится около 6 млн человек, более трети которых составляют женщины.

Показатели профессиональной заболеваемости не имеют положительной динамики и составили в 1991 и 1995 гг. соответственно 1,88 и 1,74 на 10 000 работающих. В минувшем году в Российской Федерации зарегистрирован 11 401 больной с впервые выявленными профессиональными заболеваниями и отравлениями, из которых 30% — женщины.

Радиационная обстановка в России за анализируемый период не претерпела существенных положительных изменений. По суммарному радиационному воздействию на население Российская Федерация относится к числу наиболее неблагополучных стран. В результате осложнений радиационной ситуации, вызванных катастрофой на Чернобыльской АЭС (15 областей), деятельностью Челябинского ПО "Маяк" (3 области), Семипалатинского и Новоземельского полигонов (6 регионов), аварией на Сибирском химическом комбинате (Томская область), вовлечением людей в проведение атомных испытаний и ликвидацию последствий аварий, более 4 млн человек подверглись радиационному воздействию и продолжают жить на территориях с высоким уровнем радиоактивного загрязнения.

Наиболее неблагоприятной остается радиационная обстановка на 18 территориях, подвергшихся загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, радиационной аварии и сброса радиоактивных отходов в р. Теча ПО "Маяк". Вместе с тем установлен спад дозы внутреннего облучения в 13—14 раз по сравнению с 1986 г.

Проведение защитных мероприятий способствовало получению более чистых продуктов пита-

ния. Так, удельный вес проб загрязненных продуктов в 1993 г. составлял 1,7%, в 1995 г. — 0,85%.

Продукты питания, содержащие радионуклиды выше установленных нормативов, выявляются в Брянской и Калужской областях. Это касается молочных продуктов, производимых в личных подсобных хозяйствах, а также дикорастущих грибов и ягод. Из-за прекращения поставок чистой продукции на загрязненные территории население вынуждено употреблять в пищу все большие количества продуктов местного производства.

Большое внимание специалисты госсанэпид-службы уделяют проблеме снижения доз облучения населения, проживающего на загрязненных территориях, от природных и местных источников. Усилен контроль за использованием строительных материалов, отводом участков под жилищное строительство, за содержанием радона в жилых помещениях при приемке зданий в эксплуатацию. Ограничение облучения населения от естественных и медицинских источников позволило снизить годовые дозы на 30—40%.

Основной вклад в облучение населения вносят природные источники ионизирующего облучения, особенно радон в жилищах, поступающий из почвы и строительных материалов.

Наиболее актуальной эта проблема является для Алтайского и Ставропольского краев, Читинской, Челябинской, Тульской областей, Санкт-Петербурга.

Высокие значения эквивалентной равновесной объемной активности радона обнаружены на большинстве обследованных рудников и шахт Ставропольского края (5000 Бк/м3), Карелии (до 2500 Бк/м3), Белгородской области (до 8000 Бк/м^) и на других территориях, что приводит к значительному переоблучению работников этих предприятий.

Значительный вклад в дозу облучения вносят и медицинские рентгенологические исследования, преимущественно из-за устаревшей рентгенора-диологической аппаратуры.

Основным организационным итогом совершенствования системы радиационной безопасности населения Российской Федерации является принятие Государственной Думой федерального закона "О радиационной безопасности населения". Закон представляет правовую основу для регулирования общественных отношений в области обеспечения радиационной безопасности населения на всей территории России. Принципиальной основой закона является новая стратегия зашиты населения, предусматривающая в качестве основного показателя оценки уровня радиационного благополучия населения годовую эффективную дозу, получаемую от всех источников облучения.

Важным является также требование экономической ответственности виновных за радиоактивное загрязнение окружающей среды.

Впервые вводятся норма уровня облучения населения, государственная система учета доз облучения населения, радиационно-гигиенические паспорта регионов, лицензирование.

Разработанные на основе закона нормы радиационной безопасности (НРБ—96) устанавливают более жесткие, чем ранее, требования к обеспече-

нию радиационной безопасности для всех категорий населения.

По инициативе госсанэпидслужбы Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа "Радон", предусматривающая меры по снижению облучения населения от природных источников, что особенно важно, если учесть, что удельный вклад радона в дозу облучения населения составляет 70%.

В 1996 г. Правительством Российской Федерации принято подготовленное Госкомсанэпиднад-зором постановление "О лицензировании работ с использованием генерирующих источников ионизирующего излучения", в котором упорядочена деятельность с указанными источниками и учтены требования об обязательном получении разрешения от органов Госсанэпиднадзора.

Основными направлениями деятельности государственной санитарной службы страны в период с 1991 г. являлись:

1. Формирование нового санитарного законодательства.

2. Совершенствование системы гигиенического нормирования и регламентирования химических, физических и биологических факторов окружающей среды и их комбинаций, включая разработку критериев их оценки.

3. Разработка федеральных и региональных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4. Создание системы социально-гигиеническо-го мониторинга.

5. Повышение эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства.

6. Реализация концепции и программы развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Формирование нового санитарного законодательства страны с целыо правового регулирования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия началось в 1991 г., когда был принят Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В последующие годы были разработаны и приняты Государственной Думой федеральные законы: "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека", "О радиационной безопасности населения", "О безопасном обращении с пестицидами". Разработаны, одобрены Правительством Российской Федерации и направлены в Государственную Думу проекты федеральных законов "О вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний человека", "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Завершается разработка проекта Федерального закона "Об охране территорий Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней людей, животных и растений, а также токсических веществ". Специалисты Госкомсанэпиднадзора России приняли активное участие в разработке другими федеральными органами исполнительной власти более 7 проектов законов, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Однако не удалось добиться внесения предложений по обеспечению санитарно-эпидемиологи-

ческого благополучия в ряд законов (о сертификации продукции и услуг, о страховой медицине, основы законодательства по охране труда). Кроме того, законодательная деятельность проводится недостаточно на уровне субъектов Российской Федерации. В настоящее время лишь республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Кабар-дино-Балкария, Калужская и Свердловская области приняли соответствующие законы.

За 5 лет Госкомсанэпиднадзором России, его научными учреждениями было разработано и утверждено 4859 нормативных документов. Так, с целыо создания нормативной базы по обеспечению качества питьевой воды утверждены СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения", санитарные правила "Зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Москвы", ПДК и ОДУ (ориен-тировочно-допустимые уровни) 46 новых вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого водопользования. Завершена работа над СанПиНом "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованного водоснабжения. Контроль качества", СанПиНом "Медико-биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов" и т. д.

Неоценимый вклад в эту работу внесли науч-но-исследовательские институты.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации . организован Регистр потенциально опасных химических и биологических веществ, в котором создан банк данных о токсических свойствах более 10 тыс. опасных веществ.

Большое значение в совершенствовании деятельности госсанэпидслужбы сыграли федеральные целевые программы.

Госкомсанэпиднадзором России разработаны и Правительством Российской Федерации утверждены и финансировались 6 программ:

— Государственная программа неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения;

— федеральные программы: "Вакцинопрофи-лактика", "Анти-СПИД" на 1993-1995 гг.; "Развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы в 1993—1995 годах"; "Охрана территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1994—1997 годы"; "Радон" и "Диоксины".

Госкомитет являлся соисполнителем целого ряда других целевых программ.

Большое внимание Госкомитетом и его организациями уделялось подготовке региональных программ оздоровления среды обитания человека и охраны здоровья. В 1995 г. их было принято более 300, однако финансировалось только 177.

Значительным достижением Службы явилась разработка и начало реализации концепции государственной системы социально-гигиенического мониторинга, положение о котором было утверждено Правительством Российской Федерации.

Создан федеральный центр социально-гигиенического мониторинга, на который возложена координация и организация работ по этому направлению на федеральном уровне. Следует отметить большую работу по созданию и совершенствованию системы социально-гигиенического мониторинга в Пермской, Вологодской, Владимирской, Ленинградской, Свердловской, Ростовской областях и Москве.

Усилиями специалистов Службы этих территорий разработаны и утверждены модель организации социлльно-гигиенического мониторинга на региональном уровне, типовой набор минимального количества показателей, схем межведомственного взаимодействия, типовые положения организационного характера.

Большая работа проводилась по усилению Госсанэпиднадзора. С этой целью оборудовано 28 региональных специализированных лабораторных центров, в том числе 11 по контролю за импортной продукцией. 10 токсиколого-гигиенических и 7 радиологических.

В стране завершается создание единой системы санитарной охраны территорий от заноса и распространения инфекционных болезней и токсичных веществ, включающей 254 санитарно-кон-трольных пункта на государственной границе. Как уже отмечалось, создана система гигиенической сертификации потенциально опасных для здоровья населения продуктов.

В сложных условиях крайнего финансового дефицита только в 1995 г. учреждениями Службы выполнено 27 млн исследований пищевых продуктов и воды, более 2 млн исследований воздушной среды, измерений шума, вибрации, электромагнитных излучений, обследовано 290 тыс рабочих мест, исследовано свыше 59 тыс. образцов продукции. Выдано более 88 тыс. гигиенических заключений по выбору земельных участков под строительство, реконструкцию объектов, на тех-нико-экономические обоснования.

В 1995—1996 гг. усилен надзор за соблюдением санитарного законодательства. Только за один год должностными лицами службы наложено 393 тыс. штрафов на юридических лиц и граждан на общую сумму 48 млрд руб., передано в следственные органы 2361 дело. Приостанавливалась эксплуатация более 81 тыс. объектов, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам.

Совершенствовалась внутренняя структура управления службой, во многих центрах Госсанэпиднадзора созданы отделы изучения здоровья населения и среды обитания человека, социаль-но-гигиенического мониторинга, подразделения информатики, метрологии и стандартизации, экономики и планирования.

Программой Правительства Российской Федерации на 1993—1995 гг. "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" к внеочередным задачам в сфере охраны здоровья населения отнесены улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки в стране, предусмотрено приоритетное финансирование государственных и региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны.

Решение поставленных перед Службой задач потребовало коренного преобразования и укреп-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ления госсанэпидслужбы, пересмотра принципов ее структурного построения, управления, ресурсного, правового и социального обеспечения.

Была разработана Концепция развития Госсанэпидслужбы, предусматривающая глубокое ее реформирование.

На основании этой концепции в 1993—1995 гг. выполнена программа развития госсанэпидслужбы.

Так, проведена реорганизация сети учреждений госсанэпидслужбы, в том числе на водном транспорте, упразднено и передано в центры Госсанэпиднадзора административных территорий более 50 маломощных линейных и ряд бассейновых центров. Образовано 8 региональных специализированных лабораторных центров, в том числе 11 по контролю за импортной продукцией, 10 токсиколого-гигиенических центров и 7 радиологических.

Получила развитие внутренняя структура учреждений службы, в которых созданы отделы изучения заболеваемости и среды обитания человека, санитарно-гигиенического мониторинга, информационные, экономики и планирования, метрологии и стандартизации.

Исходя из сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации в стране и прогноза ее развития в ближайшие годы, а также учитывая перспективы развития государственной санитарно-эпидемиологической службы в новых организационных условиях, представляются актуальными следующие основные направления деятельности научных и практических учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на современном этапе:

— усиление государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию и улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, предотвращение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения;

— совершенствование законотворческой деятельности, дальнейшее развитие санитарно-эпи-демиологического нормирования на федеральном и особенно региональном уровне;

— активное участие в реализации среднесрочной программы экономического и социального развития Российской Федерации на 1997—2001 гг.;

— разработка и активизация деятельности по реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Составление и реализация национального плана действий по гигиене окружающей среды;

— повышение действенности государственного санитарно-эпидемиологического надзора, усиление ответственности специалистов службы за достижение конечных результатов в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— научно-методическое, материально-техническое и кадровое обеспечение социально-гигиенического мониторинга;

— завершение разработки экономического механизма управления деятельностью государственной санитарно-эпидемиологической службы и

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

— дальнейшее реформирование структуры органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, направленное на повышение ее самостоятельности в условиях структурной перестройки федеральных органов исполнительной власти;

— активизация работы по заключению соглашений о разграничении полномочий между Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по вопросам обеспече-

ния санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— углубление межведомственного сотрудничества в деятельности по охране здоровья населения и профилактике заболеваний населения;

— расширение объема и повышение качества организационных и практических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, улучшению информированности населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья, укреплению связей с общественными организациями, средствами массовой информации по вопросам санитар но -э п и де м и ол о г и ч ее ко го бла го п ол у ч ия.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1997 УДК 6 Ы.3/.4(470)

Е. Н. Беляев, Н. В. Зайцева, П. 3. Шур (Москва) САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

РОССИИ

Основной задачей госсанэпидслужбы Российской Федерации является мобилизация усилий государства, предприятий, организаций, учреждений и всего населения для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Для решения ее необходим поиск новых путей совершенствования профилактической деятельности, а это требует применения системного подхода к организации санитарно-эпидемиологического обеспечения населения, концентрации усилий на решение приоритетных задач [2, 3|. Все сказанное является предпосылкой к переходу деятельности госсанэпидслужбы от повышения уровня контроля за средой обитания человека и его здоровьем к управлению санитарно-эпидемиоло-гической ситуацией. Исходя из этого, нами разработана система действий по управлению санитарно-эпидемиологическим благополучием населения (см. схему).

В данной схеме предусмотрены анализ доступной информации и проведение дополнительных исследований для постановки проблемы управления санитарно-эпидемиологической ситуацией. Предложены определенные цели управления и критерии их достижения, поиск альтернативных путей управления, принятие решения, разработка механизма его реализации. Запрограммированы оценка эффективности и корректировка решения. Общие схемы управления заканчиваются, как правило, на этапе принятия решений, в лучшем случае на оценке его эффективности. Принципиальное отличие управления санитарно-эпидемиологической ситуацией заключается в том, что даже при достижении в ходе реализации решения поставленной задачи процесс управления на этом не заканчивается, а переходит в стадию стабилизации эффекта. Использование данного подхода позволило научно обосновать введение понятия "санитарно-эпиде-миологическая безопасность" как необходимого условия перехода к санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-

ния" под санитарно-эпидемиологическим благополучием понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Если это определение дано, то термин "санитарно-эпидемиологическая безопасность" нуждается в уточнении.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность

— это основная, определяющая часть санитарно-эпидемиологического благополучия населения, такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором вероятность опасного и вредного воздействия факторов окружающей среды на организм человека не превышает допустимого риска. Достижение санитарно-эпидемиологической безопасности является первоочередным шагом к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. И если уровень санитарно-эпидемиологической безопасности не препятствует жизнедеятельности человека, то уровень санитарно-эпидемиологического благополучия создает благоприятные условия и способствует развитию общества, стимулирует социальную, духовную и физическую активность населения. Санэпидслужба должна обеспечить развитие ситуации от неблагоприятной к безопасной и далее к благополучной.

Нет необходимости останавливаться на расшифровке таких терминов, как "опасность" и "риск", они даны в работе Н. В. Сутокской и М. М. Авхименко [4]. Риск есть количественная мера опасности того, что связанные с нею ушерб или нежелательные последствия станут реальностью. Любой риск может быть рассмотрен как производное вероятности события и величины ущерба, который может быть нанесен [5]. При этом различают несколько уровней риска, которые можно принять в качестве целевых для программ управления санитарно-эпидемиологической ситуации.

Максимально допустимый (приемлемый) риск

— уровень риска, в случае превышения которого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.